Общая социология: Учебное пособие. Общая социология

I. Первый отдел социологии составляет общее учение об обществе. Сюда войдет: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов; сюда же должны быть отнесены и история самой социологии, характеристика современных социологических направлений и учение о методах социологии.

II. Второй отдел социологии составляет социальная механика. Задачей этого отдела, наиболее важного из всех остальных, служит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях. Как бы ни казалась пестрой и красочной общественная жизнь, как бы ни сильны были в нас предрассудки вроде свободной воли человека, каждый из вас обязан с этими предрассудками покончить; если бы действительно свобода воли человека существовала, и если бы ход общественных явлений зависел от этой, не связанной причинными отношениями свободной воли, то, конечно, никакая наука, изучающая общество, не могла бы существовать и ставить своей задачей изучение причинных отношений в мире социальных явлений. С другой стороны, опыт и факты показывают, что закону причинности подчинены и поступки людей, и общественная жизнь. Вот почему социальная механика как часть социологии ставит своей задачей: а) разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы (подобно химии, разлагающей все сложные тела на ограниченное число элементов); б) изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; в) идя этим путем, социальная механика в конечном итоге пытается понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным. Больше того, образно говоря, она хочет построить модель, которая была бы вполне похожей на общество и законы явлений которой объясняли бы и законы общественной жизни.

III. Третьим отделом социологии будет социальная генетика (от "генезис" - значит происхождение и развитие). Содержанием его явится: 1) учение о происхождении и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т. д.; 2) учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов.

Социальная механика исследует и формулирует законы статические, постоянно и во все времена проявляющиеся в общественной жизни; социальная генетика ставит своей задачей формулировку законов исторических, то есть постоянных линий направления, данных во времени и обнаруживающихся с ходом истории.

IV. Четвертым отделом социологии будет социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладной дисциплиной. Его задачей служит формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье. Подобно тому как с ростом физико-химических и биологических наук появились чисто прикладные дисциплины (технология металлов, агрономия, медицина и т. д), которые теоретически данные этих наук обращают на служение человеческим целям, так и социальная политика, пользуясь данными теоретической социологии, может и должна использовать их для практического применения в сфере общественной жизни и целях ее улучшения, короче - в целях роста человеческого счастья, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса. Таковы основные отделы социологии и задачи последних.

Как видим, эти задачи настолько велики и всеобъемлющи, что делают излишними всякие увещания о том, что нужно заниматься социологией, что эта дисциплина стоит того, чтобы поработать над ней, и т. п.

Очертивши кратко предмет социологии, задачи и основные отделы последней, теперь, прежде чем перейти к первому отделу - к общему учению об обществе, - в двух словах я коснусь: а) отношения социологии к другим научным дисциплинам, изучающим общественные явления, б) истории социологии как науки и в) основных направлений, существующих в социологии в настоящее время.

Если предметом изучения социологии является мир людей и высших животных, находящихся в процессе психического взаимодействия, то встает вопрос: каково же отношение социологии к другим социальным наукам? Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук: теорией права, политической экономией, историей, психологией и т. д. Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, стоит последняя?

Ответы, дававшиеся на этот вопрос, распадаются на три группы: одни ученые под социологией понимали совокупность всех социальных наук. В этом случае социология превращалась в простое название, обозначавшее все социальные науки, взятые вместе.Нет надобности доказывать, что в этом случае она становилась пустым местом и, конечно, нет и не может быть никаких оснований для этого пустого места выдумывать специальное название.

Другие социологи пытались выделить социологию из ряда других социальных наук по различию объектов, изучаемых первыми и второю. Так, например, Зиммель, немецкий социолог, считает, что социология, в отличие от других социальных наук, изучает формы общения, тогда как те изучают содержание социальных явлений (религию, право, хозяйство и т. д.). Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, само различение формы и содержания очень неясно; во-вторых, если бы даже это различение и было правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для новой социальной науки и ничуть не уничтожило бы потребности в особой науке, роль которой сейчас играет социология.

В чем же дело? Дело в том, что социология, в противоположность специальным общественно-психологическим наукам, изучает не те или иные отдельные, специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие, родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни одной из них. Политическая экономия изучает только хозяйственную жизнь общества, правовые дисциплины - только право, теория искусства - только явления искусства и т. д.; ни одна из этих дисциплин не изучает те общие свойства, которые имеются и в хозяйственных, и в правовых, и в художественных, и в религиозных явлениях как частных видах общественных явлений. Поскольку все они суть частные виды общественно-психологического бытия, у всех у них должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной специальной наукой, и являются ближайшим объектом социологии. Следовательно, она - наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений.

В этом отношении социология находится в таком же положении по адресу специальных общественных наук, в каком общая биология находится по адресу специальных биологических дисциплин: по адресу зоологии, ботаники и т. д. Как общая биология служит основой для

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социология. Краткий курс. Краткий курс предмет и история социологии
Социология краткий курс.. ru http www litru ru bd b социология краткий курс ооо питер пресс санкт петербург..

Социология. Социология личности
Ответственный за разработку учебно методического комплекса модуля дисциплин магистр социальных наук ст преподаватель Аязбаева.. Казахский Гуманитарно юридический университет..

Общая социология
Ее зборовский.. общая социология.. допущено министерством образования Российской Федерации в качестве..

Социология. Социология в строительной и автодорожной сферах. Учебное пособие
Социология социология в строительной и автодорожной сферах учебное пособие.. к ф н сорокин геннадий вениаминович.. рецензент к ф н доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи..

Лекция первая. История социологии как область знания лекция вторая. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки лекция третья. Социология огюста конта лекции
Оглавление.. от автора.. лекция первая история социологии как область знания лекция вторая из каких идей родилась социология интеллектуальные истоки новой науки..

Программа курса общая социология
Программа курса общая социология автор кравченко а и доктор социологических наук профессор мгу им м в.. тема социальная стратификация.. теория стратификации п сорокина функциональная теория стратификации современное понимание стратификации основания..

Социология: Психология и социология личности
Хрестоматия часть вторая.. Магнитогорск Часть Психология и социология личности..

Социология образования методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения по программе специалитета специальности «социология»
Утверждаю.. ректор университета..

Лекции история социологии как область знания. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки. социология огюста конта О границах социологии и ее истории
Оглавление.. От автора.. Лекция первая История социологии как область знания лекция вторая из каких идей родилась социология интеллектуальные истоки новой науки..

Общая терминология
Основные позы в классическом танце.. корпус ровный позвоночник находится в состоянии физиологического положения.. наклон назад корпус от талии отклонен назад наклон в сторону корпус от талии наклонен в сторону..

0.033

Рассматриваются основные теоретические положения социологической науки и этапы ее развития. Раскрывается содержание учений об обществе, социальных институтах, личности, динамике социальных процессов. Анализируются специфика и структура социологического знания и социологического исследования.
Для студентов, обучающихся по специальности «Социология», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.

Перед Вами, читатель, третье издание учебника по общей социологии. Первое было опубликовано в 1997 г., второе - в 1999 г. Оба издания разошлись очень быстро. Между тем многие заявки па учебник оказались не удовлетворены и продолжают поступать. В 2000 г. был принят новый Государственный образовательный стандарт, в связи с чем появилась необходимость дополнить и исправить предыдущие издания книги.

Однако причины публикации нового издания выходят за пределы названных. За последние годы в мире произошли громадные изменения, которые наложили отпечаток как на жизнь человечества в целом, так и на процессы, происходящие в российском обществе. Борьба с международным терроризмом, резко активизировавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке - разрушение зданий Всемирного торгового центра, - последовавший вслед за ним разгром движения «Талибан» в Афганистане, война в Ираке, в которую оказались вовлечены прямо или косвенно десятки стран, усиливающиеся процессы глобализации, с одной стороны, антиглобалистской борьбы - с другой, быстрое распространение по планете эпидемии новой страшной болезни - атипичной пневмонии, угрожающей жизни и здоровью десятков тысяч жителей многих стран, - вот далеко не полный перечень чрезвычайных событий лишь последних полутора лет, которые требуют социологического осмысления.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Раздел I. Введение в социологию
Глава I. Общество - социология - личность 9
§ 1. Первый взгляд на социологию 9
§ 2. Функции социологии 12
§ 3. Приглашение в социологию 17
Вопросы и задания 23
Литература 24
Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX - начале XX в 25
§ 1. Предпосылки возникновения социологии 25
§ 2. Позитивизм и натурализм в социологии 28
§ 3. К. Маркс и его роль в социологии 32
§ 4. Психологическое направление в социологии 35
§ 5. Классическая немецкая социология 39
§ 6. Социологическое творчество Э. Дюркгейма 44
§ 7. Предыстория эмпирической социологии 47
§ 8. Русская социологическая мысль 49
Вопросы и задания 52
Литература 52
Глава 3. Социология XX в.: эмпирия и теория 53
§ 1. Развитие эмпирической социологии на Западе в 1920-1930-х гг 53
§ 2. Теоретическая и эмпирическая социология в 1940-1960-х гг 56
§ 3. Развитие социологии на Западе в 1970- 1980-х гг 64
§ 4. Современные движения и теории в социологии 73
§ 5. Отечественная социология: от этапа к этапу 81
Вопросы и задания 87
Литература 87
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Глава 4. Объект и предмет социологии 91
§ 1. Объект социологии 91
§ 2. Предметные зоны социологии 94
§ 3. Социология и другие науки 102
Вопросы и задания 113
Литература 113
Глава 5. Специфика социологического знания 114
§ 1. Природа и характер социологического знания 114
§ 2. Социальный факт 117
§ 3. Знание как предмет социологии знания 121
Вопросы и задания 128
Литература 128
Глава 6. Структура социологического знания 129
§ 1. Подходы к с структуре и отрасли социологическою знания 129
§ 2. Уровни социологическою знания 152
§ 3. Ступени социологического знания i9
Вопросы и задания 142
Литература 143
Глава 7. Структура социологического исследования, ею этапы и элементы 144
§ 1 Виды социологического о исследования 145
§ 2 Программа социологического исследования
§ 3 Методически и раздел программы
§ 4 Обработка и обобщение социологической информации 160
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации 164
§ 1 Изучение документов 164
§ 2 Социологическое наблюдение 167
§ 3 Опрос 168
§ 4 Классификация вопросов 173
§ 5 Изучение бюджета времени 176
§ 6 Качественные мет сады в социологии 178
Вопросы и задания 183
Литература 184
Раздел III. Общество и его структура
Глава 9. Социальная общность и ее виды 187
§ 1 Понятие социальной общности в зарубежной и отечественной социологии 187
§ 2 Факторы функционирования социальных общностей 192
§ 3 Виды социальных общностей 195
Вопросы и задания 201
Литература 201
Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 202
§ 1 Трактовка общества в истории социологии и современных социологических теориях
§ 2 Общество как социальная общность 208
§ 3 Общество как социальная система 214
Вопросы и задания 219
Литература 220
Глава 11. Общество и культура 221
Понятие культуры Культура как базис общества 221
§ 2 Элементы культуры 227
§ 3 Этноцентризм и культурный релятивизм 233
Вопросы и задания
Литература 236
Глава 12. Специфика современного российского общества как социальной общности и социальной системы 237
§ 1 Социальный кризис и его особенности в России 2-57
§ 2 Социологические аспекты реформирования российского общества 244
Вопросы и задания 253
Литература 253
Глава 13. Структура общества
§ 1 Морфология общества
§ 2 Основные концепции социальной структуры в западной социологии
§ 3 Концепции социальной структуры
Вопросы и задания
Литература
Глава 14. Социальная стратификация и социальная мобильность
§ 1 Понятие социальной стратификации
§ 2 Социальная стратификация российскою общества
§ 3 Социальная мобильность
Вопросы и задания
Литература
Глава 15. Социальные группы
§ 1 Проблема социальных групп
§ 2 Понятие и структура социальной группы
§ 3. Классификация социальных групп
Вопросы и задания
Литература
Глава 16. Социальные организации
§ 4 Социальная организация и управление
Вопросы и задания
Литература
Глава 17. Социальное управление
§ 1 Социальное управление как вид управления в обществе
§ 2 Система социальною управления
§ 3 Уровни и функции социального управления
§ 4 Социальное управление и социальная политика
Вопросы и задания Литература
Раздел IV. Социальные институты
Глава 18. Понятие и виды социальных институтов
§ 1 Понятие социального института
§ 2 Структура и функции социального института
§ 3 Классификация социальных институтов
Вопросы и задания
Литература
Глава 19. Социальные институты в сфере экономики
§ 1 Понятие экономического института
§ 2 Институт собственности
§ 3 Институт рынка
§ 4 Институт производства
Вопросы и задания
Литература
Глава 20. Социальные институты в сфере политики
§ 1 Понятие политического института
§ 2 Институт власти
§ 3 Институт государства
§ 4 Институт политических движении и партий
Вопросы и задания Литература
Глава 21. Социальные институты в социальной сфере
§ 1 Понятие института в социальной сфере
§ 2 Институт образования
§ 3 Институт семьи Вопросы и задания Литература
Глава 22. Социальные институты в духовной сфере
§ 1 Понятие института в духовной сфере
§ 2 Институт науки
§ 3 Институт религии
§ 4 Институт культуры Вопросы и задания Литература
Раздел V. Личность
Глава 23. Понятие личности и ее типология
§ 1 Личность как научная проблема
§ 2 Понятие личности в социологии
§ 3 Типология личности Вопросы и задания Литература
Глава 24. Социальные статусы и социальные роли
§ 1 Социальный статус его понятие и виды
§ 2 Понятие и структура социальной роли
§ 3 Ролевой конфликт и способы его преодоления
Вопросы и задания Литература
Глава 25. Структура личности
§ 1 Подходы к изучению структуры личности
§ 2 Внутриличностные механизмы
§ 3 Структура деятельности личности
Вопросы и задания Литература
Глава 26. Образ жизни личности
§ 1 Понятие образа жизни
§ 2 Структура образа жизни
§ 3 Жизненный путь личности
Вопросы и задания Литература
Глава 27. Социализация личности
§ 1 Понятие социализации, ее фазы и этапы
§ 2 Социальные факторы социализации
Вопросы и задания 508
Литература 509
Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль 510
§ 1 Понятие отклоняющегося поведения 510
§ 2 Теории отклоняющегося доведения 513
§ 3 Типология отклоняющегося поведения 515
§ 4 Социальный контроль 520
Вопросы и задания 523
Литература 524
Раздел VI. Социальные изменения и процессы
Глава 29. Динамика социальных процессов 527
§ 1 Социальные изменения и социальные процессы 527
§ 2 Классификация социальных процессов 532
§ 3 Социальные процессы противоречия и конфликты 534
Вопросы и задания 539
Литература 539
Глава 30. Социальное поведение и общественные движения 540
§ 1 Социальное поведение и его типы 540
§ 2 Общественные движения и их исследования в социологии 543
Вопросы и задания 551
Литература 551
Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 552
§ 1 Инновация как социальный процесс и источник социальных изменении 552
§ 2 Модернизация и постмодернизм в социологии 559
Вопросы и задания 568
Литература 568
Словарь основных понятии и терминов 569
Литература 579.

Социологическая наука как часть современного обществоведения.

Объект и предмет социологии. Роль системного подхода в выявлении объекта и предмета социологии. "Социальное" как интегральное системное качество общественных явлений и объект исследования социологии. Проблема предмета социологии. Специфика предмета социологии. Роль понятийно-категориального аппарата социологии в определении ее предмета. Развитие предмета социологии в основных социологических парадигмах.

Законы и категории социологии. Специфика социологических законов. Концепции, отрицающие наличие социальных и исторических законов. Система социологических категорий.

Методология социологии. Роль общенаучных средств и методов в формировании социологического знания. Специфические методы социологии.

Структура социологического знания. Теоретическая и эмпирическая социология. Фундаментальная и прикладная социология. Макросоциология и микросоциология. Социологические и социальные исследования. Проблемы отраслевых социологий (экономическая социология, социология труда, социология права и т.д.)

Функции социологии. Полифункциональность социологии. Основные функции: познавательная, прогностическая, управленческая, регулятивно-практическая и др.

Социология в системе общественных наук. Социология и социальная философия. Социология и история. Социология и политология. Социология и социальная психология. Социология и экономические науки. Необходимость использования социологического знания в общественных науках.

  • Тема: История развития социологической мысли >>

    Своеобразие развития социологического знания и проблемы его периодизации. Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии.

    Основоположники социологии. Шарль Луи Монтескье - предвестник социологии. Огюст Конт как основатель науки социологии, основоположник позитивизма в социологии.

    Карл Маркс - основоположник материалистической теории общества. Политический и научно-социологический аспекты в теории марксизма, их связь и противоречия.

    Н.Г. Спенсер - основоположник натурализма в социологии. Натуралистические школы в социологии: социал-дарвинистская (Л. Гумплович) и расово-антропологическая (Гобино).

    Психологическое направление в социологии: Л. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Ч. Кули.

    Вклад Ф. Тенниса и Г. Зиммеля в институционализацию социологии.

    Социология "на стыке веков". Эмиль Дюркгейм и его принципы создания социологии на позитивистской основе.

    Макс Вебер. Критика экономического детерминизма Маркса. Эволюция веберовской концепции социологии и "веберовский ренессанс" в современной социологии.

    Неопозитивизм в социологии. Индустриализм 20-30-х гг. ХХ в.

    "Технологизация" и "индустриализация" социологического знания. Элтон Мейо - основоположник американской индустриальной социологии. Теории А. Маслоу, Д. Макгрегора, Р. Парка.

    Школы в социологии, противоречащие неопозитивизму: экзистенциализм, феноменология, теологическая концепция общества.

    Важнейшие проблемы социологии и ее специализация: социология социальной структуры и социальной мобильности, урбанистическая социология, политическая социология и др.

    Структурный функционализм в социологии: Толкотт Парсонс, Роберт Мертон. Парсоновская концепция социальной системы. Программа создания теорий среднего уровня Р. Мертона. Развитие функционалистской теории в работах К. Дэвиса и Д. Мура. Кризис методологии структурного функционализма. Постфункциональный подход.

    Попытки переосмысления классической социологической парадигмы. Франкфуртская школа. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

    Теория конфликта (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф).

    Теория социального обмена (Ж. Хоманс, П. Блоу, Р. Эмерсон).

    Символический интеракционизм (Г. Мид) и этнометодология (Г. Гарфинкель).

    Проблемы и перспективы развития мировой социологической науки.

    Социальные предпосылки и теоретический источник возникновения социологической мысли в России. Особенности развития русской социологии.

    Социологические концепции М. Ковалевского и П. Сорокина, их роль в формировании русской и мировой социологической мысли.

    Институционализация социологии в России.

    Значение политических и идеологических факторов в противоречивости отношения к социологии.

    Развитие социологии в период перестройки. Гражданское значение социологии. Новые направления социологических исследований. Задачи социологии в современной России и ее место в системе общественных наук.

  • Тема: Методология и методика социологических исследований >>

    Понятие программы социологического исследования. Программа социологического исследования - реализация общетеоретических и методологических принципов теории познания, общесоциологической и специальных теорий. Структура программы: методологический и методический разделы.

    Определение цели и задач в социологическом исследовании.

    Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ объекта. Гипотеза в социологическом исследовании. Взаимосвязь гипотез и задач исследования.

    Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.

    Измерение в социологии. Виды шкал.

    Понятие выборочной совокупности в социологическом исследовании. Формирование выборки, ее репрезентативность. Способы построения выборочной совокупности.

    Понятие метода в социологии. Классификация социологических методов.

    Анализ документов в социологическом исследовании. Классический анализ и контент-анализ. Наблюдение в социологии, его особенности и сфера применения. Виды наблюдения. Программа наблюдения, методы обработки результатов наблюдения. Опрос в социологическом исследовании. Виды опроса, их достоинства, недостатки, специфика применения. Виды вопросов, их особенности. Социометрический опрос, его особенности. Обработка результатов социометрического опроса.

    Эксперимент в социологии. Классификация социологических экспериментов и основные требования к их организации.

    Количественные и качественные методы в социологии. Кейс-стади (case-study) или этнографический метод как один из наиболее распространенных качественных методов.

    Верификация эмпирических фактов в социологическом исследовании. Обработка социологической информации. Расчет удельных весов и построение таблицы сопряженности признаков.

  • Тема: Социальные общности >>

    Понятие социальной общности как субъекта самостоятельного действия. Многообразие конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм общностей. Массовые общности и социальные группы. Квазигруппы: толпа, социальные круги, аудитории.

    Социальные группы - основная форма социальных общностей. Различие между понятиями "социальная группа", "группа", "социальная общность". Виды социальных групп. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов: ингруппа и аутгруппа, референтные группы (нормативные и сравнительные). Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами: первичные и вторичные группы, малые и большие группы. Статистические и реальные группы.

    Групповая динамика: руководство и лидерство, сплоченность группы, групповое давление, особенности групповых эффектов и др.

    Понятие социально-территориальной общности. Закономерности и факторы формирования и развития социально-территориальных общностей. Город и село как основные формы расселения и виды социально-территориальных общностей. Социальная структура территориальных общностей, современные тенденции ее развития. Образ жизни городского населения. Современные проблемы города и пути их решения.

    Этнические общности. Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации.

    Молодежь как особая социально-демографическая группа: специфика ее сознания и поведения. Потребности и интересы молодежи, пути и формы их удовлетворения.

  • Тема: Личность как активный субъект общественной жизни >>

    Многозначность и дискуссионность понимания личности. Отличие понятия "личность" от смежных понятий: человек, индивид, индивидуальность. Специфика социологического подхода к изучению личности, его отличия от социально-философского и социально-психологического. Личность как источник социальной жизни, как ее элемент, как субъект социальных взаимодействий и социальных институтов.

    Два понимания личности в социологии. Личность как нормативный тип ("модальная личность"). Личность как индивид, включенный в различные виды социальных взаимодействий посредством своей деятельности.

    Ролевая теория личности. Функции личности, их обусловленность включением в разнообразные социальные взаимодействия и отношения. Социальный статус личности как совокупность ее функций, ее права и обязанности, место человека в общественной иерархии. Множественность статусов. Генеральные (всеобщие) статусы. Предписанные и приобретенные статусы. Формализованные и неформализованные статусы. Иерархия статусов.

    Социальная роль как динамичный аспект социального статуса.

    Ролевой набор. Ролевое ожидание и ролевое исполнение (поведение). Ролевая напряженность и ролевой конфликт.

    Социализация личности. Этапы социализации: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. Первичная социализация и ресоциализация (вторичная социализация). Агенты социализации, их функции. Факторы социализации: система ролей и статусов в обществе, система социальных организаций и институтов, система ценностей и социальных норм, конкретные события социальной реальности. Фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация.

    Социальные установки личности. Понятие аттитюда. Функции аттитюда. Структура аттитюда. Концепция диспозиционной регуляции поведения личности (В.А. Ядов). Уровни диспозиции и виды социальных установок (элементарные установки, социальные фиксированные установки, базовые социальные установки, ценностные ориентации личности).

    Теории развития личности (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон,Ж. Пиаже).

  • Тема: Социальные связи и социальное поведение >>

    Социальные контакты как тип кратковременных социальных связей. Виды социальных контактов: пространственные, заинтересованные, обмена.

    Понятие социального действия. Теория социального действия М.Вебера. Типы социального действия и социального поведения: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное (эмоциональное), традиционное. Механизм совершения социального действия: потребности и мотивация. Структура социального действия. Концепция Т. Парсонса, П. Сорокина.

    Социальное взаимодействие (интеракция) как обмен действиями: микроуровень и макроуровень. Теории межличностного взаимодействия и социального поведения: теория обмена (Дж. Хоуманс), символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер), этнометодология (Г. Гарфинкель),психоаналитическая теория (З. Фрейд).

    Взаимопонимание как важнейшая характеристика социально взаимодействия. Социальные роли как совокупность ожиданий, определяющих поведение личности. Формальные и неформальные социальные роли.

    Понятие социальной нормы как условия упорядочения социального взаимодействия. Взаимосвязь социальных ролей и социальных норм. Функции социальных норм. Формальные и неформальные социальные нормы.

  • Тема: Девиация и социальный контроль >>

    Понятие девиации. Девиация и социализация. Ассоциация и диссоциация.

    Социальные ожидания и девиантное поведение. Делинквентное поведение. Нормы и ценности. Норма и патология: социологический аспект. Типы отклоняющегося поведения: культурное и психическое; индивидуальное и групповое; первичное и вторичное; культурно одобряемое и культурно осуждаемое. Типология девиации Р. Мертона. Девиация как процесс, включающий: создание норм, совершение девиантного поступка, признание поступка девиантным, признание человека девиантом, стигматизацию, следствия стигматизации, коллективные формы девиации.

    Причины девиации.

    Теории происхождения девиантного поведения. Теории физических типов (биологические) Ч. Ломброзо, Э. Кречмера, В. Шелдона. Психоаналитические теории. Социологические (культурные) теории социальных отклонений(Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон, Л. Спрей, Дж. Рубек и др.).

    Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы. Функции социального контроля. Формальный и неформальный методы социального контроля, самоконтроль. Социальный контроль и позиции социальных институтов (политики, образования, культуры, морали и др.). Способы реализации социального контроля: через социализацию, через групповое давление, через принуждение. Социальные санкции и их классификация. Динамическая модель социального контроля.

    Проблемы демократизации и гуманизации социального контроля.

    Кризис общества и проблемы девиантного поведения. Рост преступности: причины, пути и способы снижения. Анализ криминогенной мотивации. Проблемы карательных и исправительных учреждений в современных условиях российского общества.

  • Тема: Социальная структура и социальная стратификация >>

    Основные методологические подходы к проблеме классовой стратификации в зарубежной и отечественной литературе. Теории Г.Спенсера, К.Маркса, М.Вебера, А.Гоулднера, Э.Райто. многокритериальные теории стратификации. Особенности современных теорий стратификации.

    Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Социальная стратификация и социальная дифференциация.

    Понятия «социальный класс», «социальный слой», «социальная группа», «страта». Значение понятий «статус», «социальная позиция», «социальная роль».

    Основные формы социальной стратификации: экономическая, политическая, профессиональная, образовательная и др. понятия о количественных и качественных различиях форм стратификации.

    Социальная мобильность: понятие, классификация. Основные факторы мобильности. Позитивные и негативные последствия индивидуальной и групповой мобильности. Взаимосвязь социальной мобильности и социальной стратификации.Особенности и последствия социальной мобильности в переходный период.

    Теоретические подходы к анализу социальной структуры постсоветского общества.

    Методы изучения социальной структуры и стратификации: самоидентификация, метод объективных критериев, репутационный метод. Методы измерения неравенства.

    Теоретические подходы к измерению бедности (социал-дарвинизм, эгалитаризм). Абсолютная и относительная бедность (депривация). Субкультура бедности.

    Понятие среднего класса. Подходы к изучению и измерению среднего класса.

  • Тема: Социальные организации и социальные институты >>

    Организация как социальный феномен и как специфическая социальная система. Признаки организации. Соотношение понятий "организация" и "управление". Основные концепции организации: "организация-машина", "бюрократическая модель", "организация-община", "естественная организация". Типология организаций.

    Понятие социального института как одной из базовых социальных дефиниций. Социальные потребности как основа появления институтов.

    Процесс институционализации и развитие институтов. Индивидуальные роли в институциональном поведении. Институциональные признаки: установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс устный и письменный, идеология.

    Классификация институтов по следующим критериям: сферы и функциональное содержание деятельности, характер организации, формальные и неформальные основания и др.

    Условия функционирования институтов. Институциональные функции: явные и латентные. Дисфункции социальных институтов.

    Институт семьи. Понятия "брак" и "семья". Структура семьи. Исторические формы и типы брачно-семейных отношений. Функции семьи: сексуального регулирования, репродуктивная, социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая.

    Образование как социальный институт. Содержание и роль образования в жизни общества. Социальные функции и цели образования. Взаимозависимость образования и общества: общественный строй и образование, образование и идеология.

    Специфика религии как социального института. Определение религии, ее элементов. Типы религий и формы религиозных организаций. Культура, мораль, религия: их взаимоотношение и взаимосвязь. Социальное значение и функции религии: функционализм и теория конфликта.

    Специфика политики и политической деятельности. Политическая система как социальный институт и ее функции. Типы политических систем и режимов. Соотношение гражданского общества и государства. Воспитание политической и правовой культуры граждан как условие их социальной активности.

    Экономика как социальный институт. Типы и виды экономических систем. Структура экономики в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе, взаимосвязь экономических и социальных проблем.

  • Тема: Социальные изменения в современном мире >>

    Социальные изменения как переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модернизация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.

    Взаимодействия структурных элементов общества и социальные изменения.

    Сущность, факторы, формы социальных изменений.

    Виды социальных изменений: открытие, изобретение, диффузия, сопротивление социальным изменениям.

    Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие. Теория Т. Парсонса о социальных изменениях с позиции системно-функционального анализа: "изменения равновесия" и "изменения структуры".

    Социальные изменения в аспекте теории социальной эволюции (дарвинизма).

    Вклад Э. Дюркгейма в развитие идей социального эволюционизма. Теория индустриального общества: французский социолог Р. Арон и американский экономист и политолог У. Ростоу. Теория К. Маркса и Ф. Энгельса о революционном преобразовании общества.

    Социологические взгляды О. Конта и Г. Спенсера о социальных изменениях. Конфликтологическое направление в социологии о природе социальных изменений.

    В. Огбер о трех основных формах социальных эффектов инноваций: дисперсия или множественные эффекты; последующие или производные эффекты; конвергенция или соединение нескольких влияний различных изобретений.

    Социальная эволюция и социальная революция как объективное выражение социальных изменений.

    О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгеймо классическом эволюционизме.

    Г. Парсонс о четырех основных механизмах социальной эволюции: дифференциации, возрастании адаптивности, механизме включения, ценностной генерации. Неоэволюционистская концепция Парсонса.

    Концепция социальных изменений П. Сорокина и его теорема флуктуации.

    Концепция структурации А. Гидденса. Три источника социальных изменений современного общества.

    Интерпретация социальных изменений П. Штомпка.

    Теория модернизации. Сущность процесса модернизации и его проявления. Теория конвергенции.

    Концепция прогресса и регресса. Сущность социального прогресса. Критерии определения уровня прогрессивности общества в социологии: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Феномен «бегства от свободы» Э. Фромма. Зарождение третьего критерия прогресса: уровень нравственности в обществе. Переход индустриальной и техногенной цивилизации в информационную.

    Источники социальных изменений: рост населения, изменения в окружающей среде, перемены в области технологии и культуры.

    Демографические основы общественной жизни и влияние демографических процессов на социальное развитие. Социально-демографические параметры общества: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграционный обмен, процентное соотношение половозрастных групп в составе населения.

    Тенденции в развитии народонаселения. Факторы, влияющие на изменение народонаселения и его последствия. Народонаселение и социальные изменения.

  • Тема: Экономическая социология >>

    Взаимодействие экономической и социальной сфер общества как объектная область экономической социологии. Особенности методологии экономической социологии. Категориальный аппарат экономической социологии.

    Этапы становления экономической социологии за рубежом. Первый этап - "классическая экономическая социология" (К. Маркс, М. Вебер, Т. Веблен). Второй этап - развитие эмпирических исследований (Э. Мейо,Д. Макгрегор, У. Уайт). Третий этап - институционализация экономической социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). Четвертый этап - кризис. Современная западная экономическая социология как сравнительная макросоциология.

    Социальные предпосылки и этапы развития экономической социологии в нашей стране. Задачи развития экономической социологии в России в переходный период.

    Социальные механизмы как регуляторы социальных процессов. Социальный механизм развития экономики: структура, элементы и связи. Частные социальные механизмы.

    Социально-экономическая активность субъектов экономической жизни и ее виды: деятельность, поведение и взаимодействие. Особенности деятельности и поведения. Виды социально-экономического поведения. Трудовое поведение работников и его основные характеристики. Управленческое поведение и предпринимательская активность

    Экономико-социологический подход к изучению социальной структуры общества. Платформы экономических отношений как основа дифференциации социальных субъектов. Типы субъектов экономических отношений. Типы частных экономико-социологических подструктур.

    Экономическая культура как регулятор социально-экономического развития. Функции экономической культуры общества. Место экономической культуры в социальном механизме развития экономики. Интегральные характеристики экономической культуры. Историческое развитие экономической культуры в России. Необходимость формирования новой экономической культуры.

  • Тема: Социология труда >>

    Предметная область социологии труда. Социально-трудовые отношения и социальные процессы в сфере труда.

    Становление и развитие социологии труда как отрасли социологического знания. История зарубежной социологии труда. Социология труда в России: история развития и характеристика современного состояния.

    Труд как базовый социально-экономический процесс. Трансформации в сфере труда и их всеобъемлющий характер. Изменения в области организации трудовых процессов. Понятие "занятость" и трансформация его содержания. "Гибкость" занятости и форм трудовой деятельности. Изменения в содержании и характере труда под воздействием научно-технического прогресса: гуманизация и дегуманизация труда, деквалификация трудовой деятельности.

    Рынок труда и безработица. Механизм функционирования рынка труда. Сегментация рынка труда. Стратегия эффективной занятости. Роль государства в условиях рыночного регулирования занятости. Система социальной защиты занятости населения.

    Трудовые группы и их функции. Типология трудовых групп. Социальная структура трудовой группы, ее определение в российской и западной социологии. Формальные и неформальные отношения в процессе труда. Социально-психологические аспекты функционирования трудовых групп. Трудовой конфликт: его определение, признаки, методы урегулирования. Современные проблемы и тенденции функционирования трудовых групп: атомизация, деструктуризация функций.

  • Рекомендовано ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования

    Рецензенты:

    А. Л. Маршак , заведующий кафедрой социологии и гуманитарных дисциплин Российской академии предпринимательства, д-р филос. наук, проф.,

    Э. В. Онищенко , д-р пед. наук, проф.

    Авторы: М.М. Вышегородцев (гл. 1, 2, 9, общ. ред.), Г.Т. Журавлев (гл. 4, 5, 6, ит. тестир., глоссарий), С.А. Шапиро (гл. 7, 8, 10, 13, 15), О.В. Шатаева (подразд. 3.1, гл. 11, 12), Н.Е. Коршунова (подразд. 3.2, гл. 16, 17), Е.А. Марыганова (гл. 14).

    От авторов

    Данное учебное пособие представляет собой краткий курс общей социологии, дающий возможность изучить дисциплину «Социология» студентам технических, экономических и других специальностей, в стандарт образования которых входит данный предмет.

    Настоящее пособие базируется на лекционных курсах различных социологических и смежных дисциплин, читаемых авторами – доктором экономических наук, профессором М. М. Вышегородцевым , доктором философских наук, доктором экономических наук, профессором Г. Т. Журавлевым С. А. Шапиро , кандидатом исторических наук, доцентом О. В. Шатаевой , кандидатом социологических наук, доцентом Н. Е. Коршуновой , кандидатом экономических наук, доцентом Е. А. Марыгановой в Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева, Российской академии предпринимательства, Московском государственном университете путей сообщения, Московском государственном университете экономики, статистики и информатики.

    В объем данного учебного пособия включен текст вышедшего в 2002 г. учебного пособия профессора Г. Т. Журавлева «Прикладная социология».

    Учебное пособие базируется на широком спектре отечественных и зарубежных источников, которые авторы рекомендуют читателям для получения фундаментальных знаний в области общетеоретической социологии, отраслевых социологических теорий и элементов прикладной социологии, необходимых для проведения социологических исследований в любой сфере деятельности.

    Предмет «Социология» опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «История отечества», «Философия», «Культурология», «Экономическая теория», «Правоведение», «Основы менеджмента», а также ряда других факультативных дисциплин.

    Пособие снабжено контрольными вопросами, практическими заданиями и тестами по каждому разделу или блоку изучаемого материала, объединяющего несколько глав. Это позволяет студентам проверить степень усвоения полученных знаний. В нем также содержатся тесты, помогающие в игровой форме усвоить некоторые психологические характеристики индивидов, являющихся объектом социологического изучения.

    В качестве примеров используются результаты исследований, проведенных авторами совместно со студентами в различных сферах общественной деятельности. В конце пособия приведены темы рефератов, а также перечень экзаменационных вопросов. Предложенный словарь терминов позволит запомнить основные понятия и определения, входящие в состав курса, и сыграет роль своеобразного помощника в подготовке к экзамену или зачету.

    Авторы благодарят рецензентов – заведующего кафедрой «Социологии и гуманитарных дисциплин» Российской академии предпринимательства, доктора философских наук, профессора А. Л. Маршака и заведующую кафедрой «Социологии, социальной работы и молодежной политики» Института международных социально-гуманитарных связей, доктора педагогических наук, профессора Э. В. Онищенко за ценные замечания и рекомендации, учтенные при написании данной работы

    Авторы признательны студентам, которые в течение нескольких лет были первыми критиками позиций, лежащих в основе настоящего учебного пособия, и надеются, что оно послужит высоким целям, стоящим на современном этапе перед российской социологической наукой и системой высшего профессионального образования.

    Москва, сентябрь 2009 г.

    Введение

    Курс социологии, изложенный в данном учебном пособии, рассчитан на студентов специальностей несоциологического профиля, получающих высшее образование.

    Программа курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта первого цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин с учетом структуры высшего профессионального образования и нормативов учебной нагрузки студента высшего учебного заведения.

    Социологическая подготовка предполагает овладение совокупностью знаний, способствующих формированию студента как личности, помогает развитию ответственности и сознательному выбору гражданской позиции в соответствии с имеющимися у каждого интересами и ценностными ориентациями.

    Овладение социологическими знаниями позволяет любому специалисту осмыслить систему социальных отношений в обществе, понять социальные предпосылки, механизмы и последствия его профессиональных действий.

    Изучение курса дает возможность студенту освоить необходимую сумму знаний по основным разделам программы, а также закрепить полученные знания и развить навыки самостоятельной работы.

    Изложенный в пособии учебный материал можно использовать при любой форме обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и дистанционной (экстернате).

    По окончании изучения дисциплины «Социология» студент получает основы социологических знаний в объеме, обеспечивающем осмысление теоретико-методологических проблем социологии, ее истории, методики и специальных социологических теорий, раскрывающих функции, структуру и механизм социальной сферы общества.

    Структурно материал курса, изложенный в пособии, разделен на три раздела, включающие 17 глав.

    1. Общетеоретическая социология, исследующая вопросы истории становления социологической науки и теории социологии.

    2. Прикладная социология, рассматривающая вопросы методологии, методики и техники проведения социологических исследований.

    3. Отраслевые социологические теории.

    Такая структура определяется потребностями социологической подготовки и уровнем осмысления основных направлений социологической науки.

    Изучение материала построено на принципе междисциплинарных связей и дает возможность использовать знания, полученные студентами в ходе изучения общеобразовательных гуманитарных дисциплин (философии, культурологии, экономики, права, основ менеджмента), как основу для более глубокого осмысления социальных закономерностей развития общества.

    В связи с этим первый раздел посвящен анализу знаний в области истории и теории социологии, отражает основные этапы развития социологической науки, знакомит студентов с взглядами и концепциями ведущих социологов мира, с вкладом социологических знаний в общую мировую науку.

    Второй раздел позволяет овладеть методологией социологического исследования, являющейся базисной частью как отдельных социологических теорий, так и эмпирических социологических исследований. Изучив его, студенты смогут овладеть методикой и техникой социологического исследования, методами эмпирических исследований, получат представление о возможностях количественных и качественных методов социального анализа.

    Изучение материала третьего раздела позволяет приобрести знания в области социологических теорий, дающих возможность освоить особенности изучения социальной сферы, оценки потенциала инфраструктуры, способы и процедуры диагностики и прогноза социального развития, контроля ситуации в социальной сфере.

    В целом изучение материала, изложенного в данном пособии, дает общее представление о роли социологической науки и позволяет выбрать наиболее интересующее направление для его дальнейшего фундаментального изучения.

    Раздел 1. Общетеоретическая социология

    Глава 1. Объект, предмет, задачи и методы социологии

    Для чего мы изучаем социологию? Что главное в социологии? В переводе с древнегреческого языка социология означает – «наука об обществе». Слово «социология», обозначающее определенную область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в работе «Курс позитивной философии», написанной в 1830–1842 гг. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Однако эта наука изучает не только общество как таковое. Его различные аспекты изучают многие науки в комплексе. Экономические аспекты, связанные с выявлением сущности экономических отношений и процессов, находятся в центре внимания экономических наук, начиная с экономической теории. Политический строй общества – комплекс политических и правовых наук и т. д.

    Социология же изучает человека в среде других людей, т. е. в социуме, связь человека с другими людьми, его деятельность, направленную на других людей, его поведение и т. д. Поэтому объект изучения социологии крайне обширен. Практически любую деятельность человека можно подвергнуть социологическому изучению и создать новое направление – социологию той или иной отрасли. В рамках нашего курса мы с вами, разобравшись в том, как возникла социология, изучив ее основные понятия, освоив, как проводится социологическое исследование, кратко рассмотрим основные направления социологии, которым уделяется значительное внимание в специальных социологических теориях.

    Для того чтобы выявить, что изучает наука, определяют ее объект и предмет. Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

    Соответственно объектом социологии, как и других социальных наук, является социальная сфера гражданского общества. Само понятие «общество» возникло в конце XVIII в., после Великой французской буржуазной революции. До этого употреблялось понятие «государство».

    Что же такое гражданское общество ? Это совокупность организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди в целом и каждый человек в своей публичной и частной жизни 1
    Тощенко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 47.

    Предметом науки является то, что отличает объект одной науки от объекта другой. Так, например, труд изучают и социология, и психология, и экономика, и право. Однако специфические особенности труда, изучаемые с точки зрения законов и закономерностей конкретной науки, отличаются друг от друга. Эти отличительные свойства и являются предметом науки.

    Предметом социологии на современном этапе являются социальные отношения как объективная реальность, проявляющаяся в совместных формах жизнедеятельности людей 2
    Кипрева О. П.

    Исходя из этого, социология как наука имеет дело с тремя основными группами явлений, находящимися в тесной взаимосвязи.

    1. Взаимодействие множества индивидов, объединенных общими обстоятельствами (место жительства, место работы).

    2. Иерархия социальных статусов и социальных ролей индивидов (занимаемая должность, место в семье).

    3. Совокупность норм и ценностей, определяющих характер поведения людей как элементов социума (свобода, труд, ответственность, любовь и т. п.).

    Эта совокупность явлений определяет предметное поле социологии как науки.

    Таким образом, мы можем дать следующее определение социологии, введенное выдающимся русско-американским ученым-социологом Питиримом Сорокиным : «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты этой деятельности».

    Какие функции выполняет социология как общественная наука?

    Можно выделить две основные – теоретико-познавательную и управленческую. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые иногда рассматриваются как самостоятельные. На самом деле это задачи социологии, через решение которых и реализуются функции, речь о которых пойдет чуть ниже. Теоретико-познавательная и управленческая функции тесно связаны. Первая направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий развития. Ее целью является изучение и выработка рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни в более или менее широких пространственно-временных интервалах, относящихся к различным социальным группам и общностям. Полученная в процессе социологических исследований информация, как правило, служит основанием для дальнейшего развития теоретических положений. Исходные методологические идеи, закладываемые ученым-социологом в научный проект, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание. В то же время прирост нового знания происходит в том случае, если четко сформулирована социальная проблема, которая обычно регистрируется как противоречие между потребностями общественного развития и субъективной деятельностью людей.

    Для выработки предложений по устранению имеющихся противоречий анализируется как объективная, так и субъективная социальная информация. Именно такое сочетание дает реальную картину и достаточно всесторонне фиксирует то, что происходит в жизни страны, социальных групп, общностей и объединений.

    Управленческая функция социологии заключается в нахождении рациональных способов решения конкретных общественных проблем на настоящем этапе, а также проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий в будущем.

    Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом в реализации функции является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции 3
    Тощенко Ж. Т. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 59.

    Опыт организации и проведения социологических исследований, складывающихся под влиянием потребностей практической жизни, нуждается в осмыслении. В связи с этим первостепенное значение приобретают исследования, направленные на изучение состояния, тенденций и основных проблем социально-экономической, а также социально-политической и духовной жизни. Большое значение приобретает анализ стратификационных процессов, деятельности средств массовой информации. Важное место отводится рыночным отношениям, политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Есть и другие направления социологии, имеющие первоочередное значение в исследованиях сегодняшнего времени (экология, духовно-нравственная жизнь, проблемы молодежи, в том числе проблемы молодежной занятости и безработицы).

    Таким образом, предметом исследовательских задач социологической науки стал анализ состояния общественного сознания и поведения людей, тенденций их изменения в условиях функционирования экономических, социальных, политических и духовных отношений.

    Какие задачи стоят перед социологией как наукой?

    1. Методологические. К ним относится осмысление социологией своей роли и места среди других наук; разработка методов продвижения к истинности и объективности; выработка принципов (т. е. какими способами продвигаться вперед).

    2. Теоретические и описательные. Обобщение большого количества эмпирического материала, накопленного в предыдущие периоды развития науки; разработка направлений социологии не с целью их дальнейшей дифференциации, а с целью интегрирования в одно стройное и понятное для всех учение.

    3. Практически-преобразовательные. Разработка методов практического продвижения достижений социологии в различные отрасли человеческой деятельности с целью улучшения социальных взаимодействий, проверка теоретических концепций на практике.

    4. Мировоззренческие и просветительские. Распространение социологического знания среди широких масс населения с целью просвещения последних, способствование формированию социально направленного мировоззрения у членов социума и понимания личностной свободы как возможности улучшения собственной жизни без причинения вреда окружающему миру.

    5. Прогностические. Отработка возможности использования накопленного человечеством опыта для организации более осознанного и гуманного мирового жизнеустройства; прогнозирование нового этапа развития социологии и определение ее предмета и значения в будущем 4
    Киреева О. П. Социология в вопросах и ответах. М.: КНОРУС, 2006. С. 8.

    Методы социологии определяются ее социально-философским содержанием. Но нужно отличать методы социологии как науки, т. е. общенаучные методы, от методов социологического исследования. Когда речь идет о научном методе, то имеется в виду собственная методология социологической науки.

    Метод – это способ познания. Поэтому важнейшим фактором, определяющим научное содержание любого знания, является метод познания. Под научным методом понимают совокупность различных приемов и процессов научного познания, с помощью которых приходят к постижению научных истин.

    Как и каждая наука, социология руководствуется общими критериями научного исследования и своей методологией.

    Методы социологии сводятся к всеобщим методам познания, используемым во всех науках. Они развиваются вместе с обществом и наукой о нем.

    Одним из основных методов познания является диалектический. Большинство научных открытий в различных отраслях знаний (физика, биология, психология и т. д.) были сделаны с помощью этого метода, и в настоящее время объективная истина продолжает открываться с его помощью.

    Диалектика отражает фундаментальную закономерность природы, что позволяет использовать ее в разных областях науки.

    Диалектика – это идея, в которой утверждается, что все существующее пребывает в состоянии противоречия со своей противоположностью и напряжение, существующее между двумя противоположностями, разрешается формированием новой ситуации, которая в свою очередь существует в противостоянии с собственной противоположностью. Именно этим немецкий экономист и социолог XIX в. Карл Маркс объясняет происходящие в обществе социальные изменения. Механизм этих изменений с точки зрения диалектики можно представить так: Тезис (явление) + антитезис (противоположное явление) = синтез (новое явление).

    Наряду с общим философским (диалектическим) методом социология использует специальные, или частные, методы. К ним относятся:

    1) метод формализации, представляющий собой использование формальной логики для проникновения в суть явления (социального взаимодействия), для выстраивания модели социума, выявления логических связей между социальными явлениями;

    2) метод экспериментирования и моделирования – проверка теоретических гипотез на опыте;

    3) статистический метод – использование статистики при изучении общественных тенденций (продолжительность жизни, экономический состав общностей и др.);

    4) исторический метод – изучение социумов в разрезе исторического прошлого народов;

    5) биографический метод – используется для понимания роли личности в развитии социальных групп (народностей, народов, многонациональных государств, всего человечества в целом). Так американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу вывел с помощью биографического метода теорию человеческой мотивации, так называемую «пирамиду Маслоу»;

    6) деятельностный метод – изучение социальных явлений через призму деятельностной сущности человека и общества. Теория деятельности была развита известным отечественным психологом А. Н. Леонтьевым ;

    7) практический метод – с одной стороны, практика выступает как критерий истины для многих учений о человеке и обществе, с другой стороны, многие научные идеи навеяны практической жизнью людей. Ученый-социолог в данном случае выступает острым наблюдателем, рассмотревшим общее в частном и закрепившим свое наблюдение в теоретической конструкции (учение З. Фрейда о бессознательном, подсознательном и сознательном в человеческой психике).

    Непосредственно в арсенале социологии накоплено большое количество специфических методик, которые используются для накопления эмпирического материала. К ним относятся анкетный опрос, интервьюирование, тесты, опыты на малых группах – социометрия, разработанная американским психологом Якобом Леви Морено (1892–1974) в первой половине ХХ в.

    Помимо научных способов познания общества ученые выделяют и другие способы приобретения человеком знаний об обществе: интуиция, опора на научные авторитеты, традиция, общественный здравый смысл, религия, искусство (например, наскальная живопись древних людей, являющаяся исключительным по своей ценности источником материальной культуры, дающая представление об уровне жизни, флоре и фауне давно ушедших времен); собственное осмысление принципов совместной жизни и деятельности, включая личный опыт. Такие способы можно считать случайными, однако часто они приводят к ярким открытиям.

    Теперь поговорим о самом социологе. Кто это такой? В самом расхожем представлении – это человек с анкетой, с которой он обращается к окружающим людям на улице, по месту работы, жительства, по телефону, чтобы узнать их мнение по тому или иному вопросу. И хотя такой взгляд придает социологу имидж человека, который вроде бы не теряет связи с реальностью, на самом деле взгляд на социолога как на сборщика мнений по случайным вопросам дискредитирует социологию как науку и сводит ее до какого-то вспомогательного средства познания, да еще и такого, с помощью которого можно манипулировать людьми.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...