Общее представление о понятии личность. Формирование и развитие личности

Об одном человеке мы говорим: «Вот это личность!», а о другом так сказать нельзя. Значит, в нашем сознании присутствует обыденное понимание того, что это такое. Но в науке существует конкретное определение понятия личности. Это предмет исследования многих наук, изучающих человека и общество - истории, философии, этики, педагогики. Существует и понятие личности в психологии - учении о психике человека. И любая наука может трактовать ее также как категорию, то есть как целый комплекс черт индивида, меняющихся в зависимости от культуры и времени, в контексте которого рассматривается эта проблема.

Что такое личность?

Понятие личности в психологии трактуется так: это устойчивая совокупность привычек, предпочтений, которые выработаны в течение всей жизни, социальный и культурный опыт индивида, приобретенные им знания. Даже повседневное поведение человека может характеризовать его как отдельную личность. Индивид всегда занимает свое положение в обществе, выполняет отведенную ему роль. Под ней в психологии понимают социальную функцию человека (например, роль матери как личности - это воспитание ребенка, роль предпринимателя - управление компанией и принятие решений, и прочее).

Общая психология личности

Общая психология - это обширная отрасль знаний, которая связывает самые различные области. Предмет ее изучения - общие и универсальные закономерности психической жизни. Как она характеризует понятие личности? В общей психологии под этим термином обычно понимается человек как совокупность всех его социальных проявлений, а рассматривается он исключительно в контексте общественных связей. Именно эта наука трактует личность в самом широком смысле, изучая проблему во всех ее аспектах. Она рассматривает также мыслительные процессы человека, его характер, темперамент, мотивации, способности и прочие факторы.

Определение личности в психологической науке

Понятие личности в психологии не является четко определенным и устойчивым. Но во многих уважаемых научным сообществом психологических словарях можно найти определение ее как целой системы качеств индивида, которая формируется в ходе общения и совместной деятельности людей.

Понятие личности в психологии - это предмет серьезных научных дискуссий. Дело в том, что различные направления в этой науке по-разному трактуют понятие и акцентируют внимание на различных ключевых аспектах. С одной стороны, личность - это любой человек, который развивается в обществе и вступает во взаимодействие с окружающими. В этом смысле некоторые направления психологии включают в определение такие субъективные понятия, как самостоятельность и ответственность.

С другой стороны, наряду с социальными характеристиками, индивид имеет и биологические нужды и потребности, которые присущи любому живому существу. Получается, определение понятия «личность в психологии» должно объединять и биологическое, и социальное начала в человеке.

Существует целое направление, которое работает над данными проблемами и изучает основные понятия психологии личности. Благодаря исследованиям, мы уже можем говорить о существовании сотен концепций и теорий, с помощью которых можно изучать человека.

Что такое личность? Основные понятия

Также стоит рассмотреть основные понятия в психологии личности:


Структура личности

Личность состоит из многих компонентов. Кратко рассмотрим лишь основные:

Личность в социальной психологии

Социальная психология - одна из базовых отраслей психологического знания. Она имеет свой подход к изучению данной проблемы, и понятие личности также не обходится без внимания. Социальную психологию интересует оно тогда, когда включено в систему социальных отношений. Эта наука рассматривает особенности взаимодействия личности и общества. Получается, для того чтобы раскрыть понятие личности в социальной психологии, необходимо изучить реальные общественные связи и отношения, в которые она вступает.

Личность в отечественной психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев)

Наши ученые личность рассматривают как продукт истории. Ее развитие, прежде всего, определяется местом, которое она занимает в обществе. При этом особое значение имеет совместное занятие и общение между людьми в процессе этой деятельности.

Традиционно в понятие личности в отечественной психологии включены всевозможные качества человека, возникшие вследствие жизни в социуме. Таким образом, в общественной психологии личность - это не столько индивид сам по себе, сколько, прежде всего, представитель человеческого общества, неразрывно связанный с ним.

Проблема личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Роджерс)

Понятие личности в зарубежной психологии трактуется немного иначе - это уже не продукт общественных отношений, а самостоятельное явление, которое возникает само по себе. Поэтому там имеет место другая интерпретация самосознания и самооценки человека: чем в большей степени он воспринимает себя отдельно от общества, тем выраженнее может осознавать себя личностью. Что из этого следует? Западная психология понимает личность как субъект, склонный к самосознанию, познанию и оценке самого себя.

Особенно важно разобраться в этом вопросе людям, которые постоянно стремятся к самосовершенствованию и увлекаются различными тренингами. Очень тяжело развить в себе самоуважение, если нет восприятия себя как индивидуума, а не просто человеческой особи. Но и новичкам, которые совсем недавно начали изучать учения и понятие личности в социальной психологии, будет полезна эта информация.

68 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЛИЧНОСТИ

Личность - это субъект деятельности и отношений. Личность - это понятие социальное. Личность - это социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности под влиянием общения, воспитания и обучения. Сущность каждого человека как личности составляет совокупность связей и отношений, в которые он включен как субъект. Отправной момент для формирования личности - это индивид. Это исходное состояние для развития человека. Личность - это результат развития индивида, полное воплощение человеческих качеств. Личность - это не только субъект и продукт общественных отношений, но и активный субъект, который строит свой мир и свои личные качества. Быть личностью - значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить самого себя, владеть приемами и средствами, которые помогают овладеть собственным поведением. Личность является саморазвивающейся системой. Личностью называют человека, который достиг определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек воспринимает и переживает себя как единое целое, отличное от других людей.

Личность - это автономный человек, который выступает независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой. Личность каждого человека наделена присущим только ей сочетанием психологических черт и особенностей, которые отличают от других людей и составляют своеобразие каждого человека.

Индивидуальность - это своеобразие и неповторяемость психики и личности индивида. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, привычках, которые преобладают в качестве познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), способностях, стиле деятельности и общении. Не существует двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей. Каждый человек индивидуален и неповторим.

Предпосылка формирования индивидуальности - анатомические и физиологические задатки, которые преобразуются в своеобразные и неповторимые черты. Каждый индивид - это индивидуальность, так как человеческая сущность формируется как его собственная неповторимая биография, история жизни. Это означает, что индивидуальность не входит в характеристику личности, она может быть не представлена в системе взаимодействия и межличностных отношений. Личностными выступают только индивидуальные качества.

69 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Факторы, которые оказывают влияние на формирование личности:

1) биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет материал, который затем преобразуется различными способами в человеческую особь, индивида, личность;

2) физическое окружение. В одинаковых физических и географических условиях формируются разные типы личностей. Часто бывает, что групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно утверждать, что физическое окружение оказывает влияние на культурные особенности социальной группы. Его влияние на формирование отдельной личности незначительно по сравнению с влиянием, которое оказывается на личность культура группы, группового или индивидуального опыта;

3) культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества. Он не зависит оттого, на какой стадии развития находится общество. Каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, осваивает другие культурные образцы. Каждое общество дает всем своим членам некоторый особенный опыт. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная конфигурация, которая является типичной для многих членов данного общества;

4) групповой опыт,- Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются с детства; .

5) уникальный индивидуальный опыт. Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, которые складываются из действий, состояний и структуры личности. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой. Механизмом отстаивания отдельным человеком своей природной и человеческой сущности является обособление. Отчуждение - это частный и не требующий особого внимания случай обособления.

Обособление - внешнее и внутреннее действие. Обособиться - это значит отделиться, выделиться из общего целого и занять какое-то особое положение.

Отчуждение - ограниченное для русского языка понятие. Идентификация и обособление рассматриваются как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.


Характера; анализ нормы и патологии в разных культурах. Имеются попытки и более широких классификаций направлений психологической антропологии. Наиболее полный их перечень под названием «Основные школы и подходы в психологической антропологии» предложил американский культурантрополог Ф. Бок (см. Bock , 1988). Первая школа – психоаналитическая антропология, состоящая из двух подходов: а) ...

Функцию. Личность стремится снять с себя вину, увидеть событие в ином свете, чем оно реально происходило, следствием этого является самообман как психологическое средство "эго-защиты". При анализе педагогической ситуации конфликтного типа студенты выделяют несколько форм психологической защиты: а) личность пытается сохранить смысловую значимость мотива, реально отвергнутого выбором данного...

И могут быть к ним сведены». Поэтому социология как наука «о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь», имеет своей основой психологию. Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – ...

... (1910); Рефлексология (1918); Коллективная рефлексология (1921); Общие основы рефлексологии человека (1923); Мозг и деятельность (1928). II Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы. Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де...

Цель: рассмотреть элементы структуры личности и их свойства.

Задачи

Определить целое в структуре личности;

Рассмотреть его элементы;

Охарактеризовать особенности личностных черт каждой подструктуры и их свойства;

Рассмотреть путь их формирования;

Сформировать понятие о личности как динамическом образовании.

1. Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт предприятие и т.п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В.Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности (схема № 1).

В целом можно отметить, что в психологической структуре личности выделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности . К ней относиться система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность – ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

    бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности;

    профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;

    психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п.

Способности. Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним.

Темперамент и характер . Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема № 2).

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ - Я», на основании которого формируется самооценка. Самопознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течении жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремиться сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых по­нятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагоги­кой и др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологиче­ской науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С од­ной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятель­ности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ро­лей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреп­лено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «лич­ность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его соци­альных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято отно­сить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологи­ческой организацией человека. К числу личностных качеств также не принято от­


носить качества человека, характеризующие особенности развития его позна­вательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за -исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в це­лом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический. Мы же при рассмотрении вопросов, касающих­ся личности, будем исходить из приведенного определения. На чем основывается наше мнение?

Как вы помните, изучение курса общей психологии мы начали не с определе­ния психологической науки, а с того, что рассмотрели вопрос о системном изуче­нии самого человека. Мы акцентировали внимание на том, что в психологии сложилось свое представление о проблеме исследования человека. Это представ­ление было обосновано Б. Г. Ананьевым, который выделил четыре уровня челове­ческой организации, представляющих наибольший интерес для научного иссле­дования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность пря-мохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чер­тами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду­альность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе можно найти некоторое расхождение во взглядах на иерархию орга­низации человека. В частности, такое противоречие можно обнаружить у предста­вителей московской и санкт-петербургской психологических школ. Например, представители московской школы, как правило, не выделяют уровень «субъекта», объединяя биологические и психические свойства человека в понятии «индивид». Однако, несмотря на определенные расхождения, понятие «личность» в отече­ственной психологии соотносится с социальной организацией человека.


При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяю­щие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент - это динамиче­ская характеристика психических процессов человека. Характер содержит каче­ства, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это сово­купность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали в разделе «Психические процес­сы». Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психи­ческие процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоцио­нальные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

Однако у авторов, рассматривающих данные явления в рамках структуры лич­ности, также есть для этого основания. Например, чувства - один из видов эмо­ций, - чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присут­ствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной сто­роны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой - об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы лич­ности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структу­ры человеческой организации, а также соотношение биологического и социально­го в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая психология: учебник для вузов

Маклаков а г.. м общая психология учебник для вузов спб питер с ил.. isbn..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие мышления
В формировании и развитии мышления условно можно выделить несколько этапов. Границы и содержание этих этапов неодинаковы у разных авторов. Это связано с позицией автора по данной проблеме. В настоя

Общая характеристика волевых действий
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия­ми, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и не­произвольные. Главное отличие произвольных действий

Основные психологические теории воли
Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою историю. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два ас­пекта: философско-этический и естественнонаучный.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
Волевые действия, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики имеют материальную основу в виде нервных процессов. Материальной основой

Структура волевого действия
С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (рис

Волевые качества человека и их развитие
Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению

Виды эмоций и их общая характеристика
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определен­ное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наобо­рот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопы

Физиологические основы и психологические теории эмоций
Данный пункт главы не случайно объединяет в своем названии два аспекта: физиологические основы и психологические теории эмоций. Исторически сложи­лось так, что стремление найти первопричину эмоцион

Развитие эмоций и их значение в жизни человека
Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь разви­тия - от внешних социально детерминированных форм к внутренним психиче­ским процессам. На базе врожденных реакций у ребенка разв

Общее понятие об адаптации человека
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, мы не можем не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды

Общее представление о функциональном состоянии организма
Понятие «состояние» как общенаучная категория применительно к человече­скому организму означает совокупность происходящих в нем процессов, а также степень развития и целостности структур организма.

Общая характеристика состояний организма и психики
При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют не­сколько типовых состояний, обусловленных уровнем активности различных ме­ханизмов, систем и органов. Прежде всего, это рел

Понятие об эмоциональном стрессе
Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим и социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмо­ционального состояния. Это состояние характеризуетс

Регуляция эмоциональных состояний
Проблема регуляции эмоциональных состояний является одной из сложней­ших в психологии и одновременно относится как к фундаментальным, так и к при­кладным проблемам. В курсе общей психологии мы позн

Психические свойства личности
■ Глава 20. Личность ■ Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследо­ванию личности ■ Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности

Взаимосвязь социального и биологического в личности
Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке су­ществует достаточно много разногласий по поводу

Формирование и развитие личности
Рассматривая предыдущий вопрос, мы пришли к выводу о том, что личностью человек не рождается, а становится. С этой точкой зрения сегодня согласно боль­шинство психологов. Однако по вопросу о том, к

Теории личности
Проведение теоретических исследований в области психологии личности на­чалось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выде­лить три периода развития психологии личности: филос

Понятие о направленности личности и мотивации деятельности
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется

Антисоциальная личность
Рассматривая проблему направленности личности, мы не можем не рассмотреть осо­бую группу людей, которых принято называть «асоциальными личностями». Такие люди прак­тически не имеют чувства отв

Природа человеческих способностей
Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Авторы, придерживающиеся эт

Развитие способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти боль­шой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начина­ется с рождения человека и, если он продолжает з

Формирование характера
Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует иск

В психологии довольно часто оперируют понятием «личность» . Разберем этот термин более подробно.

С одной стороны, человек – биологическое существо , то есть, по сути, животное, наделенное сознанием, способностью познавать окружающий мир и активно изменять и преобразовывать его. Как высокоразвитому животному человеку присущи особая телесная организация – прямохождение, развитие рук как средство познания и преобразования мира, высокоразвитый головной мозг и речь.

С другой стороны, человек – социальное существо, на которого влияет общественная жизнь и общественные отношения, общение с себе подобными и труд. Именно они изменили и подчинили себе биологическую, телесную организацию человека.

В то же время, личность – это более узкое понятие, чем человек. Но личность как человек рассматривается, прежде всего, как социальное существо, как продукт общественных отношений, как активный деятель общественного развития, как носитель определенных качеств (свойств) психики.

Итак, личность – это индивид, который в тоже время выделяется:

а) как субъект социальных отношений и созидательной деятельности;

б) как устойчивая система значимых биологических черт, его характеризующих;

в) как носитель определенных свойств, особенностей, возможностей психики, полученных только в процессе жизни.

Своеобразие жизненного пути и воспитания, условия жизни и деятельности приводят к тому, что нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Поэтому в психологии наряду с понятием «человек», «личность» употребляется еще и понятие «индивидуум» как «индивидуальность». Под индивидуальностью личности , имеется в видуличность в ее конкретном своеобразии, как неповторимое сочетание его психических особенностей. Все это в целом образует психологическую характеристику личности. Рассмотрим ее.

Психологическая характеристика личности .В основном ее образуютследующие элементы: устойчивость, единство и активность.

Устойчивость личности – это постоянство психологического ее склада, которое делает возможным предсказать поведение данной личности в той или иной ситуации.

Единство личности – определяется как тесная связь и взаимозависимость психических процессов, свойств и состояний личности, где каждая черта личности неразрывно связана с другими, хотя и приобретает свое значение. Она формируется в целом, а не по частям. Например, настойчивость – это умение достичь цели, преодолеть трудности, но и она имеет положительное значение в сочетании с высокими моральными качествами, порядочностью и чувством долга перед обществом.

Активность личности – отражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на изменение и преобразование окружающего мира.

Психология в отличие от других наук (философии, юридических наук и т.д.) изучает ту сторону личности, которая выражается в ее духовном (психическом) облике, поступках и поведении. Поэтому, рассматривая любой поступок человека, следует изучить:

1) какие мотивы (побуждающие причины) обусловили то или иное поведения, потребности, интересы; своеобразие в выражении чувства?

2) какие психологические предпосылки явились успешными для той или иной деятельности (воспитание, образование, интеллект, микросоциальные условия и др.)?

3) какие психологические особенности поведения (темперамент и характер) являлись в конкретном случае доминирующими?

Следует также знать и то, что на формирование личности влияют : биологические и социальные факторы; условия воспитания и обучения; внешние условия жизни и деятельности; и, конечно, биологическая основа, наследственность и генетические предпосылки. Но все-таки наибольшее значение следует придавать социальным факторам и общественным отношениям. Следует признать, что психически здоровый человек усваивает быстрее и прочнее принятые в обществе законы, правила поведения, обычаи, нравственные нормы вне зависимости от биологической, генетической и наследственной предпосылки.

Итак, личность человека определяется его общественным бытием. В то же время биологические факторы и биологические (природные) особенности человека(психическое и соматическое здоровье, наследственность, генетика) – важные предпосылки и необходимые условия его психического развития. В зависимости от типа нервной системы одни черты характера воспитывать труднее, другие легче, хотя пути и средства развития этих черт будут различными. Во многом черты характера определяются направленностью личности.

Направленность личности. Чаще всего её определяют общение, активность, потребности, интересы, убеждения, стремления, мотивы человека. Следует помнить, что движущая сила развития личности (его направленность) заложена во внутренних противоречиях между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Нормальная личность всегда находится в состоянии своего непрерывного развития. Рассмотрим некоторые из них.

Общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают и формируются межличностные отношения; при этом предполагается обмен мыслями, чувствами, переживаниями, знанием, опытом и т.п.

Активность – это целенаправленная деятельность человека в процессе взаимодействия с окружающей средой по изменению своего психологического облика или окружающего мира, совершенствования своей личности.

Потребности – это побудительные причины, которые обуславливают достижение цели, когда имеется нужда в чем-либо. Именно они являются продуктом общественно-психологического развития личности. Среди основных потребностей выделяют:

Естественные (природные), которые обеспечивают существование человека (пища, сон, одежда);

Социальные (духовные), которые определяют общение с людьми, потребность в труде, культуре (телевидение, радио, театр, книги и т.д.).

Интересы – это активная познавательная потребность личности в том или ином предмете, явлении или деятельности. Они выражают побудительную силу значимых для человека объектов деятельности. Интересы человека определяются общественно историческими и индивидуальными условиями жизни, общественным и индивидуальным бытием. Термин «интерес» означает – необходимость побуждения к овладению знаниями, поиска пути и способов углубленного познания, расширения кругозора.

Интересы характеризуются определенной направленностью: Их рассматривают как:

По концентрации и распределению между объектами (широкий или узкий разносторонний или ограниченный, изолированный, глубокий или поверхностный;

По сохранности и длительности (устойчивый или неустойчивый, постоянный, длительный или временный);

По действенности (активный или пассивный);.

По целям (прямой или непосредственный, косвенный или опосредованный).

Убеждения – это положения, суждения, мнения, которые понятны личности, осмысленны, глубоко прочувственны и пережиты им, в истинности которых он не сомневается, считает их бесспорно убедительными и стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Наконец, это – принципиальная точка зрения. Но если убеждения образуют определенную систему, то они становятся мировоззрением человека, которое может носить классовый характер; при этом человек активно стремится к его доминированию в обществе.

Необходимо помнить, что формирование личности – это, прежде всего, воспитание психологических особенностей, складывающихся под влиянием жизненного опыта человека и его деятельности, и во многом подражанием родителям, учителям, авторитетным лицам из социального окружения, героям телепередач и кинофильмов. При этом особую роль играет воспитание в семье и школе, спортивных секциях, музыкальных и иных кружках, которое является сознательным и целенаправленным процессом воздействия, так как его цель – формирование определенных качеств личности, отвечающих запросам и требованиям общества.

Следует признать, что обучение и воспитание эффективны при следующих условиях:

Человек является активным, а не пассивный объект воздействия;

Внешние условия воздействуют на психику не прямо, а через процесс взаимодействия человека со средой, через его деятельность и подражание в этой среде, через учителя, воспитателя и авторитного для индивида лица;

Развитие психики в конечном итоге обусловлено внешними условиями и воздействиями, которые преломляются через личный (индивидуальный) жизненный опыт человека, в его психические особенности и склад личности, его систему отношений к действительности;

Человек может сам сознательно изменять собственную личность самовоспитанием, то есть сознательной работой, направленной на совершенствование своих личных качеств (путем определенных упражнений);

При одной и той же деятельности могут формироваться различные качества личности в зависимости оттого, что мотивирует эта деятельность;

Необходимо закреплять не только правильную форму поведения, но и правомерный мотив этого поведения.

Личность и коллектив . Как правило, человек действует не сам по себе, а в коллективе, поэтому и формируется как личность под его влиянием. Именно под воздействием коллектива складываются направленность и воля человека, организуются его деятельность и поведение, создаются условия для развития способностей у личности. Коллектив является наиболее действенным средством борьбы против таких негативных качеств как эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм, черствость, пассивность и др.

Коллектив обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитывать и обеспечивать расцвет личных способностей человека, содействует его всестороннему развитию.

Таким образом, личность человека характеризует его индивидуальность, но ее формирование зависит не только от биологических основ и направленности, но и от влияния на индивида воспитания и обучения, воздействие коллектива, социального окружения и общества в целом.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...