Общение как фактор развития психики. Общение как ведущий фактор развития личности

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохраним, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах развития. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, его содержание, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные ниже виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для него «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Общая характеристика общения как фактора развития личности 6
1.2. Анализ отечественных теорий по проблеме общения как фактора развития личности 12
1.3. Анализ зарубежных теорий по проблеме общения как фактора развития личности 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ВВЕДЕНИЕ
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через активное общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества - превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически, напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Среди многообразия проблем современной психологии проблема общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов формирования личности.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего, в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения подрастающего поколения.
Целью написания данной курсовой работы является изучение роли общения в развитии личности.
Объект исследования: общение.
Предмет исследования: общение как фактор развития личности.
Задачи:
1. На основе теоретического исследования дать общую характеристику общению;
2. Проанализировать отечественные теории по проблеме общения как фактора развития личности;
3. Проанализировать зарубежные теории по проблеме общения как фактора развития личности.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Общая характеристика общения как фактора развития личности
Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку.
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Оно представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общаясь, люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей.
Андреева Г. М., советский и российский социальный психолог и социолог, в структуре общения выделила 3 взаимосвязанные стороны:
1. Коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;
2. Интерактивная, которая предполагает взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров;
3. Перцептивная, представляющая собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций .
Таким образом, об общении можно говорить, как об организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.
В зависимости от целей, содержания и средств общение можно разделить на несколько видов .
По целям:
1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
По содержанию:
1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
2. Когнитивное (обмен знаниями);
3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По средствам:
1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.
Средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. К вербальным относится язык, который представляет собой систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, прикосновения и т.д. .
В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения: материальные, символические, речевые и ролевые .
Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими.
Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б. Г. // Вопросы психологии. - 1972. - №3.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: 1999. - 374 с.
3. Андреева Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: 1987.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: 1983. - 265 с.
5. Бодалев А. А. Психология общения. - М. - Воронеж: 1996.
6. Выготский Л. C. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 1982.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: 1990. - 306 c.
9. Дебольский М. Г. Психология делового общения. - М.: 2002.
10. Дж. Мид. Современная буржуазная философия. - М.: 1987. - 63 с.
11. Ерастов Н. П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. - Ярославль: 1979.
12. Запорожец А. В. Развитие ребенка // Под ред. Запорожца А. В. - М.: 1996.
13. Каган М. С Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - с. 263.
14. Казаринова Н. В. Межличностное общение. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2004.
15. Леонов Н. И. Психология делового общения. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
16. Леонтьев А. А. Деятельность и общение // Вопросы философии. - М.: 1979. - № 1.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. - Воронеж: 1997.
18. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, “ЦПП”, 1997.
19. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1979. - №8. - С. 34-47.
20. Максименко С. Д. Общая психология. - М.: 2004. - 528 с.
21. Немов Р. С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 1994.
22. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Ступени общения. - М.: 1992.
23. Сорокун П. А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.
24. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. - М. - Воронеж: 2000.

Влияние взрослого на развитие личности дошкольника

ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

1. Влияние взрослого на развитие личности дошкольника.

2. Общение как важный фактор развития личности ребенка.

3. Общение ребенка со сверстниками.

4. Влияние семьи на развитие личности.

Формирование личности – это сложный социальный процесс. Ребенок развивается как существо социальное и среда является источником и условием развития личности.

Ребенок вступает во взаимодействие со средой – это играет первостепенную роль в его психическом развитии и развитии личности. Специфические человеческие свойства и личностные качества формируются в процессе взаимодействия и собственной активности. Именно в дошкольном возрасте складываются личностные механизмы поведения, появляются связи, отношения, которые в совокупности и есть единство личности. Особенности развития и психолого-педагогические предпосылки становления личности рассмотрены в трудах Л.И.Божович.

Большое значение для развития самосознания ребенка имеют взаимоотношения со взрослыми, т.к. они являются главными источниками информации о себе, о людях, о мире вещей. Взрослые помогают ребенку осознать его половую принадлежность, а также знакомят с правилами поведения и общения.

Огромное значение в формировании правил поведения имеет педагогическая оценка. Популярность ребенка зависит от успеха и оценки взрослого. Исследования показывают, что даже у малопопулярных детей при успехе в деятельности и положительной оценке меняется статус, самооценка и уровень притязаний. Эмоциональный климат в группе для них меняется.

В общении с ребенком взрослый может занимать авторитарную, демократическую и либеральную позицию.

Общение выступает важным фактором развития личности ребенка. В общении складываются личностные взаимоотношения и от характера этих отношений с окружающим миром во многом зависит, какие качества у ребенка будут сформированы.

В дошкольном возрасте возникают и сменяют друг друга несколько форм общения ребенка со взрослым.

Под формой общения понимается коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития и характеризуемая следующими параметрами (М.И.Лисина):

· время возникновения данной формы общения;

· место, которое она занимает в жизни ребенка;

· ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослым;

· основные средства общения.

Охарактеризуем каждую форму общения ребенка со взрослым.

Ситуативно-личностная форма (непосредственно-эмоциональное общение)

(младенчество)

Новорожденность – это подготовительный этап к общению со взрослым (ребенок учится выделять взрослого).



· улыбка (начиная с 4-й недели) сначала в ответ на улыбку взрослого, затем по своей инициативе;

· комплекс оживления (на 2-м месяце) завершает формирование потребности в общении.

Показатели сформированной потребности в общении

1) внимание и интерес к взрослому;

2) эмоциональные проявления по поводу взрослого (оценка взрослого);

3) инициативные действия с целью привлечь внимание взрослого;

4) чувствительность ребенка к отношению взрослого.

В основе потребности в общении лежат органические нужды, потребность в новых впечатлениях, поведение и позиция взрослого по отношению к ребенку. Отношение к ребенку как к личности – решающее условие для становления коммуникативной деятельности.

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Общение играет важную роль в формировании личности. Данная теория получила свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. .

Зимняя И.А. считает, что общение - совсем молодая проблема двадцатого столетия, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения философии, социологии, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии.

Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). важные вопросы проблемы общения были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицерон . Существует множество подходов в вопросе общения. С позиции деятельностного подхода Леонтьева А.Н., Андреева Г.М. общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И. предполагают, что общение - это вид деятельности. Общение - это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений. Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в - третьих, результат специальной задаваемой деятельности .

Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах.

При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве - это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде - это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковом возрасте - дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.

Другой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним , в качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно-полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу".

Одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению .

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Мудрик А.В. считает, что поведение подростков, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так:

общение подросток трудность профилактика

во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые:

во-вторых - это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в тоже время отстаивать свои права.

в-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости .

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой.

Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной.

Коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры. Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.

По Кону И.О. психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков , внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы.

С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой бравирование собственными недостатками.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Интимно - личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты".

Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков.

Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп,

в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество".

Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Что такое общение? Мы определим это понятие для того, чтобы знать, о чем же здесь дальше пойдет речь.

Общение - это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком в купе поезда, вечер воспоминаний на встрече одноклассников и многое другое.

Границ у этого понятия не существует, его объем бесконечен, а значит, как говорил выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, когда объем понятия стремится к бесконечности, его содержание стремится к нулю. Научные представления об общении достаточно противоречивы .

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. На практике часто путают или отождествляют два понятия "общение" и "отношение".

Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Изучение проблемы общения в психологии имеет свою традицию, и психологии обычно выделяют следующие три периода разработки проблемы общения:

1. Исследование в.М. Бехтерева - он впервые поднимает вопрос о роли общения как фактора психического развития человека о влиянии группы на индивида.

2. До 70-х гг. в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход.

Например, в концепции высших психических функций Л.С. выготского общение занимает центральное место - как фактор психического развития человека, условия его саморегуляции.

3. В 70-е гг. общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования.

Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Специфика современного этапа в разработке проблемы общения заключается в периоде от исследования "в условиях общения" к изучению самого процесса, его характеристик в превращении проблемы общения в объект психологического исследования на всех уровнях анализа - теоретическом, эмпирическом, прикладном.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими людьми, познаем их и, а также, переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения.

Общение можно рассматривать как способ объединения людей, а также как способ их развития.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека.

По своему назначению общение многофункционально. Выделяют 5 основных функций общения:

1. Прагматическая функция общения.

Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения.

Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. На определенных стадиях развития поведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосредовано в его общении с взрослыми. Общение ребенка и взрослого - это не только передача первому суммы умений и навыков, и знаний, которые он механически усваивает, но и сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок принимает, воспроизводит и реализует опыт других людей.

3. Функция подтверждения.

в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Желая утвердиться в своем существовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

4. Функции организации и поддержания межличностных отношений.

восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений - мы либо позитивны, либо негативы по своему знаку.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога) .

в социальной психологии выделяют три типа межличностного общения:

Общение происходит в открытой прямой форме.

в данном случае партнер по общению рассматривается не как полноправный участник, а как объект воздействия, он выступает в пассивной "страдательной" форме.

Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств.

Профессии педагога и психолога можно отнести к наиболее подтвержденным манипулятивной деформации. в процессе обучения всегда присутствует элемент манипуляции (сделать занятие интереснее, замотивировать детей, привлечь их внимание).

Диалогическое общение - это равноправное субъект-субьектное взаимодействие, имеющее целью взаимное, самопознание партнеров по общению.

Оно возможно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

1. Наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу "здесь и теперь").

2. Использование безоценочного восприятия личностью партнера, установка на доверие к его намерениям.

3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения.

Характеризовать структуру общения мы будем путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной .

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Говоря о коммуникации имеем в виду обмен между людьми с различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и тому подобное.

В условиях такого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Информация в общении не просто передается от одного партнера к другому, происходит обмен.

Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласие по поводу различных ситуаций или проблем.

Для межличностного общения характерен механизм обратной связи. выделяют прямую и косвенную связь.

Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации.

Для этого обычно используют различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции, к которым партнер не готов, в данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно ему хочет сказать реципиент.

Прямая и обратная связь, когда информация поступает от реципиента в открытой, недвусмысленной форме.

Это искреннее, непосредственное общение. Коммуникативное общение м представляется двумя уровнями:

вербальный уровень - в качестве средства передачи информации используется речь, как уникальное знакомое средство, выработанное в процессе культурно-исторического развития.

Невербальный уровень включает в себя жесты, мимику, пантомимику, тембр голоса, его диапазон, тональность, поза, смех, кашель, плач, вздох, организация пространства, дистанция между партнерами по общению в момент общения.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. в ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Общение можно рассматривать как трансакцию.

Трансактный анализ - направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их пропорций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.

Теорию создал Э. Берн в 1955 г. в США, в основе этой теории лежит понятие о трансакции - это действие или акция, направленная на другого человека, это единица общения. Э. Берн провел структурный анализ поведения, мыслей, чувств, желаний и обобщил его . Он дал характеристику трех элементарных сфер, которые есть в каждом человеке.

1. Каждый человек был когда-то ребенком.

2. Каждый человека имел родителей или заменявших их воспитывающих взрослых.

3. Каждый человек со здоровым мозгом способен адекватно оценивать окружающую действительность.

Э. Берн выделил 3 состояния:

1. Я - "Дитя";

2. Я - "Родитель";

3. Я - "взрослый".

в каждом человеке есть три "Я": родитель, дитя, взрослый.

"Дитя" - зависимое, подчиняемо и безответное существо. выступая в позиции "Дитя" человек выглядит подчиняемым и неуверенным в себе.

"Родитель" - независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. в позиции "Родитель" - самоуверенно-агрессивным ("сверху").

"взрослый" - умеющий считаться с ситуацией, может понимать интересы других и распределять ответственность между собой и окружающими людьми. в позиции "взрослый" - корректным и сдержанным ("рядом") , в каждом человеке "живут и сосуществуют" одновременно каждые из этих трех "Я", но их проявление и доминирование зависит от конкретной ситуации общения в данный определенный момент.

"Я-дитя" возникает и разрабатывается в детстве, в том возрасте за счет подражания старшим и желания быть на их месте, что касается "Я-взрослый", то оно складывается долго, порой десятилетиями за счет жизненного опыта субъекта и накопления у него того, что называется житейской мудростью.

Для гармонического развития отношений желательно равномерное и пропорциональное проявление трех "Я" в зависимости от ситуации и жизненных задач, независимо от того, кто это - женщина, мужчина, ребенок, старик.

Эрик Берн выделил четыре жизненных сценария, которые программируются в детском возрасте:

1. Я плохой - ты хороший. Заниженная самооценка, человек - неудачник. в ранней ситуации невозможно нормальное развитие личности.

во всех своих неудачах человек винит только себя.

2. Я хороший - ты плохой.

Эгоисты с завышенной самооценкой, надменны, проявляют неуважение к другим людям, склонны обвинять всех окружающих.

3. Я плохой - ты плохой. Человек подавлен, находится в агрессивной ситуации. Меня не принимают, и я никого не принимаю.

Человек, который мало получает внимания.

Эта позиция уничтожает самого человека.

4. Я хороший - ты хороший. У человека есть объективная оценка других людей и самого себя .

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном "Я".

Главным средством общения является язык.

Язык - это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак - это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл.

Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надеждами, страхом, иными чувствами.

в послесловии к работе Л.С. выготского "Мышление и речь " его сподвижник А.Р. Лурия говорит о смысле слова как о "внутреннем значении", которое". имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания .

Слова "Карету мне, карету!" вовсе не означают только, что Чацкий указывает на карету и просит ее подать.

внутренний смысл высказывания заключается в том, что Чацкий разрывает с неприемлемым для него обществом, а восклицание героя вовсе не передача конкретного события, а "сгусток смысла", который за ним стоит.

Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. § verbalis - словесный).

При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные (несловесные) знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.).

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.

1. Позы, жесты, мимика. в целом они воспринимаются как общая моторика различных Частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима).

Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. Именно эти особенности и называются кинетикой.

2. Паралингвистика или просодика - особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой "добавки" к вербальному общению.

3. Проксемика (от англ. proximity - близость). Основатель проксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.

4. Визуальное общение - контакт глаз .

Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других.

Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они "говорят" нам именно о чувствах собеседника .

О чем могут сообщить невербальные средства общения?

во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения.

во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания.

в-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

в-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, психологических качествах. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия .

Идентификация (от лат. identifico - отождествление, уподобление) выражает то, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в формеf сопереживания.

Термин "эмпатия" введен Э. Титченером, который говорил: "Я не только вижу в других важность, скромность или гордость. Я чувствую эти черты, проигрываю их в уме. "

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад) .

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Заражение. в самом общем виде его можно определить как бессознательную невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д. Парыгина, психического настроя.

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Эффект внушения зависит от возраста: дети лучше поддаются внушению, чем взрослые. Более внушаемы утомленные, ослабленные физически люди. Экспериментально доказано, что решающим условием эффективного внушения является авторитет внушающего.

Убеждение. С помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание Осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.

Перцептивная сторона общения

Что стоит для нас за словами "восприятие и понимание другого в общении"

Для того чтобы понимать это, необходимо ответить на следующие вопросы.

Как формируется первое впечатление?

Как происходит восприятие и понимание другого в длительном общении?

Как мы понимаем действия партнера?

Как проявляется самоподача (самопредъявление) в общении?

Первое впечатление

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке:

в опытах А.А. Бодалева группам испытуемых предлагали описать человека по фотографии . Перед показом одной и той же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой - преступника.

в зависимости от предлагаемого статус человека изменяли сописания.

вот описания преступника "Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд".

А вот описание героя; "Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. выражение лица гордое" ".

При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен.

Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства.

Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Эти ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д. (т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики). Мы имеем дело с фактором привлекательности - чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Следующая схема, те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Это проявление так называемого фактора "отношения к нам".

Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими - отстранений, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки"отстраненного " .

Позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Рассмотренные нами три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека.

Все эти три фактора охватывают практически все возможные ситуации общения. Первичное восприятие другого человека всегда ошибочно. Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.

Исследования показывают, что для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации :

1) одежда человека, весь его имидж;

2) манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Кроме этих двух признаков, других у нас нет. Но эти источники реально значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствии с исторически сложившимися стереотипами.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе человека ("Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку", - гласит древняя поговорка). Именно поэтому все мы по манере поведения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком.

В чем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, его можно определить как независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.

Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение, состояние или то, о чем он говорит.

Такая внешняя независимость может выглядеть также как высокомерие, наглость, уверенность в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы не замечает некоторых ее аспектов - наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве.

Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть .

Также бывает, что человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти - это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди зависимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза").

Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных " терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство.

Манера поведения может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного, а также вследствие превосходства ситуативного. Безусловно, на восприятие превосходства влияет весь опыт человека и его внутренняя позиция. Отметим, что действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходство другого над собой по знакам в одежде и манере поведения .

Длительное общение в постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления . в постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.

Общаясь с партнером, мы получаем большое количество информации о нем, его состоянии и переживаниях.

Известно и то, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных людей различные.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивного поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам - все это имеет определенное содержание и несет информацию о внутренних состояниях человека.

Что максимально привлекает наше внимание в облике другого человека, - это его лицо.

Действительно, можно сделать "умное" лицо и тем самым воздействовать на мнение о себе, а кроме того, лицо часто бывает "одухотворенным", "смешным", "просветленным", "угрюмым" и т.д.

Таким образом, первое, что отражается в лице человека, - это эмоции.

Существуют семь основных выражений лица : счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение (или презрение) и интерес.

Важную роль при чтении информации "с лица" играет направление взгляда .

Однако хотя лицо является главным источником психологической информации, тем не менее во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем нам кажется .

Это связано с тем, что мимика лица хорошо контролируется человеком, несмотря на расхожие представления о том, что лицо может выдавать человека даже тогда, когда он этого не хочет ("как на лице написано") .

При определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.

Походка, например, также является одним из важнейших ключей к пониманию внутреннего состояния человека. Недаром походка так узнаваема - она строго индивидуальна. По походке довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. Причем оказалось, что самая "тяжелая" походка - в состоянии гнева, самая большая длина шага - в состоянии гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они "висят", - а если он счастлив, то он"летит", у него более частые и легкие шаги .

Наши поступки в общении. Для каждого из нас от понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания не могли не заинтересовать психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения.

Как на практике человек объясняет поведение других?

Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями.

Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой предполагает, что опоздание - результат легкомыслия того, кто опаздывает, третий начинает сомневаться, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, а четвертый считает, что их специально заставляют ждать. У каждого свои представления о причине опоздания.

Первый видит ее в обстоятельствах, второй - в особенности личности опаздывающего, третий видит причину в себе, а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причины опоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели по-разному проводят атрибуцию .

Когда происходит каузальная атрибуция? Необходимость в ней появляется в тех случаях, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. При возникновении трудностей и конфликтов, а также столкновении интересов или взглядов люди прибегают к каузальной атрибуции своего или чужого поведения и пытаются таким образом оказать влияние на дальнейшие события. Причем чем большие затруднения встречаются нам при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин этих затруднений.

Самоподача в общении

В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно эта способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера и называется самоподачей (у некоторых авторов - самопредъявление, самопрезентация). По существу, самоподача состоит в управлении вниманием .

Самоподача превосходства. Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения.

Например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих только в том случае, если она будет рассматриваться на фоне немодной одежды остальных. Когда все одеты одинаково, этот фактор не сработает.

Если же нам необходимо скрыть превосходство, то мы должны позаботиться об обратном.

Когда молоденькая девушка надевает строгий темно-серый костюм, каждый понимает, что она идет не на танцы. вероятно, для нее чрезвычайно важно подчеркнуть свой статус - ей нужно завуалировать молодость, акцентировать некоторую официальность.

Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее. Самоподача привлекательности. Привлекательность также является предметом управления. Причем если самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподача привлекательности важна для каждого. Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.

Самоподача отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое.

Мы прекрасно осознаем, что хмурый вид, взгляд в сторону или мимо собеседника не располагают окружающих к подобному партнеру, в то время как улыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но, конечно, и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Что такое "открытый взгляд"? Обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение хороших чувств.

Но имеется одно существенное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально, непрерывно и упорно, то такой вызывающий взгляд часто интерпретируется скорее как знак враждебности, нежели дружелюбия.

Способы самоподачи отношения к нам можно разделить на вербальные и невербальные. Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом.

Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику.

Если мы повернулись к собеседнику лицом, то это демонстрирует одно отношение, спиной - другое. Очень хорошо это прослеживается у детей: если ребенок любит взрослого, то он старается быть как можно ближе к нему, а если не любит, то убегает или прячется. Если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети это делают постоянно: когда они обижены - отворачиваются, стоят боком, смотрят исподлобья. все это - знаки определенного отношения.

Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.

Самоподача актуального состояния и причин поведения

Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играет важную роль в дружеских и деловых отношениях .

Коммуникативная сторона общения

Общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д.

Барьеры непонимания. во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, "не доходят" до него.

Коммуникация - это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована.

Избегание. Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером.

Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в том, что индивид избегает определенных людей, но и в уклонении от определенных ситуаций.

Непонимание. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы в общем и в целом доверяем. в таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.

Первым из наиболее эффективных приемов привлечения внимания является прием "нейтральной фразы".

Суть его при всем многообразии применений сводится к тому, что в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-то причинам имеющая значение, смысл и ценность для всех присутствующих и поэтому собирающая их внимание.

Вторым приемом привлечения и концентрации внимания является так называемый прием "завлечения" .

Суть его заключается в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, очень тихо, очень непонятно, слишком монотонно или неразборчиво.

Слушающему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. Используя этот прием, говорящий как бы провоцирует слушающего самого применять способы концентрации внимания.

Еще одним важным способом "сбора" внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим.

Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории и кивают им и т.д. Установление зрительного контакта - прием, широко используемый в любом общении (не только в массовом, но и в личном, деловом и т.д.).

Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно уходя от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться: любой разговор начинается со взаимного зрительного контакта .

Интерактивная сторона общения

Действие - главное содержание общения. в своем общении мы постоянно реагируем на действия партнера. в одном случае нам кажется, что партнер нас обижает и мы отстаиваем себя, в другом, что он нам льстит, в третьем, что он нас куда-то "толкает".

Что позволяет нам понять смысл действий партнера? Для того чтобы проанализировать свои действия в общении, оценить их адекватность ситуации, необходимо ответить на следующие вопросы:

Как соотнести ситуацию и действие? Как выбирать правильные действия?

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга Каждый из нас замечал, что в любом разговоре, беседе, публичном выступлении огромное значение имеет то, кто ведущий в данном общении, а кто ведомый.

Английский психотерапевт Перлз выделяет две основные позиции в разговоре: хозяин положения и подчиненная сторона.

Стили общения

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим.

Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный - деловыми, а гуманистический - межличностными.

Ритуальное общение. Поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.

Партнер в таком общении является необходимым атрибутом выполнения ритуала. в реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая "маска" с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры:

в ритуальном общении для нас существенно следование роли - социальной. Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, правильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести - с другой.

во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. в манипулятивном общении мы "подсовываем" партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент.

И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Манипуляция - это негативное явление .

Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. Манипулятивное общение - чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность. важно помнить об одном существенном моменте - отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуации гуманистического общения всем известны - это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.

Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия - самый эффективный из всех возможных механизмов .

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели проблему общения в целом, а также остановились на структуре, содержании, характеристике элементов общения, механизмах воздействия на партнера по общению.

Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. В данном определении выделено основное содержание общения, а именно: передача информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Иногда коммуникация (передача информации), интеракция (взаимодействие) и перцепция (понимание и познание людьми друг друга) изучаются в качестве основных функций общения.

Выделяют различные виды общения: непосредственное («лицом к лицу»), опосредованное или косвенное (индивиды отделены друг от друга временем или расстоянием), массовое общение (множественные контакты незнакомых людей).

Динамика и уровень развития учащихся в значительной мере определяется тем, как организовано их взаимодействие между собой, как обеспечивается взаимодействие с педагогами.

Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности.

Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каж-дого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству.

Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о другом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия. Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящем его из мира повседневности, обыденности (поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках). Доминирующим компонентом этого типа общения является взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.

В правилах каждого из этих видов общения личность может актуализировать себя на двух уровнях: творческом и репродуктивном.

В процессе взаимодействия люди своим внешним обликом, жестами, мимикой, поведением оказывают определенное влияние на намерения, чувства, состояния друг друга. Те характеристики поведения человека, которые воспринимаются зрением, слухом, иногда осязанием, называют внешним поведением человека. Под внутренним поведением понимают позицию человека по отношению к самому себе, систему его взглядов и ценностей, представлений о должном и красивом, непозволительном и безобразном.

Речевая культура демонстрирует истинное лицо человека. К речевому поведению предъявляются особые требования потому, что слова, которые мы произносим, часто приводят к конфликтам, неправильной интерпретации другим человеком словесного содержания.

Для каждого заинтересованного в продуктивном общении важно знать составные элементы речи и учитывать их значимость и воздействие на личность в повседневной жизнедеятельности. К примеру, один из критериев продуктивного педагогического общения – это создание благоприятного психологического климата, формирование определенных межличностных отношений в учебной группе. Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения – важная часть педагогического общения. Продуктивность общения зависит от общего тонуса и настроения участников общения. Слова похвалы, к примеру, сказанные искренне и с желанием порадовать человека, способны изменить его настроение и поведение. Это же относится и к упрекам. Непродуктивным общение становится в тех случаях, когда человек не умеет искренне и по существу повысить настроение другому. Таким же непродуктивным оно становится и в тех случаях, когда другой не умеет правильно воспринять и оценить действия человека, стремящегося изменить в лучшую сторону самочувствие других. Чтобы овладеть продуктивными технологиями общения, важно научиться находить новые стороны и качества в отношениях с близкими и друзьями, видеть новые системы ценностей в повседневной жизни и отражать их в своей речи.

Как уже отмечалось, гармоничное развитие растущей личности невозможно вне ведущих типов деятельности – познания, игры, творчес-кой и трудовой деятельности, общения. В процессе становления личности игра выполняет компенсаторную функцию и позволяет человеку реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях, образах.

Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.

Функции игры достаточно разнообразны. Она моделирует жизненные ситуации, сплачивает участников, создает простор для фантазии, расширяет кругозор и т. п.

Игры, используемые в обучении, бывают ролевыми, имитационными, деловыми, организационно-деятельностными. Они помогают сблизить учебную и практическую деятельность обучающихся. Многие игры требуют принятия коллективных решений, что обогащает опыт работы в группе через сотрудничество.

Игровая деятельность стимулирует самопознание личности, в частности, самонаблюдение, самоотношение, самооценку. Адекватная самооценка способностей, здоровья, работоспособности – условие гармоничного развития личности. Анализ своих психологических качеств и характеристик, сравнение себя с окружающими, другими людьми обогащает опыт взаимодействия, воспитывает культуру общения. Поскольку самосознание формируется путем обобщения практических знаний о других людях, в игровой деятельности нетрудно создавать реальные ситуации, побуждающие к осознанию «Я» как субъекта восприятия других. Например: «Разделяют ли другие мое мнение обо мне?»; «Если другие видят меня иначе, чем это можно объяснить?» и т. п.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...