Общественное движение 30 50 х годов. Россия в XIX веке

После невиданного возрастания количества тайных общественно-освободительных организаций после завершения Отечественной войны, императорская власть строго следила за деятельностью дворян, в целях недопущения их участия в освободительных движениях.

После декабристского восстания в 1825 году, все его участники понесли строжайшее наказание: организаторы были расстреляны, а участники – отправлены в ссылку. Народ, который возглавил на декабристов огромные надежды, остался разочарован

Период приостановления общественных движений

В 30-х годах 19 века начался постепенный спад общественных движений в стране. Просвещенная общественность понимала, что если декабристы со всей их тщательной подготовкой не смогли добиться успехов, инициировать новые восстания против императорской власти нет смысла.

Вывести страну из летаргии и напомнить о необходимости создавать новые общественные организации смог П.Я. Чаадаев. В своем произведении «Философские письма» он указал, что нынешнее нежелание вести общественно-освободительные движения объясняется влиянием на русский менталитет исторической эпохи зарождения Христианства в Руси.

Критиками такая теория воспринималась как абсурдная, но стоит отдать должное Чаадаеву – после публикации его произведения, в стране заметно оживилась общественная жизнь.

Виды общественных движений в 30-50х гг

Новообразованные общественные движения имели три основных направления – это сторонники консервативной идеологии, либерального направления развития страны и приверженцы открытого революционного вектора.

Интересным является тот факт, что общественное движение, которое имело консервативное начало , возглавил сам Император Николай 1. Членами таких организаций отстаивалась политика Императора, они считали, что с падением крепостнического строя незамедлительно исчезнет и Российское государство.

Либеральное направление состояло преимущественно из обществ славянофилов и поклонников запада. Основой движения славянофилов была идеализация допетровской Руси. Они считали, что петровские реформы обрекли Российскую Империю на медленное уничтожение ее самобытности и культуры.

Самыми ярыми поклонниками восстановления старого уклада жизни были братья Киреевские, Аксаковы и Н. Данилевский. Западники состояли преимущественно из литераторов, философов и историков. К ним относились К. Кавелин, М. Катков, И. Тургенев, которые были сторонниками европейского пути государственного развития и видели Россию не империей, а парламентской республикой с монархией, которая носила бы символический характер.

Также этот период стал временем зарождения первых радикальных революционных движений , активными участниками которых были Герцен, Белинский и Петрашевский. Они понимали, что сейчас осуществить революцию невозможно, поэтому делали ставку на агрессивно настроенную молодежь.

Ими были созданы специальные кружки, в которых обсуждались темы необходимости революционной перестройки в государстве. За активной революционной деятельностью последовала и правительственная реакция: Петрашевский был расстрелян, Герцену пришлось бежать в Европу. Революционные движения возобновились только в 1956 году.

  • 6. Борьба русского народа с агрессией немецких и шведских завоевателей
  • 7. Северо-восточная Русь в конце 13-первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 8. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 9. Борьба за свержение ордынского ига. Куликовская битва. Стояние на реке Угре.
  • 10. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы 1550 года.
  • 11. Опричнина и её последствия
  • 12. Развитие Русской культуры в 14-16 веках.
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Внешняя политика России в 17 веке. Воссоединение Украины с Россией.
  • 16. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 17. Церковь и государство в 17 веке.
  • 18. Социальные движения в 17 веке.
  • 19. Русская культура 17 века
  • 20. Россия в коне 17 века- начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 23. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 24. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 25. Внешняя политика Екатерины 2
  • 26. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 27. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 28. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 29. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 32. Социально-экономическое развитие России в 60-е-90-е годы 19 века
  • 33. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 34. Революционное народничество в 1870-х – начале 1880-х
  • 35. Рабочее движение в России в 70-х-90-х гг. 19 века
  • 36. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 37. Особенности социально-экономического развития России в конце 19 – начале 20 века.
  • 38. Культура России в начале 20 века
  • 39. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 40. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 43. Россия в первой Мировой войне.
  • 44. Февральская революция 1917 года в России.
  • 45. Победа вооруженного восстания в Петрограде. Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 46. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 47. Советская страна в период нэПа.
  • 48. Образование ссср.
  • 49. Идейно-политическая борьба в партии в 20-е годы 20 века.
  • 50. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 51. Индустриализация в ссср.
  • 52. Коллективизация сельского хозяйства в ссср.
  • 53. Политика советского правительства в области культуры в 20-е – 30-е годы 20 века
  • 54. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 55. Ссср в годы вов
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие
  • 59. Внешн. Пол-ка ссср в 1946-53гг.
  • 60. Духовная и культурная жизнь в ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века
  • 62. Особенности духовной жизни советского народа в 60-е – 80-е годы 20 века
  • 63. Перестройка в ссср.
  • 64. Новый внешнеполитический курс ссср в годы перестройки
  • 65. Духовная жизнь советского общества в период перестройки
  • 66. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 67. Внутренняя политика России на рубеже 20-21 веков
  • 68. Место России в современных международных отношениях.
  • 30. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века

    Общественное движение 30-50-х годов имело характерные особенности:

    > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

    > революционное и правительственное направления окончательно разошлись;

    > его участники не имели возможности реализовать свои

    идеи на практике.

    Можно выделить три направления общественно-политической мысли этого периода:

    > консервативное (лидер - граф С. С. Уваров);

    > западники и славянофилы (идеологи - К. Кавелин, Т. Грановский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

    > революционно-демократическое (идеологи - А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).

    После подавления восстания декабристов встает вопрос о дальнейших путях развития России, вокруг него завязывается длительная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

    В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - родилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Уваровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее мнимой самобытности (патриархальность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, выступали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь.

    Западничество также возникло на рубеже 30-40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейские страны, и критиковали теорию славянофилов о самобытном пути развития России.

    31. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века

    В ноябре 1857 г. Александр II дал указание виленскому и петербургскому губернаторам учредить губернские комитеты для подготовки местных проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Таким образом, реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Все проекты подавались в Главный комитет во главе с великим князем Константином Николаевичем.

    19 февраля 1861 г. в Государственном совете Александр II подписал «Положения о реформе» (они включали в себя 17 законодательных актов) и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы были опубликованы в печати 5 марта 1861 г.

    По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу «Положения» регулировали вопросы наделения крестьян землей. Отныне бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу и независимость от помещиков. Вводилось выборное крестьянское самоуправление. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения. Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Чтобы стать собственником земли, крестьянин должен был выкупить свой надел у помещика. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Отмена крепостного права привела к необходимости проведения буржуазных реформ и в других областях государственной жизни. Самодержавная монархия превращалась в буржуазную монархию.

    В 1864 г. Александр II (по совету либералов) провел земскую реформу Было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому создавались бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они были призваны привлечь к решению местных проблем все слои населения, а с другой стороны, частично возместить дворянам утрату прежней власти.

    По настоянию общественности в 1864 г. правительство провело судебную реформу, которую разрабатывали прогрессивные юристы. До реформы суд в России был сословный, тайный, без участия сторон, широко применялись телесные наказания. Суд зависел от администрации и полиции.

    В 1864г. Россия получила новый суд, основанный на принципах буржуазного права. Это был бессословный, гласный, состязательный, независимый суд, предусматривалась выборность некоторых судебных органов.

    В 1841 году англичане берут Кантон, Амой и Нинбо. В 1842 англичане захватывают Шанхай и Чжэньцзян. Угроза Нанкину заставила Китай просить мира. Китай уступил Гонконг Англии, открыл для английской торговли Кантон, Амой и Фучжоу, вернул Нинбо и Шанхай Британии и выплатил контрибуцию в 20 млн. долларов

    Примечания:

    * Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

    Литература и источники:

    Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

    Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

    Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.



    1848-1855 гг. - Мрачное семилетье

    • Революция в Европе (1848-1849 гг.);
    • . в России - период «мрачного семилетия».
    • Разгром петрашевцев.
    • Поражение России в Крымской войне
    • 1855 г. - смерть Николая I.

    Основные литературные жанры

    • Усиление цензуры в литературе.
    • Образование «бутурлинского» комитета по делам печати.
    • Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку, а Тургенева в Спасское-Лутовиново.
    • Натуральная школа, сформировавшаяся к 1845 г.
    • Очерк
    • Повесть
    • Роман

    Важнейшие исторические события в Европе и России

    Общая характеристика развития русской литературы

    • Подъем демократического движения и крест.ьянских волнений
    • Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции.
    • Отмена крепостного права в 1861 г.
    • Противоборство либералов и демократов.
    • Начало буржуазных преобразований

    Основные литературные жанры

    • Ослабление цензурного гнета.
    • Рассвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Чернышевского.
    • Ведущая роль журнала «Современник». Литература - средство преобразования действительности на гуманистических основах.
    • Развитие русской драматургии.
    • Начало расцвета русского реалистического романа.
    • Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «
    • Почвенничество».
    • Утверждение реализма в литературе.
    • Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Достоевского, Лескова.
    • «Диалектика души» и глубинный психологизм в их произведениях.
    • Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (Фет, Тютчев, А. К. Толстой, Майков, Полонский)
    • Активизация жанров литературной критики и журналистики
    • . «Очерковые книги».
    • Мемуарно-автобиографические жанры.
    • Демократическая повесть, роман.
    • Дальнейшее развитие романа
    • Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков

    Важнейшие исторические события в Европе и России

    Общая характеристика развития русской литературы

    • Последствия крестьянской реформы.
    • Демократические идеи народничества, их «утопический социализм».
    • Активизация тайных революционных организаций
    • «Хождения в народ»
    • 1881 г. – Убийство Александра II

    Основные литературные жанры

    • Интерес к жизни народа и пореформенной деревни. Вопрос о народном счастье.
    • Мысль о гражданском служении образованного общества народу.
    • Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада.
    • Четкая общественная позиция в литературной критике.
    • Ведущая роль журнала «Отечественные записки».
    • Идеологическая критика Шелгунова. Реалистические тенденции в творчестве Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Г. Успенского, Лескова.
    • Продолжение литературной деятельности Фета, Майкова, Полонского.
    • Появление плеяды поэтов-народников

    Расцвет романа.

    Эволюция малых литературных форм: очерка, рассказа, повести. Жанр сказа. Оживление жанров поэзии. Публицистический и фольклорный характер стихов народников


    Три политических течения в России 19 века

    Н.М. Карамзин

    С.С. Уваров

    К.П. Победоносцев

    Декабристы

    Петрашевцы

    А.И. Герцен «Русский социализм»

    М.А. Бакунин

    Социал



    Западники

    « Замкнутая личность

    западного человека

    удивляет односторонностью.

    Он всегда доволен собой.

    Он никогда не забывает

    личных видов»

    Тем не менее, западники

    полагали, что именно

    западноевропейский путь

    – наиболее естественный

    и разумный для России

    Представители:

    А.И. Герцен, И.С. Тургенев, В.Г. Белинский Н.Огарёв, В.П.Боткин, П.В.Анненков…



    Славянофилы

    Надо освободить здоровую народную природу от вредных случайных наслоений, и тогда «мы будем продвигаться вперёд смело и безошибочно».

    Отдавая должное европейской культуре, они утверждали право России на особый самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного.

    Представители:

    В.И. Даль, А.С. Хомяков,

    И.В. Киреевский…



    • Почвенники» выступали против крепостного дворянства и бюрократии, призывали к слиянию образованности и её представителей с началом народным и в этом видели залог прогресса России. Они высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.
    • Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад», его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы.

    Представители:

    братья Достоевские, А.Григорьев, Н.Страхов

    Журналы: «Время», «Эпоха»


    Художественные особенности литературы второй половины 19 века


    Реализм.

    (от лат.«вещественный») – художественный метод в литературе и искусстве.

    «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»



    • Презентацию подготовила:студентка 1 курса группы РЯЛ
    • Малышева Т.И.

    Литература пятидесятых годов 19 века

    Приходят 50-е годы. Существующая в эту пору крепостническая литература (С. Аксаков и др.) не пользуется сколько-нибудь значительной популярностью. В центре внимания в эту пору стоят все же те две группы русских реалистов. В 50-х гг. широко развертывается прежде всего либерально-дворянское движение, связанное с теми же именами Григоровича («Рыбаки», 1853; «Переселенцы», 1855), Гончарова («Обломов», 1859), Тургенева (повести 50-х гг.; романы «Рудин», 1856, «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860) и с новым для нее именем Писемского («Тюфяк», 1850; «Брак по страсти» и «Богатый жених», 1851; «тысяча душ», 1858; «Боярщина», 1858; «Горькая судьбина», 1859), Авдеева («Тамарин», 1852; «Подводный камень», 1860). Родственность этих писателей между собой явствует уже из художественной фактуры их повестей и романов, написанных преимущественно на усадебные темы, с широкой любовной экспозицией образов дворянской интеллигенции, с широкими картинами поместного быта, обилием усадебных и деревенских пейзажей и т. д. Несколько особняком впрочем стоит здесь Писемский, у которого обычная для Тургенева и Гончарова лирико-элегическая манера уступает место подчеркнутому физиологизму, бытовой сатире и почти злорадному изображению трудностей, перед которыми стоит дворянский уклад. Однако все это - отличия в пределах одного общего направления, объединенного не только художественным, но и идейным родством. Все эти писатели неприязненно относятся к правящему страною аристократически-бюрократическому дворянству (сатирические образы Паншина и Курнатовского в романах Тургенева, губернской администрации - у Писемского). Но при этом ни один из этих писателей не питает иллюзий относительно новых людей из дворянской среды. Их или нет (критика «лишних людей» - Рудина, Берсенева, Обломова, см. «Лишние люди») или же в своей борьбе с бюрократическим режимом они оказываются бессильными (честный бюрократ Калинович в «Тысяче душ» Писемского). Все углубляющийся распад феодальных отношений заставляет этих писателей внимательно присмотреться к деревенской действительности, с одной стороны (таковы в особенности «Очерки из крестьянского быта» Писемского, 1856, и его драма «Горькая судьбина»), одновременно делая ставку на растущих и многообещающих представителей промышленно-капиталистического города. Такова красноречивая фигура дельца и предпринимателя Штольца, произносящего такую отходную своему другу крепостнику Обломову. Эти писатели держат курс на освобождение мужика от крепостной зависимости, на широкое внедрение в сельское хозяйство промышленно-капиталистических отношений при неизменном сохранении за помещиками основы их материального благополучия - земельной собственности.

    Наряду с этой дворянской в своей основе, хотя и капитализирующейся группой в Р. л. 50-х гг. существовала и другая, буржуазно-мещанская линия. Она была представлена произведениями В. Даля («Картины из русского быта», 1856-1857), стихотворениями Никитина (поэма «Кулак», 1858), нравоописательной прозой Мельникова-Печерского и особенно социально-бытовой драматургией Островского. Роль последнего в этой литературной группе особенно значительна. Связанный в своем идейном развитии (через Т. Филиппова, А. Григорьева и др.) с буржуазным вариантом славянофильства - «почвенничеством», - Островский тем не менее в своем творчестве развертывал критику черт отсталости в дореволюционной в частности купеческой жизни. Замечательнейшие произведения Островского в эту пору представляют собою критику этой купеческой среды («Свои люди сочтемся», 1850; «Гроза», 1860), сочетающуюся с любовным сочувственным показом, часто идеализацией («Бедность не порок», 1854) лучших ее представителей и резкими выпадами против развратного и бездельничающего дворянства («Не в свои сани не садись», 1853, «Воспитанница», 1859). Широкий показ новой, до того почти не освещенной сферы действительности и реалистический подход к ней обеспечили его драматургии широчайшую популярность (об идейных тенденциях Островского, художественной манере и функции его творчества - см. подробнее в ст. о нем).

    Отметим, что своей популярностью в читательской среде конца 50-х гг. эта либерально-дворянская и буржуазная литература во многом была обязана революционной критике. Добролюбов (см. его статьи об Островском «Темное царство и «Светлый луч в темном царстве», о Гончарове «Что такое обломовщина?», о Тургеневе «Когда же придет настоящий день?», 1859-1861) создал непревзойденные по силе образцы использования этой либеральной литературы для легальной пропаганды революционно-демократической идеологии. Отведя на задний план моменты, с которыми он не был согласен (славянофильские воззрения Островского, идеализация Гончаровым Штольца и др.), Добролюбов с исключительной энергией подчеркнул критику этими писателями «темного царства» и «обломовщины». По его разночинской трактовке образа Елены из «Накануне», по его замечательным своим сарказмом выпадам против «внутренних турок» широкий читатель учился еще острее ненавидеть крепостническую действительность. Но конечно идейная острота творчества Тургенева, Гончарова и Островского была гораздо меньшей, чем то истолкование, которое придал им в интересах революционной пропаганды Добролюбов.

    Эта умеренность протеста либералов делается особенно очевидной при сопоставлении с ними таких революционных писателей 50-х гг., как Герцен, Огарев и Некрасов Творческий диапазон их в эту пору существенно расширился. Герцен от социально-психологической повести и романа 40-х гг. («Из сочинений доктора Крупова», «Кто виноват?») перешел к жанру революционного мемуара. «Письма из Avenue Marigny» (1847) были предшественниками «Былого и дум» (4 тт., Лондон, 1861), замечательных по широте отображенной в них русской и зап.-европейской действительности, по выпуклости бесконечной галереи изображенных в них образов, по волнующему лиризму и образному языку. «Былое и думы», которые сам Герцен определял как «заключение счета с личной жизнью» и ее «оглавление», навсегда остались замечательнейшим в русской практике памятником художественной публицистики. В своей политической деятельности в «Колоколе» (первый номер - в июле 1857) Герцен далеко не всегда был свободен от скатов в либерализм; однако, как указывал Ленин, «при всех колебаниях» его между демократизмом и либерализмом «демократ все же брал в нем верх» (Сочинения, Т. XV, стр. 467). Тот же путь от либерализма к революции проделал и Огарев. Начав свой творческий путь с полных романтической рефлексии усадебных элегий («Старый дом» и др.), Огарев через критику либерализма и лишних людей («Радаев» и др.) пришел к осознанному разрыву с крепостническим порядком («Тюрьма», «Сон»), и его творчество в 50-х гг. было замечательным образцом «вольной поэзии», действовавшей из-за рубежа (в России стихотворения его вышли трижды - в 1856, 1859 и 1863, но по цензурным причинам далеко не в полном виде, полное же научное собрание их продолжает отсутствовать до настоящего времени).

    Шире всех других революционных писателей протекала в 50-х гг. деятельность Некрасова: именно к этой поре относятся его замечательные любовные элегии - образец разночинной лирики, над которым, по его собственным признаниям, плакал Чернышевский, его урбанистические сцены («На улице», «Прекрасная партия», «Убогая и нарядная», «В больнице», «О погоде»), такие бичующие крепостничество произведения, как «Из записок графа Гаранского» (1853), такие апологии революции, как «В. Г. Белинский» (1855), такие поэмы, как «Саша» (1855) с содержавшейся в ней критикой «лишних людей», и такие стихотворения о цели и смысле искусства, как «Муза», «Блажен незлобивый поэт» и особенно «Поэт и гражданин» с его красноречивым призывом к борьбе: «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром... Дело прочно, когда под ним струится кровь» (1856). Как и Герцен, Некрасов не был свободен в эту пору от либеральных реакций (они проявились напр. в смягченном отношении его к Агарину - «сеет он все-таки доброе семя» - в патриотической «Тишине» и др.), но эти колебания немногочисленны, и в Некрасове в еще большей степени, чем в Герцене, демократ взял верх над либералом (подробнее см. «ЛЭ», т. VII, стр. 682-685).

    Такова эта революционная линия Р. л. 50-х гг., выдвинувшая борьбу за освобождение крестьянства, за ликвидацию крепостнического землевладения, за широкую народную революцию, которая смела бы в стране все остатки крепостничества. О представителе этой группы Герцене Ленин писал: «Он безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма. Он боролся за победу народа над царизмом» (Сочин., т. XV, стр. 468). Эти две столь противоположные друг другу по своим конечным целям линии Тургенева и Гончарова, с одной стороны, и Некрасова, с другой - все же близки между собой по общей борьбе против крепостнической культуры. Именно этим объясняется их парадоксальное на первый взгляд сожительство в 50-х гг. на страницах «Современника», где Чернышевский заведует отделом публицистики, Добролюбов ведет критику, а беллетристика находится в руках Тургенева и его группы. Это сожительство было временным - приближалась пора обостряющихся классовых боев в стране. Они положили ему конец и развели Тургенева и Некрасова по разные стороны литературных баррикад.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...