Обществознание. О людях, которые выбирают путь «HARD

Вопрос 1. Составь сравнительную таблицу по теме «Большие и малые социальные группы».

Большие группы.

Количество участников - количественно не ограниченная социальная общность.

Признаки, по которым могут объединять людей - создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Среди больших групп принято выделять также такие социальные группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физического труда, население города и деревни.

Роль, которую они играют в обществе определяется выполнением ею следующих функций: научно-техническое и экономическое обеспечение материального производства; профессиональное управление производством, обществом в целом и отдельными его структурами; развитие духовной культуры; социализация; обеспечение умственного и физического здоровья населения.

Малые группы.

Количество участников - от 3 до 15 человек;

Признаки, по которым могут объединять людей - Пространственное, и временное соприсутствие людей. Наличие постоянной цели совместной деятельности. Наличие в группе организующего начала. Разделение и дифференциация персональных ролей. Наличие эмоциональных отношений между членами группы. Выработка специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

Роль, которую они играют в обществе объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений. Наряду с профессиональными и другими формальными группами в нем постоянно образуются самодеятельные социальные группы, ориентированные на реализацию вновь возникающих социальных потребностей.

Вопрос 2. Выбери из списка, приведённого ниже, признаки, относящиеся только к малой группе.

1. Количество людей колеблется от 2 до 10 человек.

5. Общие интересы и увлечения.

6. Объединились для достижения какой-либо конкретной цели, не требующей больших усилий.

7. Относительное постоянство членов.

9. Кровнородственные связи внутри группы.

12. Объединение лиц одного возраста или пола.

Вопрос 4. Какие признаки характерны только для межличностных отношений?

1) взаимный (обоюдный) характер

3) непосредственный контакт

Вопрос 5. Прочитай приведённый ниже текст, каждое предложение в котором пронумеровано.

(1) Симпатия - это внутреннее расположение, привлекательность. (2) Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию. (3) Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки. (4) Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными.

Определи, какие предложения текста являются: А) установленными фактами Б) мнением, оценочным суждением

Установленные факты – 1, 4. Мнения, оценочные суждения – 2, 3.

Вопрос 6. Приведи не менее трёх примеров групповых норм, характерных для неформальной группы приятелей-одноклассников.

1. Свободная речь; 2. Подшучивания; 3. Взаимная помощь.

Вопрос 7. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к малым группам. Подчеркни термин, который «выпадает» из этого перечня.

Взаимность, относительная малочисленность, общие интересы, групповые нормы, групповые санкции, принадлежность определяется полом участников.

Вопрос 8*. Составь план устного выступления на одну из тем.

1. Моя семья - малая группа.

1. Семья как общность людей, связанных узами супружества.

2. Семья как социальный институт.

3. Типы семейных структур.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В середине прошлого века Карл Густав Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов. Сегодня Джонатан Чик и его коллеги-психологи в том, что данная модель далеко не полная. Ведь среди интровертов есть как те, кто комфортно себя чувствует в обществе близких друзей, так и те, кто сознательно избегает любого общения. Исходя из этого ученые предложили разделить интровертов на 4 типа , и эта классификация способна дать ответы на многие вопросы.

Мы в сайт ознакомились с последними исследованиями, чтобы узнать себя лучше.

1-й тип. Социальные интроверты

Социальные интроверты могут быть общительными, непринужденными и даже болтливыми . В окружении близких друзей от них можно услышать шутки и заливистый смех. Такие интроверты тщательно выбирают свой круг общения и по-настоящему открываются лишь с теми, кому по-настоящему доверяют.

Исходя из этого учеными был сделан вывод, что социальная интроверсия - это не стеснительность . Такому человеку кажется, что общение с большим количеством людей выкачивает из него энергию. Поэтому он избегает шумных компаний, а для восстановления сил выбирает одиночество либо компанию самых близких.

Вас можно отнести к социальным интровертам, если вы:

  • предпочитаете общество нескольких близких друзей, а не шумные вечеринки;
  • уверены в том, что у человека не может быть много друзей;
  • стараетесь выделять время, чтобы побыть с самим собой;
  • для отпуска выбираете непопулярные места и маршруты;
  • чувствуете себя как выжатый лимон после общения с большим количеством людей;
  • можете обходиться без общения продолжительное время;
  • предпочитаете работать в одиночестве - другие люди вас только отвлекают от работы.

2-й тип. «Думающие» интроверты

«Думающих» интровертов сложно поставить в тупик большим скоплением народа на шумной вечеринке. Они просто не замечают никого вокруг. Такие интроверты могут часами оставаться погруженными в собственные мысли, оценивая и анализируя свой внутренний мир.

Для «думающих» интровертов фантазии не повод убежать от реальности. Они воспринимают окружающий мир через призму личных переживаний. Эмпатия и развитая интуиция - ключевые черты «думающих» интровертов, их авторский почерк виден в любом деле. Вот только работать по инструкции у них получается не всегда.

У вас все признаки «думающего» интроверта, если вы:

  • часто заняты анализом собственных переживаний;
  • примеряете на себя образы героев любимого фильма или книги;
  • реальные события всегда значили для вас меньше, чем ваша внутренняя реакция на них;
  • имеете сложную и богатую внутреннюю жизнь;
  • серьезно работаете над своим личностным ростом;
  • оцениваете себя со стороны;
  • фантазируете о разных ситуациях с вашим участием.

3-й тип. Тревожные интроверты

Тревожные интроверты - это те люди, которые всеми силами ищут одиночества , потому что общество других людей их пугает и выводит из равновесия. Они часто сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, оказываются в неловких ситуациях и не сразу понимают, чего от них хотят.

Нередко, даже находясь в одиночестве, тревожные интроверты могут испытывать тревогу и переживать по поводу событий, произошедших с ними в прошлом. Вместе с тем они не против общения, но избегают контактов из-за неуверенности и низкой самооценки.

Вы можете обнаружить у себя тревожную интроверсию, если вы:

  • при входе в помещение, в котором уже есть люди, чувствуете на себе оценивающие взгляды окружающих;
  • не считаете социальные навыки своей сильной стороной;
  • ощущаете беспокойство без видимой на то причины;
  • часто вспоминаете о каком-нибудь неприятном событии, произошедшем много лет назад;
  • сильно расстраиваетесь при любой неудаче;
  • испытываете стресс и долго не можете найти себя в незнакомом окружении;
  • даже в кругу близких друзей можете ощущать неудобство и отчужденность.

4-й тип. Сдержанные интроверты

Сдержанные интроверты совсем не одиночки. Просто в их стиле все взвесить и хорошенько обдумать, а потом уже приступать к работе или общению. Их можно сравнить с мотором, которому нужно время, чтобы прогреться. Утром они не вскакивают с кровати, а долго лежат и потягиваются, обдумывая предстоящий день.

В общении с большим количеством людей они не видят ничего пугающего, но всеми силами постараются отложить это общение до вечера. Важно, чтобы события не развивались слишком быстро. Тогда у них будет время втянуться и почувствовать себя комфортно.

Вас можно отнести к сдержанным интровертам, если вы:

  • стараетесь выкроить время на отдых, ищете возможность расслабиться и сделать все как можно проще;
  • выдвигаете наиболее разумные и взвешенные предложения;
  • не считаете, что в жизни нужно попробовать все;
  • не действуете под влиянием момента или сильных эмоций;
  • не любите рисковать и говорить, не подумав;
  • часто ощущаете себя усталым без причины.

«Конечно, как и любая классификация, эта модель очень условна, - Джонатан Чик. - Вы можете быть отчасти социальным и отчасти тревожным интровертом. Но, зная, какие особенности свойственны тому и другому, мы можем лучше предсказывать свои и чужие реакции и в конечном итоге жить в гармонии со своей природой».

Психологи проделали большую работу, чтобы в очередной раз доказать: даже самые устоявшиеся представления могут быть пересмотрены, ведь каждый из нас уникален. А вы уже определили свой тип?

Урок по обществознанию на тему «Ты и твои товарищи»

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Зачем люди объединяются в группы? Что даёт человеку группа? Можно ли входить в разные группы одновременно?

Какие бывают группы

С момента рождения человек является членом той или иной группы. Рассмотрим вместе, в какие, например, группы входите вы. Прежде всего, вы члены семьи. А семья – это особая группа. В связи с тем, что она немногочисленна по своему составу, её называют малой группой.

Городские и сельские жители – это тоже группы. Вы как жители города или села принадлежите к одной из них. Но, конечно, они отличаются от такой группы, как семья.

Вы учитесь в шестом классе. Школьный класс – это тоже группа. Все ученики вашего класса знают друг друга, у вас есть взаимные обязанности и права, вас объединяет учёба в школе.

А ещё, возможно, вы посещаете спортивную секцию, или театральный коллектив, или хоровой кружок. Различные кружки и клубы (например, клуб филателистов, туристов, любителей поэзии, спорта, театра или музыки) тоже группы.

Групп, объединяющих людей, множество. У каждой из них есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников.

Подумайте, какое общее дело, например, у школьного класса. А у театрального кружка? А у баскетбольной команды?

Ваши родители, получив профессию, стали членами профессиональных групп, например, инженеров, врачей, шахтёров и др.

Народ тоже особая группа людей. Эта группа отличается от других народов своими традициями, песнями, сказками, легендами.

Группы бывают самые разные, их очень много. Каждый человек одновременно входит в несколько разных групп.

Среди групп можно выделить те, которые выбираете вы, и те, в которых вы оказываетесь не по своему выбору. В этом случае группа как бы сама вас выбирает. Группой, которая сама вас выбрала, является, например, школьный класс (вас привели и записали в школу) или ваша семья (родившись, вы уже оказались членом группы людей под названием «семья»).

Примером группы, которую вы сами выбрали, является группа ваших друзей, приятелей или тот кружок, в который вы записались. В дальнейшем вы решите, что будете делать после школы. Если решите дальше учиться, то войдёте в большую группу студентов. Вы сами выберете ту профессию, которую захотите получить. И, получив её, войдёте в состав этой профессиональной группы.

Группы, которые мы выбираем

Группа, которую вы выбираете, начинается с какого-то интереса. А ведь интересов множество! Многие группы сознательно создаются теми, кто хочет собрать вместе людей со сходными интересами. Таким организатором можете стать и вы.

Есть, например, группы, в которые ребята объединяются, чтобы просто встречаться и разговаривать, делиться тем, что их волнует, обсудить, например, какие джинсы или кроссовки сейчас самые модные.

А есть другие группы, где ребята объединены общими интересными и полезными делами. Например, ходят в походы, где отдыхают и учатся понимать природу, общаются друг с другом, познают историю родного края, или по просьбе воспитателей детского сада по очереди играют с малышами, или помогают пожилым людям в работе по дому и в садово-огородных делах. А ещё готовят подарки и поздравляют в праздники ветеранов войны и труда. Представьте, как приятно сознавать, что о тебе помнят, думают, стараются порадовать! Такие группы развивают отзывчивость, милосердие, сопереживание, взаимопомощь. Ребята, у которых не было опыта жизни в такой группе, считают: «Хорошо то, что хорошо для меня. Любым путём, любым способом».

Каждый человек при желании может найти или создать такую группу, в которой ему будет комфортно, где его будут ценить независимо от того, отличник он или двоечник, умеет ли он красиво говорить или нет, решителен он или не очень. Это может быть группа ваших сверстников или группа, объединяющая людей разного возраста. Главное – это то, чтобы были интересы, объединяющие всех, общая цель и доброе отношение друг к другу. Если человек ощущает внимание, сопереживание, чувство локтя, защищённость, поддержку, у него и настроение хорошее, и дела идут на лад. Именно в такой группе вы чувствуете, что тот, кто с вами рядом, - ваш товарищ, а не враг или соперник, не тот, кто вас сейчас обидит, ударит, обманет, прогонит. Вы знаете ребят своей группы, можете на них положиться. А ещё вы можете многому научиться у них и научить их тому, что знаете и умеете сами.

Подумайте, чему вас научили ребята в классе или другой группе и чему вы можете их научить сами.

Кто может быть лидером

В разных группах у человека может быть разное положение. Например, в спортивной команде вы можете быть капитаном, то есть лидером, брать на себя руководство группой. А в вашем классе лидером можете быть не вы, а кто-нибудь другой. В хоре или театральном коллективе в одних выступлениях вы можете быть солистом и играть главную роль, в других нет. А в туристическом объединении вы можете быть и ответственным за палатку, и дежурным у костра, и главным поваром, и санитаром, и походным мастером, и штурманом группы, и фотографом и т. д. Иными словами, говорят: человек в группе – а в разных группах тем более! – может играть разные роли. И вот что интересно: каждая роль даёт возможность человеку показать себя с какой-то особой стороны.

В одном классе был незаметный тихий паренёк. Ничем не выделялся. Учился на троечки. И все удивились, когда он записался в туристический клуб. Но ещё больше удивились ребята в первом походе – этот паренёк первым перебрался через большой овраг и помог перебраться всем остальным, а на привале оказался первоклассным костровым и поваром. Когда возвращались из похода, он шёл первым и вёл за собой отряд.

А в другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставляя их делать то, что ему хотелось. Как вы думаете, можно ли его назвать лидером?

И ещё пример. Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки. Он не тратил времени на семейные дела, общественные поручения, помощь заболевшему товарищу. Лидер ли он?

Истинного лидера выдвигает группа ребят – класс, секция, кружок. Он увлекает ребят за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.

Что можно, чего нельзя и что за это бывает

В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила. Они отличают данную группу от других. У членов группы может быть особая манера одеваться, причёски определённого вида, условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.).

Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече. Группа может предъявлять ко всем, кто в неё входит, определённые требования.

Требования группы выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже существуют свои правила и их надо выполнять даже в том случае, если они не совсем вам по душе. А ещё вы можете попасть в такую группу, где все, кто в неё входит, участвуют в выработке общих правил. Ребята одного класса, например, договорились сочинить правила для своих общих сборов. А чтобы эти правила не были скучными, попробовали написать их в стихах. Вот что у них получилось:

Мы на сборе не молчим,

Не шумим и не кричим,

Слушаем друг друга,

Говорим по кругу,

Коллективно обсуждаем

И решенья принимаем.

А у учеников вашего класса есть общие правила?

Те ребята, которым приходилось в своей жизни переходить из одной школы в другую, на собственном опыте знают, насколько бывает тяжело привыкать к новому классу, новой группе.

Почему так происходит? Отвечая на вопрос, прежде всего, вспомним об этих правилах. В старом и новом классе они могут быть разные. Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть, сложа руки, и слушать учителя. Но новенький пока не знает, что от него тоже этого ждут, и по привычке вступает в рассуждения и высказывает своё мнение. Как это воспримет новый класс?

Правила, по которым живёт группа, называют словом «нормы». Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться цели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берётся.

Тот, кто не выполняет групповые нормы, кто не дорожит мнением окружающих, кто ставит себя выше других, противопоставляет себя группе.

Пример человека, противопоставлявшего себя группе, вам знаком с детства. Это герой известной детской песенки Ю. Энтина «Антошка». Давайте его вспомним.

Антошка, Антошка,

Пойдём копать картошку.

Антошка, Антошка,

Пойдём копать картошку.

Тили-тили,

Трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам, пам, пам,

Тарам, пам, пам.

Антошка, Антошка,

Сыграй нам на гармошке.

Антошка. Антошка,

Сыграй нам на гармошке…

Чем закончилась эта история? Как в реальной жизни может поступить группа с человеком, который не выполняет её требований и делает только то, что ему хочется?

О поощрениях и наказаниях

С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелестную кличку, отказаться подавать руку и т. п. А могут и исключить из группы. А тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки она использует грамоты, премии, медали, благодарности, памятные подарки, аплодисменты, ответственные поручения и др.

Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки) называют словом «санкции». Санкции являются охранниками групповых норм.

Есть группы, которые полностью подчиняют человека, заставляют действовать несмотря на его личные желания и интересы. Подумайте, всегда ли это хорошо.

Картинная галерея

В. И. Суриков (1848 – 1916). Степан Разин. 1906 г.

Поэтическое слово

Плохо человеку,

когда он один.

Горе одному,

один не воин –

Каждый дюжий

ему господин,

И даже слабые,

если двое…

Единица – вздор,

единица – ноль,

даже если

очень важный –

не подымет

пятивершковое бревно,

тем более

дом пятиэтажный.

В. Маяковский

Какую особенность объединения людей описал в своих стихах В. Маяковский? Найдите в тексте параграфа строки, которые можно проиллюстрировать этим стихотворением.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

До XV века основной военной силой государств Западной Европы было рыцарское войско. Военная служба была главным делом группы людей – рыцарей. Рыцари отличались особым поведением и образом жизни. Они должны были разбираться в вопросах религии, знать правила поведения при дворе короля, владеть «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца. Рыцарскими достоинствами считались воинская отвага и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к другим рыцарям, нуждающимся в помощи. Осуждению подвергалась скупость, не прощалось предательство.

Рыцари знали свою родословную, с какого века каждый из них ведёт свой род, с кем состоит в родстве. Каждый рыцарь имел знак его рода, его воинской доблести – герб. На нём обычно помещалось короткое изречение (девиз), объясняющее смысл герба. Девизы подчёркивали смелость, гордость, независимость владельцев герба.

Чтобы стать рыцарем, надо было пройти особую подготовку. В семь лет мальчики покидали свою семью и переходили в замок сеньора. Вначале они выполняли обязанности пажа, затем – оруженосца. Долгие годы их учили всему, что должны были знать и уметь рыцари. Когда учёба завершалась, молодые люди проходили обряд посвящения в рыцари. Рыцарь, посвящающий в звание, ударял посвящаемого мячом плашмя по плечу, произносил слова посвящения, надевал шлем и золотые шпоры, вручал меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девиза. Посвящаемый давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести.

С какой группой тебе по пути?

Вы уже знаете, что одновременно являетесь членами нескольких групп. Вы члены семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы – правила, законы.

Подумайте, по каким правилам живут группы, в которые вы входите. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой?

Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. С одной группой вы можете, например, готовить поздравления и подарки ветеранам войны, помогать им, проявлять о них заботу. А с другой группой вы вроде бы и не заняты ничем, просто время проводите. Но вдруг кому-то пришла в голову шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот уже вы заняты делом, за которое потом вам может быть очень стыдно. Но это потом, когда вы спокойно обо всём подумаете и разберётесь. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и вы – как все! Страшные поступки может совершить такая группа.

Старайтесь помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать самого себя: «Нравится ли мне то, что я сейчас делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»

Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, вы начинаете понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Вы можете почувствовать, что эти взгляды расходятся с вашими. И если вы не хотите отказываться от своих представлений, рано или поздно вы из этой группы уйдёте.

Вы можете увидеть, что некоторые ребята из вашей группы курят, пьют спиртные напитки и употребляют наркотики. Они могут предложить вам поступать так же. Помните, настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить вашему здоровью. Ищите людей со здоровыми интересами. Держитесь ближе к людям, чьи позиции и поведение вам по душе.

К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как вы думаете, это справедливо?

Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.

Жил на свете человек

Когда началась Первая мировая война, Аркадию Петровичу Гайдару (1904-1941) (настоящая фамилия Голиков) было десять лет. Отца забрали в солдаты, и он сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. Его задержали и вернули. Но через четыре года Гайдар всё-таки попал на войну. В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Свои книги обдумывал в дороге. Часто сочинял на ходу: твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель отправился на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение. Гайдара хотели вывезти на самолёте, однако он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде. Воевал как рядовой пулемётчик и погиб в бою в 1941 году.

Одна из книг писателя («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой – Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды, - они помогали людям по зову добрых сердец.

Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.

Книгу Гайдара и сегодня читают ваши ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах тимуровцев.

Поэтическое слово

Цыганы шумною толпою

По Бессарабии кочуют.

Они сегодня над рекой

В шатрах изодранных ночуют.

Как вольность, весел их ночлег

И мирный сон под небесами.

Группой называют совокупность людей, объединенных каким-либо признаком общности: общим пространственным и временным бытием, общей деятельностью, общими экономическими, этническими, психологическими или иными характеристиками. Социальная группа выполняет в обществе определенные необходимые функции, участвуя в разделении общественного труда и деятельности. Группы, которые можно рассматривать и как «класс», «социальный слой», «коллектив», «семью» и т.п., объединяют людей по принципу социальной солидарности, «общего интереса или общего дела»27, - как писал Т. Гоббс. Именно в конкретных группах, в непосредственном социальном общении и взаимодействии, человек реализует себя и свою общественную сущность. Поэтому разложение или частичный распад групп вызывает общее расстройство всей системы социального бытия индивида. Известный социолог Э. Дюркгейм в свое время провел специальное исследова ние, в котором выявил опасную зависимость: «Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид»28. Особое значение в социальной жизни человека имеют так называемые первичные малые группы, малочисленные по своему составу, связанные устойчивым непосредственным личным общением и эмоциональными отношениями, особыми ценностями и внутренними нормами поведения. Эти группы отличаются повышенной солидарностью, глубоко развитым чувством «мы». Для них в целом характерны пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением ее членов. Включение человека в такую группу, цели и ценности которой служат для индивида определенным эталоном, социальным ориентиром его общественного поведения, позволяет ему наиболее эффективно усваивать нормы, ценности и традиции общества, обеспечивает полноценную социализацию. Отсутствие же или недостаток таких социальных связей первичного типа может влиять на развитие индивида, вызывать его духовную неполноценность или негативное поведение. Группа, как считал Ч. Кули, во-первых, является источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми он руководствуется в течение всей жизни, и, во-вторых, выступает средством поддержки и стабилизации взрослого человека. Внутри групп люди вступают в особенно тесные и длительно поддерживаемые отношения, которые характеризуются особыми чертами: 1) они связаны с потребностями; 2) проявляются в форме общения и взаимодействия; 3) эмоционально окрашены. Отечественный психолог А.Ф. Лазурский для характеристики межличностных отношений в группе предложил пользоваться следующими параметрами: модальность отношения - положительное, отрицательное или безразличное; степень интенсивности отношения; качественные особенности отношения; уровень развития отношения, «обилие оттенков»; степень осознанности отношения; культурность форм отношения, формы обращения друг к другу; широта и объем отношений, т.е. количество объектов или сторон объекта, на которые распространяется отношение. На межличностные отношения в группе влияют самые разные факторы, связанные с конкретными людьми - субъектами отношений. Первый фактор - их врожденные и приобретенные в детстве коммуникативные потребности и способности. Второй - социальные и психологические личностные особенности (статус, самооценка, общительность, самоконтроль, смелость и др.). Третий - ситуативные обстоятельства (время, пространственная близость, культурный контекст, событийность и др.). Четвертый - процессы внутригрупповых изменений (лидерство, принятие групповых решений, сплоченность, давление, контроль, конфликты, цели и задачи совместной деятельности и т.д.). Несмотря на влияние такого большого числа элементов, система отношений личности в группе остается относительно целостной и стабильной. Внутри системы отношений человека с другими членами группы выделяются доминирующие отношения. Они отражают направленность и позицию личности: на себя, на удовлетворение своих потребностей; на других, на общение, совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы; надело, на деловое сотрудничество, профессионализм подхода, отстаивание собственного мнения. Ключевые слова и понятия Социальная группа. Социальный слой. Первичная малая группа. Межличностные отношения. Направленность личности. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы критерии выделения социальных групп? 2. Какие виды групп вы знаете? 3. Чем характеризуются межличностные отношения? 4. Сравните большую и малую социальные группы. 5. Докажите, что дезинтеграция социальных групп ведет к распаду всей социальной системы. 8.

Еще по теме Человек в группе. Межличностные отношения:

  1. 1.7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ
  2. Тест 3. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири


Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...