Обучение детей с аутизмом осмысленному чтению. я ступень

Татьяна Воротникова
Обучение детей с РДА глобальному чтению

Для обучения аутичных детей глобальному чтению и письму можно использовать модифицированную методику "глобального чтения ". Работа делится на несколько этапов :

Первый этап.

Взрослый вместе с ребёнком рассматривает фотографии из семейного альбома, называет людей, изображённых на фотографиях : "Это наш папа (дедушка, бабушка и т. д.) . Заранее подготавливаются таблички со словами - надписями к фотографиям. Табличка с подписью кладётся справа от фотографии. На первом занятии можно предложить ребёнку от 2 до 5 слов. На следующем занятии проводится закрепление слов первого занятия и,возможно, добавление ещё 1 -3 слов.

Второй этап.

Все изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображение помещаются в альбом. Далее в этом же и других альбомах можно размещать предметные картинки по лексическим темам, сочетая картинки с их надписями. Важно помнить, что изучаемые слова, должны быть просты в написании и написание этих слов должно совпадать с их произнесением : дом, стол, пол, стул и т. д.

Третий этап.

Одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам . В начале ребёнку предлагаются для изучения гласные : А, О, У, И, затем их сочетания : уа, ау, иа. Затем к данным гласным можно постепенно добавлять согласные : М, П, Т, К и т. д.

При изучении каждой буквы подбираем картинки, названия которых начинаются на заданный звук, заучиваем буквы с помощью шершавых трафаретов, используя тактильный метод; работаем с разрезными буквами (собираем, обращая внимание на правильное положение элементов буквы) ; находим заданную букву в ряду других; прописываем буквы пальцем на песке, на крупе, при помощи, кисточки и воды, кисточки и клея ПВА (затем по клеевой основе можно посыпать манной крупой, получается хороший макет буквы).

Четвёртый этап.

Учим ребёнка соединять буквы в слоги, обращаем внимание ребёнка, что вначале, что потом : в начале "П", потом "А", вместе : па. Выкладываем из букв разрезной азбуки слоги, печатаем получившиеся слоги или использую уже готовые напечатанные карточки со слогами.

В некоторых случаях возможно использование карточек со слогами, для обозначения первых букв слов, например : барабан - "Ба", кошка -"Ко" и т. д.

Пятый этап.

Работа по составлению фразы и отработанными словами. Каждое слово обозначаем отдельной полоской -фишкой. Начинаем с простого нераспространённого двусоставного предложения : Дом стоит. Мама читает. Папа спит. И т. п.

Затем вместо (поверх) полосок,. обозначающих слова, выкладываем карточки с напечатанными на них словами, находим среди картинного или фотоматериала подходящие к данной фразе картинки.

В таблице может быть взята одна согласная буква в сочетании с различными гласными (ла, ло, лу…) или одна гласная с разными согласными (ан, ак, аб…).

ВИДЫ РАБОТ:

1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов . Таблицы изготавливаются по принципу лото с парными картинками. Ребенок выбирает слог на маленькой карточке и кладет его на соответствующий слог на большой карте. Педагог при этом четко произносит написанное, следя за тем, чтобы взгляд ребенка в момент проговаривания зафиксировался на губах взрослого.

2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа . Подбираются пластмассовые гласные и согласные буквы, которые накладываются поверх написанных букв. Гласные произносятся протяжно, а соответствующие им пластмассовые буквы передвигаются к согласным, т. е. «ходят к ним в гости».

3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10—15 см) друг от друга. Между буквами плавно растягивается толстая нитка или резинка (резинка обычно больше нравится детям, но если ее «щелканье» пугает ребенка, лучше взять нитку).

Л-А Н-О

Кончик резинки, завязанный в узел, ребенок прижимает пальчиком или ладошкой к согласной букве, а другой рукой тянет свободный конец резинки к гласной букве. Педагог озвучивает слог: пока резинка тянется, длительно произносится согласный звук, когда резинка щелкает, присоединяется гласный (например: «ннн-о», «ллл-а»).

Аналитико-синтетическое чтение

В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова. Становление этого навыка требует большого количества упражнений, поэтому нужно изготовить достаточное число дидактических пособий, чтобы занятия не были однообразными для ребенка.

ВИДЫ РАБОТ:

1. На большой карте с четкими картинками (можно использовать различные лото) ребенок раскладывает маленькие карточки с начальными буквами названий картинок . Сначала мы оказываем ему значительную помощь: буквы четко называем, держа карточку так, чтобы ребенок видел движения губ; другой рукой показываем картинку на большой карте. Продолжая произносить звук, приближаем букву к ребенку (чтобы он отслеживал взглядом движение буквы, можно использовать кусочек лакомства, как и при работе с парными картинками), затем отдаем карточку с буквой ученику (лакомство он съедает в момент передачи). Используя подсказку педагога в виде указательного жеста, ребенок кладет букву на соответствующую картинку. Со временем он должен научиться самостоятельно раскладывать все буквы на нужные картинки.

Возможен обратный вариант игры: на большой карте напечатаны начальные буквы из слов, обозначающих картинки на маленьких карточках.

2. Изготавливаются маленькие карточки с печатными буквами (примерно 2х2 см). В уголке они прошиваются скрепкосшивателем двумя-тремя скрепками. Ребенок с помощью магнита «ловит рыбку», т. е. буквы, а мы четко проговариваем их. Это упражнение помогает дольше фиксировать взор ребенка на букве и позволяет расширить спектр его произвольных действий.

3. Подбираем картинки на определенные звуки . На альбомных листах крупно печатаем выбранные для изучения буквы. Две буквы устанавливаем по разным углам стола. Ребенок раскладывает предлагаемые ему картинки, названия которых начинаются на соответствующие буквам звуки. Первоначально можно поддерживать руки ребенка и помогать ему отыскивать нужный «домик». Лучше подбирать пары букв, обозначающие как можно более контрастные звуки.

4. При обучении аутистов чтению, обязательно должно быть пособие, которое ребенок может взять в любое время и рассматривать его так, как ему хочется . Таким пособием Может стать альбом-азбука, в который мы постепенно зарисовываем картинки на определенный звук. Рисовать лучше так, чтобы ребенок видел процесс заполнения страниц, при этом обговаривая и обсуждая с ним рисунки. Так как альбом может быстро истрепаться, на рисунки не нужно тратить много времени, а в случае необходимости восстанавливать испорченные страницы.

Когда ребенок научится слышать начало слова, можно начинать работу по формированию звукобуквенного анализа конца слова.

ВИДЫ РАБОТ:
1. На большой карте нарисованы картинки, названия которых заканчиваются на определенный звук. Рядом с картинкой находится «окошечко» с крупно написанной последней буквой слова. Мы выделяем голосом конец слова, ребенок кладет пластмассовую букву на напечатанную в «окошечке» .

Замечания: для упражнения нельзя использовать парные звонкие согласные (Б, В, Г, 3, Д, Ж), так как они оглушаются на конце и звук не совпадает с буквой; нельзя использовать йотированные гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю поскольку их звучание также не соответствует буквенному обозначению.

2. Под картинку кладется соответствующее слово. Мы четко проговариваем его, выделяя последний звук. Ребенок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладет на последнюю букву в слове .

Комплексные упражнения

Очень полезны упражнения по обучению аутистов чтению, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Изготавливаются карточки (удобный формат — половина альбомного листа) с картинками и соответствующими им словами. Слова печатаются шрифтом, по размеру совпадающим с высотой пластмассовых букв. Ребенок смотрит на слово под картинкой и накладывает сверху такие же пластмассовые буквы. Педагог четко прочитывает слово. Затем собранное из букв слово сдвигается с карточки на стол, напечатанное на бумаге название картинки закрывается, а ребенку предлагается определить, под какой картинкой такое же слово, как и у него на столе. Сначала ребенок делает выбор из двух карточек, потом из 3—4. Когда выбор сделан, слово под картинкой открывается и сравнивается с образцом на столе.

Галина Литвиненко

Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста

«Метод глобального чтения (единица чтения - слово ) »

Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова , словосочетания , короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов . Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана) . Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. " в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной- фонематическом методе , от буквы к слогу, от слога к слову . Обучение чтению глобальным способом происходит "с другого конца", в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам , падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать. По таким же естественным принципам и законам идёт и обучением в глобальном методе письменному языку - чтению , печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с "особенностями развития" является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с лёгкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы "Читаем с пелёнок". Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным , потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами . Мышление же неразрывно связано с речью.

Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом , он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова , а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга - правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Естественно, мозг работает, как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария - словесно -логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария - конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирования за счёт этого целостного и многозначного контекста.

У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет - функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста) ; неустойчивость внимания - запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки "левшества". Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению ) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определенную систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами ) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и говорящими воспитанниками.

Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития "Умница", Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых детей, но и здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно и является целью чтения вообще . Мы читаем не для того, чтобы соединить как можно слов , а чтобы понять "о чём тут написано?" До глобального чтения доходят все люди . Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов ) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

Показательный пример

По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Обучать глобальному чтению можно с раннего детства. Наиболее доступный, на мой взгляд, для обучения чтению малышей- двухлетний возраст. Это когда ребенок запоминает все слово целиком . Меня очень увлек этот метод обучения . Имея маленькую дочь, я решила опробовать эту методику . Дидактический материал легко можно изготовить самим. Берем плотный белый картон, нарезаем полоски шириной примерно 5 см., затем на этих полосках маркером пишем печатными буквами слова . Самое главное здесь- аккуратность. Рекомендуется обвести карточку маркером.

Как проходит занятие.

Начинаете показывать в первый день- одно слово , затем добавляете каждый показ по одному новому слову и , дойдя до 15 слов , останавливаетесь. Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете , одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов , который каждый раз обновляется одним словом .

В своей старшей группе я занимаюсь с детьми по их желанию и заинтересованностью. Использую стопочку из15 карточек, сажаю ребенка перед собой на некотором расстоянии и бодро и весело показываю карточку и говорю то, что на ней написано - только одно слово без комментариев . И так все карточки - показала и произнесла (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так , как вы его обычно говорите, т. е. не (молоко, а (малако) . После всего этого 15-ти секундного действия я обязательно хвалю ребенка.

Очень многим родителям хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы точно будете уверены, что он знает.

Самое главное!

Это не должно становиться самоцелью - чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений , активизируем работу мозга.

Темы карточек.

1."семья"(мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е, дядя, братик и так далее.

2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т. д.)

3. игрушечные звери (которые у вас есть- то есть ребенок их знает : зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия) ; можно напечатать и слова , обозначающие "кто как говорит"- "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу".

4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т. д.)

5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т. д.)

6. любимая еда (молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т. д.)

7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме : спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить).

Как можно использовать активные карточки.

Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь - в различные сюжетные игры : магазин, автоперевозки, ресторан, обед и т. д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь мишку, делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", конфета", "сок", "чай" т. д. Читаем и играем.

Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять к каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить"- раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему" кто что ест". Можно разыскать мам для потерявшихся деток (карточки" щенок" - к собаке, " теленок" - к корове и т. д.) Можно перевозить" мебель "(карточки слов ) на машинах. Можно играть в магазин- используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. С активными карточками дети любят играть в "Угадайку". Раскладывайте карточки той стороной, на которой написано слово . Сначала прочитайте сами все слова , желательно несколько раз. Затем карточки перекладываем в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано . Называет слово , переворачивает карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке . Если нет- переворачиваем опять той стороной, где слово . И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. При угадывании, не надо спрашивать у ребенка "Что здесь написано?", лучше попросить показать слово : "Как ты думаешь, где написано "мишка", покажи".

Таким образом, можно придумать множество различных игр.

Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. Именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении.





Методов обучения чтению по большому счету всего три: фонемный, складовый и так называемый метод глобального чтения.

  1. Фонемный метод (главная единица чтения-буква)

Метод, по которому учились все мы с вами и по которому в большинстве случаев начинают обучаться все современные дети.

Складовый метод (метод чтения по слогам, т.е. единица чтения – гласная + согласная)

Каждый уважающий себя родитель слышал про кубики Зайцева, в них как раз и используется эта методика.

Этот метод весьма успешен, потому что послоговая речь физиологична для человека. К плюсам можно отнести и то, что во время обучения задействуются все зоны мозга за счет различных способов восприятия – зрительного, осязательного и слухового.

Существенный недостаток метода в том, что он рассчитан на групповое обучение, при индивидуальных занятиях эффективность метода нередко заметно снижается.

  1. Метод глобального чтения (единица чтения – слово)

Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга..." в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально-фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст .

В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы Читаем с пеленок.

Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.
У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и не говорящими воспитанниками. Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении,
- побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,
- искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
- нарушения понимания прочитанного,
- аграмматизмы при чтении.

Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.

К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно - сознательно или интуитивно - используют в своей работе "глобальные приемы" обучения. Вспомните "чтение по цепочке", при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Как правило, сначала учитель просит прочитать слово (фразу, предложение, абзац) "сильному" ученику (который уже умеет читать), затем "среднестатистическому", и только потом тот же текст читают "слабые". Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно и на слух, запоминание образа с опорой на ассоциацию. Смысл ясен, что "должно получиться" - понятно, текст становится подтверждением ожидаемого смысла, происходят процессы "узнавания", "закрепления", "формирования новых ассоциаций" - происходит процесс эффективного обучения.


Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале - узнаем смысл написанного.
В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять "о чем тут написано?"
До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР:


Глобальное чтение с детьми с РДА

В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. И., Серебрякова, 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К., Питере Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологией определенных мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная нарушением не собственно пространственного фактора, а несформированной обратной афферентацией. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).

Работа по обучению письму и чтению детей, страдающими ранним детским аутизмом, очень сложная и длительна. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, поэтому на всех этапах используются реальные предметы, картинки, напечатанные слова.

Обучение чтению детей с РАС проводится по трем направлениям:

    аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

    послоговое чтение;

    глобальное чтение.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Первый этап

Первый этап работы, во время которого ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной ситуации, начинается с рассматривания фотографий из семейного альбома. Мама вместе с ребенком перебирают снимки, сделанные летом на даче, на отдыхе, во время памятных событий, праздников, – фотографии членов семьи, самого ребенка, в том числе сделанные, когда он был совсем маленьким. Мама комментирует снимки, подробно рассказывая ребенку о том, что он видит на фотографии. Вместе они как бы заново переживают приятные моменты, причем важно, чтобы и мама, и ребенок получали от этого удовольствие.

Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его семьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: «Я», «МАМА», «ПАПА», «БАБУШКА», «ДЕДУШКА», «СЕСТРА», «БРАТ».

Занятие проводится в удобной для ребенка обстановке – не обязательно за столом, можно на диване, на полу. Мама раскладывает перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями – справа (в начале занятий используется не больше пяти снимков и, соответственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно увеличить до 7–10). Она берет одну фотографию и кладет ее посередине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кладет ее под фото, комментируя: «Смотри, это наш папа (показывает на снимок). А здесь написано: “Папа” (показывает на табличку)». То же самое мама проделывает и со всеми остальными снимками.

Позже, когда ребенок привыкает к такой организации занятия, мама выполняет это задание руками ребенка. Она берет его левую руку, выбирает ею нужную фотографию и кладет ее посередине (в центр зрительного поля ребенка). Затем правой рукой ребенка мама берет нужную табличку и кладет ее под фотографию. При этом она объясняет: «Это фотография бабушки. А вот написано: “Бабушка”». После нескольких совместных занятий ребенок усваивает способ действий с фотографиями и табличками, и часть заданий может выполнять самостоятельно.

Во время занятия мама находится рядом с ребенком. Если ему необходима помощь, она может либо взять его рукой нужный снимок или подпись, либо просто подсказать ему, что сейчас нужно сделать.

На этом этапе обучения мы используем простые слова, произношение которых совпадает с их написанием (например, слово «дом»), так как в этом случае ребенку будет легче справиться с заданием.

На первом этапе ребенок должен усвоить понятия «карточка» и «надпись-табличка». Для этого мама может специально подписать некоторые предметы домашнего обихода, например сделать этикетки для продуктов, наклейки на баночки с крупами. Можно просто отправиться с ребенком на кухню – «проверить запасы», и показывать ему пакеты с сахаром, солью, крупами, макаронами, одновременно прочитывая надписи на них. Можно «навести порядок» на книжной полке, где хранятся детские книги и журналы, прочитывая названия книг; можно также разложить пластинки, диафильмы, показывая ребенку этикетки на них и прочитывая надписи. На улице надо обратить внимание ребенка на таблички с названиями улиц, прочитывать названия магазинов. Потом дома мама может нарисовать маршрут прогулки, подписывая в нужных местах: «Аптека», «Продукты» и т. п.

Второй этап

Второй этап может начаться с оформления альбома, куда мама наклеивает все фотографии и подписи к ним (или просто их подписывает). Затем подбираются 7–10 картинок с изображениями хорошо знакомых ребенку предметов (картинки должны быть выполнены в одном стиле) и готовятся таблички с надписями: «ЧАШКА», «ЛОЖКА», «МОЛОКО», «СОК», «СТОЛ», «СТУЛ», «МАШИНА», «КУКЛА», «СОБАКА», «РУБАШКА» и т. п. Занятия проводятся по той же схеме, что и на первом этапе.

Отметим, что для детей третьей и четвертой групп первый этап необязателен. С ними можно сразу заниматься по картинкам, включив в набор 2–3 фотографии близких людей и самого ребенка. С этими детьми возможно также обойтись без манипулирования их руками, так как большинство из них смогут выполнить задание сами после того, как педагог несколько раз покажет, как нужно его выполнять.

Постепенно набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно делать двумя способами. Первый – последовательно осваивать категории предметов, т. е. предлагать ребенку картинки и надписи к ним по теме «Транспорт», затем, когда он их освоит, брать тему «Одежда», потом – «Продукты питания» и т. д. Второй способ – предлагать ему несколько картинок из разных тем. При этом важно учитывать интересы и привязанности ребенка, выбирать интересные ему темы.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...