Обучение скорочтению самостоятельно упражнения. Развитие поля зрения

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад, что вы вновь пришли ко мне на блог – значит вам полезны мои посты. Вы знали, что наш мозг работает не на все 100%? Кто-то говорит, что на 10%, а кто-то – на 35%. Но факт заключается в том, что возможности человеческого ума очень велики – и это правда. Проблема в том, что их нужно развивать, работая над собой в разных сферах. Тема нашей сегодняшней беседы – техника скорочтения как освоить и не потерять в качестве восприятия информации.

Что такое скорочтение?

Если говорить кратко – это умение читать быстрее, чем обычно, воспринимая и запоминая основную информацию. Как ни странно, но научиться этому может каждый, здесь не нужен талант гениальности, а лишь упорство и желание научиться чему-то новому и полезному.

Технику скорочтения освоить очень просто при помощи различных методов и тренировок. Но для начала узнаем, зачем полезно ею владеть.

Плюсы умения:

  • Эта техника вам необходима, если вы читаете много НЕ художественной литературы – и вам нужно быстро и точно овладевать информацией.
  • Вы успеете прочитать вдвое, а то и трое больше книг за год, чем обычно.
  • У вас увеличится словарный запас.
  • Вы обретете умение концентрироваться на чем-то конкретном и выделять главное.
  • Изучение чего-либо будет удаваться быстрее и эффективнее.

Быстрое чтение дается не всем: кто-то осваивает технику на 100%, а кто-то нет. Но в любом случае, уделив время изучению, вы повысите скорость восприятия текста в разы и это пригодится вам в учебе и работе. Главное – поставить для себя цель и точно знать, что это вам нужно.

Освоение происходит при помощи некоторых методов, разработанных учеными и основателями техники еще в 20-х годах прошлого века.

Методы техники быстрого чтения

Существуют курсы и программы скоростного чтения, но при помощи специальных методик обучаться можно и в домашних условиях.

Есть 5 методик:

  1. Сдерживание мысленного проговаривания текста.
  2. «Пристрелка».
  3. Ключевые слова.
  4. Слово как картинка.
  5. Вертикальное чтение.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Сдерживание мысленного проговаривания текста

Вы замечали, что при чтении в голове мы как бы проговариваем все слова вслух? Это звучит наш голос, при чем еще и так красиво, с нужными паузами и интонацией, даже лучше, чем мы читаем вслух. Это называется артикуляцией. Именно это и тормозит процесс чтения, ведь на проговаривание текста нужно время, которое так бесценно.

Как избавиться от этой привычки? Просто во время прочтения книги настукивайте знакомую мелодию пальцами или считайте в уме до 100. Получается?

2. «Пристрелка»

Это более сложное упражнение, но очень эффективное. Суть скоростного восприятия текста – в выделении самого главного. Читающий должен за пару секунд увидеть в тексте основное и незнакомое, не тратя время на ненужную информацию. Не думайте, что это феноменальная способность.

Потренируйтесь для начала на предметах:

  1. Выберите предмет. К примеру, картину на стене.
  2. Несколько секунд внимательно посмотрите на нее, попытайтесь запомнить все детали.
  3. Дальше закройте глаза и воспроизведите увиденное в голове. Изображение будет неполным.
  4. Дальше откройте глаза и взгляните на картину еще раз. Обратите внимание на детали, о которых забыли первый раз.
  5. Снова закройте глаза и увидите, что картина стала полнее. То же самое сделайте 7-8 раз.

Упражнение стоит делать 4 раза. Таким образом вы повышаете умение воспринимать и визуализировать информацию.

3. Ключевые слова

Этот метод весьма полезен при подготовке к паре, семинару или совещанию. В таких ситуациях нужно быстро и четко выделять основную информацию и запоминать ее.

Для этого определитесь с темой и выберите ключевые слова по ней. То есть, выделяйте только те слова и предложения, которые вам нужны. Такое беглое чтение сокращает время и дает запомнить только нужное.

4. Слово как картинка

Еще один метод, ускоряющий чтение. Без него точно не обойтись. Здесь придется подключить зрительную память. Если она у вас плохо развита, ее нужно обязательно тренировать.

Для этого понадобится подготовка:

  1. На отдельных листах или на компьютере напишите длинные слова (не меньше 6 букв), по пару слов на лист.
  2. Периодически смотрите на них. Главное – не пытайтесь его прочитать по буквам. Смотрите как на одно целое.
  3. Попытайтесь это слово повторить вслух.

Повторяйте занятие несколько раз в день. Такая методика применяется даже в младших классах некоторых школ.

5. Вертикальное чтение


Цель метода – научить воспринимать не только все слово сразу, но и целую страницу. Наверное, это высший пилотаж, но и это вам под силу.

Подготовьте специальные таблицы, где в произвольном порядке проставлены цифры от 1 до 16. Нужно смотреть в середину таблицы и пытаться воспринять цифры вокруг.

Тут задействуется периферическое зрение. Кстати, у женщин оно развито лучше, чем у мужчин. Со временем количество чисел нужно повышать. Попросите, чтобы кто-то вас проверял.

Мы рассмотрели основные методики скорочтения, благодаря которым можно освоить технику самостоятельно.

Конечно же, заниматься нужно регулярно, на протяжении некоторого времени. Хорошо, когда вместе с вами занимается ваша подруга или друг. Это мотивирует идти к цели сообща, а еще дает ощущение, что вы такой не один, и создает чувство поддержки.

Интересные упражнения для развития техники

Кроме методов существует немало полезных упражнений, которые помогут освоить технику и научиться читать быстрее.

«А может буквы не нужны»

Это упражнение не только помогает научиться быстро читать, но и развивает память и зрительное восприятие. Попросите кого-то помочь или найдите готовые слова в интернете.

Делается все просто:

  1. Вычеркните из слов несколько букв. Например, через одну.
  2. Прочтите слово без этих букв.

Чтобы было веселее, посоревнуйтесь с кем-то, кто больше прочтет правильно.

«Вперемешку»


Это упражнение тоже связано с отдельными словами, только его суть немного другая.

Нужно во всех словах перепутать буквы: все, кроме первой и последней. Дело в том, что благодаря зрительной памяти и словарному запасу мозг на автомате читает слова правильно. Но если усложнить их, получится хорошая тренировка для памяти.

«Зачем нам все слова»

Чем-то похоже на выделение отдельных слов по теме. Суть заключается в чтении текста, пропуская каждое второе слово.

Это дает возможность концентрироваться на всем тексте в общем, а не на конкретном слове. Так развивается интуиция и зрительная память.

«Пересказ»

Важно понимать, что смысл техники скорочтения не в том, чтобы быстро пробегать глазами текст, а в извлечении из него полезной информации.

Именно для этого все прочитанное нужно кому-то пересказывать. Это очень помогает творческим личностям или тем, кто много общается с людьми, преподает или проводит совещания.

«Не возвращайтесь»

Такая проблема у многих людей, особенно при чтении:

  • художественной литературы,
  • в домашней обстановке,
  • когда рядом кто-то болтает и нельзя сконцентрироваться на 100%.

Тогда мы возвращаемся к уже прочитанному предложению или фразе. Это и тормозит процесс. При чем люди делают это несознательно, а на автомате.

«Как в школе»


Помните, как в детстве мы читали сказки и водили пальчиком? Так это очень полезно! Такая техника позволяет лучше сконцентрироваться, если вам нужно вчитаться в текст дословно.

«Лишнее»

А давайте опять вспомним школу! Бывало, когда читаешь скучный параграф по истории и пропускаешь целые куски. Так вот, за это мама больше не поругает.

Это очень полезно, если вы понимаете, что определенные куски текста вам не нужны. Просто пропускайте, но не переусердствуйте. Мозг расслабляется и не хочет потом ничего воспринимать.

«На слух»

Вы замечали, что аудио воспринимается вовсе не так, как печатная информация? Дело в том, что звуковой ряд действует на другую часть мозга.

Это позволяет учиться воспринимать текст в целом, не обращая внимание на буквы. К тому же, экономит время. Ведь за это время можно и покушать приготовить, и на работу дойти. Главное – не остановиться и не заслушаться.

Курс

Если Вам мало того, что написано в статье, то вы можете пройти полноценный курс. Вот самый продвинутый сайт по развитию навыков.

Резюме


Совершенству нет предела. И если вы уже научились распределять свое время, то включите в свой график освоение техники скорочтения.

Даже если вы не собираетесь бить мировые рекорды по количеству прочитанных книг, изучение навыка позволит развить:

  • память;
  • скорость чтения и технику речи;
  • зрительную память;
  • периферическое зрение;
  • умение концентрироваться;
  • умение выделять главное.

На этом у меня все. Читайте, развивайтесь, подписывайтесь на мой блог. Всем добра и до скорой встречи!

Россия, Москва

Техника быстрого чтения с запоминанием


Вконтакте

5 важных правил для быстрого чтения

Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.

Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.

Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.

Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.

Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.

Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.

Читать без регрессий: как и почему?

Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.

Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.

Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.

Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.

Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.

Читать без артикуляции: сложности и особенности


Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение голосовых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.

Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.

Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» - скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.

Внутреннее проговаривание - определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.

Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.

Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.

Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку :

Реципация: что это такое?

Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.

Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.

Зачем постоянно развивать внимание и память?

Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.

Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.

Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.


Концентрация внимания
– уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.

Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.

Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.

Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.

Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.

Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две — три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.

Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.

Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.

Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?

Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.

Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усваиваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.

Как дать себе установку на запоминание?

Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.

Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.

Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.

Технология запоминания

Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.

В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.

На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.

Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения

Метод пристрелки

Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:

  • какие три факта были наиболее запоминающимися?
  • что необходимо уточнить?
  • где в тексте находятся основные мысли?
  • как можно кратко выразить идеи текста?

Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.

Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.

Техники скорочтения известных людей

Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.

  • Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
  • Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
  • Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.

Неудовлетворительная техника чтения сегодня встречается довольно часто и служит неприятной и серьёзной проблемой. На выполнение домашнего задания у ребёнка уходит много времени, что приводит к снижению эффективности занятий, успеваемость в школе снижается.

Решением проблемы послужит обучение ребёнка быстрому чтению.

Быстрое чтение или скорочтение у детей представляет собой способность быстро улавливать суть прочитанного при использовании особенных методов чтения. Быстро чтение с максимальной скоростью возможно до шестисот слов в минуту. При этом средняя скорость чтения составляет 200 слов в минуту. Экспериментально доказано, что чем выше скорость, тем меньше понимается смысл прочитанного. Независимо от того, какая для этого используется методика и техника.

Местом, где чтению уделяется внимание, служит начальная школа. Проблемы с чтением на протяжении всей дальнейшей жизни обусловлены тем, что люди читают так, как научили в первом классе. Поэтому появились специальные курсы и упражнения, призванные научить скорочтению детей и взрослых.

Ребёнок склонен делать при чтении ошибки в виде запинания, проглатывания окончаний слов, изменения и перестановки букв. Для предупреждения переноса подобных погрешностей во взрослую жизнь применяется обучение скорочтению.

Быстрое чтение значимо ещё и потому, что оно укорачивает период обработки информации. А значит, и времени на изучение школьного курса тратится гораздо меньше, при этом эффективность занятий увеличивается в разы.

Фундамент быстрого чтения

У ребёнка необычайно сильна образная память. Для восприятия информации и активизации познавательной способности нужно развивать воображение школьника, так как яркие образы помогают лучше запомнить материал. Тренированное воображение – значительный шаг на пути к успешному обучению в школе.

Скорочтение развивает концентрацию внимания, организованность, что способствует длительному запоминанию и лучшему восприятию сути материала.

Скорость достигается благодаря умениям:

  • Распознавание слов без проговаривания.
  • Отказ от механического повторения.
  • Увеличение зрительного восприятия.
  • Концентрация внимания.
  • Сканирование читаемого текста.

Проблемы при чтении у детей

При чтении текста у ребёнка возникают следующие проблемы:

  • Артикуляция во время чтения материала «про себя». Восемьдесят процентов детей и взрослых проговаривают прочитанное, шевелят губами и языком. Глаза не сканируют комплексы, слишком продолжительное время останавливаясь на отрывке.
  • Артикуляция осложняет и удлиняет путь обработки прочитанного: слух – речь – анализ. Скорочтение для детей укорачивает и упрощает маршрут текстообработки: зрительный центр – речь.
  • Небольшое поле зрения. Эта проблема характерна для большей части детей. Человеческому глазу свойственно улавливать информацию во время остановки.
  • Глаза передают материал в десятки раз быстрее, чем другие органы чувств. Но многие дети при чтении склонны базироваться на слухе.
  • Неоправданные автоматические повторы обуславливают потерю времени. Скорочтение избавляет от повторов, что ускоряет чтение материала.

Скорочтение призвано устранить вышеперечисленные проблемы. Взрослые люди зачастую не располагают возможностями и желанием употреблять более быстрые техники чтения. По этой причине обучение скорочтению особенно актуально в детском возрасте.

Когда начинать обучение

Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.

Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.

Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.

Как научить ребёнка читать быстро

Профессор И.П. Федоренко утверждает, что в работе с текстом значимость имеет частота тренировок, а не продолжительность чтения. Память устроена так, что лучше запоминается что-то мелькающее перед глазами время от времени, а не находящееся в поле зрения постоянно. «То есть – то нет» вызывает раздражение, реакцией на которое будет запоминание.

Оптимальный вариант реализации подобного – показ слайдов. Ребёнок прочитал фразу, посмотрел изображение – отдохнул. Это щадящий режим, позволяющий научить быстрому чтению.

Обучение скорочтению проводится с периодичностью три раза в неделю и продолжительностью занятий не больше двадцати минут. Элементы занятия:

  • Разминка. Это чтение маленького отрывка (в пределах ста слов) с последующими ответами на вопросы. Здесь важно увеличение словарного запаса.
  • Квадрат с цифрами, размещёнными в случайном порядке, по-другому называется таблица Шульте. Работа с подобной таблицей расширяет поле зрения.
  • Повреждённый текст помогает тренировать зрительную память и внимание.
  • Тренировка логического мышления.

Самостоятельные занятия дома помогут научить скорочтению. Приемлемым вариантом для обучения будет школа или курсы. По вопросу индивидуальных и групповых занятий специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, какой способ результативнее. Подход к тому, какой способ выбрать для того чтобы научить быстро читать должен быть индивидуальным для каждого ребёнка.

Ошибки в обучении

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

  • Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
  • Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
  • Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Упражнения

Научить ребёнка быстрому чтению можно пройдя два этапа:

  • На этапе овладения звуковыми и буквенными обозначениями значима степень развитости зрительной и слуховой памяти, так как основная нагрузка приходится на процессы трансформации буквенного текста в устную форму.
  • Этап чтения по слогам предъявляет требования к развитости аналитических и синтетических умений ребёнка. Здесь важна развитость эрудиции, оперативной памяти, речи, внимания, устойчивости.

Обучению помогут специальные техника, методика и упражнения. Посещая специальные курсы быстрого чтения, дети учатся общению, при этом подготовка будет профессиональной.

Упражнения для первоклашек

  • Слова-половинки. Когда по части слова требуется догадаться, каким будет оставшийся фрагмент.
  • На буксире. Буксир здесь – читающий взрослый, который проговаривает читаемые слова и ведёт пальцем по читаемой строчке. Ребёнок читает одновременно со взрослым, следя за пальцем, и невольно подлаживается под скорость взрослого.
  • Чтение на время мотивирует ребёнка. Эффективность упражнения заключается в очевидности результата.
  • Упражнение «прыжок-остановка» позволяет зафиксировать умение ориентироваться в тексте при помощи зрительной памяти. По команде «прыжок» ребёнок читает, «остановка» – чтение прекращается, ребёнок закрывает глаза. Следующий «прыжок» – начинает чтение с места остановки.

Упражнения для детей 8–10 лет

Научить школьников такого возраста поможет специальная методика и упражнения:

  • Исключаем артикуляцию. По команде взрослого «губы» ребёнок прикладывает во время чтения палец к губам и продолжает чтение беззвучно. После команды «вслух» ребёнок убирает палец и читает вслух.
  • Заговорённые предложения. В предложениях изменяется порядок слов. Школьник снимает «заговор» и расставляет всё на свои места.
  • Поправляем буквы. В некоторых словах текста пропустить буквы, слоги или буквосочетания, которые ребёнок вставляет за определённое время.
  • Школьник в роли учителя. Ребёнок исправляет ошибки взрослого при чтении.
  • Таблица Шульте. Школьник на время отыскивает в таблице число от 1 до 30, придерживаясь очерёдности и показывая.
  • Диктант помогает развить визуальную память. Закрыть весь текст, потом открыть на несколько секунд предложение, позволяя ребёнку запомнить его. Далее предложение нужно написать по памяти.

Принимая решение об обучении ребёнка самостоятельно, или посещая курсы скорочтения, нужно ответить на вопрос, зачем и для чего это делается, что вы рассчитываете получить в итоге. При этом обучение результативнее, когда ребёнок понимает цель занятий и зачем это нужно.

Лучший вариант – учиться вместе с ребёнком. Навык скорочтения взрослому человеку необходим в большей степени, чем ребёнку. При этом область применения умения у взрослых гораздо шире.

Чтение – не только увлекательное занятие, но и определенное обязательство человека. Благодаря умению читать человек в своей жизни получает максимум информации – определяет формат магазина, состав продукта, узнает о поставленном диагнозе и многое другое.

Вопрос, как научиться быстро читать, рассматривается еще в детстве, однако и для взрослого человека этот навык или приобщение к нему оказывается немаловажным. Далее будут рассмотрены способы быстрого чтения, ведь быстро читать, значит больше успевать и узнавать.

Важность скорочтения

Техника быстрого чтения называется скорочтением . Зачем оно необходимо в принципе? Дело в том, что человек овладевает новыми познаниями только при условии видимого восприятия.

Более 95% информации, поступающей в мозг человека, обеспечивается возможностью видеть.

В то же время не исключением является и чтение важной информации, которая необходима для осуществления своей цели.

Представьте ситуацию: у вас неприятности юридического характера, и в помощь идут только брошюрки с Уголовным, Налоговым, Трудовым или Гражданским Кодексами РФ. В какой книге смотреть интересующую вас информацию – неизвестно, а время для решения проблемы ограничено. Как поступить в такой ситуации?

В таком случае нетренированный мозг не найдет нужного ответа на вопросы, а если и найдет, не сможет воспринять его в должной степени. В результате возникшие проблемы только усугубятся.

Специалисты утверждают, что человек, который не просто много читает, а владеет техникой скорочтения:

  • уверен в себе;
  • имеет адекватную самооценку, несколько самокритичен, что тоже только полезно в большинстве ситуаций;
  • добивается поставленных перед собой целей.

Подобные утверждения не беспочвенны – для этого специалисты различных систем проводили многочисленные исследования. Они пришли к выводу, что получить достойное в жизни образование можно только при помощи большого количества прочитанных книг .

Образованный человек всегда может найти работу по душе и с хорошим материальным обеспечением. Успешный человек стремится к самосовершенствованию, что также достигается путем чтения определенной обновленной литературы.

Получить необходимую информацию можно только из газет или других источников, которые необходимо не просто прочитывать, а читать быстро. Люди с навыком скорочтения быстрее учатся новому.

Почему человек медленно читает

Не всегда даже специальные упражнения в скорочтении помогают добиться желанного результата. Существуют определенные причины, в которых методика скорочтения оказывается «бесполезной». К ним относят:

  • низкий словарный запас – проблему можно устранить путем чтения интересной литературы (художественной или научной );
  • отсутствие должной концентрации внимания на тексте – в данном случае проблема объясняется слабым артикуляционным аппаратом, который легко натренировать с помощью специальных упражнений;
  • нетренированная память – можно развить только путем постоянного чтения книг и обсуждением или простым воспоминанием прочитанного;
  • сложное содержание книги – не всегда ребенок или даже взрослый человек может воспринять запутанный сюжет или большое количество сложных предложений в тексте;
  • постоянное возвращение к определенному слову – зачастую в тексте встречается какое-либо непонятное слово, его необходимо разъяснить.

Разъяснение сложного и неизвестного слова в тексте должно происходить родителями, если читает и задается вопросом ребенок. В противном случае следует обратиться к толковому словарю или интернету.

Вся правда о скорочтении. Видео:

Основные трюки в быстром чтении

Обучение скорочтению должно начинаться с изучения основных моментов в технике. К подобным основам относят следующие моменты:

  • Необходимо читать только полезные книги. Если есть желание стать успешным, значит, следует останавливать свой выбор на автобиографиях талантливых предпринимателей и так далее.
  • Выбирают книги только с простым для восприятия изложением – к ним относятся рукописи современных авторов. Классика в данном случае окажется неуместной, поскольку в тексте будет присутствовать большое количество уже устаревших слов.
  • Выбранную книгу необходимо прочитать быстро 2 раза. Первый раз является ознакомлением с информацией, а второй раз – это уже техника скорочтения.
  • Читайте только в удобных для вас местах – желательно дома и не менее 1-1,5 часов без отрыва на важные дела.
  • Не следует читать не понравившееся произведение, а также «лишнее» — не следует человеку, желающему добиться успеха, начинать чтение фантастики.

Это только основные моменты, которые помогут освоить скорочтение в домашних условиях. Далее следует изучить тонкости в методике.

Техники скорочтения

По факту, скорочтение – это комплекс многочисленных методик, которые используются для освоения навыком.

Методики подразделяются на группы – предназначенные для детей или взрослых. Если же говорить о взрослых, можно выделить следующие методы освоения скорочтения:

  • Прочтение книги с начала и до конца, а после наоборот – с конца до начала. В данном случае подразумевается возможность увеличить скорость чтения.
  • Чтение по диагонали – методика весьма интересная, но чтение наискосок помогает в быстром пролистывании книг. В основном такой способ используется в изучении художественной литературы.
  • Вождение пальцем по низу строчки – этот способ используется еще в изучении техники чтения в дошкольном возрасте. Объясняется подобное помощью в концентрации внимания.
  • Техника присвоения – основывается на выделении в тексте ключевых слов, которые в дальнейшем уже не прочитываются, но воспринимаются.
  • Техника сопереживания – важно визуализировать главного героя книги, прочувствовать его. Представленные действия позволяют легче воспринимать читаемый текст.

Существует еще интересный метод, как быстро читать книги. Способ называется просто: «Метод штурма» . Его используют разведчики, когда им необходимо понять и усвоить большой объем информации. Способ заключается в использовании книги научной литературы.

Объем книги – не менее 100 страниц. Техника заключается в предварительной подготовке страниц – необходимо на каждой странице строго посередине провести вертикальную линию карандашом.

Представленной технике обучается отдельный человек, но может освоить каждый желающий.

Также можно читать специальные книги по скорочтению – это работы многочисленных специалистов, предлагающих различные методы и способы для улучшения скорости чтения. Каждый найдет для себя наиболее интересный вариант, который поможет в большей степени.

Как научиться быстро и лучше запоминать прочитанное? Видео:

О важности восприятия прочитанной информации

Мало знать, как научиться скорочтению, необходимо воспринимать быстро прочитанную информацию, что достигается непросто.

Во-первых, необходимо научиться попросту извлекать полезную информацию из прочитанного текста. Это помогает воспринимать смысл прочитанного гораздо быстрее.

Во-вторых, важно воспользоваться уясненной информацией на практике – в этом случае человек начинает применять скорочтение с пользой для себя. Подобные действия и основы идут в сравнении с изучением иностранных языков – если не будет практики, заученные слова быстро позабудутся.

Выделяют следующие правила, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное:

  • Рассказывать о прочитанном знакомым и друзьям.
  • Делать пометки по ходу чтения – необходимо выделять важные для себя словосочетания или целые абзацы.
  • Читать только в часы усиленной работы мозга – в зависимости от типа человек делится на «сову» или «жаворонка». Выбирать следует время, когда мозг активнее всего работает.
  • Никогда не читать вслух – это отвлекает от восприятия информации.
  • Важно сосредоточиться на чтении – если человека терзают более важные события, воспринять и запомнить информацию будет гораздо сложнее.

Как научить ребенка быстро читать и правильно?

Скорочтение для детей тоже существует, причем использовать технику следует сразу же, как только малыш готов к обучению навыка. В дальнейшем это поможет быстрее и легче воспринимать информацию, получаемую в школе.

Когда начинать обучение?

Приучать ребенка к чтению следует только после полноценного и самостоятельного анализа его состояния. Ребенок готов к обучению, если присутствуют следующие моменты:

Здесь больше полезной информации.

  • Малыш владеет речью в полном объеме – он может говорить целыми предложениями, использует нераспространенные слова в разговоре со взрослым.
  • У него развит фонематический слух — хорошо ли малыш воспринимает слова на слух, может ли назвать начальную и последнюю букву в произнесенном для него слове.
  • У малыша нет проблем со слухом и произношением – все звуки в речи ребенка поставлены, сохраняется правильный темп предложений (ребенок делает акцент на ключевых словах в предложении ).
  • Ребенок свободно ориентируется в пространстве – у него хорошо развит вестибулярный аппарат, он знает понятие «влево», «вправо», «вверх» и «вниз».

Получается, что научить ребенка читать и обучить его методике скорочтения можно только при отсутствии проблем в развитии. Не следует начинать обучение в раннем возрасте, если крохе это неинтересно – работа не принесет должных результатов, а обучение может вообще «встать».

Пошаговая инструкция

Чтобы привить ребенку навыки скорочтения (обучать его в дошкольном возрасте этой технике в полной мере не рекомендуется ), необходимо проделать следующие шаги:

Определите, какая техника ему дается проще – ее и используйте в первое время. По мере развития скорочтения меняйте методы более сложными вариантами.

Вопрос о том, как научить ребенка быстро читать, волнует многих родителей. Но в данном деле главное не только скорость. Очень важно, чтобы выбранный текст был понятен читающему, он смог уловить его суть и пересказать содержание. Только в таком случае можно говорить о том, что скорочтение для детей даст нужный эффект.

Попробуем разобраться, как научиться дошколятам и ученикам школ такому способу читать. В дальнейшем, эффективность обязательно проявит себя и поможет даже взрослому человеку усваивать большое количество информации из быстро прочитанного материала.

Скорочтение для детей: как научить ребенка быстро читать

При поступлении в первый класс даже самой обычной школы, детям обычно дают прочитывать небольшой отрывок из книги. Учителя начальных классов и психологи так могут определять уровень подготовленности ребенка к образовательному процессу по критерию развития навыков чтения.

Через некоторое время в классах проводится тест на технику чтения, где выявляется количество прочитанных слов за одну минуту. В данном случае, это отчасти и есть проверка скорочтения. Однако не вся суть его состоит в количественном показателе.

Улавливать главную мысль только что прочитанного, возможность рассказать текст своими словами – это жирный плюс в правильном скорочтении. Простой подсчет слов, проговоренных в минуту в образовательных учреждениях делается с целью проверки артикуляции учеников.

Важно! Перед началом обучения малыша быстрому чтению необходимо убедиться, что он готов принимать новую информацию с удовольствием. В противном случае, эффективность может быть сведена к нулевому показателю.

Начинать учиться бегло читать нужно в том случае, если ребенок уже умеет делать это медленно, предварительно освоив складывание букв в слоги и слова. А также, после этого родители должны убедиться, что кроха понимает смысл книги или отрывка из нее.

На основе медленного проговаривания слов из текста спокойно можно начинать применять методику скорочтения для детей.

Когда ребенок и взрослый обучаются чему-либо новому, то в головном мозге протекают определенные реакции. Их итог – это образование нейронных связей. Чем их больше, тем лучше идет усвоение новой информации. А в реалиях современности — это необходимость.

Так, в течение последних 20 лет количество информации увеличилось более, чем в 20000 раз. Данный факт явно говорит о том, что человеку нужно развивать навыки быстрого запоминания информации, в том числе и из прочитанного текстового материала. Способы обучения скорочтению помогают дошколятам и школьникам обрабатывать большое количество информационных потоков.

Многие тренировки нацелены на:

  • концентрацию внимания;
  • развитие бокового зрения, а также, «нижнего» и «верхнего»;
  • улучшение способности видеть фразы целиком из текста, а не отдельные слова;
  • глубокое понимание прочитанного материала, способность пересказать его своими словами без потери важных фактов и общего смысла.

На первый взгляд, многие задания по развитию навыка скорочтения могут показаться странными и слишком простыми. Однако они несут в себе огромный смысл. Ребенок даже не подозревает, что, проделывая специальные упражнения, получает грандиозный вклад в развитие своей личности в целом.

Все методы условно можно подразделить на те, что подходят для школьников и малышей, которые только собираются в первый класс.

Методика скорочтения для дошкольников

Многие родители стремятся научить детей еще до школы хорошо и быстро читать. Это не является плохой или неверной тенденцией. Современный мир устроен сейчас так, что лучше раньше научиться определенным навыкам, чтобы в дальнейшем усвоение полученной информации происходило быстрее и эффективнее.

Однако существует несколько причин, которые препятствуют ребенку обучится скорочтению:

  • низкое внимание , прогрессированию которого способствует активное использование гаджетов (телефоны, ноутбуки, планшеты и т.п.), в том числе частое посещение сети Интернет. Все это в совокупности дает единый отвлекающий фактор, способствующий снижению концентрации на объектах;
  • проговаривание текста «про себя» , когда и дети, и взрослые пытаются прочитанный слова или фразы повторить своим внутренним голосом. Тем самым, идет процесс затормаживания чтения, который по скорости не превышает показатель обычной разговорной речи;
  • малое поле зрения , которое не позволяет читающему видеть целиком фразы, строки и улавливать их суть. Получается, что человек прочитывает только слово за словом;
  • регрессия при чтении , когда происходит возврат к уже прочитанному тексту. Таким образом, скорость снижается в несколько раз;
  • отсутствие стратегии чтения . Это означает, что ребенок должен четко понимать для чего ему необходим материал. Так, художественная литература в основном призвана быть источником удовольствия во время нахождения за книгой. А многие научные тексты из учебников необходимы для глубокого усвоения информации для ее дальнейшего применения (экзамены, контрольные и т.д.).

С этими сдерживающими факторами можно бороться с помощью различных техник и тренажеров. Чем раньше будут предприняты меры для этого, тем быстрее ребенок освоит быстрое чтение.

Правила скорочтения для детей дошкольного возраста сводится к следующему:

  • если малыш еще не готов принимать ни в каком виде упражнения, то не стоит заставлять делать это насильно. Так может пропасть интерес и появиться желание всеми силами избегать занятий;
  • главное – это получение осмысления текста. Не стоит использовать литературу, которая не подходит по возрасту ребенка. Если в тексте встречаются неизвестные ему слова, их нужно обязательно объяснять крохе, выделять на страницах книги, делать пометки для лучшего усвоения информации;
  • визуализация текста очень важна. Ребенок в раннем возрасте лучше понимает картинки, нежели буквенные символы.
  1. «Складывание из слогов ». Для этого понадобятся несколько распечатанных слов на листах бумаги, которые разрезаны по слогам. Дошкольник должен из перемешанных частей сложит целые слова. В самом начале занятий лучше брать простые двусложные, а затем более длинные. Такое упражнение для детей поможет крохе воспринимать зрительную информацию и учиться новым словам.
  2. «Угадывание слова ». Так, ребенку нужно предложить первый слог, а малыш должен продолжить его всевозможными вариациями. Например, слог «РА» возможно удлинить так: Ракета, Рама, Растение и т.д. Подобным образом развивается воображение. А если в игре участвуют несколько ребят, то непременно в коллективе начинает появляться дух соперничества (кто больше назовет слов).

Для дошкольников не нужно выбирать слишком сложные упражнения. Пусть на занятиях присутствует побольше картинок для визуализации информации. Таким образом, можно научиться корректно воспринимать прочитанный текст и понимать то, о чем он написан.

Упражнения скорочтения для младших школьников

Как научить первоклассника быстро читать, если в дошкольном возрасте еще ни разу не был применен способ скорочтения и реально ли сделать это? Вполне! В возрасте 7-8 лет только формируются навыки быстрого чтения. Основное правило – это полное понимание первоклассником и иным учеником младшего класса всего прочитанного.

Методика скорочтения для детей младшего школьного возраста сводится к таким упражнениям:

  1. Поиск цифр, которые написаны разным шрифтом и размером. Так, в небольшом поле могут быть отпечатаны числа от 1 до 100. При этом каждое из них не похоже друг на друга. Первоклашке или второкласснику необходимо находить цифры по порядку. Это помогает школьникам воспринимать текст при чтении в разных источниках, напечатанный разным способом (шрифтом, размером). И чтобы такой факт не повлиял на скорость прочтения.
  2. Решение простых примеров на сложение и вычитание в уме. Так, например, ребенку предлагается вычислить: 5+1, 6-4, 7-6 и т.д. как можно быстрее. Не нужно записывать ответы. Весь процесс должен проходить только в уме.
  3. Рисование двумя руками различных фигур, чтобы освоить навык для формирования новых нейронных цепочек, позволяющих в дальнейшем усваивать информацию при чтении качественнее и быстрее.

Внимание! Существуют специальные курсы скорочтения для подростков. Упражнения проводятся мастерами, которые являются профессионалами в этом деле. Конечно, можно попробовать самостоятельно выполнять задания, но нет точной гарантии, что человек упражнения делает правильно. В противном случае, можно не дождаться должного эффекта!

Как научить школьника быстро и легко читать в домашних условиях

Если все-таки принято решение обучаться в домашних условиях, а не в специализированных кружках, то предварительно стоит прочесть книги по скорочтению для детей. Лучше выбирать те издания, которые рекомендованы Министерством образования и заслужили доверие (покупаются чаще всего). Домашние уроки не стоит начинать со сложных приемов, стоит учитывать возрастную группу ребенка.

Чтобы легко научить ребенка скорочтению дома, нужно понять, что он должен в итоге курса занятий:

  • увеличить поле зрения, чтобы читать фразы, строки целиком;
  • научиться понимать прочитанное на 100 % и суметь пересказать текст;
  • продолжать постоянно заниматься развитием памяти.

Важно! Маленький современный человек может читать в несколько раз быстрее взрослого. И это не фантастика, а реальность.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...