Обыкновенное чудо. Старая добрая сказка о любви
Евгений Шварц
Обыкновенное чудо
Екатерине Ивановне Шварц
Действующие лица
Хозяин .
Хозяйка .
Медведь .
Король .
Принцесса .
Министр-администратор .
Первый министр .
Придворная дама .
Оринтия .
Аманда .
Трактирщик .
Охотник .
Ученик охотника .
Палач .
Перед занавесом появляется человек , который говорит зрителям негромко и задумчиво:
– «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо.
Разгадка в том, что у нас – речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно, и обыкновенно.
О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку.
В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Среди действующих лиц нашей сказки, более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. Или психастенией. А то и наследственностью. В сказке сделан он королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела. Узнаете вы и министра-администратора, лихого снабженца. И заслуженного деятеля охоты. И некоторых других.
Но герои сказки, более близкие к «чуду», лишены бытовых черт сегодняшнего дня. Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь.
Как уживаются столь разные люди в одной сказке? А очень просто. Как в жизни.
И начинается наша сказка просто. Один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми – его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. И вот ввязался он в любовную историю тех самых молодых людей, о которых говорил я вначале. И все запуталось, перепуталось – и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления.
Горем все окончилось для влюбленных или счастьем – узнаете вы в самом конце сказки. (Исчезает.)
Действие первое
Усадьба в Карпатских горах. Большая комната, сияющая чистотой. На очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник. Бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос. Это хозяин усадьбы.
Хозяин . Вот так! Вот славно! Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет! Работаю безо всяких вольностей… Ах! (Прислушивается, закрывает лицо руками.) Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она! (Хихикает застенчиво.) Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!
Входит хозяйка , еще молодая, очень привлекательная женщина.
Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю… (Пугается.) Что с тобой? Кто тебя посмел обидеть?
Хозяйка . Ты.
Хозяин . Да не может быть! Ах я грубиян! Бедная женщина, грустная такая стоит, головой качает… Вот беда-то! Что же я, окаянный, наделал?
Хозяйка . Подумай.
Хозяин . Да уж где тут думать… Говори, не томи…
Хозяйка . Что ты натворил нынче утром в курятнике?
Хозяин (хохочет) . Так ведь это я любя!
Хозяйка . Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг – здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки…
Хозяин . Ну что ж тут обидного?
Хозяйка . А у курицы усы, как у солдата.
Хозяин . Ха-ха-ха!
Хозяйка . Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?
Хозяин . Ну дорогая, ну милая, ну прости меня! Что уж тут поделаешь… Ведь все-таки я волшебник!
Хозяйка . Мало ли что!
Хозяин . Утро было веселое, небо ясное, прямо силы девать некуда, так хорошо. Захотелось пошалить…
Хозяйка . Ну и сделал бы что-нибудь полезное для хозяйства. Вон песок привезли дорожки посыпать. Взял бы да превратил его в сахар.
Хозяин . Ну какая же это шалость!
Хозяйка . Или те камни, что сложены возле амбара, превратил бы в сыр.
Хозяин . Не смешно!
Хозяйка . Ну что мне с тобой делать? Бьюсь, бьюсь, а ты все тот же дикий охотник, горный волшебник, безумный бородач!
Хозяин . Я стараюсь!
Хозяйка . Так все идет славно, как у людей, и вдруг – хлоп! – гром, молния, чудеса, превращения, сказки, легенды там всякие… Бедняжка… (Целует его.) Ну, иди, родной!
Хозяин . Куда?
Хозяйка . В курятник.
Хозяин . Зачем?
Хозяйка . Исправь то, что там натворил.
Хозяин . Не могу!
Хозяйка . Ну пожалуйста!
Хозяин . Не могу. Ты ведь сама знаешь, как повелось на свете. Иногда пошалишь – а потом все исправишь. А иной раз щелк – и нет пути назад! Уж я этих цыплят и волшебной палочкой колотил, и вихрем их завивал, и семь раз ударил молнией – все напрасно! Значит, уж тут сделанного не поправишь.
Хозяйка . Ну что ж, ничего не поделаешь… Курицу я каждый день буду брить, а от цыплят отворачиваться. Ну а теперь перейдем к самому главному. Кого ты ждешь?
Хозяин . Никого.
Хозяйка . Посмотри мне в глаза.
Хозяин . Смотрю.
Хозяйка . Говори правду, что будет? Каких гостей нам сегодня принимать? Людей? Или привидения зайдут поиграть с тобой в кости? Да не бойся, говори. Если у нас появится призрак молодой монахини, то я даже рада буду. Она обещала захватить с того света выкройку кофточки с широкими рукавами, какие носили триста лет назад. Этот фасон опять в моде. Придет монашка?
Хозяин . Нет.
Хозяйка . Жаль. Так никого не будет? Нет? Неужели ты думаешь, что от жены можно скрыть правду? Ты себя скорей обманешь, чем меня. Вон, вон уши горят, из глаз искры сыплются…
Хозяин . Неправда! Где?
Хозяйка . Вон, вон они! Так и сверкают. Да ты не робей, ты признавайся! Ну? Разом!
Хозяин . Ладно! Будут, будут у нас гости сегодня. Ты уж прости меня, я стараюсь. Домоседом стал. Но… Но просит душа чего-нибудь этакого… волшебного. Не обижайся!
Хозяйка . Я знала, за кого иду замуж.
Хозяин . Будут, будут гости! Вот, вот сейчас, сейчас!
Хозяйка . Поправь воротник скорее. Одерни рукава!
Хозяин (хохочет) . Слышишь, слышишь? Едет.
Приближающийся топот копыт.
Это он, это он!
Хозяйка . Кто?
Хозяин . Тот самый юноша, из‑за которого и начнутся у нас удивительные события. Вот радость-то! Вот приятно!
Хозяйка . Это юноша как юноша?
Хозяин . Да, да!
Хозяйка . Вот и хорошо, у меня как раз кофе вскипел.
Стук в дверь.
Хозяин . Войди, войди, давно ждем! Очень рад!
Входит юноша . Одет изящно. Скромен, прост, задумчив. Молча кланяется хозяевам.
(Обнимает его.) Здравствуй, здравствуй, сынок!
Хозяйка . Садитесь к столу, пожалуйста, выпейте кофе, пожалуйста. Как вас зовут, сынок?
Юноша . Медведь.
Хозяйка . Как вы говорите?
Юноша . Медведь.
Хозяйка . Какое неподходящее прозвище!
Юноша . Это вовсе не прозвище. Я и в самом деле медведь.
Хозяйка . Нет, что вы… Почему? Вы двигаетесь так ловко, говорите так мягко.
Юноша . Видите ли… Меня семь лет назад превратил в человека ваш муж. И сделал он это прекрасно. Он у вас великолепный волшебник. У него золотые руки, хозяйка.
Хозяин . Спасибо, сынок! (Пожимает Медведю руку.)
Хозяйка . Это правда?
Хозяин . Так ведь это когда было! Дорогая! Семь лет назад!
Решил волшебник жить обычной жизнью. Поселился в Карпатах, завёл своё хозяйство, женился. Обещал своей жене ещё в первый год, что больше не будет заниматься колдовством. Но надолго его не хватило. Однажды хозяин сообщил своей жене о приезде гостей, которых она совсем не ждала.
Первым прибыл молодой человек со странным именем Медведь. Позже муж признался, что почти восемь лет назад он встретил в лесу медвежонка и превратил его в человека. Сегодня Медведь должен исполнить волю волшебника: поцеловать принцессу. Тогда он снова сможет стать медведем и жить в лесу. Хозяйка стала просить мужа освободить медведя от колдовства и отпустить его. Но волшебник сказал, что не в его силах что-то поменять.
Позже к волшебнику приехали король с принцессой и их свита. Пока король общался с хозяином дома, принцесса познакомилась с Медведем, и они понравились друг другу. Отец девушки заметил эту симпатию и решил взять молодого человека с собой во дворец. Но Медведь, отказавшись от его предложения, уехал. Принцесса очень расстроилась. Она посчитала, что не понравилась ему. Девушка переоделась в мужскую одежду и ускакала верхом на лошади в неизвестном направлении. Король с придворными кинулись за ней.
В трактире с названием «Эмилия» жил бывший охотник. Когда-то он любил девушку с таким именем. Прошло много лет с тех пор, как они расстались, но забыть её он так и не смог. Когда король и его люди приехали в трактир, среди королевской свиты он увидел Эмилию, которая служила первой придворной дамой. Поговорив, они решили больше не расставаться.
Никто не догадался, что в трактире живёт переодетая принцесса и вместе с другими учениками охотника постигает тайны его профессии. Медведь, заехавший погреться в трактир, столкнулся с принцессой на лестнице, но не узнал её в мужской одежде. Обиженная принцесса нашла причину для ссоры с ним, которая закончилась поединком. Но продлился он не долго. Медведь шпагой сбил головной убор с головы принцессы, и длинные волосы рассыпались по её плечам. Но и на этот раз Медведь не осмелился её поцеловать, он боялся её испугать.
Его уход довёл девушку до отчаяния. Только узнав о её болезни, Медведь возвратился, готовый ради неё на любой подвиг. Молодой человек рассказал принцессе о своём превращении. Девушка решила помочь Медведю обрести свой прежний облик и поцеловала его. Но напрасно охотник ждал появления медведя. Юноша так и остался человеком. Волшебник смотрел на влюблённых и радовался такому исходу событий.
Сказка учит верить в силу любви и никогда не отчаиваться.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шварц. Все произведения
- Голый король
- Обыкновенное чудо
- Тень
Обыкновенное чудо. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Ионеско Носороги
В кафе сидят два друга Жан и Беранже. Беранже после вчерашней выпивки не может прийти в себя. Жан просит друга больше не пить. В этот момент мимо пробегает носорог. Люди испуганы и взволнованы, начинают обсуждать это невероятное происшествие
- Краткое содержание Бианки Почему чайки белые?
Размышляет серенькая птичка: «Я не научилась прятаться. Ни в облаках, ни на зелёном лугу. Кто защитит меня?» Заметила она, летящую белую чайку. Со всего размаху белая чайка упала в морскую гладь.
- Гюго
Виктор Гюго известный французский писатель и поэт. Самым первым его творческим прорывом стало сатиристическое произведение «Телеграф». Оно было написано, когда писателю было 14 лет.
- Краткое содержание сказки Три поросенка Михалкова
В леске проживали три брата-поросенка. Их имена: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Внешне они были похожи розовенькие, кругленькие и со смешными хвостиками.
- Краткое содержание Тим Талер, или проданный смех Крюс
Автор в редакции встречает взрослого Тима Талера, и тот несколько вечеров рассказывает историю, которая произошла с ним в детстве. Вскоре незнакомый человек, которого автор встретил в поезде, находит его и просит не писать историю Тима
Сейчас современные дети не верят в чудеса, и я, в том числе не верила, пока сама не убедилась в том, что чудеса на белом свете случаются, если в них верить. А в преддверии Нового года ожидаешь чего-то необыкновенного, сказочного, фантастического. Я расскажу вам историю, которая приключилась со мной, когда мне было восемь лет. С той самой ночи в канун Нового года я изменила своё мнение о чуде.
«Сегодня в нашем доме нарядили лесную красавицу. Красиво! Стою, любуюсь! Затем подхожу к окну и долго смотрю на падающий снег. Он большими белыми хлопьями валится с неба и укрывает землю ровным холстом. Кругом всё так тихо, что даже слышно, как снег ложится на подоконник нашего дома. Погода предновогодняя, природа замерла в ожидании праздника.
Ложусь в тёплую постель. Что-то сердце очень тревожится, как будто предупреждает о чем-то, ждёт чего-то. Закрываю глаза. Не спится! В темноте пытаюсь разглядеть очертания каких-нибудь предметов, окружавших меня в комнате. Ничего не получается! Забираюсь с головой под одеяло... Душно, не хватает воздуха! Сбрасываю одеяло, и что же... вижу тусклый, еле пробивающийся свет, скорее столб света! Приглядываюсь, боясь пошевелиться. Очень красивое явление наблюдаю перед собой! Светящийся миллионами звезд столб спускался прямо с неба, просачивался в моё окно, струился через подоконник и разливался по полу, превращая его в разноцветный ледяной каток. Из каких только цветов не было соткано это феерическое явление: из голубого, зелёного, розового, фиолетового! И всё это закручивалось в какую-то разноцветную спираль. Он двигался с необыкновенной грацией, словно танцевал под красивую мелодию, и звал меня, подступая всё ближе и ближе! Откуда он, ведь за окном темно, небо, совсем без звезд, такое тёмное и тяжелое, так и кажется, что оно сейчас упадёт и накроет землю.
И тут повеяло ледяным холодом. Я не на шутку испугалась! В тёплой, уютной комнате, откуда взяться такому жуткому холоду, как будто все двери и окна разом распахнулись и впустили в дом мороз! Ещё сильнее кутаюсь в одеяло, не свожу глаз с приближающего звездного столба. О, мамочки, что я вижу! Прямо на меня смотрят два огромных глаза, при этом таких добрых и загадочных, что мне сразу, не смотря на смертельный холод, стало тепло и спокойно. Я вглядываюсь в эти стеклянные глаза, и губы мои сами шепчут:
В ответ тишина, и снова лукавые искорки вспыхнули в глазах. Что за чудо! Они улыбались, разбрасывая в стороны веселые лучики, щурились, подмигивали, как будто играли со мной в какую-то сказочную игру. И я как под гипнозом поддалась очарованию и невольно вступила в эту игру.
Чьи вы? Мне Вас бояться или доверять Вам?
И снова все тихо, лишь светящийся столб качался надо мной, то ярко вспыхивая, то погасая.
Лежу и жду, что же будет дальше. А глаза начали осматривать мою комнату с таким любопытством, что я перестала бояться и стала наблюдать за их движением. Они, как будто чего-то искали, и не могли найти. Осмотрев всю комнату, светящийся столб направился к двери и исчез. Я быстренько поднялась с кровати и на цыпочках вышла в большой зал, где стояла украшенная ёлка. Звездный столб направлялся прямо к ней, разливая ледяной каток по всей комнате! Я замерла в дверях в ожидании чуда...
Столб остановился, глаза смотрели прямо на ёлку, и от этого она стала необыкновенной! Каждая иголочка заискрилась инеем, веточки задрожали, как будто замерзли, стеклянные шары позвякивали от повеявшего холода! Как красива стала она, будто попала на лесную поляну, к себе домой! И хвойный запах разлился по всему дому. Глаза так внимательно смотрели на нашу лесную красавицу, как будто запоминали её такой, какая она была сейчас, и… о чём-то сожалели?..
Стало еще холоднее, я словно примёрзла босыми ногами к полу-катку, ощущая только сердцем хоть какое-то тепло. Мне было интересно, а что же будет дальше? А дальше, только помню, как под ёлкой начал образовываться большой белый сугроб... А звездный столб катался вокруг елочки все так же грациозно, напоминая танцевальные движения: то легко кружился, цепляясь за звенящие шары, то поднимался вверх, как в прыжке и плавно опускался вниз, держась за ветви… Я, как зачарованная следила за всеми этими движениями…, а потом вдруг в глазах моих всё потемнело.
Утром я проснулась в своей тёплой, уютной постели и поймала себя на том, что я улыбаюсь. На память пришли события прошлой ночи, я, вскочив, как ошпаренная, с постели побежала в зал.
Ёлка стояла на своём месте там, где мы её вчера поставили, только откуда-то появилась гора ваты под ней, напоминавшая сугроб. Я нагнулась к этому искусственному сугробу в надежде хоть что-то найти, хоть какие-нибудь следы от незваного ночного гостя. Но перерыв всю вату, испытала разочарование.
Наверное, все это мне приснилось!
А я, было, чуть не поверила в чудеса, оказывается их и в самом деле не бывает... Что это, сон или явь?
Я задела за веточку ели, и услышала, как о пол что-то зазвенело. Опустившись на колени, я стала ворошить вату-снег и пальцы мои коснулись чего-то холодного и острого. Мурашки побежали по всему телу, но это было чувство восторга, и я не удержалась, чтобы не закричать:
Мама, мама, смотри, ко мне Дед Мороз приходил, вот, посмотри!
Я сжимала в руке осколок маленькой прозрачной сосульки - доказательство того, что он, все-таки, существует. Мама посмотрела на меня с улыбкой и сказала:
В чудо надо верить всегда, и тогда оно случится.
А Дед Мороз, наверное, просто искал место, куда в новогоднюю ночь положить подарок для меня и всей моей семьи. И я его видела, разговаривала с ним! Теперь каждый Новый год я буду его с нетерпением ждать, и буду верить в чудеса! И вам советую! А доказательство моё очень быстро растаяло и стекло на пол маленькой капелькой».
Евгений Шварц
Обыкновенное чудо
Екатерине Ивановне Шварц
Действующие лица
Хозяин .
Хозяйка .
Медведь .
Король .
Принцесса .
Министр-администратор .
Первый министр .
Придворная дама .
Оринтия .
Аманда .
Трактирщик .
Охотник .
Ученик охотника .
Палач .
Перед занавесом появляется человек , который говорит зрителям негромко и задумчиво:
– «Обыкновенное чудо» – какое странное название! Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо.
Разгадка в том, что у нас – речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно, и обыкновенно.
О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку.
В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Среди действующих лиц нашей сказки, более близких к «обыкновенному», узнаете вы людей, которых приходится встречать достаточно часто. Например, король. Вы легко угадаете в нем обыкновенного квартирного деспота, хилого тирана, ловко умеющего объяснять свои бесчинства соображениями принципиальными. Или дистрофией сердечной мышцы. Или психастенией. А то и наследственностью. В сказке сделан он королем, чтобы черты его характера дошли до своего естественного предела. Узнаете вы и министра-администратора, лихого снабженца. И заслуженного деятеля охоты. И некоторых других.
Но герои сказки, более близкие к «чуду», лишены бытовых черт сегодняшнего дня. Таковы и волшебник, и его жена, и принцесса, и медведь.
Как уживаются столь разные люди в одной сказке? А очень просто. Как в жизни.
И начинается наша сказка просто. Один волшебник женился, остепенился и занялся хозяйством. Но как ты волшебника ни корми – его все тянет к чудесам, превращениям и удивительным приключениям. И вот ввязался он в любовную историю тех самых молодых людей, о которых говорил я вначале. И все запуталось, перепуталось – и наконец распуталось так неожиданно, что сам волшебник, привыкший к чудесам, и тот всплеснул руками от удивления.
Горем все окончилось для влюбленных или счастьем – узнаете вы в самом конце сказки. (Исчезает.)
Действие первое
Усадьба в Карпатских горах. Большая комната, сияющая чистотой. На очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник. Бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос. Это хозяин усадьбы.
Хозяин . Вот так! Вот славно! Работаю и работаю, как подобает хозяину, всякий глянет и похвалит, все у меня как у людей. Не пою, не пляшу, не кувыркаюсь, как дикий зверь. Нельзя хозяину отличной усадьбы в горах реветь зубром, нет, нет! Работаю безо всяких вольностей… Ах! (Прислушивается, закрывает лицо руками.) Она идет! Она! Она! Ее шаги… Пятнадцать лет я женат, а влюблен до сих пор в жену свою, как мальчик, честное слово так! Идет! Она! (Хихикает застенчиво.) Вот пустяки какие, сердце бьется так, что даже больно… Здравствуй, жена!
Входит хозяйка , еще молодая, очень привлекательная женщина.
Здравствуй, жена, здравствуй! Давно ли мы расстались, часик всего назад, а рад я тебе, будто мы год не виделись, вот как я тебя люблю… (Пугается.) Что с тобой? Кто тебя посмел обидеть?
Хозяйка . Ты.
Хозяин . Да не может быть! Ах я грубиян! Бедная женщина, грустная такая стоит, головой качает… Вот беда-то! Что же я, окаянный, наделал?
Хозяйка . Подумай.
Хозяин . Да уж где тут думать… Говори, не томи…
Хозяйка . Что ты натворил нынче утром в курятнике?
Хозяин (хохочет) . Так ведь это я любя!
Хозяйка . Спасибо тебе за такую любовь. Открываю курятник, и вдруг – здравствуйте! У всех моих цыплят по четыре лапки…
Хозяин . Ну что ж тут обидного?
Хозяйка . А у курицы усы, как у солдата.
Хозяин . Ха-ха-ха!
Хозяйка . Кто обещал исправиться? Кто обещал жить как все?
Хозяин . Ну дорогая, ну милая, ну прости меня! Что уж тут поделаешь… Ведь все-таки я волшебник!
Хозяйка . Мало ли что!
Хозяин . Утро было веселое, небо ясное, прямо силы девать некуда, так хорошо. Захотелось пошалить…
Хозяйка . Ну и сделал бы что-нибудь полезное для хозяйства. Вон песок привезли дорожки посыпать. Взял бы да превратил его в сахар.
Хозяин . Ну какая же это шалость!
Хозяйка . Или те камни, что сложены возле амбара, превратил бы в сыр.
Хозяин . Не смешно!
Хозяйка . Ну что мне с тобой делать? Бьюсь, бьюсь, а ты все тот же дикий охотник, горный волшебник, безумный бородач!
Хозяин . Я стараюсь!
Хозяйка . Так все идет славно, как у людей, и вдруг – хлоп! – гром, молния, чудеса, превращения, сказки, легенды там всякие… Бедняжка… (Целует его.) Ну, иди, родной!
Хозяин . Куда?
Хозяйка . В курятник.
Хозяин . Зачем?
Хозяйка . Исправь то, что там натворил.
Хозяин . Не могу!
Хозяйка . Ну пожалуйста!
Хозяин . Не могу. Ты ведь сама знаешь, как повелось на свете. Иногда пошалишь – а потом все исправишь. А иной раз щелк – и нет пути назад! Уж я этих цыплят и волшебной палочкой колотил, и вихрем их завивал, и семь раз ударил молнией – все напрасно! Значит, уж тут сделанного не поправишь.
Хозяйка . Ну что ж, ничего не поделаешь… Курицу я каждый день буду брить, а от цыплят отворачиваться. Ну а теперь перейдем к самому главному. Кого ты ждешь?
Хозяин . Никого.
Хозяйка . Посмотри мне в глаза.
Хозяин . Смотрю.
Хозяйка . Говори правду, что будет? Каких гостей нам сегодня принимать? Людей? Или привидения зайдут поиграть с тобой в кости? Да не бойся, говори. Если у нас появится призрак молодой монахини, то я даже рада буду. Она обещала захватить с того света выкройку кофточки с широкими рукавами, какие носили триста лет назад. Этот фасон опять в моде. Придет монашка?
Этот фильм можно пересмотреть миллион раз и каждый раз находить в нём что-то новое.
"Обыкновенное чудо" - какое странное название! Если чудо - значит, необыкновенное! А если обыкновенное - следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас - речь пойдет о любви.
Юноша и девушка влюбляются друг в друга - что обыкновенно. Ссорятся - что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, - что и удивительно и обыкновенно. О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку. В сказке очень удобно укладываются рядом обыкновенное и чудесное и легко понимаются, если смотреть на сказку как на сказку. Как в детстве. Не искать в ней скрытого смысла. Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.
Так начинается пьеса Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».
- Александр Абдулов — Медведь
- Евгения Симонова — Принцесса
- Ирина Купченко — Хозяйка
- Олег Янковский — Хозяин, волшебник
- Евгений Леонов — Король
- Андрей Миронов — Министр-администратор
- Екатерина Васильева — Эмилия (вокал — Лариса Долина)
- Юрий Соломин — трактирщик Эмиль (вокал — Леонид Серебренников)
- Ервант Арзуманян — Первый Министр
- Всеволод Ларионов — Охотник (вокал — Михаил Боярский)
- Нина Пушкова — Аманда
- Валентина Воилкова — Оринтия
- Андрей Леонов — ученик охотника
- Владимир Долинский — Палач
Любимые цитаты из фильма:
- Плаху, палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему.
- А мне вожжа попала… под мантию.
- Как почётный святой, почётный великомученик, почётный папа римский… нашего королевства, приступаю к таинству обряда.
- Когда купец плывёт на утлом судёнышке через бурное море, контрабандист ползёт по жёрдочке над пропастью — солидно, достойно: люди деньги зарабатывают. А вы — «любовь»…
- Моя дочь поступает как все нормальные люди. У неё неприятности — она палит в кого попало. Растёт дочка!
- У влюблённых есть только один день, когда им все удаётся.
- Три дня! Три дня я гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны!
- Вы мне всё равно что бабушка, к тому же чужая!
- Со мной происходит что-то ужасное… доброе что-то… такой страх! Хочется то ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-нибудь.
- Сегодня я буду кутить. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте посуду, тарелки: я буду всё это бить. Уберите хлеб из овина: я подожгу овин.
- Сейчас во мне проснулась троюродная тётя. Её любой мог убедить в чём угодно. Бедняжка восемнадцать раз была замужем, не считая лёгких увлечений.
- Уйдите. А то я опять захочу убить вас. Только на этот раз я это сделаю.
- Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придёт конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны.
- Нечего, сударыня, нечего на меня смотреть, будто вы и в самом деле думаете то, что говорите! Насмотрелся я на этих благородных страдальцев, бродячих музыкантов и нищих певцов, хуже того, на этих менестрелей, на этих мучителей душ человеческих. Это они толкают на смерть обманутых дурачков. Это они выдумали — любовь! Нету ее, любви, ваше величество. Нету. Не-ту. Поверьте солидному, состоятельному мужчине.
- Вы первый встречный мой — я ваша навсегда.
- Вот и славно! трам-пам-пам!