Очарованный всадник. Hиколай Лесков - Очарованный странник

В повести «Очарованный странник» автор предпринял попытку религиозного истолкования российской действительности. В образе Ивана Флягина Лесков изобразил подлинно русский характер, раскрыв основу ментальности нашего народа, тесно связанную с православием. В современные реалии он облачил притчу о блудном сыне и тем самым вновь поднял вечные вопросы, которыми человечество задается не первое столетие.

Николай Семенович Лесков создавал свою повесть на одном дыхании. На всю работу ушло меньше года. Летом 1872 года писатель путешествовал на Ладожском озере, том самом месте, где происходит действие в «Очарованном страннике». Автор не случайно выбрал именно эти заповедные края, ведь там располагаются острова Валаам и Корелу, старинные обиталища монахов. В этой поездке и родился замысел произведения.

Уже к концу года работа была закончена и приобрела заглавие «Чернозёмный Телемак». Автор вкладывал в название отсылку к древнегреческой мифологии и привязку к месту действия. Телемак – сын царя Итаки Одиссея и Пенелопы, героев поэмы Гомера. Он известен тем, что бесстрашно отправился на поиски пропавшего родителя. Так и персонаж Лескова пустился в долгий и опасный путь в поисках своего предназначения. Однако редактор «Русского вестника» М.Н. Катков отказался печатать повесть, ссылаясь на «сырость» материала и указывая на несоответствие названия и содержания книги. Флягин – апологет православия, а писатель сравнивает его с язычником. Поэтому литератор меняет заглавие, но относит рукопись в другое издание, газету «Русский мир». Там она и была опубликована в 1873 году.

Смысл названия

Если с первым вариантом названия все ясно, то возникает вопрос, в чем заключается смысл заглавия «Очарованный странник»? Лесков вкладывал в него не менее интересную мысль. Во-первых, оно указывает на насыщенную жизнь героя, его странствия, как на земле, так в пределах своего внутреннего мира. В течение всего жизненного пути он шел к осознанию своей миссии на земле, в этом состоял его главный поиск – поиск своего места в жизни. Во-вторых, прилагательное указывает на способность Ивана ценить красоту окружающего мира, очаровываться ею. В-третьих, писатель использует значение «колдовские чары», ведь нередко персонаж поступает неосознанно, как будто не по своей воле. Его ведут мистические силы, видения и знаки судьбы, а не разум.

Повесть называется так еще и потому, что автор указывает финал уже в заглавии, как будто исполняя предначертание. Мать предрекла сыну будущее, пообещав его Богу еще до рождения. С тех пор над ним довлеют чары судьбы, направленные на то, чтобы исполнить предназначение. Странник идет не самостоятельно, а под действием предопределения.

Композиция

Структура книги – не что иное, как модернизированная и композиция сказа (фольклорного произведения, которое подразумевает устный импровизированный рассказ с определенными жанровыми особенностями). В рамках сказа всегда есть пролог и экспозиция, которые мы видим и в «Очарованном страннике», в сцене на судне, где путешественники знакомятся между собой. Далее следуют воспоминания рассказчика, каждое из которых имеет свою сюжетную канву. Флягин повествует сказание о своей жизни в той стилистике, которая свойственна людям его сословия, более того, он передает даже речевые характеристики других людей, что являются героями его историй.

Всего в повести 20 глав, каждая из которых следует, не повинуясь хронологии событий. Рассказчик выстраивает их по своему усмотрению, основываясь на случайных ассоциациях героя. Так автор подчеркивает, что всю жизнь Флягин прожил также стихийно, как и рассказывает о ней. Все, что произошло с ним, — череда взаимосвязанных случайностей, как и его повествование – вереница историй, связанных смутными воспоминаниями.

Лесков не случайно добавил книгу в цикл легенд о русских праведниках, ведь его творение написано по канонам жития – религиозного жанра, в основе которого лежит биография святого. Композиция «Очарованного странника» это подтверждает: сначала мы узнаем об особенном детстве героя, наполненном знаками судьбы и знамениями свыше. Потом описывается его жизнь, наполненная аллегорическим смыслом. В качестве кульминации выступает сражение с искушением и бесами. В финале Бог помогает праведнику выстоять.

О чем повесть?

Два путешественника беседуют на палубе о дьячке-самоубийце и знакомятся с монахом, который едет по святым местам спасаться от искушения. Людям становится интересна жизнь этого «богатыря», и он охотно делится с ними своей историей. В этой биографии и заключается суть повести «Очарованный странник». Герой родом из крепостных крестьян, служил кучером. Его мать с трудом выносила дитя и в молитвах пообещала Богу, что ребенок будет ему служить, если родится. Сама же она умерла в родах. Но сын не хотел идти в монастырь, хоть его и преследовали видения, призывающие выполнить обещание. Пока Иван упрямился, с ним случилось много бед. Он стал виновником смерти монаха, который приснился ему и предвещал несколько «погибелей», прежде чем Флягин придет в монастырь. Но и этот прогноз не заставил задуматься молодого человека, который хотел жить для себя.

Сначала он едва не погиб в аварии, потом лишился барской милости и согрешил, украв коней у хозяина. За грех он толком ничего не получил и, сделал фальшивые документы, нанялся в няньки к поляку. Но и там он долго не задержался, снова нарушив господскую волю. Потом в бою за коня он случайно убил человека, и во избежание тюрьмы уехал жить с татарами. Там он работал врачом. Татары не желали его опускать, поэтому насильно пленили, хотя там он обзавелся семьей и детьми. Позже пришлые люди принесли фейерверки, ими герой отпугнул татар и сбежал. По милости жандармов он, как беглый крестьянин, оказался в родном имении, откуда его выгнали, как грешника. Потом он три года прожил у князя, которому помогал выбирать хороших коней для армии. В один вечер он решил напиться и промотал казенные деньги на цыганку Грушу. Ее же полюбил и выкупил князь, а позже разлюбил и прогнал. Она попросила героя сжалиться над ней и убить, он столкнул ее в воду. Потом он пошел вместо единственного сына бедных крестьян на войну, совершил подвиг, приобрел чин офицера, пошел в отставку, но не смог устроиться в мирной жизни, поэтому пришел в монастырь, где ему очень понравилось. Вот, про что написана повесть «Очарованный странник».

Главные герои и их характеристика

Повесть богата действующими лицами из самых разных сословий и даже национальностей. Образы героев в произведении «Очарованный странник» столь же многогранны, сколь их пестрый, неоднородный состав.

  1. Иван Флягин – главный герой книги. Ему 53 года. Это седовласый старец огромного роста со смуглым открытым лицом. Так описывает его Лесков: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого». Это добрый, наивный и простодушный человек, обладающий незаурядной физической силой и смелостью, но лишенный бахвальства и развязности. Он откровенен и чистосердечен. Несмотря на низкое происхождение, он обладает достоинством и гордостью. Так он говорит о своей честности: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам». В плену Иван не предает родину, так как сердце его принадлежит России, он - патриот. Однако даже при всех своих положительных качествах мужчина совершил множество глупых, случайных поступков, которые стояли жизни другим людям. Так писатель показал противоречивость русского национального характера. Может быть, поэтому история жизни персонажа сложна и богата событиями: 10 лет был в плену у татар (с 23 лет). Спустя какое-то время он поступает в армию и служит на Кавказе в течение 15 лет. За подвиг он заслужил награду (Георгиевский крест) и звание офицера. Таким образом, герой приобретает статус дворянина. В возрасте 50 лет он уходит в монастырь и получает имя отец Измаил. Но и на церковной службе ищущий правду скиталец не обретает покоя: к нему приходят бесы, у него появляется дар пророчества. Изгнание бесов не дало результата, и его отпускают из монастыря в странствие по святым местам в надежде, что ему это поможет.
  2. Груша – страстная и глубокая натура, покоряющая всех своей томной красотой. При этом ее сердце верно одному лишь князю, что выдает в ней силу характера, преданность и честь. Героиня настолько горда и непреклонна, что просит убить себя, ведь она не хочет мешать счастью вероломного возлюбленного, но и принадлежать другому не в силах. Исключительная добродетель контрастирует в ней с бесовкой очаровательностью, которая губит мужчин. Даже Флягин совершает бесчестный поступок ради нее. Женщина, сочетая в себе положительную и отрицательную силы, после смерти принимает облик то ангела, то беса: то защищает Ивана от пуль, то смущает его покой в монастыре. Так автор подчеркивает двойственность женской природы, в которой уживаются мать и искусительница, жена и любовница, порок и святость.
  3. Персонажи дворянского происхождения представлены карикатурно, отрицательно. Так, хозяин Флягина предстает перед читателем самодуром и жестокосердным человеком, которому не жаль крепостных. Князь – легкомысленным и эгоистичным мерзавцем, готовым продать себя за богатое приданое. Также Лесков замечает, что само по себе дворянство не дает привилегий. Их в этом иерархичном обществе дают только деньги и связи, поэтому герой и не может устроиться, будучи офицером. Это важная характеристика дворянского сословия.
  4. Иноверцы и иностранцы тоже имеет своеобразную характеристику. Например, татары живут, как придется, у них несколько жен, много детей, но настоящей семьи нет, а, значит, и настоящей любви тоже. Неслучайно герой даже не вспоминает о своих детях, оставшихся там, никаких чувств между ними не возникает. Автор демонстративно характеризует не отдельных личностей, а народ в целом, чтобы подчеркнуть отсутствие в нем индивидуальности, которая не возможно без единой культуры, социальных институтов – всего того, что дает русским православная вера. От писателя досталось и цыганам, бесчестным и вороватым людям, и полякам, чья нравственность дает трещину. Знакомясь с бытом и нравами других народов, очарованный странник понимает, что он – другой, ему с ними не по пути. Показательно и то, что у него не складываются отношения с женщинами других национальностей.
  5. Персонажи духовного звания суровы, но не безразличны к судьбе Ивана. Они стали для него настоящей семьей, братством, которое переживает за него. Конечно, они не сразу принимают его. Например, отец Илья отказался исповедовать беглого крестьянина после порочной жизни у татар, но и эта строгость была оправдана тем, что герой не был готов к посвящению и еще должен был пройти мирские испытания.

Тема

  • В повести «Очарованный странник» основной является тема праведничества. Книга заставляет задуматься о том, что праведник – это не тот, кто не грешит, а тот, кто искренне раскаивается в грехах и желает искупить их ценой самоотречения. Иван искал правду, оступался, ошибался, страдал, но Богу, как известно из притчи о Блудном сыне, дороже тот, кто вернулся домой после долгих странствий в поисках истины, а не тот, кто не уходил и все принимал на веру. Герой праведен в том смысле, что все воспринимал, как должное, не противился судьбе, шел, не роняя достоинства и не жалуясь на тяжелую ношу. В поисках правды он не сворачивал ни к выгоде, ни к страсти, а в финале пришел к истинной гармонии с собой. Он понял, что высшее его предназначение – пострадать за народ, «за веру умереть», то есть стать чем-то большим, чем он сам. В его жизни появился великий смысл – служение родине, вере и людям.
  • Тема любви раскрывается во взаимоотношениях Флягина с татарками и Грушей. Очевидно, что автор не представляет себе этого чувства без единодушия, обусловленного одной верой, культурой, парадигмой мышления. Хоть героя и облагодетельствовали женами, он не смог полюбить их даже после рождения совместных детей. Груша тоже не стала для него любимой женщиной, потому что его в ней увлекла лишь внешняя оболочка, которую он сразу же захотел купить, бросив казенные деньги к ногам красавицы. Таким образом, все чувства героя обратились не к земной женщине, а к абстрактным образам родины, веры и народа.
  • Тема патриотизма. Иван не раз хотел умереть за народ, вот и в финале произведения он уже готовился к будущим войнам. Кроме того, его любовь к родине воплотилась в трепетной тоске по отечеству на чужбине, где он жил в комфорте и достатке.
  • Вера. Огромное влияние на героя оказала православная вера, которой пронизано все произведение. Она проявила себя и в форме, и в содержании, ведь книга напоминает житие святого, как композиционно, так и в идейно-тематическом плане. Лесков считает православие фактором, определяющим многие свойства русского народного характера.

Проблемы

Богатая проблематика в повести «Очарованный странник» вмещает в себя социальные, духовные и морально-этические проблемы личности и целого народа.

  • Поиск правды. В стремлении обрести свое место в жизни герой натыкается на препятствия и не все из них преодолевает достойно. Прегрешения, ставшие средством для преодоления пути, становятся тяжелой ношей на совести, ведь он не выдерживает некоторые испытания и ошибается в выборе направления. Однако без ошибок нет опыта, который привел его к осознанию собственной принадлежности к духовному братству. Без испытаний он не выстрадал бы своей правды, которая никогда не дается легко. Однако цена за откровение неизменно велика: Иван стал своеобразным мучеником и пережил настоящие духовные терзания.
  • Социальное неравенство. Тяжелая судьба крепостных крестьян становится проблемой гигантского масштаба. Автор не только живописует печальную участь Флягина, которого барин довел до увечья, посылая на каменоломню, но и отдельные фрагменты жизни других простых людей. Горька доля стариков, едва не лишившихся единственного кормильца, которого забирали в рекруты. Ужасна кончина матери героя, ведь она умирала в муках без медицинской помощи и какой-либо помощи вообще. Отношение к крепостным было хуже, чем к животным. К примеру, лошади волновали барина больше, чем люди.
  • Невежество. Иван мог бы осознать свою миссию быстрее, но его образованием никто не занимался. У него, как и у всего его сословия, не было шанса выйти в люди, даже приобретая вольную. Эта неприкаянность демонстрируется на примере попытки Флягина устроиться в городе даже при наличии дворянства. Даже с этой привилегией он не смог найти себе места в обществе, так как ни одна рекомендация не заменит воспитания, образования и манер, которые постигались не в конюшне и не на каменоломне. То есть, даже вольный крестьянин становился жертвой своего рабского происхождения.
  • Искушение. Любой праведник страдает от напасти бесовской силы. Если перевести этот иносказательный термин на повседневный язык, то получается, что очарованный странник боролся со своими темными сторонами – эгоизмом, желанием плотских утех и т.д. Не зря в образе искусителя ему видится Груша. Желание, когда-то испытанное по отношению к ней, не давало ему покоя в его праведной жизни. Возможно, он, привыкший к скитаниям, не мог стать заурядным монахом и смириться с рутинным существованием, и эту тягу к активным действиям, новым поискам он облекал в форму «беса». Флягин – вечный скиталец, который не удовлетворяется пассивным служением – ему нужна мука, подвиг, своя Голгофа, куда он взойдет за народ.
  • Тоска по родине. Герой мучился и томился в неволе в неизъяснимом желании вернуться домой, которое было сильнее страха смерти, сильнее жажды комфорта, которым его окружали. Из-за своего побега он пережил настоящую пытку – ему в ступни зашили конский волос, поэтому он не мог сбежать все эти 10 лет плена.
  • Проблема веры. Мимоходом автор рассказал, как гибли православные миссионеры в попытках крестить татар.

Основная идея

Перед нами отрывается душа простого русского мужика, которая нелогична, а иногда даже легкомысленна в своих действиях и поступках, а страшнее всего, что она непредсказуема. Поступки героя объяснить невозможно, ведь внутренний мир этого, казалось бы, простолюдина - это лабиринт, в котором можно и заблудиться. Но, чтобы не происходило, всегда есть свет, который выведет на правильный путь. Этот свет для народа – вера, непоколебимая вера в спасение души, даже если жизнь омрачила ее грехопадениями. Таким образом, главная мысль в повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Николай Лесков, как ни кто другой из писателей, смог понять и выразить русский дух, о котором иносказательно и туманно говорил еще А.С. Пушкин. Писатель видит простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.

Идейно-художественное своеобразие книги заключается в том, что она переносит библейскую притчу о Блудном сыне в современные автору реалии и показывает, что христианская мораль не знает времени, она актуальна в каждом столетии. Иван тоже осерчал на привычный уклад вещей и покинул отчий дом, только вот его домом с самого начала была церковь, поэтому его возвращение в родную усадьбу не принесло ему покоя. Он ушел от Бога, предаваясь грешным увеселениям (алкоголь, смертельные бои, воровство) и все глубже увязая в трясине порочности. Его путь был нагромождением случайностей, в нем Н. С. Лесков показал, как пуста и нелепа жизнь без веры, как бесцельно ее течение, что всегда заносит человека не туда, где бы он хотел оказаться. В результате, как и его библейский прототип, герой возвращается к истокам, в обитель, которую ему завещала мать. Смысл произведения «Очарованный странник» кроется в обретении смысла бытия, который призывает Флягина к бескорыстному служению своему народу, к самоотречению ради высшей цели. Иван не мог сделать ничего более масштабного и правильного, чем это посвящение себя всему человечеству. В этом его праведность, в этом его счастье.

Критика

Мнения критиков о повести Лескова, как всегда, разделились из-за идеологических разногласий рецензентов. Они высказывали свои соображения в зависимости от журнала, в котором публиковались, ведь редакционная политика СМИ тех лет была подчинена определенной направленности издания, его главной идее. Были западники, славянофилы, почвенники, толстовцы и т.д. Кому-то из них, конечно, нравился «Очарованный странник» по причине того, что их взгляды нашли в книге свое обоснование, а кто-то был категорически не согласен с миропониманием автора и тем, что тот именовал «русским духом». Например, в журнале «Русское богатство» критик Н. К. Михайловский выразил свое одобрение писателю.

В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.

Столь же восторженно отозвался о книге критик из журнала «Русская мысль»:

Поистине чудное, способное растрогать самую черствую душу собрание высоких приме­ров добродетелей, которыми крепка земля русская и благодаря которым «стоит град»…

Н. А. Любимов, один из издателей «Русского вестника», напротив, отказался печатать рукопись и обосновал отказ в публикации тем, что «вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фигур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего». На эту реплику красноречиво ответил Б. М. Маркевич, который был первым слушателем этой книги и видел, какое хорошее впечатление она произвела на публику. Он считал произведение чем-то «в высшей степени поэтическим». Особенно ему понравились описания степи. В своем послании Любимову он написал следующие строки: «Интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения».

В газете «Варшавский дневник» рецензент сделал акцент на том, что произведение близко к фольклорной традиции и имеет истинно народное происхождение. Герой, по его мнению, обладает феноменальной, типично русской выдержкой. О своих бедах он повествует отстраненно, как о чужих несчастьях:

Физически герой рассказа — родной брат Илье Муромцу: он выносит такие пытки у номадов, такую обстановку и условия жизни, что не уступает ни одному богатырю древности. В нравственном мире героя преобладает то благодушие, которое так свойственно русскому простому человеку, в силу которого он делится последней коркой хлеба со своим недругом, и на войне, после сражения, подает помощь раненому врагу наравне со своим.

Об особенности русского менталитета, изображённого в образе Ивана Флягина, писал рецензент Р. Дистерло. Он подчеркнул, что Лескову удалось понять и отобразить простодушную и покорную судьбе натуру нашего народа. Иван, по его мнению, не отвечал за свои поступки, его жизнь как бы была дана ему свыше, а он смирился с нею, как с тяжестью креста. Также очарованного странника охарактеризовал Л. А. Анненский: «Герои Лескова — люди вдохновенные, очарованные, загадочные, опьяненные, отуманенные, безумные, хотя по внутренней самооценке всегда «невиноватые», всегда – праведники».

О художественном своеобразии прозы Лескова высказался литературный критик Меньшиков, подчеркнув наряду со своеобразием недостатки стилистики писателя:

Стиль его неправилен, но богат и даже страдает пороком богатства: пресыщенностью.

Нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Очарованный странник» - одно из лучших произведений самобытного русского писателя Н. С. Лескова. Сам автор считал произведение рассказом, хотя литературоведы склонны называть его повестью. Как бы то ни было, главная его заслуга - особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ Ивана Северьяныча Флягина, человека с истинно русской душой, которого умело изобразил Лесков.

«Очарованный странник»: краткое содержание 1 главы

Повествование начинается с сообщения о том, что группа случайных попутчиков направлялась по Ладожскому озеру к Валааму. По пути зашли в Корелу, которая, по мнению одного из пассажиров, могла бы стать идеальным местом для жизни изгнанников. Завязался разговор о том, что в Корелу как-то сослали семинариста, и вскоре он повесился. Так перешли к вопросу о самоубийцах, и за опального дьячка вступился человек, которого раньше никто не замечал.

Немолодой (по виду ему можно было дать за пятьдесят), огромный, смуглолицый, со свинцового оттенка волосами, он больше смахивал на русского богатыря. Между тем, подрясник, широкий монастырский пояс и высокий колпачок указывали на то, что этот пассажир мог быть послушником или постриженным монахом. Так знакомит со своим героем читателя Н. Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается рассказом черноризца о человеке, который получил разрешение молиться о самоубийцах. Это был попик-пьяница, которого высокопреосвященный владыка лишил места. Сначала наказанный монах хотел лишить себя жизни, но потом подумал, что тогда душа его грешная покоя не найдет. И стал он скорбеть и усердно молиться. Владыке же как-то приснился святой отец Сергий, просивший милости за того самого попика. Спустя время высокопреосвященный вновь увидел странный сон. С грохотом скакали в нем рыцари и молили: «Отпусти его! Он за нас молится!» Проснувшись, понял владыка, кем были воины, и отправил попика на его прежнее место.

Когда черноризец закончил рассказ, слушатели обратились к нему с вопросами: кто он сам таков? Оказалось, что в былые времена пассажир нес военную службу. Был конэсером и умел ловко укрощать лошадей. Побывал в плену и вообще многое перенес на своем веку. А в монахи пошел, так как родительское обещание выполнить следовало - такой получилась беседа и ее краткое содержание.

Очарованный странник - 1 глава стала началом большой и интересной истории - поведал собравшимся о своей жизни с самого ее начала.

Жизнь у графа

Иван Северьяныч Флягин, или Голован, родился в семье дворовых в Орловской губернии. Мать умерла после родов. Осталось предание, что она долго не имела детей и в случае милости обещала младенца богу. Отец служил кучером у графа, потому мальчик с детских лет познал искусство обращения с лошадями. На одиннадцатом году его уж определили форейтором. Тогда-то и произошла эта история. Однажды шестерик графа, где сидел Иван, догнал воз, который никак не уступал дорогу. На сене лежал человек, и герой решил его проучить: огрел кнутом вдоль спины. Лошади помчались вскачь, а ехавший на возу монах упал, запутался в вожжах, отчего и умер. Ночью он явился Флягину и сообщил, что тот обещан богу и, коль пойдет наперекор судьбе, будет множество раз умирать, но не умрет.

Вскоре случилась первая неприятность. При спуске лопнул тормоз, а впереди - пропасть. Бросился Иван на дышло, и лошади остановились. А затем полетел вниз. Очнувшись, узнал, что спасся чудом - упал на глыбу и на ней скатился на дно. Лошади разбились, но граф спасся - заканчивает эту историю Лесков. Очарованный странник - краткое содержание 2 главы это подтверждает - начал трудный жизненный путь, предсказанный монахом.

У графа Флягин служил недолго. Завел он голубей и заметил, что кошка птенцов таскает. Поймал в силки и хвост отрубил. Оказалось, это хозяйкина Зозинька была. Высекли его и заставили на коленях камешки бить. Не выдержал Иван и хотел повеситься. Но его спас цыган и позвал к себе - на этом заканчивается 3 глава.

В няньках

Недолго был герой в разбойниках. Цыган заставил его лошадей своровать, затем продал их, а Ивану дал только целковый. На том и разошлись - отмечает Лесков.

Очарованный странник - содержание по главам расскажет о герое еще много необычного - решил наняться на работу и столкнулся с барином. Тот расспросил, кто он, и, выслушав, сделал вывод: коль птенцов пожалел, то и за грудным дитем, что сбежавшая жена бросила, присмотрит. Так Флягин стал за девочкой ухаживать. Она уж подросла, когда случилась новая неприятность. Однажды Иван, посадив ребенка в песок - так ноги ей лечил - задремал, а когда очнулся, увидел чужую женщину, прижимавшую девочку к себе. Она стала просить отдать ей дочь. Нянька на это не согласился, но стал каждый день ребенка матери приносить. В один из дней пришел и ее ухажер. Стали они драться, как вдруг появился барин. Неожиданно Голован решил отдать ребенка матери и сам с ними сбежал. Да только не смог простить себе, что дрался с офицером, и вскорости ушел. О новых его приключениях расскажет краткое содержание.

Лесков, «Очарованный странник»: знакомство с Джангаром

Вышел герой в степь, где ярмарка развернулась. Заметил, что множество народу стоит по кругу, а в центре какой-то татарин сидит. Это был хан Джангар, которому вся степь от Урала до Волги подчинялась. Здесь шел торг относительно прекрасной кобылицы. Сосед рассказал Флягину, что так всегда бывает. Распродаст хан лошадей, а самую лучшую на последний день припасет. И пойдет тогда торг нешуточный. Действительно, в спор вступили два татарина. Сначала они деньги давали, потом дочерей хану посулили, наконец, стали раздеваться. «Сейчас перепор пойдет», - пояснил сосед. Татары сели один против другого, взяли нагайки и стали друг друга по голой спине стегать. А Флягин все выспрашивал, в чем секреты такой борьбы кроются. Когда один из татар упал, а другой накинул на лошадь халат, лег на нее брюхом и уехал, герой вновь заскучал. Однако сосед отметил, что, наверняка, Джангар еще что-то припас, и герой оживился - подводит итог Лесков. Очарованный странник - краткое содержание следующей главы это подтвердит - решил: если еще что-то подобное случится, сам примет участие в состязаниях.

Сосед не ошибся: хан вывел жеребенка, которого описать было нельзя. Решил поторговаться за него и офицер, которому Иван дочку барина отдал. Только денег у него мало имелось. Флягин подбил его на торг, сказав, что сам с татарином поборется. В итоге запорол противника до смерти и выиграл коня, которого офицеру отдал. Правда, потом в Рынь-пески бежать пришлось: кочевники-то ничего, а русские хотели его судить.

Жизнь у татар

Описанием десятилетнего плена продолжается краткое содержание. Очарованный странник, по главам 6, 7, много чего претерпел. Оказавшись у татар, попытался бежать, но те его поймали и подщетинили: подрезали на пятках кожу, набили в рану резаного конского волоса и зашили. Иван признался, что, когда впервые после операции встал на ноги, закричал и заплакал от боли. Потом научился ходить на щиколотках. Татары дали ему двух «Наташ»: сначала жену забитого им татарина, а потом тринадцатилетнюю девочку, которая часто веселила Ивана. Они родили ему детей, но поскольку татарчат не крестили, он не считал их своими. Сам Флягин занимался лечением лошадей и людей. Очень скучал по Родине и не переставал молиться.

Через время увез его к себе другой хан, где произошла встреча с монахами, отправленными в Рынь-пески христианство устанавливать. И хотя они отказались ему помочь, Флягин вспоминал их по-доброму: миссионеры от татар смерть приняли за свои убеждения.

Помощь пришла неожиданно - от индийцев, явившихся в степь коней покупать и настраивать татар против русских. Стали они пугать население своим богом, который огонь якобы насылает. В самом деле, по ночам раздавались громкие звуки, а с неба искры сыпались. Пока татары по степи разбегались и своему богу молились, Иван разглядел, что это был простой фейерверк, и решил использовать его для освобождения. Первым делом загнал бусурман в реку и окрестил, а потом и молиться заставил. А еще нашел он в коробочках землю, что кожу разъедала, притворился больным и недели две себе пятки выжигал, пока вся щетина с гноем не вышла. Вылечившись, нагнал страху на татар, приказал им три дня из юрт не выходить, а сам дал деру. Несколько дней пешком шел, пока русских людей не увидел. Таким образом, много испытаний претерпел в плену, как показывает краткое содержание, очарованный странник. По главам этим можно судить, что Иван Северьяныч - человек отважный, решительный, преданный своей стране и вере.

Возвращение на родину

9 глава завершается тем, как Флягина арестовали за отсутствие паспорта и доставили в Орловскую губернию. Графиня уж померла, а муж ее приказал бывшего дворового высечь и отправить к батюшке исповедаться. Однако отец Илья отказался причащать героя за то, что он с татарками жил. Выдали Ивану паспорт и прогнали со двора.

Описанием дальнейших приключений героя, ощутившего теперь полную свободу, продолжает повествование Лесков.

Очарованный странник, краткое содержание, анализ поступков которого все больше возбуждали любопытство слушателей, попал на ярмарку, где меняли и продавали лошадей. Так получилось, что он уберег от обмана мужика: цыган хотел отобрать у него хорошего коня. С той поры так и повелось: Иван простому человеку хорошую лошадь выбирал, а тот в награду давал ему магарыч. Тем и жил.

Вскоре слава о Головане разлетелась далеко, и стал его один князь просить, чтобы научил своим премудростям. Флягин - человек не жадный, потому дал советы, которые сам использовал. Однако князь показал свою полную непригодность в этом деле и позвал героя к себе в конэсеры. Жили они мирно и уважали друг друга. Бывало, правда, Иван совершал выходы - отдавал деньги князю, предупреждал его об отлучке и кутил. Но однажды решил он поставить в этом деле точку. И так получилось, что последний выход стал самым страшным.

Действие магнетизма: содержание

Очарованный странник - по главам 8-9 выходило, что он попал под власть хорошего знатока человеческой психологии - рассказал, что у князя была замечательная кобыла. И вот в один из дней они по-отдельности направились на ярмарку. Вдруг Иван получает приказ: привести хозяину Дидону, любимую свою лошадь. Очень огорчился герой, но так как возможности передать князю полученные им для ярмарки деньги не было, решил свой выход отложить. И пошел в трактир чаю попить. Там он застал удивительную сцену: какой-то человек за рюмку вина пообещал съесть стекло. И сделал-таки это. Флягин пожалел страдальца и решил угостить его. Во время разговора новый знакомый сообщил, что занимается магнетизмом и может избавить человека от его слабостей. Первую рюмку, нужную для дела, Иван не хотел пить, но третью уже сам наливал. Успокаивало только то, что пьет для лечения - отмечал, рассказывая о состоявшейся беседе слушателям и передавая ее краткое содержание очарованный странник. 11 глава заканчивается тем, что вывели их из трактира уже перед закрытием.

А дальше происходили какие-то непонятные вещи: виделись рожи, перебегавшие дорогу, а баринок знакомый то не по-русски что-то наговаривал, то руками по голове водил, то сахаром кормил… В конце концов оказались они в каком-то доме, в котором свечи горели и звуки музыки раздавались.

Знакомство с Грушей

В большой комнате собралось много народа, среди которого увидел Флягин и знакомых. А в центре стояла прекрасная цыганка. Допев песню, она пошла по кругу, подавая гостям бокал. А те выпивали шампанское и клали на поднос золотые да ассигнации и получали в награду поцелуй. Хотела она мимо героя пройти, но цыган ее окликнул, заметив, что у них любому гостю рады. Выпил Иван и достал сторублевку, за что тут же был вознагражден и проведен в первый ряд. И так весь вечер. А в конце его, когда уж все просто так стали золотые и деньги бросать, пустился в пляс и все пять тысяч из-за пазухи под ноги красавице побросал. Зато уж пить с того дня точно бросил. Вот в такую невероятную историю попал, как отмечает Лесков, очарованный странник. Краткое содержание 11 главы и описание вечера у цыган раскрыли для слушателей новую сторону характера черноризца - наивного, доброго, открытого человека.

Цыгане привели Ивана к князю. Тот хотел сначала его наказать, но так как сам нынче все деньги проиграл, простил. А потом с героем случилась горячка, и очнулся он только через несколько дней. Первым делом направился к князю, чтобы долг отработать, но узнал, что его хозяин сам был очарован цыганкой и теперь готов ради нее на все. А после привел девушку, сообщив, что имение заложил и в отставку вышел. Груша начала петь, но расплакалась, чем разворошила душу князю. Он зарыдал, а цыганка вдруг успокоилась и стала его утешать.

Убийство Груши

Сначала жили князь с цыганкой хорошо, но как человек переменчивый, он скоро охладел к девушке. Томило и то, что нищим из-за нее остался. Все реже стал князь появляться дома. Флягин, между тем, привязался к Груше и полюбил ее, как родную. И вот стала девушка просить Голована разузнать, нет ли кого у князя. С этого началась еще одна трагическая история, которую подробно описывает в последних главах Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием встречи князя с бывшей возлюбленной и матерью его дочери, Евгеньей Семеновной. Именно к ней отправился Иван Северьяныч после разговора с Грушей. Она сообщила, что князь собирается покупать в городе фабрику и сегодня должен заехать повидать дочь. Вскорости раздался звонок, и герой собрался уходить. Но нянька, увидевшая в Иване собеседника, предложила спрятаться в гардеробной и послушать разговор. Так Флягину стало известно, что князь хочет, чтобы Евгенья Семеновна заложила купленный им для дочери дом и одолжила ему денег. На них он купит фабрику, наберет, благодаря Головану, заказов и поправит дела. А надоевшую Грушу можно выдать замуж за Ивана Северьяныча - так завершил разговор князь (здесь приведено его краткое содержание).

Лесков - «Очарованный странник» по главам подтверждает, что Флягину действительно было суждено много раз погибать, но не погибнуть - вновь ставит героя перед выбором. Хотя Иван Северьяныч и был очень привязан к цыганке, но жениться на ней не мог: знал, как любила девушка князя. А еще понимал, что она со своим гордым характером вряд ли смирится с подобным решением. Поэтому, сделав заказы для хозяина, он сразу же отправился проведать Грушу. Однако в доме князя нашел лишь большие переустройства - девушки там не было. Первая пришедшая в голову мысль испугала его, но герой все же отправился на поиски, которые увенчались успехом. Оказалось, князь поселил девушку на новом месте, а сам задумал жениться. Обманом Груше удалось сбежать - она непременно хотела увидеть Ивана Северьяныча. И теперь, при встрече, призналась, что жить так дальше нет мочи, а самоубийство считает страшным грехом. После этих слов она подала Головану нож и попросила ударить в сердце. Флягину ничего не оставалось, как толкнуть девушку в реку, и она утонула. Так невесело закончилась эта страница в жизни черноризца.

На военной службе

Совершив, пусть и вынужденное, но убийство, Иван Северьяныч захотел оказаться подальше от этих мест. На дороге встретил плачущих крестьян: они провожали сына в солдаты. Флягин назвался его именем и отправился на Кавказ, где прослужил больше пятнадцати лет. Совершил он и подвиг: под татарскими пулями переплыл реку и подготовил мост для переправы. Такова была служба, за которую получил Георгиевский крест (не позволяет писать об этом много краткое содержание) очарованный странник.

По главам анализ помогает последовательно воссоздать образ могучего, честного, бескорыстного, верного своим идеалам человека. После службы он еще будет актером и вступится за девочку. А затем все же выполнит обещание, данное богу матерью, и поселится в монастыре. Но и здесь его не оставляют неприятности: или бесенята шалят и смущают, или Петр-апостол явится. А теперь направляется черноризец в Соловки, где желает поклониться святым Савватию и Зосиме.

Таким длинным и интересным сделал рассказ главного героя - самые важные его части включены в краткое содержание - Лесков. «Очарованный странник» по главам, последовательно, познакомил читателя с жизнью одного из замечательных русских людей - Ивана Северьяныча Флягина. Кстати, этим его приключения вряд ли закончатся, так как после Соловков герой планирует вновь вернуться на службу.

Лесков Hиколай Семенович

Очарованный странник

Н.С. ЛЕСКОВ

ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму* и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли.

После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.

Я уверен, - сказал этот путник, - что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений.

Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали.

Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели "расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить".

Какая же на это последовала резолюция?

М... н... не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился.

И прекрасно сделал, - откликнулся философ.

Прекрасно? - переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный.

А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду.

Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может.

Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.

Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах* - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого*. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор".

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, "бывалого". Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою.

Это все ничего не значит, - начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. Я, что вы насчет того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться - это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым легким манером очень просто может поправить.

Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц, после их смерти?

А вот кто-с, - отвечал богатырь-черноризец, - есть в московской епархии* в одном селе попик - прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, - так он ими орудует.

Как же вам это известно?

А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета.

Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно.

Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал:

Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить, и поверили?

Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее:

Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, - пьет вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: "До чего, думает, я себя довел, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыка сжалятся над моею несчастною семьею и дочери жениха дадут, чтобы он на мое место заступил семью мою питал". Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: "Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, - куда потом моя душа пойдет?" И стал он от этого часу еще больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: "Кто там?" - потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришел; ан, вместо служки, смотрят - входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий*.

  1. Краткое содержание
  2. Краткое содержание по главам
  3. Главные герои

Описание повести и главная мысль

Повесть была написана в 1872-1873 годах. Но все-таки мысль о написании появилась в 1872 году, после того как писатель побывал в Валаамском монастыре, которой находится на Ладожском озере. В повести встречаются описания жизни святых и народный эпос. По своей сути произведение – это биография героя, которая состоит из нескольких эпизодов. Житие святых так же представлены как отдельные фрагменты. Все это характерно для авантюрного романа или же приключений. Самое первое название также было стилизовано

Главный персонаж обычный представитель народа и он раскрывает всю силу русской нации. Показывает, что человек способен совершенствоваться духовно. Этим произведением автор утвердил, что рождались, и будут рождаться русские богатыри, которые не только способны подвиги совершать, но и пойти на самопожертвование.

Краткое содержание Лесков Очарованный странник

Во время путешествия на Ладожском озере, путешественники завели разговор с пожилым мужчиной высокого роста и телосложением, напоминающим настоящего богатыря. По внешнему виду человека видно, что он монах. Его имя Флягин Иван Северьяныч, повествует он о своей биографии. Иван родился и жил в Орловской губернии в простой семье. С самого детства имеет хорошие способности по обращению с лошадьми. Но это не один его талант. Также Флягин рассказывает о своем бессмертии: никак он не погибает.

Как-то раз будучи еще ребенком, Иван задел плетью монаха. Последний погиб и его душа явилась Флягину во сне. Служитель монастыря предвидел мальчику, что тот будет умирать и не умрет, и в конце станет монахом. В скором времени мальчишка повез барина по делам. Ни с того, ни с сего, лошади набрали скорость, так что Иван упал в обрыв. Но каким-то образом уцелел.

Повздорив с хозяевами, Флягин переводится на другую работу. Измученный Иван решается на самоубийство, но в это время появляется цыган, который спасает жизнь Флягину. Иван уходит с цыганом, покидая своих хозяев. При этом похищает двух коней барина, которых потом продаст цыган, а выручкой толком не поделится с Флягиным. По этой причине Иван прекращает путешествовать с цыганом. Герой попадает в город Николаев, где устраивается нянькой у одного барина. Дело в том, что барыня бросила мужа и дочь, а сама ушла к другому. Но Иван разрешает в тайне встречаться барыне с дочерью. Об этом узнает барин. И Флягину приходится бежать вместе с барыней.

Иван оставляет барыню с семьей, а сам отправляется в Пензу. Флягин сражается за жеребца и убивает татарина. Попадает в плен на пять лет. Потом его забирает в плен Агашимола. Ему дают жен, от которых у него рождаются дети. Но они чужие для Флягина. В душе он мечтает вернуться на Родину.

Спустя десять лет в заключении Ивану удается сбежать с плена и вернуться в Астрахань, а затем в свои родные края.

Флягин встречает цыганку Грушу, от которой сходит с ума. Он растрачивает все деньги, который дал ему князь на девушку и остается ни с чем. Князь его понимает и прощает, так как признается, что тоже был влюблен в нее. Но сейчас он решил жениться на знатной особе, богатой девице. Груша безумно влюблена в князя и ревнует его к другой девушке. Он убегает от крестьянок, которые наблюдали за ней. Флягин находит ее в лесу. Цыганка умоляет его убить ее, потому что опасается, что может совершить грех убив князя или его возлюбленную. Заканчивается это тем, что Иван скидывает ее с обрыва.

Герой уходит в другие места. Под чужим именем служит в армии около 15 лет. Во время одной военной операции, он чудом остается живым. Возвращается Иван в Питер, где работает чиновником. И в конце концов уходит служить в монахи. Служители монастыря всячески пытаются излечить нечистую силу из Ивана, но им это не удается, и тогда его отправляют в святые места.

Краткое содержание Очарованный странник по главам подробно

Глава 1

Судно, которое шло по Ладожскому озеру от Ковевца до Валаама, причаливает у Кораллы и уже отсюда все продолжают движение на лошадях в этот старинный поселок. По пути люди рассуждают, зачем высылать неугодных людей в Петербурге высылать в такую даль. Ведь рядом тоже есть такое место, где человеком завладеет апатия. И кто – то рассказывает, что когда – то ссылали сюда, но вот только никто не мог вынести долгого пребывания здесь. А один из ссыльных и вовсе повесился, но кто-то из пассажиров сказал, что он правильно сделал. Но вмешался в разговор другой пассажир, который был верующим, он был возмущен «ведь за самоубийц даже не может никто молиться». Но тут против этих двух выступает мужчина. Он был высокого роста, с густыми волосами светового цвета, со смуглым лицо. На нем был послушнический подрясник с широким поясом, а на голове был высокий колпак из сукна. Ему примерно было лет за 50, но он походит на настоящего русского богатыря и даже чем-то напоминал Илью Муромца. По его виду можно сказать, что видел он не мало. Он был смелый и самоуверенный, сказал, что есть мужик, который способен облегчить участь самоубийцы. Его зовут попик-пьяница. Его из-за этого даже хотели выгнать, но он бросил пить и хотел наложить на себя руки, поэтому владыка пожалел его и семью. А для его дочки найти жениха, который будет, служит вместо него.

Но как – то раз епископ прилег после трапезы и задержал, ему приснилось, что к нему пришел преподобный Сергий и попросил пожалеть попика. Но проснувшись, он решил, что это. И когда он лег спать еще раз, то уже увидеть, как войско под темными знаменами ведет за собой теней, которые кивают головой и грустно просят пожалеть его, потому что он за них молится. Тогда он позвал к себе попика и спросил, действительно ли он молиться за самоубийц. Тогда он его благословляет и возвращает на место. За беседой узнали, что этот пассажир инок, но был конэсером. Он поведал о том, что очень многое пережил, был в плену, а вот на службу в монастырь пришел не так давно. Конечно, всем стало интересно, и они попросили рассказать о свое жизни. Он согласился и пообещал начать сначала.

Глава 2

Нашего героя зовут Иван Северьяныч Флягин. Он начал рассказывать со своего происхождения от дворцовых особ графа К. из Орловской губернии. Так сложилось, что матушка умерла при родах, а отец его работал кучером и рос он вместе с ним. Большая часть его жизни прошла в конюшне, поэтому он полюбил так сильно лошадей. В одиннадцатилетнем возрасте он уже служил форейтором, но так как был физически слаб, то его привязывали к седлу и подпругам. Но это было крайне неудобно, и иногда он даже терял сознание, но потом привык. Но у него была очень плохая привычка, он бил кнутом тех, кто стоял у него на пути. И как-то он вез графа в монастырь и убил, таким образом, старика. Но граф все разрешил. Но Ивану является этот старик и плачет. Он говорит Ивану, что был у матери моленный и обещанный сын.

Его мать когда-то обещала его Господу, сказав: «Ты будешь много раз погибать и не погибнешь, пока не придет твое время, и вспомнишь обещание матери, и пойдешь в чернецы». Через какое – то время граф, его жена собираются отвезти дочь в Воронеж к врачу. По пути они остановились накормить лошадей, но снова Ивану явился старик и сказал, чтобы он отпроситься у господ в монастырь. Но он проигнорировал. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, но там была крутая гора. Когда они спускались, лопнул тормоз, и кони понеслось к обрыву. Отец успел прыгнуть, а вот Иван повис. Первые лошади упали с обрыва, а экипаж остановился. Тут вдруг он пришел в себя и упал вниз, но остался жив. Граф предложил Ивану просить все, что он пожелает, а он попросил гармошку, но также скоро ее бросил.

Глава 3

Он завел в конюшне пару голубей. Появились птенчики. Одного он по не осторожности задавил, когда таскал, а второго съела кошка. Он поймал ее и отрубил хвост. Но так оказалось, что кошка принадлежит горничной графини, за это его отвели в контору, чтобы его высекли и заставили бить камни молотком для строительства садовых дорожек. Но он не мог этого стерпеть и принял решение повеситься. Он отправился в лес, взяв веревку. Попытался все устроить, но что-то пошло не так, и он сорвался с сучка, свалился на землю, а над ним уже стоял цыган и отрезал веревку. Он позвал Флягина с собой. Иван стал выспрашивать: "Кто они такие? Воры или нет? Режут ли они людей?" Но недолго думал Иван и подался в разбойники.

Глава 4

Но цыган оказался хитрым, он говорил все, что хотел слышать парень, потому что знал, что он работает на конюшне графа и выведет для него пару самых лучших коней. Они проскакали почти всю ночь, затем продали коней. Но Иван ничего не получил, потому цыган его просто обманул. Затем он пошел к заседателю и поведал историю о том, как его обманули, а тот сказал, что за определенную плату сделает ему отпускной вид. Ну, Иван и отдал все, что у него было. Парень приходит в город Николаев и пошел на то место, где собираются люди, которые ищут работу.

Тут появился огромный барин, который просто сразу ухватился в него и повел за собой. А когда узнал, что он жалел голубят, то вообще обрадовался, как оказалось, он хотел его нанять на работу, чтобы тот нянчил дочку. От барина сбежала жена и оставила маленькую дочь, а сам он не может за ней присматривать, потому что работает. Но Иван стал переживать, как он справится с этим делом. Но барин ответил, что русский человек со всем справиться. Так он стал нянькой для маленькой девочки, он очень полюбил ее. Но приходит мать девочки и просит вернуть ее ребенка, но Иван не отдает. Когда он приходит с ребенком к лиману, мать уже сидит, ждет их и начинает снова упрашивать.

И так продолжалось очень долго. И вот она последний раз приходит к Ивану и говорит, что придет ремонтер. Он хочет ему дать 1000 рублей в замен на ребенка, но Иван остается не преклонным. Но когда он видит этого ремонтера, то у него промелькнула мысль, неплохо было бы сыграть с ним. Но так как могут начаться между ними разногласие, то возможно произойдет драка, которой очень желал Иван.

Глава 5

Тут Иван стал придумывать, как ему раздразнить офицера, чтобы тот напал на него. А барыня плачется офицеру, что ей не отдают ребенка. А он ей в ответ говорит, что только покажет деньги Ивану и он сразу же обменяет девочку. Он дает Ивану ассигнации, а он их вырвал, наплевал и бросил на землю. Ремонтер был в ярости и напал на него. Но Иван только толкнул его, так он сразу же и отлетел. Ремонтер оказался гордым и благородным и не стал поднимать их. Он ухватился за ребенка, а Иван взял вторую ручку девочки, сказав: "На чью сторону оторвется, тот и заберет ребенка". Но ремонтер не стал этого делать, плюнул Ивану в лицо и стал уводить барыню. Но тут из города бежит отец девочки с пистолетом, палит из него и кричит, чтобы он держал их. Но он наоборот догоняет барыню и отдает ей девочку, только попросился с ними.

Приехали они в Пензу. Но офицер сказал, что не может оставить его при себе, так как нет документов, и дал ему 200 рублей. Тут он принимает решение пойти в полицию и повиниться, но прежде зайдет в трактир, чтобы выпить. Пьет он долго, потом все - таки пошел. А перейдя реку, встретил коляски, а в них татары. Он видел, что народ топиться, а в центре сидит на цветной кошме татарин в золотой тюбетейки. Он его, конечно, сразу узнал это хан Джангар. Не смотря на то, что земли российские, но владел ими хан. Тут ему привили белую кобылу и начали торг. Многие предлагали, что могли и даже чуть ли не до разорения доводили. Тут вышли два мужика сели друг против друга, им принесли нагайки. Они должны были хлестать друг друга. Кто продержится дольше и заберет кобылу. О тонкостях соревнования рассказал рядом стоящий мужчина. Тот к то выиграл весь окровавленный лег животом на лошадь и уехал. Иван хотел уйти, но его задержал новый знакомый.

Глава 6

Тут опять начался торг, только уже выставили каракового жеребца. В толпе он увидел знакомого ремонтера. Иван с ним стал пороться и выиграл спор, запоров его до смерти. Пассажиры были в ужасе от услышанного, но пояснил, что этот татарин был первым батыром и ни как не хотел уступать Ивану. Но ему помог грош, который он грыз, чтобы не чувствовать боли, а чтобы не думать считал удары. Русские хотели отдать его полиции, но татары помогли скрыться, так и ушел он с ними в степи. Пробыл он там 11 лет. Татары относились к нему не плохо, но чтобы он не убежал, вырезали ему кожу на пятках и вшили рубленный конский волос. Человек после таких процедур не может наступить на пятку и способен ползать только на коленях. Но, тем не менее, отношение было хорошим, ему даже дали жену. А другой хан, который его выкрал, дал ему две жены. Агашимол позвал Ивана вылечить жену, но обманул. Пассажиры слушали, раскрыв рот, и очень ждали продолжения. А Иван продолжил.

Глава 7

Конечно, Агашимол не отпустил, Но дал жен, правда, он их не любил. Они ему родили детей, но отцовских чувств он не питал к ним. Скучал по России. Иногда даже видел монастырь и крещеную землю. Он рассказал пассажирам о быте и жизни татар. Но всех интересовала, как же он справился со своими пятками и убежал от татар.

Глава 8

Он, было, потерял надежду на возвращение, но как- то раз увидел миссионеров. Но когда подошел ближе увидел, что это русские. Он стал просить забрать его из плена. Но те его не слушали. Но он подкараулил, когда священники остались одни и стал просить их опять. Но они сказали, что не вправе пугать неверных и должны быть вежливыми по отношению к ним. А ему нужно молиться и просить Бога о помощи. Они сказали, что заботятся о тех, кто пребывает во тьме, и показали книгу с татарами, которые были присоединены к христианству. Он ушел.

Как-то раз приходит его сын и говорит о том, что на озере найден мертвец, им оказался проповедник. Иван же его схоронил по всем христианским обычаям. Татары убили и миссионера иудейского. Но тогда у его слушателей возник вопрос, как же он сам остался в живых. На что он ответил чудом.

Глава 9

После того как были убиты миссионеры прошел год, но в скором времени привели еще двоих. Но они разговаривали на непонятном языке. Оба были черные с бородой, одетые в халатах. Они стали требовать возвращения коней или в противном случае татары узнают силу Талафа, который пообещал сжечь их. Ночью все и свершилось. Кони от испуга ринулись вперед, а татары, забыв про страх, побежали догонять. Но не тут - то было их и след простыл, оставили только ящик. Когда к нему подошел Иван, то понял, что это просто напросто фейерверк. Стал пускать их в небо и окрестил всех татар в речке. Походу он нашел в них едкое вещество, которое прикладывал к пяткам в течение двух недель, чтобы волосы вышли с гноем. Так пятки и зажили, но он притворялся, что ему еще хуже и наказал, чтобы никто за юрты не выходил в течение трех дней. Запустил большой фейерверк и ушел. Затем ему встретился чуваш, у которого было пять лошадей. Он предложил сесть ему на одну из них, но теперь Иван никому не доверял, поэтому отказался.

Тут он встречает людей, но сначала проверяет кто это. Замечает, что креститься и водку пьют, значит, русские. Это были рыбаки. Они его приняли, а он поведал им о своей жизни. Затем он пошел в Астрахань, заработал рубль и запил. Проснулся в остроге, его отправили в родную губернию, там его высекли в полиции и отдали графу, который высек еще два раза и отдал ему паспорт. Теперь Иван, спустя столько лет свободный человек.

Глава 10

Он попал на ярмарку и заметил, как цыган продает мужику плохую лошадь. Так он помог выбрать и стал зарабатывать таким образом. Он сходил в церковь, и стало много легче.

Глава 11

Тогда он пошел в трактир попить чай, но встретил там человека, которого вроде бы знал. Он когда - то был офицером, но все промотал. И теперь заседал в трактирах и просил кого-нибудь угостить водкой. Он же пристал и к Ивану, также попросил угостить и сказал, что отучит его пить. В итоге их вывели на улицу, потому что время уже подходило к закрытию.

Глава 12

Когда Иван оказался на улице, он проверил пачку денег за пазухой. И сразу успокоился. И тут его собутыльник отводит к цыганскому притону, а сам уходит. Как потом выяснилось, цыгане ему за это платили. Он входит в дом, чтобы спросить дорогу к своему дому.

Глава 13

Иван оказался в большой комнате, где пела красавица - цыганка по имени Груша. Когда она закончила петь, то стала обходить всех с подносом и собирала деньги. Она обошла всех, но цыган сказал, чтобы она подошла к Ивану. Он был очарован ее красотой и положил ей в поднос 100 рублей. А цыганка коснулась его губ. Затем Ивана вывели в первый ряд и обобрали до нитки.

Глава 14

Он даже не мог вспомнить, как пришел домой. А утром вернулся князь с другой ярмарки, где также потратил все деньги. И стал выпрашивать их у Ивана, но он сказал, что все деньги отдал на цыганку. Князь был в недоумении, но не стал заниматься нравоучениями, сказав, что когда - то и сам так делал. Иван попадает в больницу с белой горячкой, а когда выздоравливает, идет к князю виниться. Но тот сказал, что увидев Грушу, вместо 5000 отдал 50000 рублей, чтобы ее отпустили. Князь всю жизнь изменил для цыганки: ушел в отставку и заложил имение. Она жила в деревне с ним. А когда запевала песни под гитару, то князь просто рыдал.

Глава 15

Но вскоре она наскучила князю. Стала и Груша тосковать, она говорила Ивану, что она мучается от ревности. Князь обеднел и искал разные способы, чтобы разбогатеть. Он частенько уезжал в город, и Груша задумывалась, нет ли у него кого. А в городе жила прежняя любовь князя - Евгения Семеновна. У нее была от него дочь, у них было два дома, которые он им собственно и купил. Но как-то раз Иван приехал к ней, а следом же заехал князь. Евгения Семеновна спрятала Ивана в гардеробной, и он услышал весь их разговор.

Глава 16

Князь упрашивал ее заложить дом, чтобы найти для него деньги. Он говорил, что хочет стать богатым, открыть суконную фабрику и торговать тканями. Но Евгения сразу сообразила, что он хочет только задаток дать и прослыть богатым человеком, а на самом деле жениться на дочери предводителя фабрики и стать богатым за счет ее приданного. Он быстро признался. Она все - таки согласилась заложить дом, но поинтересовалась, что же будет с цыганкой. Он сказал, что поженит их с Иваном. Князь стал заниматься фабрикой, а Ивана отправил на ярмарку. По возвращению в деревню Иван цыганку больше не увидел. Он не мог найти место себе от тоски по ней. Как-то он вышел на берег реки и стал звать ее, а она и появилась.

Глава 17

Она была уже беременная на последнем месяце. Дрожала от ревности и ходила в каких-то лохмотьях. Она твердила одно и то же, что желает убить невесту князя. Хотя прекрасно знала, что та девушка тоже не причем.

Глава 18

Она поведала Ивану, что князь позвал ее на прогулку, сам завез ее в какую-то чащу, сказав, что она будет здесь под присмотром трех девок-однодворок. Но она смогла убежать оттуда, пошла к дому князя, а нашла Ивана. Она просила убить ее, потому что в противном случае они погубит невесту. Вынув из его кармана нож, совала ему в руки. Он всячески отбрасывал его, но она сказала, что если ее он не убьет, то станет самой стыдной женщиной. Он столкнул ее с обрыва берега, и она утонула.

Глава 19

Он бежал сломя голову, и все время ему казалось, что душа Груши летит рядом. По дороге встретил старика со старухой, их сына хотели забрать в армию, он согласился пойти вместо него. Он воевал на Кавказе больше 15 лет. В одном сражении нужно было перебраться на другой берег реки, но все солдаты погибли от пуль горцев. Тогда выполнить это задание решил он и под пулями он переплыл реку и навел мост. В этот момент ему казалось, что его закрывала Груша. За это ему дали офицерский чин и был отправлен в отставку. Но это не принесло достатка, и он решил уйти в монастырь. Там он стал кучером.

Глава 20

Так и закончились все его странствия и беды. Поначалу ему виделись бесы, но он боролся с ними, соблюдая пост и читая молитвы. А когда стал читать книги, то стал предсказывать скорую войну. Поэтому его отправили в Соловки. И как раз он встретил своих слушателей на Ладожском озере. Он им рассказал все честно и откровенно.

Главные герои повести Очарованный странник Лескова:

Груша – молодая цыганка. Она гордая и страстная. К тому же она очень красивая девушка. В повести она выступает как «чаровница-колдунья», которая смогла оспаривать Флягина. Она первая женщина, которую он полюбил, но к сожалению она ему взаимностью не ответила.

Флягин Иван Северьяныч является основным рассказчиком. Он напоминает героя из сказок, который неуязвим, постоянно преодолевает с легкостью все трудности. Он наивный и где- то даже глупый. Он спасает жизнь графа К., его жены и дочерей и за это он берет только гармонь и отказывается от денег и записи в купеческое сословие. В него нет собственного дома, он ищет лучшую долю. Он видит красоту природы, у него есть чувство собственного достоинства, прямодушие.

  • Краткое содержание Боярин Орша Лермонтов

    Боярин, прозванный Иваном Грозным Орша, после долгой службы отправляется домой. Его единственным утешением является молодая дочь.

  • Краткое содержание Амфитрион Плавт

    Комедия рассказывает о чудесном рождении Геракла, миф переработан Плавтом на латинский лад, то есть тут: Геракл – Геркулес, Зевс – Юпитер, Гермес – Меркурий. Как известно, Зевс был любителем зачинать детей

  • Краткое содержание Под сетью Мёрдока

    Основное действие данного произведения ведется от лица, одно юного молодого человека, которого зовут Джейк Донахью. Быт его не обустроен, постоянного и надеждного жилья он не имеет

  • Николай Лесков

    Очарованный странник

    Леди Макбет Мценского уезда. Очерк

    «Первую песенку зардевшись спеть».

    Поговорка

    Глава первая

    Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета. К числу таких характеров принадлежит купеческая жена Катерина Львовна Измайлова, разыгравшая некогда страшную драму, после которой наши дворяне, с чьего-то легкого слова, стали звать ее леди Макбет Мценского уезда.

    Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось. Дом Измайловых в нашем городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уж лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятой год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне. Думал он и надеялся, что даст ему Бог хоть от второго брака наследника купеческому имени и капиталу; но опять ему в этом и с Катериной Львовной не посчастливилось.

    Бездетность эта очень много огорчала Зиновия Борисыча, и не то что одного Зиновия Борисыча, а и старика Бориса Тимофеича, да даже и самоё Катерину Львовну это очень печалило. Раз, что скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури, и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой; а другое – и попреки ей надоели: «Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, нербдица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим.

    При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.

    Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, – опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется – опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. Читать Катерина Львовна была не охотница, да и книг к тому ж, окромя киевского патерика, в доме их не было.

    Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет ее жизни за неласковым мужем; но никто, как водится, не обращал на эту скуку ее ни малейшего внимания.

    Глава вторая

    На шестую весну Катерины Львовниного замужества у Измайловых прорвало мельничную плотину. Работы на ту пору, как нарочно, на мельницу было завезено много, а прорва учинилась огромная: вода ушла под нижний лежень холостой скрыни, и захватить ее скорой рукой никак не удавалось. Согнал Зиновий Борисыч народу на мельницу с целой округи, и сам там сидел безотлучно; городские дела уж один старик правил, а Катерина Львовна маялась дома по целым дням одна-одинешенька. Сначала ей без мужа еще скучней было, а тут будто даже как и лучше показалось: свободнее ей одной стало. Сердце ее к нему никогда особенно не лежало, а без него по крайней мере одним командиром над ней стало меньше.

    Сидела раз Катерина Львовна у себя на вышке под окошечком, зевала-зевала, ни о чем определенном не думая, да и стыдно ей, наконец, зевать стало. А на дворе погода такая чудесная: тепло, светло, весело, и сквозь зеленую деревянную решетку сада видно, как по деревьям с сучка на сучок перепархивают разные птички.

    «Что это я в самом деле раззевалась? – подумала Катерина Львовна. – Сем-ну я хоть встану по двору погуляю или в сад пройдусь».

    Накинула на себя Катерина Львовна старую штофную шубочку и вышла.

    На дворе так светло и крепко дышится, а на галерее у амбаров такой хохот веселый стоит.

    – Чего это вы так радуетесь? – спросила Катерина Львовна свекровых приказчиков.

    – А вот, матушка Катерина Ильвовна, свинью живую вешали, – отвечал ей старый приказчик.

    – Какую свинью?

    – А вот свинью Аксинью, что родила сына Василья да не позвала нас на крестины, – смело и весело рассказывал молодец с дерзким красивым лицом, обрамленным черными как смоль кудрями и едва пробивающейся бородкой.

    Из мучной кади, привешенной к весовому коромыслу, в эту минуту выглянула толстая рожа румяной кухарки Аксиньи.

    – Черти, дьяволы гладкие, – ругалась кухарка, стараясь схватиться за железное коромысло и вылезть из раскачивающейся кади.

    – Восемь пудов до обеда тянет, а пихтёрь сена съест, так и гирь недостанет, – опять объяснял красивый молодец и, повернув кадь, выбросил кухарку на сложенное в угле кульё.

    Баба, шутливо ругаясь, начала оправляться.

    – Ну-ка, а сколько во мне будет? – пошутила Катерина Львовна и, взявшись за веревки, стала на доску.

    – Три пуда семь фунтов, – отвечал тот же красивый молодец Сергей, бросив гирь на весовую скайму. – Диковина!

    – Чему ж ты дивуешься?

    – Да что три пуда в вас потянуло, Катерина Ильвовна. Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо – и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать.

    – Что ж я, не человек, что ли? Небось тоже устанешь, – ответила, слегка краснея, отвыкшая от таких речей Катерина Львовна, чувствуя внезапный прилив желания разболтаться и наговориться словами веселыми и шутливыми.

    – Ни боже мой! В Аравию счастливую занес бы, – отвечал ей Сергей на ее замечание.

    – Не так ты, молодец, рассуждаешь, – говорил ссыпавший мужичок. – Что есть такое в нас тяжесть? Разве тело наше тянет? тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет – не тело!

    – Да, я в девках страсть сильна была, – сказала, опять не утерпев, Катерина Львовна. – Меня даже мужчина не всякий одолевал.

    – А ну-с, позвольте ручку, если как это правда, – попросил красивый молодец.

    Катерина Львовна смутилась, но протянула руку.

    – Ой, пусти кольцо: больно! – вскрикнула Катерина Львовна, когда Сергей сжал в своей руке ее руку, и свободною рукою толкнула его в грудь.

    Молодец выпустил хозяйкину руку и от ее толчка отлетел на два шага в сторону.

    – Н-да, вот ты и рассуждай, что женщина, – удивился мужичок.

    – Нет, а вы позвольте так взяться, наборки, – относился, раскидывая кудри, Серега.

    – Ну, берись, – ответила, развеселившись, Катерина Львовна и приподняла кверху свои локоточки.

    Сергей обнял молодую хозяйку и прижал ее твердую грудь к своей красной рубашке. Катерина Львовна только было пошевельнула плечами, а Сергей приподнял ее от полу, подержал на руках, сжал и посадил тихонько на опрокинутую мерку.

    Катерина Львовна не успела даже распорядиться своею хваленою силою. Красная-раскрасная, поправила она, сидя на мерке, свалившуюся с плеча шубку и тихо пошла из амбара, а Сергей молодецки кашлянул и крикнул:

    – Ну вы, олухи царя небесного! Сыпь, не зевай, гребла не замай; будут вершки, наши лишки.

    Будто как он и внимания не обратил на то, что сейчас было.

    – Девичур этот проклятый Сережка! – рассказывала, плетясь за Катериной Львовной, кухарка Аксинья. – Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, какую ты хочешь женчину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет. А что уж непостоянный, подлец, пренепостоянный-непостоянный!



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...