Одним толчком согнать ладью живую история создания. «Одним толчком согнать ладью живую…» А

Афанасий Афанасьевич Фет

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Афанасий Фет

В последние годы жизни Афанасий Фет пребывал в сильнейше депрессии, которая оставила отпечаток не только на быте, но и на творчестве поэта. Причина столь удрученного морального состояния отставного штаб-ротмистра кроется в осознании собственных ошибок, исправить которые Фету, увы, было уже не под силу. В молодости поэт отказался жениться на девушке, которую любил, так как отец не мог дать за ней солидного приданого. В результате Фет обзавелся семьей в достаточно зрелом возрасте и поначалу искренне верил в том, что материальные блага смогут скрасить равнодушие, которое он испытывал к супруге.

Но шли годы, ситуация лишь усугублялась, и вскоре поэт понял, что миром правит любовь, а не деньги, титулы и положение в обществе. Но Фет все же надеется найти выход из сложившейся ситуации. Именно тогда рождается на свет стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую….», которое автор по недоразумению забывает включить в сборник «Вечерние огни». Произведение будет опубликовано лишь после смерти поэта, хотя благодаря письму к литературному критику Николаю Страхову о существовании этого произведения станет известно в литературных кругах значительно раньше.

Я. П. Полонский, Н. Н. Страхов и А. А. Фет в имении Фета Воробьевка Курской губернии. Лето 1890 года

В этом произведении отчетливо слышны нотки оптимизма, так несвойственного более позднему периоду творчества этого поэта. Неудивительно, что Николай Страхов, ознакомившись со стихами, нашел их удивительными и не лишенными изящества. Действительно, поэт мечтает «одной волной подняться в жизнь иную», где на первом месте будут чувства и ощущения. Ему хочется «учуять ветр с цветущих берегов» и при этом «тоскливый сон прервать единым звуком». Самое удивительное, что Фет искренне верит в то, что это возможно, и у него хватит сил начать все заново, отказавшись от богатства ради душевного равновесия. Поэт понимает, что только таким образом он может вернуть своим стихам былую легкость и красоту, раз и навсегда избавившись от мрачных мотивов в творчестве, навеянных самой жизнью. «Вот чем певец лишь избранный владеет, вот в чем его и признак и венец», — считает Фет.

Однако пройдет совсем немого времени, и автор осознает, что он упустил тот момент, когда еще можно было что-то исправить либо изменить. Пожилой и больной, привыкший к комфорту и роскоши, поэт не готов променять все это за возможность стать свободным от любых обязательств. Но эту мысль автор так и не сможет озвучить в стихах, которые уже никогда не станут возвышенными, радостными и наполненные беспечностью.

/ / / Анализ стихотворения Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»

Отличительной чертой стихотворных работ позднего периода творчества Афанасия Фета является их угрюмость и депрессивность. Поэт в данный период своей жизни находился в ужасном состоянии. Он вспоминал и анализировал все ошибки своей молодости. Только вот исправить их уже невозможно.

Когда–то давно, Афанасий Афанасьевич очень любил одну женщину. Их роман был искренним и чистым. Однако у бедного автора не было возможности создать брачный союз с тот прекрасной особой – Марией Лазич. Возможно, их отношения когда-нибуть и стали бы официальными, однако, судьба распорядилась иначе и забрала Марию во время пожара. Это известие шокировало автора и образовало рубец на его сердце.

Позднее, Афанасий Фет нашел себе другую женщину – богатую и финансово независимую. Он надеялся на то, что комфортная и обеспеченная жизнь скроет все раны прошлого. Однако через некоторое время поэт осознал, что самое главное в жизни – это любовь и взаимные чувства, а не денежные скопления и роскоши.

Спустя годы, он все больше и больше понимал, что совершенно не любит свою супругу, что такая семейная жизнь удручает и расстраивает его.

Стихотворная работа «Одним толчком согнать ладью живу…» похожа на луч солнца, который появляется во тьме. В строках стихотворения читатель чувствует некую нотку оптимизма. Поэт готов рискнуть и оставить нынешнюю жизнь, начать все заново, только с искренними эмоциями и настоящими ощущениями. Он мечтает о том, чтобы этот тоскливый сон развеялся, чтобы его душу вновь заполнили чувства радости и любви.

Однако это лишь мимолетная эмоция, которая временно посилилась в душе поэта. На самом деле, пребывая больным и пожилым в комфорте, уюте и богатстве, автор бы не решился уже что-либо менять. И работы его позднего творчества больше никогда не приобретут былую воздушность и легкость.

В стихотворении А.Фета говорится о том, что истинный поэт должен живо подмечать и запечатлевать на бумаге все, что происходит вокруг него.
Он должен проникать в мир природы и жизнь другого человека, пробуждать своих соотечественников к каким-то свершениям, прославлять свое Отечество, воспевать любовь между мужчиной и женщиной...
Автор разделяет взгляды лирического героя, потому что сам избрал подобный путь.
Для большего понимания смысла произведения Фет использует в одном предложении целый ряд однородных сказуемых, которые передают основную мысль: согнать, подняться, учуять, прервать, упиться, дать, почувствовать, шепнуть, усилить. Эти глаголы, как снежный ком, сворачиваются в единое представление жизни.
Среди средств выразительности можно назвать эпитеты (ладья живая, тоскливый сон, тайные муки), метафоры (усилить бой бестрепетных сердец).
Стихотворение написано пятистопным ямбом, что позволяет автору четко, сильно произносить слова.
Интонация этого произведения не спокойная, а как бы поучительная, восклицательная.
По моему мнению, идеей этого стихотворения является следующее: назначение поэта и поэзии для Фета в глубоком понимании жизни во всех ее проявлениях, а поэт должен быть избранным человеком, певцом всего сущего.
Я полностью согласна с мнением Фета, поэт - это талант, гениальный человек, способный прочувствовать чужую боль, воспеть любовь и и.д.

У Фета есть ряд стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе, ее способности переплавить страдание в радость, остановить время. К ним относится и стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую...”, написанное 28 октября 1887 г. О том, что в стихотворении, состоящем из трех четверостиший, говорится о поэзии, о “певце... избранном”, становится ясно лишь при чтении последних двух строк. Основная же часть текста - цепь образов-описаний пейзажа, внутренней жизни человека, объединенных мотивом резкого, внезапного изменения. Это изменение - радостно, мир наполняется движением, чувства обострены:

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -...

Поразительно преображение внутреннего мира: открывается “неведомое, родное” (то есть родное до этого преображения было неведомым), “тайные муки” обретают “сладость”, “чужое” чувствуется как “свое”. Десять строк - изображение того, что подвластно поэту, перифраз, подготавливающий концовку:

Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией. Весь текст - одно предложение, но сложность синтаксической конструкции малозаметна благодаря членению на стихотворные строки, благодаря синтаксическим параллелизмам строк (всего десять инфинитивов, сменяющих друг друга). Лирическое напряжение передают анафоры: “Одним толчком...” - “Одной волной...”; “Вот чем...” - “Вот в чем...”. Субстантивированные прилагательные среднего рода: “неведомое”, “родное”, “чужое”, “свое” - напоминают о Жуковском, его программном фрагменте “Невыразимое” (ср.: “беспредельное”, “прекрасное”, “ненареченное”, “милое радостное и скорбное старины”), также посвященном поэзии, ее возможностям. В стихотворении выдержано “единство представления”, к которому стремился Фет, писавший Л. Толстому (1 янв. 1870 г.): “Но художественные законы для всяческого содержания неизменны и неизбежны, как смерть. И первый закон - единство представления”. И конечно, единство стихотворения - в его метре и строфике: это пятистопный ямб, с чередованием женских и мужских рифм. Можно говорить о ритмической композиции, в частности о выделении концовки: последние две строки, где ударение падает на первый слог, контрастируют с остальными. Так ритм следует за смыслом, за развитием темы.

Стихотворение “Одним толчком согнать ладью живую...” образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: “Поэтам”, “Если радует утро тебя...” и др., где в особенности выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...