Оформление логопедического кабинета в детском саду. Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников

Паспорт

логопедического кабинета

МБОУ «СОШ №4

г.Белёва Тульской области»

Учитель – логопед: Дорофеева Екатерина Витальевна

Краткое описание

Логопедический кабинет общей площадью – 12.0 м2. В кабинете предусмотрено одно рабочее место педагога, 6 рабочих мест для подгрупповой работы с детьми и 2 места для индивидуальных занятий.

В логопедическом кабинете проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста 6 - 7 лет и учащимися 1-4 классов.

Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

График занятости логопедического кабинета

9.00-16.40

9.00-16.40

9.00-16.40

9.00-16.40

9.00-16.40

Правила пользования логопедическим кабинетом

Ключи от кабинета в двух экземплярах (один у логопеда, второй у заместителя директора по УВР)

Влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;

Ежедневно проводится проветривание кабинета;

Перед каждым применением и после него производится обработка логопедических зондов и шпателей медицинским спиртом и в стерилизаторе;

Кабинет оборудован зоной для подгрупповых занятий, зоной для индивидуальных занятий, игровой зоной;

По окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.

Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста и младших школьников, оказания помощи в освоении общеобразовательных программ обучающимся, имеющим различные нарушения устной и письменной речи (первичного характера) .
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

11) Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

3. Консультативной работы учителя - логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя - логопеда с педагогами.

Оборудование логопедического кабинета

Зона индивидуальной работы

1. Светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длина 65 см -1 шт.

2. Кварцевый стерилизатор логопедических инструментов- 1 шт.

3. Комплект постановочных зондов по методике Л.С. Волковой 7 шт +шариковый зонд -1 комплект.

4. Комплект массажных зондов 12 шт. (полноразмерные) -1 комплект.

5. Стол логопедический Люкс -1 шт.

6.Бегемотик логопедический «Жу-жа» -1 шт

7. Логопедический «навигатор» языка -1 шт.

8.Футляр для хранения зондов -2 шт.

9.Роторасширители резинопластиковые - 4 шт.

10. Крестовина логопедическая (Пр-во США) - 1 шт

11.Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха Whisper Phone Element (пр-во США) -2 шт.

12. Шпатель Корицкого нержавеющий, полированный -1 шт.

13. -1 шт.

14.Насадка для логопедического массажера Z-Vibe для массажа ложбинки языка-1 шт.

15.Насадка ребристая для логопедического массажера Z-Vibe -1 шт.

16. Книга с иллюстрациями по использованию логопедического массажера Z-Vibe -1 шт.

17.Элемент питания для электромассажера Z-Vibe

18. Зонд для постановки звука Р (2 шарика)-1 шт.

Оснащение кабинета

1. Доска одноэлементная настенная - 1 шт.

3. Шкаф для учебных пособий -1 шт.

4.Стол преподавателя корпусной с подвесной тумбой -1 шт.

5.Стол полукруглый на регулируемых ножках -2 шт.

6.Зеркало индивидуальное для логопедических занятий 15 x 21 см - 6 шт.

7. Стулья детские – 6 шт.

8. Стулья мягкие - 4 шт.

9. Компьютер-1 шт.

10. Логопедический массажный мячик-4 шт.

11. Массажер «Чудо - валик» -4 шт.

12.Устройство для помощи в обучении правильному речевому дыханию «Носовая флейта» -4 шт.

13.Зажим для носа мягкий -4 шт.

14.Язычок гудок «Клоун» -2 шт.

15.Набор дудочек -2шт.

16. Устройство для развития речевого дыхания –«губы свисток» -4 шт.

17. Игрушка для развития речевого дыхания «Летающий шарик» -4 шт.

18. Резиновый муляж ротовой полости для логопедических занятий -1 шт.

19. Мячик с резинками для развития моторики у ребенка -1 шт.

20. Игрушка для развития мелкой моторики "Капитошка" -2 шт.

Документация

I . Нормативно-правовые документы Федерального уровня (электронный носитель)

    Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 марта 2003г. № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03».

    Положение Конвенции о правах ребёнка.

    Конституция Российской Федерации

    Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    Постановление Правительства РФ «Об утверждении Сан Пин 2.4.2.28-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010 № 189 (Извлечение).

II . Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы (электронный носитель)

    Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ) (Извлечение)

    Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") (Извлечение)

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (Извлечение)

    Закон РФ «Об образовании» (Извлечение)

    Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия» (Извлечение)

    Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (Извлечение)

    Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 N 3570 Положение «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (Извлечение)

III . Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда как сотрудника общеобразовательной школы (электронный носитель)

    Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

    Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

    Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М., Когито-Центр, 1996 (По заказу Министерства образования РФ). (Извлечения)

Внутренняя документация учителя-логопеда

    Журнал обследования речевого развития детей и динамических наблюдений за состоянием речи детей, зачисленных на логопедические занятия.

    Журнал учёта посещаемости групповых и индивидуальных занятий с детьми.

    Индивидуальные карты речевого развития учащихся детей.

    Годовой план работы учителя-логопеда.

    Рабочая программа и перспективный план работы учителя логопеда на учебный год с различными группами учащихся.

    Циклограмма работы учителя-логопеда.

    Расписание индивидуальных и фронтальных занятий с детьми.

    Рабочие тетради учащихся.

    Тетради для домашних заданий учащимся с нарушениями звукопроизношения (у детей).

    Годовые отчёты о проделанной работе.

    Паспорт логопедического кабинета.

    Рабочий журнал учителя-логопеда

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Формирование звукопроизношения

1. Артикуляционные упражнения (пособия)

2. Профили звуков (папка)

3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.

4. Пособия для работы над речевым дыханием

5. Предметные картинки на все изучаемые звуки

6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков

7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков

8. Логопедическое лото для автоматизации поставленных звуков

Развитие слухового внимания (неречевые звуки)

1. Звучащие игрушки: дудочка, погремушки, колокольчики, игрушки-пищалки.

2. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука).

Формирование фонематического слуха и восприятия

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков

2. Предметные картинки на дифференциацию звуков

3. Тексты на дифференциацию звуков

Грамота

1. Магнитная азбука

2. Схемы для анализа предложений

3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги

4. Касса букв и слогов

5. Рабочие тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений

6. Настенные пособия «Азбука», «Буквы-прописи», «Город звуков».

Работа над словарем

Предметные картинки на лексические темы:

«Мебель»

«Продукты питания»

«Посуда»

«Насекомые»

«Профессии»

«Деревья»

«Инструменты»

«Игрушки»

«Времена года»

«Домашние и дикие птицы»

«Домашние и дикие животные»

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Новый год»

«Грибы, ягоды»

«Осень»

«Весна»

«Морские обитатели»

«Овощи»

«Фрукты»

«Космос»

«Космонавтика»

«Цветы»

«Хлеб»

«Животные жарких и холодных стран»

«Транспорт»

«Предметные картинки на подбор антонимов»

«Предметные картинки на подбор синонимов»

«Многозначные слова»

«Множественное число»

«Один – много»

«Словообразование»

Грамматический строй речи

1. Схемы предлогов

2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами

3. Пособия на согласование частей речи

4. Деформированные тексты

Развитие связной речи

1. Серия сюжетных картинок

2. Сюжетные картинки

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов

Развитие мелкой моторики (личные или изготовленные самостоятельно учителем-логопедом)

1. Бусы

2. Шнуровки

3. Счётные палочки

4. Мозаики

5. Разноцветные прищепки

6. Массажные мячики, мячи-ежи, эспандер, тренажер для массажа пальцев и ладоней рук «Шарики су – джок»

7. Пластилин

8. Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

9. Цветные карандаши

Развитие речевого дыхания.

1. Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.

2. Воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, ватные шарики, теннисные мячики, перышки.

3. Игры: «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку с варежки», «Буря в коробке»

Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

1. Парные картинки.

2. Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

3. Счетные палочки для выкладывания фигур.

4. Настенные пособия плоскостных и объемных геометрических фигур.

5. Дидактические игры

Развитие ориентировки во времени.

1. Картины-пейзажи разных времен года.

2. Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

3. Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти .

1. Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - паззлы.

2. Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.

3. «Чудесный мешочек».

4. «Зашумленные» картинки.

5. Игры: «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает? », «Что не дорисовал художник? », «Чем похожи, чем отличаются? », «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».

6. Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

7. Набор картинок «Нелепицы».

Методическая и специальная литература

1. Диагностический комплект. Логопедическое обследование младших школьников. Часть 1 (1 шт)

2. Учение без мучения. Коррекция дисграфии Зегебарт Г. - тома

3.Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развивающих материалов Зегебарт Г.М. -1 шт.

4.Логопедические картинки для автоматизации звука «Р»

5.Логопедические картинки для автоматизации звука "З"

6.Логопедические картинки для автоматизации звука "С"

7.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ж"

8.Логопедические картинки для автоматизации звука "Л"

9.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ф"

10.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ц"

11.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ч"

12.Логопедические картинки для автоматизации звука "Ш"

13.Логопедические картинки для автоматизации звуков "Щ и Х"

Библиотека кабинета представлена личным фондом учителя-логопеда в электронном виде.

    Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1989, 96 стр.

    Волкова Л.С., Лалаева Р.И. Логопедия.- М.: Просвещение, 1989, 147 стр.

    Волкова Л.С., Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии.- М.: Владос, 1997, 107 стр.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991, 100 стр.

    Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – Воронеж: Учитель, 2001, 103 стр.

    Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.

    Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок и письма у детей.- Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1995, 86 стр.

    Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.- М.: Просвещение, 1990, 105 стр.

    Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2008, 67 стр.

    Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.: Владос, 1977, 67 стр

    Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.- М.: Просвещение, 1989, 100 стр.

    Светлова И.К. Домашний логопед.- М.: Эксмо, 2005, 67 стр.

    Филичева Т.Б., Чивилева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989, 105 стр.

    Фомичева М.Ф.- Воспитания у детей правильного произношения.- М.: Просвещение, 1981, 56 стр.

В последние годы возросло число детей, которые очень нуждаются в услугах логопеда. Исходя из данного факта, открытие частного логопедического кабинета является довольно успешным бизнесом. И если вы разыскиваете прибыльную бизнес-идею, то вам стоит присмотреться к этому направлению. И если вы являетесь опытным логопедом, то помните о том, что у вас все обязательно получиться. При организации подобного бизнеса помните о том, что если подойти к этому вопросу очень тщательно, то вполне возможно рассчитывать на хороший доход. Ниже мы расскажем вам о том, как открыть кабинет логопеда. Специально для вас мы приведем инструкцию, которая поможет вам в этом.

Инструкция по открытию логопедического кабинета

Если вас заинтересовала бизнес-идея логопедический кабинет, то к ней вы должны обязательно присмотреться с большим вниманием. Здесь стоит выполнить несколько конкретных действий.

  1. В первую очередь следует заняться составлением бизнес-плана. В нем необходимо учесть все предстоящие расходы и добавить к ним еще дополнительные расходы, которые могут у вас возникнуть.
  2. Затем вы должны пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
  3. Когда будет подготовлен весь пакет документации, следует начать подыскивать помещение для будущего логопедического кабинета. Для этого вполне подойдут комнаты, располагающиеся в крупных офисных зданиях, школах, различных развивающих центрах и т. д.
  4. Следует также учесть, что располагаться кабинет должен в очень легкой шаговой доступности. К примеру, такой кабинет можно запросто расположить недалеко от станции метро, либо возле остановки общественного транспорта. Лучше всего, чтобы он находился на первом этаже здания.
  5. Из этой статьи вы сможете узнать также о том, как оформить кабинет логопеда. Сейчас мы продолжим рассказывать о действиях, которые вам стоит осуществить при открытии такого дела. Для того, чтобы проводить индивидуальные занятия с учениками, вам вполне хватит комнаты с площадью в 22-25 кв.м.
  6. После оформления договора аренды, нужно будет заняться обустройство комнаты. Приобретите для этой цели столы, стулья, шкафчик для учебников, зеркало, компьютер, и всевозможные пособия и игрушки.
  7. Также вам необходимо будет обустроить комнату для ожидания родителей. Можно конечно попросить их подождать в холе, либо в самом кабинете. Но для этого, вам нужно приобрести несколько кресел и стульев.
  8. Затем вам нужно будет определить часы занятий. Большинству родителей удобнее приводить своих детей к логопеду в вечерние часы. Исходя из этого, для привлечения большого количества клиентов, следует позаботиться о предложении скидок на занятия, проводимые в утренние часы. Днем, когда большинство детишек спит, можно назначать занятия для школьников, либо проводить занятия со взрослыми людьми. Также можно заниматься и в субботу, поскольку многие родители могут посещать логопеда с детьми только в выходные дни.
  9. Нужно тщательно подумать о том, где вы будете искать своих будущих клиентов. Самыми эффективными способами в рекламе является раздача информационных буклетов около школы или детских садов, расклейка объявлений на подъездах. Также можно рекламировать свои услуги на различных Интернет-форумах и сайтах. Если вы имеете возможность и желание, попробуйте создать личный сайт. Аренда помещения каждый месяц будет обходиться вам в 15-20тыс рублей. На приобретение компьютера, мебели и различных учебных пособий у вас уйдет около 40000тыс. Рублей.

Теперь стоит поговорить о стоимости на такие услуги. Средняя цена индивидуального занятия у логопеда составляет примерно 800-850 рублей. Общий срок окупаемости всех расходов на этот вид деятельности зависит от числа учеников.

Как оформить логопедический кабинет

Вы, наверное, поняли то, что кабинет логопеда как может принести хорошую прибыль. Но это произойдет в том случае, если вы грамотно подойдете к этому делу. На общее развитие ребенка довольно сильно оказывает свое влияние та обстановка, которая его окружает, а особенно в тот момент, когда он постепенно начинает познавать мир вокруг себя. А тем детям, которые имеют какие-либо нарушения речи, внешняя среда имеет очень важное значение. Именно она и обязана побуждать в таких детках желание общаться исходя из этого, нужно постараться обустроить логопедический кабинет правильно.

Имеющуюся площадь в логопедическом кабинете нужно поделить на некоторое число рабочих зон, которые будут в свою очередь отличаться друг от друга внутренним оснащением.

Зона для коррекции речи обязательна должна иметь три настенных зеркала, плакаты, на которых изображены яркие картинки, способствующие исправлению речи и рабочие планшеты.

В зоне, предназначающейся для общего недоразвития речи должны находится следующие предметы: яркие картинки для составления разных рассказов, планшеты со сказками и рассказами, всевозможные загадки, ребусы, кроссворды, словесные игры и т.д.

В каждом логопедическом кабинете должна иметься образовательная зона, необходимая для освоения и подготовки ребенка грамоте. Общее пространство в этой зоне обязательно должна быть оборудована разноцветными магнитами, магнитной доской, указкой и т. д.

Также в логопедическом кабинете должен иметься небольшой уголок для коррекции речи. В данной зоне обязательно должно располагаться зеркало, большой плакат над ним, на котором изображены главные артикуляционные упражнения, а также песочные часы, для возможности контролировать время, идиктофон в виде игрушки, при помощи которого ребенок самостоятельно научиться контролировать правильное произношение.

Зона для игрового, дидактического и методического сопровождения может быть обустроена большим шкафом, имеющим много ящиков для хранения учебных пособий, также учебным материалом по коррекции произношения, обучению грамоте, специального оборудования, необходимого для формирования речевого дыхания и различных игр (настовых, игровых карточек, игрушек и т.д.).

В зоне, предназначенной для технических средств обучения, необходимо расположить этажерку, на полках которой должны присутствовать следующие устройства6 диктофон, микрофон, всевозможные кассеты с детскими песенками и рассказами, музыкальные игрушки.

Не нужно забывать об общем интерьере логопедического кабинета. А именно, о рабочей зоне для самого учителя. Данная зона представляет собой стол для логопеда, оснащены ящиками, в которых будут храниться речевые карты, журнал посещаемости детей, их обследования, блокнот – ежедневник и различная мелочь.

Также в этом кабинете должна иметься и информационная зона для самих родителей. Ее следует располагать в зоне коридора, который ведет в сам кабинет. Данная зона должна быть обустроена планшетами с рекомендациями логопеда, и осиновыми сведениями о коррекции и развитии речи у детей.

В заключение

Эта статья помогла узнать вам о том, как логопеду заработать деньги. Действительно, с помощью этой публикации вы смогли узнать о том, как обустроить логопедический кабинет для того, чтобы принимать в нем деток. Но при организации подобного бизнеса не забывайте о том, что это дело требует юридического оформления. Поэтому уделите и этому моменту должное внимание.

Людмила Трашенкова

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ

(учитель-логопед Трашенкова Л . В.)

Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ . В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. В настоящий момент можно с уверенностью сказать, что организация среды моего логопедического кабинета полностью соответствует требованиям ФГОС. Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием , новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.

Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая , можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство. Можно выделить следующие зоны :

Зона коррекции звукопроизношения;

Рабочая зона учителя-логопеда ;

Учебно-образовательная зона;

Зона игрового сопровождения;

Зона развития мелкой моторики ;

Зона хранения дидактического и методического материала;

Консультативно-информационная зона.

1. Зона коррекции звукопроизношения.

Зона оснащена современным логопедическим оборудованием : логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой, тренажёрами для кончика языка, американскими массажёрами для языка «Z-Vibe» , зондозаменителями, роторасширителями, пособиями для развития воздушной струи , одноразовыми влажными салфетками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов .



2. Учебно-образовательная зона


Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей, канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см, настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.

3. Зона хранения дидактического и методического материала


Зона оснащена функциональными шкафами, стеллажами с полками. Дидактический материал систематизирован, эстетично оформлен. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека)

4. Зона игрового сопровождения

Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото , слоговые домино , магнитные игры по развитию речи , слоговые копилки и др .). Игры на развитие внимания , памяти, мышления («Логика» , «Контуры» , «Угадай по цвету» , электро-викторина «Смешарики» и др.

5. Зона развития мелкой моторики


Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок» , мягкие конструкторы и др.)

6. Консультативно-информационная зона





Перед кабинетом учителя- логопеда расположен эстетично оформленный информационный стенд «Уголок логопеда » , также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты) .

7. Рабочая зона учителя-логопед


Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.

Дополнительное финансирование в рамках реализации различных инновационных проектов позволило приобрести в логопедический кабинет современную компьютерную методику для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии (автор Акименко) .




Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.

Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.

Публикации по теме:

С целью обеспечения системы условий, необходимых для развития разнообразных видов деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и.

Организация предметно–пространственной развивающей среды по формированию культуры безопасности в ДОО Старший воспитатель Шамукова Г. Х. Важным направлением работы дошкольной образовательной организации традиционно выступает поиск оптимальных.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ. Центр сенсорных игр. Воспитатель Никульникова А. Ф., МБДОУ д/с №49, г. Ставрополь.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе «Звездочка» Паспорт группы Цель: Содействовать развитию ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым.

«Правильная речь открывает человеку новый мир»

Н. М. Карамзин

В одна тысяча девятьсот девяносто девятом году в городе Санкт-Петербурге я получила специальное образование (курсы логопеда). Это и определило мою дальнейшую судьбу.

Через год, вернувшись на родину в село Михайловское, я была приглашена в специальную (коррекционную) школу на должность учителя-логопеда.

Мне отвели рабочую площадь 9 м 2 в медицинском блоке (вместо 24 м 2 по санитарным нормам). В наследство «досталось» шикарное окно – 180 х 150 см.

Из всего логопедического оборудования приходилось довольствоваться партами, стульями, доской и зеркалами. Руки мыли в тазике.

Одна из стен кабинета, оклеенная фотообоями, была так привлекательна для детей, что на ней все время образовывались дыры.

Единственным достоинством помещения стал покрытый линолеумом пол.

Специфика школы такова: много детей, требующих моего внимания, но при этом помещение маленькое. Исходя из существующих условий, уделила внимание разработке методик по улучшению коррекционной, развивающей оздоровительной работы. Это дало свои положительные результаты. Я чувствовала, что они могли быть лучше. Но окружающая обстановка кабинета, его маленькая площадь, недостаток дизайна стала серьезным препятствием в логопедической работе.

Администрация школы, заинтересованная в результатах повышения качества знаний, умений и навыков, приняла решение расширить помещение и оснастить его оборудованием. И за три года мой рабочий кабинет преобразился до неузнаваемости.

Первое, что было сделано – увеличена площадь до 26 м 2 . Проведены штукатурно-малярные работы, в результате которых стены выкрашены в спокойные (кофе с молоком) тона. Вставлено большое пластиковое окно, через которое проходит много солнечного света. Картину дополняет белая штора с розовым узором, часы, вазы с цветами (фото 1).

Помещение хорошо освещено искусственным светом. Мягкий свет ламп зрительно расширяет пространство. Есть и локальный свет над зеркалом, около учебной доски (фото 2, 3).



Новая школьная мебель расположена в двух секциях. В первой секции проводятся групповые занятия, во второй – индивидуальные. Между ними имеется ширма зеленого цвета, разделяющая группы на занятиях (фото 4, 5).


Единое напольное покрытие светлого голубого цвета стирает границы между двумя условными зонами.

Детям приятно подойти к умывальнику, перед и после проведения занятий, взять в руки ароматическое мыло, расслабить их под освежающей струей воды. Ребенок успокаивается, освобождается от нервных перегрузок, достигается внутреннее спокойствие, душевное равновесие (фото 6).


Интерьер кабинета способствует настрою на выполнение учебной работы. Чтобы внимание педагога было максимально сконцентрировано, нет раздражающих деталей дизайна. Соответственно, имеется определенное цветовое покрытие, гармонично подобранное для хорошего настроения, самочувствия и несущее положительную энергию. Все продумано до самых мелких мелочей. Окружающая обстановка помогает осуществить задуманное дело.

На полу темно-зеленая ковровая дорожка – часто на занятиях служит лесной лужайкой (фото 7).


На одной из стен кабинета в одну строку наклеены высказывания выдающихся людей:

«Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; все зернисто, как сам жемчуг…» .

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество мыслей, чувств, образов, логику… Таков великий народный педагог – родное слово» .

«Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!» .

«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до глубины!» .

«Какая осторожность и нежность нужны, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю» .

Эти высказывания создают в пространстве кабинета возвышенный, душевный настрой. Сложно ярче и точнее показать всю значимость работы логопеда, передать дух, царящий во время занятий (фото 8).


На боковой стороне рабочего стола логопеда создана логопедическая полянка. Из цветной бумаги изготовлены цветочки, зеленая трава, движущиеся гусеницы, летящие бабочки, птицы. От дуновения воздуха оживают лепестки, цветки или бабочки приходят в движение. С помощью логопедической полянки можно выполнять дыхательную гимнастику, можно заняться счетом фигурок (фото 9).

Или вот еще, на полочке стоит волшебный мешочек. Его наличие вполне обосновано: в нем могут находиться отгадки на предложенное задание.

Золотое правило логопедического кабинета (вывешено на дверях внутри помещения) – сотрудничество педагога и ученика.

Неслучайно он получил название «Золотая речь». «Золотая» потому, что ученику с речевыми дефектами нужна грамотная коррекционно-развивающая поддержка педагогов и родителей. Только тогда речь школьника от совместных усилий приобретет «золотую» речевую норму.

Для реализации задуманной идеи немаловажное значение в успешной логопедической работе имеет дизайн логопедического кабинета.

Каждый фрагмент кабинета выверен с изысканным эстетическим вкусом и несет рабочую нагрузку. И главная идея – положительное влияние дизайна помещения на психологическую атмосферу занятий. Дизайн кабинета соответствует закону детства: «Учимся, играя!», и детям здесь интересно, они с удовольствием идут на занятия!

Коллеги дарят комплименты: «Ты обустроила свой класс, создала свой мир, в котором хочется работать, учить ребенка читать и писать…» Для меня же логопедический кабинет стал творческой мастерской.

Все пространство делится на двенадцать функциональных зон.

Первая зона – коррекции произношения. Настенное зеркало 110х30 см, мини-ширма зеленого цвета, ассоциирующаяся с весенним пробуждением природы; артикуляционные уклады, настраивающие на работу, а также большая мягкая игрушка – собака Малыш, помогающая в упражнениях с языком (фото 10, 11).



Вторая зона – для индивидуальной работы. Здесь располагается настенное зеркало прямоугольной формы размером 110х30 см. Вдоль зеркала наклеены слоговицы - 8 ярко-желтых квадратов 8х8 см, помогающие правильно проговаривать многосложные слова. Такое решение приносит ощущение солнечного света, радостного настроения (фото 12).

Третья зона – оздоровительно-развивающая:

«чудесный песочек» (песочная терапия). Песочница окрашена в голубой цвет (это вода) – «песок, окруженный водой». Цвет песка – желтый Он формирует нейтральный контрастный фон, на котором видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. Это невербальная символическая игра, поддерживающая работу пальчиковой моторики (фото 13).

«бегущие огоньки» - офтальмотренажер - стимул усиления зрительного восприятия. С помощью такого тренажера ученики снимают напряжение с глаз после продолжительного выполнения задания. Свет, созданный несколькими потолочными точечными светильниками очень хорошо моделируется и создает каждый раз новое оформление интерьера (фото 14).


Четвертая зона – для работы по развитию речи. Действие разворачивается на лесной полянке, в качестве которой выступает ковровая дорожка. Таким образом, существующая «лесная полянка» оживает сказочными героями. Декоративное построение зоны совершенствует фрагмент кабинета (фото 15).


Пятая зона – образовательная, по освоению чтения и письма. Это пространство оборудовано многофункциональным местом. Сюда входит магнитная доска с комплектом цветных магнитов, указка, учебный материал, песочные часы, «Дружок» - метроном для формирования размеренного темпа и ритма чтения, четыре парты, школьные стулья. Здесь применяется ширма «Логопедический букварь», на которой вывешиваются слова для чтения в медленном, нормальном, быстром темпе. Это удобно при проведении занятий. Ширма в этом случае является объединяющим элементом интерьера, и в тоже время разделяющим на секции (фото 16).

Шестая зона – «и стены учат». На одной из стен вертикально натянуты цветные ленты для крепления демонстрационного и дидактического материала. Картинки крепятся с помощью прищепок и зажимов (фото 17).

Седьмая зона – «экзаменатор». Оборудование представляет собой настенную конструкцию с кармашками для предметных картинок со звуковым и световыми сигналами. «Экзаменатор» позволяет наглядно проверить знания, умения и навыки учеников (фото 18).


Восьмая зона – «Логопедическая дорожка». Она уютно расположилась на голубом фоне пола. Внешний вид варьируется в соответствии с необходимыми условиями. «Логопедическая дорожка» служит для динамичного речемоторного проговаривания текста (или стихотворения) (фото 19, 20).

Девятая зона ТСО (технических средств обучения): магнитофон, микрофон, телевизор, DVD , метроном, аудиотека (кассеты с записями детей и популярными песенками, сказками) (фото 21).


Десятая зона – рабочая зона учителя-логопеда. Здесь в момент подготовки к урокам много всего: речевой материал, демонстрационные и раздаточные пособия, игрушки. На рабочем столе находится логопедическая документация.

Одиннадцатая зона – методического, дидактического и игрового сопровождения. Она располагается на полочках изящной этажерки, где находится справочная и учебная литература.

Двенадцатая зона – информационная для педагогов и родителей «Советы логопеда» расположена в коридоре, ведущем в кабинет. Содержит популярные сведения о коррекции и развитии речи (фото 22).


Для тринадцатой школы (в районе двенадцать действующих массовых школ) мне бы хотелось иметь тринадцатую действующую функциональную зону в кабинете, в которой находился бы современный компьютер или ноутбук для использования в обучающем процессе компьютерных логопедических программ. Такие программы («Игры для Тигры») учат детей правильно и красиво говорить по картинкам; развивают физиологическое дыхание. Наберешь побольше воздуха, выдохнешь, и на экране «оживут» кораблики, поплывут от одного берега к другому. «Видимая речь-2», «Мир за твоим окном», «Дэльфа 142» применяются для коррекции устной и письменной речи и т. д.

Это будет хорошим дополнением к повышению качественных результатов по коррекции и развитию речи, личности ребенка.

Дизайн кабинета отвечает четырем необходимым условиям организации коррекционно-развивающего, оздоровительного процесса: практично, эстетично, многофункционально, оригинально.

Используя в работе реализованные решения (функциональные зоны), достигла эффективности в учебной и воспитательной работе [см. Приложение ] .

За последние три учебных года (с 2006 года по 2008 год) было выявлено 72 учащихся с нарушением речи. Из них было выпущено 36 учеников. Организация и проведение логопедических занятий дали положительные результаты в виде улучшения устной и письменной речи.


Литература

1. Гоголь Н. В. Предметы для лирического поэта в нынешнее время. – М.: ПСС., 1951. т. VIII , с. 279.

2. Пословицы и поговорки народов мира.

3. Словарь «История философии» под редакцией Грищанова Н. А. Издательство «Книжный дом», 2002.

4. Станиславский К. С., Ивлев С. А. Азбука актерской игры (система К. С. Станиславского)

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.

6. Сухомлинский В. А., Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение., 1988.

7. Ушинский К. Д. «Родное слово». Собр. соч.. М., Л., 1948. Т. 2. с. 574.

8. Януш Корчак. Право ребенка на уважение (аудиокнига). Формат: MP 3. 1 ч. 19 мин.

Свободина Н.Г. ,
учитель-логопед, практический психолог ГБОУ СОШ № 913, член Оргкомитета Российской ассоциации дислексии, Москва

В огромном количестве специальной литературы, в журнальных статьях, Интернете можно найти, казалось бы, всю информацию о том, каким должен быть современный логопедический кабинет. Читаешь и думаешь — как здорово! Все, что надо есть. Красиво, всего много, глаза разбегаются.

Смотрю на свой кабинет — ощущения те же самые. Вспоминаю 1980 год, когда я начала работать в Волгоградском районе (сегодняшние Кузьминки) в детском саду логопедом. В магазинах не было того изобилия, которое мы видим сегодня. Хватали все, что появлялось на книжных прилавках. Ездили за специальной литературой в Минск и Киев, где с этим было чуть лучше. Хвалились друг перед другом книгами, дидактическим материалом, который удалось достать. Было какое-то негласное соревнование — у кого больше, лучше, интереснее. Но была среди нас одна немолодая, как мне тогда казалось, женщина, которая работала логопедом в детском саду уже больше 10 лет. Мы знали, что очень многие родители просили их ребенка с логопедическими проблемами направить именно к ней. И вот она, глядя на наши метания в поисках литературы, как-то раз на методическом объединении сказала: «Девочки, вот у меня есть только одна коробка. В ней все самое необходимое для работы логопеда: зеркало, минимум картинок, подручные средства, книга с речевым материалом. Остальное я нахожу вокруг нас. А результат — сами знаете, какой». Я еще долго не могла утолить жажду приобрести что-то новое для своего кабинета. Но ее слова помню до сих пор. И в своем, как говорят, идеальном кабинете, я вижу книги, которые купила много лет назад, просмотрела, но так больше и не открыла ни разу. Нахожу игры, которые успела только разрезать, но ни разу не использовала. Есть иллюстрации, в том числе и для фронтальных занятий, которые ни разу не пригодились.

  • Вывод первый: самое главное правило для кабинета — «золотая середина». Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.

Время неумолимо летит вперед. Меняемся не только мы и дети. Меняются вещи вокруг. Картинка, на которой нарисован чайник 70-х гг. XX в., вызывает недоумение у ребенка. В 90-е гг. XX в. на тестовых рисунках с недорисованными предметами из известной методики, которую используют сегодня психологи и нейропсихологи, — носик от заварочного чайника. Многие дети называли его куриным окорочком. Весы для взвешивания продуктов из тех же времен сегодня дети не узнают. И это нормально. Сколько у нас таких картинок, которые сегодня неактуальны. Кто-то не может с ними расстаться, кому-то они достались от старших коллег. А сколько места они занимают…

  • Вывод второй: весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени. Раритетные пособия — для музейной полки, чтобы иногда понастальгировать, рассказывая молодым коллегам о том, как нам было не просто работать.

Сегодня, в какую группу детского сада не зайди, везде можно увидеть игрушки, о которых мы в детстве даже не мечтали, потому что не знали, что такие есть. Хотите в больницу поиграть — пожалуйста, к вашим услугам готовые наборы, где даже кресло-каталка есть да мини-рентгеновский аппарат. В магазин — и прилавки, и товар, и касса, и деньги. В «дочки-матери» — кукольный многоэтажный дом с мебелью, посудой, с членами семьи из трех поколений и даже разного цвета кожи. И так — на все темы. Но вот наблюдение из жизни…

Два года я собирала кукольный дом со всеми атрибутами. Внучке было пять, потом шесть лет. Когда она приезжала в гости, я давала ей поиграть. Но почему-то моего энтузиазма по поводу этого игрушечного чуда девочка не разделяла. Она вытаскивала из дома всю начинку, набивала его игрушечными животными и что-то с ними изображала. Однажды я ей рассказала, как мы в детстве делали кукольные дома: брали большую коробку из-под сапог, вырезали окна, двери, находили красивые цветные бумажки и клеили обои. Из бумаги и маленьких коробочек делали мебель. Из пластилина лепили посуду, продукты и т.д. Глаза у ребенка загорелись: «Бабушка, а давай и мы сделаем такой дом». С тоской посмотрев на красивый трехэтажный кукольный особняк, я взялась за дело. Целую неделю мы искали материал, мастерили разные предметы для нашего дома. А потом она играла с этим самодельным домом с гораздо большим желанием, чем с моим покупным чудом.

  • Вывод третий: одна из предпосылок к формированию письма и чтения у детей — развитие абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракцией.

Не надо постоянно давать детям игрушки, где нет места фантазии. Время от времени давайте коробку с «разными штучками», из которых он выберет необходимое и для больницы, и для магазина, и для других игр. Такую коробку я держу и в логопедическом кабинете, потому что развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.

За много лет работы у меня ни разу не было случая, чтобы ребенок, благодаря моим манипуляциям с логопедическими зондами, получил какие-либо заболевания, типа стоматита и т.п. Когда-то, в советские времена, нам выписывали медицинский спирт для обработки инструментов. Очень многие, по старой памяти, продолжают обрабатывать инструменты, приобретая дезинфицирующие средства в аптеках. Но это еще не вошло в широкую практику. А напрасно. В продаже появилось много различных наборов логопедических зондов, как для постановки звуков, так и для логопедического массажа. Значит, есть спрос.

Сегодня многие логопеды идут на курсы логопедического массажа. Иногда можно слышать возражения: мол, не имеют права логопеды делать какой-либо массаж. Те, кто окончил «курсы логопедов», или обучался в институте по ускоренной или упрощенной системе, конечно, не имеют. Они себя даже дефектологами не могут назвать. Но те, кто учился по-настоящему, получил высококачественное образование, не только могут, но и обязаны делать логопедический массаж. Дети с дизартрией, которых становится все больше, с ДЦП не могут обойтись без этого вида коррекционного воздействия. И здесь вопрос к высшей школе — к качеству специального образования.

Итак, обработка инструментария…

В интернете много чего написано, но нет единого подхода. СанПин об этом молчит. Детей, нуждающихся в логопедической помощи, становится больше. Инструменты для логопеда все более разнообразные. Нет ни правил обработки, ни регламента.

  • Вывод четвертый: необходимо разработать адекватные реальности правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент манипуляций (как часто, как долго), привести перечень сертифицированных приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.

Любой педагог в любое время дня и ночи может прочитать целую лекцию о пользе, необходимости, обязательности развития моторики как мелкой, так и общей, для любого ребенка, а ребенка с задержкой речевого развития — особенно. Но что мы видим в реальности?

В большинстве своем логопедические кабинеты, даже если это отдельная комната, а не стол и шкаф в спальном помещении детского сада или классный угол в школе, очень маленькие. Размер помещения позволяет только сесть перед зеркалом логопеду с ребенком и поставить два-три стола для подгрупповых занятий. А как же движение? Где играть? В идеале — только когда сидим перед зеркалом, или когда пишем, рисуем. Остальную деятельность осуществляем или в движении, или переносим в другое место. Но как это сделать, если нет места? И другого кабинета для занятий вам не дадут. У многих и такого нет.

Если я прихожу к логопеду, или как коллега, или в составе комиссии, и вижу маленькое помещение, где невозможно развернуться, задаю вопрос: «А где вы играете в игры из серии “Речь и движение”?» Самый распространенный ответ: «Дети встают за спинкой своего стула и делают упражнения, сопровождаемые речью». Это не двигательные упражнения.

  • Вывод пятый: логопеды не могут перестроить здание, не могут за свой счет расширить помещение, но они должны быть готовы к вопросу: «Где вы играете?». А значит, нужно предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести полноценное логопедическое занятие с использованием двигательных упражнений.

Я убеждена, что сегодня ни один логопед в одиночку не справится с теми нарушениями речи, которые демонстрируют дошкольники и школьники. Появилось много технологий и методик в образовательной кинезиологии, психофизиологии, психологии, нейропсихологии. Без помощи медиков мы часто просто бессильны.

У любого логопеда есть два выхода:

— собрать команду; знать, к какому специалисту можно отправить ребенка за помощью, быть уверенным в компетентности этого специалиста, поддерживать с ним связь. Это может происходить по типу мини-консилиумов, по телефону, по скайпу, лично — как угодно;

— продолжить свое образование. Любому специалисту вполне по силам получить второе высшее образование по курсу психологии. Не годичные курсы, а полноценное обучение. Знание возрастных особенностей детей, проблемы детско-родительских отношений помогут правильно выстроить свою работу, как с детьми, так и с родителями. А медиков, в которых можно быть уверенным, надо искать.

  • Вывод шестой: для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, методов и технологий в области дефектологии, уметь использовать знания смежных наук. Подписка на профильный журнал обязательна. Повышение квалификации раз в три года не должно быть простой данью инструкциям. Полученные знания необходимо использовать в работе.

На фотографиях логопедических кабинетов в Интернете много интересного, нетрадиционного. Есть чему поучиться. Но, как правило, пользователи наиболее удачными считают кабинеты, где много игрушек, различных ярких картинных пособий на стенах. Заходишь, и глаза разбегаются. А теперь представьте, что к вам пришел ребенок с синдромом дефицита внимания и гипреактивности, а их сейчас стало намного больше. И как удержать его внимание? Как помочь сосредоточиться, сконцентрироваться? Пока он не разглядит все, что стоит, лежит или висит в вашем кабинете, он не успокоится.

На первом курсе дефектологического факультета МГПУ имени Ленина преподаватели специальной психологии учили нас, что для детей с проблемами развития (ОВЗ, как сегодня принято о них говорить) необходимо создавать специальную обстановку, атмосферу на занятии. Ничего не должно его отвлекать, особенно на первых этапах работы. И только гораздо позже, достигнув определенных результатов, можно начинать использовать прием «зашумливания» во время занятия.

  • Вывод седьмой: в логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения. Все остальное необходимо убрать. Когда ребенок приходит к вам на занятие, его не должны отвлекать посторонние вещи. Я не говорю о том, что кабинет логопеда — пустая убогая комната. Нет! Все в меру, «золотая середина» — вот как можно охарактеризовать обстановку вокруг ребенка.

Итак, вот несколько выводов, которые я сделала, исходя из своего опыта. Думаю, что будут еще, а для школьного кабинета — другие. Во всяком случае, об этих сторонах организации логопедической работы я не читала в книгах и учебниках.

Повторим еще раз.

  • Всего должно быть в меру. Избыток не всегда есть хорошо.
  • Весь дидактический, иллюстративный материал в кабинете должен соответствовать не только возрасту детей, но и времени и реалиям.
  • Не надо постоянно давать детям игры и игрушки, где нет места для фантазии. Развивать речь ребенка невозможно без развития его воображения.
  • Необходимо разработать адекватные реальные правила обработки логопедических инструментов, дать рекомендации по применению этих правил и регламент этих манипуляций (как часто, как долго), привести перечень приборов для обработки, которые можно приобрести для логопедического кабинета. Причем, правила должны быть обязательны для всех.
  • Логопед должен в своих планах предусмотреть все возможные варианты с использованием других помещений, площадок в разное время года, где можно провести логопедическое полноценное занятие с использованием двигательных упражнений.
  • Для успешной работы логопед должен быть в курсе новых исследований, уметь использовать знания смежных наук. Обязательна подписка на периодические издания. Повышение квалификации раз в три года не должно являться простой данью инструкциям. Полученные знания должны выводить работу специалиста на новый этап. И это должно найти свое отражение в работе: планы, печатные работы, презентации, выступления и т.д.
  • В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должен быть минимум иллюстраций и игрушек. Только для создания уюта, настроения.

А теперь о том, каким должен быть логопедический кабинет.

В связи с введением ФГОС, где немало внимания уделено коррекционному образованию, назрела необходимость в пересмотре некоторых позиций по части организации пространства для логопедической работы.

Несмотря на то, что в нормативно-правовой документации, Программах отмечена актуальность проблемы работы с детьми с ОВЗ, четкости в требованиях нет. Отсутствуют методические рекомендации не только для специалистов, но и для других участников коррекционного процесса: воспитателей, учителей, руководителей образовательных организаци, что создает ложное ощущение у последних необязательности такой штатной единицы, как логопед (психолог).

Исходя из требований ФГОС к общему образованию как дошкольному, так и школьному, попробуем перенести их в коррекционную область.

Разница в оборудовании и оснащении дошкольного и школьного логопедического кабинета состоит только в размерах мебели для детей и возрастной градации дидактических пособий. Поэтому мы будем говорить об усредненном кабинете, делая, по мере надобности, указания на возраст детей.

Одно из основных требований ФГОС для ДОО — создание специальной предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в ДОО рассматривается как система условий, обеспечивающих полноту развития деятельности ребенка и его личности. Это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС ДО

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Все эти положения, облеченные в «книжные» формулировки находили свое отражение и в старых редакциях инструкций, справочников и учебников — в части организации коррекционной работы. Но выражались другими словами. Так что принципиально нового в этой части ФГОС для нас, на мой взгляд, почти ничего нет.

Однако взять и просто перенести «старое» на новую почву мы не можем, потому что изменилось время, изменились дети, изменились и их проблемы.

Назначение логопедического кабинета — создание максимально благоприятной обстановки и условий для коррекции речевых проблем дошкольника и проблем с устной и письменной речью школьника.

Исходя из сегодняшней реальности, учитывая не просто рост числа детей, нуждающихся в коррекционной помощи, но и трансформацию нарушений в сторону усложнения дефекта, наличием сопутствующих проблем различной этиологии, функции и спектр услуг логопеда как дефектолога (а логопеды с базовым образованием изначально являются дефектологами) расширяются и усложняются.

Необходимо учитывать, а возможно, и пересмотреть основные требования к оборудованию, содержанию и функционированию логопедического кабинета, как в дошкольном учреждении, так и в школе.
Посмотрим, что из старого арсенала необходимо сохранить.

В первую очередь — наличие самого кабинета, т.е. помещения для занятий. Это самое «слабое звено» у логопеда. Вариантов решения предоставления места для работы логопеда множество: от уголка в спальной комнате до 2—3 комнат общей площадью 20—40 м2. Последний вариант, кстати, рекомендуется и во многих справочниках. Но до сих пор остается лишь мечтой для многих специалистов.

Решить сегодня проблему предоставления всем логопедам одинаковых помещений не предоставляется возможным. Это из области фантазий. Необходимо только отметить, что минимум — 10 м2, который заложен в СанПин для школ, и просто обозначение необходимости наличия кабинета для логопеда в СанПин для ДОО (без указания метража) явно недостаточны.

Нужно помнить, что логопедическая работа не сводится к «сидению» с ребенком перед зеркалом и постановке звуков, а включает в себя и работу с группами от 3 до 6—8 человек, и проведение фронтальных занятий, и организацию не только подвижных игр, но и динамичных двигательных гимнастик с речевым сопровождением. На сегодняшний день СанПин для ДОО предлагает только один способ расширения пространства, указанный в параграфе 1, пункт 6.14: «В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, преду-смотренных проектом, в качестве групповых или кабинетов для дополнительного образования».

Этого недостаточно.

Выход один — расширение пространства за счет использования других помещений, применение моментов «прохождения» (когда дети идут на занятие с логопедом, иногда через длинный коридор здания) и т.д. Однако начинающим специалистам и тем, у кого еще мало опыта, нужны не только «советы», но и четкие рекомендации: где, когда и как это можно сделать.

Логопедический кабинет не должен быть офисным и академичным. Весь материал, который используется в определенный промежуток времени: игры, игрушки — должен быть доступен для пользования детям и по мере прохождения лексических тем постоянно меняется. Следует стараться избегать перегруженности кабинета методическими и дидактическими материалами.

В логопедическом кабинете на стенах и в открытом доступе должно быть минимум иллюстраций и игрушек. Только по текущей теме и для создания уюта, настроения.

У ребенка должны появиться стремление и желание идти в кабинет логопеда: там интересно, необычно и скучать не придется! А уж как создать необычность интерьера, в чем может быть его «изюминка» — это зависит уже от креативности каждого специалиста. В кабинете должно быть чисто, комфортно, уютно.

Документация:

  • логопедические карты на каждого ребенка (с результатами промежуточной диагностики);
  • годовой план работы;
  • расписание занятий;
  • циклограмма рабочего времени;
  • календарно-тематическое планирование;
  • конспекты фронтальных занятий;
  • планы индивидуальных и подгрупповых занятий;
  • тетрадь для индивидуальной работы на каждого ребенка;
  • тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • отчет о результатах работы;
  • паспорт логопедического кабинета;
  • портфолио специалиста;
  • нормативно-правовые документы (Закон об образовании РФ, СанПин, подборка приказов и инструкций Министерства образования и науки РФ и Департамента образования г. Москвы, касающиеся коррекционного образования).

Это основные положения, касающиеся логопедических кабинетов.

Безусловно, каждый специалист, а среди логопедов подавляющее большинство людей творческих, с художественной, дизайнерской «жилкой», найдет свою изюминку, свое то, что сделает его кабинет желанным для детей, родителей, интересным для коллег.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...