Огэ по литературе пособие. Сборник идеальных эссе по обществознанию

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .

В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.

При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.

Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.

На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.

Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.

На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.

В 2018-2019 учебном году выпускники 9-х классов во всех регионах РФ будут экзаменованы по 5 предметам, в числе которых два будут обязательными (русский язык и математика), а выбор оставшихся трех будет предоставлен самим школьникам и их родителям.

В 2018 году литература оказалась на последнем месте среди необязательных предметов ОГЭ, ведь сдавать данный предмет решили только 3% девятиклассников. Сегодня, по мере того, как приближается момент выбора предметов выпускниками 2019 года, у многих детей и родителей возникает вопрос, стоит ли сдавать ОГЭ по литературе в 9 классе и если да, то сложно ли к нему подготовится. Попробуем разобраться в тонкостях предмета, особенностях КИМов и секретах подготовки к данному экзамену.

Дата проведения

Учащиеся, которым в 2019 году предстоит закончить 9 класс, будут сдавать ОГЭ в конце учебного года. Но, как и в прошлых сезонах, учащимся будет предоставлена возможность пройти испытание досрочно, или же повторить попытку, если с первого раза не получится преодолеть минимальный проходной порог.

Для проведения экзамен по литературе в 9-х классах зарезервированы следующие дни:

Досрочный период

Основной день

Резервный день

Основной период

Основной день

Резервные дни

28.06.19 / 02.07.19 / 03.07.19

Осенняя пересдача

1 пересдача

2 пересдача

19.09.19 / 21.09.19

Формат проведения и особенности экзамена по литературе

Литературу, как один из экзаменов ОГЭ 2019 года выберут учащиеся, желающие продолжить обучение в классах филологического профиля, ведь для успешного преодоления испытания необходимо:

  • знать биографии писателей и поэтов;
  • досконально изучить произведения, входящие в список школьной программы;
  • уметь анализировать и сравнивать тексты, составлять портреты героев, давать оценку их действиям;
  • красиво, лаконично и грамотно выражать собственное мнение.

Главная особенность ОГЭ по литературе от других экзаменов, сдаваемых девятиклассниками в 2019 году – это тот факт, что в билете полностью отсутствуют тесты с ответами. Экзаменационный билет 2019 года будет состоять из 2-х частей:

Девятиклассники проходят итоговую аттестацию на базе своей школы.

На выполнение работы экзаменуемым предоставляется 235 минут (3 часа 55 минут).

Часть 1 (анализ текста)

Прежде чем приступить к выполнению заданий 1-й части необходимо ознакомиться с двумя предложенными вариантами и выбрать для анализа только один, наиболее близкий и понятный.

Важно! Выполнять сразу оба варианта нельзя.

Объем развернутого ответа должен примерно составить:

Не стоит использовать слишком сложные речевые конструкции. Пусть текст будет лаконичным, но при этом читабельным и наполненным глубоким смыслом.

Часть 2 (сочинение)

Больше всего выпускники, привыкшие на контрольных срезах по разным предметам просто отвечать на тесты, боятся сочинения, которое является неотъемлемой частью ОГЭ 2019 года по литературе.

На самом деле большинство выпускников, заканчивающих 9 класс, без проблем выполняют вторую часть ОГЭ по литературе и в 2019 году экзаменуемым тоже бояться нечего. Также стоит знать, что:

  • в процессе написания сочинения разрешено пользоваться полным текстом художественного произведения;
  • объем сочинения должен быть 200 слов (работы менее 150 слов не оцениваются);
  • свои суждения необходимо аргументировать, используя фрагменты из текста;
  • при анализе произведения важно не искажать авторскую позицию.

Оценивание работ

Работы ОГЭ 2019 по литературе не содержат тестовой части, а потому в полном объеме оцениваются независимыми экспертами. Для выставления итогового балла каждая работа будет проверена двумя учителями. В результате возможны такие варианты развития события:

  • Оценки сошлись – все отлично, балл определен и его заносят в документацию.
  • В оценках двух экспертов есть разбежность не превышающая 2-х баллов –выставляют среднее арифметическое.
  • Оценки экспертов отличаются более чем на 2 балла – привлекают третьего специалиста, мнение которого и будет решающим.

Оценка, полученная девятиклассником на ОГЭ по литературе в 2019 году, будет влиять на балл аттестата. При переводе тестовых баллов по данному предмету в оценки используют специальную таблицу соответствия:

Таким образом, если подготовка к ОГЭ по литературе в 2019 году была слабой, а целью выпускника было преодоление минимального порога сдачи, то ему будет достаточно получить всего 7 тестовых баллов. Если же предмет был выбран с целью поступления в профильный класс или колледж, потребуется набрать минимум 15 тестовых баллов, что уже соответствует оценке «4».

Поскольку ОГЭ по литературе имеет свою особую специфику, начинать подготовку к экзамену выпускникам 2019 года необходимо как можно раньше, ведь необходимо будет прочитать достаточно большой объем литературы (список произведений приведен ниже) и проработать основные темы сочинений.

С чего начать?

Шаг 1. Ознакомится с требованиями к экзаменационной работе, ознакомившись с кодификатором и спецификациями.

Шаг 2. Читаем произведения, приведенные в списке. Естественно, лучше ознакомиться с полным текстом в оригинале, но если на это нет времени, то стоит прочитать сокращенный вариант и критику, найти которые можно в специальных сборниках или в интернете.

Предлагаем вашему вниманию полный список литературы для ОГЭ 2019 года по литературе с вопросами, на которые необходимо ответить, читая произведение.

Шаг 3. Делаем заметки. Не стоит полагаться на возможности человеческой памяти, они, к сожалению, не безграничны. Во время чтения не поленитесь выписать в тетрадь основную информацию, которая понадобится для ответов на вопросы и написания сочинений.

Шаг 4. Практикуемся выполнять задания первой части. В этом поможет демоверсия ОГЭ по литературе 2019 года, а также билеты, которые были предложены на экзаменах выпускникам 2018-2018 учебного года.

Шаг 5. Практикуемся в написании сочинения, соблюдая основные требования к тексту.

Не лишним будет послушать советы опытных учителей, ознакомиться с разбором демоверсии и рекомендациями по написанию сочинения. Предлагаем прямо сейчас посмотреть один из таких видеоуроков:



Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ. (далее -КИМ). Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2019 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2019 г. Полный перечень контролируемых элементов содержания приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. В демонстрационном варианте приведены также критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по литературе в 2019 году.


Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Демонстрационный вариант

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по ЛИТЕРАТУРЕ.
Назначение экзаменационной работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Экзаменационная работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).


Скачать и читать ОГЭ 2019, Литература, 9 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект

Кодификатор представляет собой систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код. Кодификатор составлен на основе стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...