Охотник увидел белку. Как подготовиться к составлению повествовательного текста
Ход урока.
I Организационный момент.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг другу улыбнулись.
Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка пройдёт бодро, весело и, главное, познавательно. Наши задачи: обобщить знания о существительном и научиться давать его полную характеристику как части речи.
II . Минутка безотрывного письма . (одна строка)
Запишите число, классная работа. Назовите и подчеркните орфограммы.
Работа над ошибками.
III . Орфографическая пятиминутка.
Прочитайте слова.
Снежок, дорожка, друг, облака, указка, улыбка, зелень, сестричка.
Запишите слова в 2 столбика.(самостоятельная работа)
Прочитайте слова первого столбика. По какому принципу вы объединили их в одну группу? (безуд. гласная в корне, провер.) Как проверить безуд. гласную в корне?
(Устно подберите проверочные)
Прочитайте слова второго столбика. Почему объединили их в группу? (парн. согл.) Как проверить парную согласную в корне слова? (устно) Подберите проверочные слова.
Что общего между всеми данными словами? Докажите, что это имена сущ.
IV . Обобщение .
1 . Работа в группах.(По 6)
Работе в группах помогут фразеологизмы- устойчивые сочетания слов:
Ушки на макушке
Чувство локтя
Стоять горой
Объясните значения данных фразеологизмов.
Составьте кластер «Имя существительное»
(по одному выступающему у доски)
2 . Что такое имя существительное?
На какие группы делятся грамматические признаки существительного? (пост. и непост.)
Назовите постоянные признаки.
Какие существительные относятся к одуш.? Неодуш.? Собств.? Нариц.?
В англ., каз., арм., узб. языках нет рода, а в языках народов Африки 48 родов. Сколько родов у сущ. Рус. Яз.?
Какие сущ. относятся к 1,2,3 скл.?
3 . Прочитайте слова.
злость-
трусость-
жестокость-
безделье-
ненависть-
Пусть они никогда не звучат в нашем классе и в нашей стране. Замените их на слова, противоположные по смыслу. Запишите.
1 в.- определите род
2 в.- определите склонение
Проверка фронтально.
4 . Назовите непостоянные признаки.
Физминутка
Если сущ ед.ч.- встали
Если мн.ч.- похлопали в ладоши
Деревня, август, площади, тетради, витамины, скамейка, малиновка, дорожки, ножка.
5 . Работа в парах.
Каждому падежу найдите вопросы и предлоги.
В.п. кто? что? (без предлогов)
П.п. кого? чего?(от, до, из, без, для, около)
Т.п. кому? чему?(к, по)
Р.п. кого? что? (в, на, за, про)
И.п. кем? чем?(за, под, над, между, перед)
Д.п. о ком? о чём? (о, об, в, во, на, при)
Проверка. (цепочкой)
Обобщение по слайду.
V . Новый материал.
1. Характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования в речи называетсяморфологическим разбором
Морфологический разбор существительного проводится по следующей схеме (чтение детьми)
I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II.Начальная форма. (И.п., ед.ч.)
III .Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число;
2 падеж.
I V .Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)
2 . Комментированное письмо. (у доски)
От опушки леса к деревне тянулась поляна.
Выполните морфологические разборы сущ., которые не являются подлежащим.
По рядам: (трое у доски)
1 р.- от опушки
3 р.- к деревне
VI . Итог.
Сегодня на уроке
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
VII . Дома . С. 62 упр. 182
http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98694114
ГУ «Средняя школа № 43 им.Г. Мусрепова»
Русский язык
Морфологический разбор имени существительного
4 класс
Учитель начальных классов:
Семыкина О.Б.
г. Петропавловск, 2011
План разбора имени существительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма. Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | собственное или нарицательное; | ||
2 | одушевлённое или неодушевлённое; | ||
3 | род; | ||
4 | склонение; | ||
5 | число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа). | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | число (если слово изменяется по числам); | ||
2 | падеж. | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении). |
Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
(В) поезде
- в чём?
- Н. ф. - поезд
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
(шедшем) (из) Петербурга
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
- Н. ф. - Петербург
.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(шедшем) (в) Москву
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
- Н. ф. - Москва
.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(ехал) в отделении
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. - отделение
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(в отделении) (для) курящих
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
- Н. ф. - курящий
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе. - В предложении выполняет роль несогласованного определения.
(ехал) поручик
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. - поручик
.
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
- В предложении выполняет роль приложения.
(ехал) Климов
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. - Климов
.
А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа. - В предложении выполняет роль подлежащего.
Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»
- 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
- 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных
Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.
Что такое морфологический разбор имени существительного?
Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.
Как разобрать существительное как часть речи?
Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:
- 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
- 2. Начальная форма
, морфологические признаки:
- 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
- 2.2. Непостоянные (число, падеж).
- 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).
Примеры морфологического разбора существительных
Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:
«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».
Андрей
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
- 1. Андрей – существительное (кто?).
- 2. Начальная форма – Андрей;
- 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
- 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
- 3. Подлежащее.
Кофе
- 1. Кофе – существительное (что?).
- 2. Начальная форма – кофе;
- 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
- 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
- 3. Дополнение.
Из чашки
- 1. Чашки – существительное (из чего?).
- 2. Начальная форма – чашка;
- 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
- 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
- 3. Обстоятельство.