Охотское восстание. День в истории

Место

Хабаровский край

Причина

налоговая политика Советской власти

Итог

мирное соглашение, амнистия повстанцев

Изменения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Противники Командующие Силы сторон Потери

Тунгусское восстание 1924-1925 годов - вооружённое выступление повстанцев из представителей коренных народов Севера в Якутии и районах Северо-Востока.

Ход событий

Восстание было вызвано неоправданными действиями местных властей: закрытием портов для иностранной торговли, ограничением торговли, перебоями с завозом товаров с материка, конфискацией оленей у частных владельцев, изъятием обширных пастбищ под промышленные новостройки.

В мае 1924 года восставшие заняли населённый пункт Нелькан , который стал базой повстанцев. Здесь разместилась группировка численностью до 300 вооружённых человек. В июне взят порт Аян .

На съезде аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов было избрано Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, решившее отделиться от РСФСР . Начальником штаба вооружённых отрядов стал М. К. Артемьев , начальником отрядов - тунгус П. Г. Карамзин из видного эвенкийского княжеского рода.

Повстанческие отряды якутов, тунгусов (эвенов) и частично русских действовали в Аяно-Нелькано-Алданском, Охотском, Оймяконо-Верхоянском районах Якутии, в Абые.

В 1925 году восставшие заключили перемирие с советскими властями и сложили оружие. Многие видные повстанцы были включены в состав советских руководящих органов.

В 1927 г. началась политика «закручивания гаек», в результате которой в течение года бывшие руководители восстания были репрессированы, многие казнены.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тунгусское восстание"

Примечания

Литература

  • Ковлеков С. И., Боякова С. И. . - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. - ISBN 5-8176-0051-X, ISBN 978-5-8176-0051-3.

Отрывок, характеризующий Тунгусское восстание

Лия сначала ошалела от неожиданно свалившегося на неё счастья, а потом, не в состоянии ничего сказать, так сильно закивала головкой, что та чуть ли не грозилась отвалиться...
Простившись с радостным семейством, мы двинулись дальше.
Было несказанно приятно опять ощущать себя в безопасности, видеть тот же, заливающий всё вокруг радостный свет, и не бояться быть неожиданно схваченной каким-то страшно-кошмарным ужастиком...
– Хочешь ещё погулять? – совершенно свежим голоском спросила Стелла.
Соблазн, конечно же, был велик, но я уже настолько устала, что даже покажись мне сейчас самое что ни есть большое на земле чудо, я наверное не смогла бы этим по-настоящему насладиться...
– Ну ладно, в другой раз! – засмеялась Стелла. – Я тоже устала.
И тут же, каким-то образом, опять появилось наше кладбище, где, на той же скамеечке, дружно рядышком сидели наши бабушки...
– Хочешь покажу что-то?... – тихо спросила Стелла.
И вдруг, вместо бабушек появились невероятно красивые, ярко сияющие сущности... У обоих на груди сверкали потрясающие звёзды, а у Стеллиной бабушки на голове блистала и переливалась изумительная чудо-корона...
– Это они... Ты же хотела их увидеть, правда? – я ошалело кивнула. – Только не говори, что я тебе показывала, пусть сами это сделают.
– Ну, а теперь мне пора... – грустно прошептала малышка. – Я не могу идти с тобой... Мне уже туда нельзя...
– Я обязательно приду к тебе! Ещё много, много раз! – пообещала от всего сердца я.
А малышка смотрела мне вслед своими тёплыми грустными глазами, и казалось, всё понимала... Всё, что я не сумела нашими простыми словами ей сказать.

Всю дорогу с кладбища домой я безо всякой причины дулась на бабушку, притом злясь за это на саму себя... Я была сильно похожа на нахохлившегося воробья, и бабушка прекрасно это видела, что, естественно, меня ещё больше раздражало и заставляло глубже залезть в свою «безопасную скорлупу».... Скорее всего, это просто бушевала моя детская обида за то, что она, как оказалось, многое от меня скрывала, и ни чему пока не учила, видимо считая меня недостойной или не способной на большее. И хотя мой внутренний голос мне говорил, что я тут кругом и полностью не права, но я никак не могла успокоиться и взглянуть на всё со стороны, как делала это раньше, когда считала, что могу ошибаться...
Наконец, моя нетерпеливая душа дольше выдержать молчание была не в состоянии...
– Ну и о чём вы так долго беседовали? Если, конечно, мне можно это знать... – обиженно буркнула я.
– А мы не беседовали – мы думали, – спокойно улыбаясь ответила бабушка.
Казалось, она меня просто дразнит, чтобы спровоцировать на какие-то, ей одной понятные, действия...
– Ну, тогда, о чём же вы там вместе «думали»? – и тут же, не выдержав, выпалила: – А почему бабушка Стеллу учит, а ты меня – нет?!.. Или ты считаешь, что я ни на что больше не способна?

В этот день, 13 февраля, тунгусские отряды отражают попытку прорыва советских частей к Оймякону. В 1924-1925 годах произошло так называемое тунгусское восстание - вооружённое выступление повстанцев из представителей коренных народов Севера в Якутии и районах Северо-Востока, вызванное неоправданными действиями местных властей.

Тунгусское повстанческое движение в 1924-1925 гг. охватило Охотское побережье и восточные районы ЯАССР. Основной причиной его возникновения стало отделение Охотского края от Якутии в апреле 1922 г. и его передача в состав Приморской и Камчатской областей. В результате в то время, когда в Якутии проводилась новая военно-политическая линия в условиях НЭПа, на Охотском побережье местное партийно-советское руководство и органы ОГПУ продолжали вести политику террора против местного населения. Заставляя платить непомерные налоги, чекисты пулеметным огнем расправлялись с мирными охотниками. Аборигенов беззастенчиво обирали, установив непомерные “налоги” буквально за все: за убитую дичь, оружие, дрова, собак, ободранную кору деревьев и т.д. Дело дошло до того, что с них стали брать старые долги, установленные белогвардейцами в 1919-1923 гг. Представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, не было ни одного аборигена в составе государственных учреждений.

10 мая 1924 г. восставшие под руководством М.К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. Захваченные в плен советские работники А.В. Якуловский, Ф.Ф.Попов, Корякин были отпущены на волю. 6 июня мятежники численностью 60 человек под руководством тунгуса П. Карамзина и якута М.К. Артемьева после 18-тичасового боя захватили порт Аян. Во время боя были убиты начальник ОГПУ Суворов и три красноармейца, а сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию.

В июне 1924 г. в Нелькане мятежники созвали съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов. На нем избрали Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, которое решило отделиться от Советской России и образовать самостоятельное государство. М.К. Артемьева выбрали начальником штаба вооруженных отрядов, а начальником всех отрядов тунгуса П. Карамзина.

14 июля 1924 г. в Аяне состоялся Всетунгусский съезд Охотского побережья с прилегающими к нему районами, объявивший о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности ее территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами. Лидеры движения разных национальностей М.К.Артемьев, П. Карамзин, С. Канин, И. Кошелев, Г.Я. Федоров и др., всего 10 чел., составили “Обращение” к мировому сообществу. В нем речь шла о том, что отсталые “во всех отношениях от мирового прогресса науки и техники” тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге наций, “как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе” по вопросу спасения их от “общего врага мирового национализма - русского коммунизма”. Такая постановка проблемы руководством движения свидетельствует о довольно зрелом уровне политического самосознания и общественно-политических взглядов. Точку зрения лидеров движения интересно сопоставить с мнением современного американского ученого Д. Дэвидса, который написал, что “национализм, и только национализм, является эффективным барьером на пути коммунизма”.

Флаг Тунгусской республики

Мятежники создали атрибутику своего национально-территориального образования. К примеру, они приняли трехцветный флаг “Тунгусской республики”. Белый цвет флага символизировал сибирский снег, зеленый - лес, тайгу, черный - землю. Был принят также свой гимн.

Таким образом, это движение не являлось уголовным, поскольку ее лидеры представляли собой политических оппозиционеров, сплотившихся вокруг конкретных общественно-политических идей. Руководство мятежников было хорошо знакомо с законодательными и философскими источниками. Об этом свидетельствуют их требования о национальном самоопределении, правах личности, правах малочисленных этносов, создании самостоятельного национально-территориального образования и т.д. Причиной недовольства восставших являлось неравенство прав больших и малых народов при создании национально-территориальной федерации. Тунгусы, оказавшись под властью уполномоченного Дальневосточного ревкома по Охотскому уезду В.А. Абрамова, на себе испытали политику террора эпохи “военного коммунизма” в разгар проведения НЭПа.

Кроме политических, повстанцами были выдвинуты требования экономического и культурного характера. Например, они предложили восстановить старинные тракты: Якутск - Охотск, Нелькан - Аян и Нелькан - Усть-Мая. То есть они стремились к установлению прежних экономических связей с Якутией. Кроме того, был разработан комплекс мер по хозяйственному и культурному развитию зоны Охотского побережья.

Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление предупредило ЦИК СССР о том, что: “В случае высадки военных частей советских войск на наших берегах Охотского моря и вторжения через границы соседних нам республик Дальвостока и Якутской автономии, мы, тунгусская нация, как поголовно восставшая из-за нетерпимой политики большевиков должны будем оказать вооруженное сопротивление как доказательство нашего глубокого возмущения и будем уверенными, что за могущие быть жертвы вся ответственность за пролитую безвинную кровь перед историей и общественным мнением падет на вас как на высший орган Советской власти, допустившей насилие”. Следовательно, участники движения вовсе не желали кровопролития и хотели решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. Об этом также свидетельствуют факты освобождения плененных красноармейцев и советских служащих.

Но в сентябре 1924 г. отряд Охотского ОГПУ в районе селения Улья расстрелял трех русских рыбаков, двух тунгусов и одного якута. В ответ повсюду начали организовываться вооруженные отряды самобороны. Группировка М.К. Артемьева без боя овладела расположенным в 315 км. от Якутска селом Петропавловск Усть-Майского района". Активизировались очаги повстанчества на Севере Якутской АССР: Оймяконском, Верхоянском, Абыйском (Эльгетском) и других улусах. 31 декабря 1924 г. восставшие захватили населенный пункт Арка, а затем - Новое Устье, находящееся в 7 км. от Охотска. К Нелькану устремилась группировка повстанцев под командованием Г. Рахматуллина-Боссоойки.

Мятежники конфисковали товары Нельканского отделения фирмы “Гудзон бей” и назначили заведующим военно-гражданским складом Ю. Галибарова. На Новом Устье им досталось до 10 тыс. пудов продовольствия стоимостью в 100000 руб., в Оймяконе - разных товаров на сумму около 25 тыс. руб., в Абые - пушнина на 25 тыс. руб. В захваченных местностях в руках повстанцев оказались магазины и склады Якутпушнины, кооператива “Холбос”, других хозяйственных и торговых организаций. Имелись случаи грабежей мирного населения, когда отбирались лошади, запасы продовольствия, сена.

Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин отправил инструкцию уполномоченному ВЦИКа и ЦК К.К. Байкалову, который руководил ликвидацией тунгусского повстанчества. В ней говорилось: “ЦК считаясь со всеми вышеизложенными соображениями находит целесообразным мирную ликвидацию восстания, применяя военные силы лишь в том случае, если это будет диктоваться необходимостью...”. Для ведения мирных переговоров была направлена из Якутска комиссия в составе П.И. Оросина, А.В. Давыдова и П. Филиппова, которая присутствовала на втором Тунгусском съезде в январе 1925 г. Эта делегация информировала собравшихся о политической жизни в Якутии и о новом советском строительстве вообще, но к их докладам съезд отнесся очень недоверчиво. Объяснялось такое недоверие тем, что тунгусы в них не видели юридического лица, которое могло бы иметь значение и вес в политике. Поэтому население считало членов делегации малоавторитетными и вполне резонно вопрошало: “Может ли вчерашний повстанец давать кому-либо твердую амнистию?”.

Тунгусский съезд через мирную делегацию представил в ЯЦИК ЯАССР требования об: 1) отделении Охотского побережья от Дальнего Востока и присоединении к Якутии; 2) предоставлении права тунгусам самим разрешать политические, экономические и культурные вопросы; 3) устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора. Во время переговоров военные действия были временно прекращены, но под давлением Сибирского ревкома алдано-нельканский конный отряд И.Я. Строда внезапно захватил Петропавловск, нарушив тем самым перемирие.

В мае 1925 г. в ходе мирных переговоров между М.К. Артемьевым и И.Я. Стродом, Р.Ф. Кулаковским обе стороны сумели найти общий язык. М.К. Артемьев убедился в том, что во главе Якутской АССР стоят не те коммунисты, которые проводили политику террора; в республике осуществляется национальное возрождение и вопрос о присоединении Тунгусии к ЯАССР находится на стадии обсуждения. В результате успешных переговоров 9 мая было заключено мирное соглашение и отряд М.К. Артемьева “единогласно решил сложить оружие”. 18 июля отряд П. Карамзина в местности Медвежья голова, находящемся в 50 км. от Охотска, присоединился к мирной сдаче. Всего сложили оружие 484 повстанца из отряда М.К. Артемьева и 35 мятежников группы П. Карамзина.

10 августа в г. Охотске открылся съезд тунгусов Охотского побережья, на котором присутствовали представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов. Они приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании. Было обращено особое внимание на организацию родовых Советов.

25 августа 1925 г. “Главное Тунгусское Национальное Управление” посредством акта выразило пожелание о том, чтобы национальное самоопределение тунгусского народа было закреплено решениями, вынесенными ВЦИКом СССР, Советом Национальностей Верховного Совета СССР и ЦИКом РСФСР. Принятие такого постановления позволило бы прекратить дробление единого тунгусского этноса между различными административными образованиями, такими, как Якутская АССР, Приморская и Камчатская области. Свое раздробленное состояние они рассматривали как “продукт монархической политики”. Основной целью участников движения являлось объединение тунгусского народа и вхождение его в качестве самостоятельной национальной единицы в состав автономной Якутии.

Однако центр, и особенно органы ОГПУ-НКВД, не разделяли подобных взглядов и постоянно подозревали якутов и тунгусов в “японофильстве”. В 1925 г. М.К. Аммосов с тревогой сообщал в Якутск своим друзьям, что “в недрах ЦК (Сталин и другие) относятся крайне недоверчиво к нам, относя нас к категории коммунистов, перерождающихся в буржуазных революционеров”. Об этом же говорил Ф.Г. Сивцев: “Крамола - не достояние населения, а ее создают нездоровые методы, излишняя подозрительность, партийная недоразвитость и национальная невоспитанность”.

Дальнейшая судьба повстанцев трагична – спустя некоторое время, начиная с 1927 г. и вплоть до начала II-й мировой войны они подвергались репрессиям, многие из них были расстреляны. Вероятно, эта же трагичная участь постигла и Павла Гавриловича Карамзина (на фото второй слева в верхнем ряду).

Биография Павла Гавриловича Карамзина до момента участия в повстанческом движении и после неизвестна (вероятно, засекречена органами ОГПУ без срока давности). Из немногих исторических документов известно о том, что Павел Карамзин происходил из эвенкийского княжеского рода, предположительно из Аяно-Майского района Хабаровского края.

На основе публикации Е.П. Антонова, к.и.н.

Часть І. Тунгусское восстание

Х V ІІ век стал одной из наиболее героических страниц в истории Саха (Якутии). Это было время более чем .


Вопреки имперской пропаганде, Московия отнюдь не несла коренным народам Севера свет цивилизации. Ее цель была более прозаичной: поставить порабощенные народы «на счетчик» .

Но после того, как большевики загнали пролетариев многих стран в один концлагерь – СССР, стало очевидным, что царская колониальная политика была относительно мягкой.

Предпосылки восстания


Гримасы коммунизма
К середине 20-х годов, с упрочением коммунистического режима, началось систематическое наступление на жизнь и права народов проживавших в юго-восточной Якутии и на побережье Охотского моря. Огромные, по европейским меркам, территорииАлданского, Верхоянского, Вилюйского, Колымского, Олекминского и Якутского округов имели население всего около тринадцати тысяч человек.

Диктатура «пролетариата» развернула в Охотском крае (отделенном от Якутии в апреле 1922 года) построение «справедливого общества» основанного на принципе: «Я – начальник, ты – дурак». Точнее, порабощенный коммунистами человек был для них даже не «дураком», ибо последний все еще наделен чертами неповторимой индивидуальности, а легко заменимой безликой шестеренкой единойсоциалистической государственной машины.

Шестерни должны были функционировать по программе «раньше думай о родине, а потом – о себе». Кремлевских партократов не заботило то, что для всех порабощенных Россией народов Москва и ее окрестности никогда не были родиной. Диалектических материалистов из Кремля интересовало лишь материальное – все, что можно было отобрать у тружеников, во имя победы коммунизма во всем мире.

Не стали исключением и «тунгусы». Для победы мировой революции российским колонизаторам понадобились«тунгусские» олени, собаки, пастбища, оружие и охотничьи трофеи. Жадность «пролетарских» диктаторов была безмерной – они стали взимать с местного населения « недоимку » за 1919 – 1922 годы (время господства в тех местах «белогвардейских» колонизаторов).

При этом, как везде и всюду, представители российской оккупационной администрации даже не думали учить язык местного населения, у которого колонизаторы отбирали земли, и передавали понаехавшим московитам. Естественно, не поощрялась культура коренного населения, образование велось на «общепонятном языке» колонизаторов, в административные органы вход «тунгусам» был закрыт.


Коммунистический митинг

Ситуацию сильно осложнила административная реформа. Раздел с Якутией, привел к запрету на торговлю с иностранцами, ухудшению снабжения Охотского края привозными товарами, и усилению чиновничьего беспредела.

Московский призрак коммунизма обрек местное население на нищету, но не учел одного – он имел дело не , которые способны лишь к «бунту» на коленях, а с людьми, с детства обращающимися с оружием и никогда не знавшими крепостного права.

Да здравствует Тунгусская республика!

Непосредственным поводом к восстанию послужил красный террор. В сентябре 1924 года коммунистические опричники расстреляли шесть человек в селении Ульма.

Весть о зверствах колонизаторов вызвала у местного населения не страх, как рассчитывали оккупанты, а готовность защитить свою жизнь и честь. Коренное население начало создавать отряды самообороны.

Охотский край оказался богат свободолюбивыми людьми, носившими, вследствие колониальной политики оккупационной администрации, чуждые имена и фамилии, но остававшимися людьми своего родного народа.


Командиры повстанцев. Павел Карамзин 2-й в верхнем ряду.

10 мая 1924 года 25 повстанцев овладели селением Нелькан. 6 июня 1924 года 60 борцов за свободу обезвредили коммунистический гарнизон, и заняли порт Аян. Восставшие были милосердными: все захваченные в плен оккупанты из Нелькана и Аяна после разоружения и отпущены на свободу.

В июне 1924 года в Нелькане был проведен Всетунгусский съезд Охотского побережья и прилегающих районов, на котором было создано Временное Центральное Тунгусское национальное управление. Его возглавил председатель К. Стручков, его заместителем был избран Н. Дьячковский. Вооруженные силы, численностью более 600 бойцов, что немало для тех малолюдных просторов, возглавили Павел Карамзин и Михаил Артемьев.

14 июля 1924 года новый съезд повстанцев в Аяне объявил о создании независимой Тунгусской республики, и обратился к Лиге Наций с воззванием спасти их от общего врага всех национально-освободительных движений –«русского коммунизма». Съезд утвердил государственный символ Тунгуской республики – бело-зелено-черный флаг.

Душой восстания были Павел Карамзин и Михаил Артемьев.

Казарин был потомком местного княжеского рода, что наделяло его в глазах коренного населения, соблюдавшего традиционный жизненный уклад,харизмой прирожденного лидера.

Михаил Артемьев, не имевший аристократического происхождения, стал фактическим лидером повстанческого движения. Именно его отряд освободил от колонизаторов Нелькан и Аян, именно он разрабатывал идейные основания освободительного движения. В отличие от большинства соотечественников, Артемьев получил образование .

До начала национально-освободительной борьбы он работал писарем, старшиной родовых управлений и учителем. После большевистского переворота занимал должность волостного комиссара, а затем – председателем местного ревкома.

Природный ум и полученное образование позволили Артемьеву очень быстро понять звериную суть коммунизма. В начале двадцатых годов он присоединился к восстанию «белогвардейских» колонизаторов генерала Пепеляева (1921 – 1923), а после его разгрома большевиками, продолжил вооруженную партизанскую борьбу.

К концу 1924 года повстанцы развернули активную деятельность практически по всей территории Охотского края.

Успехи Тунгусского восстания стимулировали колонизаторов к началу карательной операции. В начале февраля 1925 года на подавление национально- освободительного движения был брошен отряд кавалерии, возглавляемый старым чекистом Иваном Яковлевичем Стродом.

Строд считался опытным карателем. Он начинал свою карьеру «профессионального революционера» как анархист, затем стал сторонником большевиков, участвовал в подавлении якутского восстания «белых» колонизаторов под руководством Пепеляева. Венец феерической карьеры заплечных дел мастера был обычным для пламенного чекиста – он был казнен своими коллегами в 1937 году.

Коммунистические демагоги окрестили 1937 годом «большого террора». На самом деле, жертв в этом году было намного меньше, чем в 1929 – 1933 годах, во времена создания ВКП(б) (Второго Крепостного Права (большевиков)), который сами коммунисты окрестили годом «Великого перелома», и последовавшей за ней «коллективизацией». В те годы, холодом и голодом, были уничтожены миллионы украинцев и казахов, но наследники палачей ЧК считают жертвами сталинских репрессий лишь верных ленинцев.

Именно в 1937 году коммунистический режим, дотоле планомерно уничтожавший все «классово чуждые элементы», добрался до самого себя. В 1936 - 1937 годах красный террор коснулся коммунистической элиты: Розенфельда «Каменева», Радомысльского «Зиновьева», Карла Радека, Еноха Ягод у и иже с ними. Именно поэтому потомки красных палачей до сих пор вопят о «большем терроре» 1937 года. На самом деле, в т е времена , красная гадина стала пожирать своих чудовищных отпрысков.

В ернемся в год 1925. 7 февраля каратели Строда заняли Петропавловск.

Это не обескуражило повстанцев. 22 февраля отряд Павла Карамзина (150 бойцов эвенков) овладел Новым Устьем. Повстанцам удалось разоружить коммунистический отряд из 317 солдат, при семи пулеметах. Кроме того национально-освободительное движение укрепило свою материальную базу трофеями (ценным мехом пушных животных) на 100 тыс. рублей (Новое Устье), и еще 25 тыс. рублей — в Оймяконе.

4 марта 1925 года повстанцы разгромили отряд карателей из 50 человек в Усть-Майском. Оккупанты отступили, понеся потери в 9 человек погибшими и 8 ранеными.

Вскоре коммунистическая партия прислала в Усть-Майское еще 80 карателей, которые смогли потеснить повстанцев.

В начале апреля каратели Строда уничтожили группу С. Канина. Из 13 человек: трое бойцов спаслись, двоих убили, восемь повстанцев, включая командира Канина, попали в плен.

Ч екисты не стали делать ставку на вооруженное противостояние. Они прекрасно понимали, что для уничтожения 600 повстанцев, свободно перемещающихся по огромной территории, практически лишенной дорог, властям понадобится приложить колоссальные усилия и материальные ресурсы.

Поэтому колониальная коммунистическая администрация начала переговоры с повстанцами. Всем участникам национально-освободительного движения была обещана амнистия. Обещали даже рассмотреть требования воссоединения Охотского края с Якутской АССР.

9 мая 1925 года сложил оружие отряд Михаила Артемьева (484 человека),18 июля разоружилась группа Павла Карамзина (35 бойцов).

10 августа того же года в Охотске начал роботу съезд тунгусов Охотского побережья. Представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании, организации Советов из представителей родов.В числе требований к Центральному исполкому Якутии были: воссоединения Охотского края с Якутией; предоставление местной политической, экономической и культурной автономии; устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора.

Если бы коммунистический режим пошел на выполнение всех требований съезда, возможно, вскоре бы появилась Якутская советская социалистическая республика .

Но все вышло совсем иначе. Колонизаторы, для вида принявшие условия представителей Тунгуской республики, начали готовить почву для реванша. Они отстранили отзанимаемых должностей прежних руководителей края, не тронули амнистированных повстанцев. Более того, некоторые активисты повстанческого движения даже были приняты на службу в колониальную администрацию. Одновременно коммунистический режим планомерно укреплял «властную вертикаль».

В 1927 году колонизаторы начали расправу над бывшими активистами Тунгусской республики. В ответ в Якутии вспыхнуло новое восстание, известное как движение конфедералистов. Его возглавил Павел Ксенофонтов.

Сайт містить унікальні тексти, кожен з яких уперше був оприлюднений саме тут. Бажаєте читати нові статті першим? Натисніть на дзвоник розташований в правому нижньому кутку монітора!

90 лет назад тунгусы и якуты обратились в Лигу наций с просьбой спасти их от коммунизма
Статья Армана Марашеци с моими сокращениями, редактурой и добавлениями.

Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1925 года состоялось забытое историческое событие - крупное сражение тунгусских повстанцев с советской властью. Вооружённое выступление коренных народов Севера под руководством якута Михаила Артемьева и тунгуса Павла Карамзина вошло в историю, как "Тунгусское восстание" и охватило на протяжении 1924—1928 гг. все Охотское побережье и восточные районы Якутии.


На левой фотографии - Михаил Артемьев. На правой - группа к омандиров тунгусских отрядов ( П.Г.Карамзин- второй слева в верхнем ряду). Биография Павла Гавриловича Карамзина почти неизвестна. Однако немногие сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что он происходил из эвенкийского княжеского рода, предположительно из Аяно-Майского района Хабаровского края.

Это восстание якутов и тунгусов (эвенков) против советской власти отнюдь не было первым.

Еще в В 1921 году в Аяно-Майском районе разгорелось восстание. Восстанием руководил якут Г. В. Ефимов, но в нём участвовали и русские белогвардейцы под руководством корнета Михаила Коробейникова. Восставшие организовали Якутское Областное Управление, была создана Якутская повстанческая армия. В 1922 году ЯОУ обратилось с просьбой о помощи к братьям Меркуловым, правившим во Владивостоке (до октября 1922 года Приморский край был последним анклавом непокоренной большевиками России), но помощь они не получили. Однако, когда Меркуловых сместил генерал М. К. Дитерихс, помиощь была послана: генерал-лейтенант Анатолий Пепеляев и генерал-майор Вишневский к лету 1922 года сформировали отряд, который осенью того же года прибыл на пароходах «Защитник» и «Батарея» в порт Аян (тогда еще Якутия имела выход к Охотскому морю).



Генералы М. Дитрихс (слева) и А. Пепеляев (справа)

После высадки отряд Пепеляева пошёл на Якутск. В результате своего поражения в марте 1923 Пепеляев был вынужден отступить по направлению к побережью. Летом 1923 года Пепеляев был разгромлен. Уцелели лишь части его войска во главе с полковниками Сивковым, Андерсом, Степаном и Леоновым. Часть войска (230 солдат и 103 офицера) во главе с Пепеляевым сдалась.

Кроме отряда Пепеляева, с 1920 года в Охотске находился восставший отряд под руководством капитана Яныгина. В 1921 году к ним пришло подкрепление — прибывший из Владивостока отряд Бочкарёва. Осенью 1922 года руководство отрядом взял на себя прибывший генерал Василий Ракитин. В том же году отряд Ракитина отправился на Якутск, за исключением отряда капитана Михайловского, оставшегося в городе. Летом того же года Охотск пал. Яныгину удалось спастись, генерал Ракитин погиб.

Теперь вернемся к Тунгусскому восстанию 1924-1925 гг.

Основными причинами восстания считается отделение Охотского края от Якутии в апреле 1922 г. с передачей в состав Приморской и Камчатской областей, а также - закрытие портов для иностранной торговли, перебои с завозом товаров с материка, конфискация оленей у частных владельцев, изъятие обширных пастбищ под промышленные новостройки и другой произвол советских властей. На Охотском побережье местное ОГПУ терроризировали местное население, заставляя платить непомерные налоги, беззастенчиво обирая буквально за все: за дичь, оружие, дрова, собак, ободранную кору деревьев и т.д. Дело дошло до того, что с них стали брать старые долги, установленные белогвардейцами в 1919-1923 гг. Кроме того, представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, не было ни одного аборигена в составе государственных учреждений.

В мае 1924 г. восставшие под руководством М.К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. 6 июня повстанцы численностью 60 человек после 18-тичасового боя захватили порт Аян. Во время боя были убиты начальник ОГПУ Суворов и три красноармейца, а сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию.

В Нелькане был созван съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов. На нем избрали Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, которое решило отделиться от Советской России и образовать самостоятельное государство. М.К. Артемьева выбрали начальником штаба вооруженных отрядов, а начальником всех отрядов тунгуса П. Карамзина.

14 июля 1924 г. в Аяне состоялся Всетунгусский съезд Охотского побережья с прилегающими к нему районами, объявивший о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности ее территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами. Лидеры движения разных национальностей М.К.Артемьев, П. Карамзин, С. Канин, И. Кошелев, Г.Я. Федоров и др., всего 10 чел., составили “Обращение” к мировому сообществу. В нем речь шла о том, что отсталые “во всех отношениях от мирового прогресса науки и техники” тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге наций, “как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе” по вопросу спасения их от “общего врага мирового национализма — русского коммунизма”.

Флаг Тунгусской республики

Повстанцы создали атрибутику своего национально-территориального образования. Приняли трехцветный флаг “Тунгусской республики”: белый цвет символизировал сибирский снег, зеленый - лес, тайгу, черный - землю. Был принят также свой гимн.

Все это опровергает утвержденеи советских авторов о том, что названное восстание являлось уголовным. Лидеры восстания представляли собой политических оппозиционеров, сплотившихся вокруг конкретных общественно-политических идей. Руководство повстанцев было хорошо знакомо с законодательными и философскими источниками.

Об этом свидетельствуют их требования о национальном самоопределении, правах личности, правах малочисленных этносов, создании самостоятельного национально-территориального образования и т.д. Причиной недовольства восставших являлось неравенство прав больших и малых народов при создании национально-территориальной федерации.

Тунгусы, оказавшись под властью уполномоченного В.А. Абрамова, на себе испытали политику террора эпохи “военного коммунизма”. Кроме политических, повстанцами были выдвинуты требования экономического и культурного характера. Например, они предложили восстановить старинные тракты: Якутск - Охотск, Нелькан - Аян и Нелькан - Усть-Мая. То есть они стремились к установлению прежних экономических связей с Якутией. Кроме того, был разработан комплекс мер по хозяйственному и культурному развитию зоны Охотского побережья.

Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление предупредило ЦИК СССР о том, что: “В случае высадки военных частей советских войск на наших берегах Охотского моря и вторжения через границы соседних нам республик Дальвостока и Якутской автономии, мы, тунгусская нация, как поголовно восставшая из-за нетерпимой политики большевиков должны будем оказать вооруженное сопротивление как доказательство нашего глубокого возмущения и будем уверенными, что за могущие быть жертвы вся ответственность за пролитую безвинную кровь перед историей и общественным мнением падет на вас как на высший орган Советской власти, допустившей насилие”. Следовательно, участники движения вовсе не желали кровопролития и хотели решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. Об этом также свидетельствуют факты освобождения плененных красноармейцев и советских служащих".

Непосредственным поводом к восстанию послужил расстрел в сентябре 1924 г. отрядом Охотского ОГПУ в районе селения Улья трех русских рыбаков, двух тунгусов и одного якута. В ответ повсюду начали организовываться вооруженные отряды самообороны. Согласно различным исследованиям, группировка М.К. Артемьева без боя овладела расположенным в 315 км. от Якутска селом Петропавловск Усть-Майского района. Одновременно активизировались очаги повстанчества на Севере Якутской АССР: Оймяконском, Верхоянском, Абыйском (Эльгетском) и других улусах. 31 декабря 1924 г. восставшие захватили населенный пункт Арка, а затем — Новое Устье, находящееся в 7 км. от Охотска. К Нелькану устремилась группировка повстанцев под командованием Г. Рахматуллина-Боссоойки. Отряд Михайлова числом 40 человек отправился в Восточно-Кангаласский улус, читая на сельских сходах обращения к народу на якутском и русском языках.

10 августа в г. Охотске открылся съезд тунгусов Охотского побережья, на котором присутствовали представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов. Они приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании. Было обращено особое внимание на организацию родовых Советов.Тунгусский съезд через мирную делегацию представил в ЦИК Якутии требования об:

1) отделении Охотского побережья от Дальнего Востока и воссоединения его с Якутией;
2) предоставлении права тунгусам самим разрешать политические, экономические и культурные вопросы;
3) устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора.

В целях борьбы с повстанцами была созвана III Чрезвычайная сессия Якутской ЦИК. На ней секретарём обкома Байкаловым К. К. повстанцы были названы бандитами, а их руководители — «одурманенными иллюзией элементами».

Сталин отправил инструкцию Байкалову, возглавлявшему операцию по "ликвидации тунгусского повстанчества" в которой говорилось: “ЦК считаясь находит целесообразным мирную ликвидацию восстания, применяя военные силы лишь в том случае, если это будет диктоваться необходимостью…”.

В мае 1925 г. в ходе мирных переговоров стороны сумели найти общий язык. М.К. Артемьев убедился в том, что во главе Якутской АССР стоят не те коммунисты, которые проводили политику террора; в республике осуществляется национальное возрождение и вопрос о присоединении Тунгусии к Якутской АССР находится на стадии обсуждения. В результате успешных переговоров 9 мая было заключено мирное соглашение и отряд М.К. Артемьева “единогласно решил сложить оружие”. 18 июля отряд П. Карамзина в местности Медвежья голова, находящемся в 50 км. от Охотска, присоединился к мирной сдаче. Всего сложили оружие 484 повстанца из отряда М.К. Артемьева и 35 повстанцев группы П. Карамзина. Считая, что основная цель "военной демонстрации" - пропаганда политической программы партии достигнута и, одновременно осознавая пассивность основной массы населения, П.Ксенофонтов сдался властям и был арестован в квартире К.Байкалова, поверив в данное коммунистами слово об амнистии.

25 августа 1925 г. “Главное Тунгусское Национальное Управление” посредством акта выразило пожелание о том, чтобы национальное самоопределение тунгусского народа было закреплено решениями, вынесенными ВЦИКом СССР, Советом Национальностей Верховного Совета СССР и ЦИКом РСФСР. Принятие такого постановления позволило бы прекратить дробление единого тунгусского этноса между различными административными образованиями, такими, как Якутская АССР, Приморская и Камчатская области. Свое раздробленное состояние они рассматривали как “продукт монархической политики”. Основной целью участников движения являлось объединение тунгусского народа и вхождение его в качестве самостоятельной национальной единицы в состав автономной Якутии.

Однако центр, и особенно органы ОГПУ-НКВД, не разделяли подобных взглядов и постоянно подозревали якутов и тунгусов в “японофильстве”. В 1925 г. М.К. Аммосов с тревогой сообщал в Якутск своим друзьям, что “в недрах ЦК (Сталин и другие) относятся крайне недоверчиво к нам, относя нас к категории коммунистов, перерождающихся в буржуазных революционеров”.

Последней попыткой якутов и тунгусов добиться самостоятельности явилось Восстание Конфедералистов 1927-1928 гг.

Восстание планировалось начать 15 сентября, но начало массовых репрессий, спровоцированных доносом П. Д. Яковлева (заместителя наркома внутренней торговли ЯАССР) помешало планам руководителей восстания. Несмотря на репрессии, многим видным повстанцам, включая Артемьева, удалось ускользнуть от чекистов. 16 сентября началось создание повстанческого отряда под руководством Павла Ксенофонтова, С. Михайлова и П. Оморусова.

Павел Васильевич Ксенофонтов

Родился в зажиточной якутской семье. Окончил юридический факультет Московского университета. Как и ряд других якутских интеллигентов, выступал за повышение статуса Якутской АССР до союзной республики, отделение компартии от государства, предоставление большего самоуправления местным органам власти. Протестовал против переселения в Якутию русских крестьян, которое приводило к лишению якутов земли для выпаса скота. Попытки Ксенофонтова и его сторонников в 1925—1927 годах вынести данные вопросы на обсуждение окружных и республиканских партийных съездов не имели успеха из-за противодействия партийных руководителей Якутии. На фоне вооружённых выступлений, начавшихся в Якутии с апреля 1927 года, Ксенофонтов 28 сентября 1927 года в селении Кудома заявил о создании «Младо-якутской национальной советской социалистической партии конфедералистов». В ответ на это якутское руководство объявило Ксенофонтова и его сторонников бандитами и взяло курс на вооружённое подавление мятежа.

28 сентября на первом собрании конфедералистов было решено в целях агитации провести «вооружённую демонстрацию» — поход по Якутии с призывом добиваться независимости.

В октябре отрядом конфедералистов под командованием Артемьева был занят посёлок Петропавловск. Там к конфедералистам примкнул отряд из 18 тунгусов, а вскоре в село пришел отряд Михайлова. Были проведены выборы, в результате которых Михайлов стал командиром, а Артемьев начальником штаба отряда. В то же время по всей Якутии начались бои: село Покровск занял отряд Олмарукова, велись бои в Якутском, а также Олёкминском округах, конфедералисты начали боевые действия в Усть-Майском, Мечинском и Амгинском улусах.

В целях борьбы с конфедералистами 6 октября была созвана III Чрезвычайная сессия ЯЦИК. На ней секретарём Якутского обкома Байкаловым К. К. конфедералисты были провозглашены бандитами, а их руководители — «одурманенными иллюзией элементами». Согласно указу из Политбюро ЦК ВКП(Б), вся ответственность за подавление восстания была возложена на Северо-Восточную экспедицию ОГПУ.

8 ноября отряд Артемьева попытался взять посёлок Абага, но встретил сопротивление пионеров; не желая проливать кровь, Артемьев приказал отступить. После этого отряд отправился в посёлок Табалах, где были выпущены на свободу ранее захваченные агенты ОГПУ. 18 ноября в посёлке Джарала в Западно-Кангаласском улусе произошла перестрелка между частью ОГПУ и отрядом Михайлова. 22 ноября в посёлке Мытатцы объединились отряды П. Оморусова и И. Кириллова численностью 30 и 26 человек.

4 декабря в селе Бор состоялось собрание конфедералистов, на этом собрании Ксенофонтов был избран генеральным секретарем ЦК партии. Членами ЦК были выбраны П. Оморусов, Г. Афанасьев и ещё шесть конфедералистов. Членами ЦКК (Центральной Контрольной Комиссии) стали двоюродный брат Ксенофонтова И. Кириллов, а также М. Артемьев и А. Оморусова. Затем конфедералисты начали отступление в посёлок Петропавловск. 16 декабря войска конфедералистов разделились. Отряд Михайлова числом 40 человек отправился в Восточно-Кангаласский улус. Отряд Артемьева и Кириллова из 70 человек выдвинулся в Дюпсинский улус через село Намцы.

Позже в декабре произошла перестрелка между конфедералистами и красноармейцами, один красноармеец погиб. В населённом пункте Харыялах, в Восточно-Кангаласском улусе, произошла ещё одна стычка, в результате которой конфедералисты потеряли 7 человек убитыми и отошли в посёлок Майя. Затем отряд Михайлова прошёл по пяти улусам, читая на сельских сходах обращения к народу на якутском и русском языках. Отряд Кириллова попал под атаку в посёлке Хатырык. Конфедералистов преследовали отряды ОГПУ под командованием Ивана Строда и других командиров. Соединившись в Дюпсинском улусе, отряды Михайлова и Кириллова дошли до устья реки Амги. Затем они снова разделились: отряд Михайлова пошел в направлении Горного улуса на соединение с Ксенофонтовым, а отряд Артемьева и Кириллова выдвинулся в населённый пункт Усть-Аим.

Конец восстания был трагичным.
1 января 1928 года, принимая во внимание тот факт, что р уководство ЯАССР не раз обращалось к Ксенофонтову и другим лидерам движения с предложением сдаться, обещая в этом случае амнистию, а также полагая, что цель «вооружённой демонстрации», заключавшаяся в пропаганде программы партии, уже достигнута, а также поверив обещаниям коммунистов об амнистии, Ксенофонтов отправился на переговоры, где и был вероломно арестован. Одновременно, получив письмо Ксенофонтова, отряд Михайлова сдался 27 января в Амгинском улусе. 6 февраля капитулировал отряд Артемьева и Кириллова. Шестимесячная «вооружённая демонстрация» закончилась.

Несмотря на обещание амнистии, Павел Ксенофонтов был расстрелян 28 марта 1928 года по внесудебному приговору, вынесенному 27 марта 1928 «тройкой» во главе с начальником Особого отдела ОГПУ С. В. Пузицким.


Палачи Якутии - Янис Стродс (слева) и Сергей Пузицкий (справа)... Один - бывший латыш, другой - бывший поляк.
Марксистские хозяева этих двух цепных псов оценили их службу соответственно; как и многие им подобные, оба были расстреляны в 1937 году.

В конце марта в Якутию прибыла специальная судебная комиссия ЦК ВКП(Б) под руководством Я. В. Полуяна. Были расстреляны 128 человек, 130 получили различные тюремные сроки, из них часть не была связана с восстанием. Среди репрессированных были видные представители интеллигенции, многие из которых ничего не знали о восстании, а некоторые - знали, но при этом осуждали его. В частности, в июне были репрессированы члены общества «Саха омук», несмотря на то, что его члены не только осуждали восстание, но даже активно боролись против повстанческих отрядов П.Ксенофонтова и М.Артемьева.
Кроме того, постановлением ЦК ВКП(б) "О положении в Якутской организации ВКП(б), опубликованном в августе 1928 г. в газете "Правда" за подписью В.Молотова были сняты с
должностей: председатель ЯЦИК М. К. Аммосов, секретарь Якутского областного комитета И. Н. Барахов и многие другие партийные и советские работники Якутии .


Так в 20м веке закончилась вооруженая борьба Якутов за независимость и свободу

Недавно геологическая экспедиция в Охотском районе наткнулась на заброшенный эвенский лабаз (оленеводческая ферма Усчан). Среди документов в жилище, наряду с ясачными квитанциями, деревянным календарем, была найдена и переписка отрядов самообороны от 1925 года. А по ней выясняется, что с 1923 по 1925 годы жизнь на краю земли, с приходом красного отряда Вострецова и разгрома белого генерала Пепеляева, а также становления Советской власти, была отнюдь не мирная. Оказывается, тут была и своя Тунгусия, и зарождалось недовольное тунгусское повстанчество из местных народностей, а в 1924-1925 годах случилось даже тунгусо-охотское восстание.

Директор музея Виктор Мороков
Белые страницы истории изучает директор Охотского краеведческого музея Виктор Мороков, куда геологи и передали переписку тунгусов (эвенов). Ветхие от времени письма хранятся в специальном помещении, в защитной пленке, а чтобы с ними можно было работать, читать, их пришлось еще раз переписать, но уже разборчивым почерком, с восстановлением по возможности утраченных мест в оригинале. Письма эти сегодня впервые увидят свет. Отрывки из них Виктор Мороков зачитал на диктофон. Часть писем и уникальных фотографий разрешил переснять на фотокопии.

Красный налог

С приходом на побережье красных, Охотский край в 1923 году был разделен на четыре волости, к каждой из них прикрепили тунгусов-кочевников, в том числе тунгусов с Якутии и сразу обложили их налогом. Первым ввели охотничий налог и охотничьи свидетельства. Без билета охота запрещалась, а билет на охоту был обложен сбором в 1 руб. По распоряжению ГПУ оружие должно быть представлено на регистрацию в резиденциях с представлением билета на право охоты. За право ношения нарезного оружия брали по 3,1 руб., а гладкоствольного - 2,1 руб.

Также тунгусов обложили общегражданским налогом по 2 руб. с мужчины, и по 1 руб. с женщины. В 1923 году ввели пушной налог и регистрацию всей пушнины. По нему, охотник по возвращению с промысла, в трехдневный срок должен был регистрировать всю свою добытую пушнину. Для этого тунгус должен был явиться в село, принести с собой шкуры, разыскать переводчика, а потом заполнить анкету: кто он, откуда, когда и где убил зверя. Далее на шкурах ставили номер и печать, записывал в шнуровую книгу, брали 5% сбор с установленной продажной цены от каждой шкуры. И, наконец, подписывали и выдавали квитанцию и ордер. Такой же регистрации и пушному налогу подлежали даже заячьи шкуры, а также, с особой отметкой, все шкуры, предназначенные для собственного употребления.

При продаже пушнины тунгус, а также покупатель, опять должны были явиться в сельревком, разыскать председателя или его заместителя и найти переводчика. На обороте ордера и квитанции делалась новая надпись: кому и за какую цену шкура продана. Надпись подписывалась председателем и покупателем шкуры. Не зарегистрированные в установленный, трехдневный срок шкуры считались контрабандой и, само собой разумеется, подлежали конфискации.

В 1923 году ввели для тунгусов попенный и лесной налог. По нему, населения должно было платить по 3 руб. за куб. сажень хвороста, валежника, сухостоя и остатков, которым они могли воспользоваться. За каждую срубленную жердь тунгус должен был платить по 70 коп., а за каждое ободранное дерево от 70 до 4,40 коп. Рубить же молодняк под угрозой штрафа строго запрещалось.

Еще на Охотском побережье в 1923 году были введены канцелярские и гербовые сборы. Ввиду этого и за полным отсутствием денежного хождения, тунгусы писем избегали.

В этом же году была введена бесплатная каюрная (гоньбовая) повинность, для разъездов должностных лиц, агентов ГПУ, милиции и особенно военных отрядов. В 1925 году нарто-верста (пара оленей или потяга 12 - 15 собак) оплачивалась 15 коп. - платой для того времени совсем мизерной.

В 1923 году с тунгусов требуют не один раз в год, во время ярмарок, а в трехдневный срок регистрировать рождения, смерти, женитьбы и разводы. Кроме того, сбор налога сельхозналогом стал производиться не по старому, привычному, удобному для тунгусов обычаю - на ярмарках, а по «революционному». Ловили случайно подвернувшихся тунгусов и требовали налоги. Главное же то, что в Якутии кочевники были освобождены от сельхозналога, а потому налог на Охотском побережье тунгусы считали незаконным.

Совершенно не считаясь с особыми бытовыми условиями, укладом жизни и социальными отношениями, охотские власти целиком перепечатывали на бланках московские декреты и хабаровские постановления и рассылали их по стойбищам для четкого и неуклонного исполнения. К примеру, охота на пернатую водоплавающую дичь разрешалась с 1 сентября, т.е. тогда, когда часть этой дичи уже улетела, а выводки уже кончились. Запрет же охоты на пернатую, боровую дичь с 1 апреля лишает тунгуса возможности в самое голодное время охотиться на тетерева и глухарей на току (начиная приблизительно с мая месяца). В урусах начался голод. На этой почве и вспыхнуло восстание.

Командующий тунгусов - Карамзин

В июне 1924 года в Нелькане состоялся I съезд Аяно-Нельканских, Охотских, Аркинских и Маймаканских тунгусов. Съезд решил отделиться от Советской Республики в самостоятельное государство и избрал свое Временное Тунгусское Национальное Управление, исключительно из тунгусов. Партизанским отрядом был избран и съездом утвержден также «Главный штаб Тунгусских партизанских отрядов» и командующий Павел Карамзин.

В 1924 году повстанческий отряд под командой тунгуса Павла Карамзина окружил порт Аян. Советский гарнизон сдался. Эвены захватили все продукты, вырученную и конфискованную пушнину, деньги и переписку. Летом в бухте Аян пришло береговое судно «Красный вымпел» и было предложено отряду тунгусов сдаться. После полученного отказа, на берег высадился отряд военных моряков, но, не обнаружив противника, вернулся обратно на судно.

В этом же году «на случай прихода Советской власти в тайгу» в Кетанде (в 200 км. от Охотска) сформировался отряд тунгусов - около 60 человек. Большинство отряда было тунгусов из Горбиканского рода Софрона Погодаева.

Софрон Тимофеевич Погодаев (его фотография и родовая печать ныне хранятся в Охотском музее), был старостой 2-го Горбиканского рода (самоназвания эвенов по местности Гэрбэ) в селении Арка и возглавил отряд самообороны. Хотя ранее он был членом местного революционного исполкома РКП(б). Его очень уважали в крае. Один раз он спас своих родовичей от голода, отдав все свои припасы. А голод у тунгусов в те времена был частенько, ведь жили они только за счет рыбы.

Охотск в осаде

С 20 по 23 января 1925 года в Нелькане состоялся II Тунгусский съезд такого же состава, как и первый. На съезд была допущена советская делегация (для переговоров), которая дала подробную информацию о международном и внутреннем положении СССР, экономической и национальной политике, подробности амнистирования восставших. Но участники съезда упорно твердили о расхождении и несоответствии слов и дел у красных, о их зверствах, бесчинствах, особенно органов ГПУ и их отрядов, о разорительных налогах, дороговизне товаров, обнищании, голоде тунгусов. Резолюция этого съезда была такова: организовать самостоятельную Тунгусию без коммунистов.

Более четырех месяцев собирался отряд Карамзина в районе Охотска. С января по июнь 1925 года (до начала навигации), Охотск был на осадном положении.

А в ночь с 21 на 22 февраля 1925 года отряд Карамзина занял оставленный красными частями находящееся в 8 км. от Охотска поселок Новое Устье. Поселок был разграблен, как и фактория акционерного Камчатского общества «Окаро», где было много свинца, пороха, и съестных продуктов. Тунгусы вывезли продукты в тайгу и раздали их населению.

Вот что писали в это самое время повстанческие отряды друг другу:

«Начальнику охраны Аркинского района Погодаеву, А. Громову и Карамзину.

Примите привет, почтение и благопожелание. Мы сами пока живы и здоровы. А относительно о фронте сообщаем вам в нижеследующем: Из поселка Новое Устье войска красных переехали давно в город Охотск. Наши заняли поселок Новое Устье 21 февраля 1925 года. На другой день, 22 февраля, вышли пешком из Охотска красноармейцы около 70 человек и сделали наступление на наших. Была стрельба. Красные потеряли около 50-ти человек, оставили трупы своих людей, оружие и пулемет «Льюис» и отступили в город. С нас убитых и раненых около 11 человек (официальное сообщение пришлем позже). Просим вас, дорогие братья, по возможности отправить скорее подвод, ибо имеется у нас груз. Можете отправить подвод не по дороге, а прямо по тундре до Нового Устья. Просим не распространять слух частным.

Митрофан, Павел и Михаил живы, здоровы. Передайте нашим братьям привет и почтение. Шлет вам привет Захаров. Больше писать не о чем. Будьте здоровы, Богом хранимы. Дорогу до Нового Устья сделаете через тундру, прямо. Арестованных держите до получения второго сведения.

1925 года февраля, 23 дня.

Начштаба Карамзин».

В таком положении, красным оставалось лишь оборонять Охотск. Охотский гарнизон состоял из 89 человек, дивизиона ГПУ, а вместе с добровольцами (профсоюзы, партийцы, совработники) гарнизон насчитывал до 317 человек.

В конце концов, красным пришлось вызывать на помощь судно «Красный вымпел» из Владивостока. 22 июня 1925 года в Аяне и Охотске высадились части красного экспедиционного отряда, во главе с командующим Абрамовым, который, кроме того, был назначен уполномоченным по Охотскому побережью. С повстанцами заключили перемирие. После переговоров, отряды сложили оружие. Всем им была дана амнистия, представители туземцев привлечены в органы управления, а всякие административные бесчинства прекращены. Все эти мероприятия, произвели на тунгусов большое впечатление. Они были уверены, что вот, приехала, наконец, «настоящая Советская власть» и прогнала самозванцев. Однако в 30-е годы, многим участникам восстания припомнили прошлое и осудили. Так тихо, мирно и закончилось это восстание малого брата с большим.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...