Описание степи ночью в Тарас Бульба. Степь чем далее тем становилась прекраснее

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее». По пути на Сечь он думал о красавице-полячке, которую встретил когда-то в Киеве. Увидев красоту степи, герои забывают обо всех тех мыслях, которые не давали им покоя.

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Тест по произведению

План-конспект урока литературы в6 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Тема : « Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Цели урока : обучение выразительному чтению развернутого сложного описания картины природы, развитие речи,воображения и творческих способностей учащихся, развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

По теме урока нетрудно догадаться, о чем пойдет речь.Конечно же, о знаменитом Гоголевском описании степи.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть? Чем является для Гоголя образ степи? На эти и другие вопросы мы найдем ответ.

Описание природы в русской классике- это не просто фон, на котором разворачивается действие. Оно имеет важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. Эту привлекательность и скрытое очарование украинских степных просторов воспевает писатель в повести « Тарас Бульба».

Для того,чтобы проникнуться чувством писателя и его героев, давайте проследим, как описывает Гоголь степь.

2. Анализ отрывка. «Степь днем»

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам:

В каком предложении выражается основная мысль отрывка? (Ничто в природе не могло быть лучше)

Что же так восхищает Гоголя в степи? В чем он видит чарующую красоту степи? (Гоголевская степь поражает буйством красок, их пестротой, яркостью, их многообразием.)

Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? (Живопись.Кажется, что видишь перед собой большую картину.)

Какой основной образ проходит через все описание степи? (Образ моря, океана: волны диких растений,зелено-золотой океан…)

Что подчеркивает Гоголь сравнением поверхности земли с зелено-голубым океаном? (пространственную мощь и ее красивый, успокаивающий тон).

Какую роль играет метафора « брызнули миллионы разных цветов»? (Ей передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия цветов)

Какие, казалось бы, незначительные детали замечает автор? (Описывает форму отдельного цветка: «кашка пестрела зонтикообразными шапками», «желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой»)

Почему Гоголь называет степь «зеленою девственной пустыней»? (Это метафорическое сравнение.Рука человека не касалась ее, никогда плуг не проходил

по волнам диких растений)

От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Писатель подмечает движения и звуки пернатых обитателей степи и образно передает их.

Найдите движения птиц, которые замечает автор.(«куропатки шныряли..», ястребы стояли неподвижно», «чайка купалась в синих волнах воздуха»

А воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей. Автор не только видит птиц, но и слышит их. В этом описании сливаются и зрительные, и слуховые ощущения.

Но степь великолепна не только днем, но и вечером.

3.Анализ отрывка « Степь вечером».

Чтение отрывка подготовленным учеником.

Беседа по вопросам:

Как преображается степь вечером? (Пестрое пространство темнело, зелено-золотая степь превращалась в темно-зеленую. Растения вечером пахнут сильнее. Музыка, которая наполняла день, утихает, сменяется другой: свистят суслики, трещат кузнечики, кричат лебеди)

Как вы понимаете метафору « Вся степь курилась благовонием»? (Растения испускали приятный запах)

Как вы понимаете сравнение «Крик лебедя, как серебро»? (Лебедь- красивая,гордая птица. Серебро- красивый, благородный металл. Чтобы звук колокола был лучше, добавляли серебро)

4 Анализ отрывка «Степь ночью»

Выразительное чтение отрывка.

Беседа по вопросам:

Как изображается степь ночью? (Слышен треск насекомых, свист и стрекотанье.)

Почему лебеди сравниваются с красными платками? (Небо освещалось заревом от выжигаемого тростника)

Степь великолепна не только днем, но и вечером, и ночью.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? (Степь – обобщенный образ Родины. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди. Степь в повести связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливает к встрече с запорожцами- вольными, гордыми людьми.

Как картины природы связаны с настроением героев? (Сначала все три всадника ехали молча, Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой. Степь – их родная мать, как мать принимает их в свои объятия.)

Вывод : Степь и казаки –родные, близкие друг к другу. Образ степи дан Гоголем как образ матери- Родины, породившей могучие, богатырские характеры.

5. Подведение итогов урока.

Описание степи в повести "Тарас Бульба": отрывок из текста "...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно‑зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба‑темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого‑нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш*; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто‑нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно‑розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу. Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра..." (*кулиш – жидкая пшенная каша с салом)

© Literaturus.ru: Мир русской литературы


Подобный материал:
  • Рассказ барабанщика , 596.15kb.
  • Сценарий мини-спектакля "Возьми здоровье в XXI век" , 47.73kb.
  • Уфа. Как сберечь энергию? Эта тема является одной из наиболее уязвимых и острых для , 85.36kb.
  • Cols=2 gutter=22> Тема урока «Лесостепи и степи» , 48.16kb.
  • Рассказ Чичинина И. С. о себе , 153.52kb.
  • Консультация для родителей Как помочь подростку выбрать будущую профессию? , 58.79kb.
  • Государственный стандарт союза сср части соединительные чугунные, изготовленные литьем , 2399.7kb.
  • Данилова Галина Васильевна, гимназия №12 г. Липецка Тема: «Пословицы и поговорки как , 129.16kb.
  • " Пробьются воды в пустыне и в степи потоки" , 4512.41kb.
План-конспект урока литературы в7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Тема : « Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Цели урока : обучение выразительному чтению развернутого сложного описания картины природы, развитие речи,воображения и творческих способностей учащихся, развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

По теме урока нетрудно догадаться, о чем пойдет речь.Конечно же, о знаменитом Гоголевском описании степи.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть? Чем является для Гоголя образ степи? На эти и другие вопросы мы найдем ответ.

Описание природы в русской классике- это не просто фон, на котором разворачивается действие. Оно имеет важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. Эту привлекательность и скрытое очарование украинских степных просторов воспевает писатель в повести « Тарас Бульба».

Для того,чтобы проникнуться чувством писателя и его героев, давайте проследим, как описывает Гоголь степь.

2. Анализ отрывка. «Степь днем»

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам:

В каком предложении выражается основная мысль отрывка? (Ничто в природе не могло быть лучше)

Что же так восхищает Гоголя в степи? В чем он видит чарующую красоту степи? (Гоголевская степь поражает буйством красок, их пестротой, яркостью, их многообразием.)

Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? (Живопись.Кажется, что видишь перед собой большую картину.)

Какой основной образ проходит через все описание степи? (Образ моря, океана: волны диких растений,зелено-золотой океан…)

Что подчеркивает Гоголь сравнением поверхности земли с зелено-голубым океаном? (пространственную мощь и ее красивый, успокаивающий тон).

Какую роль играет метафора « брызнули миллионы разных цветов»? (Ей передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия цветов)

Какие, казалось бы, незначительные детали замечает автор? (Описывает форму отдельного цветка: «кашка пестрела зонтикообразными шапками», «желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой»)

Почему Гоголь называет степь «зеленою девственной пустыней»? (Это метафорическое сравнение.Рука человека не касалась ее, никогда плуг не проходил

По волнам диких растений)

От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Писатель подмечает движения и звуки пернатых обитателей степи и образно передает их.

Найдите движения птиц, которые замечает автор.(«куропатки шныряли..», ястребы стояли неподвижно», «чайка купалась в синих волнах воздуха»

А воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей. Автор не только видит птиц, но и слышит их. В этом описании сливаются и зрительные, и слуховые ощущения.

Но степь великолепна не только днем, но и вечером.

3.Анализ отрывка « Степь вечером».

Чтение отрывка подготовленным учеником.

Беседа по вопросам:

Как преображается степь вечером? (Пестрое пространство темнело, зелено-золотая степь превращалась в темно-зеленую. Растения вечером пахнут сильнее. Музыка, которая наполняла день, утихает, сменяется другой: свистят суслики, трещат кузнечики, кричат лебеди)

Как вы понимаете метафору « Вся степь курилась благовонием»? (Растения испускали приятный запах)

Как вы понимаете сравнение «Крик лебедя, как серебро»? (Лебедь- красивая,гордая птица. Серебро- красивый, благородный металл. Чтобы звук колокола был лучше, добавляли серебро)

4 Анализ отрывка «Степь ночью»

Выразительное чтение отрывка.

Беседа по вопросам:

Как изображается степь ночью? (Слышен треск насекомых, свист и стрекотанье.)

Почему лебеди сравниваются с красными платками? (Небо освещалось заревом от выжигаемого тростника)

Степь великолепна не только днем, но и вечером, и ночью.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? (Степь – обобщенный образ Родины. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди. Степь в повести связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливает к встрече с запорожцами- вольными, гордыми людьми.

Как картины природы связаны с настроением героев? (Сначала все три всадника ехали молча, Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой. Степь – их родная мать, как мать принимает их в свои объятия.)

Вывод : Степь и казаки –родные, близкие друг к другу. Образ степи дан Гоголем как образ матери- Родины, породившей могучие, богатырские характеры.

5. Подведение итогов урока.

Минский процесс зашёл в тупик, встреча Нормандской четвёрки в Мюнхене сорвана, противоречия по поводу миссии ООН на Донбассе кажутся непреодолимыми. Конфликт переходит в стадию заморозки, что не выгодно никому. А тем не менее выход есть и более того, я вангую, что именно так он и завершится. Дело в том, что Донбасс это пациент на искусственном дыхании и причём давно. Кусок безжизненной причерноморской степи волей случая оказался востребованным в XIX веке когда эстетика стимпанка побеждала экономическую целесообразность. Победа странноватого большевистского режима с его игнорированием натуральных законов в пользу идеалистических конструкций привели на обглоданный Солнцем и солончаками Донецкий кряж "красных рабов" поселенных в эргастулах шахтёрских посёлков. Естественно после краха коммунистической утопии рабы покинутых рабовладельцами угольных плантаций и предоставленные самим себе стремительно деградировали даже с того невысокого уровня на котором пребывали в совсем уж "царство восставших рабов" украинского Гаити. Но в данном случае разговор не о людях "шахтёрского края", а о Матери-природе этой части Дикого поля. "Климат здесь характеризуется значительными суточными, годовыми и абсолютными (до 83 градусов) колебаниями температур воздуха, небольшим количеством осадков, засушливо-суховейными атмосферными явлениями, гололедными образованиями". Проще говоря воды нет, а пыльные бури есть, снега мало, зато Степь почти каждый год покрывается льдом, и ледовый дождь ломает редкие, кривые деревья которые пережили суховеи. И в эту экстремальную зону обитания подселили 5 млн неприкаянных душ. Как была бы прекрасна Земля, если бы люди не портили её своим присутствием, утверждают экологи-энвайронменталисты. И сдаётся мне Донбасс лучшая природная лаборатория где нам предстоит увидеть реализацию этого тезиса. В 1979 году в Енакиево, на шахте "Юный Коммунар" был произведён ядерный взрыв. Сегодня шахту топят называя это "мокрой консервацией". Это только один из артефактов Советского Донбасса столь любимого ностальгирующими пенсионерами по обе стороны государственной границы. Есть ещё "кровяной яд" Горловского химзавода, радиоактивый могильник Донецкого казенного завода химических изделий, ёмкости с хлором Донецкой фильтровальной станции. Рукотворная экологическая катастрофа разрешит все трудности Вячеслава Суркова по переформатированию проекта Новороссии путём исчезновения предмета приложения усилий. Принудительная эвакуация населения в разные стороны позволит отсепарировать агнцев от козлищ, совков от цэевропейцев, укропов от ватанов, а выжженная земля столь любимая сердцу западного обывателя позволит вкладывать ресурсы ЕС в благородную тему восстановления экологии прикрывая собственную трусость и равнодушие долгие годы. Не надо будет штурмовать городские агломерации лучшей армией Европы, "Джавелины" останутся в подарочных коробках на складах с усиленной охраной и кошмар Хашима не будет сниться "группе Вагнера" где то под Снежным. Соблазн такого решения настолько велик, что вне сомнения он будет реализован с той или иной степенью живодёрства и при полном согласии противоборствующих сторон. "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". И надо заметить это будет лучший выход прежде всего для несчастных обитателей этого края оказавшихся втянутыми в игры, сложность которых превосходит степень их понимания. Ну а мы может ещё увидим Степь освобождённую от людей и почувствуем ту же радость, которая сквозит у Гоголя в его "Тарасе Бульбе:

"Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.."



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...