Определить личность поэт проповедник поборник просвещения. Произведения феофана прокоповича

И пострижен в монашество от униатов с именем Елисея . Принятие униатства составляло тогда неизбежное условие заграничного образования для православных.

Обратив на себя внимание униатского духовенства, Прокопович был определен во Владимир Волынский учителем поэзии и красноречия.

Через некоторое время послан в Рим , где поступил в коллегию св. Афанасия , учрежденную папой Григорием XIII . Научные занятия здесь настолько захватили его, что он иногда даже забывал о пище. Внимательно присматриваясь к порядкам католической церкви , он хорошо познакомился с католической организацией, и в нем зародилось резко отрицательное отношение к папизму. Отцы иезуиты усиленно склоняли Прокоповича остаться в Италии и вступить в их ряды, но он отклонил их предложения.

Возвращение на Родину и принятие Православия

Получив сан епископа, Феофан не поехал в Псков на епархию, а остался в Петербурге в качестве ближайшего сотрудника Петра в церковных делах. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и т.д. Феофану было поручено Петром составление законодательного акта о ликвидации русского патриаршества и устроении высшего церковного коллегиального управления. Над этим «Духовным регламентом » Феофан трудился в - годах.

Петр Великий нередко делал Феофану подарки. Лично сам подарил ему несколько деревень, дарил значительные денежные суммы. У Феофана в Петербурге образовалось свое хозяйство. Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург.

В конце царствования Петра I Феофан чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов и своим поведением возмущал большинство духовенства. «Камень веры » митрополита Стефана (Яворского) , обличающий протестантские заблуждения, не был пропущен цензурой Петра как противоречащий личным убеждениям Феофана. То же было и при Екатерине I. Из церковных деятелей Феофан дружественно сносился с расколоучителями, вел переписку со знаменитым Выговским настоятелем Андреем Денисовым , приглашал его к себе на собеседование, был сильным его покровителем. По словам самих раскольников, Феофан был для них «возлюбленный о Христе брат».

Однако, по вступлении на престол Петра II и по свержении князя Меньшикова религиозное направление изменилось, Феофан оказался в немилости, а «Камень веры» был напечатан.

Вступление на престол императрицы Анны позволило Феофану вновь возвысится став во главе партии поддержавшей восстановление самодержавния подачей известной челобитной года. Благодаря своему деятельному участию в этом событии он вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии.

После Феофана Прокоповича, которого так любил и возвышал Петр, киевские ученые не выдвинули из своей среды ни одного такого же ревнителя государственных интересов и пособников светской власти.

Феофан был плодовитым писателем, причем не только церковным, но и светским. Он много трудился на пользу государства в области церковного законодательства, принимал деятельное участие в составлении актов государственно-законодательных или вообще правительственно-официальных.

Не было почти рода писательства, к которому не был бы причастен Феофан. Богослов, проповедник, канонист, юрист, историк, поэт совмещались в нем с разною степенью дарования, но, во всяком случае, в необыкновенном сочетании. Феофан также может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули многие русские писатели. Он оказал большое влияние на таких деятелей как А.Д. Кантемир , сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, и В. Н. Татищев , взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались можно сказать в школе Феофана.

Таких разносторонних и плодовитых талантов мало можно встретить среди наших деятелей XVIII века. Взятая в целом личность Феофана Прокоповича всегда останется одной из центральных фигур русской истории XVIII столетия.

Скончался 8 сентября года на Карповском подворье на Аптекарском острове.

Феофан Прокопович был человек жестокий, он немало погубил невинных людей. Так, он доносил императрице на епископа Льва (Юрлова) , участвовал в обвинении архиепископа Гедеона (Дашкова) . Однако в свое времени Феофан почитался светилом, «оком и рукой царской».

Труды

  • "Приветственное слово", сказанное государю в Киеве 5 июля 1706 г.
  • "Похвальное слово", произнесенное по случаю Полтавской победы в присутствии Петра.
  • Проповедь, произнесенная 24/XI-1717 г. в день именин императрицы, на текст: "Крепка, яко смерть, любы".
  • "Слово в неделю цветную о власти и чести царской, яко от самого Бога в мире учинена есть и како почитати царей и оным повиноватися людие долженствует [-вуют]; кто же суть и коликий имеют грех противляющиеся им". 6 апреля 1718 г.
  • Слово в день памяти Александра Невского, произнесенное в 1718 году, на текст: "Учителю Благий, что сотворив, живот вечный наследую?"
  • Слово похвальное о флоте российском и о победе галерами российскими над кораблями шведскими. (Произнесено 8/IX-1720 г.)
  • Слово во время торжеств по случаю Ништадтского мира. (Произнесено в Москве 28 января 1722 г.)
  • Две проповеди на смерть Петра Великого (1 марта 1725 года - в день погребения и в том же году в день Петра и Павла).
  • Надгробное слово Екатерине I, произнесенное 16 мая 1727 г.
  • Речь в день коронации имп. Анны Иоанновны 28 апреля 1730 г.
  • Слово в день коронации, произнесенное в 1732 году, на текст: "Воздадите Кесарева Кесареви".
  • Слово в день коронации в 1734 году, сказанное в пользу монархии вообще.
  • Шесть монашеских (или аскетических) проповедей.
  • "Поучения и речи" в 3-х частях (собрание проповедей). СПб., 1760, 1761, 1765.
  • "Правила риторические" (учебник), составлен в 1706 г., полностью не издан.
  • Духовный регламент.
  • Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедовать должен. М., 1784.
  • Владимир, славянороссийских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет Евангельский приведенный Духом Святым (трагикомедия в рукописи сборника имп. публ. библ.).
  • Торжественная песнь на Полтавскую победу (латинские стихи).
  • Ода на путешествие Петра II в Москву на коронацию (напеч. в "???").
  • Описание Киева (латинские элегические стихи).
  • Увещательная элегия (латинская).
  • Монашеская элегия (латинская) - эти три элегии помещены в сборнике"???".
  • Родословная роспись великих князей и царей российских до гос. Петра I, с кратким описанием знатнейших дел их и гравированным каждого портретом. СПб., 1717.
  • История имп. Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии, изд. Щербатова. СПб., 1783; М., 1788 (есть мнение, что к этому труду Феофан делал лишь замечания и поправки).
  • Краткая повесть о смерти Петра. СПб., 1726.
  • Надгробное слово под названием: "???".
  • Сказание о кончине Петра II и о вступлении на престол Анны Иоанновны. СПб., 1737.
  • Правда воли монаршей во определении наследника державы своей. Напеч. в авг. 1722 г.
  • Манифест о коронации.
  • Церемониал встречи государя в Новгороде в 1728 году. (напеч. в IX ч. "Древней Российской Вивлиофики", 2-е изд.).
  • Рассуждение о нетлении мощей св. угодников Божиих в Киевских пещерах нетленно почивающих. Киев, 1890.
  • Семь богословских трактатов, составляющих неоконченную систему Богословия.
  • Христовы о блаженствах проповеди. // Русский архив. 1916. кн. 1.
  • Диалогизм или беседа о догматах Православной Церкви.
  • Истинные основания и должности христианской веры, или наставления язычникам, обращающимся в христианскую веру.

Литература

  • Соловьев С.М. История России. кн. III. с. 1547, 1557-1559; кн. IV. с. 274, 275, 277, 284, 285, 484, 626, 799, 800, 804, 805, 824, 917, 1050 и др.; кн. V. с. 531, 543.
  • Устрялов Н. История [царствования] Петра Великого.
  • Рункевич С.Г. История Русской Церкви под управлением Св. Синода. т. I. СПб., 1900.
  • Он же. Александро-Невская Лавра 1713-1913 гг. СПб., 1913. с. 15-694.
  • Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М., 1886.
  • Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880.
  • Чистович И.А. Решиловское дело. СПб., 1861.
  • Он же. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868, 1878.
  • Извеков Д. Из истории богословской полемической литературы XVIII в. // Православное обозрение. 1871. авг.
  • Он же. Один из малоизвестных литературных противников Ф. Прокоповича. // Заря, 1870, VIII.
  • Тихонравов. Трагикомедия Ф. Прокоповича "Владимир". // Журнал мин. нар. просвещ. 1879. май.
  • Петров Н. О словесных и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 г. // Труды КДА. 1866. № 7, 11, 12; 1867. № 1, 3.
  • Толстой М.В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. прилож. с. 15.
  • Он же. Рассказы из Ист. Р. Ц. с. 617-620, 629.
  • Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 века. с. 53, 57-60, 63, 66, 79.
  • Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881.
  • Он же. История Русской Церкви. [так? м.б. Русская церковная история?]
  • Он же. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра Великого. Казань, 1873.
  • Морев И.В., прот. "Камень веры" митр. Стефана Яворского, его место среди отечественных противопротестантских сочинений и характеристические особенности его догматических воззрений. СПб., 1904.
  • Пекарский П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. т. I, II.
  • Он же. История Академии Наук. т. I.
  • Цыпин А. История русской литературы. т. III.
  • Стефанович, свящ. Феофан Прокопович, как канонист. М., 1906.
  • Червяковский П. Материалы для истории православного богословия в России. // Христианское чтение за 1876, 1877, 1878 гг.
  • Морозов П. "Феофан Прокопович, как писатель, очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования". СПб., 1880.
  • Доброклонский. История Русской Церкви.
  • Барсов Н.И. Исторические критические и полемические опыты.
  • Обзор рус. дух. лит. с. 289.
  • Глинский Б.В. О титуле самодержавия. с. 567-603.
  • Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую. т. III. СПб., 1903. с. 160-167.
  • Архангельский А. Духовное образование и духовная школа в России при Петре Великом. Казань, 1883.
  • Здравомыслов. Иерархи Новгородской епархии.
  • Корсаков Д.А. Воцарение имп. Анны Иоанновны. Казань, 1880.
  • Арсеньев. Царствование Петра. СПб., 1839.
  • Громов. Преобразовательная деятельность Петра Великого. // Вера и разум. 1891. № 1 и 2.
  • Аскоченский. Киев. т. I.
  • Гатцук. Календарь на 1883 год. с. 136.
  • Вишневский Д.К. Киевская академия в первой половине XVIII в. Киев, 1903.
  • Попов Н. Татищев и его время. М., 1861.
  • Титлинов Б.В. Правительство имп. Анны Иоанновны в его отношениях к делам православной церкви. Вильна, 1905.
  • Тихомиров Ф. Трактаты Прокоповича о Боге Едином по существу и Троичном в лицах. СПб., 1884 и речь перед защитой этой диссертации на тему: "Идея абсолютного Бога и протестантский схоластицизм в богословии Феофана Прокоповича".
  • Жмакин В. Церемониал погребения Ф. Прокоповича. // Христианское чтение. 1882. ч. 1.
  • Евгений (Болховитинов). Словарь духовных писателей. СПб., 1827. с. 295-330.
  • Булгаков. с. 1407, 1410.
  • Толстой Ю. № 15.
  • Списки архиереев. № 15.
  • Житие Прокоповича, составленное Маркеллом Родышевским // Чтен. в О.И.Д.Р. 1862. кн. 1, под загл. "Дело Феофана Прокоповича".
  • Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб., 1887.
  • Полное собрание постановлений и распоряжений по вед. прав. ист. [по ведомству православных исповеданий Российской империи?] 1721-1736 гг.
  • Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 81.
  • Исторические сведения о г. Арзамасе, 1911. с. 65.
  • Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила. 1896. с. 40, 47.
  • Летопись Е.А. с. 689, 699, 703-705.
  • Биография Прокоповича, сост. Д. С. Рудневым и приложенная к сочинению Феофана: "???"
  • Журнал мин. нар. просвещ. 1833. № 7.
  • Сборн. имп. рус. общ. т. 11, 55, 79, 84, 94, 101, 104, 106, 108, 111, 114.
  • Чтен. в О.И.Д.Р. 1864. ч. IV.
  • Изв. Казан. еп. 1869. № 20. с. 605.
  • -"- 1879. № 21. с. 600.
  • -"- 1881. № 23. с. 629.
  • -"- 1884. № 22.
  • Православный собеседник. 1874. июнь. с. 92.
  • -"- 1878. июнь. с. 203.
  • -"- 1897. июль. с. 291; нояб. с. 624; дек. с. 730-733.
  • -"- 1907. июнь. с. 834.
  • -"- 1908. апр. с. 501 прим., с. 506.
  • -"- 1912. дек. с. 847.
  • Труды КДА. 1861. № 3.
  • -"- 1865 (Книга записная исходящим за подпис. преосв. Феофана к разным персонам с 1 января 1728 г. по 16 декабря 1729 г.)
  • -"- 1870. авг. с. 574.
  • -"- 1878. апр. с. 147-156, 163; май. с. 300-301, 307-309.
  • -"- 1879. июнь. с. 188-193, 204.
  • Христианское чтение. 1869. апр. с. 620.
  • -"- 1877. № 8.
  • -"- 1878. март. с. 291.
  • Церковный вестник. 1891. № 7. с. 103; № 37. с. 588.
  • Исторический вестник. 1865. сент. с. 702 п/с. 2.
  • -"- 1881. февр. с. 456-458; июнь. с. 424.
  • -"- 1882. май. с. 483-484.
  • -"- 1883. янв. с. 201-202.
  • -"- 1884. февр. с. 417-420.
  • -"- 1886. апр. с. 159.
  • -"- 1888. февр. с. 480.
  • -"- 1892. февр. с. 497.
  • -"- 1891. июль. с. 195.
  • -"- 1896. апр. с. 154 п/с., 156, 159, 160; июль. с. 75.
  • -"- 1900. окт. с. 250.
  • -"- 1905. апр. с. 219.
  • -"- 1908. нояб. с. 607-608.
  • -"- 1913. февр. с. 595-596.
  • -"- 1915. окт. с. 335.
  • Русская старина. 1870. т. 2. с. 23-24.
  • -"- 1872. дек. с. 691.
  • -"- 1874. апр. с. 798.
  • -"- 1875. февр. с. 439.
  • -"- 1876. апр. с. 723, 877.
  • -"- 1879. май. с. 2, 3, 4.
  • -"- 1880. янв. с. 124, 125.
  • -"- 1882. янв. с. 86.
  • -"- 1886. янв. с. 3-4, 6-9; февр. с. 268, 278.
  • -"- 1887. июль. с. 1, 3.
  • -"- 1888. нояб. с. 414, 523.
  • -"- 1904. авг. с. 454.
  • Приб. к Ц.В. 1914. № 20. с. 935.
  • Православное обозрение. 1868. июль. с. 392, 401; сент. с. 29.
  • -"- 1863. янв. с. 48-106.
  • Русский архив. 1863. кн. 4 (Письмо Кантемира к Феофану).
  • -"- 1865. кн. 4 (Письмо Феофана к Киевскому еп. Рафаилу).
  • -"- 1869. кн. 9 (Записка Феофана о жалованьи синодальным членам).
  • -"- 1870. № 11. с. 1953-1956.
  • -"- 1872. № 5. с. 997-1004; № 9. с. 1672.
  • -"- 1889. кн. 1. с. 68 (Воспомин. гр. А.Д. Блудовой); кн. 2. с. 66, 69, 176, 181 (Письма Киевского митр. Евгения Болховитинова к В.Г. Анастасевичу).
  • -"- 1893. кн. 3. с. 34 (Скворцов Н., свящ. Московский Кремль).
  • -"- 1895. кн. 3. № 10. с. 220.
  • -"- 1898. кн. 3. с. 5 (Выдержки из указов гр. П.Б. Шереметьева его управителям).
  • -"- 1900. кн. 2. № 8. с. 409-441.
  • -"- 1901. кн. 1. № 3. с. 359.
  • -"- 1903. кн. 1. № 3. с. 539; № 4. с. 38; кн. 3. № 9. с. 251; № 10. с. 253.
  • -"- 1910. кн. 1. № 2. с. 301, п/с и с. 304.
  • -"- 1912. № 6. с. 297.
  • -"- 1916. кн. 1. с. 182 (Лебедев А. Архиеп. Иаков Вечерков).
  • ЖМП. 1946. № 3. с. 38-43; № 4. с. 61-72.
  • -"- 1944. № 12. с. 52, 57.
  • -"- 1959. № 11. с. 49, 38.
  • БЭС. т. II. с. 1675, 1936.
  • ЭС. т. 41-а. с. 929.
  • РБС. т. XXV. с. 399-448.
  • Н.Д. с.19, 51.

Известный украинский деятель эпохи барокко. Разносторонность дарований, энциклопедичность знаний, выдающиеся достижения в области науки, политики, несомненно позволяют поставить его в ряд гениев человечества. Труды Ф. Прокоповича касаются физики, философии, математике, астрономии, логике, наук о государстве и праве, теологии.
Елеазар Прокопович родился в Киеве 7 июня 1681 в семье лавочника Церейського. После смерти отца и матери его опекуном стал дядя по матери Феофан Прокопович, наместник киевского Братского Богоявленского монастыря, профессор и ректор Киево-Могилянского коллегиума.
Дядя отдал Елеазара в начальную школу при монастыре. После ее окончания, Елеазар становится студентом Киево-Могилянского коллегиума. В годы учебы был одним из лучших учеников, хорошо овладел церковнославянский, греческий и латинский языки, не раз побеждал в научных диспутах, кроме традиционных для коллегиума дисциплин изучал произведения европейских философов. После смерти дяди, Феофана Прокоповича, его поддерживал киевский митрополит Варлаам Ясинский.
1698 Елеазар заканчивает Киево-Могилянский коллегиум и решает продолжить образование. В том же году поступает в Владимир-Волынского униатского коллегиума, живет в базилиянському монастыре, где принимает унию и постригается в монахи под именем Елисея. Униатский владимир-волынский епископ Заленский заметил необычные способности молодого монаха и способствовал его переводу в Римской католической академии св. Афанасия, в которой готовили богословов для распространения католичества среди сторонников восточного православия.
В Риме Елисей пользовался ватиканской библиотеки, кроме богословских наук изучал произведения древних латинских и греческих философов, историков, памятники старого и нового Рима, основы католической веры и организации папской церкви, знакомился с произведениями Томмазо Кампанеллы, Галилео Галилея, Джордано Бруно, Николая Коперника.
28 октября 1701 покидает Рим, не закончив полного курса академии. Пешком проходит Францию, Швейцарию, Германию, некоторое время изучает в городе Галле, где знакомится с идеями реформаторства.
1704 возвращается в Украину, сначала в Почаевский монастырь, затем в Киев, отрекается католической веры, проходит епитимию и постригается в православные монахи, приняв имя Феофана в память своего дяди.
С 1705 года преподавал риторику, поэтику и философию в Киево-Могилянской коллегии, заключил курс пиитики и риторики, написал трагикомедию «Владимир», посвятив ее гетману Ивану Мазепе. Вместе пишет и произносит богословско-философские проповеди, благодаря которым был замечен киевским генерал-губернатором Д. Голицыным и А. Меншиковым.
1707 становится префектом Киево-Могилянской академии.
1711 года его принимают в составе свиты царя Петра I в Прутский поход, во время которого в Яссах он произносит по случаю годовщины Полтавской битвы проповедь, которая понравилась царю. По возвращении в Киев Феофана Прокоповича назначен ректором Киево-Могилянской академии и профессором богословия. Одновременно он становится игуменом Братского монастыря.
1716 по желанию Петра I Прокопович переезжает в Петербург.
1718 назначен епископом псковским и Нарвский, становится приближенным к царскому двору. Пишет по заказу царя книги «Апостольская география», «Краткая книга для обучения отроков», «Духовный регламент» 1720.
1721 назначен вице-президентом святейшего синода, председателем которого был выходец из Украины Стефан Яворский.
1724 Феофан по приказу царя пишет указ об устройстве монашества, который приводил и регламентировал монастырскую жизнь по образцу древних монастырских уставов, направлял монашеская жизнь на пользу обществу, активно участвует в осуществлении реформ в России. После смерти Петра I способствует восхождению Екатерины I на трон.
1725 Прокоповича назначен архиепископом новгородским и первым членом синода, фактическим главой Русской православной церкви. Он участвует в организации Российской Академии наук, возглавляет так называемую «Ученую дружину» деятелей культуры, в которую входили Татищев, Кантемир и др. Последнее десятилетие жизни почти оставил деятельность ученого, преследовался со стороны противников петровской политики, которые плели вокруг Прокоповича интриги, слали в синод доносы, пытаясь лишить его высокого положения в церковной иерархии.
19 сентября 1736 умер в Новгороде, похоронен в новгородском Софийском соборе.
Феофан Прокопович В 1979 г. в Киеве вышел трехтомник лекций по риторике, логики, физики, математики и этики, которые читал Ф. Прокопович в Киево-Могилянской Академии в 1705-1709 гг Ранее в советские времена были опубликованы произведения Ф. Прокоповича в Москве и Ленинграде Ф. Прокопович. Сочинения, М.-Л., 1961 . Ф. Прокопович автор «Букваря», по которому многие десятилетия учились украинском, русские, белорусы, греки, молдаване, сербы, грузины, болгары. Его произведения были очень распространены во всех восточнославянское странах. Скажем, в Сербии «Первое Учение отрокам» выдержало 7 переизданий. Курс теологии Ф. Прокоповича опубликовано на латинском в Кенигсберге в 70-х годах XVIII в. в трех томах, и тогда же в Лейпциге в шести томах. В переводе на русский этот же курс издан в Москве в XVIII в. И это только некоторые произведения великого мыслителя, писателя, политика, ученого. Произведения Ф. Прокоповича выдавались книжной и литературной украинском, латинском, старославянским "янской, русском, немецком, английском, французском, шведском, других языках.
Прокопович о мироздании
Философские взгляды Ф. Прокоповича базировались на объективном идеализме. Он доказывал, что Бог существовал «прежде бытия мира … как самый разум». Возникновение мира вещей по Ф. Прокоповичем произошло путем божественной эманации излучения, утечки . Надо сказать, что эти взгляды близкие к неоплатонизма распространялись еще в Киевский Украины-Руси. Но наряду с тем в произведениях Ф. Прокоповича есть много утверждений, которые тяготеют к пантеизму и деизма. Так в своей «натурфилософии» он пишет: «Под природой понимают самого Бога». Или в другом месте: «Полное определение природы совпадает с Богом о природных вещей, в которых Он с необходимостью существует и которые Он движет. Отсюда следует, что это определение не только природы …, а оно, очевидно, относится и к материи и формы »,« В природе существует и живет Бог »,« Бог есть в вещах »,« природа сохраняется Богом, а это все равно, хранящихся субстанции ». Это очень близко к дефиниции Дж. Бруно «Бог в вещах», или Б. Спинозы: «… сам вселенная и есть Бог». Одновременно Ф. Прокопович выступает против антропоморфизма в понимании Бога: «Не разумно рассуждают те, говорит он, которые думают, что Бог подобен составу человека и что якобы он и голову, бороду и руки, и ноги и все другие телесные члены ». По мнению Прокоповича взгляды «антропоморфитив, которые буесловилы о Боге, что он имеет подобные телесном составляющие нашем органы» есть не что иное как остатки первичных верований древних народов.
Чрезвычайно интересны отдельные тезисы Ф. Прокоповича о мироздании, адекватные или даже идентичны современным представлениям астрономии, космологии и космогонии. Вот некоторые из них:
;
По сути дела здесь Ф. Прокоповичем сформулированы фундаментальную тезис о связность времени, пространства и материи, которая лежит в основе современной теории относительности. Только «закрытость» достижений украинских мыслителей перед миром и неизученность их трудов до сих пор не позволяет поставить имя нашего ученого на достойное место рядом с Лукрецием Титом Каром, Ньютоном, Фридманом, Эйнштейном и современные физики должны поработать в этой области, переосмыслив и переоценив достижениях украинских мыслителей, в частности Ф. Прокоповича, предоставить мировой сведения их незаурядным, а иногда и абсолютно пионерским достижением.
А вот хотя и теологическое по форме, но научное по содержанию формулировка закона незнищуваности материи по Ф. Прокоповичем: «… материю нельзя никогда создать, ни разрушить, также ни увеличить, ни уменьшить ту, которую создал Бог в начале мира, и какой и в каком количестве создана, такой остается до сих пор и будет оставаться всегда ». По Ф. Прокоповичем мир является «материальным сообщением вещей», а «небо состоит из материи». Наряду с Эпикуром и Анаксархом, М. Кузанский, Г. Галиеем, Дж. Бруно Ф. Прокопович фактически признает множественность миров. Подчеркивает, что Млечный Путь скопления звезд, учит о единстве мира через материю: «Материя является общей и одинаковой в всех телах, однако формы разные ». Мыслитель справедливо считал, что «нет материи без формы». Таких определений толкований мы встречаем множество, читая «Физику» Ф. Прокоповича. Основными своими идейными противниками Прокопович считал томисты последователей учения Фомы Аквинского . Не соглашается Ф. Прокопович и с Эпикуром в том, что атом является неделимым: «все … тела тоже состоят из бесконечно делимых телец». До сих пор эта фундаментальная тезис является центром внимания физике. Уже давно стало понятно, что собственно атомы делимы, их место «неделимых» заняли элементарные частицы, но и они, как доказано новейшими исследованиями, состоят из более мелких частиц кварков. Так Ф. Прокопович пока остается правый делимость материи в принципе может быть бесконечной, хотя и специфической принцип квантования .
Ф. Прокопович работал над важнейшими фундаментальными философскими, природоведческих, мировоззренческими проблемами учением о материи, движение и покой, свет, планеты, звезды, Солнце, а также о природных процессах на Земле землетрясения, атмосферные явления. Можно с уверенностью говорить о выдающихся для того времени достижения украинского ученого на этой ниве, о большой исторической перспективе его идей. И остается только грустить по поводу слишком узкой сведения и непропрацьованости специалистами до сегодня чрезвычайно богатого наследства мыслителя. Но, с другой стороны, далеко не все потеряно ничего не мешает современным составителям учебников и пособий по физике, астрономии опираться не только на труды известных зарубежных исследователей, но и вспомнить отечественных не менее выдающихся, но в силу исторических обстоятельств, к сожалению, менее известных ученых.
Прокопович автор теории просвещенного абсолютизма
Ф. Прокопович был основным идеологом реформ Петра I. Критическое острие своей теории государства Ф. Прокопович направляет на княжеско-боярскую оппозицию процесса централизации государства и против надменности и автономии власти церкви по отношению к государству. Создавая свою теорию Прокопович глубоко изучает историю страны, опирается на ранньобуржуазного труда о государстве и праве Гоббса, Гроция, Пуффендорфа. Но при этом он создавал свой оригинальный вариант теории государства и государственности. Ф. Прокопович пишет ряд общественно-политических работ: «Слово о правде и чести царской», «Правда воли монаршей» и др. где преподает основы идеи крепкого государства и применяет их непосредственно к тогдашней России. По сути сам Ф. Прокопович и его теория становятся промотором реформ в этой стране и главной причиной ее укрепления. Без практического применения просвещенного абсолютизма при Петре I и продолжение этой политики после него не было бы той России которую мы знаем.
Первым принципом, на котором она базировалась просвещенного абсолютизма Ф. Прокоповича был принцип общей всенародной пользы: «Всякая верховная власть единую своей установки причину конечную имеет - всенародную пользу. Это лишь знать народ должен, что обладатель обязан его пользой заниматься, однако в делах опеки не народа, а единому Богу... подлежит ». По Прокоповичем эта опека царя включает благосостояние своих подданных, их поучения духовное и светское обучение , государственную безопасность. Феофан Прокопович приходит к выводу, что общественные и военные дела являются главными в обязанности царей.
Второй принцип теории Ф. Прокоповича принцип централизации, который был однозначно направлен против остатков феодальной раздробленности. Относительно возможных государственного строя, то Прокопович, как и другие исследователи проблем государства, считал основными его формами аристократию, демократию и монархию. Оригинальная особенность подхода Прокоповича заключалась в том, что он не ставил вопрос о том какой из этих устройств является наилучшим, а о том «какой том или ином народу нужнее».
Ф. Прокопович связывает наилучшее обеспечение народной пользы с сильным государством, а сила государства видится им в единстве и неделимости. С этих позиций Ф. Прокопович жестко критикует унию и католицизм как инструменты внутреннего разделения народа , аристократическую олигархию, обосновывает необходимость подчинения церкви светской власти. Создание «Духовного регламента», вступивший в силу закона, и учреждения Синода орган управления Русской Православной Церкви, который подчинялся светской власти были практическим воплощением идей Прокоповича.
Между наукой и теологией
Время Ф. Прокоповича это время когда активно шло разграничение науки и теологии. Ф. Прокопович выступает одновременно как ведущий теолог и ученый своего времени. Бесспорным фактом является то, что умело используя новомодное коперниканство и картезианства течение на основе учения Р. Декарта Ф. Прокопович пытается усовершенствовать традиционную теологию, примирить науку и религию. Ему принадлежит идея рациональной теологии. Между Божьим откровением, законами природы и разумом человека, считал Ф. Прокопович, не должно быть противоречий, поскольку они гармонично приспособлены друг к другу своим создателем. Однако, если между новыми данными науки и изотерических знанием все же окажутся противоречия, то это означает, по мнению мыслителя, что выводы науки подлежат сомнению. Библейские же тексты надо толковать аллегорически, соответственно уровню представлений и мировосприятия современных людей. Нельзя отделаться от впечатления о том, что это мнение нашего современника. Сегодня тоже есть аналогичные попытки объединить казалось бы необъединимое божественное и научное. В этом контексте Ф. Прокопович прочитывается очень по-современному.
Одновременно Ф. Прокопович блестяще показывал невежество схоластов, не боялся подвергать сомнению веками установленные догматы, ценил научный поиск, стремление к научной истине. Даже Библия не является для него бесспорным авторитетом. В курсе риторики и натурфилософии он говорит о противоречивых места в Библии, существующие неточности.
Ф. Прокопович обстоятельно исследует вопросы объекта и субъекта познания, проблемы чувственности и мышления, методов познания.

Персонажами мульта «Гриффины» являются: Питер – полнейший сумашедших идей папашка, долготерпеливая супруга Лойс, высокоинтеллектуальный сын Стьюи, дочурка-ботаник Мэг, отстающий в развитии меньшой сын Крис, и преданный друг семьи – собака Брайн.

«Епиникион» (1709 год) – отклик Прокоповича на полтавскую битву. Одно из немногих его произведений, являющееся стихотворным.

Епиникиона – (от греческого военная песнь) впервые был издан в сборнике «Панигирикус». Современники Прокоповича считали эту поэму эпической.

В этом произведение он воспевает победителя и поносит праведным словом предателя Мазепу и Карла XII. Поэма официальна. Специально написана сложным стилем (мифолог). В нём используется множество аллегорических образов, риторических структур (риторический вопрос, риторическое восклицание).

Летом 1709 года в газете «Ведомости» был специальный репортаж Петра I с места сражения. В заключение своего репортажа он сравнил судьбу Фаентона с полтавским сражением. Пётр обещал напечатать ещё статью по этому поводу, но так этого и не сделал.

Размер данного произведения – героический (13 сложный).

Композиция состоит из 7 частей (каждая часть в произведение начинается с красной строки):

1) Вступление, победа над врагом

2) Казнь изменника

3) Окончание войны и возвращение мира

2) Проводятся аналогии с Троей («брань 10 лета начала»)

В этой части также присутствует цитирование Бога «Моя десница с Петром во вражьем стане будет…»

3) Воинство Петра объединяется в порыве к победе (не без помощи высших сил конечно)

4) Здесь рассказывается о Мазепе и о суде высших сил, которые в дальнейшем карают Мазепу.

5) Описание полтавского сражения (это самый большой фрагмент). Апофеозом является появление самого Петра на поле битвы, что и решает исход сражения и из-за чего «пал род лютый»

6) Говорится о Петре. Выделяется победа на фоне сопоставления судьбы Феофана и шведов.

7) Часть посвящённая историческому значению победы. Также в данной части Феофан высказывает надежды на возвращение Константинополя в православное лоне.

Многие из «слов» («похвальные слова», «торжественные слова») Прокоповича были напечатаны и после опубликованы. Он произносил их в церкви, ибо по форме они напоминали церковную проповедь.

В «словах» Прокопович часто обличал своих врагов, не всегда, правда, напрямую, нападал на священников мракобесов. Благодаря ораторскому таланту, проповеди имели очень сильный пропагандистский эффект. Помимо всего прочего, его проповеди были довольно злободневны, он часто говорил о политической ситуации.

В день Святой Екатерины, Прокопович произнёс в честь подруги Петра речь «Любовь крепка как смерть», несмотря на то, что некоторые осуждали эту связь, вспоминая первую его супругу Евдокию Лопухину.

Другая речь «О власти и чести царской» Феофан произнёс в честь Алексе́я Петро́вича старшего сына Петра I.

3 основных риторических приёма:

1) обращение к слушателю

2) частое употребление местоимений «Мы», «Нас», «Наш».

3) риторические вопросы и восклицания.

(также он часто использовал синекдохи, сравнения, аллегорические образы и т.п.)

Так или иначе, в системе разнообразных аргументов и доказательств, главным оставался тезис.

«Слово на погребение Петра Великого» Прокопович произносил целый час, с учётом того, что после первой строчки он и окружающие его люди плакали 15 минут. В целом это произведение – плач.

Здесь он находит различные уподобления Петру:

  • Яфет (один из сынов Ноя, здесь Яфет подразумевается как строитель флота).
  • Моисей, как законодатель и мощный управитель, объединивший народы.
  • Соломон – облик российского общества, стремление к церкви.
  • Давид и Константин. Давид, как умный правитель, Константин, как устроитель церкви.

В целом вывод состоит в том, что дело Петра не умрёт. Россия не уйдёт в прошлое без Петра

В самом конце идут обращения: к Богу, к Екатерине I, к России.

Причём здесь Феофан говорит о Екатерине, как об Императрице (ибо она одна из немногих женщин правителей), говоря, что её женская плоть не мешает ей стать великой, подобно Петру.

Стефан Егорский

Церковный проповедник

Был главой церкви и оппонентом Петра (хотя скрывал это, чтобы не лишиться жизни).

В 1708-1709 годах он говорил о недостатках нынешней светской власти, ставил в укор, что на пирах пьют севач из церковных сосудов (чтобы сократить расходы и оптимизировать капитал, Петр приказал использовать церковную утварь и церковные материальные средства). И начиная с 1708 года начинается скрытая оппозиция.

Он выступал против должности оперфескаута (тот проверял доносы и в случаях выявления нарушения, оперфескауту доставалось половина того, что в ходе следствия было конфисковано из-за воровства, коррупции и т.п.)

Из-за резких высказываний, в частности об отношениях Петра и Екатерины, Пётр запретил ему всякую проповедническую деятельность на 3 года.

Сам Егорский поддерживал царевича Алексея.

Иван Тихонович Посошков

(1652-1726)

Светский публицист

Родился в семье мастеров серебряных дел. В начале осваивал механику, в последствии смог стать крупным промышленником.

Он писал различные технический сочинения.

1724 год «Книга о скудности и богатстве». В ней он предлагал реформу всех сословий. Настаивал на строительстве школ, высказывался против духовного гниения церкви и выступал за изничтожение коррупции. Выступал за поощрение торговли и промышленности и постепенном замещении импорта с помощью пошлин.

(Тут Красовский вспомнил историю про обефескала Нестора, близкого для Петра человека. Тот, пользуясь тем, что был в фаворитах императора копал под всё окружения Петра, чтобы имеет компромат на приближённых к Петру людей. Ясное дело «кое-кому» это не понравилось, в итоге стали копать под него самого. Выяснилось, что он продавал должности за очень крупные суммы (был коррупционером короче). Когда Петру доложили об этом, тот был в шоке, ибо очень доверял Нестору. Состоялся суд, Нестора признали виновным и приговорили к колесованию (вид смертной казни). Понятно, что за Нестором велись и более тёмные делишки, ему предлагали сознаться и в них, чтобы душу облегчить, он отказался. В конце история заканчивается Хэппи эндом, Нестора колесуют, фавориты Петра радуются)

Через полгода после смерти Петра Посашков был арестован, видимо нашли книжку, «о скудности…», и эти идеи кому-то не понравились. К слову Посошков очень надеялся на то, что император прочтёт его книгу, но видать у Петра руки не дошли. Посошков умер в казематах.

Василий Никитин Татищев

(1686-1750)

Русский историк

Родился в богатой семье и являлся крупным помещиком, получил весьма неплохое образование. Отучился в артиллерийском училище. После окончания училища ездил много по странам, где по ходу дела просвещался и обучался.

Работал в берколлегии. В начале берколлегия следила за двумя вещами: добычей руд и мануфактурами. В дальнейшем слежение за мануфактурами доверили другой структуре. Татищев продолжал работать с делами, связанными с добычей руды.

Был также губернатором в Астрахани.

Был 1 первым русским учёным – историком. Более 30 лет работал над книгой «История Российская», которую так и не дописал. Издана книга была только после его смерти.

Также пытался написать первую русскую энциклопедию "Лексикон Российский, исторический, географический, политический". Книгу не дописал, дошёл только до буквы «Л».

В нём подобно Феофану уживались крайность, с одной стороны был строгим администратором, с другой взяточником (ну что ж поделать, все берут, и я возьму).

В конце концов, его казнили за взяточничество.

Все вышеперечисленные люди в своё время образовывали учёную дружину , конечно, они не общались близко, но переписывались друг с другом (в частности Татищев с Феофаном).

Лекция № 6

Газета «Ведомости»

До петровской газеты «Ведомости» не было печатных газет, были только лишь рукописные, такие, как например «Куранты». Но и в них было мало признаков газет, т.е. они были не периодичны, с малым тиражом и т.п.

Касательно «курантов», газета вначале прочитывалась царём, а потом отправлялась в посольский приказ. По схожей схеме происходила и печать «Ведомостей», Пётр всегда вначале прочитывал газету перед выпуском. В дальнейшем функции цензора были отданы специально подготовленным людям.

Отдельно стоит упомянуть, что с иностранными газетами Пётр I тоже знакомился лично.

1668 году появилась постоянная почта.

15 декабря 1702 года был подписан указ о печатании «Ведомостей». Указ: "1702 г. декабря в 15 день Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по имянному своему великого Государя указу: Куранты, по нашему Ведомости, которые присылаются из разных государств и городов в Государственный Посольский и иные приказы, из тех приказов присылать те ведомости в приказ книг печатного дела, а как те ведомости присланы будут, и еще на печатном дворе печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т.е. после безвозмездной раздачи царю и его сановникам) – продавать в мир по надлежащей цене".

Прокопович Феофан родился в 1681 г. в Киеве в семье мелкого торговца, умер 8(19).IX.1736 г. в Петербурге .

Прокопович Феофан - видный деятель культуры Петровской эпохи, оратор, поэт, драматург и теоретик литературы.

Светское имя его Елеазар. В раннем детстве, потеряв отца, перешел на воспитание его дяди - наместника Киевского братского монастыря и ректора Киево-Могилянской академии, имя которого - Феофан Прокопович - взял себе при пострижении в православное монашество. Получил прекрасное образование, последовательно пройдя курс наук в польской униатской школе, в римской католической коллегии св. Афанасия, где наряду с духовными предметами серьезно увлекался изучением философии, римской и греческой классики, знакомился с памятниками архитектуры и живописи.

Пройдя большую школу католического богословия, Прокопович Ф., вернувшись в православие, тем не менее выступал за решительное подчинение богословской догмы и церковной практики светским государственным интересам. В противостоянии двух сил - церкви и государства - он без колебаний стал на сторону государства, проводя у нас идеи Ренессанса и Реформации.

В такой позиции русского церковника не было особенного противоречия, ибо именно в практике русской православной церкви выразилось и оформилось течение, признававшее приоритет и главенствующую роль централизованного государственного управления страной. Здоровый критический дух, рационализм мышления Прокопович характеризуют начавшееся после возвращения его из-за границы преподавание в Киевской академии. Уже в первом курсе составленной им пиитики он рекомендует учиться искусству поэзии у Гомера, Горация, Вергилия и полагаться на здравый смысл и естественность, избегая увлечения чисто словесными ухищрениями, лишенными живого содержания.

В 1706 стал преподавателем риторики и создал учебник, написанный, как и первое его учебное руководство по поэтике, на латинском языке. Ратуя за естественность и живость ораторских выступлений, Прокопович тщательно исследует виды и жанры проповеди не только духовной, но и гражданской тематики, а в своем подразделении ораторского слога на высокий, средний и низкий в значительной мере предвосхитил Ломоносова.

Теоретические взгляды его на природу ораторского искусства отразились и в его собственной проповеднической практике.

В 1706 Прокопович Феофан обратил на себя внимание Петра I , который выслушал речь оратора, обращенную к царю и в торжественных, но безыскусственных выражениях прославлявшую ратные подвиги и просвещенные взгляды Петра. Огромная его образованность позволяла ему ввести ряд новых курсов в академии - физику, арифметику и геометрию, придав тем самым известное естественнонаучное обоснование читавшемуся им же курсу общей философии.

В 1709, вскоре после победы под Полтавой, Феофан вновь выступил с блестящей речью-проповедью в присутствии Петра, в сильных и энергичных выражениях прославляя политическое значение победоносного сражения.

В 1710 Прокопович Феофан был назначен игуменом Киевского братского монастыря и ректором академии. Руководство лучшими учебными заведениями Южной Руси сочеталось у него с серьезной разработкой ряда философских проблем, внешне связанных с догматическим богословием, но во многих случаях представляющих полемические отклики Прокопович на злободневные политические вопросы его времени. Петр I высоко ценил рационалистический склад мысли Феофана, его борьбу с застойными церковными традициями, его начитанность и яркий публицистический талант.

В 1715 Петр вызывает его в Петербург, куда тот прибыл из-за болезни лишь в 1716. Он часто выступает с проповедями, посвященными государственному строительству и реформам Петра, настойчиво популяризируя различные петровские указы и распоряжения, хваля Петра, который «деревянную обрете Россию, а сотвори златую».

В 1718 6 апреля в связи с делом царевича Алексея Прокопович произнес «Слово о власти и чести царской», означавшее его открытую борьбу с теми церковными кругами, которые злобное неприятие петровских реформ маскировали богословскими рассуждениями о превосходстве церковной власти над светской.

В 1718 2 июня был посвящен в епископы, получил псковскую кафедру, но оставался в Петербурге деятельным сотрудником и помощником Петра. Он выступает с проповедями, создает учебники, руководит изданием и переводами книг, участвует в работе над морским уставом.

В 1720 был написан для предполагавшегося высшего церковного совета - Синода, учреждаемого взамен патриаршества, «Духовный регламент», определявший не только устройство церковных дел, но и ставивший задачей борьбу с суевериями, необходимость просвещения народа, усиление роли светских наук в системе обучения. Прокопович создал даже «Первое учение отроком» - букварь с присоединением церковно-поучительного материала. Страстно и ярко призывал он к внедрению нового в общественную и частную практику русских людей:

«Не оный ли безумный упрямым и безответным обычный ответ: дело новое?

О скудного и окаянного суесловия!

Аще бы и новое се дело, что же самая новость вредит?..

Зло - и старое зло есть; добро - и новое добро есть.

Разве бы еще сказал кто, что дело сие у нас не бывало.

Хотя бы и не бывало - что противно?

Первое явилося огненное оружие у прочих народов, нежели у нас; но если бы и к нам оное доселе не пришло,- что бы было и где бы уже была Россия?

Тожде разумей и о книжной типографии, о архитектуре, о прочих честных учениях.

Разумный есть и человек и народ, который не стыдится перенимать доброе от других и чуждых; безумный же и смеха достойный, который своего и худого отстать, чужого же и доброго принять не хощет».

После смерти Петра положение поэта могло сильно измениться; брали верх именно те церковные круги, против которых он так резко выступал в петровское время. Но большой политический опыт, сочетаемый, правда, с беззастенчивым использованием любых средств в борьбе с идейными противниками, позволил ему не только удержаться при различных правителях, но и содействовать проведению в жизнь основной своей цели - обновить Россию в соответствии с требованиями европейского прогресса.

Наибольший интерес, помимо ораторских произведений, представляют драматургия и стихотворство Прокопович Феофана.

В 1705 ученики Прокопович Ф. разыграли в академии его трагикомедию «Владимир». Сюжет произведения - выбор князем Владимиром христианства в качестве государственной религии и его борьба с невежественными и корыстолюбивыми защитниками прежней веры - жрецами. Воспроизводя эпизод далекого прошлого, трагикомедия его тем не менее ясно ассоциировалась с преобразовательной деятельностью Петра и его борьбой с консервативным духовенством, упорно цеплявшимся за старое. Публицистичность пьесы, ее политическая направленность несомненны. Трагикомедия «Владимир», при известной схематичности построения и следовании устоявшимся традициям школьной драмы, представляет собой в то же время во многом новаторское произведение в русской драматургии.

В пьесе изображается сложная внутренняя борьба Владимира, размышляющего по поводу серьезного решения, привлекающего весь свой жизненный опыт в период душевного кризиса. Это придает драматизм пьесе.

Соединение же серьезного и комического, вообще-то не новое в практике драматургии того времени, своеобразно у Прокопович в том отношении, что, в отличие от традиционного введения комического в одну часть пьесы, во «Владимире» комические персонажи и ситуации проведены по всей пьесе. Отсюда и жанровое своеобразие «Владимира», выраженное названием «трагедокомедия». К драматическим опытам Феофана Прокопович, написанным силлабическим тринадцатисложником с некоторыми особенностями (частые переносы и т. д.), относятся и его «Разговоры», где он высмеивает невежество, косность, отсталость.

В течение всей творческой жизни Феофан писал стихи на латинском, польском и русском языках.

Среди русских стихов его наиболее традиционную часть составляют оды в честь знатных особ и похвальные панегирические стихи, прославляющие петровские победы. В «Епиникионе» (отпечатанном на латинском, русском и польском языках) он воспел Полтавскую битву. Особый интерес представляет приближение Прокопович в отдельных стихотворениях силлабики к тоническому стиху. Большинство строк стихотворения, посвященного битве с турками в 1711, может быть сведено к хореическому размеру. Большое количество стихов Прокопович посвятил императрице Анне, часто переводя латинский оригинал на русский язык.

После опубликования первой сатиры Кантемира «К уму своему» он написал замечательное послание, в котором с большим поэтическим подъемом выразил свое накипевшее возмущение против тех реакционных сил, которые после смерти Петра I противились всему тому, что связано было с его реформами.

Стихотворство поэта разнообразно по жанрам - от торжественной оды до шуточных стихов. У него был незаурядный поэтический талант, хорошее чутье мелодии стиха, чувство инструментовки. Он обладал не только замечательным литературным даром, притягивавшим к нему лучших деятелей культуры петровского времени и последующих времен, но и незаурядным организаторским даром, позволившим ему объединить разрозненные усилия единомышленников, на которых после смерти Петра обрушилась реакция, и в сильной степени поддержать петровский дух в русской культуре и литературе 30-х гг. XVIII в.

В. Г. Белинский высоко ставил культурную деятельность Феофана Прокопович , называл его «одним из птенцов его (Петра) орлиного гнезда» и высказывал пожелание, что «труды таких людей очень стоили бы другого издания» (Полн. собр. соч., т. VIII, с.)

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович


Феофан Прокопович, профессор и ректор Киево-Могилянской академии, глава «ученой дружины» Петра I, сыграл первостепенную роль в модернизации России, превращении ее из консервативного, замкнутого в своей косности и недоверии ко всему новому Московского царства в европеизированную, открытую новейшим культурным веяниям Российскую империю.

Личность яркая, энергичная и всесторонне одаренная, он в равной мере прославился как выдающийся богослов, философ, писатель, проповедник, историк, политический и церковный деятель. В этом отношении Ф. Прокопович, славный «птенец гнезда Петрова», внес в становление российской культуры петровского периода ни с чьим не сравнимый вклад.

Настоящее имя его Елисей (или Елизар) Церейский. Он родился 9 июня 1681 года (встречается и дата 1677 год) в Киеве, на Подоле, в купеческой семье. Вскоре после рождения сына его отец умер, а когда мальчику исполнилось семь лет, умерла и мать, принадлежавшая к старинному киевскому роду Прокоповичей. Заботы по воспитанию Елисея взял на себя его дядя, брат матери, уважаемый профессор, а со временем и ректор Киево-Могилянского коллегиума, Феофан Прокопович - человек, склонный к книжной премудрости и уединенным раздумьям. В его доме и рос Елисей, с детских лет войдя в круг образованнейших людей города.

Шумная жизнь коллегиума, первого в православных славянских землях университета, тяготила Ф. Прокоповича-старшего, и со временем, когда Елисей еще не достиг совершеннолетия, он удалился в Киево-Печерскую лавру для монашеского уединения, но к одаренному любознательному племяннику проявлял неизменную любовь и заботу. После смерти дяди в 1705 году Елисей стал называть себя его именем.

Обучение в прославленном Киево-Могилянском коллегиуме Елисей начал в 1687 году, когда ему исполнилось шесть лет. Видимо, сиротство и протежирование дяди, а также рано проявившиеся способности сделали это возможным. Одаренный великолепной памятью и незаурядными способностями, юный Елисей довольно скоро обогнал своих товарищей. Его гибкий ум с жадностью впитывал новые веяния в философии и других науках.

Киево-Могилянский коллегиум, официально утвержденный в ранге академии в 1694 году, давал среднее и высшее образование. Особое внимание уделялось латыни, греческому и церковнославянскому языкам. Обучение в высших классах Академии предполагало освоение философии и богословия. Отдельное место занимали такие дисциплины как логика и этика.

Система образования, принятая в Киево-Могилянской академии в конце XVII - первой половине XVIII века отставала от передовых европейских научно-философских достижений, связанных с именами Г. Галилея, Р. Декарта, Б. Паскаля, Б. Спинозы, И. Ньютона и Г. Лейбница. Однако этот упрек в равной степени справедлив и по отношению к любому западному университету того времени, где еще преобладала основанная на схоластических традициях книжная ученость. Курс философии, читавшийся тогда в Киевской академии, мало чем отличался от курса ведущих европейских университетов.

Освоив доступную в Киеве книжную премудрость, семнадцатилетний Елисей-Феофан, с благословения знавшего его с раннего детства Киевского митрополита Варлаама Ясинского, отправляется в Европу для пополнения знаний, по пути зарабатывая себе на пропитание. В 1698 году он оказался во владениях Речи Посполитой, на Волыни. Чтобы получить рекомендации и поступить в католическое учебное заведение, он формально переходит в униатство и принимает постриг в Битевском василианском монастыре, получив новое имя Самуил. В иезуитском коллегиуме во Владимире-Волынском он преподает поэтику и риторику, параллельно овладевая католической теологией и совершенствуясь в польском языке. Получив положительные рекомендации, он пешком, с остановками во Львове, Вене, Венеции и Флоренции, добирается до папского Рима.

В Вечном городе Самуил-Елисей Церейский три года слушал лекции в иезуитском коллегиуме св. Афанасия, специально открытом для принявших католицизм молодых людей из православных стран. Его имя в регистрах этого заведения значится с 14 ноября 1698 года. Самуил глубоко изучает античную классику, обстоятельно знакомится с западной теологической и философской литературой, посещая огромную, собиравшуюся не одно столетие Ватиканскую библиотеку. При этом он все более утверждается в мысли о том, что Аристотель и Фома Аквинский, при всем их величии, все же принадлежат прошлому, поэтому их авторитет, восстановленный в католической церкви во времена Контрреформации, не должен препятствовать развитию свободного, критического исследования, успехи которого во всех сферах знания продемонстрировала западная наука и независимая от схоластического богословия рационалистическая философия XVII века.

Подметившие особую одаренность Самуила Церейского иезуиты пытались соблазнить его блестящей карьерой в Ватикане, ему даже разрешили пользоваться секретными фондами библиотеки и слушать лекции не только в коллегии св. Афанасия, но и в Collegium Romanum. Такой чести удостаивались немногие!

В октябре 1701 года состоялась публичная защита диссертации Самуила, на которой присутствовал сам папа Римский Климент XI. Соискатель продемонстрировал столь блестящие познания, что ученый совет сразу, минуя магистерское звание, присвоил ему степень доктора богословия.

Но затем случилось неожиданное: в ночь на 28 октября 1701 года Самуил Церейский исчез из Рима. Найти его так и не смогли, но спустя некоторое время Ватиканская библиотека получила экземпляр изданного в Киеве памфлета «Описание иезуитов» некоего Феофана Прокоповича, в котором раскрывались и бичевались лживость, лицемерие и ханжество членов этого ордена, тонкие и изощренные методы воздействия на людей, к которым там прибегали. Эту сторону деятельности иезуитов мог знать лишь тот, кто сам жил в Риме и ежедневно общался с ними. Авторство сомнений не вызывало…

Тайком покинув Папскую область, Самуил-Елисей попал в трудное положение. Опасаясь быть разоблаченным вездесущими иезуитами, ему с величайшими предосторожностями пришлось выбираться из Италии. В Европе разгоралась война за испанское наследство, в которой Франция престарелого Людовика XIV, пытавшегося посадить на трон в Мадриде своего внука, противостояла Австрии, опиравшейся на союз с Нидерландами и Англией. Надо было возвращаться домой, минуя театры боевых действий. Пришлось выбирать самый трудный, но наименее опасный в военном отношении путь - через Альпы. В конце 1701 года он преодолел уже покрытый снегом перевал Сен-Готард, перезимовал в Швейцарии и с наступлением весны отправился в Австрию, затем обошел многие университетские города Германии, свободный и веротерпимый дух которых покорил его. Протестантская установка на самостоятельное, свободное от навязываемых авторитетов постижение Библии в сочетании с уважительным отношением к независимому от догматов научному знанию с этого времени навсегда вошла в душу Елисея-Самуила.

Пора было возвращаться домой. В 1702 году, уже в Украине, в Почаевской лавре, незадолго перед тем прославившейся на весь христианский мир героической обороной от турецких полчищ, Самуил отрекся от униатства и возвратился в лоно православной церкви.

Маскарад кончился: униатство открыло ему доступ к твердыне католицизма, и киевский юноша вполне освоил все его премудрости и тайны, тщательно скрываемые от посторонних глаз. В 1704 году, вступая в Киевское братство, он принял монашество. Отказавшись от своего униатского монашеского имени Самуил, он берет имя воспитавшего его дяди и называет себя Феофаном Прокоповичем.

По поручению ректора Киево-Могилянской академии Иннокентия Покровского и с благословения митрополита Варлаама Ясинского, знавшего и ценившего Феофана с детских лет, он сразу же становится профессором пиитики, а через два года и риторики в этом прославленном заведении. Академик Санкт-Петербургской академии наук Теофил Байер написал о Прокоповиче: «Науки методом новым, ясным и доступным излагать начал, которыми все поколения к гуманизму и великодушию будил». Критикуя в своих лекциях схоластику, Прокопович пытается сблизить философию с естествознанием, опытом, идеологической борьбой того времени.

Расцветает и литературный талант Феофана Прокоповича. Особый успех имела его трагикомедия «Владимир», на премьере которой 5 июня 1705 года присутствовал прибывший в Киев гетман Иван Мазепа. В конфликте князя-крестителя и невежественных языческих жрецов-шарлатанов нетрудно было уловить отголоски борьбы, которую Петр I в России и И. Мазепа в Украине вели с представителями консервативного лагеря. В ней едко высмеивались обскурантизм и умственная леность, четко проводилась мысль о том, что как во времена Владимира Русь нуждалась в христианском обновлении, так и теперь необходимы реформы, направленные на ее европеизацию. Гетман был в восторге от драмы. С этого момента у них с Прокоповичем установились доверительные отношения.

В 1706 году в Киев для осмотра городских укреплений (ввиду приближения к Днепру театра боевых действий затяжной Северной войны) пожаловал сам Петр I. По поручению ректора Феофан Прокопович 5 июля 1706 года выступил перед царем с торжественной речью. Составленная по всем правилам ораторского искусства, она не уступала тем, которые царю доводилось слышать от Стефана Яворского. Но на этот раз внимание самодержца было сосредоточено сугубо на военных задачах и аллегорические славословия мало занимали его. Тем не менее знакомство киевского интеллектуала и российского монарха состоялось.

В 1707 году Феофан занял вторую (после ректора) по значимости должность в Академии, став ее префектом. Тогда же он начал читать подготовленный им полный курс философии, а вскоре взял на себя труд по разработке и чтению курса теологии.

Богословские произведения Ф. Прокоповича того периода отмечены критичностью, рационалистичностью и историчностью, отражающими усвоение приемов современной ему западной теологии и философии. «Катехизис» Прокоповича, изданный Георгием Конисским, сыграл впоследствии важную роль в полемике православных с униатами.

В размеренную академическую жизнь врывались вихри Северной войны. В сентябре 1708 года Карл XII повернул войска на Украину и к концу года, соединившись с незначительными, пошедшими за И. Мазепой силами казаков, расположился на левом берегу Днепра между Киевом, Полтавой и Харьковом. Перевес сил был явно на стороне Петра, тем не менее военный гений шведского короля многим казался бесспорным, и потому исход войны оставался неясным до самого Полтавского сражения.

Киевские профессора и церковные иерархи, теснейшим образом связанные с Иваном Мазепой на протяжении всех лет его четвертьвекового гетманства, были к нему весьма расположены. Однако и они не ожидали от этого осторожного, расчетливого, умудренного опытом человека столь резкой смены политической ориентации. После разгрома А. Меншиковым шведского корпуса Левенгаупта под Лесной и последующего уничтожения гетманской столицы Батурина скорее можно было ожидать победы Петра. Киев с примыкающей к нему Печерской лаврой превратился в мощную крепость, в которой располагался сильный российский гарнизон. Времени и сил для осады города у Карла XII не оставалось. Поэтому если часть киевлян и поддерживала И. Мазепу в идее о создании независимого, ориентированного на союз со Швецией украинского государства, публично это никак не проявлялось. И когда после Полтавской «виктории» опьяненный успехом царь вступил в древний город, раскинувшийся на днепровских кручах, население во главе с высшим духовенством и руководством Киево-Могилянской академии встречало его триумфально.

Приветствуя царя в Софийском соборе, Феофан Прокопович блеснул не просто приевшимся царю красноречием, но и концептуальной глубиной произносимых фраз. Никто ранее столь ясно и красочно не формулировал государственные задачи, никто не мог столь убедительно возвестить миру о том, какой хотел видеть Россию царь. С этого дня Феофан Прокопович приобрел в лице российского самодержца могущественного покровителя.

В 1711 году Петр I отправился в неудачный для него Прутский поход против турок. В походе царя сопровождал Феофан Прокопович, оставивший стихи, посвященные этой кампании. Месяцы, проведенные в обстановке боев и военных тягот, окончательно сблизили их. В 1712 году вернувшийся в Киев тридцатилетний профессор был назначен ректором Киево-Могилянской академии и, по установившейся традиции, игуменом Братского Богоявленского монастыря. Эта вершина послужила Феофану Прокоповичу трамплином для последующей карьеры всероссийского масштаба. В 1713 году Феофан пишет панегирическую «Историю Петра Великого от рождения до Полтавской баталии», приведшую царя в восторг.

Сам Феофан, более для вида, нежели искренне, подчеркивал свое желание стоять в стороне от государственных дел. Он не мог не понимать, какие опасности подстерегают его на тех вершинах власти, к которым он приблизился. Как человек творческий, он высоко ценил имевшуюся у него в Киеве возможность заниматься философско-богословскими изысканиями и литературной деятельностью, чередуя их с лекциями по им самим избранным предметам.

Однако в Киеве человеку его масштаба уже было тесно, а с падением И. Мазепы Украина сохраняла лишь видимость прежней автономии. Поэтому Прокопович не мог устоять против искушения власти и, получив от Петра приглашение явиться ко двору, отправился в северную столицу. В октябре 1716 года он уже выступал с проповедями в Александро-Невской лавре, поражая российскую публику красноречием, эрудицией и глубокомысленными рассуждениями.

Впечатления от созданного на болоте по царской воле города, а еще более от уровня образованности его жителей были безрадостными, и Феофан весьма саркастически описывал их в посланиях своим киевским друзьям. Тем не менее он быстро сориентировался в расстановке сил и, всецело поддерживая Петра, намерения которого искренне разделял, довольно скоро вошел в круг доверенных лиц государя, бесспорно превосходя всех знаниями и масштабом мышления.

С этого времени Ф. Прокопович становится первым советником царя в вопросах реорганизации церкви и распространения образования, постепенно отодвигая на второй план Стефана Яворского, тогдашнего местоблюстителя патриаршего престола, пытавшегося обвинить Феофана в протестантской «ереси». Стефан был сторонником сохранения патриаршества, тогда как Петр хотел закрепить власть государства над церковью по образцу протестантских стран и планировал учреждение прямо подчиненного ему Св. Синода.

Считая католицизм главным врагом православия, Прокопович видел в протестантах естественных союзников, широко заимствуя у них антипапистские аргументы. К тому же протестанты выгодно отличались искренностью и живым стремлением самостоятельно постичь библейские истины, контрастируя с ханжеством и лицемерием, с которыми молодой Феофан столкнулся в Риме.

В церковных вопросах Ф. Прокопович был полностью на стороне царя в его противостоянии косной старомосковской боярско-церковной оппозиции. В свою очередь, царь-реформатор остро нуждался в этом образованном и широко мыслящем человеке, знакомом с порядками в государствах Европы.

По мере усиления влияния Феофана росло и количество его врагов, неизменно упрекавших Прокоповича в еретическом отступничестве от православия в сторону протестантизма. Их лагерь состоял не только из московских бояр и священнослужителей, но и из киевлян, занявших при Петре высокие посты в государстве и церкви (таких, к примеру, как Гедеон Вишневский, Маркелл Радышевский или ставший ректором Московской Славяно-греко-латинской академии Феофилакт Лопатинский).

В Киеве у Феофана появлялись многочисленные энергичные сторонники и последователи. Среди них особо следует назвать его ученика в Киево-Могилянской академии Якова Маркевича, сына лубенского полковника Андрея Маркевича. Яков был женат на дочери влиятельного черниговского полковника Павла Полуботка, провозглашенного после Ивана Скоропадского гетманом Украины (но позже замученного в Петербурге). Из писем Ф. Прокоповича к Якову Маркевичу многое можно узнать о его настроениях и обстоятельствах жизни после переезда в северную столицу.

Находясь в гуще политических событий, Ф. Прокопович не мог оставаться в стороне от громкого, потрясшего основы дворцовой жизни, дела царевича Алексея. В отличие от связанного с консервативными боярско-церковными кругами С. Яворского, пытавшегося умилостивить гнев монарха и выхлопотать прощение опальному престолонаследнику, Ф. Прокопович решительно поддержал Петра, концептуально обосновав не только право единоличной власти царя, но и необходимость подчинения церковных структур самодержавной воле.

Фактически Ф. Прокопович, опираясь на современные ему теории государственного права и учитывая давние традиции Московского царства, создал и обосновал концепцию российского просвещенного абсолютизма, заложенного Петром I, укрепившегося при Елизавете и расцветшего в годы правления Екатерины II. Эта концепция стала идейным фундаментом государственной системы Российской империи, и не вина Ф. Прокоповича в том, что далеко не все монархи, побывавшие на петровском престоле, действительно были просвещенными и достойными венца и скипетра.

Просвещенный абсолютизм в первые века Нового времени был явлением общеевропейским и без него встряхнуть, просветить и реорганизовать Московское царство, привить ему азы западной образованности и вывести его на уровень передовых европейских стран в военно-политическом и культурном отношении было невозможно. Сочетание самодержавной воли с просвещенностью и политическим рационализмом персонифицировалось в близости Петра и Феофана.

Литературная и ораторская деятельность Ф. Прокоповича с его переездом в Петербург всецело была направлена на разработку политических, церковных и культурно-просветительских программ петровских времен. Первостепенное значение в этом плане имело его «Слово о власти и чести царской» (1718), посвященное обоснованию идеи неограниченной власти монарха как персонификации абсолютистского государства и правомочности суда над царевичем Алексеем. В предисловии к «Морскому уставу» (1719) и в «Слове похвальном о флоте российском» (1720) Феофан доказывал необходимость создания и укрепления русского флота, прославляя его победы.

В 1718 году Ф. Прокоповича назначили епископом Псковским и Нарвским. Эта должность была почетной и необременительной, к тому же предполагала его постоянное нахождение в Петербурге рядом с Петром. В 1719–1720 годах Феофан работает над «Духовным регламентом», в котором обосновывает новую для России систему управления церковью во главе с подчиненным государю Св. Синодом вместо патриарха. В одном из писем Я. Маркевичу он сообщал:

«Наконец я написал для главной церковной Коллегии, или Консистории, Постановление, или Регламент, где содержатся следующие восемь глав: а) причины, по которым постоянное синодальное управление предпочитается управлению церкви одним лицом, то есть патриархом; б) правила общие для христиан всяческого чина; в) правила для епископов; г) правила для академии, семинарии, также для учителей и проповедников; д) правила для пресвитеров, диаконов и пр.; е) правила для монахов; ж) правила для мирян, насколько они подлежат церковному управлению; з) наконец, правила для самих президентов и асессоров коллегии. Всех правил почти триста».

Это был философско-публицистический труд, обосновывающий необходимость и задачи церковной реформы и подводящий под нее теоретическую базу в виде переработанных в монархическом духе положений утверждавшихся в Европе того времени понятий естественного права.

С учреждением Синода в начале 1721 года Ф. Прокопович становится его вице-президентом. Но фактически он с самого начала возглавлял работу Синода, поскольку С. Яворский, принужденный Петром возглавить это чуждое ему по замыслу и духу учреждение, от руководства им уклонялся, а в скором времени умер. С возведением в сан архиепископа Новгородского, Феофан в 1725 году становится также президентом Св. Синода, сосредоточив в своих руках все руководство русской православной церковью.

Не прекращал Феофан Прокопович и практической просветительской деятельности. В 1720 году был издан составленный им букварь под названием «Первое учение отрокам». В 1721-м он открывает на своем подворье школу, в которой мальчики под его наблюдением и руководством учились по составленным им правилам и учебнику.

Ф. Прокопович находился у постели царя в дни его тяжелой болезни и в час кончины 28 января 1725 года, пытаясь облегчить благочестивыми беседами страдания Петра, умиравшего в тяжких муках. Сразу же после смерти первого императора всероссийского Феофан выступил с поминальными речами, глубоко поразившими присутствующих. В опубликованном виде они назывались «Краткая повесть о смерти Петра Великого» и «На похвалу Петра Великого». Первая выражала неподдельную, вознесенную риторическим мастерством скорбь, а вторая подводила итог свершениям почившего самодержца.

Искренняя скорбь об умершем не затмила острый и расчетливый ум Прокоповича. В развернувшейся борьбе придворных партий за возведение на престол нового монарха он вместе с А. Меншиковым был лидером группы, которая обеспечила власть вдове императора Екатерине I. Именно Феофан сумел обосновать невиданное доселе на Руси дело - воцарение женщины, пусть и государевой жены, но безродной и не отличавшейся особыми достоинствами, к тому же не рожденной в православном законе.

Политическая обстановка оставалась неустойчивой, до предела накалившись, когда после смерти императрицы в мае 1727 года родовитая московская знать возвела на трон юного внука Петра, сына казненного им царевича Алексея, Петра II. Но Ф. Прокоповичу и на этот раз удалось сохранить свои позиции, теперь уже в борьбе с попытавшимся отстранить его от власти всемогущим Александром Меншиковым (вскоре отправленным в ссылку).

Когда венценосный юноша скончался и против Ф. Прокоповича объединились почти все сановники Российской империи - члены Верховного тайного совета во главе с князем Дмитрием Голицыным, он сумел, оперевшись на собравшееся в Москве дворянство, своим положением обязанное петровским преобразованиям, удержаться на прежней высоте. Более того, в 1730 году Ф. Прокопович сумел тайком передать избранной на престол племяннице Петра, Анне Иоанновне, инструкцию с рекомендациями, которым надлежало следовать для утверждения на престоле. Анна последовала его указаниям и быстро привлекла на свою сторону российское дворянство. Ф. Прокопович, разработавший сценарий ее утверждения на троне, мог торжествовать. Но радостным для него был лишь факт победы над противниками.

Само правление новой государыни, мелочной и скудоумной, а фактически - безраздельная власть ее фаворита, самодура Бирона, не могли радовать идеолога российского просвещенного абсолютизма. Вместо начертанного идеала в реальности воплотился тупой деспотизм. А до лучших времен киевскому профессору, вознесенному вихрем событий к вершинам власти в Российской империи, дожить было не суждено.

Единственным утешением престарелого Феофана оставались книги, чужие и свои. Под конец жизни он собрал огромную по тем временам библиотеку, которая насчитывала 3139 книг. С юности до последних лет жизни Феофан писал стихи на латинском и книжном украинском, а в петербургский период своей жизни - на книжном русском (почти не отличавшемся от принятого в Киево-Могилянской академии). В создании литературного языка петровских времен он принимал самое непосредственное и деятельное участие. Ф. Прокопович создал канон для российского театра XVIII века, расписывая правила деления спектакля на акты, выходы героев на сцену, во многом опираясь на принципы классицизма и опыт французской поэтики и драматургии века Людовика XIV. Но наибольшее влияние на формирование стиля и словарного состава новой русской литературы оказали проповеди Ф. Прокоповича.

Ф. Прокопович, один из образованнейших и талантливейших людей своего времени, отличался редкой разносторонностью дарований и колоссальной работоспособностью. Его вклад в развитие культуры и просвещения сначала Киева и Украины, а затем России неоспорим.

«Пусть просвещение волнует век» - эти слова Феофана Прокоповича звучат лейтмотивом всей его жизни. Идеи Просвещения, которые отстаивал Прокопович, были подхвачены и продолжены Татищевым, Кантемиром, Ломоносовым, Козачинским, Конисским, Сковородой, целой плеядой мыслителей-просветителей второй половины XVIII века.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...