Ораторское искусство: уроки риторики. Общее понятие о риторике

Содержание:

Сколько в мире людей – столько и уровней воспитания и образования, различных характеров, мнений и мировоззрений, а также способностей давать оценку происходящим событиям. Оратору следует одолеть упрямство и безразличие, заблуждения и неосведомленность, сопротивление: активное и пассивное. Если вам слушает многочисленная аудитория, то ваша речь должна быть медленнее и громче. Необходимо убрать все излишнее и второстепенное. Удачный выбор выражений и короткие предложения способны повысить воздействие вашей речи на публику. Выступающий человек – это личность, которая может и должна завоевать внимание, доверие и симпатию слушателей. Уроки ораторского искусства – это фундаментальные правила. С их помощью повысите воздействие своей на аудиторию.

Техника речи и голос

1) Совершенное, четкое и красивое произношение – вот основа ясной, свободной речи.

2) Красота сказанной речи зависит от того, насколько чисто вы произносите гласные звуки в сочетании с четко звучащими согласными, а внятность достигается полноценным выговариванием всех звуков оратором.

3) Плавность речи может повысить как ясность, так и красоту звучания слов.

4) Степень громкости и речевой темп подбирайте в соответствии с акустикой помещения, где вы будите выступать. Если слушателей более семидесяти человек – говорите медленно и громко.

5) Используйте короткие предложения, следите за произносимыми выражениями, отметайте все лишнее и второстепенное. Так вы повысите воздействие своей речи на аудиторию.

6) Облагораживание своего языка – важнейшее условие для освоения искусства красноречия поэтому «почистите» свой словарь: исключите все вульгарные и обыденные выражения.

8) Избегайте любых небрежностей, свободно владейте своим .

Убедительность очень важна в публичном выступлении. Но «не перегибайте палку».

Оратор и его аудитория: успех у публики

1) Выбирайте тему своего выступления разумно и владейте ею в совершенстве.

2) Выступающий человек сможет завладеть вниманием публики и воздействовать на их умы. Если он увяжет свою речь с темой, которая интересна слушателям или волнует их.

3) Всегда обращайтесь к аудитории. Тогда выступление не будет монологом. Оратор дает почувствовать, что он испытывает живой интерес к слушателям.

4) Харизматичный оратор составляет свое выступление в увлекательном и динамичном стиле. Кроме того, он никогда не говорит холодным равнодушным тоном.

5) Ваше выступление будет ценным для слушателей, если оно послужит поддержке либо осуществлению какой-либо практической идеи.

6) Настоящая личность ведет себя корректно как по отношению к врагу, так и к другу. Даже несмотря на вероисповедание, национальность, политические взгляды, финансовое и служебное положение в обществе, пол и возраст.

7) Ваша уверенность и спокойствие не менее важны, чем слова, которые вы .

8) Изучая уроки ораторского искусства, помните: если вы доверяете себе, то слушатели будут доверять и вам.

9) Красноречивый оратор способен пробуждать воображение у аудитории.

10) Публика состоит из разных людей: у каждого свой уровень образования и воспитания, характер, взгляды на жизнь. Поэтому вам необходимо одолеть заблуждения, неосведомленность, безразличие, упрямство, активное и пассивное сопротивление с их стороны.

11) Предстаньте той личностью, которая может завоевать внимание, доверие и симпатию.

13) У вас должно быть понимание, с какой вы целью выступаете и к чему призываете аудиторию.

14) Выступающему человеку желательно предусмотреть все те, условия, способствующие гармонии и оптимистичному настрою.

15) Оратор добьется успеха, если сумеет поставить себя на место другого человека. А также взглянуть на вещи глазами другого.

16) Несмотря на свою критику, строгость и порицание, вы все-таки должны дать почувствовать людям, что настроены доброжелательно и относитесь к ним с симпатией.

17) Если оратор – положительный творческий человек, но внимателен и не отвлекается от предмета разговора, относится к слушателям с симпатией и сохраняет присутствие духа, то успех ему гарантирован.

Мышление и ведение дискуссии

1) Основная мысль выступления – его душа. Стремитесь к тому, чтобы раскрывать ее последовательно в своей речи. А все рассуждения направьте на подкрепление и дополнение ключевой мысли.

2) Вам необходимо упорядочить свои мысли и ощущения. Только в таком случае они выстроятся в логическую последовательность.

3) Оратору постоянно следует представлять, чего он хочет добиться.

4) Если тема выступления по-настоящему вас «цепляет», то вам значительно легче будет выражать свои мысли и концентрироваться на предмете разговора.

5) Уроки ораторского искусства, в большинстве случаев, рассматривают выражение как силу, которая движет мыслями. Именно она находится с нами в тесной связи.

6) Все мысли, все образы необходимо направить на одну единственную цель, который выступающий поставил перед собой. А все второстепенное, не касающееся главной темы выступления, вы должны сознательно убрать.

7) Учитесь спокойному размышлению. Переход между мыслями должен быть плавным. Так вы достигнете уравновешенности в выражении своих мыслей.

8) Контролируйте сознанием направление своих мыслей. Способность концентрироваться основывается на силе воли человека.

9) Дискуссия представляет собой деловой обмен мнениями. В ходе такого процесса каждый оратор должен рассуждать объективно.

Обращайтесь к аудитории, слушайте мнения зрителей

10) Вам следует говорить только по заданной теме выступления, избегая любых бесполезных уклонений в сторону.

11) Сохраняйте спокойствие, если слушатель высказывает мнение, которое не совпадает с вашим. Уроки ораторского искусства содержат закон различия. Два человека не могут обладать одинаковым мнением. Он придает выступающему уверенность, а также дает возможность по достоинству оценивать каждое высказывание.

12) Любое выступление оратора должно иметь цель, в которой будут разъясняться точки зрения людей и примирения спорящих.

13) Необходимо вести себя прилично. Вам предоставляют слово вовсе не для высказывания своего недовольства тому или иному лицу, тем более отсутствующему.

14) Слушайте внимательно других людей. Размышляйте над сказанным и начинайте говорить сами, если уверены, что каждое ваше слово будет сказано по делу.

15) Оратору нужно говорит лаконично, воздерживаясь от длинных и растянутых вступлений. Поэтому сразу же начинайте говорить по . Точные высказывания придадут остроту вашей дискуссии.

16) Привыкайте выражать свои убеждения энергично, образно. Не унижайте при этом человека, который высказал противоположное мнение.

П Л А Н

Общее понятие о риторике.

Предмет, функции и законы ораторского искусства.

Роль ораторского искусства в профессиональной деятельности юриста.

Общее понятие о риторике

Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, бестолковая и многословная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом.

Каждый человек должен уметь точно, кратко и красочно выражать свои мысли. Умение говорить хорошо необходимо всем, но особенно деловым людям: депутатам, министрам, руководителям, ученым, журналистам, а также родителям, студентам, наконец, просто собеседникам. Именно этому и учит учебный предмет, который называется риторика, ораторское искусство или красноречие.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что если бы все студенты и учащиеся любых учебных заведений страны хотя бы в малой степени овладели риторикой как учебной дисциплиной, то общий показатель культуры в Украине поднялся бы, как минимум, на один балл за счет того, что логичность, краткость ответа и достоинство отвечающего в момент речи подчеркнули бы знание предмета, владение ситуацией, знание основ теории и практики заданного вопроса, даже общий кругозор говорящего.

Конкретно владение данным предметом поможет каждому человеку:

Нанимаясь на новую работу, уметь рассказать свою биографию начальнику так, чтобы тому сразу захотелось немедленно принять говорящего в число своих сотрудников;

Рассказывая новому коллективу свою биографию, заявить о себе как о человеке, с которым интересно и приятно говорить;

Получив от руководителя задание на выполнение срочной работы, сделать ее и отчитаться о ней так, чтобы тот издал приказ о немедленном поощрении;

Выступив в суде в любом качестве, убедив судей принять решение в вашу пользу, заявить о себе как знающем свой предмет юристе.

Что же такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика – теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красиво, хорошо, так, как нужно в данном случае.

Ритор – оратор в Древней Греции и в Древнем Риме, а примерно с III в. до н.э. – еще и учитель практического красноречия в ораторской школе.

Поскольку риторика – одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» - по-гречески, «элоквенция» - по –латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты. Словарь В.Даля дает такое определение оратора – «речистый человек, краснослов, мастер говорить, проповедник». Современные словари толкуют его как личность, профессионально занимающуюся искусством красноречия; как лицо, произносящее речь; как человека, имеющего дар говорить; как «глашатай».

Таким образом, «Риторика», или «Основы ораторского искусства» - это фактически один и тот же учебный курс, который до 1917 г. был обязательным предметом во многих учебных заведениях Российской империи, а теперь с большим или меньшим успехом восстанавливается в учебных планах высших учебных заведениях Украины.

Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть строгие правила, которые должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены и начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора.

Как учебный предмет риторика состоит из четырех частей: истории, теории, практики и техники.

Как наука риторика содержит пять разделов:

Нахождение материала для последующего выступления (инвенция);

Расположение материала в наилучшем для конкретной речи порядке, соблюдение логичности и последовательноти в изложении тезисов (диспозиция или композиция);

Выражение, под которым понималось учение об ораторских стилях (элокуция и орнамента);

Запоминание, под которым понималось стремление заучить текст выступления наизусть (мемориа);

Произнесение речи, как правило, в условиях судебного заседания (акция или исполнение).

Ораторское искусство является прикладной дисциплиной, которая представляет собой комплекс знаний, умений навыков оратора в подготовке и произнесения убедительной речи.

Риторика имеет связи с такими науками:

- с логикой – рассуждение, доказательство, аргументация, законы тождества, достаточного обоснования;

- с философией – мораль, нравственные проблемы; добро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;

- с политикой – проблемы власти и свободы, собственности, общественных отношений, войны и мира;

- с юриспруденцией – права человека, судебная практика;

- с филологией – язык, его средства, стили, выразительность речи, литература, поэтика, жанры, театр.

Виды риторики:

Педагогическая риторика.

Педгогическая риторика реализуется в двух сферах: педагогике, т.е. используется как средство для достижения педагогических целей, и собственно в риторике как методике развития риторических способностей. Педагогическая риторика – это наука и искусство общения преподавателя со студентами в процессе обучения.

Юридическая риторика.

Юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Военная риторика.

Военная риторика – это специализированная речевая культура военно-профессиональной среды, направленная на освоение военной культуры, адаптацию новых поколений к непривычным условиям жизни и деятельности военнослужащих при помощи особенных технологий речевого воздействия на коммуникативном и поведенческом уровнях. Она функционирует в военно-профессиональной среде с целью достижения определенных социальных результатов в области обеспечения безопасности государства. Цель военной риторики – подготовить солдата для боя.

Дипломатическая риторика.

Дипломатическая риторика своим предметом изучения избирает общение государств через своих специальных представителей. Дипломатия как совокупность форм, методов и средств, используемых для осуществления внешней политики государства, и дипломаты как государственные служащие, призванные вести официальные дела между правительствами, менялись в ходе общественного развития. Однако при этом неизменной оставалась сущность дипломатии как отражения природы данного общества и государства.

Политическая риторика.

С античных времен риторику считают инструментом управления в политической системе общества. По Аристотелю, общественное государственное устройство есть прежде всего речевая организация общества. Технологию политической риторики, обеспечивающей речевое взаимодействие личности, общества и государства, определяет государство путем институционализации свободы слова, гласности. Основными документами политической риторики являются правовые акты – конституция, законы, указы, постановления, инструкции, приказы. Государство устанавливает право голоса, т.е. круг лиц, которые имеют право своей речью влиять на политические дела.

Как уже отмечалось выше, юридическая риторика – это комплекс знаний по подготовке юриста к произнесению публичной судебной речи сообразно требованиям уголовно-процессуального закона и иного процессуального законодательства; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, как умение воздействовать на правосознание людей.

Содержание судебной речи играет не меньшую роль, чем искусство в ее построении. Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом судей и аудиторию. Фундаментом всего этого должно служить знакомство с делом во всех его мельчайших подробностях.

П Л А Н

Тема « Судебная речь»

П Л А Н

Виды судебной речи.

Виды судебной речи.

В судебном заседении при рассмотрении уголовных, гражданских, административных, хозяйственных дел можно выделить такие основные виды судебной речи:

1.Обвинительная речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции.

2.Речь прокурора в уголовном деле в случае отказа от обвинения в суде первой инстанции.

3.Защитительная речь адвоката в уголовном деле в суде первой инстанции.

4.Речь адвоката – представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.

5.Речь подсудимого в свою защиту.

6.Речь потерпевшего и его представителя.

7.Речь гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в рамках уголовного дела).

8.Речь прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции.

9.Речь прокурора и адвоката по административным делам.

10.Речи прокурора и адвоката по уголовным делам в судах второй инстанции.

11.Речи истца и ответчика или их представителей по гражданским делам.

12.Речи третьих лиц или их представителей по гражданским делам.

13.Речи уполномоченных органов государственного управления, профсоюзов, предприятий, учреждений и организаций, их объединений по гражданским делам.

14.Речи представителей общественных и трудовых коллективов по гражданским делам.

15.Речи лиц, привлекаемых к административной ответственности и их представителей.

16.Речь потерпевшего по административному делу.

17. Защитительная речь близких родственников, опекунов или попечителей подсудимого по уголовным делам.

18.Речь адвоката (представителя стороны) при ведении хозяйственного дела в хозйственном суде.

19.Речь прокурора при поддержании иска в хозяйственном суде.

Так, ст.47 Кодекса административного судопроизводства Украины предусмотрен состав лиц, участвующих в деле. Это- стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц. Ст.56 определен перечень лиц, которые могут быть представителями.

Разделом 4, ст.ст.18,20,26,27,28,29,30 Хозяйственного процессуального кодекса также определен перечень лиц, участвующих при рассмотрении хозяйственных дел.

Главой 4 «Участники гражданского процесса», ст.ст.26,30,34,35,38-40,45 Гражданско-процессуального кодекса определен перечень лиц, которые участвуют в рассмотрении гражданских дел.

Согласно уголовно-процессуального кодекса участниками являются подсудимый, потерпевший, прокурор, защитник и др. лица.

П Л А Н

Культура судебной речи.

Речевой имидж оратора.

Культура судебной речи.

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т.е. позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его вутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения. Иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

А что такое культура речи?

Культура речи в лингвистике понимается как мотивированное употребление языкового материала, как использование языковых средств, оптимальных для достижения коммуникативных задач в определенной ситуации.

Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.

Основными критериями культуры речи являются:

1.Правильность.

Правильность – это соблюение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка – произносительными, грамматическими, стилистическими, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов.

Речевой имидж оратора.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры человека. Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. То, что мы говорим, в значительной мере предопределяет, будут ли нас слушать или даже не смогут не слушать нас.

Для хороших ораторов мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Движымые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе – положительное или отрицательное – и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет.

Выступить публично – это значит дать слущателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радость, и на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления.

Рассмотрим элементы речи, которые способствуют положительному речевому имиджу оратора: внешность, манера, поза, жесты .

1.Внешность.

Известно такое выражение «С лица не воду пить…». С неказистой внешностью оратору приходится только мириться. Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле оказаться на должной высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям обстановки и слушателей.

Не допускайте эксценричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы. Женщинам рекомендуется оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

2.Манеры.

Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем внешность. Подумайте, как отреагируют слушатели, когда оратор стоит в застывшей позе, устремив взгляд в потолок или погрузившись в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор – живой человек, а не говорящий автомат.

Вы должны овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело – наладить с ними контакт.

Небесполезны в этом отношении такие указания:

1.Как только предоставят слово…

Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и другими участниками процесса. Это поможет выбрать громкость, интонацию речи. Не суетитесь. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Свою речь начинайте с обращения к суду.

2.Выражение лица.

Случалось ли вам когда-нибудь заглянуть в застекленную дверь в аудиторию и понаблюдать за лицом оратора во время речи? Вы его не слышите, но разве нельзя правильно оценить силу его выражений? Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо оратора должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид. Для этого крайне необходимо практиковаться перед зеркалом. Изучайте свое лицо. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

3.Контакт со слушателями.

Речь является действенным общением только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слова сольются в нераздельном единстве. Для этого не нужно окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать рукит, уткнуться в заметки. Не нужно нервно перескакивать с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся выскользнуть из комнаты, полной гостей. Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Однако наличие зрительного контакта вовсе не означает, что нужно все время смотреть на всех и каждого.

Но дело не только в технических приемах, имеющих целью наладитьсвязь со слушателями. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чуствуют.

Поза.

Далеко не всегда и не все ораторы знают как правильно стоять. Но понаблюдайте за собой Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится привычное ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы. Рекомендуется такая поза: ноги расставлены на 15-20 см. в зависимости от роста; упор неодинаков на обе ноги; колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, гудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Жесты.

Рассмотрим их с таких позиций:

А) Сущность и назначение жеста.

Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании каждого из нас. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Поэтому нужно заниматься работой над жестами.

Б) Виды жестов.

Жесты бывают выразительными, описательными, указывающими, подражательными.

Выразительные жесты – это жесты, которые сопровождают самые сильные, кульминационные места речи. Они могут подчеркивать идеи умиротворения, поощрения, похвалы, утешения и т.д.

Описательные жесты – жесты, с помощью которых можно показать движение – быстрое и медленное, прямое и закругленное – и даже дать представление о движении в отвлеченном смысле слова, например о тенденции роста, падения; описать разительный контраст в объеме двух книг, когда руками показать приблизительно их размеры и т.д.

Указующие жесты – самые простые. Обычно они состоят в указании рукой или пальцем местоположения или направления.

Ораторы, обладающие артистической жилкой, часто с большим эффектом пользуются подражательными жестми. Однако, на наш взгляд, использование подражательных ждестов, в судебной аудитории, неуместно.

В) Правила пользования жестами.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:

1.Жесты должны быть непроизвольны.

2.Жестикуляция не должна быть непрерывной

3.Управляйте жестами.

4.Вносите разнообразие в жестикуляцию.

5.Жесты должны отвечать своему назначению.

Таким образом, в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы, жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон.

Тема «Подготовка судебной речи»

П Л А Н

1. Общие требования подготовки к публичному выступлению.

2. Особенности подготовки судебной речи.

1.Общие требования подготовки к публичному выступлению.

Умение выступать в публичных аудиториях является одной из важных особенностей деятельности работников органов государственной власти, органов местного самоуправления,субъектов хозяйствования, представителей общественных организаций.

Многие люди от природы имеют дар устного выступления. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Но не каждый наделен способностями выдающегося оратора. Многих пугает сам факт появления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Многих беспокоит необходимость выступлений, и они стремятся, чтобы их ораторские способности соответствовали их профессиональному мастерству в других сферах деятельности. Они искренне хотят выразить свои мысли наилучшим образом, но им трудно это сделать.

Однако при наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запомнят слушатели. Подготовка таких речей требует работы и знания.

Цицерон, характеризуя речь оратора, сказал «Нет ничего важнее в говорении, чем склонить слушателя на сторону оратора, и для этого слушатель должен быть так потрясен, чтобы им больше руководило сильное душевное волнение или экстаз, чем сила разумного суждения. Ведь люди судят гораздо чаще под влиянием ненависти, любви, страсти, раздражения, скорби, радости, надежды, страха, заблуждения, и вообще какого-нибудь душевного движения, чем сообразно с истиной, с предписаниями, с правовыми нормами и с законами».

Существуют 4 основных способа подготовки публичной речи.

1.Експромт – выступление без подготовки.

2.План-конспект – подготовка детального плана, в котором каждый пункт сопровождается коротким изложением идей выступления.

3.Написание текста – готовится текст выступления, который потом полностью зачитывается.

4.Заучивание напамять - выступление заучивается напамять и оглашается без использования каких-либо записей.

Опытные риторы используют все эти способы, но идеалом считают выступление без записей.

Начинающим ораторам рекомендуется иметь под рукой полный текст выступления, поскольку выступая перед широкой аудиторией, ему необходимо следить за многими вещами: состоянием своей одежды, дыханием и голосом, жестами, мимикой и т.п. Вряд ли начинающий ритор будет думать еще и над содержанием речи и формулированием мыслей. Только оратор с большим опытом может осмелиться провозгласить речь перед большим количеством слушателей без предварительно подготовленного текста.

Подготовка к выступлению имеет такие стадии:

Обдумывание темы.

2.Обработка и письменное оформление темы , т.е. составление конспекта, плана, написание текста.

3.Критический анализ готового выступления , т.е. все аргументы «за» и «против».

4.Кратковременное «отступление» от темы , т.е. необходимо чтобы она отложилась в памяти, окончательно выкристализировалась, претерпела определенных изменений и т.п.

5.Произнесение речи, т .е. выступление.

Нельзя рассчитывать на успех, если ритор не умеет логически выстроить материал, связать основные идеи своего выступления, приведенные факты, в единое целое, если он не умеет полно и всесторонне осветить тему, не умеет учитывать основные особенности будущей аудитории, чтобы сразу же вступить с нею в контакт. Поскольку контакт обеспечитывается не в момент появления ритора перед слушателями, а тогда, когда он только начал обдумывать свое выступление, представляя свою будущую аудиторию, выбирая способы влияния на нее и определяя ее возможную реакцию.

Начинать подготовку необходимо с конкретизации темы выступления, определения круга вопросов, который необходимо охватить. Для начала необходимо выбрать один-два аспекта или вопроса. Очень важно иметь т.н. «резервные знания», материалов всегда должно быть на 1/3 больше того, что планируется сказать. Дейл Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают особенной уверенности, возникает чувство, которое трудно описать, - Вы будете настроены позитивно.

Обдумывая будущее выступление, необходимо разбить его в мыслях на тематические блоки (их должно быть 3-4): вначале скажу про это, затем про то, еще об этом, наконец расскажу про это…

К выступлению необходимо готовиться не за 1 день, а за несколько. Необходимо делать перерывы в подготовке, готовить выступление блоками – так его лучше запомнить.

После обдумывания необходимо приступать к подготовке конспекта речи. Конспект – это краткое письменное изложение содержания чего-нибудь: лекции, статьи, монографии, раздела учебника и т.п..

Конспектировать нужно не сразу. Целесообразно вначале получить общее представление о теме. Готовясь к выступлению, во-первых , необходимо делать краткие записи изученного, т.е. идет процесс нагромождения фактического материала. Во-вторых , необходимо составить перечень фактов, которые можно использовать в своей речи. В-третьих , необходимо выбрать самое основное и составить перечень главных пунктов выступления. Между ними нужно оставить место, чтобы потом вписать второстепенные вопросы.

В-четвертых , вычеркните все лишнее, не относящееся к выступлению. В-пятых , составьте план выступления: вступление, основная часть, выводы. Вступление и выводы необходимо сформулировать наиболее четко. Напишите полностью вступительные и заключительные фразы. В-шестых, разработайте план основной части речи, проследите, чтобы был логический переход от одной мысли к другой.

Как пользоваться конспектом? Риторы обычно пользуются своими записями по разному. Наиболее оптимальный вариант, когда конспект написан на небольших листах, чтобы их можно было взять в руки, изредка заглянуть в них.

Публичные выступления происходят в различных формах: доклад, лекция, беседа, встреча за круглым столом, выступления в судебных процессах и т.п.

Любое выступление имеет структуру, строится по определенным правилам. Существуют некоторые общие принципы, которые следует иметь ввиду, когда разрабатывается структура публичной речи:

Принцип последовательности.

Не перескакивайте от одной темы к другой, излагайте материал последовательно.

Принцип целенаправленности.

Выступление композиционно необходимо строить так, чтобы слушатели воспринимали его в такой последоательности: проблема – тема – тезис – аргумент – цель выступления.

Проблема – это мысль, идея, которые заслуживают обсуждению той или иной группой людей.

Тема – аспект проблемы, которая будет обсуждаться.

Аспект – одна из сторон рассматриваемого явления, или определенная точка зрения, которая охватывает одну из сторон явления.

Тезис - высказывание главной мысли ритора.

Аргументы – это факты, которые приводятся для обоснования тезиса.

Цель выступления – обвинить или оправдать подсудимого, обосновать исковые требования или опровергнуть их и т.п.

Принцип наращивания усилия.

Темп речевого действия на слушателей должен нарастать от начала до конца. Этого можно достичь с помощью размещения материлов за значимостью аргументов, фактов, эмоционального накала и т.п.

Принцип результативности.

Выступление всегда должно иметь выводы: призыв к какому-либо действию, определенные рекомендации и т.д.

Начало выступления для ритора имеет очень важное значение, поскольку от него зависит:

а) преодолеет ритор волнение, успокоится и приобретет уверенность;

б) сумеет установить контакт со слушателями;

в) заинтересует слушателей, привлечет их внимание;

г) сумеет сжато изложить тему выступления.

Вступление не должно быть слишком серьезным, слишком сухим, слишком долгим. Цель вступления состоит еще и в том, чтобы сжато пояснить содержание задачи речи и указать на определенные вопросы, на которых автор собирается остановиться.

Основа выступления – это схема его основных положений, которая заполняется деталями. Как упорядочиваются мысли, тезисы? Лучше всего идти от простого к сложному. Ритор постоянно должен следить, что все, о чем он говорит, понятно слушателям.

Еще один метод упорядочивания – соблюдение хронологической последовательности. Внимание слушателей необходимо привлекать с самого начала. Однако интересные мысли следует держать в запасе, чтобы время от времени усиливать свое влияние на слушателей.

Ритор может развивать свои мысли по-разному: пояснять, описывать, рассказывать, доводить. В выступлении можно использовать все четыре формы изложения.

Окончание выступления состоит из двух частей:

а) обобщение главных мыслей;

б) обязательное подведение итогов, подчеркивание целей, призыв к выполнению определенных действий.

О приближении окончания выступления слушателей необходимо проинфорировать. Это обостряет их внимание – они захотят послушать обобщение и итоги речи. Речь необходимо заканчивать в течение 2-3 минут. Психологи рекомендуют примерно 10-12% общего времени посвятить вступлению, 4-5% - окончанию, а остальное – основной части. Никогда не заканчивайте свое выступление словами «Вот и все, что я Вам хотел сказать».

2.Особенности подготовки судебной речи.

Публичная речь – прежде всего устная речь, она охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры.

Выступление на собрании, диспуте, митинге, отчетный доклад, научное сообщение, обвинительная и защитительная речь в суде, лекция на правовую тему – все это разновидности публичной речи, которая носит характер размышлений, сопоставлений; в ней рассматриваются, анализируются и оцениваются различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора.

Разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь, произносимая прокурором и адвокатом в судебных прениях. В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько обособленно: по тематике, а тем более по цели, смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи.

Прежде всего, судебная речь ограничена сферой применения: это официальная узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурора и адвокат, позиция которых определяется их процессуальным положением.

Каждая публичная речь включает в себя «предмет» и «материал». Предмет – это определенная сторона, часть действительности, которую характеризует оратор, материал – это сведения, дающие основание говорить конкретно об избранном предмете. Предметом судебной речи является то деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной ответственности. Материал – обстоятельства, связанные с конкретным происшествием, факты, доказательства.

Тематика судебной речи строго ограничена материалами рассматриваемого дела, речь отличается большей конкретностью, чем любая публичная речь.

Судебная речь менее информативна, т.к. она не содержит новых, не известных суду фактов, в ней уже известная из судебного следствия информация рассматривается с точки зрения обвинения и защиты.

Подготовка судебной речи – важная составляющая профессиональной деятельности юриста. Существуют общепризнанная структура судебной речи, которая отражает как процессуальные требования, так и судебную практику. К основным элементам судебной речи относятся:

Изложение фактических обстоятельств дела;

Анализ и оценка доказательств, которые признаны судом как таковые;

Анализ причин и условий, которые способствовали правонарушению;

Вывод о мере наказания и исковых требованиях, т.е. модель судебного решения;

Заключительная часть, имеющая в основном оценочно-этический характер.

В этой структуре приведены лишь те элементы, которые отображают специфику судебной речи, без учета тех, которые характерны любой публичной речи, о которых мы говорили ранее, а именно: вступление, основная часть, заключение и т.п.

Составляя судебную речь, необходимо исходить из необходимости выделения четырех последовательных этапов подготовки:

Аналитический этап.

На этом этапе определяется целевое назначение избранной процессуальной роли. Важным является общетеоретический анализ предмета судебного рассмотрения. Он содержит две задачи: во-первых, общее знакомство с материалами дела; во-вторых, изучение теории вопроса, т.е. изучение нормативно-правовых актов, актов официального или доктринального толкования норм, материалов, обобщающих судебную практику. Без теоретической определенности судебная речь становится театральной, а судебный процесс фарсом. Вместе с тем, судебная речь не должна превращаться в изложение реферата с той или иной проблемы правоведения. Правовая доктрина не признается источником права, однако обращение к ней будет полезным при отсутствии или неоднозначности официальных толкований тех или иных положений закона, которые должны быть применены при рассмотрении дела. Наличие доктринального толкования усиливает аргументированность речи.

Стратегический этап.

На этом этапе необходимо определить участников судебного процесса, цель выступления, попытаться сделать прогноз на ход процесса, его возможные варианты. Главным итогом этого этапа является план выступления с выдвижением основного тезиса.

Тактический этап.

Как и любое другое дело, ораторское искусство имеет свои основные правила, главная цель которых сводится к правильному управлению элементами речи и применению разнообразных речевых приемов и принципов в зависимости от ситуации. Так речь становится более понятной, интересной и, как следствие, лучше воспринимается и оказывает большее влияние на сознание слушателя. Давайте коротко поговорим о главных принципах ораторского искусства.

Забудьте о себе и займитесь делом

Лишь неуверенный оратор зациклен на себе, его беспокоят негативные мысли, страх провала. Такое волнение и внимание к себе неизбежно делает его скованным, неуверенным, он часто путается в словах и запинается. Что мешает вести себя перед публикой так же, как в компании друзей? Что не дает нам раскрепоститься? Только внутренние установки. Если полностью увлечься выступлением, забыть о себе и отбросить посторонние мысли, Вас просто не останется на волнение. Именно поэтому это правило называют принципом уверенности.

Хороший оратор - хозяин положения

При выступлении некоторых ораторов создается впечатление, что они сделали что-нибудь постыдное, что их грызет совесть, они пугаются каждой посторонней фразы или вопроса, произнесенного слушателем, пытаются подробно ответить на каждый неуместный вопрос и как будто ждут указаний от своей аудитории. Выглядит жалко, поэтому нельзя забывать, что на время выступления оратор должен стать лидером аудитории, вести ее по своему усмотрению, а не искать советов в зале. Для этого вовсе не нужно хамить, проявлять диктаторский стиль в общении. Необходимо внимательно и с пониманием относиться к слушателям, но не забывать вести разговор в нужном ключе. Необходимо в полной мере владеть ситуацией и строго следовать своему плану, а у слушателей должно сложиться впечатление, что оратор знает, чего хочет.

Будоражьте аудиторию

Если этого не делать, то слушатели займутся собой. Некоторые ораторы действуют на слушателей лучше, чем снотворное. Они просто бубнят себе под нос что-то бессвязное. Аудиторию нужно увлекать, а иначе Вы просто утомите слушателей и будете испытывать их терпение. Если у Вас скучный научный доклад, старайтесь разбавлять его интересными фактами, поддерживать внимание слушателей. В противном случае Вы будете награждены громкими овациями за то, что закончили свою речь. Согласитесь, мало, кому это понравится.

Принцип спектакля.

С начала времен публика требовала хлеба и зрелищ. Именно второе Вы и должны им дать. Люди всегда были готовы платить деньги за походы в театры, кино, цирк, на представления. Подсознательно аудитория хочет увидеть некоторое шоу. Лучше всего оправдать это желание слушателей. Для этого нужно сделать свое выступление ярким и насыщенным, а не вяло читать текст по бумажке. Попробуйте превратить свое выступление в какой-нибудь занимательный спектакль.

Добавьте разнообразия

Прогремевший гром сменяет установившуюся тишину. Подсознательно человек воспринимает не столько сами звуки, краски мира, окружающие нас явления, сколько контраст. Ко многим вещам мы привыкли и уже перестаем замечать. Соответственно, чтобы сделать речь более привлекательной и разнообразной, в нее нужно вносить как можно больше разнообразия. Разнообразие должно присутствовать во всем, кроме дикции, которая должна оставаться четкой в любой ситуации. Меняйте стиль речи, тон голоса, темп, применяйте разные эмоциональные оттенки, активно используйте жесты, перемещайтесь, если есть такая возможность. Не помешают в выступлении различные паузы. Такая речь лучше привлекает внимание, заставляет слушать с удовольствием, лучше воспринимается и запоминается и, как следствие, отдача от нее становится куда больше. Совсем не то, что скучный и монотонный рассказ, вызывающий желание поспать или уйти поскорее. Старайтесь говорить как можно разнообразнее, разбавляя нудный текст шутками и интересными отступлениями.

Хотите быть интересным - заинтересуйте

А ведь действительно, чтобы речь не была забыта на следующий день, нужно заинтересовать слушателей, не говорить безучастно и монотонно. Для хорошей речи необходим энтузиазм. Постарайтесь сделать свою речь как можно более интересной, и она обязательно заинтересует слушателей. Постарайтесь включать в речь как можно меньше скучных фактов и «сухих» цифр. Это утомляет и не имеет практически никакого эффекта.

Ответственность за непонимание полностью лежит на Вас

Какое оправдание не придумывал бы говорящий, вся вина за непонимание слушателями лежит исключительно на нем. Оно не может оправдаться неповоротливыми мозгами слушателей, отвлекающейся публикой. Если оратор бросает в сторону аудитории фразы с нотами недоумения от того факта, что его не понимают, он изначально абсолютно не прав. Таким вот нехорошим образом он пытается переложить ответственность на публику. Нужно выстраивать свою речь и говорить так, чтобы Вас просто невозможно было не понять. Все фразы должны быть просты и однозначны.

Претензии к слушателям неуместны

Хоть в большинстве случаев слушатели вполне дисциплинированны и прекрасно понимают как нужно вести себя в обществе, попадаются и такие, которым такие правила не ведомы. Слушатели нередко бывают болтливыми, агрессивными, надменными или просто нетрезвыми. Естественно, они будут серьезно мешать выступлению. Хоть иногда буйного студента можно удалить из аудитории, но обычно такой подход лучше всего исключить. Как бы вызывающе не вел себя слушатель, как бы не мешал, не отвлекал, не задавал неуместные вопросы, не перебивал, не стоит предъявлять претензии. Какой бы не была аудитория, вести себя с ней нужно всегда тактично и воспринимать такой, как есть.

Исчерпывайте тему, а не терпение аудитории

Время - главная ценность в жизни, ведь оно, по сути, и есть жизнь. Наша жизнь измеряется прожитыми минутами и тем, как этим временем мы распорядились. Если воровать деньги считается преступлением, то попусту отнимать у человека время обществом не порицается. Не стоит бесполезно тратить свое время и время слушателей, не ждите, пока они захотят уйти, заканчивайте говорить раньше, не воруйте у них частичку жизни.

Принципы ораторского искусства - это лишь векторы, которые задают общее направление в словах и действиях. Во всем должна быть мера, придерживайтесь золотой середины. Данные принципы нужно применять в определенных количествах и только тогда, когда того требует ситуация, ведь аудитория и обстановка может быть разной, а правила далеко не универсальны. Приглашаем посетить наш тренинг, посвященный ораторскому искусству, в Харькове . Это настоящий концентрат полезной информации, он помог сотням людям, теперь и Ваша очередь!

Ефремов Сергей "9 главных принципов ораторского искусства"

В современном мире ключом к успеху является овладение мастерством оратора . Это особое искусство, при котором каждый человек сможет открыть себя заново. Он будет красиво и правильно говорить, уверенно себя чувствовать перед любой аудиторией, быть интересным в общении. Конечно, есть люди, которые от рождения награждаются такой способностью, но их совсем немного. Поэтому человеку, обделенному Божьим даром, не стоит переживать, при желании ораторскому искусству можно учиться. Возраст при этом не играет особого значения, ведь получать новые знания и умения никогда не поздно.

Безусловно, есть профессии, которые просто обязывают досконально познавать искусство ораторской речи . К ним относятся политики, судьи, учителя, актёры, дикторы и др. Даже если Вы не относите себя к этим категориям, такое мастерство в любом случае не может Вам навредить. Кроме преимуществ, ни о чем другом не может быть и речи. В жизни оно может пригодиться, например, при устройстве на работу, и при новых знакомствах. Таким образом, это искусство в самых разных ситуациях может оказать неоценимую услугу.

Что такое ораторское искусство?

Это искусство живого слова. Человек, владеющий им, с лёгкостью может доносить мысли до окружающих. При этом предложения у него выстраиваются красивые и ясные. Он чувствует себя уверенно, ведь его речь привлекательна и интересна. Именно этому и учит ораторское искусство. Степень владения им может быть различной, но над собой нужно работать в любом случае. Нередко в жизни мы сталкивается с такими ситуациями, когда приходится задуматься над тем, как сказать или дать ответ на вопрос. Чтобы выглядеть убедительным, без важных приёмов особого мастерства не обойтись.

Ораторское искусство и риторика участвуют в формировании стиля и логических высказываний. Они помогают избежать нежелательных пауз и развивают память. Обычная речь превращается в привлекательную и наполняется нужными эмоциями. Настоящий оратор всегда интереснее для публики, чем тот, кто не умеет грамотно сформулировать свои мысли. Кроме того, своевременно приведённые аргументы и факты способствуют благополучному разрешению спорных вопросов. А это является своего рода гарантией наилучшего выхода из конфликтных ситуаций. Неподготовленные люди лишь в редких случаях смогут сформировать свои фразы чётко и правильно в нужный момент.

История ораторского искусства

Летописи ораторского искусства переносят в Древнюю Грецию. Именно здесь великому мастерству уделялось пристальное внимание. Отсюда идут корни стилистических образцов и развитие речи, ведь до появления письменности мысли излагались устно.

Греческие ораторы умело воздействовали на публику, поскольку они владели законами логики и правилами устной речи. Они смогли добиться того, что красноречие служило им главным оружием с политической точки зрения. Ораторское искусство, являясь царицей искусств, весьма эффективно могло влиять на решения государственных дел.

Именно в Древней Греции зародилась первая школа ораторского искусства . Её выдающимися мастерами стали Демосфен, Филократ, Гиперид, Эсхин и другие общественные деятели. Среди них Демосфен смог добиться наивысших достижений. Без его вклада сложно представить ораторскую практику и азы теории риторики, где слову придавалось огромное значение. На его речах учились не только в древности, сохранившиеся теории актуальны и сегодня. Они входят в золотой фонд риторики как отдельной науки.

Выступление перед аудиторией

Зрительное восприятие и внешний вид

Выступая перед публикой, оратор должен подготовить не только свою речь, но и старательно поработать над внешним видом . Не секрет, что выступающего в первую очередь встречают по внешнему виду. Уже давно доказано, что внешний облик играет важную роль при первом впечатлении. Исходя из статистических данных, 55% убеждающей силы приходится на внешний вид оратора и зрительное восприятие слушателей, на тон голоса - 35% и всего 10% на слова.

Слушатели в первую очередь являются зрителями. Они весьма внимательно будут рассматривать выступающего. Особенно женская половина уделяет пристальное внимание мелочам. Наряд, прическа и манера держаться не останутся незамеченными. Человек, который не уверен в себе, плохо подготовлен или нерешителен, быстро бросается в глаза. Публика не захочет сосредотачиваться и вникать в суть его выступления . И как бы не старался оратор, расположить к себе слушателей будет весьма трудно.

Удержание внимания


Искусство ораторской речи как раз и заключает в себе умение донести подготовленный доклад или на ходу выстроенное выступление. Настоящий мастер умеет быстро ориентироваться и выстраивать логические предложения. Кроме того, он умеет завлечь своих слушателей и заинтересовать своим выступлением.

Для удержания внимания оратор использует специальные приёмы, позволяющие не только расположить к себе, но и настроиться на одну психологическую волну. При этом жестикуляция и мимика, голос и интонация играют важное значение. Ведь одно дело слушать, а совсем другое - быть услышанным. Об этом еще говорила известная поэтесса М.Цветаева. Ни в коем случае нельзя дать публике ни малейшего повода для раздражения.

Контакт с аудиторией

Речь выступающего в большей части представляет собой монолог. Однако оратору нужно уметь находить контакт с аудиторией . Он должен стараться установить связь, пусть даже мнимую. Только в этом случае он сможет рассчитывать на отклик. Хороший оратор способен уловить настроение аудитории и в нужный момент откорректировать свое выступление. Он как бы читает мысли слушателей и не даёт им отвлечься от преподносимой информации. Это похоже на мысленный диалог, при котором вторая сторона не произносит вслух своих пожеланий. В свою очередь, это не отвлекает выступающего, но и не исключает двустороннее общение.

Таким образом, искусство публичных выступлений - это имитация живого общения. Новичку сложно добиться этого, но вполне реально при освоении основных риторических приемов. Среди них: непосредственное обращение к аудитории, наполнение выступления эмоциями, придерживание разговорного синтаксиса. Не стоит заранее переживать, всё приходит с опытом, нужно только приложить усилия и терпение.

Ещё одно немаловажное средство установления двустороннего общения - это зрительный контакт с выступающим. Если читать подготовленный текст и не отрываться от бумаги, интерес у публики быстро пропадёт. В этом случае докладчик самостоятельно сооружает стену, которая ограждает его от слушателей. Не рекомендуется смотреть в один угол или потолок. Лишь переводя взгляд от одного слушателя на другого, оратор может рассчитывать на объединение аудитории и достижение эффекта общения, пусть даже на мысленном уровне.

Нужно уметь читать реакцию по глазам. В этом случае оратор сможет контролировать аудиторию. Как только он заметит первые признаки переутомления слушателей, он сможет использовать один из проверенных способов для разрядки зала. К примеру, это может быть воспоминание смешного случая, вставка афоризма или пословицы. Желательно, чтобы они были близки к тематике выступления. Можно вообще отойти в сторону от доклада и рассказать веселый анекдот, расположив к себе аудиторию. Эмоциональная разрядка при утомлении наилучшим образом воссоздаст дружескую атмосферу. Всё это позволит продолжить выступление, интерес к которому только усилится.

Ораторское искусство при других видах речевой коммуникации

Многогранное искусство ораторского мастерства включает не только выступления перед большой аудиторией, но и ведение диалога с собеседником, дебаты, дискуссии, а также другие виды речевой коммуникации . При этом речь оратора должна всегда поражать железной логикой, но вместе с этим быть искренней и чувственной. Только в этом случае можно рассчитывать на заинтересованность слушателя и его расположение.

При любых речевых коммуникациях можно проявить ораторское мастерство и оставить неизгладимый отпечаток, хорошее мнение и заслужить уважение, поразив интересной беседой. При этом важное значение уделяется не только грамотности и начитанности говорящего, но и его эмоциональности, заинтересованности и умении выслушать собеседника. Безусловно, в этом помогают и природные данные, но полученный опыт, культура речи и интеллект не являются второстепенными.

Обучение ораторскому мастерству

Ораторскому мастерству может обучаться каждый. Главное, чтобы было желание и нацеленность на результат. Нужно не бояться трудностей, которые могут возникнуть в процессе обучения. Только терпение и старание принесут ожидаемые результаты. Даже многие известные люди, которые смогли добиться успехов в ораторстве , первоначально сталкивались со сложностями. К примеру, Маргарет Тэтчер сумела изменить свой визгливый голос, который от природы был таковым. Её усердная работа по изучению актерского мастерства дала свои плоды. Политический деятель Франции Мирабо так научился преподносить заученные тексты, что они стали казаться настоящей импровизацией.

Обучение ораторскому искусству можно проводить самостоятельно, но в специализированных школах и центрах занятия будут более эффективными. Разработанные программы и психологические тренинги - популярные способы избавления боязни выступать перед публикой, развития мышления и памяти, пополнения разговорного запаса и приобретения уверенности в себе. Здесь можно научиться правильно формулировать мысли, быстро заинтересовывать слушателя, получить артистические навыки и красиво говорить на любые темы, в том числе и экспромтом. Специалисты научат правильно подбирать интонацию и умело пользоваться разными речевыми приемами. Они расскажут о том, как извлекать пользу из общения, познакомят с непродуктивными моделями беседы и раскроют способы уклонения от «неудобных» вопросов.

Кто такой хороший оратор?


Мастером ораторского искусства является тот человек, который с лёгкостью владеет живым словом и может с его помощью воздействовать на собеседника или целую аудиторию. Говоря о таком профессионале, нельзя не упомянуть о высоком уровне культуры речи. Хорошая дикция исключает любую нечёткость произношения слов и отдельных звуков. Выступающего приятно и легко слушать, поскольку нет скороговорок и шепелявости. Сила голоса проявляется не только в громкости, но и психическом воздействии на сознание и волю слушателей. Иными словами, техника речи настоящего оратора приближается к совершенству.

Состоявшийся оратор умело применяет различные приемы. Для красивой речи огромное значение имеет употребление крылатых выражений, известных пословиц и поговорок. Когда они неожиданны, но к месту сказаны, выступление кажется интереснее и лучше запоминается. Речевая культура оратора всегда оценивается по богатству его словарного запаса. Чем больше слов в арсенале профессионала, тем интереснее с ним общаться. А если ко всему этому предложения лаконичны и грамотно построены, с соблюдением точности словоупотребления и языковых норм произношения, то такому оратору нет цены.

  • Изучать ораторское мастерство может каждый. При этом важно настроиться на удачу и ни в коем случае не отступать от поставленной цели.
  • Никогда не следует показывать посторонним своё волнение и тем более говорить о плохой подготовке.
  • Избегайте монотонных выступлений, делайте правильную паузу и выделяйте нужные слова. Не забывайте про интонацию, повышая и понижая голос.
  • Больше времени уделяйте тренировкам, желательно заранее подготовленную речь отрепетировать не менее 3-х раз.
  • Попытайтесь заинтересовать аудиторию с самого начала выступления, придумав интригующее название.
  • При публичном выступлении пытайтесь установить контакт со слушателями.
  • Во время выступления меняйте своё положение, используйте жестикуляцию.

Главный совет заключается в следующем: чтобы овладеть искусством живого слова, нужно научиться красиво мыслить.


ФОТО Getty Images

«Недавно мне попался на глаза список главных людских страхов, где страх смерти стоял лишь на третьем месте. Две верхние строчки занимали страх входить в комнату, полную незнакомых людей, и страх говорить на публике. Фантастика! А мне как раз предстояло произносить речь через несколько дней, и я определенно ощущала этот страх. Поэтому я записалась на курс бывшей ведущей BBC и коуча Хелен Фостер (Helen Foster), надеясь, что ее советы мне помогут. Я записала для вас восемь самых полезных.

1. Время

Старайтесь удержать время своего выступления в пределах 20 минут. Эксперты образовательной платформы TED Talk советуют 17-18. Почему? Потому что презентация от этого становится более плотной и более яркой: в ней остается только важная для аудитории информация. Захлестнете слушателей потоком слов – и они перестанут воспринимать вашу речь.

2. Показывайте, а не рассказывайте

Если вам все же нужно произносить более длинный спич, разбейте его на части: поговорили минут 15 – смените жанр: добавьте картинок или видео, шутку-другую, отработайте материал, о котором шла речь, в ходе какой-нибудь игры – все зависит от обстоятельств, вам решать, что уместнее в той или иной ситуации.

3. Анекдот

Анекдот, в прежнем смысле этого слова, – небольшая занятная история – великолепный способ начать речь, захватив внимание аудитории тем, что представляет общечеловеческий интерес. Необязательно, чтобы вы были участником описываемых событий, но важно, чтобы история была необычной и захватывающей – слушатели должны оторваться от смартфонов и начать наконец внимательно слушать.

4. Взаимодействие с публикой

Иногда лекцию украшают и оживляют элементы семинара: задавайте публике вопросы, предложите слушателям пару минут пообсуждать проблему между собой. К примеру, если вы рассказываете о счастье – предложите аудитории подумать над тем, когда каждый из них был в последний раз по-настоящему счастлив и почему. Обсудите несколько ответов. Такие упражнения не должны занимать больше 5 минут, иначе вы рискуете слишком отвлечься от основной темы.

5. Что это было?

Что именно должен запомнить из вашей речи слушатель? Как яснее и проще всего выразить эту мысль: картинкой, видео, афоризмом? Мы лучше всего запоминаем, что было сказано в самом конце лекции. Помните об этом и старайтесь придумать ударную концовку для своего выступления.

6. Эмоции

Предмет, о котором вы говорите, вызывает у вас сильные эмоции? Не бойтесь проявить их во время выступления. Иначе как слушатели поймут, что вам и правда интересно то, о чем вы говорите? Ведь если аудитория не уверена, что вам интересен предмет, почему она должна посвятить ему свое внимание?

«Вопрос о том, каким языком ты говоришь, – это всегда вопрос о власти, о доминирующем дискурсе, о праве быть чем-то еще кроме как «говорящим орудием», – уверена Екатерина Михайлова. – Это вопрос о праве самому выбирать «своих» и «чужих» (они, конечно же, говорят по-разному). Важный ведь выбор, и хорошо бы оценивать его последствия».

7. Искренность

Искренность никогда не подводит. Будьте собой. Если вы чего-то не знаете, скажите об этом – это в любом случае лучше, чем на ходу сочинять заведомо ложный ответ. Кроме того, вы всегда можете предложить поискать ответ на интересующий слушателя вопрос. Врать – трудно, и, как правило, обман бывает заметен. Так что не утрачивайте понапрасну доверие аудитории.

8. Подготовка

Заранее запишите свое выступление в удобном для вас виде. Связный текст на бумаге, развернутый план, карточки с ключевыми словами – все что угодно, лишь бы вам было удобно. Кроме того, хотя мы почему-то упускаем эту возможность, неплохо бы заранее пару раз проговорить текст выступления, чтобы не забыть ничего существенного. Да, это требует времени, зато вы не будете запинаться и мучительно краснеть, пытаясь вспомнить: что там еще у меня было? Подготовленный оратор всегда выигрывает у неподготовленного.

Сработало ли это для меня? Вам решать – вот мое выступление на недавнем открытии лондонского Happiness Club».



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...