Ораторы 20 21 века. Факты из истории ораторского искусства

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Горгий

1.3 Демосфен

2. Эпоха эллинизма

2.1 Дион Хрисостом

2.2 Элий Аристид

3.1 Цицерон

Заключение

Список литературы

Введение оратор жанр эллинизм греция

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой.

По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. оратор жанр эллинизм греция

Впоследствии по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века.

Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

1. Ораторское искусство древней Греции

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы -- в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой -- так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме -- диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество.

Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь -- это всегда искусство.

В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде -- рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, -- по крайней мере номинально -- было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи.

1.1 Горгий

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок).

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки -- серьезностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, -- «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название «горгианские фигуры». Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа -- не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». «Мудрость» их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия -- совещательный, эпидиктическнй и судебный.

Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415--380 гг. до н. э.). Отец его был метеком (свободным, но не имевшим гражданских прав человеком) и владел мастерской, в которой изготовлялись щиты. Будущий оратор вместе с братом учился в южно-италийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился в Афины. Афинское государство в это время находилось в трудном положении -- шла Пелопоннесская война, неудачная для Афин. В 405 году Афины потерпели сокрушительное поражение. После заключения унизительного мира к власти пришли ставленники победившей Спарты, «30 тиранов», проводившие политику жестокого террора по отношению к демократическим и просто бесправным элементам афинского общества. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, было причиной расправы над ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару. После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось. Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи -- например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395--386 годов. Характерные черты стиля Лисия четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации -- последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, и последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характера (этопея) -- причем не только характеров изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).

1.3 Демосфен

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385--322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи -- отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы -- всё это было заимствовано Демосфеном у Исея.

С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ничего подобного не было», -- сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!» -- «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего», -- сказал оратор».

В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он всё больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Он возглавил патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против «северного варвара». Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия.

Филипп начал свой натиск на Грецию с севера -- постепенно подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвердился в Фокиде (Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Эвбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом (357--340 гг.) закончилась невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая (340--338 гг.) -- сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступном посольстве» (343 г.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке» (330 г.). Великому оратору было суждено пережить еще одно поражение своей родины, в Ламийской войне 322 года, когда греки, воспользовавшись замешательством после смерти Александра Македонского, выступили против его преемников.

На этот раз македонские войска захватили Афины. Демосфену вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым -- в тростнике был спрятан быстродействующий яд.

В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ -- изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, всё в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.

Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза -- например когда сравнивается «век нынешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте» -- способствовало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.

2. Эпоха эллинизма

Время, наступившее после падения свободной полисной Греции, принято называть эпохой эллинизма. Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жизни, интерес к содержанию речей уступал место интересу к форме. В риторских школах изучали речи прежних мастеров и старались рабски подражать их стилю. Распространение получают подделки речей Демосфена, Лисия и других великих ораторов прошлого (такие подделки дошли до нас, например, в составе сборника речей Демосфена). Известны имена афинских ораторов, живших в период раннего эллинизма и сознательно сочинявших речи в духе старых образцов: так, Харисий сочинял судебные речи в стиле Лисия, тогда как его современник Демохар был известен как подражатель Демосфена. Такая традиция подражания получила потом название «аттицизма». В то же время односторонний интерес к словесной форме красноречия, ставший особенно заметным в новых греческих культурных центрах па Востоке -- Антиохии, Пергаме и других, породил противоположную крайность, увлечение нарочитой манерностью: этот стиль красноречия получил название «азианского». Самым известным его представителем стал Гегесий из малоазиатской Магнесии (середина III в. до н. э.). Стараясь перещеголять ораторов классической эпохи, он рубил периоды на короткие фразы, употреблял слова в самой необычной и противоестественной последовательности, подчеркивал ритм, нагромождал тропы. Цветистый, высокопарный и патетический слог приближал его речи к мелодекламации. К сожалению, об ораторском искусстве этой эпохи можно судить только по немногим сохранившимся цитатам -- целых произведений до нас почти не дошло. Однако до нас дошли в большом количестве произведения ораторов римского времени, в основном продолжавших традиции красноречия эллинистической эпохи.

2.1 Дион Хрисостом

Дион Хрисостом («Златоуст» -- ок. 40--120 гг. н. э.) был родом из Малой Азии, но молодые и зрелые годы провел в Риме. При отличавшемся подозрительностью императоре Домициане (81--96 гг.) оратор был обвинен в неблагонамеренности и удалился в изгнание. Долгое время он провел в странствиях, добывая себе средства к существованию физическим трудом. Когда Домициан пал жертвой заговора, Дион вновь стал уважаем, богат и знаменит, по по-прежнему продолжал свои путешествия по всей громадной Римской империи, никогда подолгу не останавливаясь в одном месте.

Дион принадлежал к типу ораторов, которые сочетали в себе талант художника с эрудицией мыслителя, философа, знатока наук. Углубленно занимаясь свободными искусствами, особенно литературой, он с презрением относился к напыщенной болтовне уличных ораторов, готовых говорить о чем угодно и прославлять кого угодно («Проклятые софисты» -- так именует их Дион в одной из речей). По философским взглядам он был эклектиком, тяготея к стоикам и киникам. Некоторые из его речей даже напоминают кинические диатрибы, действующим лицом в них выступает знаменитый своими эксцентрическими выходками философ Диоген. Здесь налицо сходство с Платоном, в диалогах которого постоянным персонажем является его учитель Сократ. Герой речей Диона подвергает уничтожающей критике устои общественной, политической и культурной жизни, показывает суетность и тщетность человеческих устремлений, демонстрируя совершенное невежество людей в отношении того, что есть зло и что -- благо. Многие из речей Диона посвящены литературе и искусству -- среди них «Олимпийская речь», прославляющая скульптора, создавшего знаменитую статую Зевса, и парадоксальная «Троянская речь», в шутку как бы выворачивающая наизнанку миф о Троянской войне, воспетой Гомером, любимым писателем Диона.

В речах Диона немало и автобиографического материала. Он охотно и помногу говорит о себе, стараясь при этом подчеркнуть, как благосклонны были к нему императоры Рима. Становится понятным, почему Дион в своих произведениях уделил так много внимания теории просвещенной монархии как формы правления, которую он развивает в четырех речах «О царской власти».

Что касается стиля Диона, то уже античные критики особенно хвалили его за то, что он очистил литературный язык от вульгаризмов, пролагая путь чистому аттицизму, в чем ему следовал Элий Аристид.

2.2 Элий Аристид

Элий Аристид (ок. 117--189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к посланиям (такова речь, в которой он просит императора помочь городу Смирне после землетрясения). Другие речи представляют собой упражнения на исторические темы, например о том, что можно было бы сказать в Народном собрании в такой-то критический момент афинской истории V--IV веков до н. э. Некоторые из них написаны на темы речей Исократа и Демосфена. К числу речей, связанных с современностью, следует отнести «Похвалу Риму» (около 160 г.): в ней превозносится до небес римское государственное устройство, соединяющее в себе преимущества демократии, аристократии и монархии. Наконец, среди сохранившихся речей мы находим и «Священные речи», то есть речи, обращенные к богам -- Зевсу, Посейдону, Афине, Дионису, Асклепию и другим. В них даются аллегорические толкования древних мифов вместе с отзвуками новых религиозных веяний, связанных с проникновением в Элладу чужеземных культов. На содержание некоторых речей наложила отпечаток болезнь, которой страдал оратор, -- она сделала его постоянным посетителем храмов Асклепия, бога врачевания. В честь этого бога оратор даже сочинил стихи: в пергамском Асклепиейоне найден обломок мраморной плиты с текстом гимна, автором которого оказался Элий Аристид.

Речи Аристида не были импровизациями, он готовился к ним долго и тщательно. Ему удавалось с большой точностью воспроизводить манеру речи аттических ораторов IV века до н. э., однако в некоторых своих произведениях он использует и приемы азианистов.

Элий Аристид был высокого мнения о своем литературном творчестве и искрение полагал, что соединил в себе Платона и Демосфена. Но время оказалось более строгим судьей, и нам сейчас ясно, что он был лишь тенью величайшего оратора древности.

В последний период своей истории эллинское красноречие постепенно дряхлело и вырождалось. Закат его, происходивший в полной драматических событий борьбе античной идеологии и религии с наступающим христианством, был тем не менее величественным и славным и во многих отношениях поучительным. Он неразрывно связан с историческими событиями IV века н. э. Так, одной из самых замечательных фигур поздней греческой риторики был не кто иной, как император-философ Юлиан (322--363 гг.), за свою борьбу против христианства получивший прозвище Отступника. Он автор талантливых полемических и сатирических произведений, среди которых есть и речи (например, прозаические гимны «К Матери богов», «К царю Солнцу»).

3. Ораторское искусство древнего Рима

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Азианский стиль, как известно, характеризовался пафосностью и обилием изысканных речевых оборотов. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».

Но, к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

3.1 Цицерон

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике -- искусству спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии -- в лице сената, а демократии -- народного собрания.

Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат «О законах»).

Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты «О пределах доброго и злого», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат «О гаданий»).

Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характе и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики.

Считая всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом.

Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах» .

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Америпского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилия сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости более глубоко изучить философию и ораторское искусство. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

В 66 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.

Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против побилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Луция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников.

Само собой разумеется, что реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отца отечества».

Деятельность Катилины тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу (XXV) приводит следующее замечательное высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям и преуспевающих и счастливых... наименее робкий и наиболее пострадавший -- вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем угнетенных».

Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие, популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.

В 57 г. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой.

К этому времени относятся его речи в защиту народного трибуна Сестия, в защиту Милопа. В это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51--50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором (высшим военным начальником). По возвращением в Рим в конце 50 г. Цицерон примкнул к Помпею, но после его поражения при Фарсале (48 г.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризацией греческой философии в области практической морали.

После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н. э. убит.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Заключение

Как видно из всего вышеизложенного, жанр Древнегреческой и Древнеримской культур не погиб вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого жанра до сих пор так и остались недосягаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.

2.«Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.;

3. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996г.

4. Аристотель и античная литература. М., 1978г.

5. Гаспарова М., В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», г. Москва, из-во «Художественная литература», 1985 г.;

6. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн.пособие для учащихся 8-9 классов ооу. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976г.

8. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина, Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. -учебн.пособ.-Уфа:китап,1997г.

9. Радциг С.И. «История Древнегреческой литературы», Москва, из-во «Высшая школа», 1969 г.;

10. Тронский О.М. «История Античной литературы», г. Ленинград, УЧПЕДГИЗ, 1946 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Культура древнегреческого Полиса, мир глазами древнегреческих философов. Человек в литературе и искусстве Древней Греции. В поисках неземного совершенства. Особенности эпохи эллинизма. Взлет и падение империи. Первые контакты между Востоком и Западом.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

    реферат , добавлен 22.02.2016

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Особенностью в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Наиболее интересным был процесс образования государства в двух греческих полисах – древних Афинах и Спарте.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2009

    Основные периоды истории первобытного общества. Причины зарождения государства. Цивилизации Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Эпоха средневековья и ее роль в истории человечества. Мир в эпоху Нового времени, Тридцатилетняя война.

… Аристотель был первым автором учебника по риторике . В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи - соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.
… Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.
… Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что ораторское искусство - это практика, практика, практика. Физические усилия!
… Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же - какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии. Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.
… Мирабо
заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию. Я не сторонник того, что искусство публичного выступления - это искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию - это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это здорово, просто гениально. Ораторское искусство совершенно немыслимо без великолепной памяти, а память тренируется систематической нагрузкой, постоянным использованием. Прежде, чем давать нагрузку на память, не мешало бы узнать, как она работает. Так что, добро пожаловать на курсы улучшения памяти и внимания! Ораторское искусство без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.
… Владимир Ленин - безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».
… Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос . Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика - отнюдь не помощник в риторике. Долгие месяцы работы над голосом и изучение актёрского и ораторского мастерства помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол. Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства. Вот и подумайте, какая связь между актерским мастерством и политическими интересами!
… Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят. История риторики может быть очень противоречива, но она не более противоречива, чем сама жизнь! Ищите то, чем сможете воспользоваться. Маленький совет: посмотрите фильм «Запах женщины». Там есть яркий пример воздействия на аудиторию с помощью ораторского искусства, не без элементов пафоса и актерского мастерства.
… Ч аще всего умственные способности человека оценивают по его способности ГОВОРИТЬ, ибо за этим стоит способность МЫСЛИТЬ !

Для того, чтобы стать успешным в риторике, нужно большое желание произносить речь. Даже новичку в этой сфере должно быть знакомо чувство удовлетворения и удовольствия от публичного выступления. Необходимо в первую очередь осознавать цель своего появления на публике, цель своей речи. Правильное начало - половина успеха!

Для того, чтобы стать успешным в риторике, нужно большое желание произносить речь. Даже новичку в этой сфере должно быть знакомо чувство удовлетворения и удовольствия от публичного выступления. Необходимо в первую очередь осознавать цель своего появления на публике, цель своей речи. Правильное начало - половина успеха!

Очень многое зависит от Ваших актерских способностей: умение держать публику, смотреть в глаза, чередовать эмоциональные и логические аргументы, поддержание гармоничного и яркого образа оратора.

Цицерон всегда очень тщательно готовился к своим выступлениям. Без подготовки он не мог произнести ни одного слова. Жена зачастую была автором текстов.

Демосфен нередко нервничал перед выходом на публику. Избавлялся от нервного подергивания только одним способом: вставал на заостренный меч во время репетиций. Главное в ораторском искусстве - практика, и Демосфен это отлично понимал. Он был прекрасным ритором, несмотря на плохую дикцию и слабый голос. Набирая в рот камешки и пытаясь перекричать шум моря, он набирался опыта.

Ломоносов считал основой всех наук именно риторику. Очень во многих сферах он был силен, но вот зоология ему не давалась: к примеру, носорога путал с бегемотом.

Мирабо все свои тексты учил исключительно наизусть. При этом все они на выступлениях звучали не как обычный пересказ, а как талантливая импровизация. Одна из этих речей призывала к взятию Бастилии.

Ораторское искусство неразрывно связано с хорошей памятью, которую нужно постоянно тренировать с помощью систематических нагрузок. Искусство ритора исчезнет, если будет хорошо подвешен язык, но не будет работать память.

Владимир Ильич Ленин. Конечно, он обладал недюжинным талантом ритора. Его искусство говорить в основе своей содержало экспрессию и эмоциональную выразительность. Это действительно очень важно, ведь согласитесь, что многие оценивают именно как человек говорит, а не что.

Маргарет Тэтчер с рождения была наделена неприятным визгливым голосом. Она очень долгое время упорно изучала актерское и ораторское искусство. Тэтчер по началу боялась публики, не знала, куда девать глаза. Однако работа над собой дала плоды.

Как говорил Уинстон Черчилль , произнести речь на час сможет любой, а пятиминутное выступление требует таланта. К нему нужно готовиться не менее, чем за месяц и иметь большой жизненный опыт. Ораторский провал для него - это речь более, чем на 20 минут, когда за это не платят.

История риторики на самом деле достаточно противоречива. Однако ясно одно: сейчас все чаще и чаще умственные способности человека оцениваются по его умению красиво и убедительно говорить. Ведь только за умением говорить стоит способность мыслить!

Лариса Глушкова

12.09.2017

В поисках очередного видеоконтента на Youtube-площадке или на телевидении мы с первых минут просмотра всегда оценивающе подходим к показываемому материалу. В первую очередь в глаза бросается освещаемая тематика, уже после – визуальная составляющая передачи, а затем стиль повествования. Но если с первыми двумя все довольно-таки просто (ведь вы с первых секунд сможете понять, что тема о «захвате мира рептилоидами» вас не интересует и переключите на что-нибудь другое), то понимание насколько хорош способ подачи даже отличного материала приходит к нам уже после нескольких минут. Именно талант ведущего или закадрового диктора является финальным штрихом завершенного знакомства с представляемым материалом. Ведь никому не захочется слушать даже хорошую историю о правлении Римского императора, если её рассказывает человек с заплетающимся языком.

Умение говорить убедительно, красиво и свежо, завоевывать умы слушателей, вести за собой миллионы – именно эта характеристика отличает ведущих мировых дикторов, легендарных политиков и известных деятелей в истории человечества. Порой одним только своим публичным выступлением (вживую или с телеэкранов) эти люди могли изменить ход истории или положение вещей в мире. Временами такие речи не обходятся без ошибок, оговорок и непозволительных ляпов, оказывая еще более взрывной эффект. Как бы там ни было, самые яркие ораторы навсегда входят в анналы истории, а их словам внемлют спустя годы и столетия.

Вы наверняка можете назвать массу примеров, о которых вам уже давно известно, мы же предлагаем вспомнить о тех, которые стали азбучными и вошли в разряд ораторской классики. К примеру, кубинский лидер Фидель Кастро однажды поставил рекорд, сумев удержать слушателей в течение 4 с половиной часов, и не простых зрителей, а зал заседаний Организации Объединённых Наций. Разумеется, он не единственный, кому удалось не просто ошеломить людей своим выступлением, но и создать целый водоворот последствий, меняющих мир – иногда к лучшему, иногда наоборот.


Министр обороны Канады и его «инопланетяне»

Начнем мы, пожалуй, с самого свежего примера. Это выступление бывшего главы Министерства обороны Канады Пола Хеллье, которое, пусть и не войдет в анналы истории, но точно останется в памяти миллионов людей, шокированных столь громким заявлением, впервые прозвучавшим из уст официального лица.

В 2013 году в рамках конференции под названием «Гражданские слушания рассекречивания», которая состоялась в столице Соединенных Штатов, Вашингтоне, канадский министр буквально ужаснул присутствовавших на мероприятии слушателей. Он произнес слова, которые произвели эффект сдетонировавшей водородной бомбы, поразив своей взрывной волной всех и каждого. «НЛО и инопланетяне настолько же реальны, как и самолеты, которые летают над нашими головами», - заявил Хеллье перед довольно солидной аудиторией. В этой речь прозвучали и другие пугающие вещи. К примеру, бывший министр обороны рассказал, сколько именно разновидностей инопланетян бывали на Земле, подчеркнув, что некоторые из них живут среди нас. По его же словам, как минимум два представителя инопланетных цивилизаций сегодня работают на американское правительство. Впрочем, такими же заявлениями он отмечался и прежде, но выступление в Вашингтоне стало настоящим хитом среди многомиллионной армии пользователей сети.


Фидель Кастро и его рекорд

В 1960 году кубинскому лидеру Фиделю Кастро удалось невообразимое - он сумел удержать столь солидную публику, как зал заседаний ООН, наполненный съехавшимися на 15-ую сессию Генассамблеи ООН главами правительств стран мира, выступая перед ней с беспрерывной речью, длительностью 269 минут. Именно это выступление отца кубинской революции создало прецедент, после которого международная организация внесла в свой регламент изменения, вводящие ограничения по хронометражу выступлений ораторов.

Фидель Кастро давно известен своими пламенными речами и умением зажигать сердца миллионов. И нет ничего удивительного в том, что четверть века спустя он сумел побить собственный рекорд. В 1986 году, во время 3-го съезда Компартии Кубы в Гаване, ему удалось удерживать внимание зала, по некоторым данным, более 7 часов. К слову, были источники, утверждавшие, что это выступление политика продолжалось не 7, а целых 27 часов, но этому утверждению никто не поверил. Примечательно, что все это время команданте, которому на тот момент было, на секундочку, под 80 лет, говорил, исключительно стоя и совсем не сбиваясь, постоянно подчеркивая, что чувствует себя замечательно.


Стив Джобс и его мотивация

«Смерть, пожалуй, - лучшее изобретение эволюции. Именно она – причина всех перемен и любого прогресса. Она всегда очищает старое, чтобы освободить дорогу чему-то новому». Эта легендарная речь была произнесена не менее легендарным главой Apple Стивом Джобсом перед выпускным курсом университета в Стэнфорде летом 2005 года. В тот день Джобс уже давно находился в роли идола современной эпохи научно-технической революции и величайшего «визионера» в истории. Тогда же ему уже было известно о своей смертельной болезни.

Несмотря на то, что глава одной из самых инновационных корпораций на планете и до этого произносил почти исторические речи, именно эти его слова принято считать самыми легендарными. Многие специалисты даже цитируют его речь в мотивационных целях. И ведь действительно есть за что. «Ваше время очень ограничено, не распыляйте его на то, чтобы жить чужой жизнью. Не нужно жить помыслами посторонних людей – это ловушка догмы. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу сквозь пелену чужих мнений. Найдите в себе храбрость, чтобы следовать собственной интуиции и собственному сердцу. Все прочее вторично», - такие слова прозвучали из уст настоящей легенды в мире современных технологий, маркетинга и дизайна.

Примечательно, что именно из-за этой речи Стива Джобса в свое время опозорилась украинский политик Раиса Богатырева. Во время выступления перед слушателями одного из киевских ВУЗов она присвоила себе целые отрывки из этой знаменитой речи главы Apple.


Нельсон Мандела: «Умереть за свои идеалы»

«Я боролся не только против превосходства «белых», но также и против превосходства «черных». Я, не переставая, чтил идеалы свободного демократического сообщества, люди в котором могли бы жить в гармонии и обладать сопоставимыми возможностями и правами. Именно к этому идеалу я стремлюсь, именно ради него я готов жить. Но, если это от меня потребуется, ради этого же идеала, я с той же уверенностью готов умереть».

Эта пронзительная и исполненная эмоций и веры в лучшее будущее речь принадлежит устам Нельсона Манделы – человека, титаническими усилиями которого в ЮАР в свое время была побеждена самая опасная зараза на теле человечества под именем апартеид. Именно эта политика расовой сегрегации проводилась правящей на тот момент в стране Национальной партией.

Ту легендарную речь Мандела осмелился произнести в зале суда, того самого, который днем позднее приговорит его и нескольких его сторонников к пожизненному тюремному заключению. Спустя годы будет и выход на свободу, и крупный политический успех, и завоевание поста президента ЮАР на первых свободных демократических выборах в стране. Но в тот день миллионы слушали героя, готового пожертвовать собой, ради одной лишь цели – равноправия и справедливости.


Уинстон Черчилль и его «железный занавес»

Британский премьер Уинстон Черчилль в свое время умел играть со словами и смыслами так, словно Вивальди, извлекающий замысловатые звуки из скрипки лучшего мастера в истории. Политик был остроумен, красноречив, взвешен, но это только одна его сторона. С другой, он мог мгновенно превратиться в колкого, грубого и опрометчивого оратора, сохраняя при этом неповторимый шарм. И если есть среди вас те, кто все еще считает себя мастером эпистолярного жанра – начинайте кусать губы прямо сейчас. Увы, но имя лучшего давно известно. Таких ораторов, как Черчилль, нет и, скорее всего, больше не будет. Или ваши речи так же разбирают на цитаты до последнего кирпичика, превращая их в миллионы афоризмов, которые тиражируются до сих пор? То-то же.

А вот самой известной речью Черчилля можно назвать выступление перед студентами Вестминстерского колледжа в США. Именно после его «фултонской речи», произнесенной в марте 1946 года, в Москве впервые заговорили о предпосылках к началу «Холодной войны», а мировая пресса воодушевленно подхватила словосочетание «железный занавес». В тот день глава британского правительства сказал: «От балтийского Штеттина до Адриатического Триеста, через весь необъятный континент, опустился железный занавес».


Джон Кеннеди и новый вектор

«Не спрашивайте, что ваша страна сделала для вас, спросите: что вы могли бы сделать для вашей страны», - об этой цитате, ставшей частью, без преувеличения, исторической инаугурационной речи 35-го президента Соединенных Штатов Джона Кеннеди давно слагают легенды. Меж тем, произнесена она была 20 января далекого 1961 года и сегодня считается одним из эталонных выступлений, демонстрирующих всю полноту ораторского искусства.

Во время выступления по случаю своего официального вступления в должность президента страны молодой и прогрессивный хозяин овального кабинета Кеннеди публично и смело провозгласил план, в соответствии с которым должна развиваться новая внешняя политика официального Вашингтона. «Мы хотели бы, чтобы каждая нация знала, что США готовы заплатить самую высокую цену, вынести любую ношу, перенести все сложности, выступить в поддержку любого нашего партнера или сразиться с любым нашим врагом – и все это лишь для того, чтобы суметь выжить и добиться свободы», - говорил в тот день с трибуны новоиспеченный глава государства. Именно в этой речи многие эксперты в свое время узрели предпосылки для зарождения осязаемой и полноценной «Холодной войны», отводя заявления Черчилля на второй план. Рискнем с ними не согласиться и напомним, что самыми важными тезисами в выступлении Кеннеди стали слова о масштабной борьбе против опаснейших врагов каждого человека на планете. Кеннеди имел в виду болезни, неравенство и бедность, войны, конфликты и тиранию. Ответьте себе честно, видите ли вы в этой идее попытку противопоставить США главному на тот момент антагонисту страны на мировой арене – Советскому Союзу?


Мартин Лютер Кинг – права темнокожих на фоне белого Линкольна

«У меня есть мечта...» - эту бессмертную фразу многие современные политики регулярно пытаются обыграть в своих предвыборных пропагандистских речах, но неизменно проваливаются. Почему? Да просто все они не стоят и пяди земли, по которой однажды ступал один из величайших ораторов и умов – афроамериканский проповедник и отчаянный борец за полноценные гражданские права чернокожих американцев Мартин Лютер Кинг.

Его легендарная речь, которая начиналась именно этими словами, была нацелена на новое светлое будущее, в котором у всех людей будут равные права и обязанности вне зависимости от цвета их кожи. В тот день фразу о мечте вживую услышали три сотни тысяч американских граждан. Возможно, кто-то из вас и сам помнит, как она продолжалась? Дадим вам время освежить память и проверить себя.

«Я мечтаю, что однажды, на «красных холмах» в Джорджии потомки рабов и их рабовладельцев, наконец, смогут вместе сесть за один братский стол», - именно в этих волнующих до сих пор словах Кинг видел единственное будущее Америки. Эта речь была произнесена проповедником в августе 1963 году на лестнице мемориала Авраама Линкольна, на фоне ослепительно белого изваяния, сидящего 16-го президента США, добившегося отмены рабства. Произошло это как раз во время исторического «марша на Вашингтон» - важнейшего эпизода в деятельности движения за равноправие и гражданские свободы в Соединенных Штатах. Причем, не только в борьбе за равные права, но и за личные свободы, за рабочие места, за отказ от необоснованных притеснений по одному только расовому признаку. Позднее, это выступление назовут лучшей речью ХХ столетия.

Исторические сводки помнят не один десяток важнейших фраз и предложений, сказанных с трибун, народных вече, подмостков телестудий и просто на улицах городов. Все они, частично или полностью, изменили представления о мире, гражданскую позицию, культуру и многое другое. Теперь времена горячийх ораторских обсуждений перешло на новое поколение. В своих текстах афроамериканские hip-hop исполнители поднимают жизненно важные темы, видеоблоггеры перед камерами предлагают горячие обсуждения, которые собирают под своими сводами тысячи недовольных мнений, а публичные выступления активистов тиражируются с мгновенной скоростью.

Но что необходимо сегодняшнему выступлению, чтобы оно стало революционным и создало исторический прецедент? Мы предлагаем нашим читателям выбрать несколько реально важных высказываний или сильных ораторов, которые сейчас радуют уши многих слушателей по всему миру. Возможно вам по душе обращения политических деятелей и фразы вроде «Make America Great Again» или мотивационные высказывания бизнес-гуру Илона Маска и Джеффа Безоса? Делитесь своими примерами в комментариях, чтобы каждый мог приобщиться к настоящим культурным достояниям современности.

Хорошее выступление оратора.

Хорошее выступление оратора. Примеры выступлений в этой статье…

Мы помним известных ораторов древнего мира.

Таких как, как Демосфен и Цицерон.

Знаем ораторов минувшего ХХ столетия.

Рассмотрим некоторые выступления.

Знаменитое выступление Никиты Сергеевича Хрущева в ООН

Многие слышали об этой речи, но мало кто ее видел. Это там, где Никита Сергеевич стучит кулаком по трибуне, а члены ООН стучат ногами в знак протеста. Посмотрите это видео – меньше минуты.

Но это ораторы уже в прошлом.

А кто сейчас хорошо выступает?

Конечно же, хорошими современными ораторами являются президенты государств.

Барак Обама, например.

Выступление Барака Обамы перед журналистами 2015

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Хорошо выступают руководители политических партий и течений.

У каждой партии есть спикер.

Жаль, но хороших современных ораторов мало.

И найти хорошие выступления ораторов довольно трудно.

На этой страничке я собираю выступления современных ораторов.

Собираю для своей работы, чтобы показывать на своих курсах ораторского искусства, и для читателей моего сайта.

Стив Джобс как оратор. Пример выступления.

Несомненно, Стив Джобс являлся одним из лучших примеров ораторов . Его выступления (презентации) вызывали восторг зрителей. Тем не менее, с точки зрения классической риторики, Стив Джобс не является примером для подражания, как оратор. Риторику он не изучал, и поэтому совершает типичные ошибки в жестах, зрительном контакте с публикой. Зато Стив Джобс чудесно владеет паузой!!! Вот этому полезно поучиться на этом замечательном примере.

Пример выступления. Эрнесто Сироли.

Харизматичный и красноречивый оратор . Посмотрите на жесты! На его паузы! На взгляд! Это самое лучшее выступление, с точки зрения ораторского искусства! А какие образы! Какие метафоры!

Какие акценты на отдельных словах! А какие эмоции! И выразительные паузы!

Пример выступления оратора просто великолепный!

Энтони Роббинс - один из лучших ораторов

Сильный и харизматичный оратор . Мне нравится его энергичность, напор, смелость. Шикарные жесты, движение всем телом, диалог с залом.
А еще я рекомендую это видео на своих занятиях, чтобы наглядно показать то, что оратору необходимо заниматься спортом или ходить в тренажерный зал.

Можно ли скучную лекцию (доклад) превратить в красочную речь? Выступление Артура Бенджамина

Выступление Энрико Пеньялоcа

Мне посчастливилось лично общаться с Энрико Пеньялосой, когда он был в Киеве и делился своим опытом с руководством столицы.

Мне понравился Энрико и как оратор, и как личность. Это бывший мэр Боготы, Человек, сделавший отсталый город в одну из красивейших столиц мира. Рекомендую для просмотра.

«Передовой город - это не тот город, где даже бедные используют автомобили, а тот, где даже богатые пользуются общественным транспортом», - утверждает Энрико Пеньялоcа. В этой яркой живой речи бывший мэр Боготы делится некоторыми из тактик, которые он использовал для изменения транспортной динамики в столице Колумбии, и предлагает способы построения умных городов будущего.

Уважаемый читатель! Приятно, что Вы посетили мой сайт и эту страничку. Напишите, пожалуйста, в комментариях, чьи выступления Вы считаете достойными примерами лучших ораторов (с указанием ссылки на видео).

Только не предлагайте, пожалуйста, выступления артистов, телеведущих.

Интересуют живые выступления перед публикой, а не студийная запись. Нужны публичные выступления, а не театральное искусство (которое я тоже уважаю, но здесь другая тема)

Посмотрите видео, как мы обучаем ораторскому искусству онлайн:

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег

Уважаемый читатель! Просьба нажимать на рекламу, которую приготовили для вас рекламодатели. В знак благодарности за бесплатные материалы на этом сайте.

/ Хорошее выступление оратора / Пример выступления / Выступления известных ораторов / Лучшие речи ораторов / Кто лучшие ораторы мира / Речи известных ораторов / Известные ораторы мира / Ораторское выступление лучший пример / Речь известного оратора / Пример ораторского выступления / Лучшие речи ораторов / Самое лучшее выступление /



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...