Организация предприятия условия рыночной экономики. Предприятие в рыночной экономике

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Введение в предмет………………………………………………..
Раздел 1. Лекционный курс……………………………………….
Тема 1. Предприятие в условиях рыночной экономики………..
Тема 2. Основные фонды и производственные мощности предприятия …………………………………………………………….
Тема 3. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия..
Тема 4 . Общая и производственная структура организации…….
Тема 5 . Трудовые ресурсы предприятия и управление ими….....
Тема 6. Оплата труда работников………………………………..
Тема 7. Производственное планирование работы предприятия...
Тема 8 . Инвестиционная деятельность предприятия……….........
Тема 9. НТП и инновационная политика……………………….
Тема 10. Общественные формы организации производства…….
Тема 11. Издержки производства, валовой доход и прибыль...............................................................................................
Тема 12. Экономическая эффективность хозяйственной деятельности и состояния баланса организации (предприятия)…….
Раздел 2. Практические занятия …………………………………
Вопросы к экзамену ………………………………………………
Библиографический список ……………………………………...

Введение в предмет

В классическом определении П. Самуэльсона, экономика – это наука о том, как общество использует определенные ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Следовательно, экономика предприятия – наука о том, как это осуществляется в рамках каждого отдельно взятого предприятия.

В последние годы российская экономика демонстрирует относительно высокий, устойчивый рост, но в ее структуре не происходит существенных прогрессивных изменений. В валовом внутреннем продукте значительную часть составляют отрасли топливно-энергетического комплекса. Экономика еще не стала социально ориентированной.

Для того чтобы экономика России была более устойчива, необходимы формирование и последовательная реализация структурной политики, отвечающей новым вызовам глобальной экономики. Эта политика должна основываться на максимальном использовании инновационных технологий и экономики знаний, создающих условия для долгосрочного экономического роста, повышения конкурентоспособности страны и уменьшения зависимости от мировой коньюнктуры.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь то предприятие, которое наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом квалифицированных работников.

Поставленные задачи возможно выполнить лишь при хорошем усвоении основ экономики предприятия. Помочь в освоении этой дисциплины - назначение данных методических указаний.

Раздел первый

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Тема 1. Предприятие в условиях рыночной экономики

1.1.Структура национальной экономики:

Сферы, сектора, комплексы, отрасли

Национальная экономика (народное хозяйство) – исторически сложившаяся система связанных между собой общественным разделением труда отраслей производственной и непроизводственной сферы в определенных территориальных границах, обусловленных принадлежностью к государственному устройству.

Национальная экономика может быть условно разделена на две сферы: производственную и непроизводственную. Производственная сфера – совокупность отраслей национальной экономики и видов деятельности, связанных с созданием материальных благ в основном в виде осязаемой продукции . К непроизводственной сфере относят совокупность отраслей и видов деятельности по обслуживанию населения и народного хозяйства, управления им.

Другая форма деления экономики – деление на сектора. Сектор – группа первичных структурных звеньев экономики, объединенных социально-экономическими отношениями, и в первую очередь формой собственности на средства производства. Выделяют государственный и негосударственный сектора национальной экономики. Среди негосударственного сектора можно отметить частный сектор, сектор коллективных форм собственности, кооперативный сектор и сектор некоммерческих организаций.

Третьей формой деления национальной экономики является выделение комплексов, в которые отрасли экономики объединяются либо по признаку общности технологии производства и готовой продукции, либо по территориальной принадлежности. В первом случае говорят о промышленном, аграрном, строительном, транспортном, либо о более масштабных комплексах, например, аграрно-промышленном. Во втором случае используют понятие территориально-производственного комплекса – совокупности экономически взаимосвязанных, пропорционально развивающихся производств, сосредоточенных на ограниченной территории, использующих её ресурсы. Территориально-производственные комплекс, как правило, включают специализированные предприятия, взаимодополняющие их производства, объекты производственной и социальной инфраструктуры. Основанием к созданию комплексов является либо наличие действующего законодательства (например, принадлежность к одному министерству), либо какая-то особенность территории (например, газовое месторождение).

Четвертая форма деления национальной экономики связана с понятием отрасли. Отрасль представляет часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов. В отраслевой структуре экономики принято выделять две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социально-культурной сферы. Ведущей отраслью материального производства является промышленность. В развитых индустриальных странах на ее долю приходится до 50 % производимой продукции, тогда как на долю сельского хозяйства в таких странах приходится от 10 до 20% стоимости производимого продукта, а строительство составляет 10-15% общего материального производства. К промышленной деятельности относят добычу, первичную переработку, переработку сырья, производство материалов, энергии, продукции конечного потребления.

Промышленность и сельское хозяйство, в свою очередь может делиться на ряд отраслей или кластеров. Например, в промышленности принято выделять такие отрасли, как:

· добывающую: угольная, нефтяная, газовая, горнорудная;

· перерабатывающую: металлургическая, химическая, нефтехимическая, энергетическая, пищевая;

· машиностроительную;

· легкую.

Тема 2. Основные фонды и производственные мощности

Предприятия

Уставный капитал и имущество организаций и

Предприятий

Для осуществления производственной деятельности предприятие использует экономические ресурсы или факторы производства, как правило, ограниченные, которые подразделяются на материальные ресурсы (земля и капитал) и трудовые ресурсы.

Все авансированные в деятельность предприятия средства можно назвать капиталом. Структура каптала отдельного предприятия представлена в табл.2.1.

Таблица 2.1

Структура капитала предприятия

Важную роль в деятельности предприятия (акционерного общества) играет уставной капитал. Это, по сути дела, материальная база для производственной и иной деятельности предприятия. Уставной капитал акционерного общества складывается из номинальной стоимости акций предприятия, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставной капитал – источник основных и собственных оборотных средств предприятия, сформированный в процессе его учреждения и дальнейшего развития.

Уставный капитал выполняет следующие основные функции:

· определяет первоначальный капитал;

· гарантирует интересы кредиторов;

· определяет долю участия каждого акционера;

· позволяет учесть акции по их номинальной стоимости.

Под имуществом организации понимаются материальные объекты гражданского права, и, прежде всего, права собственности. Традиционно имущество подразделяются на движимое и недвижимое. К недвижимости относятся земельные участки, участки недр, обособленные вводные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (здания, сооружения и т.п.). К недвижимости относят также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Имущество, не относящееся к недвижимому, включая деньги и ценные бумаги, признается движимым имуществом.

Гражданским кодексом принята классификация вещей как объектов гражданского права на делимые и неделимые. К делимым вещам относятся только те предметы, которые можно разделить без ущерба для их хозяйственного назначения. Если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Сложные вещи отличаются от неделимых тем, что каждая часть сложной вещи имеет самостоятельную ценность.

Гражданским законодательством установлен такой особый вид недвижимого имущества, как предприятие. Предприятие рассматривается как объект гражданского права в качестве имущественного комплекса, который сам как единое целое или его части могут быть предметом гражданско-правовых сделок или передачи в административном порядке другим субъектам. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности, а также имущественные и неимущественные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предприятия (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Изъятие из имущественного комплекса какого-либо из этих объектов должно быть специально предусмотрено законом или договором.

Процент общей

Стоимости запасов


Класс А

Класс В


0 25 50 75 100 процент единиц

Наименований

Рис. 3.1. График АВС-анализа

На рис.3.1 изображены три группы товаров:

· товары класса А, на которые приходится примерно 70-80% от общей стоимости запасов, но которые составляют не более 15% от общего числа наименований (позиций);

· товары класса В, на который приходится около 30% от общего числа позиций при 15-25% от общей стоимости запасов;

· товары класса С, составляющие более 50% от общего числа позиций, но не более 5-7% от общей стоимости запасов.

Политика, базирующаяся на АВС-анализе, заключается в следующем:

· прогнозирование потребности в запасах класса В должно быть более тщательным, чем запасов класса С, а класса А более тщательным, чем запасов класса В;

· надежность работы поставщиков и точность записей учета запасов класса А должна быть наивысшей.

· цикл инвентаризации (проверки правильности учета реальному наличию запасов) по товарам класса А должен быть наименьшим, а по товарам класса С – наибольшим.

Определенный интерес представляет опыт работы компаний по принципу "без складов", примером которых является применение систем "Канбан" и "Точно в срок". Система "Канбан" предусматривает соответствие наличных запасов на предприятии потребностям начальной стадии производственного процесса. Масштабы межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации операций. Система "Точно в срок" основывается на том, что центральное звено планирования выдает задание не всем подразделениям, а лишь последнему звену (складу готовой продукции). В свою очередь все звенья производственного процесса получают задания непосредственно от очередного, находящегося ближе них к последнему звену, что обеспечивает для каждой работы конкретного заказчика и заданные сроки исполнения.

Организации

Предприятий (организаций)

Современная организация состоит из производственных подразделений, органов управления и подразделений по обслуживанию работников. К производственным звеньям предприятия, например, относят цехи и участки, где изготовляется основная продукция, инструменты, запасные части для ремонта оборудования. К подразделениям, обслуживающим работников предприятия, относятся жилищно-коммунальное хозяйство, детские учреждения, столовые, подсобные хозяйства, профилактории, сеть учебных заведений по повышению квалификации и культурного уровня работающих.

Производственная структура предприятия (организации) представляет собой форму организации производственного процесса и находит свое выражение в его размерах, в количестве и составе производственных подразделений, их планировке, а так же в составе, количестве и планировке производственных участков и рабочих мест внутри производственных подразделений в соответствии с расчленением процесса производства на частичные производственные процессы и производственные операции.

Производственную структуру предприятия составляют производственные подразделения предприятия – цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы, прямо или косвенно участвующие в производственном процессе, взаимосвязи между ними, принятые в совокупности.

В основе производственной структуры лежат рабочие места. Рабочее место - зона нахождения работающего и приложения его труда. Рабочее место занимает часть производственной или служебной площади, на которой размещаются также соответствующие средства и предметы труда.

Несколько связанных между собой рабочих мест образуют бригады, рабочие группы. Из бригад и рабочих групп составляются участки, бюро, сектора, которые затем объединяются в цехи, отделы, службы, из которых в свою очередь, формируется организация (предприятие). Объединение подразделений может проводиться по-разному, поэтому выделяют три типа производственной структуры предприятий: технологический, предметный и смешанный.

На предприятиях (организациях) с технологической структурой подразделения участки создаются по принципу технологической однородности, т.е выполнения одинаковых по технологии работ. При предметной структуре подразделения заняты изготовлением какого-либо определенного изделия или группы изделий. При смешанной, или предметно-технологической, структуре подразделения, занятые работой заготовительного характера организуются по технологическому принципу, а выпускающие - по предметному.

Следует различать производственную и организационную структуру предприятия, поскольку один и тот же производственный процесс может иметь разные способы управления. Организационная структура - логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Организационная структура управления на предприятии строится по принципу подчинения нижестоящего органа вышестоящему.

Известны следующие основные организационные структуры управления предприятиями: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная и смешанная.

Линейное управление - наиболее простая структура, предусматривающая единоначалие. Руководитель лично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Простота формы обеспечивает оперативность линейного управления, повышает степень ответственности руководителей, снижает расходы на содержание управленческого аппарата. Недостаток линейного управления заключается в том, что руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому данная структура используется главным образом на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий (организаций).

Линейно - штабное управление используется на средних по масштабам предприятиях (организациях), а также на крупных - в управлении отделами. В этом случае линейное единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решения, приказы, задания для исполнителей не только единолично, но и с помощью штабных специалистов, которые осуществляют сбор информации, ее анализ и по поручению руководителя разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов.

Функциональное управление состоит в том, что первое лицо организации передает часть своих полномочий функциональным заместителям или руководителям функциональных отделов. Такие полномочия могут передаваться не только директором своему заместителю, но и заместителем своим подчиненным - руководителям отделов и служб. Функциональное управление позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Вместе с тем использование подобной структуры приводит к необходимости сложных согласований между управленческими органами при подготовке почти каждого документа, которому придаются большое значение. Это снижает оперативность работы, удлиняет сроки прохождения документации и сроки принятия решений.

Матричное управление по содержанию отличается от функционального лишь объектами управления. Данная структура состоит в том, что на предприятии (организации) назначается лицо или головное подразделение, ответственное за решение какой-либо важной задачи. Распоряжения назначенного лица или руководителя этого головного подразделения становятся обязательными для всего предприятия (организации).

Следует отметить, что из всех перечисленных форм управления в чистом виде применяется только линейное управление. В подавляющем большинстве случаев используется смешанный вид управления - иногда это простое сочетание перечисленных четырех форм, однако чаще встречается синтез различных форм, действующих слитно на всех уровнях хозяйственной иерархии.

И особенности применения

Производственный процесс на предприятии представляет собой совокупность технологических процессов (операций0 по непосредственному изготовлению продукции и разнообразных вспомогательных обслуживающих процессов, обеспечивающих нормальную работу основных подразделений. Операция - часть процесса производства, выполняемая на одном рабочем месте, состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, узлом, изделием), одним или несколькими рабочими.

В основе рациональной организации производственного процесса лежат принципы, приведенные в табл.4.1.

Таблица 4.1

Принципы эффективной организации производственных процессов

Название принципа Описание принципа
Принцип дифференциации Разделение сложных процессов на более простые составляющие.
Принцип концентрации Выполнение нескольких однородных операций на одном рабочем месте.
Принцип интеграции Объединение разнородных процессов в единые операции.
Принцип специализации Минимизация разнообразия работ вследствие разделения труда между исполнителями.
Принцип непрерывности Постоянное нахождение предметов труда в обработке, уменьшение времени нахождения их в ожидании возобновления процесса изготовления.
Принцип пропорциональности Согласованность всех элементов процесса по объему выполняемых работ за определенный период времени рабочими местами, соответствие фонда времени работы оборудования (работников) трудоемкости производственной программы.
Принцип параллельности Одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса.
Принцип прямоточности Обеспечение кратчайшего расстояния движения предметов труда в процессе производства.
Принцип ритмичности Регулярное повторение процесса производства через равные промежутки времени.
Принцип гибкости Способность к быстрой переналадке, переходу на выпуск продукции другой модификации.
Принцип однородности частичных процессов Ограничение числа типоразмеров деталей, узлов, технологических процессов за счет стандартизации и унификации
Принцип автоматизации Максимальное выполнение операций производственного процесса без непосредственного участия работника, лишь под его наблюдением
Принцип профилактики Организация обслуживания оборудования, направленная на предотвращение аварий и простоев.
Принцип оптимальности Выполнение всех процессов с наибольшей экономической эффективностью.
Принцип электронизации Широкое использование микропроцессорной техники и средств оргсвязи.

Организация производственного процесса будет рациональной в том случае, если обеспечивается действие всех принципов в совокупности. Это создает условия для экономии живого и овеществленного труда, увеличения объема реализованной продукции, роста производительности труда, снижения себестоимости и увеличения прибыли.

Производственные процессы различаются в зависимости от ряда признаков. Приведенная в табл.4.2 классификация производственных процессов, необходима для анализа и разработки структуры организации (предприятия), планирования его деятельности, изыскания резервов повышения эффективности производства.

Таблица 4.2

Классификация видов производственных процессов

Признаки классификации Виды производственного процесса
1. Значение и роль в изготовлении продукции Основные Вспомогательные Обслуживающие
2. Характер протекания Простые Синтетические Аналитические
3. Стадии изготовления Заготовительные Обрабатывающие Сборочные
4. Степень непрерывности Прерывные Непрерывные
5. Степень технической оснащенности Ручные Частично-механизированные Комплекно-механизированные Автома-тизиро-ванные

Инфраструктура предприятия

Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом. Различают производственную и социальную инфраструктуры.

Производственная инфраструктура предприятия - это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны. Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие подразделения и хозяйства.

Вспомогательное хозяйство призвано обеспечить бесперебойную и эффективную работу основного производства. Оно включает в себя ремонтное, инструментальное, энергетическое подразделения.

Ремонтное хозяйство - это совокупность производственных подразделений, осуществляющих комплекс мероприятий по надзору за состоянием оборудования, уходу за ним и ремонту. Инструментальное хозяйство - это совокупность подразделений, занятых приобретением, проектированием, изготовлением, восстановлением и ремонтом технологической оснастки, ее учетом, хранением и выдачей на рабочие места. Энергетическое хозяйство - это совокупность технических средств для обеспечения бесперебойного снабжения предприятия всеми видами энергии.

Обслуживающее хозяйство предназначено для предоставления ряда услуг основному производству и вспомогательным подразделениям. К обслуживающему хозяйству относят транспортное, складское тарное и др. хозяйства. Транспортное хозяйство - это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и др. грузов на территории предприятия и за его пределами. Складское хозяйство включает комплекс складов, специализированных по видам материальных ресурсов и организованных с учетом требований по их хранению и переработке. Тарное хозяйство предназначено для изготовления, ремонта и хранения тары.

Социальная инфраструктура - это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающих удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей. Социальная инфраструктура состоит из подразделений общественного питания (столовые, кафе, буфеты), охраны здоровья (больницы, поликлиники, медпункты), детских дошкольных учреждений (сады, ясли), заведений образования (школы, ПТУ, курсы повышения квалификации), жилищно-коммунального хозяйства (собственные жилые дома), заведений бытового обслуживания, организаций отдыха и культуры (библиотеки, клубы, пансионаты, летние лагеря школьников, спортивные комплексы) и т.п.

Рынок труда

Говоря о сущности заработной платы необходимо помнить о том, что рабочая сила в условиях рынка является товаром и, следовательно, как любой товар имеет свою цену, величина которой определяется спросом на рабочую силу и ее предложением. Применительно к товару «рабочая сила» закон спроса можно сформулировать следующим образом: спрос на работников определенной квалификации с низкими ставками зарплаты выше, чем на работников такой же квалификации, но с высокими ставками. Закон предложения гласит, что число ищущих работу определенной квалификации и согласных на низкие ставки меньше, чем число претендующих на высокие ставки зарплаты при той же квалификации.

Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики. На рынке труда реализуется возможность: - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.); - найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты; - неза­висимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ре­сурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей; - свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регули­ровании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: прин­ципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

Тарифное нормирование труда

Тарифное нормирование труда - важнейшее средство, обеспечивающее оплату труда в зависимости от качественных особенностей и условий труда. Включает в себя - разработку и введение тарифной системы оплаты труда.

Тарифная система - это совокупность нормативов, необходимых для учета основных различий в труде, связанных с его сложностью и квалификацией работников. Основными ее элементами являются:

· тарифно-квалификационные справочники,

· тарифные ставки оплаты труда 1-го разряда,

· тарифные сетки,

· система доплат и надбавок.

Тарифно-квалификационный справочник (ТКС) - это сборник профессиональных характеристик, предназначенных для дифференциации работ и работников в зависимости от сложности труда и квалификации работника. В ТКС все многообразие работ и профессий подразделяется на несколько квалификационных групп в соответствии с их сложностью, точностью и ответственностью. Каждой группе работ присваивается соответствующий квалификационный разряд от низшего до высшего. Квалификационные характеристики состоят из трех разделов: характеристика работ, должен знать и примеры работы. Соответствие фактически выполняемых работ, уровня знаний и квалификации работников требованиям должностных квалификационных характеристик определяет аттестационная комиссия.

Тарифные ставки представляют собой выраженный в денежной форме стоимостной размер оплаты труда за единицу рабочего времени. В зависимости от избранных единиц рабочего времени тарифные ставки могут быть часовыми, дневными, месячными (оклад). Тарифная ставка 1-го разряда рассчитывается как частное от деления установленного минимального размера оплаты труда (минимальной месячной заработной платы в России) и продолжительности рабочего времени (при 40 часовой рабочей неделе продолжительность месячного рабочего времени составляет 169.2 часа). Предприятия вправе самостоятельно определять тарифные ставки 1-го первого разряда, однако они не могут быть менее рассчитанных исходя из минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифные сетки предназначены для дифференциации оплаты труда работников в зависимости от их квалификации и сложности выполняемых работ. Величина тарифного коэффициента показывает во сколько раз уровень оплаты работ (работников) данного разряда превышает уровень оплаты работ (работников), отнесенных к 1-му разряду. Тарифный коэффициент 1-го разряда принимается равным единице.

Тарифная сетка характеризуется диапазонами, абсолютной и относительной разницей между смежными тарифными коэффициентами. Диапазон тарифной сетки представляет собой значение высшего тарифного коэффициента. Если абсолютная разница между смежными тарифными коэффициентами показывает на сколько единиц увеличивается величина тарифного коэффициента, то относительная разница показывает на сколько процентов увеличивается сложность работ и оплата труда при переходе от одного разряда к другому.

Тарифная система обычно используется вместе с системой доплат и надбавок. К ним, в частности, относят:

доплаты:

· за работу в тяжелых и вредных (особо тяжелых и особо вредных) условиях труда;

· за интенсивность труда;

· за работу в выходные и праздничные дни;

· за работу в сверхурочное время;

· за работу в вечернюю и ночную смены;

· несовершеннолетним работникам;

· за совмещение профессий;

· за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполненных работ;

· за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

· рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда;

· бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой.

надбавки:

· за высокое профессиональное мастерство;

· за высокие достижения в труде;

· за выполнение особо важной работы (на срок ее проведения);

· персональные надбавки, устанавливаемые по решению руководителя ведомства, предприятия.

Планирование капитальных вложений (инвестиций)

Инвестирование (инвестиционный процесс) - это процесс простого или рас ширенного воспроизводства средств производства. Инвестиционный процесс представляет собой сложный комплекс работ, который включает следующие основные фазы: определение объекта инвестирования, финансирование капвложений и контроль за их исполнением.

Инвестирование может осуществляться в двух формах: непосредственное вложение средств в создание новых производственных мощностей, для приобретения нового оборудования, лицензий, недвижимости и помещение средств в ценные бумаги. В первом случае речь идет о так называемом реальном инвестировании, во втором - о «портфельном инвестировании».

Планирование капитальных вложений (инвестиций) в части реального инвестирования может быть описано последовательностью следующих этапов:

1. Определение вариантов вложений средств. Различают вложения:

· в строительство – создание нового;

· в реконструкцию – коренное переустройство существующего;

· в техническое перевооружение – повышение технического уровня отдельных подразделений путем внедрения новой техники и технологии, замены части оборудования новым, более эффективным.

2. Сравнение альтернативных вариантов между собой. При этом учитываются экономические, социальные, политические и технические факторы.

3.Сравнение показателей рентабельности по выбранным вариантам со средней величиной банковского процента на предмет определения общей целесообразности вложения средств.

4. Сравнение показателей рентабельности по вариантам со средним уровнем инфляции в целях минимизации потерь денежных средств.

5. Сравнение проектов по требуемому объему инвестиций для выбора наиболее рациональных размеров вложения средств.

6. Оценка стабильности поступлений от реализации инвестиционного проекта с учетом выбранной стратегии инвестирования.

7. Экономическая оценка инвестиций.

8. Оценка бюджетной эффективности инвестиций.

И пути ее повышения

Эффективность инвестиционных проектов характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Различают показатели:

·экономической (коммерческой) эффективности;

·бюджетной эффективности;

·общей экономической эффективности.

Основные методы и показатели оценки экономической эффективности инвестиций приведены в табл.8.1. Краткая характер

Введение…………………………………………………………………………3

1.Особенности и механизм функционирования предприятия в условиях рыночной экономики……………………………………………………………5

1.1. Основные функции и цели предприятия (организации) в условиях

рынка………………………………………………………………………5

1.2. Особенности работы предприятия в условиях рынка………………...10

1.3. Механизм функционирования предприятия в условиях рыночной

экономики…………………………………………………………………18

2.Эффективность работы предприятия (организации) в условиях рыночных отношений………………………………………………………………………..24

2.1. Экономическая эффективность производства на предприятии и факторы ее определяющие……………………………………………………...24

2.2. Основные резервы и пути повышения эффективности производства в условиях рыночной экономики………………………………………………...30

3. Анализ экономической эффективности в колхозе «Племзавод Родина» за 2006-2008 гг……………………………………………………………………..35

3.1. Краткая характеристика Колхоз «Племзавод Родина»……………...35

3.2. Расчет показателей экономической эффективности производства в колхозе «Племзавод Родина» за 2006-2008 гг………………………………...39

Выводы и предложения…………………………………………………………44

Список использованной литературы……………………..……………………46

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика диктует товаропроизводителю специфические условия, при которых производственные отношения строятся на принципах закона стоимости, спроса и предложения, конкуренции, на всестороннем учете интересов, прежде всего, покупателя, который через куплю-продажу диктует свои условия к качеству и количеству товара. Более того, при рыночных отношениях расширенное воспроизводство предприятия и любая предпринимательская деятельность должна осуществляться, главным образом, за счет самофинансирования, собственных накоплений, прибыли.

Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов, определяющих рост эффективности производства, методов его определения.

Экономическая эффективность - результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Эффективность экономической системы зависит от эффективности производства, социальной сферы (систем образования, здравоохранения, культуры), эффективности государственного управления. Эффективность каждой из этих сфер определяется отношением полученных результатов к затратам и измеряется совокупностью количественных показателей. Для измерения эффективности производства используются показатели производительности труда, фондоотдачи, рентабельности, окупаемости и др. С их помощью сопоставляются различные варианты развития производства, решения его структурных проблем.

Эффективность предприятия характеризуется производством товара или услуги с наименьшими издержками. Она выражается в его способности производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами и продавать эту продукцию с наименьшими издержками. Экономическая эффективность предприятия в отличие от его технической эффективности зависит от того, насколько его продукция соответствует требованиям рынка, запросам потребителей.

Основная цель курсовой работы заключается в изучении понятия экономической эффективности и влияющих на нее факторов, определении экономической эффективности производства на примере конкретного предприятия – колхоз «Племзавод Родина» Вологодской области. Главные задачи заключаются в том, чтобы проследить работу предприятия путем анализа основных показателей его экономической деятельности. В заключении работа содержит основные выводы по эффективности деятельности предприятия.

В работе применены такие общенаучные методы исследования как, монографический, метод анализа и синтеза и конкретнонаучные – расчетно-конструктивный, статистический.

В данной курсовой работе сначала будут рассмотрены критерии и показатели экономической эффективности, общая и сравнительная экономическая эффективность затрат, а затем уже основные пути повышения эффективности производства.

1.ОСОБЕННОСТИ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

      ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные черты предприятия:

    организационное единство: предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

    определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

    обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

    имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

    предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;

    выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);

    оперативно - хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис. 1).

Рис.1. Производственное предприятие.

Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия (рис. 2).

Рис. 2. Внешняя среда производственного предприятия.

Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.

К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно - техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе.

Задачами действующего предприятия являются:

    получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

    обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

    обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

    создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

    охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

    недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются: интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой.

Важнейшей задачей предприятия является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Перечисленные выше задачи, предприятия могут решать только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции

Выделяют следующие принципы управления предприятием:

    экономичность;

    финансовая устойчивость;

Принцип экономичности требует, чтобы, во -первых, достигался определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации; и, во -вторых, при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации, другими словами, принцип экономичности выдвигает требование - не тратить даром производственные ресурсы, т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло бы в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования.

МГАУ им. В. П. Горячкина (РГАУМСХА)

Факультет заочного образования

Кафедра: Экономическая теория


По дисциплине: «Микроэкономика»

На тему: «Предприятие в рыночной экономике»


Выполнил: студент I курса ФЗО, 17 - эк. Крючков Р. В.

Проверил: Галанов Виктор Вячеславович


Москва, 2014



Введение

Предприятие в условиях рыночной экономики

1Конкуренция

2 Характеристика предприятия по размерам

Как ведет себя предприятие в условиях рыночной экономики

1Эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики

Заключение

Список литературы


Введение


На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Под самостоятельным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель.

При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Цель деятельности предприятия - удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. В дореформенной России основной целью предприятия считалось удовлетворение общественных потребностей. Можно ли сегодня, в условиях рыночной экономики, отбросить, исключить эту цель и оставить единственной целью получение максимально возможной прибыли? Нет.

.Предприятие в условиях рыночной экономики


Современное предприятие - сложная организационная структура.

В рыночных условиях возрастает значение трех основных направлений организации промышленного предприятия:

научной организации производства;

научной организации труда;

научной организации управления.

Научная организация производства имеет цель создать оптимальную технико-технологическую систему на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Задача научной организации труда (НОТ) - построение здоровых формальных отношений в коллективе работников, включающее систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технико-технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и экономическими активами.

Научная организация управления - это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего материально-технологического и экономического эффекта.

На начальном этапе создания нового предприятия определяется состав учредителей и разрабатываются учредительные документы: устав предприятия и договор о создании и деятельности предприятия с указанием его организационно-плановой формы. Наряду с этим оформляется протокол № 1 собрания участников создаваемого предприятия о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Затем открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить не менее 50% уставного капитала. Далее предприятие регистрируется по месту своего учреждения в местном органе власти. Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:

заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;

устав предприятия;

решение о создании предприятия (как правило, постановление собрания учредителей);

договор учредителей о создании и деятельности предприятия;

свидетельство об уплате государственной пошлины.

Если установленный порядок создания предприятия нарушен или отсутствуют необходимые учредительные документы, или представленные документы не соответствуют требованиям законодательства, заявителю предоставлено право обратиться в суд, который примет окончательное решение. Когда регистрация завершена и получено свидетельство о регистрации, все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения предприятия в Государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций. Наступают заключительные этапы создания нового предприятия. Участники полностью вносят свои вклады (не позднее чем через год после регистрации), открывают постоянный расчетный счет в банке, предприятие регистрируется в районной налоговой инспекции, заказывает и получает круглую печать и угловой штамп. С этого момента предприятие начинает функционировать как самостоятельное юридическое лицо.

В современных условиях развития экономики любой предприниматель, а тем более предприниматель, занимающийся производственной деятельностью. Первая из них - найти себя в хозяйственном пространстве, или, как говорят, свою хозяйственную нишу. Предпринимателю предстоит изучить состояние рынка, предложение и спрос на те или иные товары в интересующей его отрасли, регионе. Следует предусмотреть возможные препятствия или ограничения. Надо изучить возможность получения льгот - заемных, налоговых и др. и, таким образом, определить общие условия инвестирования средств.

Определив свою хозяйственную нишу, предприниматель может принимать решение о специализации своего предприятия. Потребуется оценить возможности будущих потребителей, узнать все возможные сведения о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция. Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства - индивидуальной или коллективной. Избрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. Его предприятие является частным, оно принадлежит ему на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, и в случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам предприятия и расплачивается своими средствами и своим имуществом. Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма позволяет уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы.

Следующий шаг - формирование производственной базы. Предпринимателю предстоит приобрести или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. По этому поводу предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Работники нанимаются на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап - привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя или у его партнеров для начала и развития дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть, выпустив акции, т.е. частично передав права на участие в капитале и прибыли предприятия, собственные долговые обязательства, а также получив займы в коммерческих банках.

Предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, приобретающими его акции или долговые обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Специфика переходного периода к рынку, сложившегося ныне в нашей стране, привела к тому, что наибольший интерес у обеих сторон (и у предприятия, и у банка) вызывают краткосрочные ссуды.

Они выдаются банками, как правило, на 30, 60 и 90 дней, т.е. до трех месяцев. Предоставление банками кредитов предприятиям нередко сопровождается различными страховыми операциями. Страхованию могут подлежать здания, запасы материальных ценностей и др. В этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями. Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку, т.е. рынку ценных бумаг. Здесь перечень организаций, с которыми предприятия вступают во взаимоотношения, достаточно велик. Это фондовые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы и др. Таков далеко не полный перечень производственных и рыночных связей предприятия. По мере дальнейшего развития рыночных отношений перечень этот будет расширяться и дополняться.


1.1Конкуренция


Важнейшим фактором в рыночной среде является дух соперничества.

Он в значительной мере определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества -конкуренция.

Конкуренция - это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Конкуренция - важное средство контроля в рыночной системе.

Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий - изготовителей продукции, а через них - до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.

В классической экономической литературе (в частности, в трудах А. Смита) существует термин «невидимая рука». Суть его в том. что предприятия-изготовители и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые «невидимой рукой», способствуют обеспечению государственных и общественных интересов. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Вместе с тем такое использование ресурсов отвечает и интересам общества. В итоге концепция «невидимой руки» приводит к тому, что если предприятия максимизируют свою прибыль, то общественный продукт также максимизируется.


1.2Характеристика предприятия по размерам


Характеристика предприятия по размерам имеет большое значение, так как в большинстве стран государство в целях поддержания конкуренции оказывает помощь мелким и средним предприятиям, как правило, не входящим ни в одно монополистическое объединение.

Малые предприятия не являются особым видом предпринимательской деятельности. Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, такие предприятия функционируют в любой сфере экономики. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, с одной стороны, с местом и ролью малых предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.

Малые предприятия, как наиболее мобильная форма бизнеса, быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способствуют быстрому насыщению рынка товарами, быстрому освоению достижений НТП, создают новые рабочие места, формируют конкурентную среду. Именно поэтому все государства оказывают поддержку малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь.

В настоящее время малые предприятия занимают весьма высокий удельный вес в экономике большинства стран.

Так, в США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих, и доля этих предприятий в ВВП страны превышает 50%. В Японии действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% ВВП. В странах ЕС доля работающих на малых и средних предприятиях составляет 72%, удельный вес которых в ВВП превышает 65%.

В России на 1 января 2002 г. функционировало 843 тыс. малых предприятий, на которых работали 6 млн. человек (менее 10% от общего числа работающих). Число малых предприятий значительно меньше той "критической массы", которая требуется для создания конкурентной среды.

Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30-50 жителей, то в России необходимо иметь 3,5-5 млн. малых предприятий. В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функции "первопроходца" в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться так называемые венчурные (от англ. adventure - приключение, смелое предприятие) предприятия. Венчурное предприятие - это малые предприятия, занятые научными исследованиями, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции) и т.п. Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию "рисковых проектов". Венчурные предприятия часто создаются для опробирования крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта. Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются более крупными компаниями, 20% разоряются.

Определенный интерес представляет собой такая форма организации малого бизнеса, как франчайзинг (от франчайз - льготный) - система мелких фирм, которые заключают соглашение на право пользования товарной маркой крупной фирмы. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты взаимовыгодны, так как мелкие фирмы получают льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в получении кредитов.

Таким образом, в развитой рыночной экономике правомерно и эффективно существование крупных фирм, имеющих возможность финансировать научно-исследовательские работы, внедрять крупные проекты с длительными сроками реализации и окупаемости, а также мелких и средних предприятий. Сосуществование фирм разных размеров позволяет рыночной экономике эффективно удовлетворять разнообразные потребности общества.

2.Как ведет себя предприятие в условиях рыночной экономики

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Основу предприятия составляет персонал, который характеризуется определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.

Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляются контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а также корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятияНаселение, в интересах и при участии которого создается предприятие - главный фактор внешней среды. Население также является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы. К числу поставщиков предприятия следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а также научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно - техническую информацию и проектную документацию. Вся деятельность производственных предприятий опирается на законодательную базу. Реализация и контроль за исполнением законов возлагается на правительство и местные органы власти. Таким образом, предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе.

Задачами действующего предприятия являются:

получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются:

интересами владельца;

размерами капитала;

ситуацией внутри предприятия;

внешней средой.

Важнейшей задачей предприятия является получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции. На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. Перечисленные выше задачи, предприятия могут решать только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.


1Эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики


В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам.

В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, негативные - наоборот.

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние.

Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, и они настолько многочисленны и разнообразны по своему назначению и содержанию, что их можно условно объединить в следующие группы:

Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, инструменты, земля, сырье и материалы, топливо, рабочая сила, информация и т.п.), то есть все то, без чего немыслимо производство продукции и оказание услуг в количестве и качестве, требуемом рынком. Особенность ресурсного обеспечения состоит в том, что оно по своей стоимости составляет более 90% имущества и денежных средств предприятия, а также переносит свою стоимость на готовый продукт либо по частям (основные фонды), либо полностью (предметы труда, рабочая сила). Отсюда и различные требования к их обеспечению. Например, основные фонды в силу их большой стоимости и продолжительности использования должны обладать высокой производительностью, экономичностью в использовании, универсальностью, надежностью в работе, а предметы труда по своему количественному и качественному составу - достаточными для производства необходимой продукции и в то же время минимальными, не ведущими к увеличению издержек производства за счет образования сверхнормативных

запасов. Но это только одна сторона вопроса, другая состоит в необходимости рационального использования наличных производственных ресурсов, что потребует, прежде всего, рассмотрения содержания таких экономических категорий, как себестоимость, прибыль, рентабельность, ценообразование в условиях рыночных отношений.

Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации и инвестиции и т.д.).

Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия (умение вести высокоэффективную коммерческую и снабженческую деятельность). Вместе с тем, по степени воздействия на производство они различны. Так, первая группа факторов определяет ресурсы предприятия, его возможности, а степень реализации этих возможностей зависит от использования второй группы. Возникновение третьей группы факторов непосредственно связанно с рыночными отношениями. Их реализация направлена на:

обеспечение ритмичности производства путем обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами для производства товаров в качестве и количестве, позволяющем удовлетворять требования рынка;

снижение издержек производства или их удержание на определенном уровне посредством проведения эффективной коммерческой работы;

получение прибыли в объеме, обеспечивающем техническое и экономическое развитие предприятия.

Эта классификация чисто условная, и она не отражает все многообразие факторов, но позволяет более детально представить внутренние факторы и показать их влияние на эффективность производства.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные - это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления, например, ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия. Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.

Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;

связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;

связанные с инфляционными процессами;

связанные с деятельностью государства.


Заключение


Подготовка предприятия к работе в условиях рыночной экономики подразумевает совершенствование производственной структуры предприятия, которая должна:

.Быть гибкой, динамичной и постоянно соответствовать меняющимся целям деятельности предприятия;

.Быстро адаптироваться при неожиданных изменениях внешних условий;

.Иметь способность к эффективной самоорганизации производственных подразделений по мере изменения задач, которые поставлены перед предприятием.

Рыночная экономика способна сигнализировать об изменениях потребительских вкусов и вызывать соответствующую реакцию со стороны предприятия через ориентирующую функцию цены.

Рыночная экономика через конкуренцию стимулирует технический прогресс предприятия. Если предприятие использует новые технологии, оно снижает издержки производства и, как следствие, получает дополнительную прибыль.

В рыночной экономике нет административного контроля за производством и потреблением. Функцию контроля исполняет конкуренция.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своей деятельности предприятие ориентируется на рынок. Сколько и какие товары производить, по какой цене их реализовывать, куда вкладывать капитал.

Для предприятия основной целью выступает максимизация прибыли от ведения деятельности, а также удовлетворение постоянно растущих потребностей общества.


Список литературы

конкуренция рыночный экономика промышленный

1.Экономика предприятия - под редакцией профессора В.Я. Горфинкеля, профессора В.А. Швандера - четвертое издание. Юнити. Москва, 2007 г. (стр. 8, стр. 10-12, стр. 15-18)

.Экономика - учебное пособие. Е.Г. Ефимова. Москва, 2005 г. (стр. 112-113).

.Экономика предприятия - учебное пособие. И.П. Хунгуреева, Н.Э. Шабыкова, И.Ю. Унгаева. ВСГТУ. Улан-Удэ, 2004 г. (стр. 10-13, стр. 16-19).


Предприятие как объект изучения курса

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Приступая к созданию предприятия, предприниматель должен чётко представлять цель или идею создания предприятия. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения зака­зов на свою продукцию (маркетинг). Намечаемый выпуск продукции должен быть обеспечен не­обходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Нужно продумать возмож­ность постоянного пополнения своего капитала.

Все эти вопросы и многие другие достаточно подробно рассматриваются в основном документе предприятия – предпринимательском бизнес-плане.

Цели разработки бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность предприятия на бли­жайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получе­ния необходимых ресурсов.

Разделы бизнес-плана:

1. возможности фирмы (резюме) – краткое содержание следующих 10 пунктов 6+ программа ме­роприятий по реализации проекта, сроки реализации и ответственные по каждому разделу;

2. виды товаров (или услуг);

3. рынки сбыта товаров – какой рынок, объём потенциального потребления;

4. конкуренция на рыках сбыта (достоинства и недостатки);

5. план маркетинга – какие вопросы анализировать, чтобы не ошибиться в своих прогнозах, обес­печить сбыт;

6. план производства – объём ОФ, материальных и энергетических ресурсов для изготовления продукции;

7. организационный план – характеристика аппарата управления, планирование потребности чис­ленности рабочих по всем категориям, увеличение квалификации (через каждые 5-7 лет), система продвижения по службе;

8. правовое обеспечение деятельности фирмы;

9. оценка риска и страхование;

10. финансовый план – баланс предприятия, отчёты о движении денежных средств, отчёты о при­были и убытках, операционный план;

11. стратегия финансирования – объём капитальных вложений, инвестиций для развития, эк. эф­фективность, сроки окупаемости.

Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства.

Административная и экономическая самостоятельность предприятия обусловлены законодатель­ством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции про­изводить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.

Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техническое един­ство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания и другие исключительные права. Он может являться государственной или муниципальной собственностью либо принадлежать коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества или товарищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляю­щей в соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность (например, иму­щество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин, его права и обязанности, связанные с этой деятельностью).

В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивиду­альному предпринимателю либо членам крестьянского (фермерского) хозяйства

Цели и задачи производственной деятельности предприятия

В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:

    какой товар или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;

    на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;

    как выбрать оптимальную технологию производства;

    какие материалы приобретать и как их использовать;

    как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;

    каких показателей своей деятельности предприятие предпочитает (должно) достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.

Основными целями предприятия могут быть:

    завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

    добиться более высокого качества своего товара;

    занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

    добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

    повысить прибыльность своих операций;

    добиться максимально возможного уровня занятости.

Стратегия - это способ или средство достижения долгосрочной цели. Стратегия отвечает на вопрос: какие альтернативные варианты лучше использовать: имеющиеся в организации ресурсы или возможности для достижения поставленных целей.

Задачи предприятия - достичь результатов, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом предприятия остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры).

Задачами действующего предприятия являются:

    получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

    обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

    обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

    создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

    охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

    недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Важнейшая задача предприятия во всех случаях - получение дохода за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). На основе полученного дохода удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.


Подобные документы

    Предприятия и предпринимательство в условиях рыночной экономики. Прибыль – главный показатель эффективности деятельности фирмы. Пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в Кыргызской Республике.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2011

    Сущность финансового анализа в условиях рыночной экономики. Современный финансовый анализ в России. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности нефтебазы "Красный Яр". Экономическая характеристика предприятия. Расчет базовых показателей.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2006

    Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики. Виды и организационно-правовые предприятий. Роль ценообразования в их деятельности. Принципы и методы планирования. Государственная политика в инновационной сфере. Функции предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Сущность, основные черты, признаки и классификация предприятия как первичного звена экономики. Работа предприятия в условиях рыночной экономики. Понятие и сущность собственности. Производственная структура предприятия и пути ее совершенствования.

    реферат , добавлен 06.06.2010

    Предприятие как центральное звено рыночной экономики, основные признаки, классификация, организационно-правовые формы и внешняя среда функционирования предприятий (организаций). Экономические ресурсы: основные и оборотные средства, трудовые ресурсы.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2012

    Понятие, цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его значение в условиях рыночной экономики. Оценка финансового состояния организации и разработка комплекса мероприятий, препятствующих возможному банкротству фирмы.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2012

    Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Организационная характеристика ОАО "ИКАР". Оценка финансовых коэффициентов, анализ показателей устойчивости, ликвидности и рентабельности. Пути улучшения финансового состояния предприятия.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2011

    Характеристика предприятия по размерам. Конкуренция в современной рыночной экономике. Определение эффективности работы предприятия в условиях рыночной экономики. Основные направления организации промышленного предприятия. Внутренняя среда предприятия.

    реферат , добавлен 05.02.2015

    Фирма как инструмент реализации рыночной экономики. Виды и организационно-правовые формы предпринимательства. Цели фирмы. Роль государства в функционировании фирмы. Теория фирмы. Традиционная теория. Менеджеральная теория. Поведенческие теории.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2003

    Организационно-правовые формы предприятий и особенности их функционирования. Организационно-правовой признак классификации предприятий в условиях рыночной экономики, их правовая характеристика и деятельность, анализ ряда преимуществ и недостатков.



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...