Ошибки в употреблении причастных оборотов примеры. Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

В задании №7 ЕГЭ по русскому учащимся нужно распределить предложения в соответствии с допущенными в них видами ошибок. Сложность заключается в том, что предложений больше, чем вариантов ошибок, и просто угадать верный ответ невозможно, поэтому нужно хорошо разбираться в правилах построения предложений. За верное выполнение седьмого задания можно получить целых пять первичных баллов, поэтому ошибаться в нем нежелательно.

Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку

Давайте рассмотрим те ошибки, которые предлагается найти в экзаменационном задании.

  • нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Никогда нельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город». Также причастие всегда должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».

Нужно обратить внимание на случаи: «одно из писем, написанное мной» - в данном случае причастие согласуется со словом «одно», но «прочитав ряд писем, написанных ею» - вопрос к причастию задается от слова «писем».

  • неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» - неверный вариант, так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».

  • ошибка в построении предложения с однородными членами

Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» - неправильно; верный вариант – «недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Также неверно «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей», а правильно «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей».

Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» - неверно, а «мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» - верно.

  • ошибки в построении предложения с несогласованным приложением

В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» - неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».

При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).

  • неправильное употребление падежной формы существительного
Предлог Падеж существительного Пример
Благодаря Дательный Он действовал согласно правил – неправильно
Согласно Он действовал согласно правилам - правильно
Вопреки
Подобно
Наперекор
Наперерез
По (в значении «после») Предложный По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно
По прибытии домой она позвонила бабушке - правильно

Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.

Также нужно запомнить фразы:

  1. Указывать на что-то
  2. Оплатить что-то
  3. Признаться в чем-то
  4. Уделять внимание чему-то
  5. Поражаться чему-то
  6. Упрекать в чем-то
  7. Напоминать что-то
  8. Отзыв о чем-то
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемом

Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» - в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».

  • неправильное построение предложения с косвенной речью

Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» - неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» - правильно.

  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» - ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» - верный.

  • ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» - в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» - лишний союз «но».

Алгоритм выполнения задания

  1. Исключаем предложения, в которых нет грамматических ошибок.
  2. Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №7 ЕГЭ по русскому языку

Седьмое задание демонстрационного варианта 2018

Установите соответствие между грамматическими и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления художественной ценности искусства.

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
  2. Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
  3. Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7.
  4. предложении 2 мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом; правильно – У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов . В предложении 4 – нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм; правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод, где он за короткое время приобрел квалификацию токаря . В пятом предложении нарушение в построении предложения с несогласованным приложением; правильно – По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова. В предложении 8 - неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом; нужно – Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям . Предложение 9 - неправильное построение предложения с деепричастным оборотом; правильно - Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции .
  5. Записываем правильный ответ:

Первый вариант задания

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) Марко Поло (1254-1324) - венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая.
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 2) Решая задачу, ему было трудно.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног.
5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое.
6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого.
7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.
8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов.
9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
  2. Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
  3. Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Такими являются предложения 1, 3, 7 и 9.
  4. Поочередно читаем предложения с ошибками и определяем, какая именно грамматическая ошибка допущена. В предложении 2 мы видим неверно употребленный деепричастный оборот «решая задачу»; в предложении 4 – неправильно согласованное приложение (должно быть «кремом «Софья»). В шестом предложении допущена ошибка в связи между подлежащим и сказуемым; правильно – те, кто не жалеет труда, обычно достигают многого , или же – тот, кто не жалеет труда, обычно достигает многого . Словосочетание «Андрей сказал » указывает косвенную речь, которая неправильно построена в предложении 5 ; нужно – Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим его в покое . Осталось предложение 8 и ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Записываем правильный ответ:
А Б В Г Д
6 5 4 2 8

Второй вариант задания

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Диккенс говорил, что с детства он чувствовал, что мир достоин не только презрения, что в нём стоит жить.
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Близких нужно любить и заботиться.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Там нарисовано деревня, река и лес.
6) По окончанию переговоров участники вышли к журналистам.
7) После новогодних каникул мы с мамой поехали навестить бабушку, жившую в Подмосковье.
8) Вхождение России в десятку наиболее интересных для корпорации стран, благодаря высоким объёмам продаж, позволяет местному представительству привлекать дополнительные инвестиции
9) Благодаря запуску на орбиту вокруг Земли специализированных рентгеновских обсерваторий известно уже около тысячи рентгеновских систем в нашей и ближайших галактиках.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
  2. Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
  3. Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Таковыми являются варианты 2, 7, 8 и 9.
  4. В первом предложении мы видим неверное употребление деепричастного оборота; получается, что чтение книг изучает иностранные языки. Правильный вариант: при изучении иностранных языков помогает … В третьем предложении выходит, что публикации, а не зодчие, жили в восемнадцатом веке – допущена ошибка в причастном обороте. Правильно: ..публикации архивных материалов о московских зодчих, живших … В пятом предложении нарушена связь между подлежащим и сказуемым. В шестом предложении неверно употреблена падежная форма существительного с предлогом; верный вариант – «по окончании », а в четвертом допущена ошибка в построении предложения с однородными членами.
  5. Записываем правильный ответ:
А Б В Г Д
1 5 6 3 4

Третий вариант задания

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Матч прошёл на большой спортивной арене стадиона «Лужников».
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 2) Благодаря прививок никто из ребят не заболел.
В) неправильное построение предложения с косвенной речью 3) Заболевший малыш, стоя у окна, с грустью сказал, а машины гуляют.
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 4) Изучая иностранный язык, помогает чтение книг, просмотр фильмов и общение с носителями языка.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) Привычкой называют глубоко укоренённую форму поведения, срабатывающую независимо от нашего сознания
6) То, что кажется идиллической полянкой или тихой дубравой, на самом деле ― не знающее отдыха перерабатывающее производство, и те, кого мы называем вредителями и патогенами, жуки, грибы и болезнетворные микроорганизмы, ― играют в нём огромную роль.
7) Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
8) Мы ехали по Испании на машине, возвращаясь из Бургоса в Мадрид.
9) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи - собственным выживанием и продолжением рода.
Алгоритм выполнения:
  1. Внимательно читаем перечень грамматических ошибок, с которыми придется работать.
  2. Внимательно читаем предложения, в которых нужно найти предложения с определенной грамматической ошибкой.
  3. Для начала можно определить те предложения, которые составлены без ошибок. Верно построенные предложения: 5, 6, 8 и 9.
  4. В первом предложении видно не согласованное приложение; правильно – на большой спортивной арене стадиона «Лужники» или просто «на большой спортивной арене «Лужников» . Второе предложение – образец неправильного употребления падежной формы существительного с предлогом; правильно – благодаря прививкам . Третье – ошибка в косвенной речи, четвертое – в построении предложения с деепричастным оборотом. В седьмом предложении допущена ошибка в построении предложения с однородными членами; верный вариант – Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высокие и раскидистые (или же «высоки и раскидисты»).
  5. Записываем правильный ответ:
А Б В Г Д
1 4 3 2 7

Задание № 7.Грамматические ошибки

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

    Предлог «ПО» управляет предложным падежом:

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).

Запомните правила:

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

    Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).

    Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).

    Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).

    Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях: Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

    Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

    Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

    Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него

(никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

    Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

    Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

    Если же нет такого нарицательного существительного, то приложение употребляется в том падеже, который необходим по контексту:

Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)

Она работает на « Заре» (П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых: Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом: Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей (верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей). Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог: Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов (верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив: Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.Например:Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)

Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение. Например: Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ. Например: Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота : Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием). Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Например:

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Например: Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

Примеры. Неверно: Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).

Верно:Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»

Грамматика русского языка интересна и сложна. В школьной программе множество пластов из синтаксиса, морфологии, словообразования, которые трудно воспринимаются обучающимися. Нарушение в построении оборотом - одна из распространенных ошибок, допускаемых учениками.

Понятие о причастии

Причастием называют часть речи, совмещающую морфологические признаки и имени прилагательного, и глагола. Слова, которые относятся к причастию как к части речи, отвечают на вопрос прилагательного какой? , а также, из-за близкой глаголу семантике, на вопросы что делающий?, что сделавший? Например, мальчик (какой? что делающий?) поющий, зайчик (какой? что сделавший?) прыгнувший.

Причастие имеет постоянные глагола: вид, время, возвратность - и непостоянные признаки прилагательного: число, род, падеж.

Уникальный признак причастий

Постоянным, уникальным признаком причастий является разряд - действительный или страдательный. Слово относится к разряду действительных причастий, если в нем есть семантика совершения действия самим предметом: летающий - летает сам, живший - жил сам, смотрящий - смотрит сам, лежавший - лежал сам . Когда по семантике слова видно, что действие совершается не самим предметом, а происходит в результате постороннего воздействия, тогда слово относится к страдательным причастиям. Рядом со страдательными причастиями можно употребить местоимение или существительное в творительном падеже: рассказанный кем-то, завезенный туристом, закрытый ветром, читаемая учеником .

Словосочетание с причастием

Существуют некоторые особенности построения словосочетаний и предложений с причастием.

Причастие согласуется с именем существительным или местоимением так же, как и прилагательное: в числе, роде, падеже. Например, блистающее море , из-за разрушающего ветра , с улыбающейся девочкой , по раскачивавшимся веткам . Для правильной постановки окончания в причастии нужно задать к нему вопрос от главного слова: дом (какой ?) обваливший ся, по морю (какому ?) бушующему , о волне (какой ?) бегущей . Имя существительное (местоимение) с причастием связаны по принципу согласования, где зависимое слово уподобляется главному в числе, роде, падеже.

Понятие о причастном обороте

Синтаксическая роль причастий подобна роли имен прилагательных: часто они бывают определениями, реже - частью именного сказуемого. В предложении причастие зависит от имени существительного или местоимения: дерево (какое?) растущее, оно (какое?) посаженное. Если причастие выступает в роли главного слова, то есть от причастия зависят другие слова, то появляется причастный оборот.

Пример и определение: построенный (когда?) вчера, поющий (как?) громко, значит, причастный оборот - причастие со своим зависимым словом. Причастный оборот в предложении обособляется (выделяется запятыми), если следует за своим главным словом или относится к личному местоимению: Забор, покрашенный детьми , стал ярче. Красиво танцующий , он сиял.

Предложения с причастными оборотами

В работах учеников и речи русскоговорящего населения часто замечается нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Являясь исключительной синтаксической конструкцией, причастный оборот в предложении занимает особое место. Существуют нормы построения предложения с причастными оборотами. Во-первых, причастный оборот должен употребляться в непосредственной близости от главного слова, между ними не должно быть других членов предложения.

Во-вторых, причастие в причастном обороте должно быть точно согласовано с главным словом. Неверное согласование - нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

В-третьих, главное слово не может разрывать причастный оборот.

В экзаменационных работах по русскому языку есть задание на построение предложений с причастным оборотом. Правила их верного употребление помогают избежать типичных ошибок.

Обособленное определение и придаточное определительное

Причастный оборот выполняет синтаксическую роль определения. Обособленное определение, которое выражено причастным оборотом, схоже со сложным предложением с придаточной определительной частью. К примеру:

  • Человек, выступавший перед народом, оказался волонтером.
  • Человек, который выступал перед народом, оказался волонтером.

При всей схожести указанных конструкций они не могут быть однородными. Предложение, где причастный оборот употреблен как однородный член придаточной определительной части, считается неверным, в нем необходимо исправить ошибки. Построение предложения с причастным оборотом требует соблюдения правила: причастный оборот не может являться однородным придаточной определительной части. Так, предложение: Артист, давший концерт и который получил гонорар, покинул гостиницу - считается неверным. Исправить можно так: Артист, давший концерт и получивший гонорар, покинул гостиницу. Или так: Артист, который дал концерт и получил гонорар, покинул гостиницу.

Причастный оборот в сложном предложении

Не только в тестовых заданиях встречается нарушение построения предложения с причастным оборотом.

Примеры подобной ошибки можно встретить и в творческих работах учеников, особенно при употреблении оборота в сложном предложении. К примеру, в предложении: Пример, решавшийся всем классом, был прост настолько, что, когда учитель опубликовал на него ответ, все растерялись - допущены две ошибки в построении сложного предложения. Так, в предложении употреблено действительное причастие решавшийся вместо необходимого страдательного причастия решаемый ; в предложении два подчинительных союза что и когда стоят рядом при отсутствии - это нарушение построения сложного предложения.

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом

Наблюдается и пунктуационное нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Часто причастный оборот является обособленным определением, выделяемым запятыми. Для верной расстановки знаков препинания необходимо соблюдать правила и нормы построения словосочетаний и предложений с причастным оборотом.

Обособление причастного оборота
Правило Пример
1. Причастный оборот выделяется, если следует после главного слова Лес, уставший от холода и ветра, казался мрачным.
2. Причастный оборот выделяется, если зависит от личного местоимения. Пораженный известием, он начал набирать номер телефона.
3. Однородные причастные обороты обособляются вместе. Солнце, согревающее землю и радующее детей, выглянуло внезапно.
4. Причастный оборот, который стоит перед главным словом и имеющий добавочное значение причины, обособляется. Написанная замечательным стилем автора, новелла узнавалась всюду.

Источники заданий

Вопрос: "Где найти упражнения к теме: "Ошибки в построении и употреблении предложений с причастными оборотами"?" - часто задается школьниками. Разработано множество пособий для подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку. В них есть теоретический материал по рассматриваемой теме и практические задания. Пособия доступны в книжных магазинах, где также есть отдельные сборники с тестовыми заданиями. Появляется всё больше специализированных сайтов, на страницах которых можно найти упражнения к различным темам и разделам русской грамматики.

Правописание причастий

Правописание определяется по вопросу, задаваемому от главного слова. Правописание суффиксов в причастиях зависит от спряжения глагола. Суффикс -ущ(-ющ) пишется в действительном причастии (настоящего времени), если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффиксы -ащ(-ящ) , если образовано от глагола второго спряжения. Например, лелеять (1 спряжение) - лелеющий, строить (2 спряжение) - строящий. Действительные причастия (прошедшего времени) перед суффиксом -вш- сохраняют суффикс, который был в инфинитиве перед -ть : сея ть - сея вший, ненавиде ть - ненавиде вший. требует суффикса -ем , если оно образовано от глагола первого спряжения, и суффикса -им , если от второго: читать (1 спряжение) - читаемый, слышать (2 спряжение) - слышимый. Страдательным свойственно сохранять суффикс инфинитива перед суффиксом -нн : сказа ть - сказа нный, сея ть - сея нный. Если страдательное причастие образовано от глагола с суффиксом -и- или суффиксом -е- , то в нем будет суффикс -енн : обидеть - обиженный, спилить - спиленный.

В журнале "Русский язык" (№1 2015 г.) ИД "Первое сентября" опубликованы дидактические материалы для подготовки к выполнению этого задания. Авторы рекомендаций Е.А.Гингель и А.Г.Нарушевич.

В новой демоверсии* КИМов единого государственного экзамена по русскому языку 2015 г. изменен формат ряда заданий, одно из них теперь выглядит следующим образом.

Задание 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматичес­кими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Предложения

Грамматические ошибки

А. Получив начальное домашнее

образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Году­нова», помнит бродягу Варлаама.

В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г. Благодаря повышения уровня

обслуживания в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д. Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном»

1. Неправильное употребление

падежной формы существительного с предлогом.

2. Нарушение связи между подлежащим и ска­зуемым.

3. Нарушение в построении предложения с несо­гласованным приложением.

4. Ошибка в построении предложения с одно­родными членами.

5. Неправильное построение предложения с дее­причастным оборотом.

6. Нарушение в построении предложения с при­частным оборотом.

7. Неправильное построение предложения с кос­венной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

В предшествующей демоверсии в аналогич­ном задании необходимо было указать в ответе номер одного из 4-х предложений, в котором нарушена синтаксическая норма. В новой версии задания 5 предложений, и в каждом из них содержится грамматическая ошибка. Вы­пускнику необходимо выявить ошибки и по­нять их причину, затем установить соответс­твие, при этом в перечне ошибок предложено не 5 вариантов, а 7, что, безусловно, затрудня­ет выполнение задания. Чтобы выявить нару­шенную норму и верно «поставить диагноз», нужно хорошо разобраться в том, что собой представляет каждая из семи позиций второго столбца задания.

Кодификатор фиксирует умения выпускни­ков, в том числе и умение выполнять различные виды анализа:

Оценивать письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

Разграничивать варианты норм, преднаме­ренные… нарушения языковых норм**.

И при выполнении задания 25 (часть 2, сочи­нение-рассуждение) весьма важно умение «при­менять в практике речевого общения основные… грамматические нормы современного русского литературного языка» и «редактировать собственный текст».**

Неудивительно, что задание № 7 экзаменаци­онной работы отнесено к высокому уровню слож­ности. За его верное выполнение можно получить 5 из максимальных 55 первичных баллов.

В Спецификации сказано: «За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошиб­ка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный от­вет, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение».

Таким образом, для учеников важно приобрес­ти умение увидеть ошибку (нарушение литера­турной нормы); умение исправить ошибку в со­чинении; назвать вид ошибки из предложенного списка, выполняя задание № 7.

А для учителей еще более актуальной стала за­дача находить и использовать действенные мето­ды и приемы, чтобы научить детей видеть ошибки и понимать причину, вызывающую их (задание № 7), а в сочинении – исправлять различные ви­ды ошибок, т.е. редактировать собственный текст.

Для экспертов важно объективно оценить ра­боту ученика.

Если приемы выявления ошибок, их причин, а также виды правки станут привычными, превра­тятся в устойчивый навык, то и выполнение рас­сматриваемого задания, и работа над языком сочи­нения-рассуждения будут более эффективными.

Мы предлагаем материал, который поможет учителям подготовить учеников к выполнению этого задания и будет способствовать совершенствованию речевой культуры выпускников. Синтаксические нормы – это правила построения синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. В содержание заданий, проверяющих усвоение этих норм, включены примеры различных синтаксических ошибок: необходимо установить соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками. Рассмотрим типичные виды синтаксических ошибок.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

При употреблении падежных форм существительных с предлогом часто встречаются следующие ошибки:

1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины ); не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов );

2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность );

3) неправильный выбор предлога: партнер в игре в теннис (правильно: партнер по игре в теннис ).

После предлога по в значении « после чего-либо» имя существительное употребляется в предложном падеже: по приезде в город, по возвращении домой; после предлогов благодаря, согласно, вопреки в дательном падеже: согласно приказу, вопреки прогнозу.

2. Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением.

Названия книг, газет, журналов и т.п., заключенные в кавычки, не изменяются, если относятся к нарицательному существительному: Об этом писали в газете «Аргументы и факты».

Интервью для газеты «Аргументы и факты». Материалы опубликованы газетой «Аргументы и факты». Неправильно: Об этом писали в газете «Аргументах и фактах».

Если же нарицательного существительного нет, имя собственное может изменяться: В «Аргументах и фактах» была заметка об этом случае.

3. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Например: Те , кто согласился с этим решением, об этом пожалел (правильно: Те, кто согласился с этим решением, об этом пожалели ). Здесь главное предложение « перебивается» находящимся внутри него придаточным. При подлежащем главного предложения в конструкциях те, кто и все, кто сказуемое ставится во множественном числе: те пожалели .

В придаточном предложении относительное местоимение кто употребляется с глаголами в форме единственного числа: кто согласился? При неопределенных и отрицательных местоимениях некто, кто-то, никто и др. сказуемое ставится в единственном числе.

4. Нарушение способа выражения сказуемого, например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму иллюстрированы.

5. Ошибки в построении предложения с однородными членами :

1) смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов: Новая статья напечатана не только в газетах, а также в глянцевых журналах (правильно: …не только в газетах, но и в глянцевых журналах );

2) неправильное расположение компонентов двойного союза: Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране (правильно: …за ситуацией не только в регионе, но и во всей стране );

3) пропуск предлога: Предлагают туристические поездки в Турцию, Египет, Малайзию, Кубу (правильно: в Турцию, Египет, Малайзию, на Кубу );

4) нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: Тема сочинения может быть раскрыта на примере произведений различных поэтов: А.Пушкин, С.Есенин, А.Блок (правильно:…А.Пушкина, С.Есенина, А.Блока );

5) нарушение управления при однородных членах: два и более однородных члена должно требовать от общего зависимого слова одинакового падежа и предлога: например: читать и конспектировать книгу; стирать и гладить белье и т.п.

Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует или затягивает уборку урожая (препятствует чему?; затягивает что?).

Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже: Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает ее .

6) употребление в качестве однородных компонентов различных синтаксических элементов предложения – в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты: Это был человек, знавший себе цену и который никому не давал себя в обиду (правильно: … человек, знавший себе цену и никому не дававший себя в обиду… или … человек, который знал себе цену и никому не давал себя в обиду ).

6. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом. Например: Я бродил по улицам, заросших одуванчиками и цветущей травой (неверно выбран падеж причастия; правильно: …по улицам (каким?), заросшим… ).

Причиной ошибки может быть также неверный порядок слов в предложении: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес (определяемое слово не должно находиться внутри определения; правильно: Статья, опубликованная в газете… или Опубликованная в газете статья…).

7. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.

При использовании деепричастного оборота следует помнить, что, как правило, называемое им действие обозначает действие подлежащего: Приехав в Москву, я отправился на Воробьевы горы (я приехал и отправился ).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам): Подъезжая к городу, начался сильный ветер (правильно: Когда мы подъезжали к городу… );

2) если в безличном предложении нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно (правильно: Когда я приехал в Москву… );

3) в пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими (правильно: Уходя домой рабочие проверяют оборудование. )

8. Ошибки при построении сложного предложения, например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился – придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

9. Неправильное построение предложения с косвенной речью , например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю – при переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает , а не просто предполагает .

Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли: Учитель спросил, что успеем ли мы закончить работу на этой неделе.

ПРИМЕР 1

Предложение: Находясь в пути, всегда вспоминается дом. (Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я»).

Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

ПРИМЕР 2

Предложение: Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики. (Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие).

Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

ПРИМЕР 3

Предложение: Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно. (Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы»).

Верный вариант: Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРИМЕР 1

Предложение: Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России. (В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица).

ПРИМЕР 2

Предложение: Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала. (В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица)).

Верный вариант: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.

ПРИМЕР 3

Предложение: Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица)).

Верный вариант: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРИМЕР 1

Предложение: Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран. (Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? Подходящий).

Верный вариант: Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.

ПРИМЕР 2

Предложение: Поражающий парк в Донецке своей красотой давно привлекает внимание туристов. (Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него).

Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Донецке давно привлекает внимание туристов.

Верный вариант 2: Парк в Донецке, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.

ПРИМЕР 3

Предложение: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой. (Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся»).

Верный вариант: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.

ПРИМЕР 4

Предложение: Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны. (Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него).

Верный вариант 1: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.

Верный вариант 2: Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...