Основные формы взаимодействия общества и природы. C

Общество и природа

Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Понятие общества в социологии

Понятие социология само происходит от латинского термина «общество» и поэтому оно и является основным в этой науке. Общество является предметом и объектом изучения в социологии.

Впервые понятие социология введено в употребление Огюстом Контом, известным французским философом в первой трети XIX века. И вначале эта наука отождествлялась с обществоведением. Позже социология выделилась в отдельную отрасль, более узко и специфически занимающуюся социальными проблемами.

Понятие общества в социологии имеет несколько точек зрения. Этот термин может рассматриваться как объединение людей по интересам, групповое объединение по классовому или родовому признаку, обозначать жителей разных стран или представителей национальностей и народов. Если рассуждать в этом смысле от простого к сложному, то в конечном счете общество – это все люди, проживающие на земном шаре. Самое общее понятие общества в социологии, таким образом, включает в себя ту часть мира, в которой главными являются люди, их взаимодействие друг с другом, а также формы их объединений. Итак, рассмотрим данное положение поподробнее.

Широкое понятие общества в социологии предполагает его отделение от природы как сознательной части, обладающей волей и сознанием. В отличие от природы общество не развивается стихийно. В нем существуют свои законы, которые творятся человеком и в конечном счете становятся элементом человеческой культуры. Однако, это обособление общества от природы вовсе не означает их антагонизм. Связь между ними неразрывна и в конце концов они зависимы друг от друга. А общество от природы – в большей степени. Все действия и поступки человека в отношении естественной среды обитания возвращаются к нему в виде экологического кризиса, угрожающего гибелью всего, сто есть на свете, в том числе и созданного руками людей.

Таким образом, понятие общества в социологии рассматривает свой объект изучения как универсальную самодостаточную и развивающуюся систему, уровень которой оценивается именно по тому, как оно относится к окружающей среде, как в процессе взаимодействия различные сферы общественной жизни взаимно влияют друг на друга.

Понятие человек в социологии также рассматривается с трех точек зрения. Первая касается природной, биологической сущности человека, вторая делает упор на внешние и внутренние отличительные признаки человека как индивида и третья зиждется на качествах, которые отличают его как продукт общественных отношений. Коснемся каждой из точек зрения.

Человек – дитя природы. Поэтому его много связывает с животным миром. Но в отличие от своих меньших собратьев он резко выделяется среди них такими признаками, как прямохождение, умение добывать пищу с помощью орудий труда, создание для себя комфортных условий для существования, что свидетельствует о сложном строении мозга человека. Сознательная жизнь – это самое главное, что не дает ставить знак равенства между человеком и животными.

Далее, социология уделяет внимание вопросу о человеке как индивиде. В этот термин вкладываются особенности человеческого обличия, его характер, темперамент, степень развитости интеллекта, то есть те самобытные черты, отличающие его от себя подобных в социуме.

Но главное понятие человек в социологии раскрывается в термине «личность» и связывается с его деятельностью в обществе, выделяя как основные социально значимые черты. К ним относится активность, сознательность, нравственная состоятельность, ответственность человека по отношению к происходящему вокруг него. Личность проявляется в тех ролях, которые он выбирает для себя в процессе взаимодействия с людьми и в том, насколько хорошо он с ними справляется.

Таким образом, делаем вывод о том, что в социологии человек и общество – единое целое.

Теории происхождения общества.

1.2 Теории происхождения

Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.

В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные проце0ссы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.

Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.

В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.

1.2.1. Эволюционизм

Наиболее влиятельные позиции в решении этой проблемы занимает эволюционизм как система взглядов, признающая объективный характер социального развития, берущая начало в исследованиях Ч.Дарвина. Основной проблемой в эволюционизме как подходе к познанию явлений развития общества стало выявление определяющего фактора, модификация которого ведет к изменению всего облика общества.

О.Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

Г.Спенсер усматривает сущность эволюции общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития.

Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.

К.Маркс в качестве определяющего фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, которая, в свою очередь, является основой изменения всего общества и обеспечивает смену общественно- экономической формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции. Поэтому социальные революции - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества.

Концепция эволюционизма сыграла положительную роль в понимании причин и хода развития общества, прежде всего благодаря признанию объективного характера общественного развития.

Однако эволюционизм не смог объяснить причины кризисов, попятных движений, распада некоторых обществ и гибель цивилизаций. Была поставлена под сомнение сама идея объективности социального процесса из-за того, что его основные параметры (знания, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производительные силы) могут служить источником и негативных тенденций. Оказалось, что эти параметры прогресса могут привести к созданию оружия, способного уничтожить весь мир, служить источником социальных конфликтов, привести к экологической катастрофе. Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Указанные проявления ограниченности эволюционизма преодолевались путем новых подходов к созданию общества, среди которых выделялись теории циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби) и теория социального изменения (Т.Парсонс).

1.2.2. Теория циклического развития

В теории циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривали его изменение по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.

1.2.3. Теория социального изменения

Теория социального изменения Т. Парсонса строится на основе теории системы и кибернетики. В основе мыслительной модели (концепции) структур общества и его изменения лежит идея кибернетической иерархии различных систем: организм, личность, социальная система и культурная система как ступени растущей степени сложности. Действительно, глубокими изменениями являются те, что затрагивают культурную систему, которую Парсонс называет системой доверия. Экономические и политические перевороты, не затрагивающие уровень культуры в обществе, не меняют поэтому и самого общества в его основе. С этой точки зрения можно поставить вопрос о специфике русской культуры и русской ментальности, которые существовали на протяжении всей истории русского общества независимо от всех политических, экономических и иных потрясений.

Описание работы

Общество и природа
Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.
Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Отличия общества от природы:
творит культуру
развивается под влиянием деятельности людейзненно


Домашняя работа № 2

I. Дайте ответы на следующие вопросы:

Что такое общество?

В чём необходимость власти и социальных норм в обществе?

Каково значение и последствия неолитической революции?

I. Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество объединяет людей по социо-культурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

· оно не является частью более крупной системы;

· браки заключаются между представителями данного объединения;

· оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

· объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

· у общества есть собственное название и собственная история;

· оно обладает собственной системой управления;

· объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

· его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.

II. Власть – это реальная возможность проводить в жизнь свою волю, подчинять своей воле волю других субъектов, руководить действиями других лиц.

Социальные нормы – это правило поведения общего характера, регулирующее отношения между людьми. Оно включает обычаи, традиции, обряды, табу, моральные нормы.

В любом обществе действует своя власть и свои социальные нормы. Общество без власти и без социальных норм, даже при отсутствии только одного из них, перестаёт быть обществом, а становится обыкновенной неконтролируемой анархией. Власть не даёт обществу распасться, власть – тиски, которые постоянно сдерживает и сплачивает его. Власть необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, обеспечения порядка в обществе, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе. Если власть занимается обеспечением правопорядка, организацией общественного производства, то социальные нормы имеют свою конкретную функцию – регулирование отношений между людьми в процессе их взаимодействия. Её составные части; обычаи, традиции, мораль, может регулировать абсолютно все стороны жизни общества, с развитием права социальные нормы заняли своё место в системе других норм, регулирующих отношения между людьми. Теперь социальные нормы регулируют только часть общественных отношений, тех, которые не регулируются никакими другими нормами.

III. Неолитическая революция - переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. То есть переход от собирательной экономики к производящей.

Неолитическая революция стала своего рода переломным моментом в истории человечества. Переход от примитивной к более развитой экономике существенно повлиял на дальнейшую судьбу общества и на его «лицо». Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Конечно, к последствиям неолитической революции следует отнести ещё и раскол общества на антагонистические классы, т.к. именно в результате возникновения избыточного продукта, частной собственности на него и разделения труда заставило общество впервые в своей истории разделиться на социальные слои, сословия, касты, которые ещё долго будут существовать в жизни общества.

II. Назовите основные причины возникновения права.

Право – это система общеобязательных, формально-определённых нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов и регулируют социально-значимые общественные отношения путём предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

Основные причины возникновения права:

· Необходимость установления единого порядка.

· Необходимость его поддержания.

· Оформление товарно-денежных отношений.

· Смягчение противоречий между различными слоями общества.

III. Ф. Энгельс. «происхождение семьи, частной собственности и государства» IX глава

Под социумом в широком смысле следует понимать . Любое общество имеет внутреннюю структуру. В современном мире внутренне устройство социума довольно сложное. Связано это с многообразием вариантов взаимодействия людей и форм их объединения .

Подсистемы

Они выделяются в зависимости от форм объединения людей и их взаимодействия . Основными социальными подсистемами считаются: политическая, экономическая и духовная.

В зависимости от субъектов, участвующих во взаимодействии, выделяют профессиональную, семейную, классовую, поселенческую, демографическую форму объединения людей .

Существует также классификация подсистем по типу общественных связей. По этому признаку выделяют такие , как группы, общности, институты, организации. Эти подсистемы считаются важнейшими звеньями общественной системы. Целю этих форм объединения людей выступает удовлетворение потребностей при осуществлении скоординированных совместных действий.

Общность

Под ней следует понимать относительно устойчивую форму объединения людей . Она характеризуется наличием более-менее одинаковых черт образа и условий жизни индивидов, входящих в нее, массового сознания, единство норм, интересов, ценностей.

Общности не формируются людьми сознательно. Они складываются в процессе объективного социального развития. При этом различается основа этих форм объединения людей. Примеры этому можно привести следующие: производственный коллектив, социально-профессиональная группа, общественный класс. Эти подсистемы образованы людьми с общим производственным интересом. Существуют , возникшие на этнической основе. К ним, к примеру, относят нации, народности. Еще одним критерием объединения является демографический фактор (пол, возраст).

Виды общностей

Существует следующая классификация этих форм объединения людей :

  1. Статистические. Они формируются для статистического анализа.
  2. Реальные. Эти общности выделяются по существующим в действительности признакам.
  3. Массовые. Эти формы объединения людей выделяются на основе различий в поведении. При этом отличия не являются фиксированными и зависят от ситуации.

К первым двум категориям можно отнести город. В статистическом плане общностью эта форма объединения людей будет с точки зрения регистрации по месту проживания. Если жители используют городскую инфраструктуру, то общность уже будет являться реальной. К третьей категории относят толпу и публику.

Массовые общности

Считается, что общество - это совокупность всех форм объединения людей . Между тем, если какая-то из форм отсутствует или периодически исчезает, социум не перестает быть таковым. Дело в том, что совокупность форм объединения людей - это подвижная система. Она может изменять свою структуру под влиянием разных факторов. Примером могут служить - племена и их союзы. Под влиянием разных факторов начали возникать другие общности, а прежние - исчезать. Однако и в современном мире есть территории, на которых проживают племена.

Сегодня изменчивыми формами объединения считаются публика и толпа. Последняя представляет собой кратковременное скопление индивидов. Они собираются в одном месте и имеют общие интересы.

В толпе отсутствует групповая структура, предусматривающая распределение статусов и ролей индивидов. Нет в ней и единых привычек и норма поведения. Отсутствует в толпе опыт прежнего взаимодействия. Если интерес, объединивший людей в толпу, исчезает, она рассеивается.

Характерными чертами этой формы объединения являются: внушаемость, анонимность, подражание, физическое соприкосновение. В толпе индивиды взаимодействуют друг с другом не как знакомые или близкие люди, а как посторонние.

Публика - это духовная общность. В ней люди физически рассредоточены, однако между ними имеется духовная связь. Она формируется на основе единства мнений.

Как полагал Г. Тард, публика как форма объединения возникла в светских салонах 18 века. Подлинный же ее расцвет пришелся на период активного развития печатных СМИ. Благодаря газетам, а впоследствии телевидению и радио огромное количество людей может активно участвовать в культурной и политической жизни, выражать личное мнение по поводу тех или иных событий.

Социальная группа

Это понятие определяется по-разному. В широком смысле под ним понимают все общество на планете, т. е. все человечество. В узком смысле термин "социальная группа" используется для выделения в структуре общества относительно многочисленной совокупности людей. Они взаимодействуют друг с другом и ведут совместную деятельность для достижения общественных, коллективных и индивидуальных целей.

Если говорить простыми словами, социальной группой следует считать объединение людей, имеющих общие взгляды и связи друг с другом в сравнительно устойчивых моделях взаимодействия.

Ключевые признаки групп

По мнению Р. Мертона, отличительными чертами этих форм объединения являются:

  • Идентичность.
  • Членство.
  • Взаимодействие.

Социальная группа характеризуется как объединение людей, вступающих в определенные социальные связи, осознающих свою принадлежность к этой группе и являющихся ее членами с точки зрения окружающих.

Такие совокупности индивидов отличаются большей устойчивостью, стабильностью, относительно высоким уровнем однородности, сплоченности. При этом они, как правило, входят в другие, более широкие социальные объединения как структурные их единицы.

Социальные институты

Они представляют собой сравнительно устойчивые формы объединения индивидов. Они формируются для организации общественной жизни, обеспечения связей и взаимоотношений в структуре общества.

Отличительным считается четкое разграничение полномочий и функций субъектов, вступающих во взаимодействие. При этом действия индивидов слаженные. Кроме того, имеет место довольно жесткий контроль за взаимодействием субъектов.

Характерные черты институтов

Каждое такое объединение имеет:

  • Более-менее четко сформулированные задачи и цели деятельности.
  • Набор определенных ролей и статусов, которые предписываются субъектам.
  • Комплекс санкций, посредством которых обеспечивается контроль поведения индивидов.
  • Частные и конкретные функции. Они направлены на удовлетворение имеющихся потребностей.

По мнению отечественного социолога Фролова, социальным институтам присущи:

  1. Модели и установки поведения.
  2. Набор культурных символов. С их помощью формируется представление об институте.
  3. Культурные утилитарные черты.
  4. Кодексы поведения (письменные, устные).
  5. Идеология. Она представляет собой систему идей, согласно которой индивидам предписывается и обосновывается определенное отношение к тем или иным действиям.

У любого социального института выделяют формальную и содержательную стороны. В содержательном плане объединение рассматривается как система стандартов поведения индивидов-носителей статусов. В формальном смысле социальный институт представляет собой совокупность субъектов, наделенных материальными средствами для реализации определенной социальной функции.

Разновидности институтов

Классификация осуществляется в зависимости от задач, которые выполняет то или иное объединение. Основными считаются институты:

  1. Семьи и брака. В рамках этого объединения происходит воспроизведение новых индивидов,
  2. Образования. В рамках этого института усваиваются накопленные знания и культурные ценности, которые впоследствии передаются следующим поколениям.
  3. Экономики. В его задачи входит обеспечение отдельных индивидов и всего общества, воспроизводства и распределения услуг и благ.
  4. Политические институты. Их функции связаны с установлением согласия между субъектами, группами, коллективами, контролем поведения индивидов с целью сохранения порядка, предупреждения и разрешения конфликтов.
  5. Культурные институты. Они обеспечивают сохранение накопленных духовных ценностей.

Социальная организация

Под ней понимают совокупность субъектов и их групп, объединенных для реализации каких-либо задач на основании разделения труда и обязанностей, а также иерархической структуры.

Организацию следует рассматривать в качестве инструмента решения общественных проблем, средства достижения личных или коллективных целей. В последнем случае возникает необходимость создания иерархической структуры и системы управления.

Любую организацию можно охарактеризовать по комплексу элементов. В их числе:

  1. Цель.
  2. Тип иерархии.
  3. Характер управления.
  4. Уровень формализации.

Целью считается образ результата, в достижении которого заинтересована организация. Эта модель может быть представлена в виде задания, ориентации, связанных с интересами субъектов. Бывают также системные цели, достижение которых обеспечивает существование и воспроизведение организации.

Иерархическая структура предполагает разделение ролей на 2 группы: наделяющие властью и ставящие субъекта в подчиненное положение. В иерархическом плане выделяют нецентрализованные и централизованные организации. В последних имеют место координация и интеграция усилий.

Система управления - комплекс мер, направленных на воздействие на индивида для побуждения его совершать поведенческие акты, в которых заинтересована социальная организация. При этом сам субъект может и не иметь заинтересованности в совершении таких действий. Основными средствами управления считаются стимулирование и задания (распоряжения).

Формализация взаимоотношений связана с формированием стандартных моделей поведения субъектов. Она выражается в документальном закреплении норм и правил. Формализация позволяет преодолеть организационные проблемы.

Способы взаимодействия

Формы объединения людей и их групп , как видно из приведенных выше сведений, многообразны. При этом в каждой совокупности индивидов устанавливаются характерные для них связи. Можно определить следующие основные способы взаимодействия субъектов:

  • Кооперация. Она предполагает сотрудничество людей для решения общей проблемы.
  • Конкуренция. Она представляет собой борьбу (групповую или индивидуальную) за обладание благами (дефицитными, как правило).
  • Конфликт. Он представляет собой столкновение противоборствующих (конкурирующих) сторон. Конфликт может быть закрытым или открытым.

В любом взаимодействии должно быть минимум 2 участника. Из этого следует, что взаимодействием можно считать разновидность действия, характерным признаком которого выступает направленность на другого субъекта или другое объединение.

1.Определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности – это 1)активное сообщество 2)научное

объединение 3)общество 4)этап исторического развития

2 . Сходство в поведении животного и деятельности человека

1)целеполагание 2)целесообразность 3)творческая активность 4)преобразование природы

3 . Верны ли утверждения?

А. Многообразные связи, возникающие между социальными группами в процессе экономической, политической, культурной деятельности называются общественными отношениями.

Б. Человек может самостоятельно определять или изменять цель деятельности.

4. Верны ли утверждения?

А. К материальной культуре относятся научные теории, художественные произведения, нравственность.

Б. К общественным наукам относятся археология, политология, эстетика, социальная психология.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

5. Признак общества как системы:

1)постоянные изменения в общественной жизни 2)наличие сфер общества 3)деградация элементов общества

6 . Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – это

1)активное сообщество 2)научное объединение 3)общество 4)этап исторического развития

7. Отличие в поведении животного и деятельности человека

1)целеполагание 2)целесообразность 3)забота о потомстве 4)самосохранение

8 . Верны ли утверждения?

А. В широком смысле «культура» - это всё созданное человеком.

Б. И поведение животного, и деятельность человека целесообразны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

9 . Верны ли утверждения?

А. К духовной культуре относятся предметы быта, железные дороги, оборудование предприятий.

Б. К общественным наукам относятся культурология, правоведение, экономика, история.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

10 . Признак общества как динамической системы:

1) наличие сфер общества 2) постоянные изменения в общественной жизни

3)человек – универсальный элемент общества 4)наличие разных групп

Закончите высказывание: Вид общественных отношений мужду лицами и организациями, ругулируемых путем установления правовых норм и применения этих

норм,называется.........

Обособившаяся от природы,но тесно я ней связанная часть материального мира,которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их обьядинения называется....

«Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира называется __________(А), когда она представляет собой группу

людей, объединённых общими интересами. Общество развивается как сложная _________(Б), так как включает в себя разнотипные составляющие элементы. Группируя определённые ________(В), а также отмечая важные изменения в организации обществ, происходящие с течением времени, выделяют различные типы обществ.Для традиционного общества аграрный сектор является основой _________(Г), а сохранение традиций представляется более высокой ценностью, чем развитие. __________(Д) общество основывается на промышленности с гибкими динамичными социальными структурами, а характеризуется оно разделением труда, широким развитием средств массовой коммуникации и высоким уровнем урбанизации (развитием городов). В результате научно-технической революции общество трансформируется в ___________(Е) общество, и приоритет переходит от преимущественного производства товаров к производству услуг».

Проверьте пожалуйста понимание проблемы и теоретическую аргументацию, а ещё помогите с аргументами) Что такое общество? Рассуждая об

этой проблеме, Эмиль Дюркгейм говорит: «Общество- не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией».

Данное высказывание Эмиля Дюркгейма означает, что общество это систематизированная, закономерная общность людей, а не просто сумма индивидов.

Из учебников все мы знаем, что общество - обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей. Это некая целостность людей, имеющая коллективный характер. Однако обязательно ли общество систематизировано?

Я думаю, что да: первоначально люди существовали вне общества, объединялись малыми группами, так же, как животные. Однако, в процессе антропосоциогенеза человек стал социальным существом. Образовались социумы: сначала это были племена, потом народы и нации. В них человек имеет набор социальных ролей, определяющих его место (сын, студент, русский и так далее). Общество, постепенно усложняясь, разделилось на страты, классы, сферы, которые так же делятся внутри себя. Всё это вместе образует сложную динамичную закономерную систему - общество.


Исторический этап развития человечества (Средневековое общество) Исторический этап развития человечества (Средневековое общество) Страна, государство (Немецкое общество) Страна, государство (Немецкое общество) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (Крестьянское общество) Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (Крестьянское общество) Объединение людей с какой-либо целью (Общество туристов) Объединение людей с какой-либо целью (Общество туристов)


Все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем Все человечество в целом в прошлом, настоящем и будущем Форма совместной жизнедеятельности людей Форма совместной жизнедеятельности людей Обособившаяся от природы часть материального мира Обособившаяся от природы часть материального мира Совокупность форм объединения людей Совокупность форм объединения людей


Слово «система» означает целое, составленное из частей, совокупность. Слово «система» означает целое, составленное из частей, совокупность. Каждая система включает в себя взаимодействующие части: Каждая система включает в себя взаимодействующие части: Подсистемы Подсистемы Элементы Элементы


Образующих общество элементов и связей между ними чрезвычайно много: Открытых (взаимодействующих с внешней средой) Открытых (взаимодействующих с внешней средой) Материальных (реально существующих) Материальных (реально существующих) Динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов) Динамичных (изменяющихся, развивающихся в результате внутренних причин и механизмов)


Экономическая. Производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения. (Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и т.п.) Экономическая. Производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения. (Заводы, производственные фирмы, банки, рынки и т.п.) Социальная. Отношения между классам, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий. (Система социального обеспечения, здравоохранения и т.п.) Социальная. Отношения между классам, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий. (Система социального обеспечения, здравоохранения и т.п.)


Политическая. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями. (Парламент, правительство, судебные органы и т.п.) Политическая. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями. (Парламент, правительство, судебные органы и т.п.) Духовная. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. (Архивы, театры, библиотеки, учреждения системы образования и т.п.) Духовная. Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. (Архивы, театры, библиотеки, учреждения системы образования и т.п.)


Устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.


Экономические институты (Деньги, собственность и др.) Экономические институты (Деньги, собственность и др.) Политические институты (Власть, парламентаризм и др.) Политические институты (Власть, парламентаризм и др.) Социальные институты (Семья, брак и др.) Социальные институты (Семья, брак и др.) Институты, действующие в духовной области (Религия, образование и др.) Институты, действующие в духовной области (Религия, образование и др.)


Выделяют два фактора общественного развития: Природный (Влияние географических и климатических условий на развитие общества) Природный (Влияние географических и климатических условий на развитие общества) Социальный (Причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом) Социальный (Причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом)


Эволюционный (Постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер) Эволюционный (Постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер) Революционный (Характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий) Революционный (Характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий)



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...