Основные направления деятельности педагога психолога. Учебно-методический материал по психологии на тему: Основные виды деятельности школьного психолога

  • 1) Направление первое: школьная прикладная психодиагностика.
  • А) Диагностическая работа - традиционное звено работы школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики. Во-первых, диагностика - это то, чему больше всего и лучше всего обучили школьного психолога, какой бы тип образования он не получил. Во-вторых, это наиболее "презентабельный" вид психологической деятельности (то, что можно показать, чем можно отчитаться перед начальством) и наиболее понятный педагогам и родителям. Наконец, диагностика отнимает у психолога так много времени и сил на проведение, обработку и осмысление результатов, потому что в большинстве существующих форм она не приспособлена для использования в школьной ситуации ни технически, ни по существу.
  • Б) Второе - опираясь на результаты диагностики, психолог или непосредственно сам педагог могут судить о причинах учебных или поведенческих трудностей ребенка и создавать условия для успешного усвоения знаний и эффективного общения. Реализация этого принципа также затруднена, так как большинство методик, предлагаемых сегодня на "школьном психологическом рынке" не удовлетворяют его требованиям;
  • В) Третье - прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности;
  • Г) Четвертое - высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ. В школьной практике психолог в большинстве случаев не заинтересован в проведении "чистой" диагностики, исключающей влияние на результаты, показываемые ребенком, контакта со взрослым;
  • Д) Пятое - экономичность процедуры. Хорошая школьная методика - это короткая, многофункциональная процедура, существующая как в индивидуальном, так и в групповом варианте, легкая в обработке и однозначная в оценке полученных данных.

Названные выше цели, задачи и специфику школьной прикладной психодиагностики мы постарались учесть при разработке системы диагностической деятельности. Прежде всего, в рамках этой системы выделяются три основных диагностических схемы: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития и углубленное психодиагностическое обследование. Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения, обладает своей "разрешающей" способностью. Вместе с тем они органично взаимосвязаны друг с другом и в реальной школьной практике применяются в определенной системе, последовательности. К анализу школьной диагностики как единого процесса мы обратимся, дав общую характеристику каждой схемы:

А) Первая диагностическая схема - диагностический минимум. Схема ориентирована на выявление социально-психологических особенностей статуса школьников, существенно влияющих на эффективность их обучения и развития.

Прежде всего, диагностический минимум носит дифференциальный характер - он позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы - "психологически благополучных" детей, обладающих своими особенностями психического и личностного развития, не приведших в настоящее время к выраженным проблемам обучения, взаимодействия и самочувствия в школьной среде, и детей "с проблемами обучения и развития".

Проведение минимума планируется психологом и администрацией школы в начале года как часть учебного плана школы, проводится силами педагогов и психолога и состоит большей частью из экспертных опросов педагогов и родителей. Обследование самих детей и подростков сведено к минимуму и проводится комплексными методиками.

Б) Вторая диагностическая схема - первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития школьника. Задача школьного психолога - по возможности точно ответить на вопрос, связаны ли проблемы данного ребенка с нарушениями его психического развития, носящими клинический характер. В случае положительного ответа школьный психолог выполняет диспетчерскую функцию, переадресуя запрос нужному специалисту.

Узко поставленная профессиональная задача позволяет позволяет нам ограничить и объем диагностической деятельности в этом направлении. Очевидно, что школьный психолог может ограничиться проведением экспресс-методик, имеющих именно дифференцирующий характер - разведение нормы психического развития, ЗПР и олигофрении .

  • В) Третья диагностическая схема - углубленное психологическое обследование ребенка. Она представляет собой деятельность школьного психолога по отношению к детям:
    • 1) с предполагаемым внутренним психологическим конфликтом, для понимания причин и поиска разрешения которого необходимо получение дополнительной психологической информации;
    • 2) с особенностями и проблемами в познавательной сфере (в рамках возрастной нормы умственного развития).

Такая диагностическая деятельность носит в большинстве случаев индивидуальный характер, реализуется за счет достаточно сложных методик и требует значительных временных затрат как для психолога, так и для школьника.

Психо-коррекционная деятельность школьного психолога направлена на решение в процессе развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Коррекционно-развивающую работу мы рассматриваем как основное направление работы школьного психолога с детьми и подростками. Диагностика служит основой для ее правильной организации, другие формы - дополняют или заменяют ее при необходимости. Главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации, - целостность. Это означает для нас следующее:

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка. У психолога, естественно, есть представления о том, в какой именно сфере психического мира школьника локализуется проблема, так же как ему известны различные научные представления о возрастных потребностях и особенностях. Однако работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений.

3) Третье направление: консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

Психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога. Оно основано на следующих принципах:

  • А) равноправное взаимодействие психолога и педагога;
  • Б) формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем;
  • В) принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
  • Г) распределение профессиональных функций между педагогом и психологом.

При всем разнообразии ситуаций, которые могут привести к организации психологического консультирования педагогов, можно выделить три основных направления.

  • А) Первое направление - консультирование педагогов-предметников и воспитателей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия. Под психологической адекватностью мы понимаем соответствие программ научным психолого-педагогическим и психофизиологическим требованиям к обучению школьников определенного возраста, уровню развития и реальным возможностям конкретных учащихся.
  • Б) Второе направление - консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения или межличностного взаимодействия конкретных учащихся или ученических групп. Очевидно, что только в случае совместных и продуманных действий психолога и педагога возможно решение школьных проблем ребенка, создание благоприятных условий для его развития и обучения.

В целом наиболее перспективными, на наш взгляд, являются индивидуальные консультации (в случае запроса со стороны самого учителя) и психолого-педагогические консилиумы с четким распределением функций и обязанностей внутри группы участников и общей ответственностью за реализацию принимаемых решений.

В) Третье направление консультирования - социально-посредническая работа школьного психолога в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в школьных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель-родители и др.

Психологическое просвещение педагогов - еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Просветительская работа должна быть вкраплена (причем, очень дозировано, тщательно отобранным содержанием) в текущую деятельность учебно-методических объединений, тематических педсоветов, психолого-педагогических консилиумов .

3) Четвертое направление: консультирование и просвещение родителей.

Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства школьного психолога в семейную ситуацию.

Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент школьного обучения и психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения. Для этого могут использоваться короткие психологические беседы на классных собраниях, специальные родительские дни, совместные встречи родителей и детей.

4) Пятое направление: социально-диспетчерская деятельность.

Социально-диспетчерская деятельность школьного психолога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика.

Деятельность психолога предполагает последовательное решение следующих задач:

  • А) определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения поиск специалиста, способного оказать помощь, содействие в установлении контакта с клиентом;
  • Б) подготовка необходимой сопроводительной документации;
  • В) отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;
  • Г) осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.

В таком же виде школьная психология существует и в реальности. Школьные психологи занимаются обоснованием педагогических программ и методов общения, диагностикой готовности к обучению и усвоению различных специализированных программ, выявляют уровень психического развития ребенка, занимаются профориентацией и т.д.

При этом их деятельность в большинстве случаев организуется по конкретным запросам педагогов и администрации, определяется задачами педагогического процесса.

Учитывая тот факт, что конкретный ребенок, школьник не всегда является целью педагогической деятельности, а присутствует в ней как средство или как условие, он может "выпадать" и из психологической практики или тоже присутствовать в ней на втором плане.

Выделяя эти задачи, мы хотели подчеркнуть, что школьный психолог не снимает с себя ответственность за обучение и развитие ребенка в школе, переадресуя квалифицированную работу с ним другому специалисту. В его обязанности по-прежнему входит сопровождение ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса .

      Основные направления деятельности педагога-психолога:

Психолого - педагогическое сопровождение образовательной деятельности;

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Отслеживание социально-психологического статуса и динамики развития ребенка;

Предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, а также развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Содействие повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей с целью сохранения психического здоровья детей и профилактики возникновения трудностей в воспитании и общении с детьми дошкольного возраста посредством использования интерактивных форм работы;

Способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей, оптимизация детско-родительских отношений.

Социально-психологическое сопровождение процесса воспитания и социализации.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение и обучение.

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Обязательно:

· Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;

· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе;

· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк;

· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2.Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:

· Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

· Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

· Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ;

· Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива;

· При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации впланировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средне возрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже средне статистического.

Педагог-психологДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, логопедов, лечащего врача и других специалистов.

Обязательно:

· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования;

· Проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальная и групповая) - прежде всего, с детьми, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Дополнительно:

· Проведение занятий с детьми других возрастных групп;

· При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения(выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Обязательно:

· Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

Дополнительно:

· Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей;

· Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного ипрофессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

-актуализация и систематизация имеющихся знаний;

-повышение уровня психологических знаний;

-включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данногоДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;

· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей;

Дополнительно:

· Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

Первое направление – диагностическая работа – традиционное звено работы школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики.

Школьная диагностическая деятельность отличается от традиционной исследовательской диагностики. Она должна занимать меньше времени, быть простой и доступной в обработке и анализе, ее результаты должны «переводиться» на педагогический язык. А самое главное отличие – в целях и задачах диагностической работы.

Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы:

Для составления социально-психологического портрета школьника;

Для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;

Для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Однако диагностика и ее данные не могут и не должны становиться самоцелью.

Принципы построения и организации психодиагностической деятельности школьного психолога.

Первое – соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям школьной психологической деятельности.

Второе – результат обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык. То есть опираясь на результаты диагностики, психолог или непосредственно сам педагог могут судить о причинах учебных или поведенческих трудностей ребенка и создавать условия для успешного усвоения знаний и эффективного общения.

Третье – прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Четвертое – высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Пятое – экономичность процедуры.

Направление второе – психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.

В данной работе мы ограничиваемся очень простым рабочим определением психокоррекционной и развивающей работы.

Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики. Коррекцинно-развивающая работа – это основное направление работы школьного психолога с детьми и подростками. Диагностика служит основой для ее правильной организации, другие формы – дополняют или заменяют ее при необходимости. Главный принцип, лежащий в основе ее содержательного наполнения и организации, - целостность. Это означает следующее: содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка. У психолога, естественно, есть представления о том, в какой именно сфере психического мира школьника локализуется проблема, так же как ему известны различные научные представления о возрастных потребностях и особенностях. Однако работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений. Развивающая работа в школьной практике традиционно ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание детей. Психокоррекционная работы в школьной практике, как уже отмечалось, ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме группой, так и индивидуальной деятельности, а может осуществляться как в форме группой, так и индивидуальной деятельности.

Третье направление: консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

Психологическое просвещение школьников ориентировано на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Его эффективность определяется тем, насколько предлагаемое знание в данный момент значимо, актуально для отдельного ученика или ученической группы и насколько привлекательна или привычна для них выбранная психологом форма передачи знаний.

В русле нашей модели мы рассматриваем консультирование как многофункциональный вид индивидуальной работа психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи.

Школьный психолог – человек, значение которого в общеобразовательной системе не до конца понимают родители и преподаватели. Что он должен делать на своем рабочем месте? Какие направления и функции существуют в его деятельности?

Педагог – психолог общеобразовательного учреждения нужен для того, чтобы помочь в решении приоритетных задач образования, обеспечив им достойное сопровождение по психологической линии. Цели и задачи, на которых строятся основные направления работы школьного психолога, нормативно закреплены в «Положении о социально – педагогической и психологической службе », утвержденном Министерством образования.

Это необходимость своевременной индивидуальной или групповой помощи обучающимся в вопросах их развития как всесторонней, гармоничной личности, правильной, успешной социализации и профессионального определения наряду с личностным самоопределением. Психолог в школе выполняет задачи по гармонизации взаимоотношений в учебном коллективе, разрешению возникающих конфликтов и психологическому сопровождению учеников и учителей, а также родителей, в кризисные периоды.

Направления деятельности школьного психолога следующие: психолого – педагогическая диагностика личности, сберегающая здоровье деятельность, коррекционные и развивающие мероприятия, психолого-педагогическое консультирование, социально – психологическое обеспечение процессов управления в коллективе, а также психопрофилактика и методическая работа.

Цель психолого – педагогической диагностики – изучение особенностей отдельной личности для выявления причин, по которым могут возникнуть проблемы обучения и развития. Также в нее входит определение сильных сторон индивидуума, его интересов по линии будущей специализации и стиля деятельности познания. Деятельность школьного психолога во всех этих направлениях определяется в соответствии с планом работы школы. Диагностика может быть как массовой, так и индивидуальной. Проводится она обычно три раза на всем протяжении обучения.

Первое проведение психодиагностических мероприятий (или первый психодиагностический минимум) выпадает на начальные классы и проводится в два этапа. На первом изучается коллектив в целом и выделяется группа учащихся с признаками дезадаптации. Второй этап дает представление о детях, которые находятся в социально сложном, опасном положении. Также выявляются ученики с повышенным уровнем интеллекта и ученики с особенностями развития.

Второй минимум проводится в четвертом-пятом классах. Его цель – слежение за процессом обучения и организация психологической работы по профилактике и развитию учащихся, а также подготовка рекомендаций для педагогов средней школы. На этой основе проходит процесс создания комфортных социальных и психологических условий для учеников и преподавателей.

Третий минимум ставит перед собой цель по допрофильной подготовке учащихся с возможностью выявления их способностей и навыков. Его результаты становятся основанием для работы по дальнейшей профессиональной ориентации.

Иные мероприятия по психодиагностике могут проводиться в соответствии с планом работы школы, а также в случае необходимости составления психолого-педагогических характеристик на отдельных учеников. В направления работы школьного психолога входят и мероприятия по охране здоровья. Их цель – сформировать положительное отношение к ведению здорового образа жизни, принятие участия в том, чтобы сохранить и укрепить здоровье у участников процесса обучения и воспитания.

Реализуется эта цель путем постоянного наблюдения за физическим и психоэмоциональным состоянием учащихся, посещением занятий и информированием учителей об особенностях здоровья и работоспособности школьников. На основании всех этих данных школьный психолог выделяет отдельные группы детей для последующей работы с ними. На мероприятиях по охране здоровья педагог-психолог учит присутствующих навыкам саморегуляции активности и управлению стрессом. Также осуществляется профилактика вредных привычек

Коррекционно – развивающая работа школьного психолога в рамках образовательного учреждения направлена на создание условий для коррекционной и развивающей поддержки учащихся и педагогического коллектива. Она помогает подправить межличностные взаимоотношения в коллективе, справиться с кризисами, как возрастными, так и ситуационными.

В рамках этой работы психолог наблюдает за процессом обучения, проводит специальные диагностические мероприятия и по их результатам отбирает группы детей, которым необходима коррекция. Также он стимулирует родителей учеников с трудностями на посещение коррекционных мероприятий, поскольку детей можно корректировать только с разрешения родителей или официальных представителей. Коррекционные занятия проводятся в форме факультативов, тренингов, организации кружков и клубов по интересам.

В случае, если ребенку требуется помощь более узких специалистов (логопеда, тифлопедагога или сурдопедагога) , школьный психолог должен сообщить об этом его родителям либо опекунам и направить их в специальные региональные центры, где работают коррекционные группы. Получив от них информацию о любых изменениях в состоянии учащегося, психолог формулирует систему мер, которую передает педагогам и классным руководителям с целью поддержания результатов проведенной работы по коррекции. Психолого – педагогическое консультирование подразумевает под собой форму предложения помощи школьникам, их учителям и родителям. Оно может проходить как в индивидуальном порядке, так и в групповой форме.

Консультирование для учеников проводятся в виде «телефона доверия», статей на актуальные психологические темы в школьных газетах, а также на классных часах. Родителей психолог консультирует на родительских собраниях, а учителей – на специально организуемых им консилиумах по проблемам школьников: проблеме дезадаптации, проблемам поведения и другим трудностям. Цель психопрофилактики и психологического просвещения – развитие компетентности и формирование психологическо — культурных основ у всех, кто задействован в общеобразовательном процессе. Она является одной из наиболее приоритетных областей в работе школьного психолога.

Содержание просветительской работы включает в себя передачу другим учителям и психологам техник и технологий проведения мероприятий по адаптации школьников к обществу, приемам эффективного взаимодействия с учащимися и организации диагностических мероприятий. Сама психологическая профилактика и мероприятия по ней строятся в зависимости от планов работы школы и согласуется с заведующим по воспитательной работе. Проводятся занятия по просвещению факультативно или в виде специального классного часа. Для педагогов и родителей организуются отдельные собрания, либо проходит встреча методических объединений.

Накопление методических материалов и рекомендаций по работе с коллективом – это методическая работа психолога. При составлении планов мероприятий психологического толка, разработке программ воспитательного воздействия и планов работы образовательного учреждения психолог тесно взаимодействует с администрацией школы и социальными педагогами. Также в его обязанности входит консультация молодых специалистов и проведение психологического анализа по запросу начальства.

Все вышеперечисленные отрасли и задачи в рабочей деятельности психолога способствуют созданию в школе оптимального психологического климата, сглаживанию конфликтов, повышению уровня успеваемости детей и снижению «эмоционального выгорания» педагогов. Вдобавок участие психолога в жизни школьного коллектива позволяет ему наработать материалы для теоретической и практической работы по устранению проблем, которые могут проявиться позднее в процессе развития и формирования личности учащихся. Психолог в школе необходим, поскольку его методы работы помогут как преподавателям, так и школьникам разобраться в возникающих сложных ситуациях и правильно их воспринимать, не прибегая к конфликтам.

Основные направления деятельности школьного психолога включают в себя множество задач. Для их эффективного решения необходимо тесное содействие психолога с администрацией и коллективом преподавателей, а также с учащимися школы.

Введение


Цель практики - формирование общего представления о психологической службе учреждения и ознакомление с профессиональными функциями, должностными обязанностями и спецификой деятельности психолога, а также используемыми им психологическими методами и технологиями.

Задачи производственной практики:

познакомиться с организационной структурой учреждения;

выделить место организации среди других, схожих ей по роду деятельности; основными направлениями работы и видами инновационной деятельности учреждения; количественным и возрастным составом коллектива;

наблюдать за деятельностью психолога в организации и выявить особенности работы системы психологической службы; изучить профессиональные функции и должностные обязанности психолога;

охарактеризовать взаимоотношения с учреждениями, с которыми осуществляется профессиональное сотрудничество;

проанализировать содержание, формы и методы работы психолога с коллективом, клиентами и др.;

изучить систему диагностики, используемой психологом в данном учреждении; особенности составления психологической характеристики личности (сотрудника, клиента и др.); особенностями проведения групповой и индивидуальной работы;

подготовить и провести мероприятие с психологическим содержанием (время, форму, содержание и методы согласовать с психологом и руководителем практики).


1. Общая характеристика предприятия


Я проходила учебно-ознакомительную практику в Муниципальном учреждение Объединение подростковых клубов «Ленинградское» - сокращенный вариант МУ ОПК «Ленинградское» по адресу ул. Куйбышева, 91 а.

Основной целью предприятия является сохранять и укреплять здоровье подростков, посещающих подростковые клубы Ленинградского района на основе личностно-ориентированного и здоровье сберегающего сопровождения, организовать бесплатный досуг для детей, находящихся в ТЖС, обеспечить деятельность учебно-воспитательного процесса, формировать у родителей, педагогов, детей ответственные взгляды и убеждения в деле сохранения собственного здоровья, гражданского духа и устойчивой личности.

Объединение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

Основными задачами предприятия являются:

1 - сохранение и развитие физического и психического здоровья детей и подростков;

Гармоничное развитие детей и подростков в соответствии с принятыми стандартами дополнительного образования;

Воспитание общей культуры и повышенной сопротивляемости к асоциальным явлениям современной действительности;

Воспитание навыков здорового образа жизни и жизненной потребности в постоянной двигательной активности у детей и подростков;

Реабилитация детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья и имеющих низкий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений;

Подготовка детей и подростков к трудовой деятельности и воинской службе;

Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков, посещающих подростковые клубы;

Проведение профилактических бесед различного рода для предотвращения безнадзорности, правонарушений, понижению преступности среди детей и подростков;

Профилактическая работа с родителями; 4

Организация занятости детей и подростков в каникулярное время, после учебное время-организация досуга для детей и подростков.

Для достижения уставных целей объединение осуществляет следующие виды деятельности:

мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического благополучия семьи и детей;

выявление и дифференцированный учет семьи и детей, а также граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально - психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;

поддержку семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

социальную реабилитацию детей с ограниченными умственными и физическими возможностями;

оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов оказания социальной помощи гражданам;

внедрению в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей в социальной поддержке;

проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Объединения, увеличению объема предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

Структурные подразделения Объединения

В состав включаются следующие отделения:

10 подростковых клубов Ленинградского района;

администрация объединения

оргкомитет финансирования комитет по образованию «Город Калининград». 5


. Практическая часть

психолог групповой личность профессиональный

Я проходила учебно-ознакомительную практику в корпусе администрации объединения, там находится кабинет психолога и проводится рабочая деятельность психолога.

Подростковый психолог - Михайлова Оксана Александровна. Стаж работы 13 лет, стаж работы психологом - 8 лет.

Работа строится по направлениям:

Методологическая (районные метод. объединения и городская ассоциация педагогов-психологов)

Работа с педагогическим коллективом (педагоги и администрация)

Работа с родителями

Работа с подростками

Ознакомился с нормативными документами

Присутствовала на занятиях двух разных групп развития

Провела ряд методик, проанализировала результаты и подобрала коррекционно - развивающие упражнения.

Посетила родительское собрание

Цель работы педагога-психолога:

оказание психологической помощи детям, подросткам и их родителям, посещающие подростковый клубы Ленинградского района, направленной на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе своего будущего, а также профессии с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.

Задачи профессиональной деятельности:

Формирование у подростков и их родителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

Сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию подростков за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего личного пространства;

Выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации подростков, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций детям и подросткам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности подростков, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

Активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии детей и подростков с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений;

Психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости подростков с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.


3. Виды работ психолога в объединении


Работа с подростками

Анализ занятости подростков в учебных заведениях города - сентябрь

Анализ успешности, посещаемости - октябрь.

Изучение эффективности введения курсов по мотивации учебного процесса среди подростков среди 8-11 классов (мотивационный курс - сентябрь), (анализ - декабрь), (подведение итогов работы курсов - май)

Изучение уровня социальной зрелости подростков - октябрь, ноябрь.

Определение степени адаптации детей пришедших на занятия в первые - октябрь.

Изучение уровня сформированности творческого мышления у детей и подростков - январь.

Коррекционно-развивающая работа по профессиональному самоопределению - январь, апрель.

Отдельные часы на тему «Профилактика зависимостей» - в течении года.

Отдельные часы по проблеме повышения самооценки успешности и мотивации учебной деятельности, воинской службе - в течении года.

Коррекционно-развивающие занятия «Психологическая этика» - в течении года.

Коррекционно-развивающие занятия с подростками творческой группы по подготовке к участию в конкурсах, фестивалях- в течении года.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в процессе обучения - октябрь, апрель.

«Основы психологии и социального взаимодействия» - в течение года.

Индивидуальное консультирование по вопросам самосознания, самоопределения, саморазвития, взаимодействия с педагогами и родителями - в течении года.

Неделя психологии - март.

Работа с педагогами

Оказание помощи педагогам-организаторам в составлении плана воспитательной работы по направлениям: работа со специалистами, работа с родителями - сентябрь.

«Подростковые трудности нестандартных детей» (социально-психологические причины неуспеваемости, психофизиологические особенности) - ноябрь.

«Девочки и мальчики растут по-разному» - декабрь.

Участие в работе психолого-правоведческой группы - в течении года.

Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам позитивного воспитательного воздействия «Педагог-Подросток», «Взаимодействие с родителями» - в течении года.

Работа с родителями

Родительские собрания по теме- в течение года.

Профилактические рейды «Семьеведение» - в течении года.

«Ваш ребенок на пороге взрослой жизни» (собрание для родителей подростков, посещающих курс «Основы психологии социального взаимодействия») - октябрь.

«Девочки и мальчики растут по-разному» - ноябрь, декабрь.

Групповые консультации по проблемам воспитания детей: «Больной ребенок: причины и пути взаимодействия с ним»,» Трудный подросток. Как с ним общаться - в течение года.

Индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания - в течение года.

Принципы в работе психолога.

Для того чтобы результаты деятельности психологической службы объединения соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса.

При системной организации психологической службы объединения необходимо учитывать следующие принципы:

. Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на клуб как целое, как систему. В отношении работы с подростками это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство подростков и детей, посещающие клубы, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование объединения как целостного организма.

. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «объединение». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с подростками ведет не психолог, а педагог. При этом он использует результаты психодиагностических исследований, которые предоставляются педагогу психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства посещающих. Указанный принцип отражает представления о педагоге, как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.

. Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, педагогов и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.

. Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности подростков. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба объединения была действительно полезна большинству педагогов и заметна. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех

основных подструктур личности подростка (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).


4. Механизмы работы психолога


Объединения


Продолжительность различных видов работ педагога - психолога образования

№Вид работыСреднее время, ч.Примечание1Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций3,5 - 6,0Из расчета на одного человека2Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций16 - 20Из расчета на 15 человек3Индивидуальная и консультативная работа с подростками, педагогами родителями, оформление результатов1,5 - 3,0На одну беседу4Индивидуальная развивающая психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов30 - 60На один цикл5Проведение и подготовка педагогического консилиума, оформление результатов5,0 - 7,0На один консилиум (без учета диагностической работы)6Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов1,5 - 2,5На одну беседу7Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов1,0 - 2,5На одну беседу8Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов30 - 40На один цикл9Подготовка и проведение «психологических часов» для детей, оформление результатов1,5 - 3,0На одно занятие10Ежедневное итоговое оформление документации0,5 - 1,011Методическая работа12В неделю

Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создание гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога.

Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. В своей работе практический психолог руководствуется следующими принципами и правилами:

Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение испытуемому, какое бы субъективное впечатление он не производил своим видом, юридическим или социальным положением.

Принцип конфедициальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не смог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только при получении согласия испытуемого в ней участвовать.

Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого. 11

Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после согласия испытуемого.

Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.

Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендации. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.

Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.


5. Краткая характеристика кабинет психолога


Требования к помещению и интерьеру:

Кабинет создан на базе обычного класса, находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:

Учебная зона - парты для подростков, стулья и доска

Рабочая зона - стол, стул, компьютер, шкаф

Зона релаксации - кресла, цветы, ковер, песочница, полки с игрушками, зеркала, маты, батут.

Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релаксации.

Температурный режим:

Температура в кабинете хорошая, ни душно, ни жарко, но и не холодно. Летом кабинет проветривается, зимой все окна плотно утепляются, поэтому температура в кабинете весь год благоприятная. Проветривание каждый час 5 минут.

Освещенность и цвет:

Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная и благоприятная.

Методические материалы:

В кабинете находится литература по направлениям:

Общая психология

Психологические процессы

Методология

Диагностика

Коррекция

Педагогическая психология

Основы медицинской психологии

Основы конфликтологии

Возрастная психология

Методическое обеспечение (учебники) по арт-терапии


Парты6 шт.Стулья14 шт.Горшки цветочные4 шт.Дипломы11 шт.Шкафы1 шт.Ваза2 шт.Рамка для фотографии10 шт.Полки для игрушек6 штук.Компьютер1 шт.Ковер1 шт.Песочница для арт-терапии1 шт.Зеркала3 шт.Мат3 шт.Батут1 шт.

6. Методики, проведенные совместно с психологом объединения


Психодиагностическое исследование проведено среди детей 10-11 лет (футбольная команда), состоящего из пятнадцати мальчиков.

Методика «Отношение к различным видам спорта»

Под редакцией И.В. Дубровиной

Изучение уровня удовлетворенности спортивной деятельности и познавательной активности.

Инструкция:

Испытуемым предлагается список из различных видов спорта, которые в данный момент они знают (десять примеров). Рядом с каждым предлагается проставить букву:

Красный - нравится (к)

Черный - не нравится (ч)

Зеленый - иногда нравится, иногда не нравится (з)

В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив различных видов спорта.

Обработка результатов:

Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например такой результат: красный - 9, черный - 1, (9-1). Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:

Высокий уровень: 8-10 баллов

Средний уровень: 4-7 баллов

Низкий уровень: от 3 и ниже

Процентное соотношение показателей испытуемых по познавательной активности.

Для детей 10-11 лет характерен высокий уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№2) низкий уровень познавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие виды спорта. У 33% детей познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне. Этим детям нравятся от 5 до 7 видов спорта.

Методика «Удовлетворенность взаимоотношениями в семье»

Под ред. Х.Г. Галямовой

Проводилась для группы подростков 14-15 лет - 11 человек.

Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.

Инструкция:

Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов: 15

б) иногда

Ниже приведены вопросы по данной методике:

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?

Говорите ли вы с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?

Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

Знают ли родители ваших друзей?

Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?

Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?

Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

. «Детские праздники» - предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?

Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?

Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?

Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?

Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?

Обработка результатов:

Подсчитываются баллы за буквы:

а) - 2 балла

б) - 1 балл

в) - 0 баллов

Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:

28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей

19 баллов средний уровень удовлетворенности

и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения

Результаты по данной методике:

В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 60% подростков. 33% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых для них, т.к. их мамы не помогают организовывать праздники.


Удовлетворенность общением в семье


В целом для подростков 15 лет характерен высокий уровень сформированности основных аспектов, позволяющих определить уровень адаптированности к условиям школьной жизни в целом и различным ее составляющим.

Занятие группы «Стартовая школа»

Я присутствовала на занятии группы «Стартовая школа». Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей. На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения:

Упражнение №1

Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.

Упражнение №2

«Воздух - вода - земля - огонь». Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит например «Воздух», то остальные участники должны поднять обе руки вверх. «Вода» - все опускают руки вниз. «Земля» - выставляют руки перед собой и «Огонь» - все перебирают руками, изображая огонь.

Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например говорит «Земля», а движение делает соответствующее выражению «Вода». Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.

Упражнение №3

«Пирожки - шанежки». В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в «ладушки», говоря «пирожки - шанежки». По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.

Упражнение №4

Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки - домики и силуэты животных. Пара родитель - ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.

Упражнение №5

На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т.д. В итоге должна получится заранее задуманная психологом картинка.

Упражнение №6

В кругу психолог называет какой либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук.

Упражнение №7

Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит «Саймон сказал сделай так» и показывает какое либо действие (поднять руки и т.д.). Потом ведущий в какой то момент говорит просто «поднимите руки» или что то подобное (без слов «Саймон сказал»). Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов «Саймон сказал».

Упражнение №8

Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания.

В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного смущались присутствия родителей других детей и меня, совершенно не знакомого человека, но к концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтерисованны происходящим. Особых сложностей в выполнении заданий не было.


Заключение


В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебно - ознакомительной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно познакомиться с работой психолога. Мне очень понравилось наблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность между собой.

Данная учебно - ознакомительная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми младшего школьного возраста, благодаря психологу объединения Михайловой Оксане Александровне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми.

Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета.

Я ознакомилась с очень важными и интересными документами, циклограммой работы психолога образования, его этическими принципами.

Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.


Список используемой литературы


1. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. - СПб.: Питер, 2006. - 416 с.

Дубровина И.В., Божович Е.Д. Психологическая наука и психологическая практика. // Вопросы психологии. №4, 2003. - 168 с.

Здоровье алтайской семьи. №1-8, 2008 г.

Итоги реализации проектов, направленных на сохранение здоровья и развития подростков и молодежи в Алтайском крае в 2000-2007 гг.-Барнаул, 2007.

Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: «Академия», 2007 г.

Методики адресного социального патроната: Научно - методическое пособие. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001 г., 200 с.

Прикладная социальная психология./ под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М.: ИПП, 2008 г.

Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2 кн.; М. - изд-во Владос - Пресс, 2001 г.

Теория и практика профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних./ авт.-сост. В.В. Зикратов, С.Г. Четверных. // Сборник научно-методических материалов: Издание 3-е, испр. И дополн., Барнаул, 2007 г., 354 с.

ЧФ: Социальная педагогика. Деловой журнал для социальных работников и педагогов, №4, 2008 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...