Основные свойства внимания. Внимательность внимательный

Внимательность как качество личности – способность избирательно направленно и сосредоточенно фокусировать сознание на своём внутреннем мире, на каком-нибудь человеке, внешнем объекте, явлении или деятельности; умение внимательно слушать другого человека, резонируя с его сознанием.

Как-то старый китайский учитель сказал своему ученику: - Пожалуйста, внимательно осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет коричневый цвет. Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, диван, карниз для занавесок, книжные переплеты и еще множество разных мелочей. - А теперь закрой глаза и перечисли все предметы… голубого цвета, - попросил учитель. Молодой человек растерялся: - Но я ничего не заметил! Тогда учитель сказал: - Открой глаза. Посмотри только какое здесь множество голубых предметов!!! Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой ковер… Ученик ответил: - Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы! Учитель тихо вздохнул, а потом улыбнулся: - Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты проявляешь невнимательность — ищешь и находишь только плохое и не обращаешь внимания на все хорошее! - Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не произойдет, то меня ожидает приятный сюрприз. Ну, а если я всегда буду надеяться на лучшее, то подвергну себя риску разочарования! - Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение. С этой минуты ты будешь внимательным ко всему положительному!

Когда у человека вырабатывается привычка внимательно прислушиваться к голосу собственного разума, души и совести, когда его поведение находится под внимательным надзором разума, когда он внимателен к желаниям и намерениям окружающих, когда он замечает мельчайшие перемены во внешней обстановке, можно смело диагностировать внимательность как его проявленное качество личности. Счастливый обладатель этого качества чётче и осознаннее видит мир, предвосхищает проблемные ситуации и поэтому более адекватно на них реагирует. Внимательность в паре с наблюдательностью делает человека способным к обучению. Внимательность — замечательный ученик, готовый слушать и слышать учителя. Круг ее интересов, как правило, на порядок выше, чем у невнимательности.

У обладателя внимательности хорошо развито непроизвольное внимание и способность к концентрации и сосредоточенности. Даже занимаясь нелюбимым делом, внимательный человек мгновенно мобилизует произвольное внимание, сосредоточивается и основательно и усердно выполняет свои обязанности. Есть такая притча. Почувствовал лев, что сильно постарел и не может больше добывать себе пищу охотой. Стал он голодать. И тогда решился на хитрость. Он забрался в пещеру и притворился больным. Услышали животные про болезнь льва и стали приходить к нему. А лев, как только они заходили в пещеру, хватал их и съедал. Решила прийти проведать льва и лиса. Но она не вошла к нему в пещеру, а остановилась у входа. - Как здоровье, царь зверей? - спросила она. - Добро пожаловать, лиса, добро пожаловать, сестрёнка-лисичка! Хорошо, что ты пришла. Я так соскучился по тебе. Но почему же ты не входишь? - сказал лев. И ответила лиса: - Я не вхожу потому, что в пещеру идёт много следов, а чтобы обратно они выходили, не вижу.

Внимательность – качество личности, как правило, характерное для выдающихся ученых, писателей, художников, изобретателей. Знаменитый естествоиспытатель Чарлз Дарвин в автобиографии писал: «Я превосхожу обыкновенных людей способностью замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению». То же самое мог сказать о себе и И.П. Павлов, внимательно следивший за всеми опытами в своих лабораториях. Поэтому нередко он знал результаты и подробности отдельных экспериментов даже лучше, чем те сотрудники, которые непосредственно их проводили. Большой внимательностью к окружающему обладали писатели Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. М. Горький, К. Г. Паустовский и другие. Они могли очень тонко описать человека уже после одной встречи с ним.

Например, Чехов «предсказал», что из Рахманинова выйдет «большой человек». С Рахманиновым Чехов познакомился в Ялте. Рахманинов был аккомпаниатором на концертах Шаляпина. Позже Рахманинов с гордостью вспоминал, как на одном из первых концертов к нему подошел Чехов сказал: «Из Вас, молодой человек, выйдет большой человек». В ответ Рахманинов удивился такому предположению, Чехов же объяснил свое «предсказание» просто – «это написано на вашем лице». Необыкновенная внимательность и наблюдательность Чехова, его внимание к деталям, без которых не могло бы быть его литературы, находили отражение и в повседневной жизни. Например, К.С. Станиславский вспоминал такой случай: «Однажды ко мне в уборную зашёл один близкий мне человек, очень жизнерадостный, весёлый, считавшийся в обществе немножко беспутным. Антон Павлович всё время очень пристально смотрел на него и сидел с серьёзным лицом молча, не вмешиваясь в нашу беседу. Когда господин ушёл, Антон Павлович в течение вечера неоднократно подходил ко мне и задавал всевозможные вопросы по поводу этого господина. Когда я стал спрашивать о причине такого внимания к нему, Антон Павлович мне сказал: – Послушайте, он же самоубийца. Такое соединение мне показалось очень смешным. Я с изумлением вспомнил об этом через несколько лет, когда узнал, что человек этот действительно отравился».

Внимательность напрямую причастна к «круговороту счастья в природе». Внимательность в отношениях принимает формы осторожности и сосредоточенности. Мужчина знакомится с женщиной. В конфетно-цветочный период отношений он сама внимательность и предупредительность. На внимательность его побуждает ожидание наслаждений. Воодушевленный будущим счастьем, он очень осторожно и внимательно ведет себя с женщиной. После близких отношений, внимательность как-то чахнет, наступает расслабленность, мужчина становится невнимательным и неосторожным. Счастье разворачивается и уходит из отношений. Тут он хватается за голову, сокрушаясь и виня себя в невнимательности. Счастью хочется верить в эти слова раскаяния, и оно, будучи великодушным, возвращается. Проходит время, мужчина опять расслабляется, и счастье покидает его дом. Так, происходит круговорот счастья в природе. Поэтому сохранение отношений – это сохранение внимательности. В этом секрет прочной и дружной семьи. В.О. Рузов говорит: «Нужно вешать на квартире молодожёнов плакат: «Будь внимателен и осторожен в ближайшие 30 лет!» А дальше ещё внимательнее и осторожнее. А улучшение отношений – это более внимательное отношение к человеку, и более осторожное. Вот формула отношений. Очень простая. Не сложная. Не нужно институты психологии заканчивать. Вот вся формула отношений в двух словах. Не нужно знать ничего другого: ни бихевиоризм, ничего остального. Ни Фрейда изучать не надо с его психическими отклонениями. Не надо. Вот достаточно эти два слова знать. Всё. Все психологические проблемы решены в этом случае. Человек понимает, в чём проблема и он понимает метод решения. В этом принцип».

Или другой пример. Человек покупает машину. Сначала он внимателен и осторожен, буквально пылинки сдувает со своего приобретения. Проходит неделя, и внимательность сменяется расслабленностью, которую изгоняет дэпээсник или поцелуй со столбом. После штрафов или больницы он опять сама внимательность.

Внимательность не распространяется на всё вокруг. У нее тоннельное, направленное видение мира. В межличностных отношениях внимательность может остановить свой зоркий взгляд на желаниях и намерениях другого человека, сопоставить их со своими нравственными устоями, а затем проявить внимательность к человеку в форме чуткости, сострадания, заботливости и отзывчивости. Невнимательный человек получает ярлыки «черствость», «эгоистичность», «невоспитанность», «холодность» и «безучастность», а всё потому, что мимо его сознания проходят состояния, нужды и потребности окружающих.

Внимательность – очень практичное качество личности, помогающее человеку в самых сложных и небезопасных ситуациях. В связке с разумностью она проходит с первого раза преподнесенные жизнью уроки, не наступая в сотый раз на «грабли» жизни. Росло посреди полянки молодое, красивое деревцо. Бежал через полянку Осёл, зазевался и налетел со всего хода на это деревцо, да так, что искры из глаз посыпались. Обозлился Осёл. Пошёл к реке, позвал Бобра. - Бобр! Знаешь полянку, на которой одно деревцо растёт? - Как не знать! - Свали, Бобр, это деревцо! У тебя зубы острые… - Это ещё зачем? - Да я об него лоб расшиб - шишку себе набил! - Куда ж ты смотрел? - «Куда, куда»… Зазевался - и всё тут… Свали деревцо! - Жалко валить. Оно полянку украшает. - А мне бегать мешает. Свали, Бобр, деревцо! - Не хочу. - Что тебе, трудно, что ли? - Не трудно, но не стану. - Почему? - А потому, что, если я его свалю, ты на пенёк налетишь! - А ты пенёк выкорчуй! - Пенёк выкорчую, ты в яму свалишься - ноги переломаешь! - Почему? - Потому, что ты Осёл! - сказал Бобр.

Петр Ковалев

Закон притяжения Хикс Эстер

Может ли внимание к медицинским процедурам притягивать их?

Джерри: Сейчас по телевизору часто показывают хирургические операции. Как вы считаете, это увеличивает количество происходящих операций в целом? Другими словами, когда человек смотрит по телевизору медицинские процедуры, может ли он автоматически начать вибрационно подстраиваться под сущность медицинских процедур?

Абрахам: Когда вы на что-либо обращаете внимание, вероятность привлечь это увеличивается. Чем ярче подробности, тем больше внимания вы будете уделять объекту, и тем больше вероятность привлечь его в свою жизнь. Поэтому любая негативная эмоция во время просмотра подобных передач указывает на го, что вы притягиваете негатив.

Конечно, болезнь не начинается немедленно, поэтому вы часто не связываете свои мысли и последующую негативную эмоцию с итоговой болезнью, но эта связь несомненна. Ваше внимание к чему бы то ни было притягивает это к вам.

К счастью, благодаря существованию временного буфера, мысли не воплощаются в реальность немедленно, поэтому у вас хватает возможностей оценить направление мыслей (ориентируясь на чувства) и изменить направление тех из них, которые вызывают негативные эмоции.

Постоянная демонстрация медицинских подробностей заметно влияет на распространение болезней в вашем обществе. Если вы позволяете себе фокусироваться на постоянном потоке неприятной статистики, касающейся бесконечности возможных физических заболеваний, это не может не воздействовать на вашу точку Притяжения.

Вместо этого вы можете найти способ фокусироваться на тех вещах, которые хотите привлечь в свою жизнь, потому что притягиваете все, на что постоянно смотрите… Чем больше вы думаете о болезнях и беспокоитесь о них, - тем сильнее их притягиваете.

Из книги Об энергетических структурах автора

Внимание Внимание - это орган самосознания, структура, обеспечивающая управление энергиями.Внимание - руки самосознания и намерения, а руки физического тела относятся к структуре, которая объединяет внимание и намерение.Внимательность - это концентрация на

Из книги Пороги сновидения автора Ксендзюк Алексей Петрович

Внимание сновидения и второе внимание Чем, в частности, отличается внимание сновидения от второго внимания? Тибетские йоги, например, писали: «Если во сне явится огонь, преврати огонь в воду, средство против огня; и если во сне явятся мельчайшие объекты, преврати их в

Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора Баранова Светлана Васильевна

Внимание Внимание – это орган самосознания, структура, обеспечивающая управление энергиями.Внимание – руки самосознания и намерения, а руки физического тела относятся к структуре, которая объединяет внимание и намерение.Внимательность – это концентрация на

Из книги Тайны Бермудского треугольника автора Паль Лин фон

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда» Это самый распространенный в научном мире подход к решению бермудского вопроса. Гораздо проще отмахнуться от того, чего наука объяснить не может, чем рассматривать сами явления как существующие и требующие оценки. И

Из книги Женские заговоры на любовь, здоровье и счастье. 147 самых сильных женских заговоров автора Баженова Мария

Заговор, чтобы деньги в дом притягивать Бывает так, вроде все в порядке в семье. И муж работает, и жена, и вроде, и платят-то ничего, а деньги из дома, ну словно сквозь пальцы уплывают. Непонятно куда. А происходит это оттого, что человек дурной в вашем доме побывал. И глазом-то

Из книги Учение дона Хуана. Абстрактная магия. автора Преображенский Андрей Сергеевич

Первое внимание и второе внимание. Кольцо силы. Кольцо силы мага. Делание и неделание Ядром нашего существа является акт восприятия; тайной нашего существа является акт осознания. Восприятие и осознание неразделимы и имеют две области.Первое внимание - способность

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

Из книги Закон притяжения автора Хикс Эстер

Думать - значит притягивать Чем лучше вы начинаете понимать силу Закона Притяжения, тем больше вы будете заинтересованы в том, чтобы сознательно контролировать свои мысли, потому что вы получаете то, о чем думаете, хотите того или нет.Все, о чем вы думаете, без исключения,

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 21 автора Степанова Наталья Ивановна

Внимание! Сообщаю, что издательство «РИПОЛ классик» выпустило мою новую работу – «Магические открытки», или открытки счастья – так я их назвала. В комплект этих открыток вошли самые сильные обереги и заговоры. Я думаю, что они вам понравятся.Во-первых, они изумительно

Из книги Искра Божья, или Как воспитать гения автора Барнетт Кристин

Из книги Коды денег и богатства автора Надеждина Вера

Научитесь притягивать деньги В мире существует огромный капитал. Мощный поток денег пронизывает всю земную сферу. Большинство финансовых перемещений происходит с помощью коммуникационных средств и сателлитов. Каждую секунду перемещаются миллиарды денег в любой

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Брахмачари Свами

Из книги Теория сознательной гармонии автора Коллин Родни

Внимание 27 октября 1949 годаВнимание обладает способностью удерживать в виде неподвижного поля некую невидимую материю или энергию в молекулярном* состоянии, которая при отсутствии внимания распыляется.Материя в молекулярном состоянии обладает всеми возможностями

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Из книги Жизнь без границ. Строение и Законы Дуальной Вселенной автора

Внимание То, на что вы обратили внимание, теряет для вас разрушительную силу, нейтрализуется и становится вам на службу, вы становитесь одним целым с данным предметом.Как-то у одного Мастера Дзен спросили:– Что такое Дзен?Он ответил:– Внимание, внимание, внимание.Однажды

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

ВНИМАНИЕ Мы уже говорили о внимании в предыдущих книгах, так что здесь я только добавлю несколько слов.Ясно, что без внимания ваша медитация будет бесплодна. Но люди всегда стараются сделать всё как можно лучше, поэтому, если им посоветовать сохранять внимание, они будут

Страница 4 из 4

Основные свойства внимания

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово­рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут - находится перед большим, либо «проваливается» - большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем - это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.

Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек - таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение - это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в волевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя -способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом.

Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную при­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания - недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе­ний / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с. С. 143-153.

Внимательность к людям — это признак неравнодушия.

Бывают в жизни такие ситуации, когда человеку на улице стало плохо, он упал, а многие прохожие идут мимо, спеша по своим делам. Возможно, они думают, что этот человек болен алкоголизмом или наркоманией, но не всегда это так. Иногда вовремя оказанная помощь может спасти человеку жизнь.

В литературе можно вспомнить пример Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя «Шинель».

Бедный чиновник ходил в старой дырявой шинели в департамент, а коллеги только смеялись над ним. Никому и в голову не приходило, что мужчина не может позволить себе новую вещь. А когда он наконец-то накопил на обновку, и ее у него отобрали воры, и здесь от коллег и должностного лица не было ни помощи, ни сочувствия. Окружающие отнеслись невнимательно к «маленькому человеку», что и привело к его тяжелой болезни и смерти.

Если бы окружающие люди были более внимательны друг к другу, в мире стало бы жить намного лучше и теплее.

Как писать итоговое сочинение по литературе 2017-2018 на тему «Может ли внимательность к людям спасти жизнь»?

Нужно отметить, что спасти жизнь может только неподдельная забота о ближних. Наигранная доброжелательность, равно как и стремление получить выгоду от окружающих чаще губит жизни.

Достаточно интересная тема как мне показалась. прежде всего внимательность, это желание интересоваться успехами, делами, здоровьем окружающих тебя людей, а так же стараться им оказать помощь в трудную минуту или сложную ситуацию.

Например можно для примера взять произведение Салтыкова - Щедрина «Господа Головлёвы».

Главная героиня любила копить деньги, а вот внимания к своим детям совсем не проявляла.

Так и осталась она на старости лет можно сказать совсем одна, и у детей ее жизнь совсем не сложилась. А если бы она проявляла внимание к своим близким, возможно у них было бы в жизни все хорошо.

Когда я увидела тему сочинения мне сразу пришло в голову как пример произведение Паустовского под названием «Телеграмма». Внимательность — это обратная сторона равнодушия. Только одна положительная, а другая отрицательная. Вот у Паустовского в рассказе старенькая мама от своей повзрослевшей дочери, которая уехала из родной деревни в город хотела простого внимания, чтобы ее дочь не забывала. Но у дочери были свои дела, своя жизнь в которую не вписывалась мама, поэтому ни звонков, ни приездов пожилая женщина не могла дождаться. В итоге она умерла и ни сколько от старости, сколько от одиночества, тоски и ощущения забытости и ненужности. Писатель дает понять, что равнодушие может убить, а внимательность наоборот продлить жизнь или спасти. Будьте внимательны к родным и близким, потому что жизнь одна и если близкие уходят из нее, их уже не вернешь, это навсегда.

Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?

Наше внимание подвижно: оно может быть направлено как на один предмет, так и на несколько сразу, оно может ослабевать или переключаться. Его можно сравнить с прожектором, направляющим яркий или слабый, широкий или узкий луч, освещающий один или несколько объектов.

Внимательность – это на чем-либо, совершать действия, не отвлекаясь на посторонние дела. Антоним «внимательности» - «рассеянность».

Вспомним басню Крылова «Ворона и лисица», в которой ворона собралась вкусно позавтракать сыром, да отвлеклась на льстивые речи лисицы, которая имела свои виды на этот сыр. И дело закончилось тем, что «Ворона каркнула во все воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова».

А детское стихотворение Самуила Маршака о человеке рассеянном с улицы Бассейной? Оно также о том, к чему приводит невнимательность: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок на пятки натянул себе перчатки».

Миру очень повезло, что человек рассеянный не был конструктором самолетов, аптекарем, хирургом, банковским служащим – наверно, он был «свободным художником», потому что трудно найти профессию, где бы не требовалась внимательность.

Более того, немецкий пастор Вильгельм Буш заметил, что многие люди стали богатыми потому, что были внимательны к мелочам и не пренебрегали ими. А старая поговорка гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Поскольку рассеянность не болезнь, от нее можно избавиться своими силами. Мы же не хотим ставить свою судьбу в зависимость от собственных ошибок, сделанных по невнимательности?

Как стать внимательным

Психологи шутят, что особенно внимательными мы становимся тогда, когда в рабочее время занимаемся посторонними делами и стараемся не пропустить момент, когда войдет начальник.

Упражнений на совершенствование внимания множество. И они направлены на развитие и тренировку разных его свойств: способности к переключению, совершению параллельных действий, концентрации, устойчивости.

1. Повышаем концентрацию внимания с помощью цвета

Вернее, трех цветов – желтого, синего и зеленого. Давно известно, что цвета сильно влияют на наше . Французский художник Жак Вьено заметил, что «от цвета можно ждать чудес, но он же может вызвать и катастрофу».

Если мы хотим иметь ясный ум, быть сообразительными и внимательными, если то и дело принимаем участие в мозговых штурмах, то при нам стоит обратить внимание на солнечный желтый цвет. При работе над проектами, требующими длительной концентрации внимания, нам облегчит задачу синий и зеленый цвета.

Разумеется, мы не можем изменить интерьер рабочего кабинета в соответствии с этими пожеланиями, но в наших возможностях оформить свой рабочий стол так, как мы хотим. Ручки, блокноты и прочие канцелярские принадлежности, фотографии мы можем подобрать в цветах, настраивающих нас на рабочий лад и повышающих концентрацию внимания. Кстати, эти же цвета не советуют использовать в спальнях.

На рабочем месте не стоит использовать яркий красный цвет, вызывающий возбуждение, из-за чего человеку трудно сосредоточиться и он допускает больше ошибок.

2. Упражнение «Назови цвет»

Напишите на бумаге названия цветов, как в примере ниже, а затем возьмите цветные фломастеры и закрасьте каждое слово другим цветом.

Фиолетовый. Синий. Желтый. Синий. Коричневый. Зеленый. Красный. Черный. Розовый. Оранжевый. Голубой. Красный. Коричневый. Фиолетовый. Желтый. Черный. Зеленый. Синий. Голубой.

Смотрим на эти слова и вслух быстро называем цвета, но не те, которые написаны, а те, которыми слова закрашены. Это не так уж просто, как кажется.

3. Не переключаемся

Наше внимание так и норовит увести нас в сторону от неотложных дел. Мы только включились в рабочий процесс, как тут до нас донесся соблазнительный кофейный аромат – и вот мы уже забыли, над чем собрались работать, и бежим варить кофе. На монитор рабочего компьютера упал солнечный луч – и вот мы мыслями уже в отпуске. Наш взгляд наткнулся на букет цветов – и мы погрузились в воспоминания, потому что такие цветы росли в бабушкином палисаднике. Время идет, усилием воли мы таки заставляем себя взяться за дело, но в спешке совершаем ошибки, и это итог нашей невнимательности.

Берем себя в руки и начинаем контролировать моменты переключений. Открываем блокнот, который отныне будет у нас под рукой, и отмечаем их. В конце дня подсчитываем. Не забываем каждый раз при переключении мысленно себя спрашивать: «Действительно ли я хочу сейчас об этом думать?». Такие вопросы самому себе не дадут остаться переключениям незамеченными, и мы сможем их контролировать.

Если мы все же позволим себе отвлечься, то запишем время, которое уйдет у нас на посторонние размышления. В итоге может набраться немало минут, а то и часов, потраченных впустую. Возможно, этот способ заставит нас больше ценить время и лишний раз не переключаться на бесплодные размышления.

4. Учимся концентрироваться

Здесь понадобится немного терпения: в течение двух минут наблюдаем за движением секундной стрелки. Затем на листе бумаге также на протяжении двух минут рисуем прямую линию, сосредоточившись только на этом процессе. Подумали о чем-то другом – нарисовали петлю и снова ведем прямую линию. Делаем так несколько раз в день и смотрим, есть ли прогресс: стало ли петель меньше?

5. Тренируем внимание

Попросим кого-нибудь оставить на столе несколько предметов – пусть их сначала будет 5. Окидываем взглядом, запоминаем, отворачиваемся и просим один убрать. Поворачиваемся и называем предмет, которого не стало. Постепенно доводим количество предметов до 30.

Заведем дневник и полчаса в день уделим записям: опишем любое событие дня, которое произвело на нас наибольшее впечатление, обращая внимание на детали. Также можно полчаса в день уделить рисованию: рисуем все, что придет на ум, например, как сегодня выглядела наша коллега. Такое упражнение развивает внимательность, наблюдательность, креативность, память и дает возможность сосредоточиться.

В течение двух-трех минут рассматриваем картину или фотографию. Закрываем глаза и мысленно стираем сохранившийся образ. Делаем так несколько раз, вплоть до 50. Далее картину не стираем, а воспроизводим в памяти, стараясь не упустить никаких деталей. Открываем глаза, сверяем запечатленное в памяти изображение с оригиналом, отмечая, какие детали были упущены. Снова проделываем то же самое, пока образ не удастся мысленно воспроизвести с максимальной точностью.

6. Упражнение «Луч внимания»

Врач-психотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» для тренировки внимания предложил еще одно упражнение: смотрим в окно и находим несколько отдаленных объектов, например многоэтажный дом, церковные купола, телевизионную вышку. Наш взгляд – это луч, одновременно охватывающий эти объекты. Держим этот луч внимания две – три минуты, а затем направляем его на свой кончик носа и держим столько же. Опять направляем луч внимания на дальние объекты – и снова на кончик носа. И так несколько раз. Затем закрываем глаза и мысленно проделываем те же действия.

Это упражнение будет хорошей гимнастикой и для глазных мышц.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...