Основные темы и мотивы лирики маяковского. Темы и образы лирики маяковского

В. В. Маяковский начал свою творческую дело в сложную историческую эпоху, эпоху войн и революций, эпоху разрушения старого строя и созидания нового. Эти бурные исторические события не могли не отразиться в творчестве поэта. Творчество поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года).

Все дореволюционное творчество поэта связано с эстетикой футуризма, провозгласившего новый подход к искусству и поэзии. В “Манифесте” футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение “заумного языка”; опыт в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово) отбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). В. В. Маяковский следует этим принципам в начале своего творческого пути.

Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества.

Просматривая стихи раннего Маяковского, легко убедиться, что изображение города занимает видное место в его творчестве. В целом поэт любит городишко, признает его научно-технические достижения, но порой городишко пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы. Так, уже одно название стихотворения “Адище города” шокирует читателя:

Адище города окна разбили

на крохотные, сосущие адки.

Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,

над самым ухом взрывая гудки.

Но в другом стихотворении, “Ночь”, перед нами предстает картина ночного города: яркая, красочная, праздничная от рекламных огней. Поэт описывает ночной городишко как художник, выбирая интересные метафоры, необычные сравнения, добавляя яркие краски (багровый, белый, зеленый, черный, желтый). Мы более того не сразу донимаем, что перед нами изображение дома с зажженными окнами, уличных фонарей, освещающих дорогу, ночной неоновой рекламы:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Город у Маяковского то шипящий и звенящий, как в стихотворении “Шумики, шумы, шумищи”, то таинственный и романтичный, как в стихотворении “А вы могли бы?”:

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ,

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

С темой города перекликается и более того вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяковского одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают (“Скрипка и немножко нервно”, “Я”). В стихотворении “Дешевая распродажа” поэт говорит, что готов отдать все на свете за “единственное слово, ласковое, человечье”. Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении “Лиличка (вместо письма)” и поэме “Облако в штанах” мотив неразделенной любви является ведущим. (“Завтра ты забудешь, что я тебя короновал”, “Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг”). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а “облаком в штанах”. Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме “Облако в штанах” показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика “долой”:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство!

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как “Нате!”, “Вам!”, является тема отрицания буржуазного образа жизни. Маяковский издевается над сытой публикой, пришедшей ради забавы послушать стихи модного поэта:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жирок,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир…

Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии, которая “на бабочку поэтичного сердца” взгромоздится в “калошах и без калош”. Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее, чтобы выложить свое презрение. (Это стихотворение напоминает лермонтовское “Как часто, пестрою толпою окружен”:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в лицо железный стих,

Облитый горечью и злостью.)

В послереволюционный срок в творч

Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично живописать будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против "краси...

Протокол диагностики (подготовительная группа) – Документация психолога – Каталог файлов... Диагностика в подготовительной группе по фгос В загрузочной папке находятся: бланки с заданиями для ребенка (групповое обследование) протокол угл...

Решив написать о Маяковском и его лирике, я расскажу, что такое лирика. Лирика - это содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма -- внутренний монолог, преимущественно в стихах, который охватывает множество стихотворных жанров, например.: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

Через четыре года

здесь будет

город-сад!

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"(1926г.) и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает...в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"(1929 г). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта

Итак, лирика не мыслится Маяковским вне поэзии, вне стиха. Настоящего стиха, настоящей поэзии нет вне лирики. В лирике, в лирическом начале - подлинная суть поэзии. А лирческое начало - это для Маяковского действенное начало, лирическая - наиболее активный по отношению к читателю род художественного творчества. Предельную активность подлинной лирики Маяковского и называет «тенденцией», или «агитацией».

Поэзия, ничего не утверждающая, не возбуждающая, а лишь констатирующая и регистрирующая впечатления и эмоции (вспомним: «Все входящие срифмуют впечатления и печатают в журнале в исходящем»), для Маяковского не поэзия, потому что она не лирика. В этом суть приведенного выше полемического тезиса. Этот тезис отрицание, а, напротив, предельное утверждение лирического начала, как начала, формирующего стих. Требуя от поэзии «тенденции», Маяковский, по существу, требует от нее силы лирического утверждения своего идеала, высокой поэтической действенности, иначе говоря, высокой степени нормативности. Разумеется, нормативность (соотнесения с «нормой», с должным, высоким, прекрасным присуща не только лирике, но вообще искусству. Однако в лирике, в поэзии, в стихе она, как правило, выражена обнаженнее, непосредственнее, чем в эпосе, в повествовании, в прозе. Полушутливой ссылкой на Лермонтова Маяковский подчеркивает, что его стихи отличаются от стихов классиков не тем, что в них есть «тенденция» т.е. активное утверждения «идеала», некоей высокой нормы человеческого мировосприятия и поведения (это есть и у поэтов прошлого), а тем, какова эта «тенденция», тем, что идеал, норма, представление о прекрасном для него неразрывно связаны с идеей коммунизма, воспринимаемой не только в социально- этическом плане, но и в эстетическом:

Я меряю по коммуне стихов сорта,

в коммуну душа потому влюблена,

что коммуна, по-моему, огромная высота.

Что коммуна, по-моему, глубочайшая глубина.

Поэтому «тенденция» в том понимании, которое вкладывает Маяковский в это слово, есть не нечто чужеродное понятию «лирика» и. следовательно, требующее от лирического поэта какого-то насилия над своей « музой», а, напротив, существеннейший эстетический признак лирики.

У Маяковского есть три типа лирики: лирика на тему революция, патриотическая лирика и лирика на тему труда. На пике острейших социально-политических перемен, связанных с революционными событиями, поэт выдвигает тему революции на передний план. Так у Маяковского рождается революционная лирика. Поэт стремится быть нужным своему народу и большевистской партии, которая, в его понимании, воплощает и отстаивает народные интересы.

В.Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника». Как видим, Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные истирико-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенномти-поэтическая0 хроника может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:

И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий

Многочисленные повторы призваны подчеркнуть эту важнейшую мысль в стихотворении. Последняя же строфа произведения полемично направлена в адрес тех, кто считал социалистические идеи ересью и отказывался верить в их быстрое воплощение. Подобные же мотивы слышны в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей. Сделав пропаганду коммунистических идей одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог, не мог писать о руководителе большевиков. В.И.Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений. Автор пытался больше осветить не биографию вождя, а ленинское дело. Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью. В заключение поэмы Маяковский описывает горе утраты, которое испытал советский народ в 1924 году, когда Ленина не стало. В творчестве Маяковского революция отождествляется с прекрасной и долгожданной весной, с новой эрой в истории человечества. Право занять достойное место в ряду классиков связанно не с политическими убеждениями Маяковского, а с его художественным мастерством, способным создать литературные произведения, обладающие необыкновенной эстетической выразительностью.

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, таки литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы. Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Есть и стихотворения о родине малой:

Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я- грузин.

Маяковский, как известно, родился в грузинском селении Багдади и вырос на Кавказе. В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует вкрапления грузинских фраз. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной стороны; размаха строительства; развития промышленности:

Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.

В отдельных исследованиях о поэте отмечается, что Маяковский ощущал себя гражданином Вселенной и не был так трогательно привязан к родному русскому пейзажу, как например, С.Есенин. В доказательство этому приводится стихотворение о «России», где есть строка: « Я не твой, снеговая уродина.». Маяковский придавал колоссальное значение в рифме, и сам факт того, что в стихотворении в названии «Родина» есть рифма «уродина - родина», наводит на определенные выводы. Однако эти столь очевидные выводы окажутся все-таки чересчур поспешными, ибо стихотворение это шуточное, фантастическое и искать в нем отголоски патриотической линии было бы не верным. Здесь по-иному расставлены акценты. Лирический герой - теплолюбивая, южная птица:

Вот иду я,

Заморский страус,

В перьях строф, размеров и рифм.

Антивоенные мотивы - еще одна важная грань в патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется струе крови. Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию. Обратный ряд стихотворения разделен на две части. К первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный людской подъем когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт. Ко второй части относятся явления противоположного порядка: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», падающий «сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами. Кровавый карнавал боевых действий изображен в театрально-мистических мотивах, но ужасные подобности не становятся от этого привлекательнее. Их не завуалируют метафорические красивости («небо мерить выбежавшей»). Ужасающе натуралистично показаны действительные события: смерть, кровь. «желтолистая на клумбах из убитых гангрена». Война представляется страшной, недетской сказкой.

Патриотическая направленность Маяковского устремлена в будущее. В стихотворении «Красная зависть» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

Но что можно сказать про трудовую лирику Маяковского? Начнем с того, что в противоречивую эпоху 20 века коренным образом менялись общественные взгляды на социальные проблемы, на устройство государственной жизни, на стиль отношений между людьми. Поменялся стиль собственности на средства производства. В корне должно было изменится отношение каждого человека к своей работе и к труду людей. Маяковский был сторонником радикальных изменений в общественной жизни. Считая себя «мобилизованным и призванным» на борьбу с косностью, отсталостью и всем тем, что мешало стране вырваться на передовые рубежи технического прогресса, кардинально повысить уровень жизни, поэт целый пласт своего творчества посветил пропаганде программы социально-экономических реформ, целью которых, в конечном счете, должно было стать создание коммунистического государства, где вообще не будет экономических трудностей и проблем, а основным принципом распределения материальных благ станет девиз: « От каждого по способностям - каждому по потребностям».

Тема труда - одна из важнейших в творчестве Маяковского. Поэта занимает вопрос соотношения затрат на честный труд и величины вознаграждения за него. В стихотворении «Теплое слово кое-каким пророкам» автор пишет о том, что одни зарабатывают в поте лица деньги кропотливым трудом, а другие могут, сыграв в азартные игры, обогатится быстрее и легче.

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти, -

иронично заявляет поэт.

Маяковский часто сравнивает социалистическое отношение к труду. Где труд приравнен к боевому подвигу, и работу в мире капитала. Работа во имя светлого будущего идет в тяжелейших условиях, но вопреки холоду и голоду люди выигрывают схватку с тайгой. Для дела главное не технологии и новейшие материалы, а люди, их сильные характеры, их убежденная решимость преобразовывать земной лик.

Маяковского отличало стремление быть на переднем крае важнейших исторических событий. В стихотворении «Марш ударных бригад» сильно публицистическое начало (много восклицательных предложений, лозунгов, призывов, агитации). Ударное трудовое решение, по мысли автора, должно ширится, разрастаться, набирать скорость:

От ударных бригад к ударным цехам,

от цехов к ударным заводам.

Этот рефрен важен в стихотворении как в содержательном, так и в композиционном плане. Поэт призывает трудящихся опереться на технические достижения, на электрификацию, но главный козырь - энтузиазм. Работа без прогулов и праздников. В стихотворении все время звучит мотив состязания двух формаций - революционеров и буржуев, коммунистов и капиталистов. Поэт живет стремлением догнать, перегнать, показать и доказать преимущества коллективного ведения хозяйства. Мотив борьбы подчеркивает мятежная лексика военных действий: баррикады, рабочие взводы. В стихотворении важна диалектика тьмы и света (тьма символизирует мрачное прошлое, свет - радостное будущее; он связан с образами индустриального мира (лампы, фабричное сияние радужное). Но главный мотив - мотив движения: в стихотворении много глаголов повелительного наклонения. Стихотворение в большей степени обращено к рабочему классу, который, согласно марксистко-ленинскому учению, является движущей силой исторического прогресса, но Маяковский не забывает и о крестьянстве:

Трактор туда, где корпела соха, хлеб

штурмуй колхозным походом.

Поэт стремится к максимальной четкости и лаконичности. Маяковский учил по-хозяйски относится к родной земле. Однако трудиться - не значит выслуживаться, продвигаться по карьерной лестнице. Маяковский подчеркнуто разводит эти два момента. Герои стихотворения «Который из них!» - два товарища, которые вместе служили, пополам делили все жизненные невзгоды. Один пошел не легкий трудовой путь, не встретив особых наград и признаний. Другой пробился в начальство, не без усилий заняв теплое местечко. Через какое-то время судьба привела первого в кабинет ко второму с просьбой о помощи. Колоритно описывает поэт эту встречу:

У второго взгляд -

хоть на лыжах скользи.

Сидит собакой дворовой.

Озверевший от собственных «успехов» по части любезничая и умения пролезть на нужное кресло, «браток» просит бывшего друга не входить к нему без доклада. Им давно забыты идеалы молодости и узы дружбы. Ощущая себя хозяином положения, он наслаждается возможностью порисовать в собственных глазах. Маяковский призывает очистить от таких людей государственные учреждения, иначе народ может утратить веру в своих руководителей. Нелегко повысить производительность труда, имея хорошо налаженный быт «море техники на подхвате». В тех же тяжелых условиях, в каких возводились героические стройки века, становление новой экономики и индустрии шло еще сложнее и требовало от людей неимоверных усилий, полной самоотдачи. В стихотворении «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» поэт называет труд незаменимым фронтом, на котором завоевываются дни в борьбе за лучшую жизнь. Он сравнивает «словопадов струи» и этот каждодневный труд, и читатель понимает, что никакой даже самый гениальный стих не в силах выразить всей глубины того бескорыстного подвига, который совершил наш народ в тяжелые послереволюционные годы. Рубленный ритмичный стих удачно передает накал ударной работы.

Подлинным гимном человеческого величия подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, альтруистах, похожих на горьковского Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Маяковскому удалось передать через изменение пейзажа рождения новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображаются беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие». Поэт не романтизирует путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждый миг которой наполнен необходимостью преодоления тех или иных невзгод. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде. Они живут мечтой лишь о том, что «через четыре года здесь будет город - сад». И ради этого «города - сада», крылатой мечты миллионов, ради лучшей доли для своих детей рабочие готовы посветить все эти четыре года своей уникальной, бесценной и неповторимой жизни строительству металлургического гиганта. Во имя поэтизации этой мечты Маяковский не жалеет изобразительно - выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения, чтобы еще раз подчеркнуть свою уверенность в том, что светлая мечта рабочих обязательно осуществится, Маяковский еще раз восклицает:

Я знаю - город будет,

я знаю - саду цвесть,

когда такие люди в стране

в советской есть!

Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на так называемом человеческом факторе. Именно высокие моральные качества строителей новой жизни позволят вопреки тяжелейшем условиям притворить в жизнь масштабные планы. Упомянутый в названии стихотворения Хренов - реальное лицо, знакомый Маяковского И.П.Хренов, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Он и рассказал поэту об этом исторически важном событии.

Читая строки Маяковского, нельзя не восхищаться мужеством и доблестью строителей коммунизма, однако вот эта самая опора на человеческий фактор без учёта реальных экономических условий, так страстно воспеваемая поэтом, сыграла во многом и отрицательную роль. То самое поколение, во имя которого отцы и деды провели свою жизнь в многочасовом, порой непосильном и бескорыстном труде, провозгласило иные ценности и подходы. Если у читателя середины 20 века подобные стихи рождали лишь гордость за свою великую родину и её трудолюбивых граждан, то современные жители страны более скептически смотрят на подобные истории. Им непонятен беспредельный фанатизм голодных рабочих, которые отдали свои силы во имя идеи, хотя и осуществившиеся, но торжествовавшей недолго.

Традиции Маяковского в воплощении темы труда были подхвачены поэтами - шестидесятниками в годы, когда кровопролитной победы в Великой Отечественной войне, в условиях небывалого общественного подъема Советский Союз воплотил в жизнь гигантские хозяйственные проекты, так называемые «стройки века». Евтушенко, Вознесенский, Рождественский стремились запечатлеть этот трудовой подвиг. Что во многом им удалось. Хочется верить, что вопреки существующей в современном мире тенденции покидать свою страну во имя сытой и комфортной жизни на чужбине. Современное поколение воспримет заветы Маяковского и посвятит свой труд родной земле.

В заключение могу сказать, что для Маяковского было важно отделять главное от второстепенного. Соотнося лирику Маяковского с творчеством его предшественников, следует иметь в виду поэтическую перекличку и полемику, намеренное обращение к традиционным образам и возникновение общности, объективно обусловленной близостью творческих задач, решаемых, однако, в разные исторические эпохи. Значительность лирического стихотворения определяется не темой, а человеческим и общественным качеством выраженной в нем эмоции. Не случайно в написанном в 1927 году стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии» Маяковский одинаково отрицательно расценивает стихи Молчанова и на любовную, и на политическую тему. Он высмеивает молчановское стихотворение « У обрыва» отнюдь не за то, что это любовная лирика, а за то, что эта лирика мелкая, не утверждающая (как должное, прекрасное, т.е. как «идеал», «норму») полное, большое чувство, а регистрирующая чувства, независимо от их этического и социального качества:

…Плох ваш роман,

И стих неказист,

Вот так любил бы

любой гимназист.

Поэт не вправе быть безразличным и безличным. Поэт - это личность, облеченная высоким общественным доверием и обязанная это доверие оправдать.

Используемая литература:

маяковский лирический творчество

(В.О.Перцова, В.Ф.Земскова)

2. Творчество В.В. Маяковского

(К.Г. Петросов)

3. В. В. Маяковский. Литературная критика.

Важнейшие направления развития дореволюци­онного творчества В. Маяковского.

В первом этапе творчества Маяковского отчетливо прослеживаются две тенденции, определяющие со­держание и стилистические особенности его лирики и поэм.

Прежде всего Маяковский выступает обличителем современного буржуазного общества. «Пощечина общественному вкусу» — так назывался манифест футуристов, где они определяли принципы своего отношения к миру и поэзии. Решительная нигилистическая рас­права с культурным наследием рассчитана на скандал, выведение читателя из равновесия. «Старью» Маяковский стремится противопоставить собственные стихи. Он стал одним из первых поэтов-урбанистов. Действие стихов разворачивается преимущественно в городской обстановке. Показательны даже названия: «Порт», «Уличное», «Из улицы в улицу», «Вывескам». «Улица задыхается безъязыкая…», салонная лирика никому не нужна, миру, по мнению поэта, следует дать новую поэзию.

Он ненавидит зажравшихся мещан, обличает приземленность их интересов, бездуховность, неспособность видеть небо. Стараясь сокрушить слепое самодовольство обывателя, поэт бросает в лицо слушателям слова ненависти и презрения. Этому посвящено, в частности, стихотворение «Нате!». Еще одна важная тема этого стихотворения — положение поэта в бездуховном мире, в «адище города» сытых. Поэт нравственно выше бездуховной толпы, ее сочувствие и даже внимание ему не нужно. Но ощущение одиночества не может не тре­вожить. Антитеза «поэт — толпа» определяет содер­жание стихотворения. Лирический герой — гордый одиночка. Жирная, грязная, «стоглавая вошь» проти­востоит «грубому гунну», моту и транжиру бесценных слов с нежным, похожим на бабочку сердцем.

Одна из характеризующих поэзию Маяковского в це­лом особенностей проявилась уже в приведенных стро­ках и образах этого раннего стихотворения. Это — яр­кая метафоричность.

Иным предстает перед читателем лирический герой стихотворения «Послушайте!». Он — романтик, меч­татель, человек с тонкой ранимой душой. Централь­ный образ, метафора этого стихотворения — звезды. Традиционный романтический образ получает раз­витие у поэта-футуриста. Тем самым Маяковский де­монстрирует связь с традициями мировой поэзии, которые футуристы отвергали в своих манифестах. Лирический герой «Послушайте!» уже заглавным об­ращением, призывом к родственным душам говорит, что устал от одиночества, ищет человека, способно­го понять и помочь преодолеть «беззвездную муку». Переживания, метания, сомнения поэта находят во­площение в ритмике, синтаксическом строе стихо­творения. Большинство предложений здесь вопроси­тельные или восклицательные. Ритм неровный, рву­щийся, как неровное дыхание уставшего от поисков человека. Характерна также драматургичность этого стихотворения. Оно, как и многие стихотворения Ма­яковского, напоминает сценку, наполнено движени­ем, действием, экспрессией.

Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции рус-ской классической литературы в атмосфере напряженно-го предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм. Идеи предста-вителей этого течения нашли свое отражение и в творче-стве молодого В. В. Маяковского.

Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В. В. Маяковский представил в целом ряде «Гимнов»: «Гимн обеду» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн судье» (1915) и др. Само сочетание жанра гим-на, цель которого воспевать, с мелочностью, глупостью, жадностью и т. д. создает неповторимый сатирический эф-фект. Человеческие «слабости» доводятся поэтом до гро-теска:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?! Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры! «Гимн обеду» (1915)

Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изме-нения своего отношения к жизни:

И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями. Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме. «Гимн судье» (1915)

Выше всего «бабочка поэтиного сердца» ценит чистоту души.

Тема города. В стихотворении «Ночь» (1912) перед чи-тателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении «Утро» (1912), но получает не-сколько иное разрешение. Более отчетливо звучит мотив ка-тастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения «Адище города» (1913). Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные воз-можности русского языка и создает неординарные лексиче-ские единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: «сосущие светами». В каждой строке заявлено авторское от-ношение к реалиям современного города, в котором нет места «маленькому человеку»:

А там, под вывеской, где сельди из Керчи - сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки. «Адище города» (1913)

Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: «у раненого солнца вытек глаз». Очень своеобразно трактуют-ся в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Ли-шенные какой бы то ни было романтичности, они превра-щаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и «ма-ленькие» люди:

И тогда уже — скомкав фонарей одеяла - ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна. «Адище города» (1913)

Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как мож-но было бы предположить, а получают сниженный характер: «железо поездов громоздило лаз», «крикнул аэроплан и упал», «ночь излюбилась», «дряблая луна». Такие метаморфозы совре-менного мира не могут нести ничего хорошего «маленькому человеку».

Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Ма-яковского значительное место. Библейские ассоциации посто-янно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то «пророком», то «апостолом».

Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ирониче-ское снижение религиозного мотива. Традиционное, закреп-ленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:

Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть. …Время! Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века! «Я» (1913)

Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении «Война объявлена» (1914) Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за гро-мадой которого как будто не видно смерти и боли. Через «натуралистические» детали поэт старается усилить антиво-енное звучание стихотворения:

Громоздящемуся городу уродился во сне хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса. «Война объявлена» (1914)

Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении «Мама и убитый немцами ве-чер» (1914). Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания «визжат» даже звезды. Са-мо произведение становится развернутой метафорой. Материал с сайта

Тема поэта и поэзии. В стихотворении «Нате!» (1913) В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления вза-имоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. «Нате!» (1913)

В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом су-ществования, «бабочка поэтиного сердца» задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся «в калошах и без калош».

Тема трагического одиночества поэта звучит в стихо-творении «Скрипка и немножко нервно» (1914). Поэт го-ворит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих «сытых» невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей «капусты». Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворе-ниях «Послушайте!» (1914) и «Хорошее отношение к ло-шадям» (1918).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • ранняя лирика маяковского сообщение
  • основные мотивы лирики маяковского кратко
  • сочинения "человек и время в поэзии в.маяковского
  • антивоенная тема в лирике
  • Антивоенная тема ранней лирики поэта («Вам», «Война объявлена»

Сочинение

В. Маяковский как поэт сформировался в среде футуристов, но, будучи ярче, талантливее друзей, проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

Маяковский обладает удивительной способностью из всего делать поэзию, в незначительном видеть важное. Ему больно за людей, которые не хотят замечать красоту мира, живут серой, будничной жизнью. В знаменитом стихотворении «Послушайте! » он обращается со страстным призывом подняться над прозой жизни и увидеть вокруг себя не «плевоч-ки», а звезды, он хочет зажечь человеческие души, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Он зовет человека к возвышенным целям, к обновлению, преображению, напоминает ему о его высоком предназначении.

Человек,

Землю саму

Зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

Новые звезды придумай и выставь...

Однако толпа глуха к этому крику души поэта. Во многих стихах он рассказывает о своих безнадежных попытках прийти к людям, поведать им о своих страданиях, разделить их горе. Но каждый раз эти попытки оказываются безуспешными. Поэт ощущает страшное, трагическое одиночество.

Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой - взял бы и все обвыл.

У Маяковского сквозь трагическое одиночество, отъединенность от людей отчетливо просматривается тяга к человеческому теплу, участию, пониманию.

Слушайте ж:

Все, чем владеет моя душа,

А ее богатства пойдите смерьте ей!

Великолепие,

Что в вечность украсит мои шаг,

И самое мое бессмертие,

Которое, громыхая по всем векам,

Коленопреклоненных соберет мировое вече, -

Все это - хотите? -

Сейчас отдам

За одно только слово

Ласковое

Человечье.

Он хочет разорвать одиночество и кричит:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит, это кому-нибудь нужно?

Лирический герой Маяковского не хочет изоляции от большого человеческого оркестра. Сквозная метафора «люди-оркестр» в стихотворении «Скрипка и немножко нервно» выявляет позицию «Я», которому хочется преодолеть оставленность всеми, побрататься с любым, кто ему поверит, хоть с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без слов, без такта. Отчаяние свое лирический герой выражает резко, грубо, иронично. В стихотворении «Нате!» ирония переходит в гротеск: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин - «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Зато свое сердце поэт сравнивает с хрупкой, трепетной бабочкой («бабочка трепетного сердца»), которую толпа, «стоглавая вошь», может легко раздавить.

Миру корысти, пошлости, бездуховности Маяковский противопоставляет любовь. «Любовь - это сердце всего», - утверждает поэт.

Письма и стихи, посвященные Л. Ю. Брик, раскрывают всю глубину и силу чувств поэта, которому «кроме любви... нету солнца», который «душу цветущую любовью выжег».

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные проблемы, в которых перемешаны добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное, сиюминутное и вечное.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...