Основные темы и проблемы ранней поэзии А. Вознесенского

Андрей Андреевич Вознесенский (1933 – 2010)

Презентацию выполнила преподаватель русского языка и литературы

Канская Ольга Анатольевна


Семья поэта Вознесенского

Отец - Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций - Братской, Ингурской, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР.

Андрюша Вознесенский с папой Андреем Николаевичем и сестрой Наташей.




  • После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне школа № 1060).
  • В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу.

Фотопортрет Бориса Пастернака, раскрашенный гуашью школьником Вознесенским...


Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу- стремительное, бурное, я рад, что до него дожил" - так писал Пастернак из больницы.


Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов - Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым.

Семён Исаакович Кирсанов (1906 – 1972). Русский советский поэт.

Кирсанов - создатель рифмованной прозы в русской литературе. Ученик Владимира Маяковского, в молодости - один из последних футуристов.





В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962).


В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле "представителей художественной интеллигенции". На трибуну был вызван Вознесенский. Он не успел сказать и нескольких слов, когда Хрущев обрушился на молодого поэта с яростной руганью, с угрозами выслать его из страны. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве, скитаясь по стране, где всегда находились его почитатели.



Ему повезло, что еще до хрущевской ругани он успел побывать за границей. После снятия Хрущева у Вознесенского с властью складываются двойственные отношения. Его выпускают за границу, но только изредка, далеко не на все приглашения, которые он получает.

Выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967); в Нью-Йорке выступления были запрещены. Поездки в Италию, Францию и другие страны, впечатления от них становились строками его стихов


Андрей Андреевич

гастролирует


  • Его печатают, но чаще не печатают. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.
  • В 1964 публикует сборник "Антимиры", инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 выходит сборник "Ахиллесово сердце", затем - "Тень звука" (19/0). В 1979 принимал участие в альманахе "Метрополь" ем считанные разы

Но несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи - проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах "черного рынка" на сборники, в переписанных от руки текстах, в сочинениях смелых десятиклассников


Вознесенский получил в

1978 году Государственную премию СССР.


Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992) (тираж 1000 экземпляров), "Casino "Россия"" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), а также "Девочка с персингом", "Жуткий кризис "Суперстар"", "Гадание по книге"и другие. В 1993 году в журнале "Дружба народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Россия воскресе". В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах. В настоящее время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.


Цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий.


«Песня Акына» на стихи Вознесенского

  • Песня акына Высоцкий

Рок-опера "Юнона и Авось" (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме и в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.




На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (муз.Р.Паулса), "Песня на "бис" (муз.Р.Паулса), "Начни сначала" (муз.Е.Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз.Е.Осина), "Новые московские сиртаки" (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.


на стихи Вознесенского

Н.Гнатюк-

"Танец на

барабане"

Е.Осин-

"Плачет девушка

в автомате"


Последние годы, найдя применение своей "академической" специальности, А.Вознесенский работает в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединяет чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видиом. Выставки этих произведений - видиом- с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходят по многих городах планеты.




Вознесенский

и его жена Зоя

Богуславская



Последний юбилей.

  • Последний юбилей




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

И МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЦЕЙ БНТУ

Реферат на тему:

Жизнь и творчество Вознесенского Андрея Андреевича

Выполнила:

учащаяся 11 «В» класса

Ковалевич Ольга

  • 1. Биография
  • 2. Награды
  • 3. В популярной культуре
  • 4. Библиография
    • 4.1 Сборники
    • 4.2 Поэмы
    • 4.3 Проза
    • 4.4 Песни на стихи А. Вознесенского
  • 5. Литература
  • 6. Интересные факты

1. Биография

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец -- Андрей Николаевич Вознесенский (1903--1974), инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР, участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР; мать -- Антонина Сергеевна (1905--1983), урожд. Пастушихина была родом из Владимирской области. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов был архимандритом, настоятелем Благовещенского муромского собора на Посаде.

В Киржаче Владимирской области Вознесенский провел часть детства. Во время Великой Отечественной войны Андрей с матерью были эвакуированы из Москвы и жили в городе Кургане в семье машиниста. Андрей учился в 1941--1942 годах в школе № 30. Позднее, вспоминая эту пору, Андрей Андреевич написал: «В какую дыру забросила нас эвакуация, но какая добрая это была дыра».

После возвращения из эвакуации учился в одной из старейших московских школ (ныне Школа № 1060). В четырнадцатилетнем возрасте послал свои стихи Борису Пастернаку, дружба с которым в дальнейшем оказала сильное влияние на его судьбу. Окончил в 1957 году Московский архитектурный институт. 46 лет прожил в браке с писательницей, кино- и театральным критиком Зоей Богуславской.

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Он ученик не только Маяковского и Пастернака, но и одного из последних футуристов -- Семёна Кирсанова. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Валерий Леонтьев).

Первый сборник Вознесенского -- «Мозаика» -- был издан во Владимире в 1959 году, и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы и даже хотели уничтожить тираж. Второй сборник -- «Парабола» -- вышел в Москве и сразу стал библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода -- «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, -- было обвинено в формализме.

В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном

Пылайте широко

Коровники в амурах

Райклубы в рококо.

Вознесенский наряду с Евтушенко и Ахмадулиной вызывал резкое неприятие у некоторой части советской литературной общественности. Это неприятие выражалось и в стихах -- например, в стихотворении Николая Ушакова «Модный поэт», 1961:

Он сменною модой недельной

когда-то пленял молодёжь.

Так что ж ты, цветок рукодельный,

сегодня не модно цветёшь?

Или в стихотворении Игоря Кобзева «Комсомольским активистам», 1963:

Им служат оружьем трясучие джазы

И разный заморский абстрактный бред.

У них, говорят, появился даже

Собственный свой популярный поэт…

На улице Горького в «Окнах сатиры» уже в 60-х годах изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, -- и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки -- а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Не менее резкое неприятие вызывал Вознесенский у представителей неподцензурной литературы, которых советская власть не допускала в печать, вынуждая публиковать свои произведения исключительно в самиздате, -- например, Всеволод Некрасов обращался к Вознесенскому с такими стихами:

Не ке ге бе

Не ке ге бе Ву

Понимаешь

Намекая на то, что бунтарская позиция Вознесенского санкционирована КГБ СССР.

Вознесенский неоднократно выезжал в различные зарубежные страны для выступлений: 1961 -- Польша; 1961, 1966, 1968, 1971, 1974, 1977, 1984 -- США; 1962, 1966, 1969, 1976, 1977, 1983 -- Италия; 1962, 1963, 1973, 1982, 1984 -- Франция; 1967, 1977, 1983 -- ФРГ; 1971 -- Канада; 1964, 1966, 1977, 1981 -- Великобритания; 1973 -- Австралия; 1968 -- Болгария; 1981 -- Мексика и мн. др. Он стал одним из самых популярных русских поэтов в США. Вознесенский сдружился с поэтом-битником Алленом Гинзбергом, стал другом семьи Артура Миллера. Его встреча с Мэрилин Монро позднее запечатлелась в строках:

Я Мэрлин, Мэрлин.

Я героиня

Самоубийства и героина.

Другие стихи ещё более откровенны:

В Америке, пропахшей мраком,

Камелией и аммиаком.

Пыхтя, как будто тягачи,

За мною ходят стукачи…

Невыносимо быть распятым,

До каждой родинки сквозя,

Когда в тебя от губ до пяток,

Повсюду всажены глаза…

Пусти, красавчик Квазимодо,

Душа болит кровоточа

От пристальных очей свободы

И нежных взоров стукача.

Через год после сборника «Треугольная груша» вышла посвящённая Ленину поэма Вознесенского «Лонжюмо». Стихотворный сборник «Антимиры» послужил основой знаменитого спектакля Театра на Таганке в 1965 году. Для этого спектакля Владимир Высоцкий написал музыку и спел «Песню акына» на стихотворение Вознесенского.

В 1970-е Вознесенского стали издавать достаточно хорошо, он выступал по телевидению и получил в 1978 году Государственную премию СССР, но в том же году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1978).

Вознесенский -- автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю. Н. Коноваловым), установленного в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России на Тишинской площади в Москве. Скульптурная часть памятника выполнена З.Церетели.

Вознесенский дружил со многими деятелями искусства, о встречах с которыми вспоминал в статьях и мемуарно-биографических книгах. Он был собеседником Сартра, Хайдеггера, Пикассо, встречался с Бобом Диланом.

На стихи поэта написаны популярные эстрадные песни: «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане», «Песня на „бис“» и главный хит «Миллион алых роз», где поэт в стихах пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе. С автором четырёх последних песен Раймондом Паулсом Вознесенский сотрудничал очень много. Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола и до сих пор не сходит со сцены. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».

Жил и работал в подмосковном Переделкино, по соседству с дачей-музеем Бориса Пастернака, где два раза в год, 10 февраля (день рождения Пастернака) и 30 мая (день смерти поэта) проводил поэтические чтения. Встречам с Пастернаком посвящена книга Вознесенского «Мне четырнадцать лет».

Первый инсульт поэт пережил за 4 года до смерти. В 2010 году Андрей Вознесенский перенёс второй инсульт, после которого он окончательно не оправился.

Андрей Андреевич Вознесенский скончался 1 июня 2010 года после продолжительной болезни на 78-м году жизни у себя дома в Москве. Отпевание поэта по православному обряду состоялось в полдень 4 июня в церкви святой мученицы Татьяны при МГУ. Андрея Вознесенского похоронили 4 июня 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с родителями.

2. Награды

· Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) -- за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность.

· В 1978 г. в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.

· Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) -- за большой вклад в развитие отечественной литературы.

· Орден Трудового Красного Знамени (1983).

· Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) -- за книгу «Тьмать».

· Государственная премия СССР (1978) -- за сборник «Витражных дел мастер» (1976).

· Он являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

· Почетный доктор СПбГУП с 1998 года.

· Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2003).

· Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

3. В популярной культуре

вознесенский сборник библиография награда

На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвященное Софии Ротару стихотворение «Голос».

Песня в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 90-х, известна с конца 60-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.

Андрей Вознесенский упоминается (и по свидетельству очевидцев относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996) :

Не учи собаку летать

Не корми конфетами рыб

И не читай Вознесенского вслух

Это очень смешно

Очень смешно

Неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.

А.А. Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.

4. Библиография

4.1 Сборники

· «Мозаика» -- Владимир, 1960

· «Парабола» - М., Советский писатель, 1960

· 40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша» - М., Советский писатель, 1962

· «Антимиры» -- М., Молодая гвардия, 1964

· «Мой любовный дневник» (1965, Flegon, без ведома автора)

· «Ахиллесово сердце» -- М.: Художественная литература, 1966

· Стихи. - М., Художественная литература, 1967

· «Тень звука» -- М.: Молодая гвардия,1970

· «Взгляд» -- М.: Советский писатель, 1972

· «Выпусти птицу» -- М., Современник, 1974

· «Дубовый лист виолончельный». Избранные стихотворения и поэмы. -- М., Художественная литература, 1975. -- 604 с., 100 000 экз.

· «Витражных дел мастер» -- М., Молодая гвардия,1976; М.: Советский писатель, 1980 (Государственная премия СССР, 1978)

· «Соблазн» -- М.: Советский писатель, 1978-1979

· «Избранная лирика» -- М.: Детская литература,1979. - 160 с., 100 000 экз.

· «Безотчётное» -- М.: Советский писатель, 1981

· «Иверский свет» -- Тбилиси: Мерани, 1984

· «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». М., Советский писатель, 1984. - 496 с., 200 000 экз.

· «Ров. Стихи и проза» М.: Советский писатель,1987; 2-е изд. -- 1989.

· «10, 9, 8, 7…» -- М.: Правда, 1987

· «Аксиома самоиска» -- М.: ИКПА, 1990, 562 с., 200 000 экз.

· «Россія, Poesia». М., Огонёк, 1991

· Стихотворения. - М., Молодая гвардия, 1991

· «Видеомы» (1992)

· «Гадание по книге» М.: Аргументы и факты,1994

· «Не отрекусь» (1996)

· «Casino „Россия“» (1997)

· «На виртуальном ветру». М., Вагриус, 1998, 2006

· «Страдивари сострадания». М., Эксмо-пресс, 1999

· «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». Екатеринбург, У-Фактория, 1999

· «Жуткий кризис „Суперстар“» (1999)

· «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)

· «Девочка с пирсингом» М., Терра, 2000

· «Лирика» (2000)

· «Моя Россия» (2001)

· Стихотворения и поэмы. - М., Профиздат, 2001

· «Лирика» (2003)

· «Избранное» (2003)

· «Возвратитесь в цветы!» (2004)

· «Избранное» (2006)

· «Стихотворения» (2006)

· «СтиXXI» (М.: Время, 2006)

· Стихотворения. - М., Эксмо, 2008

· «Тьмать» (М.: Время, 2009)

· «Ямбы и блямбы» (М.: Время, 2010)

4.2 Поэмы

· «Мастера» (1959) -- основа поэмы -- пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров царём Иваном Грозным.

· «Лонжюмо» (1963) -- посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

· «Оза» (1964) -- основные темы поэмы: защита личности от бездушной роботизации, любовь и борьба за неё в век великих катаклизмов.

· «Авось» (1972; рок-опера «Юнона» и «Авось», поставлена в 1981-м) -- прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

· Вечное мясо (1977) -- фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

· Андрей Полисадов (1979) -- история прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

· «Ров» (1986) -- посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

· «Россия воскресе» (1993).

4.3 Проза

· Мемуарная проза, публицистика

· книга «Прорабы духа» (1984)

4.4 Песни на стихи А. Вознесенского

· «Алло» (музыка -- Михаил Литвин, исполнители -- группа «Рондо»)

· «Анафема» (музыка -- Валерий Ярушин, исполнители -- ансамбль «Ариэль»)

· «Апрель» (музыка -- Евгений Мартынов, исполнитель -- Евгений Мартынов)

· «Благодарю» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «В мире друзей» (музыка -- Евгений Клячкин, исполнитель -- Евгений Клячкин)

· «В моей стране» (музыка -- Дмитрий Варшавский, исполнители -- группа «Чёрный кофе»)

· «В моей стране» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнитель -- Мария Пахоменко)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Сергей Никитин, исполнитель -- Сергей Никитин)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Сергей Бальцер, исполнитель -- Сергей Бальцер)

· «Вальс при свечах» (музыка -- Вячеслав Малежик, исполнитель -- Вячеслав Малежик)

· «Верни мне музыку» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- София Ротару, песню также исполняли Ренат Ибрагимов, Муслим Магомаев, Карен Мовсесян, Тамара Гвердцители)

· «Верую в тебя» (музыка -- Евгений Мартынов, исполнитель -- Евгений Мартынов)

· «Где ваша могила?» (музыка -- Альфред Шнитке, исполнитель -- Валерий Золотухин)

· «Год любви» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- Ара Бабаджанян, также исполняли Лев Барашков, Геннадий Бойко, А. Мушегинян, Борис Моисеев)

· «Голая богиня» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Дальняя песня» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнители -- ВИА «Весёлые ребята»)

· «Два стрижа» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва, Ольга Пирагс)

· «Двенадцать дней» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Абдулов)

· «Дуэт» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Айя Кукуле)

· «Загляжусь ли на поезд» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Запомни этот миг» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «Затмение сердца» (музыка -- Раймонд Паулс, первый исполнитель -- Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)

· «И в твоей стране» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Исповедь» (музыка -- Валерий Пак, исполнитель -- Валерий Пак)

· «Исповедь мореплавателя» (музыка -- А. Иосифов, исполнитель -- Иорданка Христова)

· «Летайте самолётами Аэрофлота» (музыка -- Оскар Фельцман, первые исполнители -- ВИА «Весёлые ребята», также исполнял Лев Лещенко)

· «Любовь бросить невозможно» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- Ара Бабаджанян, затем исполнял песню в дуэте с Анне Вески, исполняли также Ирина Чурилова и Карен Мовсесян)

· «Москва-река» (музыка -- Арно Бабаджанян, исполнитель -- Людмила Зыкина)

· «Меняю» (музыка -- Виктор Резников, исполнители -- Тынис Мяги и Иво Линна, из к/ф «Как стать звездой»)

· «Миллион алых роз» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва)

· «Милый мой друг» (музыка -- Дмитрий Бикчентаев, первый исполнитель -- Дмитрий Бикчентаев, исполняли также Т. Клестова и И. Васин)

· «Над пашней сумерки не резки» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «Начни сначала» (музыка -- Евгений Мартынов, первый исполнитель -- Евгений Мартынов, также исполняла София Ротару)

· «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- Галина Беседина и Сергей Тараненко)

· «Не забудь» (музыка -- Виктор Резников, исполнители -- бит-квартет «Секрет», из к/ф «Как стать звездой»)

· «Не исчезай» (музыка -- Микаэл Таривердиев, первый исполнитель -- Иосиф Кобзон, также исполняли Галина Беседина и Сергей Тараненко)

· «Не трожь человека, деревце» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Новые московские сиртаки» (музыка -- Олег Нестеров, исполнители -- группа «Мегаполис»)

· «Ностальгия» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнители -- трио «Меридиан»)

· «Ностальгия по настоящему» (музыка -- Стас Намин, исполнители -- группа Стаса Намина)

· «Особый друг» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- София Ротару)

· «Ода сплетникам» (музыка -- Владимир Высоцкий, исполнитель -- Владимир Высоцкий)

· «Памяти поэта» (музыка -- Давид Тухманов, первый исполнитель -- Александр Евдокимов, также исполнял Валерий Леонтьев)

· «Певец» (музыка -- Вадим Байков, исполнитель -- Вадим Байков)

· «Первый лёд» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнители -- ВИА «Весёлые ребята»)

· «Песня Акына» (музыка -- Владимир Высоцкий, исполнитель -- Владимир Высоцкий)

· «Песня на „бис“» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва)

· «Песчаный человек» (музыка -- Давид Тухманов, исполнители -- группа «Электроклуб»)

· «Плачет девочка в автомате» (музыка Оскар Фельцман, исполнители -- Нина Дорда, ВИА «Веселые ребята» (под названием «Первый лёд»), Евгений Осин,)

· «Подберу музыку» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Яак Йоала)

· «Полюбите пианиста» (музыка -- Раймонд Паулс, первый исполнитель -- Андрей Миронов, также исполнял Валерий Леонтьев)

· «Пушинка белая» (музыка -- Арно Бабаджанян, первый исполнитель -- Валентина Толкунова, также исполняла Анна Литвиненко)

· «Разлука» (музыка -- Оскар Фельцман, исполнители -- ВИА «Весёлые ребята»)

· «Ресторан качается» (музыка -- Игорь Николаев, исполнитель -- Александр Кальянов)

· «Свадебная цыганочка» (музыка -- В. Кеслер, исполнитель -- Юрий Богатиков)

· «Свеча» (музыка -- А. Иосифов, исполнитель -- Иорданка Христова)

· «Свисаю с вагонной площадки» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Севернее всех» (музыка -- Александра Пахмутова, исполнитель -- Лев Лещенко)

· «Сидишь беременная, бледная» (музыка -- Евгений Клячкин, исполнитель -- Евгений Клячкин)

· «Скрипка Паганини» (музыка -- Карел Свомбода, З. Боровец), исполнитель -- Карел Готт)

· «Снег в октябре» (музыка -- Сергей Бальцер, первый исполнитель -- Сергей Бальцер, исполняли также Т. Клестова и И. Васин, ансамбль «Уленшпигель» (последний -- под названием «Снежное сожаление»))

· «Старый Новый Год» (музыка -- Стас Намин, исполнители -- группа Стаса Намина)

· «Старый Новый Год» (музыка -- Дмитрий Бикчентаев, исполнитель -- Дмитрий Бикчентаев)

· «Танец на барабане» (музыка -- Раймонд Паулс, первый исполнитель -- София Ротару, также исполнял Николай Гнатюк)

· «Такое же» (музыка -- Виктор Резников, исполнитель -- Виктор Резников)

· «Тишины хочу» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Ты меня не оставляй» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Алла Пугачёва, Валентина Легкоступова)

· «Убил я поэму» (музыка -- Микаэл Таривердиев, исполнитель -- Микаэл Таривердиев)

· «Человек-магнитофон» (музыка -- Раймонд Паулс, исполнитель -- Валерий Леонтьев)

· «Человек породы Сенбернар» (музыка -- Владимир Мигуля, исполнитель -- Михаил Боярский)

· «Шарф мой, Париж мой» (музыка -- Михаил Барашев, исполнитель -- ансамбль «So-Net»)

· «Я -- Гойя» (музыка -- Александр Градский, исполнитель -- Александр Градский)

· «Я друга жду» (музыка -- Юрий Чернавский, исполнитель -- Михаил Боярский)

· «Я тебя никогда не забуду» (музыка -- Алексей Рыбников, первый исполнитель -- Геннадий Трофимов, в спектакле, а затем и на концертах исполнял Николай Караченцов; также исполняли Евгений Шаповалов и трио «Меридиан»; сейчас в спектакле исполняет Виктор Раков и Дмитрий Певцов)

· Рок-опера «Юнона» и «Авось» (музыка -- Алексей Рыбников)

5. Литература

· В 2015 году вышло первое академическое издание Вознесенский А. А. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г.И. Трубникова -- СПб.: Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. -- (Новая Библиотека поэта).

· Из преамбулы :

С самого начала работы над этой книгой мы видели целый ряд трудностей, из которых назовем главную: отсутствие серьезных филологических исследований, критических работ и научной биографии Вознесенского. За полвека о Вознесенском написана одна небольшая книга, и одна полноценная литературоведческая статья Владимира Новикова 1982 года. Это не означает, что о Вознесенском не писали. Статьи о нем писали Николай Асеев, Валентин Катаев, Виктор Шкловский, Павел Антокольский, Виктор Перцов, Станислав Лесневский, Виктор Боков, Борис Слуцкий, Алла Марченко, Владимир Огнев, Владимир Солоухин, Юнна Мориц, Сергей Чупринин и др., крупные вступительные статьи к собраниям сочинений написали Лев Озеров и Эрнст Неизвестный. Все эти авторы, не отрицая своей субъективности, давали высокую оценку творчества, многие из них не скрывали восхищения талантом Вознесенского, но на подробный научный анализ не претендовали. Несколько кандидатских диссертаций, защищенных за эти годы, не меняют общей картины.

· В 2015 году, в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей» вышла первая объёмная биография поэта, написанная Игорем Вирабовым. Она вошла в шорт-лист премии «Большая книга», однако встретила и резкую критику с обвинениями не только в стилистической глухоте, но и в откровенной неэтичности.

· Анджей Дравич. Партия стучит кулаком по столу/Поцелуй на морозе-с.с.33, 51 (илл. после 51) -- 53, 61.Перевод с польского М.Малькова. Спб.:2013,электр. изд., испр. и дополн.

6. Интересные факты

· В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген). В фильме допущена фактическая ошибка. Эпизод датирован 1958 годом, а стихотворение написано в 1959 году.

· А. Вознесенский как архитектор являлся соавтором памятника «Дружба навеки» на Тишинской площади в Москве (скульптор З. Церетели, 1983).

· В 2013 году в Москве на доме, где в 1966--2010 годах жил Вознесенский, установлена мемориальная доска.

· В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.

· Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Полная биография поэта 60-х годов Андрея Андреевича Вознесенского. Общая характеристика поэзии периода "оттепели". Анализ убеждённых интернационалистов и сторонников мира без границ. Сущность важных особенностей поэтики. Проблемы ранней поэзии писателя.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2015

    Жизнь и творчество русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Мантия доктора Оксфордского университета. Страстная любовь к охоте. Западничество - роман "Накануне". Личная жизнь писателя: любовь к Полине Виардо. Стихи в прозе, роман "Отцы и дети".

    презентация , добавлен 04.11.2014

    Биография, первые стихи Ивана Бунина. Знакомства с величайшими писателями. Путешествия - одна из жизненных страстей Бунина. Писатель ярко себя проявил как прозаик, поэт и переводчик. Бунин покидает Россию. В 1933г. Бунину присуждена Нобелевская премия.

    презентация , добавлен 19.09.2010

    Семья Булата Шалвовича Окуджавы. Участие в Великой Отечественной войне. Годы обучения, начало творчества, исполнение собственных стихов. Рабочая биография писателя, его творческое наследие. Память о неординарной личности и судьба песен на его стихи.

    презентация , добавлен 29.10.2014

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Жизнь и творчество великого смоленского поэта. Поэтические произведения Николая Ивановича Рыленкова. Стихи о родном крае, о простых людях, о родной природе. Стихи о весне, о цветах, о птичьих трелях. Близость к родной природе.

    реферат , добавлен 30.01.2007

    Биографические сведения о жизни детского советского поэта Куликова. Первые стихи "На пустыре" и "Про коты", опубликованные в 1946 году в газете "Пионерская правда". Место матери в жизни и творчестве поэта. Награды от государства за литературный труд.

    презентация , добавлен 09.12.2013

    Война длинною в жизнь. Юность поэтессы. Первые стихи. Стихотворения о Великой Отечественной войне: из-за парты в блиндаж; "основное дело" ее жизни; Юлия Друнина и Зинаида Самсонова. О войне после войны. Ю. Друнина - секретарь Союза писателей. О любви.

    реферат , добавлен 09.02.2008

    Зинаида Николаевна Гиппиус - Дама, законодательница мыслящего Петербурга. Раннее детство, религиозное воспитание. Самый крепкий брак "Серебряного века". Стихи - это воплощение ее души. Путешествие в Италию. Новая жизнь – эмиграция. Мемуары о муже.

    реферат , добавлен 02.11.2008

    Андрей Битов - автор многочисленных рассказов, повестей, очерков и литературно-критических эссе. Этапы биографии писателя, особенности его творческого стиля. Характеристика персонажей первых повестей Андрея Битова. Премии, которых был удостоен писатель.

Андрей Вознесенский – знаменитый и талантливый автор стихов и песен, которые знал и любил весь Советский Союз, родился в Подмосковье 12.05.1933 г.

Детство

Андрей Вознесенский – интеллигент в третьем поколении. Его отец был одним из крупнейших советских инженеров, руководил строительством нескольких гидроэлектростанций, был доктором технических наук.

Прадед был служителем церкви, носил титул архимандрита. И хотя «поповское происхождение» во времена становления Советской власти не приветствовалось, мальчик всегда помнил о том, что его предки были интеллигентными, образованными и уважаемыми людьми и старался им соответствовать.

Мама была из простой семьи, но тоже получила базовое образование. Хотя она почти всю жизнь не работала, посвятив себя мужу и сыну. Во время войны их эвакуировали в далекий уральский город Курган.

Вспоминая об том времени, Вознесенский всегда подчеркивал, что именно тогда, когда было тяжелее всего, люди бережно и внимательно относились друг к другу. Эти годы научили его ценить даже то малое, что имеешь и не бояться искренне проявлять свои чувства.

Литературное восхождение

Литературные способности мальчика раскрылись очень рано. Писать стихи он начал с самого детства. Рифмы складывались непринужденно сами собой, и даже в ранних произведениях уже присутствовал сложный ритмический рисунок. Андрей часто писал для школьной стенгазеты, но больше сочинял для себя.

Родители поощряли его творчество, но посоветовать или покритиковать не могли – оба они были далеки от литературы.

Пытаясь получить объективную оценку своего творчества, еще в подростковом возрасте Андрей отправил письмо уже находящемуся на пике популярности любимому своему поэту Борису Пастернаку и попросил честно высказать свое мнение о вложенных в письмо стихах.

К своему удивлению, он очень быстро получил ответ, в котором Пастернак подтвердил, что мальчик действительно талантлив. Знаменитый поэт написал, что несказанно рад знакомству с юным дарованием и с удовольствием будет продолжать общение.

Умение наблюдать и размышлять, которое было привито мальчику с детства, с одной стороны и сделало его известным, так как его стихи всегда отличались точность, ясностью, нестандартными образами.

С другой же оно сослужило ему плохую службу, поскольку многое звучало как критика сталинского режима. В стихах ему удалось отразить несоответствие звучавших со всех сторон призывов и лозунгов повседневным реалиям советского пространства.

В опале

Хотя Вознесенский по настоянию отца получил архитектурное образование, душа и мысли его были заняты литературой. Первые публикации состоялись уже после получения диплома. И сразу же на него обрушилась критика советской цензуры. Впрочем, до того, как ситуация крайне обострилась, успели выйти два его поэтических сборника.

Редактор первого из них поплатилась за это своей должностью. Практически весь тираж второго молниеносно убрали с открытой продажи.

Однако в те годы поэзией увлекались многие, часто устраивались литературные чтения и поэтические вечера. Поэты собирались на Арбате и в здании Московского политеха. Вознесенский быстро стал популярным. Познакомился с другими молодыми и талантливыми авторами, которые тоже подвергались жестокой критике и гонениям: Евтушенко, Ахмадулиной.

И если в годы Хрущевской оттепели на многое закрывали глаза, то в начале 60-х любое проявление инакомыслия тут же ставило человека под прицел спецслужб. Тогда в СССР началась волна массовой эмиграции. Уехало множество талантливых ученых, артистов, музыкантов, деятелей литературы и искусства. Попал под эту «зачистку» друг и наставник Вознесенского Борис Пастернак.

В 1963 году началась откровенная травля поэта. Тем более, что за два года до этого он выезжал в США для проведения творческих вечеров среди русских эмигрантов. О поэте ходили разные слухи. Одни считали его прислужником КГБ, который просто подстрекал своими бунтарскими стихами проявить несогласие с режимом других литераторов. Другие же убеждены в том, что спецслужбы реально травили и преследовали его по приказу самого Хрущева.

Так или иначе, долгие годы, вплоть до начала 70-х его сборники издавались исключительно за границей, публичные выступления в СССР не приветствовали, хотя невыездным он тоже не был. На этот период литературные и поэтические вечера за границей стали для него настоящей отдушиной и не позволили сдаться и забросить свое творчество.

Песенное творчество

Прекрасные, ритмичные, лиричные стихи поэта легко ложились на любую музыку. Кстати, первый такой опыт у Вознесенского состоялся в сотрудничестве с другим гениальным бардом неподражаемым Владимиром Высоцким.

Скандально известный Театр на Таганке в 1965 году поставил целый спектакль, основой для которого стал сборник стихов Вознесенского «Антимиры». Один из них Высоцкий положил на музыку и так родилась первая песня.

Страстным поклонником творчества поэта был популярный латышский композитор, автор бесчисленного количества хитов Раймонд Паулс. В творческом тандеме, который просуществовал не один десяток лет было написано огромное количество всенародно любимых произведений, многие из которых вошли в репертуар советской примадонны Аллы Пугачевой: «Миллион алых роз», «Танец на барабане» и др.

Настоящий фурор среди зрителей произвела первая советская рок-опера «Юнона и Авось», созданная гениальным режиссером Марком Захаровым. Либретто в опере было написано Андреем Вознесенским, а музыка – композитором-песенником Алексеем Рыбниковым. Премьера состоялась в 1981 году в театре Ленинского комсомола, и это произведение до сих пор не сходит со сцены и все так же тепло принимается зрителями.

Жизнь и смерть поэта

Всю свою жизнь поэт любил одну-единственную женщину – театроведа, литературного критика Зою Богуславскую. Они прожили в браке неполные пятьдесят лет до самой смерти поэта. Вознесенский любил жизнь во всех ее проявлениях – с удовольствием путешествовал, вел физически активную жизнь, любил плавать, кататься на лыжах.

Все его предки ушли из жизни в достаточно преклонном возрасте, и сам Вознесенский долго сохранял ясность ума и активность. Но в конце 90-х самочувствие поэта резко ухудшилось. Жена настояла на проведении всестороннего обследования, которое и выявило у него тяжелое генетическое заболевание – болезнь Паркинсона, поражающее нервную систему.

Более 10 лет поэт, постепенно слабея, самоотверженно боролся с недугом, и все это время любящая супруга находилась с ним неотлучно. Сначала он потерял голос, затем ослабели мышцы рук и ног. В последние месяца поэту было трудно даже передвигаться самостоятельно. Первого июня 2010 года одного из самых выдающихся наших современников не стало. Похоронен он на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца.

Андрей Вознесенский краткая биография и интересные факты из жизни советского поэта-шестидесятника изложены в этой статье.

Поэт Андрей Вознесенский краткая биография

Вознесенский Андрей Андреевич родился в мае 1933 года в Москве в семье инженера-гидротехника. Детские годы мальчик провел в родном городе его мамы – Киржач.

В годы Великой Отечественной войны 8-летний Андрей вместе с мамой перебирается в город Курган. Здесь он ходит в школу. Возвратившись в Москву, Андрей заканчивает одну из старейших школ столицы.

Писать стихи начал рано – в 14 лет. На его творчество огромное влияние оказал , с которым они, впоследствии, подружились. Получив школьный аттестат, Вознесенский поступает в архитектурный институт. Стоит отметить, что окончив его в 1957 году, писатель никогда не работал по профессии.

Творческая жизнь Андрея Андреевича развивалась довольно стремительно. В 1958 году были опубликованы его стихи, а через два года свет увидел сборник поэзии «Мозаика». Но он был раскритикован властью и Вознесенского поставили один ряд с шестидесятниками. Но он не упустил руки и через пару месяцев выпустил второй сборник «Парабола».

Тогдашний правитель страны, Никита Хрущев, ополчился на поэта и решил выгнать из страны литератора. Но получилось так, что среди поклонников Вознесенского были Роберт и Джон Кеннеди. Благодаря протекции президента США Андрея Андреевича оставили в стране. Также он познакомил поэта с великим драматургом Артуром Миллером и кинодивой Мэрилин Монро.

Вознесенский в 1962 году выпустил еще один сборник «Треугольная груша». Власть вновь критикует автора, придворные критики одну за другой выпускают разгромные статьи. Но народ полюбил поэта, и стихи перепечатывались вновь и вновь.

Наиболее популярны стихи Вознесенского — «Миллион алых роз», «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Танец на барабане», «Подберу музыку», «Юнона и Авось».

Что касается личной жизни, то большую часть жизни он прожил с Зоей Богуславской, поэтессой, прозаиком и драматургом. Поговаривают, что Вознесенский тайно был влюблен в Татьяну Лаврову, актрису. Но Богуславскую он не покидал. Общих детей у пары не было.

авлинский

Давно замечено, что стихи истинного поэта выигрывают, когда их собирают вместе.

Представим невозможное. Никому не известный автор лет эдак двадцать назад приносит в редакцию стихотворение, начинающееся такими строчками:

Табуном рванулись трибуны к стартам,
В центре - лошади, вкопанные в наст.
Ты думаешь, Вася, мы на них ставим?
Они, кобылы, поставили на нас.
На меня поставила вороная иноходь.
Яблоки по крупу - ё-моё...
Умеет крупно конюшню вынюхать.
Беру все финиши, а выигрыш ее.
Королю кажется, что он правит.
Людям кажется, что им они.
Природа и рощи на нас поставили.
А мы - гони!..

Вообще, он умеет заставить читать и слушать его стихи. Можно, скажем, назвать поэму «Август», но с таким заголовком ее в газетной полосе заметит не каждый. А вот назови никому не понятным словом «Зарев», и читательский глаз непременно за него зацепится. А в специальной сноске можно пояснить, что это тот же «август», только устаревшее название - из языческого календаря. Вы хотите оспорить эстетическую значимость такого приема? Пожалуйста, но поэт так или иначе достиг цели: произведение его прочитано, а главное, в конце концов, то, что оно оставило в вашем сердце.

Некоторые считают, что Андрей Вознесенский поэт рассудочный, холодный. Один из опытных критиков даже пытался объяснить его популярность тем, что читателям, дескать, нравится разгадывать всяческие словесные головоломки (как-никак интеллектуальное занятие!). По-моему, такое объяснение наивно. Правда, среди произведении поэта есть стихи очень разных температур и многосложная метафоричность мышления (то, что С. Наровчатов назвал «необузданностью фантазии») не всегда соответствует масштабам переживаний.

Но, чтобы разобраться обстоятельно в его творчестве, начнем обо всем по порядку. Кто-кто, а Вознесенский не может пожаловаться на невнимание критики. Кажется, начиная с первых его шагов в поэзии, за ним пристально следили, подбадривали при удачах и уличали в оплошностях, учили и наставляли, ругательски ругали и превозносили до небес. Но, по-видимому, это тот случай, когда обилие написанных о поэте статей не свидетельствует о глубине его изученности. Ведь до сих пор наиболее значительные стихи и поэмы его получают, как правило, на только противоречивые оценки, что иной раз может показаться - они относятся к разным произведениям. Поэма «Оза» удостоилась, например, прямо противоположных отзывов С. Рассадина (считают это произведение насквозь искусственным) и А. Марченко (посвятившей ему настоящий критический панегирик). Оба отзыва были опубликованы на страницах журнала «Вопросы литературы» в сопровождении коротенькой вступительной заметки, в которой редакция обещала в дальнейшем вернуться к обсуждению поэмы и высказать о ней собственное, надо думать, более объективное мнение. Но это обещание, вероятно, забылось в наплыве других журнальных дел.

В последних статьях о Вознесенском также сохраняются и апологетическая, и разносно-отрицательная линии критики. Лучшей в этом множестве материалов, по-моему, остается небольшая статья С. Наровчатова «Разговор начистоту», хотя и ей все же - пусть самую малость - не хватило авторской доброты.

Почти все полемисты, пишущие о Вознесенском, при многих расхождениях согласны, по крайней мере, в одном: что этот художник совершенно своеобразен и не похож ни на кого из сверстников. Это, разумеется, нужно считать ценным качеством в том случае, если поэт сохраняет прочные связи с духовной жизнью народа, с лучшими традициями отечественной поэзии. Но как раз по этому пункту о Вознесенском высказано наибольшее количество разноречивых мнений. Примечательную характеристику художественного стиля Вознесенского дал его литературный собрат Евтушенко: «Мир предстает в стихах Вознесенского таким, каким он может представляться лишь при стремительном движении, - смазанно мелькающим, хаотично смещенным. Он переполнен врубающимися в глаза и тут же исчезающими яркими цветовыми пятнами, на секунду выхваченными, как лучом прожектора, лицами». Однако, по мнению Евтушенко, при таких скоростях поэту «некогда чувствовать», и далее он высказывает пожелание, чтобы тот поубавил темп. Напротив, один физик (а в спор о Вознесенском включились и физики) даже ставил поэту в заслугу то, что он якобы решительно рвет с классическими традициями, демонстрируя сугубо современные, скоростные методы образного мышления. Однако, несмотря на новизну поэтической формы, Вознесенский все же начинал не от нулевой отметки, а творчески воспользовался достижениями старших поэтов - Вл. Маяковского и Н. Асеева, а кое в чем - В. Хлебникова и М. Цветаевой. И, несмотря на собственные задиристые декларации («Нас мало. Нас, может быть, четверо»... и т. п.), его объединяют со своим поэтическим поколением прочные духовные узы. А. Урбан еще в 1962 году справедливо отметил, в частности, что «... у Цыбина и у Вознесенского в поисках художественной выразительности много общего». Верно и другое наблюдение критика: «Пристрастие к определенным темам, мажорные ритмы, пестрота и буйство красок отражают известные свойства характера лирического героя. В сущности, это общее качество за немногим исключением присуще всей поэтической молодежи. Это общность поэтов примерно одного поколения».

В первых книгах Вознесенского бодрая энергия действительно бьет ключом. Он преклоняется перед гениальными созданиями мирового искусства, однако и тут для него нет неприкасаемых авторитетов. Он неравнодушен к сочным, плотским краскам, и молодое жизнелюбие диктует ему задиристый лозунг: «Долой Рафаэля! Да здравствует Рубенс!». Поводы для восхищения жизнью он находит где угодно. Вот с восторгом живописует пеструю суету грузинских базаров. Вот подсмотрел сценку в сибирском селе - разгоряченные после бани женщины нагишом бросаются в снег. И сразу рождаются пламенные сравнения: «Эти плечи, эти спины наповал, будто доменною печью запрокинутый металл!». Вот на городской улице увидел лоток с арбузами - новая художническая радость. Так обаятельна жизнь, что даже околыши милицейских фуражек выглядят совсем не грозно - напоминают сочные ломти арбуза. «Мы противники тусклого. Мы приучены к шири - самовара ли тульского или ТУ-104», - поясняет поэт свое жизнеощущение. Характерно, что в этих радостных декларациях, олицетворяющих полноту бытия, совершенно естественно возникают образы из мира науки и техники, они полноправно входят в жизнеутверждение поэта-урбаниста, их художественное освоение не представляет для него никаких затруднений. Эта особенность уже с первых шагов отличает стихи Вознесенского от ранней лирики Цыбина и других поэтов сельской традиции. Однако и в порывах юношеского патриотизма, и в оптимистической вере в жизнь оба названных художника идут параллельными путями. Перекликаются они и в лирических темах. Но, быть может, именно в сходных сюжетах особенно сказывается разный жизненный опыт, ярче выступает различный склад их дарований.

На грузинском базаре Вознесенский видит прежде всего великолепное сочетание красок. Яркое скопище людей, щедрые дары природы - ведь это прекрасный объект для художника! «Да здравствует мастер, что выпишет их!» - восклицает автор, и стихотворение звучит общим гимном творчеству, красоте и изобилию жизни. Цыбин глубже знает народный быт и, рисуя свою цветастую среднеазиатскую «Ярмарку», он тщательно детализирует, намечает психологию отдельных персонажей картины. В другой раз он рассказывает о том, как Зарину-свет Петровну просватали, подробно выписывает портреты старого жениха - «главбуха» и отца невесты. Для него, скажем, небезразлично, как последний, обжираясь на свадьбе, «об штаны вытер селедку». Тут в каждой черточке сквозит конкретный, живой характер.

В произведениях Вознесенского действуют, как правило, менее колоритные люди - их образы приближаются к символам, они - прямые выразители определенных идей. У него выходит замуж не глупая молоденькая девчонка, а сама «молодость», лишенная каких-либо характерных примет, - автор дает лишь одну трогательную, щемящую деталь: «...дрожишь, как будто рюмочка на краешке стола». Но эта деталь создает нужную лирическую атмосферу: нагнетает жалость к нелепо ошибающейся молодости, отвращение к происходящей свадьбе-сделке. Все второстепенное удалено из текста, полутонов нет, а главные детали необычно укрупнены, выдвинуты на передний план. Живопись весьма своеобразная, необычная - резкостью ведущих цветовых тонов, контрастными решениями она сродни плакату, а напряженной духовностью - древнерусской иконе. (Вообще Вознесенский прекрасно чувствует наше древнее искусство. Не зря же его кумир - Рублев, и обширная поэма посвящена строителям храма Василия Блаженного).

В такой стилистической манере есть, конечно, и свои издержки, но есть и неоспоримые преимущества: большая обнаженность и заостренность мысли - то, что нередко называют «интеллектуализмом формы» (А. Урбан). Можно принимать или не принимать эту манеру, но важно ее правильно понять и не требовать от художника того, от чего он сознательно отказался ради успешного решения других задач. Лирик по преимуществу, он, по-видимому, не умеет лепить реальные характеры, зато он лирик особенный - необыкновенно яркий, громогласный. И хотя жизнерадостный задор был преобладающим настроением его первых книг, уже в них чувствовался обостренный интерес поэта к борьбе добра и зла, к трагическим узлам жизни.

Как поэт субъективный, с мощным воображением, Вознесенский внешне не очень зависим от впечатлений окружающей жизни. Подобно многим сверстникам, он взялся за историческую тему, занялся поисками родословных «корней». Однако обратился не к тому близкому прошлому, которое прямо или косвенно (через семейные предания) находится в пределах досягаемости личного опыта. Он встряхнул седую старину - эпоху Грозного - и создал яркую, феерическую поэму о строителях Покровского собора. Впрочем, поэт не ставил перед собой задачи воспроизвести легендарное событие в его точных бытовых подробностях (эта задача была на два десятилетия раньше блистательно осуществлена Д. Кедриным). История для поэта - лишь эффектный фон, на котором он разворачивает грозный карнавал своей условнообобщенной драмы, заостряет непримиримый конфликт между «художниками всех зремен» и антинародной, тиранической гластью. Внешне, по своему условному колориту, посвященное старине произведение Вознесенского сущностью нравственного конфликта оказалось жгуче актуальным. Самой своей масштабностью и вольнолюбивым пафосом оно оказалось созвучным нашему грозному времени. Поэма «Мастера» сильна напряженным трагизмом и несомненным жизнеутверждением. И хотя поэт погружает своих героев во тьму, которая «безгласна, как лик без глаз», хотя говорит о страшной казни зодчих, все-таки оптимистические поты берут в его поэме верх над мрачными. И мы верим обещаниям лирического героя продолжить славные дела пращуров, воплотить их мечты в создания прекрасных городов будущего.

Впоследствии Вознесенский заметно отошел от юношеского оптимизма. С годами он все глубже проникался сознанием, что боль, страдания, несправедливость - отнюдь не только удел наших предшественников, так же, как и жестокое тиранство еще не отошло в область предания с эпохой Грозного. Параллельно создаются стихи о русской старине, в которой также немало было всяческого уродства и социального гнета. Рождаются и иные произведения - о тяжком наследии, полученном нами от прошлого, о том темном и низком, что еще не изжито, не преодолено в нашем быту. Вся эта разнокалиберная лирическая россыпь стихотворений объединяется под единой «крышей» - поэт называет новую книгу «Сорок отступлений из поэмы «Треугольная груша».

Семь лет назад, когда впервые появилась эта книга, я написал статью, в которой довольно резко отозвался о гражданской позиции автора. Однако упоминаю об этом, разумеется, не для того, чтобы покаяться в давнем грехе. Многие из упреков, сделанных поэту в то время, я мог бы повторить и теперь, хотя с расстояния времени для меня стали очевиднее и сильные стороны произведения. Это книга страшных и мрачных, подчас фантасмагорических образов. Тут и бьющиеся, «как белые прожекторы» , ноги избиваемой женщины, и отрубленная голова царской любовницы, «точно репа с красной ботвой», и сам поэт, разрезанный на семнадцать частей фотообъективами американских соглядатаев. Автор слишком потрясен увиденными ужасами, слишком торопится захватить ими читателя, даже не успев основательно в них разобраться. Куда девались его неукротимая энергия, ненасытная, казалось, жажда жизни. Они сменились совсем иными настроениями. Преобладающий тон в книге - оскорбленная гуманность, тоска, уныние.

Страшные картины из «Треугольной груши» все-таки кажутся довольно скромными и сдержанными по сравнению с тем разгулом мрачной фантазии, с той вереницей кошмаров, которые автор развернул в своих последующих книгах. В «Эскизе к поэме» он, например, подробно, до натуралистических деталей, рисует самоубийство молодой нашей современницы - возлюбленной лирического героя. В ее уста вкладывается пронзительный монолог, однако мотивы самоубийства (а следовательно, и характер героини!) остаются все же не вполне проясненными (так - общее недовольство жизнью, роковой «треугольник» в любви, вероятно, особая ранимость души). Честный это человек или просто слабый, благородный или способный на бесчисленные компромиссы с совестью? Об этом приходится гадать, поскольку поэт избегает необходимых художественных разъяснений. Что же тогда он считает нужным сообщить читателю? В двух словах это можно выразить так: она страдала. Да, героиня, без сомнения, глубоко страдала - слова ее монолога раскалены неподдельной болью,- и этого, по-видимому, вполне достаточно, чтобы завоевать исключительное внимание поэта. И для него уже неважно, сколь объективно весомы мотивы, побудившие женщину расстаться с жизнью (раз погибла - значит, весомы!), как неважно и то, что судьба безвестной москвички разительно напоминает трагическую участь заокеанской кинозвезды, чей предсмертный монолог помещен в «Сорока отступлениях...». Между тем в «Монологе Мэрлин Монро» драма самоубийства была гораздо содержательнее и яснее. Это была вполне социальная драма. Из отрывистых реплик-выкриков героини встала судьба модной актрисы Запада, вынужденной эксплуатировать свою красоту и талант в угоду распутному обществу. В ушах читателя остается ее отчаянный крик «Невыносимо!», многократно повторяемый в стихотворении. Острота переживания подкреплена здесь и пластическим изображением тяжких, унизительных для героини сцен. Стихотворение звучит как неотразимое обвинение социальному строю, который довел человека до гибели.

Но что же опустошило, заставило полностью разочароваться в жизни героиню «Эскиза»? Туманные намеки на то, что «невиноватые виноватен мало что говорят читателю, так же, как трогательные советы любимому быть «повнимательней» со cледующей» возлюбленной. Во второй главе в отрывке, из которых состоит «Эскиз», воспроизведен кошмар текучести всего сущего - сонный кошмар, показывающий тяжелое психическое состояние героя, но опять- таки мало проясняющий саму трагическую ситуацию:

Квадраты расползаются в эллипсы.
Никелированные спинки кроватей текут,
как разварившиеся макароны.
Решетки тюрем свисают,
как кренделя или аксельбанты...

Поэт не желает своевременно остановить этот всеобщий распад - это уже хаос, с которым не борются, хаос торжествующий. Поэт с увлечением и редкой изобретательностью прибавляет к изображению все новые детали. Для чего? Очевидно, вся картина- циклопически развитая метафора, зрительное воплощение трагической формулы: «Все течет. Все изменяется. Одно переходит в другое». Так трансформируются в сознании заснувшего героя мысли о необратимости бытия, о бренности всего сущего, о невозможности вернуть утраченное. Однако и в этом с виду сюрреалистическом изображении трагически мечется и бьется живая искра человечности. Новый кошмарный сон героя (или уже самого автора?) - клетка лифта обрушивается на голову. Клетку на боль - это сигнал опасности, необходимый каждому живому организму. Однако стоило ли бы жить, если бы вся жизнь состояла из одной бесконечной пытки? В «Больной балладе» крик «Больно!» становится для Вознесенского чуть ли не рыцарским девизом, с которым он собирается кинуться на битву с мировым злом. Если утрата чувствительности - смерть, то ощущение боли - уже означает жизнь. Но эта истина колеблется в стихах поэта где-то на грани превращения в свою противоположность: жить - значит непрерывно чувствовать боль, мучиться. Это и дало повод Вл. Турбину назвать Вознесенского организатором поэтического треста «Главболь». Язвительное определение, но, увы, ему не откажешь в меткости!

Думается, что эта особенность приобрела своеобразное преломление от возрастающего интереса к различным уродствам мира. Если он рисует деспота, то непременно такого, чтобы мороз по коже. С головой казненного в руке. («По лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл».) Если изображает любовную драму, то непременно что-нибудь болезненное, исключительное. Десятиклассник и учительница, старый свекор и юная сноха. Даже... человек и дерево. Да, в «Балладе-яблоне», желая возвеличить чудо зарождения новой жизни, поэт использовал весьма натуралистические образы, и это не столько очеловечило яблоню, сколько спустило с высоты человека. Ведь главным образом по линии биологической сближают­ся человек (герой стихотворения молодой летчик) и яблоня, тело которой тяжелеет от людского семени и которая «врыта по пояс, орет и зовет удаляющийся самолет».

Но, разумеется, не подобные промахи определяют главное в сложной поэзии Вознесенского, иначе ее мало кто любил бы и знал в нашей стране. Необыкновенная, порой кричащая яркость его красок чаще, конечно, не мешает, а напротив, способствует лирической выразительности образов. Поэт любой ценой стремится привлечь читателя к главным болевым точкам времени, показать множественность человеческих страданий в сегодняшнем мире и тем самым способствовать их устранению. Он не говорит в стихах - он кричит в огромный рупор, он показывает не рисунки или картины, а огромные плакатные полотнища. Как потерпевший кораблекрушение, он разводит на берегу высокий костер и бегает вдоль морской кромки, размахивая руками: заметьте же наконец! Обратите внимание! «SOS!» «SOS!» И надо отдать ему справедливость: эта позиция имеет все преимущества перед поэзией прописных истин и безоблачного благополучия. Однако дело ведь не только в том, чтобы указать (многократно увеличив) на существующие уродства, но и заставить человека бороться с ними, мобилизовать его волю. А в этом поэт нередко оказывается слабым или слишком полагается на духовную вооруженность читателя.

Для понимания задач, которые ставит Андрей Вознесенский перед искусством, характерны его раздумья в «Диалоге Джерри, сан-францискского поэта». Стихотворение это кажется несколько длинноватым (все оно построено на вопросах и ответах - с обнаженной логической последовательностью), однако завершается сильным, энергичным четверостишием, очевидно, выражающим творческое кредо автора:

В ответы не втиснуты
судьбы и слезы.
В вопросе и истина.
Поэты - вопросы.

Неоспоримая привилегия подлинного искусства - ставить перед современниками актуальнейшие вопросы действительности. Однако усматривать задачи поэзии только в этом столь же односторонне и узко, как уравнивать жизнь с ощущением боли.

Вознесенский, конечно, пишет не о советском поэте, однако ведь и на Западе прогрессивная эстетическая мысль давно пришла к выводу, что «...искусство изобретено и создано как раз для того, чтобы помочь распутать то, что запутано...» Приведенные слова принадлежат, между прочим, знаменитому Сент-Беву - мир услышал их ровно сто тридцать лет назад. «Можно накопить помимо своей воли много наблюдений, сгущенных до концентрации яда,- писал французский эссеист,- но чтобы получить пригодные для искусства краски, их надобно разбавить и растворить. Вот эти-то краски вы и должны предъявить публике, а яд держите для себя. Ваше мировоззрение может быть и мрачным, и убийственным, но искусство не должно быть таким никогда». Разумеется, мы не обязаны следовать за каждым поворотом мысли Сент-Бева, но нельзя не разделить гуманистического пафоса его раздумий об искусстве. Современники трагического и прекрасного XX века, наследники Пушкина и Белинского, мы, конечно, тоже не примиримся с тем, что поэзия порой хочет сложить с себя гражданский сан учителя жизни. Впрочем, по-видимому, и сам Вознесенский почувствовал нравственную недостаточность своей художественной формулы, потому и заслонился от критики фигурой американца Джерри.

Ловлю себя на том, что, желая объективно разобраться в талантливой и сильной поэзии Вознесенского, больше спорю с ним, чем отмечаю бесспорные достижения. Почему это? Почему вообще, любя или не любя его, удивляясь ему, с ним постоянно спорят? Быть может, своеобразие его поэтики заставляет видеть и его достоинства и недостатки как бы сквозь сильное увеличительное стекло - они резко бросаются в глаза и поэтому становятся поводом для острых дискуссий? К яркой экспрессивности зрительных образов тут надо прибавить чрезвычайно сложную, богатую звуковыми ассоциациями музыкальную и ритмическую организацию стихотворений; вспомним, например, такое излюбленное средство, как выделение одного ведущего понятия, слова в качестве музыкального лейтмотива произведения: «Тишины хочу, тишины... Нервы, что ли, обожжены? Тишины... чтобы тень от сосны, щекоча нас, перемещалась, холодящая словно шалость, вдоль спины, до мизинца ступни, тишины...»

Изощренность поэтического слуха проявляется у Вознесенского и в умении сталкивать, сближать очень разные по смыслу слова, если они имеют сходное звучание, при этом автор извлекает самые неожиданные художественные эффекты.

Знаменосец боли и заступник всех страждущих, Вознесенский проявляет острый интерес и к тем, кто является виновником человеческих бед, к различным носителям зла. Отрицательный герой определился в его лирике довольно давно, с первых же книг. Речь идет не об отрицательных персонажах вообще (таких во все годы в стихах Вознесенского было немало: это и подонок, избивающий женщину, и преступный «снохач», сплавивший на Колыму собственного сына, и распутная генеральша, и ее циничный приятель-шофер, и всяческие другие уроды). Речь идет об основном противнике - нравственном антиподе лирического героя. Такой противник, мне кажется, появился впервые у Вознесенского в стихотворении «Гость у костра». Это в общем-то жалкий человечишка, похожий на того мещанского «слизня», который внушает неистощимую ненависть Владимиру Соколову. Однако он имеет некоторые отличительные особенности, присущие исключительно ему. Он не только одет в современный костюм и усвоил внешне интеллигентные манеры, он умеет имитировать напряженную духовную жизнь. Он даже неглуп, читает популярные брошюры, пользуется научной терминологией. Однако верхи знаний нужны ему лишь для того, чтобы живописнее задрапировать свою нравственную пустоту. И хотя в его речи звучит самоосуждение - «Я мразь!», однако это всего лишь риторический прием, рассчитанный в конечном счете на сочувствие. Ведь по его логике весь род человеческий состоит из подобных же «мразей». Кстати, он охотно говорит от лица поколения, пытается характеризовать свое время («век атомных распадов»), претендует на определенную философию.

Ничего подобного нет в лирике сверстников Вознесенского. Цыбинский Сенька ведет бездумное, амебообразное существование и вполне им доволен. «Калымная жизнь» да легкие победы над сельскими девчатами, и он вполне счастлив. Недалеко ушел от него и «беспечный слизень» Вл. Соколова, вросший в собственный дом с фикусами и погрязший в накопительстве. Внешне герой Вознесенского резко отличается от своих литературных собратьев. Он вроде бы удручен падением нравов, вроде бы скорбит душой - но что же, мол, делать? «Се ля ви»!.. И он охотно оправдывает нравственную нечистоплотность, становится на точку зрения убежденного подонка - смеется над всем чистым и возвышенным:

Мы поколенье лишнее.
Мы - маски без лица.
В любви мы знаем лифчики И никогда - сердца.
Стареющие женщины Учили нас любви,
Отсюда горечь желчная И пустота в крови.
В эпоху изотопов.
Реакторов, пластмасс Я, человек, затоптан,
Я - мразь. А вы - про Марс...

Итак, проповедь беспардонного цинизма выписана сильно и энергично. Пожалуй, еще ни один из подонков, обличаемых другими поэтами, не выступал с такой откровенной программой пошлости, с ее развернутым «теоретическим» обоснованием. Перед нами, конечно, не «лопоухий» Сенька и не лощеный сноб Соколова, а, так сказать «гад» по призванию и убеждению. Для верности поэт еще сделал его иеговистом, то есть и врагом политическим. Однако можно было и не выжигать на лбу героя дополнительного клейма: лицо враждебной идеи и без того обозначилось вполне определенно. И пусть положительная героиня стихотворения - некая Лялька - ведет себя довольно истерично, пусть излияниям пошляка она ничего не умеет противопоставить, кроме лихорадочных оплеух (а потом разражается слезами), все же Вознесенскому удалось главное - точно схватить образ мысли современного циника, уловить характерные особенности его демагогии. Этот поэт, как немногие из сверстников, уже в ранней юности умел распознать деятельность враждебного интеллекта, показать чуждую философию жизни. В дальнейшем бредовые идеи иеговиста найдут отклик и в зловещем карканье ворона из поэмы «Оза», и в рассуждениях некоего экспериментщика (оттуда же), представляющего собой дальнейшую ступень нравственного падения. Теперь это уже не какой-то определенный человек, а просто олицетворенная идея. Мы даже не видим его внешности. Зато расплывчатая демагогия иеговиста приобрела законченно-научную видимость, и его сентенции звучат почти афористично: «К чему поэзия? Будут роботы. Психика - это комбинация аминокислот»... Так формулирует свои мысли интеллектуальный варвар, вооруженный последним словом науки. «Есть идея! Если разрезать земной шар по экватору... Правда, половина человечества погибнет, но зато вторая вкусит радость эксперимента». Кто же это? Злобный шизофреник, дорвавшийся до небывалой власти? Его фигура фантастична, но разве XX век не дал многочисленных примеров, когда во главе государств оказывались бешеные маньяки?

Поэт нагнетает зловещие краски, мрак в его поэме сгущается, разверзается хаос: «Страницы истории были перетасованы, как карты в колоде, за индустриальной революцией следовало нашествие Батыя». Но это хаос социально значимый, художественно обусловленный: ведь по сути тут высказывается та же мысль, что и в стихотворении Винокурова, напоминавшего, что пепел Освенцима появился в мире гораздо позднее заверений якобинцев о том, что «кончилась на свете эра зла». Стихи обоих поэтов направлены против беспечности, закрывающей глаза на реальную опасность, только Вознесенский пишет в присущем ему эксцентричном, фантастическом ключе. Ведь самый главный ужас, по его мнению, заключается в том, что «этого никто не замечал», что все шло своим обычным порядком - «люди продолжали идти целеустремленной цепочкой», то есть оставались равнодушными к катастрофической перетасовке истории.

Рассказ об апокалипсических ужасах и зловещей фигуре экспериментщика - только небольшая часть поэмы «Оза», и она слабо связана с другими главами. Кстати, Вознесенский, любящий вообще подчеркивать в названиях своих произведений их незавершенность, эскизность («Эскиз к поэме», «Сорок отступлений из поэмы», «Плач по двум не родившимся поэмам» и т. д.), не поколебался здесь в определении жанра. Однако поэма (даже современная), с нашей точки зрения,- это все-таки некое повествовательное целое, а не разрозненные, хотя бы и блистательные частности. И если мы признаем «Озу» поэмой, то вынуждены будем отметить, что она неслажена, растянута, что некоторые звенья лирического сюжета (необходимые по ходу повествования) неизвестно почему из нее выпали, а иные имеют множество необязательных вариаций. Короче говоря, в общей оценке «Озы» пришлось бы согласиться с Наровчатовым: «Она и впрямь похожа на литературный ребус, расшифровать который стоит немалых усилий даже писателям-профессионалам». Но если воспринимать «Озу» как книгу лирических стихотворений, далеко не равных по силе и не в одинаковой мере завершенных (по-прежнему немало «эскизов»), она, несомненно, интересна и содержательна, а некоторые стихи достигают великолепной остроты мысли. Но если так - в названии ли дело?

Поэт последователен. То, что ом ненавидит и отрицает в других, внушает ему ненависть и в себе. Эта нравственная собранность, это торжествующее в конце концов бескомпромиссное чувство справедливости радуют - в них видится залог дальнейшего творческого движения автора «Озы»... Но, кажется, я уже высказал почти все из того, что побудило меня взяться за настоящую статью, и пора подвести некоторые итоги (я, правда, намеренно не коснулся здесь недавних усилий Вознесенского по созданию экспериментальных стихов «только для глаз» в противовес «чтецкой поэзии» - стоит ли серьезно разбирать то, что сам автор склонен считать «обыкновенной хохмой»?).

Когда я пытаюсь определить, чем же мне близка поэзия Вознесенского, за что я люблю ее, несмотря на многие несогласия с автором, мне неизменно приходит на ум образ молодого ученого, нет, не физика, а скорее биолога, работающего с опаснейшими разновидностями бактериологических ядов. Он самоотверженно пробует на себе действие различных вакцин: мудрено ли, что сам порой заражается болезнями, против которых борется? Волею судеб Андрей Вознесенский в нашей гражданской поэзии оказался одним из самых талантливых разоблачителей идеологии капиталистического антимира. Но по складу своей личности и дарования - он далеко не Ювенал. Лирически вбирая в себя кричащие противоречия и диссонансы ядерного века, поэт переживает их как перипетии «глобальной грозной драмы» (Я. Смеляков), но не всегда точно чувствует ее классовые акценты. В мучительных поисках истины (а лирический поэт обязан лично выстрадать чужие судьбы и слезы).

Ключевые слова: Андрей Вознесенский, критика на творчество Андрея Вознесенского, критика на произведения Андрея Вознесенского, анализ поэзии Андрея Вознесенского, скачать критику, скачать бесплатно, русская литература 20 в.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...