Особенности работы в коррекционных классах. Особенности коррекционной работы с учащимися с нарушениями зрения С детьми с задержкой

Елена Гурьева
Коррекционная работа воспитателя с детьми имеющими нарушения речи

Для того чтобы вести разговор о коррекционно-речевом направлении работы нам необходимо разобрать основные понятия этой темы.

За последние два десятилетия статистика выявленных речевых отклонений возросла в десятки раз. Самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Если ребенок молчит, самостоятельно не разговаривает, либо формирование речи не соответствует возрасту, он использует примитивный набор слов с «кашей» во рту или говорит на непонятном «птичьем» языке, он относится к неговорящим, безречевым детям, которым необходима коррекционная помощь.

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.

Коррекционная работа – это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, а на формирование личности в целом. Коррекционная работа является дополнением к основному образовательному процессу, способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Термин употребляется с конца XIX в., первоначально – лишь применительно к умственно отсталым детям; в современной отечественной дефектологии трактуется шире: является единым образовательным процессом, в который входят обучение, воспитание и развитие.

Цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

Особенности коррекционно-развивающей работы:

Создание положительной психологической атмосферы;

Все мы, родители, и все водили детей в сады-школы, поэтому понимаем, что стоит только переступить порог образовательного учреждения, как можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть, независимо от его личностных качеств;

Воспитатели при общении с ребенком, должен использовать целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для педагогического общения; воспитателю надо стараться увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе.

Стиль общения сотрудников детского сада необходимо строить на основе сотрудничества и уважения.

Задания выполняются в игровой форме;

Ведущей и главной деятельность дошкольника является игра. Это своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание и речь ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают.

Отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;

Так мы можем оценить степень продвижения дошкольника по образовательной программе, при необходимости пересмотреть образовательный маршрут.

Для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное повторение и выполнение заданий.

Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы приводят к тому, что им трудно или невозможно сразу самостоятельно выполнить задания и достичь желаемых результатов. Поэтому учебный материал подлежащий многократному закреплению.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. Известно, что каждый ребёнок неповторим. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.

2. Предотвращение наступления утомления. Использование чередования умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности.

3. Использование методов, активизирующих познавательную и речевую деятельность детей. Важно использовать обучение, без принуждения основанное на интересе, успехе, доверии, через выполнение доступных по темпу и характеру заданий.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Тот уровень речи, который есть у этих детей, - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, - позволяет говорить о том, что ребенок не обладает навыками связной речи.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Чаще всего задержка речевого развития – это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Чаще то, нарушенное звукопроизношение, которое наиболее заметно при первом общении с ребенком, не является единственным проявлением аномального речевого развития. Нарушенными оказываются и другие речевые и неречевые функции.

Сюда относятся особенности развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики, чувства ритма, восприятие, внимание, память, мышление. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи.

В развитии речи первостепенную роль играют процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. И именно, несформированность и недоразвитие каждого из этих процессов может привести к задержке в формировании речи как средства общения.

Важно понимать, что мозг ребенка достаточно пластичен, нервно-психические функции находятся в процессе непрерывного развития и созревания, поэтому коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, в конечном итоге, направлена на стимуляцию работы мозга и развитие психических функций. Выполнение заданий заставляет ребенка анализировать, сопоставлять и обобщать. У ребенка развивается умение мыслить. Независимо от того, на развитие какого компонента речевой функции (речевого или неречевого) направлено выполнение конкретного задания, необходимо, чтобы оно подбирались с учетом индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Слишком сложное задание вызовет быструю потерю интереса, а слишком легкое не позволит расширить познавательные способности ребенка, компенсировать отставание в развитии определенных функций.

На первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, его действия, качества, свойства. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Например, если ребенку дается инструкция: возьми кубик, а ребенок не знает что это; положи красный кубик на зеленый, а он не понимает значение слов красный, зеленый, если же он не знает значения предлога на, его действия будут нецеленаправленными. Во всех этих случаях инструкция фактически остается невыполненной.

Для того, чтобы слово вызвало в памяти определенный образ, ребенок должен уже достаточно четко воспринимать этот предмет. Например, при слове чашка ребенок должен вспомнить именно чашку, а не стакан, как это часто бывает у детей изучаемой категории. Тот же этап должен быть пройден и при усвоении обозначений действий - глаголов (ставить, наливать, обозначение качеств (цветов, форм, определение величин) и свойств – прилагательным (стеклянный, горячий).

Таким образом, отсутствие или недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, имеющее определенную структуру: связь речевых и неречевых симптомов, и включает в себя следующие компоненты:

Развитие:

1. Моторики (общая, ручная, пальцевая, мимическая, артикуляционная);

2. Неречевых психических функций (НПФ)

Слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;

Оптико-пространственные отношения и представления (ориентация ребенка относительно себя в пространстве, в схеме своего тела);

3. Речевых функций:

Фонетическая (звукопроизношение);

Фонематическая (способность различать фонемы (звуки) родного языка);

Лексический строй речи (словарный запас);

Грамматический строй речи (словоизменение и словообразование);

Семантическая (смысловая).

Следовательно, вся работа педагога представляет собой выполнение заданий, направленных на коррекцию всех этих компонентов структуры речевого дефекта.

Коррекционно-речевые задачи:

1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2. Развитие правильного речевого дыхания.

3. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

4. Развитие фонематических представлений.

5. Целенаправленная активизация отработанной лексики.

6. Правильное употребление сформированных грамматических категорий.

7. Развитие внимания, памяти, логического мышления, как одной из функций речи в играх и упражнениях.

8. Формирование связной речи.

Эти коррекционно-речевые задачи могут быть решены:

В ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

Совместной деятельности взрослого с детьми;

Свободной самостоятельной деятельности детей.

Важным компонентом среды является правильная речь взрослых. “Прежде, чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, … следует позаботиться о развитии, своей речи”, - напоминает воспитателям Елизавета Ивановна Тихеева (российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей). Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Методические требования к речи взрослых

Речь должна быть абсолютно правильная, литературная;

По форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей. “Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя, - предостерегает Е. И. Тихеева. – В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают детей”.

Процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, и зависит от многих факторов, одним из них является знание, о тяжести и структуры речевого дефекта. Описание причин (этиологии, структуры и проявлений общего недоразвития речи относится к области специальных знаний, но эти знания важны для воспитателя, без них невозможна полноценная коррекционно-воспитательная работа. Не имея достаточной информации о речевых и интеллектуальных особенностях детей, с речевыми нарушениями, трудно установить доверительные отношения с отдельным ребенком, учитывать его эмоциональное состояние, отделяя элементы педагогической запущенности от проявлений неврологической симптоматики, правильно организовать учебно-воспитательный процесс и создать предметно-развивающую среду.

В должностной инструкции воспитателя коррекционных групп должны быть прописаны все моменты работы с детьми имеющими речевую паталогию.

Воспитательдолжен знать:

Психолого-педагогические особенности детей с ОНР

Образовательную программу воспитания и обучения ДОУ и адаптированную программу коррекционного направления;

Для выполнения возложенных на него функций воспитатель обязан:

Осуществлять - коррекционную работу по заданию учителя – логопеда (дефектолога);

Организовывать работу по обеспечению развивающей среды в группе, участвовать в ее преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ;

Одно из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия - искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Дети в большинстве своем имеют сверх-ранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонационному оформлению обращенной к ним речи. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно - от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию.

Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа, тем успешнее преодолевается дефект.

С чего же начать планирование воспитательной работы в группах для детей с ОНР? В первую очередь, следует адаптировать ребёнка с речевой патологией к новым, непривычным для него условиям пребывания, к новым помещениям групповых комнат, спален и так далее, т. е. создать психологический комфорт, о котором мы говорили ранее.

Организация предметно-пространственной развивающей среды имеет, очень важное, значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии речи. Организуя предметно-развивающую среду в групповом помещении, мы руководствуемся возрастными и психологическими особенностями дошкольников с общим недоразвитием речи. Нужно делать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий. Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи детей, речевого общения и речевого творчества. Не следует перегружать уголки, так как это затрудняет выбор игр ребенком, - лучше менять оборудование раз в неделю, вносить изменения в развивающую среду, в зависимости от изучаемой на неделе лексической темы.

Дидактический материал в речевом центре:

Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т. д.)

Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)

Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить в познавательную деятельность одновременно всех детей группы. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

В этом случае воспитатель не останавливает детей, не подавляет их желание высказаться, а наоборот поддерживает инициативу, расширяет содержание разговора вопросами, вызывает интерес к теме разговора, углубляет понимание ребенком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекает и других детей в беседу.

В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Необходимо помнить, что речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.

Первоначально, когда речь детей невнятна, неразборчива, искажена, не рекомендуется требовать от детей развёрнутых высказываний. По мере исправления дефектов речи, появляется возможность требовать от детей более полных ответов, рассказов: развивая навыки диалогической речи, над развитием структуры фразы, над формированием умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картине, по памяти, описательные, сравнительные рассказы.

Основные принципы составления психокоррекционных программ

Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства коррекции и диагностики.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

1. Принцип системное" коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находит

отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна быть направлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.

2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

Показателен в этом отношении пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода рисуночной терапии дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов у детей. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов и фобий у детей лежат в системе детско-родительских отношений и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и его глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода рисуночной терапии, не сопряженного с работой по оптимизации родительской позиции, дает лишь нестойкий, кратковременный эффект.

Избавив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время вы можете получить в качестве клиента этого же ребенка, но уже с новым страхом, например - высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, вызывающими страхи и фобии (в данном случае работа по оптимизации детско-родительских отношений), позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.

Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических

и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода

психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны,

и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути

развития личности - с другой. Нормативность развития следует понимать как

последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути.

Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его "самости".

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия . Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента.

25 Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

8. Принцип опоры на разные уровня организации психических процессов. При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

9. Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

10. Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

11. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированное™ того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

12. Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный

фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

27 Виды коррекционных программ

Для осуществления коррекционных воздействий необходимы создание и реализация определенной модели коррекции: общей, типовой, индивидуальной.

Общая модель коррекции - это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними; использование различных видов деятельности для развития системности мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности и т.д.; щадящий охранительный характер проведения занятий, учитывающий состояние здоровья клиента (особенно у клиентов, переживших посттравматический стресс, находящихся в неблагоприятных социальных и физических условиях развития). Необходимо оптимальное распределение нагрузки в течение занятия, дня, недели, года, контроль и учет состояния клиента.

Типовая модель коррекции основана на организации практических действий на различных основах; направлена на овладение различными компонентами действий и поэтапное формирование различных действий.

Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического развития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий; составление программы индивидуального развития с опорой на более сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков.

Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности,

выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измеренение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

28 Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

· четко формулировать цели коррекционной работы;

· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

· отобрать методики и техники коррекционной работы;

· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);

· разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

· подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Классы коррекционного образования ориентированы на потребность и возможности детей с учётом их физического и психологического здоровья. В этих классах особенно важно подобрать методы работы на каждом этапе. Для учащихся характерна несформированность необходимого для данного возраста уровня на психическое развития - это ведёт к тому, что определяемые школьной программой ЗУН не могут быть усвоены в должной мере. Поэтому продумываю задания с опорой на несколько анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный) т.е. не только услышал, но и увидел и записал. С этой целью использую методику поэтапного восприятия готовых образцов мыслительный деятельности.

Так как у детей этих классов в разной степени имеются проблемы и нарушения восприятия, памяти, логики - т.е. высшие психические функции, то особо важную роль имеет наглядность при объяснении нового материала, опорные таблицы, карточки - шпаргалки, которые учащиеся должны иметь на партах.

Важно продумывать самостоятельную работу. Самостоятельные работы нельзя давать в таком виде, как дают в обычных классах. Составляю задания, типа: дописать, доделать, закончить запись. Для лучшего восприятия материала важно ставить практические задачи, показывающие связь с жизнью.

Учитываю также и медицинские аспекты. При обучении детей в классах КРО, например, даже такой нюанс, как использование учителем доски, имеет огромное значение, так как связано с работой полушарий головного мозга учащихся и обуславливается особенностями психики ребят.

Во время работы в классе, работа тех центров головного мозга, которые заблокированы, т.е. не действуют, берут на себя клетки нервной системы. А так как идёт большая нагрузка на нервную систему, то детям необходима частая смена видов деятельности на уроке.

Продумываю разные формы работы на разных этапах урока, предполагающие возможность движения детей (физкультминутки). Помимо всего прочего, необходимо заботиться и о создании спокойного и доброжелательного климата - всё это способствует активизации деятельности учащихся, в результате чего возрастает мотивация к учению.

Преподавание строю на основных дидактических принципах:

а) систематичность;

б) последовательность;

в) перспективность;

г) преемственность;

д) учёт индивидуальных способностей и физического состояния ребёнка.

При обучении надо учитывать, что мышление у таких детей отличается конкретностью. Хотя элементы отвлечённого мышления свойственны всем детям, но у данных детей возможности в этой области ограничены, поэтому основной задачей обучения языку является развитие речи.

Для развития речи применяю живое произношение слова: единица произношения - слог, это позволяет и писать и произносить слова грамотно. Уделяю внимание орфоэпическим упражнениям, не оставляю без внимания недостатки произношения, обращаю внимание на звуковую форму слова.

Считаю удачной находкой в формировании грамотного письма тетрадь для списывания. Дети из любого текста переписывают предложения. Вырабатывается зрительная память, внимательность, вырабатывается навык грамотного письма, орфографической зоркости.

На каждом уроке уделяю внимание словарной работе, часто провожу контрольные списывания, различные виды мини - диктантов, письму по памяти.

Осуществление необходимой

коррекционно-развивающей работы

с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII вида)

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе.

Особенности коррекционно-развивающей работы:

  • создание положительной психологической атмосферы;
  • задания выполняются в игровой форме;
  • отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
  • для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.

Занятия по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или групповой форме. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.

В коррекционно-развивающей работе значительное место занимает психологическая и педагогическая коррекция.

Главная функция психокоррекции - определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности ребенка.

Психокоррекционные мероприятия становятся ведущими в случаях, когда речь идет о первичной профилактике школьной и социальной дезадаптации детей, у которых индивидуально-психологические и нейрофизиологические особенности требуют специального подхода. Особое направление психологической коррекции - это развитие познавательной деятельности профилактика и устранение нарушений, препятствующих нормальному развитию. Здесь психологическая коррекция тесно переплетается с педагогической коррекцией.

Педагогическая коррекция направлена на устранение пробелов в знаниях, усвоении отдельных учебных предметов или их разделов.

Общая цель коррекционно-развивающей работы - содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если коррекционно-развивающая работа строится с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития в данный возрастной период, опирались на свойственные данному возрасту особенности и достижения.

Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.

Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.

В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.

В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.

Коррекционная работа должна строиться не как про-стая тренировка умений и навыков, не как отдельные уп-ражнения по совершенствованию психологической дея-тельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его по-вседневных жизненных отношений. В дошкольном воз-расте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использова-на как для коррекции личности ребенка, так и для разви-тия его познавательных процессов, речи, общения, пове-дения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная дея-тельность, например с помощью метода поэтапного фор-мирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность - изоб-разительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

1. Развитие внимания.

Методический прием, предложенный психологом С.Л. Кабыльницкой, позволяет измерить индивидуальное внимание учащихся. Его суть состоит в выявлении недо-статков внимания приобнаружении ошибок в тексте. Эта работа не требует от обучающихся специальных знаний и уме-ний. Выполняемая ими при этом деятельность аналогич-на той, которую они должны осуществлять при проверке собственных диктантов. Обнаружение оши-бок в тексте требует, прежде всего внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером вклю-ченных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. Работа проводится следующим образом. Каждому обучаю-щемуся дается отпечатанный на листочке текст и сооб-щается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки. Найдите их и исправьте». Каждый ученик работает самостоятельно, на выполнение задания отводится определенное время. При анализе результатов этой работы важным являет-ся не только количественный подсчет найденных, исправ-ленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обна-руживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправиль-ное и др.
«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

2. Развитие мышления.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и ста-новится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Помощь в развитии логического мышле-ния оказывают такие упражнения:

- «Четвертый лишний»: задание предполагает исклю-чение одного предмета, не имеющего некоторого призна-ка, общего для остальных трех;

Загадки и логические задачи, головоломки.

3. Развитие воображения.

Созда-нию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реально-го жизненного опыта, накопление впечатлений.

Незаконченные фигуры.

Детям раздают листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, раз-личными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигур должны быть одинаковыми. Детям пред-лагают за 5-10 мин пририсовать к фигуркам все, что угод-но, так чтобы получились предметные изображения, но при этом постараться, чтобы не было одинаковых рисун-ков. Каждый такой рисунок можно подписать, придумав ему необычное название.

4. Развитие речи.

Речевое развитие является важнейшим аспектом обще-го психического развития в детском возрасте. Речь нераз-рывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возмож-ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овла-дение им письменной речью, которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» (С.Л. Рубин-штейн). На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обу-чаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому - связ-но, систематически, продуманно, - строить и свою уст-ную речь.

Разучивание стихотворений.

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассив-ный словарный запас ребенка, помогает развивать про-извольную словесную память.

Пересказ и рассказ.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и раз-витию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи явля-ется и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребен-ка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помо-гают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если детям трудно дается пересказ прочитанного тек-ста, можно применять следующий прием - пред-ложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказ-ку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между обучающимися (этот прием можно с успехом приме-нять на уроке). После второго прочтения детям предла-гается инсценировать прочитанное. Этот способ разви-тия умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделе-нию и запоминанию основного смысла, содержания про-читанного.

На развитие выразительной, грамматически правиль-но построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мас-терством художественного слова.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за сло-вом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Боль-шинство таких игр рекомендуется проводить с ограниче-нием времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин). Это позволяет внести в игру соревно-вательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

1. «Дополни слово».

Называется часть слова (кни...) и бросается мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

а, к, с, о, и, м, р, т м, ш, а, н, и, ы, г, р

3. Назвать слова, противоположные по значению.

Здоровый -

Громкий -

4. «Перевернутые слова».

Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы пе-репутаны местами. Необходимо восстановить нормаль-ный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

5. Развитие моторики.

Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успеш-ное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений (Н.А. Бернштейн), как правило, уже достигших не-обходимого развития к началу младшего школьного воз-раста.

I. Упражнения для развития тонкой моторики ру-ки и зрительно-двигательных координаций.

1. Срисовывание графических образцов (геометричес-ких фигур и узоров разной сложности).

2. Обведение по контуру геометрических фигур раз-ной сложности с последовательным расширением радиу-са обводки (по внешнему контуру) или его сужением (об-водка по внутреннему контуру).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).

4. Различные виды изобразительной деятельности (ри-сование, лепка, аппликация и пр.).

5. Работа с мозаикой.

II. Игры и упражнения для развития крупной моторики (силы, ловкости, координации движений).

1. Игры с мячом (самые разные).

2. Игры типа «Зеркало»: зеркальное копирование поз и движений ведущего (роль ведущего может быть пере-дана ребенку, который сам придумывает движения).

6. Коррекция отношений детей и взрослых.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрос-лыми - важнейший фактор развития ребенка. При нару-шении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо-чарование и склонен к различным проступкам.

Сосредоточивается на позитивных сторонах и пре-имуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

Помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

Помогает ребенку избежать ошибок;

Поддерживает ребенка при неудачах.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для это-го, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обра-щать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведе-ние ребенка, взрослому придется сосредоточиться на по-зитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддерж-ке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для создания полноценных, доверительных отношений с ребенком взрослый должен уметь эффективно общаться с ним. Коммуникация - это вербальный и невербальный про-цесс передачи чувств, установок, фактов, утверждений, мне-ний и идей между людьми.

Если взрослые стремятся к со-зданию отношений, удовлетворяющих их и ребенка, они должны научиться эффективному, ответственному общению.

Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть по-зитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уваже-ние к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав спо-соб действия, вы не должны колебаться. Будьте друже-любными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над деть-ми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спо-койное, отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддер-жать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его пе-реживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется не-удачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опе-режающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активно-му формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с за-конами и требованиями возрастного развития и станов-ления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в разви-тии, а необходимо учитывать и ориентироваться на пер-спективу развития.

Основные достижения младшего школьника обусловлены ве-дущим характером учебной деятельности и во многом являются определяющими для последующих лет обуче-ния: к концу младшего школьного возраста ребенок дол-жен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитив-ные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуаль-ности каждого ребенка.

You have no rights to post comments

В педагогике понятие коррекции определяется как исправление (полное или частичное) недостатков психического или физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Обучение в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, одним из условий которой является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом ведущего нарушения в его развитии, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРОГРАММАМИ КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ.

В Педагогической энциклопедии понятие « коррекция» определяется как «исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий».

Решая важную социальную задачу приближения развития детей с проблемами здоровья к уровню нормальных школьников, специалисты нашей школы видят в коррекционной работе главную цель – устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью.

Действующая в нашей стране система специального образования детей с проблемами в здоровье решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации.

Обучение в начальной школе носит практическую и коррекционную направленность, которая заключается в использовании специфических методов и приёмов обучения с целью исправления психофизических недостатков детей с отклонениями в развитии. Одним из основных условий успешной коррекционной работы является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом ведущего нарушения в его развитии, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможности учащихся, планируется и осуществляется разноуровневый дифференцированный подход в обучении через урок, кружковую и внеклассную работу. Разрабатывается комплексный план коррекционной работы с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда.

Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают:

Коррекцию личностных качеств;

Коррекцию познавательных возможностей;

Формирование и развитие коммуникативной функции речи;

Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;

Коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;

Коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

Коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;

Подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.

Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Специалисты, занимающиеся обучением и воспитанием школьников с проблемами в здоровье, пришли к выводу, что коррекционная работа на уроке должна осуществляться на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета.

Основная задача коррекционной работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.

Главный принцип коррекционной работы на уроке – практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.

Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционная работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».

Коррекционная направленность обучения реализуется с помощью набора базовых учебных предметов: к числу таких предметов, кроме математики и русского языка, относятся развитие устной речи (на базе ознакомления с окружающим миром), трудовое обучение. Введение специально разработанных учебных курсов позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.

Основная коррекционная задача, которую я ставлю перед собой – это внесение элементов коррекции во все виды деятельности и развитие всех психических процессов через формирование фундаментальных знаний, умений и навыков, способствующих успешной адаптации и социализации учащихся, подготовка к равноценному участию детей в различных видах деятельности. Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, является корригирующим – способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. В ходе коррекционной работы с детьми на уроке я использую специальные упражнения, направленные на развитие:

- двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой моторики пальцев (лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);

- ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.);

Памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр, учить приёмам запоминания и др.);

- всех видов мышления ;

- развитие сенсорных способностей ребёнка;

Активизации познавательной деятельности;

Всех видов речевой деятельности.

В ходе индивидуальной работы с учащимися на уроке я осуществляю коррекцию недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных умений и навыков: каллиграфии, техники чтения, скорописи, списывания, обучение приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, приёмами запоминания.

Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию всей личности.

Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа, которую учитель проводит через урок

. Целью этой работы является:

Социализация воспитанников;

Выработка положительных качеств;

Формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;

Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.

Рассмотрим некоторые виды коррекционной работы, которые я использую на своих уроках в начальной школе в соответствии с общими задачами обучения и индивидуальными программами коррекции развития младших школьников.

1. В каждом классе есть дети с речевыми нарушениями, которые обычно имеют также различные двигательные нарушения, нарушения равновесия, координации движений, они быстро утомляются, становятся раздражительны, отличаются повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоционально неустойчивы. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность, произвольное внимание. Обычно у таких детей отмечаются низкий уровень памяти, понимания словесных инструкций, нарушение познавательной деятельности. Дети с недоразвитием речевой сферы из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речевой деятельности оказываются в числе стойко неуспевающих по русскому языку, чтению, математике. В ходе коррекционной работы с этой группой детей я подбираю упражнения, стимулирующие познавательную активность, речемыслительную деятельность, развитие мотивированности речевого действия, уточнение произношения звуков, развитие фонематического восприятия, обогащение словаря и грамматического строя, развитие связной речи. Коррекционная работа направлена на расширение пассивного и активного словарного запаса, на уточнение понимания смысла слов, овладение умением выражать свои мысли. С этой целью я предлагаю детям такие задания, как разучивание и чёткое произношение различных чистоговорок, скороговорок, слоговиц, разгадывание загадок, буквенных ребусов, кроссвордов, различные дидактические игры с буквами и словами в ходе которых дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, определять словесное и логическое ударение. Коррекционные упражнения на развитие речи не могут стоять обособленно от развития других психических функций и подразумевают одновременное коррекционное воздействие на память, восприятие, мышление, моторику, сенсорику, устранение аномалий в строении артикуляторного аппарата. Коррекция дефектов звукопроизношения неразрывно связана с развитием познавательной деятельности, формированием операций анализа, синтеза, сравнения, большое внимание на уроках уделяется развитию общей и речевой моторики, проводится работа над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха через использование различных игровых упражнений. Детям предлагаются различные упражнения на дифференциацию звуков.

2. Для детей с нарушениями двигательной сферы характерны несформированность зрительно-моторной координации (несогласованной работой руки и глаза), которая особенно важна на начальном этапе обучения чтению, когда ребёнок следит глазом за пальцем, которым определяется последовательность букв, слогов, слов. Такие учащиеся часто не в состоянии удерживать рабочую строку при чтении и письме, поскольку соскальзывают с одной строки на другую. В результате они не понимают смысла прочитанного, не могут проверить то, что они написали, на уроках трудового обучения таким детям трудно правильно расположить материал, прикрепить выкройку, стойкие затруднения вызывают конструирование, овладение навыками самообслуживания. Дети затрудняются в определении правой и левой стороны, в сложении целого из частей. Несформированность пространственных представлений отражается на начальном этапе изучения математики: при изучении состава числа дети не могут представить его в виде отдельных групп предметов. Для коррекции этих нарушений мною подбирается индивидуальный объем и способы выполнения задания, учитываются двигательные нарушения, быстрая утомляемость, варьируются формы выполнения задания: используются карточки, разлинованные альбомы, прописывание по карандашу, применение приёма письма «рука в руке». Часто я использую коррекционные задания на раскрашивание клеток карандашами разного цвета, штриховку, обводку рисунка по точкам, «зеркальное рисование», шнуровку, работу с шаблонами и трафаретами. При обучении чтению мною используются специальные закладки с прорезями, позволяющими фиксировать слово, строку, предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Коррекционная работа в данном случае направлена на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.

ВАРИАНТЫ УПРАЖНЕНИЙ

Осуществлять коррекционную работу на уроках мне помогают такие задания, как:

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:

  1. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.
  2. Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Часто я использую такие игровые задания и упражнения:

« Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю»,

ЦЕЛЬ: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:

«Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово»

ЦЕЛЬ: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:

«Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Ералаш», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты)

ЦЕЛЬ: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:

«Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам»

ЦЕЛЬ: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.

ЦЕЛЬ: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ:

«Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений (праксис позы), «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук; без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений).

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ:

«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:

«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».

ЦЕЛЬ: развитие звукового анализа слов, развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Интерес вызывают у детей задания, требующие активной мыслительной деятельности и длительного сосредоточения внимания, например, составить задачу по рисунку, предложение по заданной схеме, раскрасить рисунок в соответствии с цветовыми обозначениями, раскрасить рисунок с предварительным решением примеров, решение числовых «цепочек», складывание картинок из фрагментов, выполнение рисунка из геометрических фигур с опорой на образец.

Итак, выбор упражнений, направленных на коррекцию психических функций, личностных качеств определяется конкретными условиями обучения, психофизическими особенностями учащихся, наличием наглядных и технических средств, должен отвечать целям и задачам конкретного урока.




Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...