Особенности развития отечественной социологии. Становление и развитие отечественной социологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность современной социологии. Объект и предмет социологической науки. Функции современной социологии. Современные социологические теории. Перспективы развития социологии.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2007

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2012

    Современная социология: основные понятия, сущность. Объект и предмет социологической науки. Функции, условия, перспективы развития социологии в России. Роль социологических знаний в деятельности инженера. Основные направления развития социологии.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Определение социологии как науки, ее место в системе общественных наук и перспективы развития. Предмет социологии, ее гносеологические и социальные функции. Разработка социальных прогнозов и практических рекомендаций. Современные социологические теории.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Предпосылки возникновения социологии как науки. Объект и предмет социологической науки. Основные функции социологии. Понятие о "позитивизме". Развитие человеческого духа. Основные положения концепции Конта. Социология в системе наук об обществе.

    презентация , добавлен 29.11.2013

    Взаимосвязь социологии с другими науками. Определения предмета социологии, предыстория и социально-философские предпосылки ее возникновения. Основные черты и направления развития европейской и американской социологии. Парадигмы современной социологии.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    История становления социологии. Зарождение социологии: предыстория (от мифологии до Нового времени). Вклад Огюста Конта в историю социологии: место его учения в становлении социологической науки, его значимые положения. Основные социологические методы.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

В России первые шаги развития социологии связаны с педагогической деятельностью Н.И. Карссва (1850-1931). Этот российский обществовед в конце XIX в. прочитал первый систематический курс по социологии студентам Санкт-Петербургского университета. Затем он обобщил опыт этого чтения в своей работе «Введение в изучение социологии» (1897), ставшей первым русским учебником по социологии и выдержавшим два переиздания (1903, 1913).

Особую роль в развитии социологии сыграла открытая в Париже в 1901 г. Русская высшая школа общественных паук. В ней читали лекции виднейшие ученые и общественные деятели Франции и России, в том числе И.И. Мечников, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Лепин). Здесь на практике нарабатывались и «обкатывались» дидактические материалы по преподаванию социологии, в частности читались такие курсы, как «Введение в социологию» и «Социология в России», «Общая социология», «Роль личности в истории», «Юриспруденция и социология», «Философия и методология естественных и общественных наук». Школа подготовила условия для утверждения социологии в России. И этот процесс начал постепенно осуществляться, несмотря на явное противодействие со стороны правящей администрации и консервативно мыслящих обществоведов, которые в большинстве своем воспринимали социологию как теорию слишком радикальных социальных преобразований. (Достаточно сказать, что книга Л. Уорда «Динамическая социология», переведенная на русский язык в 1891 г., была сожжена по специальному решению царского правительства.)

В 1908 г. был открыт Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт, который возглавил известный русский ученый В.М. Бехтерев. Целью этого учебного заведения стала подготовка медиков и педагогов особого профиля в области психологии и неврологии. Четыре факультета - основной, педагогический, юридический и медицинский - имели различные отделения и ряд специальных кафедр, в том числе кафедру социологии. Руководителями кафедры стали М.М. Ковалевский и Е. дс Робсрти. А среди первых слушателей были П.А. Сорокин, К.М. Тахтарсв и С.З. Кацснбогсн. Так постепенно социология стала внедряться в учебные планы российских университетов. В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета, в 1916 г. было учреждено Русское социологическое общество.

Социология в России продолжала развиваться и в первые годы советской власти. В 1919 г. был образован Социобиблиогра- фичсский институт, которым руководил К.М. Тахтарсв. Основной целью института была пропаганда социологических знаний. Здесь проходили семинары и читались курсы лекций по общим и частным вопросам социологии. Н.А. Гредсскул, например, читал курс «История социологических учений», А.А. Гизетти - «История русской социологической мысли», П.А. Сорокин - «Социологическая аналитика и механика», П.И. Люблинский - «Уголовная социология».

В 1920 г. в Петроградском университете был создан факультет общественных наук с социологическим отделением и кафедрой социологии, которую возглавил П.А. Сорокин. Этот момент можно считать высшей точкой институционализации социологии в России, ибо социологов начинают готовить как профессионалов. Примечательно и то, что П.А. Сорокин издал и первые учебники по социологии в условиях новой советской власти: в 1920-е гг. вышли в свет его работы «Общедоступный учебник по социологии» и «Система социологии» (в двух томах), которые стали первыми учебными пособиями социологов-профессионалов.

В этот же период открывается кафедра социологии в Ярославском университете. Социологию как самостоятельную дисциплину изучают даже в средних учебных заведениях, чему содействовала большая организационная работа, проводимая Н.И. Кареевым.

К указанному времени относится и начало институционализации социологии в Беларуси: в 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, первым ректором которого стал профессор В.И. Пичета. Среди четырех факультетов был и факультет общественных наук (ФОН) с рядом специализированных кафедр, одной из которых была кафедра социологии и первобытной культуры. Руководителем этой кафедры стал профессор С.З. Каценбоген, который одновременно являлся деканом факультета и проректором университета. Студентам этого факультета читались курсы по общей (или генетической) социологии, по проблемам организации труда, экономического развития, социологии права, культуры, семьи, религии и т.д. Уже в 1923 г. в университетском издании «Труды БГУ» (1923. № 4-5) был опубликован первый в республике курс социологии, прочитанный С.З. Каценбогеном, а в 1925 г. этот курс вышел отдельной книгой.

О развитии социологии говорит и тот факт, что с ростом масштабов социологического обучения усиливаются и тенденции проведения конкретных социологических исследований.

В Беларуси систематические исследования велись в области социально-экономических и политических процессов, культурологического развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гаваровский, С.М. Риверс), проблем молодежи (Б.Я. Смулевич, П.Я. Папкевич).

Масштабы научно-исследовательской работы в области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры (Инбслкульта) и создания на его базе в 1929 г. Белорусской Академии наук, которую возглавил В.М. Игиатовский.

Расширение научных исследований проблем общественной жизни положительно сказалось на процессе совершенствования самой науки, отработки методик исследования, получения конкретных научных результатов. Однако эти результаты резко расходились с теми идеологическими установками, которые пропагандировались властными структурами, что и предопределило негативное отношение в советском обществе к социологии вообще и к прикладной социологии в особенности. Социология если и допускалась, то только как чисто теоретическая наука, причем она полностью отождествлялась с историческим материализмом.

В период хрущевской «оттепели» ситуация начинает постепенно меняться. Расширяются международные контакты ученых, происходит обмен учеными и аспирантами. В СССР (и в странах социалистического лагеря в целом) оживляется интерес к социальной проблематике, к трудам западных социологов. Именно в этот период вновь появляются переводы работ зарубежных авторов, правда, с грифом «Для научных библиотек», т.е. рассчитанные на очень узкий круг специалистов. К изданиям такого рода можно отнести книгу Г. Беккера и А. Боскова «Современная социологическая теория» (1961) и Дж. Тернера «Структура социологической теории» (1985). В последней раскрывается суть западной теоретической социологии и показывается возможность иной, нежели в рамках исторического материализма, интерпретации социальных явлений.

Это, однако, не меняло идеологической ситуации в стране. От советских авторов по-прежнему требовался резкий критический разбор зарубежных концепций. Правда, некоторые из них, нс избегая критики, стремились дать более или менее объективную информацию о зарубежных авторах, пытались выявить то положительное, что имело место в критикуемых работах. Этим положительным ядром явились вопросы методологии и техники конкретно-социологических исследований. Большое значение в этом плане имели исследования Г.В. Осипова «Современная буржуазная социология» (1964), Г.М. Андреевой «Современная буржуазная эмпирическая социология» (1965), А.Г. Здравомыслова «Методология и процедура социологического исследования» (1969), В.А. Ядова «Социологическое исследование» (1972), «Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях» (1979) и др.

Перечисленные публикации не только имели научную ценность, но и служили учебной литературой для тех, кто стал самостоятельно проводить конкретно-социологические исследования. Продолжал расширяться и процесс институционализации социологии. В Ленинградском государственном университете была организована лаборатория социологических исследований под руководством В.А. Ядова. В 1969 г. в АН СССР открылся Институт конкретно-социологических исследований, который возглавил А.М. Румянцев (в 1972 г. был переименован в Институт социологических исследований). С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследования» (главными редакторами которого были А.Г. Харчев, А.В. Дмитриев, в настоящее время - Ж.Т. То- щенко). В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация, первым председателем которой стал Ю.П. Францев. В учреждениях партийного просвещения стали читаться спецкурсы по социологической тематике, в том числе по методике социологического исследования.

На фойе этих позитивных тенденций оживился интерес к социологии и в Беларуси. Внимание к ней стали проявлять не только ученые, по и партийное руководство. Осенью 1965 г. вышло постановление ЦК КП Б «Об организации конкретно-социологических исследований в республике», в значительной мерс стимулировавшее решение ряда организационных вопросов, направленных на создание социологических служб и специальных исследовательских лабораторий. В 1967 г. в БГУ была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория социологических исследований, которую в разные годы возглавляли И.Н. Лущицкая, С.И. Дс- ришев, И.И. Зубов, Ю.Г. Юрксвич, Г.П. Давидюк, С.Д. Лаптенок. В 1968 г. в составе Института философии и права Академии наук БССР был открыт сектор проблем социологических исследований, преобразованный в Центр социологических исследований (1989), который в свою очередь подготовил базу для открытия в 1990 г. Института социологии (директор-организатор академик НАН Беларуси, профессор Е.М. Бабосов).

В 1960-е - начале 1970-х гг. в вузах республики на базе общественных кафедр стали создаваться хоздоговорные группы и лаборатории социологического профиля. Как в СССР, так и в БССР начали активно изучать проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления, социологии города, села, семьи и брака, трудящейся и студенческой молодежи и т.д. Одним словом, социология, казалось бы, заняла подобающее ей место в общественном сознании. Однако не хватало главного звена институционализации - вузовской подготовки специалистов, профессионально занимающихся социологическими исследованиями. С каждым годом все острее становилась проблема нехватки профессиональных социологических кадров, необходимость их вузовской подготовки. Пионером в решении этой проблемы стала БССР. Именно в БГУ, задолго до того как в вузах Советского Союза стали открываться отделения и факультеты социологии, была предпринята первая попытка подготовки социологов-профессиопалов. Инициатором ее стал профессор Г.П. Давидюк, который в свое время заведовал отделом социологических исследований в Институте философии и права АН БССР, а в 1973 г. возглавил кафедру философии гуманитарных факультетов БГУ. Он открыл специализацию по прикладной социологии на философском отделении исторического факультета БГУ. Специальность «Прикладная социология» была открыта и в аспирантуре университета. В 1977 г. состоялся первый выпуск студентов, в дипломах которых уже значилась новая специальность.

Перестройка, в корне изменившая облик социалистического общества, раскрыла перед социологией новые возможности. Окончательно были сняты все запреты па ее полноценное развитие. В 1989 г. открылся социологический факультет в МГУ имени М.В. Ломоносова, деканом которого стал профессор В.И. Доб- репьков. На этом факультете были созданы специализированные кафедры и лаборатории социологического профиля, открыты аспирантура и докторантура, созданы советы по защите докторских диссертаций по социологическим специальностям. Постепенно социология приобрела статус полноценной институциона- лизировапой пауки, которая заняла достойное место в системе вузовского образования.

В этом же году в БГУ был открыт философско-экономический факультет с отделением социологии. Его деканом был назначен профессор А.Н. Елсуков. Этому факультету были переданы отделения философии и политической экономии, ранее существовавшие в рамках исторического факультета. На новом факультете были открыты кафедра социологии (ее первым руководителем стал А.Н. Елсуков, в настоящее время кафедру возглавляет член- корреспондент НАН Беларуси профессор А.Н. Данилов), аспирантура, докторантура и создан совет по защите докторских диссертаций по социологии, которым руководит профессор Д.Г. Рот- ман. После отделения от факультета экономической специальности он получил новое название - «факультет философии и социальных наук». Его деканом является доктор социологических наук, профессор А.В. Рубанов. На факультете издаются два научных журнала («Социология», «Философия и социальные науки»), на страницах которых широко представлены публикации белорусских, российских и западноевропейских авторов.

Таким образом, социология в России и Беларуси приобрела все признаки сформировавшегося научного знания и заняла достойное место в арсенале современных наук об обществе.

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не был непрерывным

процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж - 1917 год). Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности.

Первый этап характеризовался богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества, социальных общностей и человека. Наибольшую известность получили: теория публициста и социолога Н. Данилевского о «культурно-исторических типах» (цивилизациях), развивающихся, по его мнению, наподобие биологическим организмам; субъективистская концепция о всестороннем развитии личности как мериле прогресса социолога и литературного критика Н. Михайловского, обличавшего марксизм с позиций крестьянского социализма; географическая теория Мечникова, объяснявшего неравномерность общественного развития изменением

географических условий и считавшего общественную солидарность критерием общественного прогресса; учение о социальном прогрессе М. Ковалевского - историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями; теории социальной стратификации и социальной мобильности социолога П.Сорокина; позитивистские воззрения последователя О. Конта, русского социолога Е. Роберти и др. Эти разработки принесли их авторам мировую известность. Практические дела российских социологов, например, составление земской статистики, шли на пользу отечества. В дореволюционной социологии сосуществовали пять основных направлений: политически ориентированная социология, общая и историческая социология, юридическая, психологическая и систематическая социологии. Теоретическая социология конца Х1Х века испытала на себе влияние идей К.Маркса, но оно не было всеобъемлющим. Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной. Второй этап развития отечественной социологии сложен и неоднороден. Первое его десятилетие (1918 - 1928) было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная). Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена.

Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов). Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука - нет. Публиковались материалы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация. В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой - всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренческий направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. - Институт социологии АН). Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»). К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований. Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка в стране. Социология была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне - была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований в стране. Социология современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

Развитие социологии в России после революции 1917 г. вследствие сложившихся сложных общественно-политических условий отличалось неравномерностью и противоречивостью.

Социалистические преобразования оказали воздействия и на предмет социологических исследований, и на условия их реализации. Первые годы советской власти ознаменовались взлетом общественных наук в целом, и социологии в частности. Этому способствовал имевший место, хотя и недолго, идеологический плюрализм. Нашли свое продолжение традиции социологической мысли, которые сформировались в предшествующий период. Начался процесс институциализации науки. Была создана Социалистическая Академия общественных наук в Москве, а в Петроградском университете был образован первый в стране факультет общественных наук с кафедрой социологии. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. Μ. М. Ковалевского, председателем которого стал Н. И. Кареев. Началась публикация многочисленных работ по социологии.

В 1920-е гг. получили развитие отдельные отрасли социологического знания: в области социологии экономики и труда (С. Г. Струмилин, А. К. Гастев, Π. М. Керженцев), социологии молодежи (А. И. Колодная), социологии села (А. Б. Гайстер, П. А. Анисимов), социологии культуры (И. А. Загорская и А. В. Трояновский) и др., проводились крупные социально-экономические, этнографические и социально-психологические исследования .

Вместе с тем уже в начале 1920-х гг. ситуация начата меняться. В 1922 г. из страны было выслано около 160 деятелей науки и культуры, не желавших примириться с новой властью. Среди них были многие выдающиеся философы и социологи – в том числе П. А. Сорокин, П. Б. Струве, Н. А. Бердяев и другие. Марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н. И. Бухарина (1888–1938), опубликовавшего монографию "Теория исторического материализма: популярный учебник социологии" исторический материализм стал отождествляться с социологией, а вскоре вообще ее вытеснил, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово.

Разделение ученых по классовому признаку, в конечном счете, привело к свертыванию свободных научных исследований, критический подход был заменен идеологией "революционной пролетарской сознательности". Последовательно осуществлялась линия на массовую пропаганду основ марксизма. Окончательно оформила запрет на социологию в 1929 г. дискуссия в Институте философии Коммунистической академии, на которой был сделан вывод о том, что социология является лженаукой, "выдуманной французским реакционером Огюстом Контом, и само слово “социология” не должно использоваться в марксистской литературе" . Конец 1920-х – начало 1930-х гг. ознаменовались окончательным оформлением культа личности И. В. Сталина и становлением тоталитарного режима в стране. Это оказало влияние и на развитие общественных наук. Начинается процесс догматизации марксистского учения и начало политических репрессий по отношению к неугодным властям ученым. В 1938 г. был опубликован "канонический" текст марксистско-ленинской философии и социологии, которая была обязательна для изучения во всех властных структурах и в вузах. Исторический материализм был объявлен единственно верным объяснением всей совокупности общественных явлений.

Основной идеей стала теория стадий прогресса, реализующегося через борьбу классов, которая определяла закономерное движение всего человечества от низшей фазы (первобытно-общинного строя) к высшей (коммунистического общества). В качестве движущей силы перехода от одной формации к другой рассматривались внутренние противоречия способа производства между производительными силами и производственными отношениями.

В меньшей степени запреты коснулись прикладных социологических исследований, которые в этот период времени проводились в рамках демографического изучения состава и численности населения. К наиболее известным ученым в этой области можно отнести А. А. Чупрова, С. Г. Струмилина, С. Л. Томилина. Появились интересные работы в сфере социологии здравоохранения (Η. А. Семашко, Б. Я. Смулевич). Однако к концу 1930-х гг. в стране были практически свернуты все социологические исследования.

Этот перерыв в развитии науки продолжался практически 20 лет. Только в 1950-е гг. после смерти И. В. Сталина и осуждения культа личности в стране начинается период преобразований, оказавший благоприятное воздействие на развитие общественных наук.

Возрождение социологии началось с конца 1950-х гг. В этот период росло убеждение в необходимости организации социологических исследований, первые шаги делало социологическое образование. Важным этапом стало проведение в 1957 г. в Москве Международного совещания социологов по вопросу о мирном сосуществовании, в котором приняли участие крупнейшие социологи мира – Р. Арон, Ж. Фридман, А. Холландер, Э. Хьюз, X. Шельски, Т. Боттомор.

В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация. Развитие международных связей способствовало организации обмена мнениями и результатами научных исследований между западными и советскими учеными.

Результатом прогрессивных изменений явилось открытие в 1960-е гг. Института конкретных социологических исследований, а также кафедр и отделов социологии в вузах Москвы и некоторых крупных городов СССР. В том же 1960 г. в Ленинградском государственном университете открылась первая в стране Социологическая лаборатория под руководством В. А. Ядова.

25 февраля 1966 г. Президиум Академии наук СССР принял постановление "О мерах по улучшению организации и координации конкретных социальных исследований". В Академии был создан Научный совет по проблемам конкретных социальных исследований, сектор исследования новых форм труда и быта в Институте философии преобразовался в отдел конкретных социальных исследований.

В Институте экономики была организована лаборатория социально- экономических и демографических проблем, сектор конкретных исследований культуры и быта народов СССР был создан в Институте этнографии, а в Институте государства и права – лаборатория социально-правовых исследований.

В 1966 г. президентом Советской социологической ассоциации был назначен Г. В. Осипов. В 1968 г. был образован Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР (с 1972 г. – Институт социологических исследований АН СССР), ставший ведущим социологическим учреждением страны. В СССР развернулась широкая публикация результатов проводимых исследований. Важным шагом в развитии социологии в стране стало издание в 1966 г. двухтомника "Социология в СССР", в который вошли результаты исследований по социологической теории, по различным проблемам функционирования и развития социальной сферы (труда, быта и т.д.).

Печатным органом, объединившим усилия социологов и сделавшим очень много для распространения научного социологического знания и методического опыта, стало появление в 1965 г. журнала "Социальные исследования" (с 1974 г. – "Социологические исследования").

В этот период времени в научном сообществе была развернута дискуссия о статусе социологической науки, ее месте и роли в системе общественных наук. Одна группа ученых рассматривала социологию как самостоятельную отрасль наук, задача которой состоит в создании общесоциологических теорий, определяющих направление, цели и методы эмпирических исследований (Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, В. А. Ядов и другие). Другие рассматривали социологию как исключительно вспомогательную науку, которая должна собирать эмпирические данные для других общественных наук (Ю. Е. Волков, Л. Н. Коган, Μ. Н. Руткевич) . В результате дискуссии возобладал второй подход, который оставался ведущим до конца 1980-х гг. Правда, в качестве позитивного момента можно отметить активизацию прикладных исследований и открытие в стране сети социологических лабораторий для их проведения.

Постепенно расширяется спектр интересов представителей российской социологической мысли. Исследования в области трудового процесса дополняются разработками в рамках социологии города и села, развития трудовых коллективов, социологии молодежи, социологии личности и др.

Перестроечные процессы во второй половине 1980-х гг. способствовали преодолению представления о социологии как о прикладной науке, с тех пор она восстановила свой статус фундаментальной теоретической дисциплины.

Несмотря на сложную судьбу отечественной социологии, ей все же удалось внести существенный вклад в развитие отдельных отраслей социологического знания, таких, как эмпирическая социология, социология труда и экономическая социология, аграрная социология, социология управления, социология образования, социология молодежи и некоторые другие.

В XX в. эмпирическая социология становится самостоятельной областью научных исследований, как в зарубежной, так и в отечественной социологии.

В этой связи большой интерес представляют работы, посвященные методике социологических исследований и проблемам ее надежности, обоснованности, репрезентативности (Г. С. Батыгин, И. А. Бутенко, В. И. Волович, В. Г. Гречихин, Б. 3. Докторов, А. П. Куприян, О. М. Маслова и др.). В них рассматриваются проблемы повышения качества эмпирического исследования различных общественных процессов, анализируются типичные ошибки, выявляются те ограничения, которые влияют на полноту и достоверность выводов. Авторам в этих работах удалось преодолеть излишнее увлечение погоней за фактами в ущерб теоретическим выводам. Однако они показывают научную значимость правильно организованной информации, полученной по специальным методикам в процессе социологических исследований.

Большую роль в развитии социологии сыграли научные публикации, посвященные методам социологического исследования, а также сбору, обработке, хранению и использованию социологической информации. В работах В. Г. Андриенкова, Э. П. Андреева, Ф. М. Бородкина, Г. Г. Татаровой, Г. И. Саганенко, В. Ф. Устинова и других рассматривались принципы синтеза математических и социологических методов исследования, которые способствовали повышению качества и надежности его результатов. Особая ценность этого союза математики и социологии проявилась в создании банков социологической информации, ибо это ознаменовало переход социологии от описательных методов к широкому внедрению сравнительных исследований. Банк социологической информации позволил совершенствовать методику и организацию социологических исследований, выявлять пробелы в получаемой информации, корректировать и на новых основах группировать данные .

В полной мере формирование социологии труда и экономической социологии в России началось еще в XIX в. Уже в тот период исследователи на основе статистических материалов проводят анализ типов хозяйства (помещичьего, фермерского, крестьянско-общинного), описывают условия труда и быта, уровень и образ жизни работающего населения, рассматривают отношения между работниками умственного и физического труда, функции бюрократического института и технического прогресса. Весомый вклад в разработку проблем социологии труда внесли русские экономисты-статистики – А. А. Чупров, А. А. Кауфман, И. И. Янжул, Ю. Э. Янсон.

В поле зрения ученых находятся проблемы организации труда и его условий, производственного травматизма и заболеваний, заработной платы и стимулирования и др. Ими применялся широкий спектр эмпирических исследований: сплошные и выборочные обследования, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и статистических данных. В эмпирических исследованиях в России конца XIX – начала XX в. стали уделять большое внимание санитарным условиям труда и быта, положению рабочего класса. Важное место в истории отечественной социологии труда и экономической социологии отводится работам выдающегося мыслителя М. И. Туган-Барановского.

В первые годы после Октябрьской революции свое развитие в социологии получают проблемы научной организации труда. В этот же период в социологии труда получили развитие и другие направления: исследование условий жизни и быта рабочего класса (Е. А. Кабо, Б. Б. Коган, М. С. Лебединский); изучение интересов рабочей молодежи (А. И. Колодная, А. И. Тодорский, В. А. Зайцева) и др.

Возобновление социологических исследований в середине 1950-х гг. в данной области вылилось в изучение проблем рабочего и внерабочего времени, подъема культурно-технического уровня рабочего класса, процесса превращения труда в первую жизненную потребность.

В 1960–1980-е гг. проводятся теоретические и эмпирические исследования по широкому кругу проблем, связанных с экономикой.

В конце 1990-х и начале 2000-х гг. активно ведется изучение трудовых отношений на разных уровнях. Продолжаются исследования в области социально-профессиональной структуры и мобильности, трудовой мотивации и удовлетворенности трудовым процессом, социально-экономических проблем села.

В последнее время активно проводятся исследования в области социологии потребления. В центре их внимания находится динамика потребительского поведения, образ и стиль жизни, вкусовые приоритеты, социальная идентичность и др.

Отрасль социологии, изучающая формы организации труда, структуру и функционирование различных социальных и профессиональных групп в сфере сельского хозяйства называют аграрной социологией . К концу 1970-х гг. не осталось ни одной сферы сельского бытия, которая не попала бы в поле зрения не только социологов-аграрников. Активно проводятся региональные исследования в Краснодарском крае, Орловской, Иркутской, Тюменской и других областях.

В 1980-е гг. проведенные эмпирические исследования явились основанием для дальнейших исследований. Было признано, что деревня является одним из базовых исходных компонентов социума.

С начала рыночных преобразований в экономической жизни страны имеет место некоторый всплеск внимания к сельской тематике, частично реализованный в исследовательских проектах Т. Шанина. Усилилась критика последствий аграрного реформирования. Факты кризисного состояния сельского сообщества анализировались 3. И. Калугиной, В. А. Артемовым, С. Н. Семеновым, Π. П. Великим, В. И. Староверовым, А. М. Сергиенко, И. Е. Ильиным и другими. Был организован мониторинг социально-трудовой сферы села, в котором участвовали социологи 18 регионов страны.

Среди актуальных тем, исследуемых в современной аграрной социологии – состояние человеческого потенциала села, социальная стратификация, проблемы социальной справедливости, социальная мобильность, взаимодействие села с городом и др. Вместе с тем следует признать, что нерешенность актуальных проблем аграрного сектора экономики, обеднение села приводят к потере интереса исследователей к осуществлению научных проектов в данной области .

Социология образования представляет собой отрасль социологии, изучающую систему образования как социальный институт, ее взаимодействие с обществом, а также внутренние механизмы и закономерности образования как особого вида социокультурной деятельности. Без рассмотрения вопросов образования с точки зрения социологической парадигмы нельзя оценить роль данного социального института как определяющего фактора научно-технического прогресса, экономического, социально-политического и духовного развития общества.

Социология образования возникла в начале XX в. Истоковые положения данной отрасли социологического знания коренятся в творчестве М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и других. Отправными точками развития этой отрасли знания стали концепции социальной стратификации, разделения труда, социализации личности.

Начиная с 1917 г., социологические исследования в сфере образования начинаются и в России. Однако в 1930-е гг. в условиях ужесточения режима и фактического запрета социологии закрываются исследования, в том числе и по образовательным вопросам. Образование начинают рассматривать исключительно с позиций педагогики и психологии, что ограничило возможности глубоких теоретических исследований в этой области и нанесло урон практике.

К проблемам социологии образования стали возвращаться только в 1960-е гг. (В. Н. Гурченко, Ф. Р. Филиппов, В. М. Димов, В. Т. Лисовский и другие).

Исходя из трактовки образования в качестве социальной категории, следует отметить, что его состояние и функционирование определяется системой царящих в обществе социальных связей и отношений. С возрастанием роли образования в жизни современного общества актуализируется и проблема социологических исследований в данной области. В настоящее время в стране существует развернутая сеть исследовательских центров, ведущих разработку проблем социологии образования. Среди современных ученых, наиболее известны имена Я. У. Астафьева, В. Н. Шубкина, Д. Л. Константиновского, Е. И. Прониной.

Еще одной отраслью социологических исследований в Российской науке стала социология молодежи , которая представляет собой специальную социологическую теорию, изучающую сознание и поведение данной социальной общности, особенности социализации молодых людей, процесс взаимодействия со старшими поколениями, степень, уровень и формы новаторства при решении социальных проблем.

1960-е гг. в жизни мирового сообщества ознаменовались масштабными выступлениями молодежи в различных странах, что актуализировало необходимость обращения к исследованию проблем данной социальной группы в социологической науке. Предметом анализа стали молодежные движения, молодежные субкультуры, социально-психологические особенности молодежи, изменения в ценностных ориентациях и т.д.

Следствием накопления материалов теоретических и эмпирических исследований в данной отрасли явилось создание в 1970 г. на Международном социологическом конгрессе в Варне специального исследовательского комитета, занимающегося изучением молодежной проблематики.

Проблемы молодежи исследуются как в контексте изучения всего общества, его структуры и динамики, так и в качестве особой социальной группы, с присущими только ей признаками и свойствами. В силу специфики изучаемой социальной группы социология молодежи очень тесно связана с другими отраслями социологической науки, такими как военная социология, социология личности, коллектива, семьи, города, культуры, образования и др.

Молодежная проблематика в России связана с теми же объективными процессами, которые протекают в остальном мире: урбанизацией, повышением удельного веса пенсионеров, лиц старшего возраста, снижением рождаемости и т.д. Вместе с тем молодежные проблемы в нашей стране имеют и свои особенности, опосредованные спецификой российской действительности, и политикой, проводимой государством в отношении данной социальной группы.

Среди советских и российских исследователей в этой области наиболее известны имена Η. М. Блинова, В. М. Боряза, Ю. А. Зубок, С. И. Иконникова, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, И. С. Кона, В. Ф. Левичевой, В. Г. Мордковича, Б. С. Павлова, В. Н. Шубкина, З. В. Сиксвич, Н. С. Слепцова, Μ. X. Титмы, В. И. Чупрова и других .

Усложнение социальных механизмов участия различных социальных групп в политических, экономических и иных социальных процессах, актуализируют интерес к научным аспектам социологии управления . Предметом социологии управления как специальной социологической дисциплины являются отношения управления, представляющие собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействия людей и социальных групп в процессе управленческого воздействия.

Характерными чертами социологии управления являются познание и сознательное использование социальных законов, законов и закономерностей управления; обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих воздействий; моделирование управляемых объектов и субъектов управления, количественные и качественные измерения явлений; взаимосвязь и взаимодействие государственного, хозяйственного и социального управления.

  • Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. С. 26.
  • Великий Π. П. Российская аграрная социология: этапы, имена, идеи // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 101 – 107.
  • Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. С. 167.


  • Последние материалы раздела:

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...