Особенности рельефа и полезные ископаемые южной америки. Рельеф и полезные ископаемые южной америки


Содержание урока 1.Проверка домашнего задания.Проверка домашнего задания. 2.Особенности рельефа Южной Америки.Особенности рельефа Южной Америки 3.Схема «Профиль Южной Америки по экватору и параллели 20 0 ю.ш.»Схема «Профиль Южной Америки по экватору и параллели 20 0 ю.ш.» 4.Равнинный Восток и Горный Запад материка.Равнинный Восток и Горный Запад материка. 5.Стихийные явления, связанные с подвижностью земной коры в отдельных частях материка.Стихийные явления, связанные с подвижностью земной коры в отдельных частях материка. 6.Полезные ископаемые Южной Америки.Полезные ископаемые Южной Америки. 7.Проверим наши знания.Проверим наши знания. 8.Домашнее задание.Домашнее задание.


Проверка домашнего задания Заполнение контурной карты. Содержание текста параграфа о географических открытиях и исследовании Южной Америки. Характеристика физико- географического положения Южной Америки. Вспомним! 1.Формы рельефа суши. 2.Связь между строением земной коры и формами рельефа. 3.Виды горных пород по происхождению. 4.Связь между геологическим строением территории и размещением разных типов полезных ископаемых. ГорыРавнины мНизменности мВозвышенности мПлоскогорьяНизкие мСредневысотные мВысокие Более 5000 мВысочайшие Высота над уровнем моря


Особенности рельефа Южной Америки Задание: определить особенности рельефа материка. а) Описать рельеф материка по плану. б) Объяснить причину особенностей размещения форм рельефа материка, используя физическую карту и карту строения земной коры. в) Сравнить рельеф Африки, Австралии и Южной Америки. Объяснить причины сходства и различий.




Профиль Южной Америки по экватору Тихий океан Атлантический океан 1000 м 2000 м 3000 м 4000 м 5000 м 6000 м Анды Амазонская низменность? 2 - ? Гвианское нагорье


Справочно-информационный материал Высочайшие вершины Южной Америки НазваниеВысота, мСтрана Аконкагуа6920Аргентина Ильямани6882Боливия Охос-Дель-Саладо6880Аргентина-Чили Уаскаран6807Перу Ильямпу6485Боливия Чимборасо6267Эквадор Сахама6520Боливия Коропуна6425Перу Действующие вулканы Льюльяйльяко6723Чили-Аргентина Сан-Педро6154Чили Чачани6075Перу Котопахи5897Эквадор


Высочайшие горные вершины Земли 0 м 3050 м 9140 м 1520 м 4579 м 6100 м 7620 м Азия: ДЖОМОЛУНГМА (Непал-Китай, 8848 м) Северная Америка: МАК-КИНЛИ (США, Аляска, 6194 м) Южная Америка: АКОНКАГУА (Аргентина, 6959 м) Европа: ЭЛЬБРУС (Россия, 5642 м) Африка: КИЛИМАНДЖАРО (Танзания, 5895 м) Антарктида: МАССИВ ВИЛЬСОН, хребет Сентинел (4897 м) Австралия: КОСЦЮШКО (Новый Южный Уэльс, 2228 м)




Горный Запад Анды тянутся вдоль всего западного побережья Южной Америки от берегов Карибского моря до мыса Горн. Протяженность гор – км (1 место в мире). Строение Анд сложное: Через весь материк тянется Западная, или Главная, Кордильера. В северной части материка параллельно ей тянется Восточная Кордильера. Между ними лежит широкое (более 500 км) нагорье Пуна. Наибольшей ширины Анды достигают в центральной части. Это Центральная Кордильера. Южнее простирается Патагонская Кордильера. Г. Аконкагуа – высочайшая вершина Южной Америки Чимборасо – потухший вулкан Антиплано Пуна Перевал в Андах


Равнинный Восток В составе Равнинного Востока выделяют следующие формы рельефа: Амазонскую низменность, Оринокскую низменность, Гвианское нагорье, Бразильское плоскогорье, Ла-Платскую низменность, плато Патагония. Бразильское плоскогорье Гвианское нагорье Плато Патагония Предгорья Восточных Анд Амазонская низменность








Заполните пропуски Горы Анды образовались в зоне взаимодействия _____________ и _______________ литосферных плит. В них часты землетрясения потому, что ____________________________________________________________ Огромные запасы рудных полезных ископаемых принадлежат к тектоническим структурам ______________ пояса и ______________ платформы. Они представлены такими полезными ископаемыми, как _________________. Впадинам платформы соответствуют месторождения ________________. Проверим наши знания


1.На востоке материка лежат равнины, различные по высоте. 2.Высшая точка Анд – г. Аконкагуа. 3.В основании большей части материка лежит Тихоокеанская литосферная плита. 4.В Андах находятся большие месторождения медной руды. 5.В центре материка находится Амазонская низменность – крупнейшая на Земле. 6.Анды – старые невысокие горы. 7.На юге материка расположено Гвианское нагорье. 8.Пуна – это плоскогорье в Центральных Андах. 9.Автором книги «Затерянный мир» был Жюль Верн. 10.Плато – это участки с ровной поверхностью и пологими склонами. 11.Только на Гвианском нагорье расположены тепуи. 12.Бразильское плоскогорье богато полезными ископаемыми магматического происхождения. 13.На севере материка добывают нефть. 14.В Андах редки землетрясения. 15.Чилийское землетрясение 1960 г. – одно из самых катастрофических в геологической истории Земли. 16.Чимборасо – вулкан, расположенный ближе всего к центру Земли. Согласны вы с тем, что…


Домашнее задание 1.Изучить параграф учебника по теме. 2.Знать номенклатуру по теме; уметь показывать формы рельефа материка на настенной карте. 3.По желанию: нарисовать рисунки по темам: «Поверхность Южной Америки», «Извержение вулкана»; «Амазонская низменность» и т.п.; составить «Мини-топонимический словарь рельефа Южной Америки» (использовать топонимический словарь Е.М.Поспелова из кабинетной библиотеки); выполнить творческое задание: создать слайд-шоу или презентацию по главам романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта», в которых описывается приключения героев в Андах и Патагонии.

Дата: 14.01.15.

Тема: Рельеф и полезные ископаемые.

Цель:

Образовательная: сформировать представление о формах рельефа и географии размещения полезных ископаемых материка Южная Америка;

Развивающая : развивать умения работать с учебником, физической картой, делать выводы, анализировать;

Воспитательная : воспитание познавательного интереса, воспитание самостоятельности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Опрос домашнего задания

Работа с таблицами.

Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».

Название материка

Номера вопросов

Южная Америка

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

    Актуализация знаний и умений: что мы называем рельефом? Какой рельеф свойствен Ю.А?

    Изучение нового материала

1) Вступительная беседа.

Приготовьте карту атласа «Строение земной коры», стр.4-5. Почему изучение рельефа мы начинаем именно с этой карты?

Что такое рельеф? Назовите крупные формы рельефа.

2) Анализ карты «Строение земной коры»:

Какая литосферная плита лежит в основании материка? (Южно-Американская);

С какой скоростью и в каком направлении она передвигается горизонтально? (на северо-запад, 2,3 см/год);

В какой части материка горная система? (на западе);

Почему возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);

Почему восточная часть материка – равнинная? Что лежит в ее основании?

Какой возраст у этих гор? (горы молодые – область новой складчатости);

Частью какого материка в далеком прошлом была Южная Америка? (Гондваны).

3) Самостоятельная работа.

Внимательно рассмотрите физическую карту Южной Америки. Затем по плану на доске составьте описание рельефа Южной Америки (устно) – 5 минут.

План описания рельефа территории.

1)Каков общий характер поверхности?

2)Как расположены формы рельефа на территории?

3)Какова наибольшая высота? Какие высоты преобладают?

4) Анализ выполненной работы.

5) Запись в тетрадь:

Рельеф Южной Америки

Горный запад Равнинный восток

6) Рассказ о рельефе.

Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко.

Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы. Какие?

Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.

Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.

Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.

«…Казалось непостижимым, - писал ученый Г.Тагиев, - что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.

7) Беседа о полезных ископаемых Южной Америки.

Знаете ли вы, как переводится название гор Анд? По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.

В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?

Посмотрите на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)

Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).

4. Закрепление изученного материала.

Приготовить карточки трех цветов: белого - 1 уровень, синего - 2 уровень, красного– 3 уровень. Дети самостоятельно выбирают карточки и работают индивидуально.

1 уровень:

Подпишите на контурной карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.

2 уровень:

По плану составьте описание одной из форм рельефа Южной Америки.

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2) В каком направлении тянется?

3) Каковы приблизительные размеры?

4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

3 уровень
Тест «Рельеф Южной Америки»

    По особенностям строения земной коры Южная Америка более всего похожа?

      На Африку

      На Австралию

      На Антарктиду

    Горы Анды сформировались во время складчатости:

  1. Место поднятия фундамента Южноамериканской платформы в рельефе соответствует:

    По сравнению с Африкой и Австралией рельеф Южной Америки:

    Примерно в одно время с Андами образовались:
    1.Капские горы
    2.Большой Водораздельный хребет
    3.Горы Антарктического полуострова

    Места опускания фундамента Южноамериканской платформы в рельефе соответствуют:

Цели и задачи:

  • Сформировать у учащихся общее представление о рельефе Южной Америки, познакомить с расположением и основными чертами крупных формам рельефа материка.
  • Установить взаимосвязь между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
  • Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
  • Воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта мира, тектоническая карта мира, физическая карта Южной Америки, видеофильм, презентация «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

Методы и формы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный.

Номенклатура: Анды, г.Аконкагуа, вулкан Льюльяльяко, Амазонская низменность, Оринокская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

– Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по Южной Америке.
– Что вы знаете о природе этого материка?

Демонстрация фильма о природе Южной Америки.

– Что вас поразило в фильме? Каковы ваши впечатления?
– Скажите, пожалуйста, что мы будем изучать на уроке? (Презентация , слайд 1)
– А кроме рельефа рассмотрим ещё и полезные ископаемые. Но сначала давайте немного вспомним.

  • Кем и когда была открыта Южная Америка? (Х.Колумб, 1492 год)
  • А почему же она получила такое название, в честь кого? (Америго Веспуччи первым высказал мысль об открытии новых земель)
  • Покажите на карте крайние точки материка. Какими океанами и морями он омывается?

III. Изучение нового материала

– А каковы особенности рельефа Южной Америки? (Cлайд 2)
Откройте физическую карту Южной Америки в атласе. Каков общий характер поверхности материка?
На какие части можно разделить материк по высоте?
Как же образовался современный рельеф материка? Почему выделяются горный Запад и равнинный Восток? (§41, карта «Строение земной коры» стр. 4-5)
Равнинный Восток расположен на древней Южноамериканской платформе, а горный Запад – результат столкновения двух литосферных плит Тихоокеанской и Южноамериканской. В основании этой части материка лежит молодая кайнозойская складчатость.
Столкновения океанической и континентальной литосферных плит приводят к частым землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее мощные землетрясения происходят каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в 1960, 1970 и 1985 годах.

– Какие формы рельефа расположены на материке? Покажите их на карте.

– А сейчас я предлагаю вам заполнить схему «Особенности рельефа Южной Америки». Схемы лежат у вас на столах. Работа будет осуществляться в парах. (Cлайд 3)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.
Проверка выборочная, один ученик называет одну особенность.

– Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 4)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды.
В переводе эта твердь
Означает слово «медь».
Тут в былые времена
Прогибалась вся земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.

– Что нового вы узнали об Андах из стихотворения?
– Давайте сейчас совершим небольшое путешествие по разным районам Южной Америки. И сначала побываем в Андах. (Cлайд 6)
Анды – самая длинная в мире горная цепь, протяжённость 7 600 км. Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.
Здесь расположена гора Аконкагуа – самый высокий в мире потухший вулкан – высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий. (Cлайд 7)
Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие мнения выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или на языке кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических плит Наска и Южно-Американской.
Льюльяльяко – самый высокий из действующих вулканов планеты, пятый по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария. Располагается в одном из самых сухих мест в мире (пустыня Атакама), снеговая линия на западном склоне превышает 6,5 тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии на земле).
Последнее взрывное извержение датируется 1877 годом. (Cлайд 8)
Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения. (Cлайд 9)
А на востоке раскинулась самая большая на Земле низменность – Амазонская. Её площадь более 5 млн км?. По территории низменности протекает самая полноводная река мира – Амазонка. (Cлайд 10)
На древних породах, перекрытых лавовыми покровами находится Бразильское плоскогорье. (Cлайд 11)
В северной части Южной Америки раскинулось Гвианское плоскогорье . (Cлайд 12)

– А если заглянуть вглубь земной коры? (Cлайд 13)
Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. Здесь найдены нефть, газ и уголь. Есть месторождения железных, марганцевых, серебренных, медных руд, залежи бокситов, содержащих алюминий. На территории Чили разведаны месторождения природной селитры.
Размещение полезных ископаемых связано с особенностями рельефа и тектонического строения материка. Южную Америку можно разделить на три части: выступы плоскогорий на платформе, прогибы низменностей на платформе и области новой складчатости Анд.
(Cлайд 14)
На столах у вас лежит ещё одна схема, которую нужно закончить. Поработайте в парах. Поработайте четвёрками, помогите друг другу.

Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 15)

IV. Обобщение

Сравните рельеф Южной Америки с рельефами ранее изученных материков, определите черты сходства и различия и объясните причины. (Cлайд 16)

V. Домашнее задание (Cлайд 17)

§ 41
на контурной карте обозначить крупные формы рельефа материка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Савельевская средняя общеобразовательная школа

имени Мусы ДанилбековичаГазимагамадова»

Наурского муниципального района

Чеченской Республики

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

7 « А» класс

Учитель: Гумакаева А.Р.

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки.

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей, совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитее интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратно работы с источниками географических знаний.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки, настенная к /к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

    Организационный момент.

Каждый урок географии это очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем её величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей обеды нужно ваше внимание и кропотливая работа...

    Опрос домашнего задания.

    Тест-Блеф 3 минут- взаимопроверка.

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

    Назовите особенности географического положения Южной Америки о плану:

Как расположен материк относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов?

Назовите крайние точки материка.

В каких климатических поясах лежит Южная Америка?

Какими морями и океанами омывается материк?

Как расположен материк относительно других материков?

Кто является первооткрывателем материка?

Второй открыватель Южной Америки.

Кто открыл Южную Америку?

Почему назвали её Америкой?

    Мотивация.

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

Посмотреть на карту надо,

Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.

Тут в былые времена,

Прогибалась земля,

А другая поневоле,

Превратилась в плоскогорье.

Где комфортно, без проблем?

Лима, Кито иль Белен?

На востоке жить остаться,

Как вы думаете, о чем сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».Затерянный мир.

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы).(Слайд 3)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др. Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т.д.

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, чтобы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территорий материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка.(Слайд 4)

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков

§ Что такое рельеф;(совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаний, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете?(Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины;(низменности – 200 м,

Возвышенности – до 500м, плоскогорья – выше 500 м,)

§ Что такое платформа;(обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами;(сейсмическим поясом).

§ Что происходит на сейсмическом поясе?(землетрясение и извержение вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами.

Групповая работа:

1.Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке)

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение(на западе складчатая область- кайнозойская, а востоке платформа- Южно- Американская)

3. На какой литосферной плите располагается Южная Америка?(Южно- Американская)

4.С какими литосферными плитами она граничит?(Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская)

5.Что происходит на границе литосферных плит на западе материка?(сталкиваются материковая и океанская)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке?(горы, низменности,плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла- Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

8. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте.(Запад на материка. Анды.)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод (Слайд 6)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.(слайд 7)

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

Анды (Аконкагуа,6960м.)

Гвианское плоскогорье

Бразильское плоскогорье

Оринокская низменность

Амазонская низменность

Ла- Платская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили,что рельеф Южной Америки неоднородный.Запад –горный,восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.(ролик Анды 2 минуты.)

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).Название Анды от анта на мязыке инков –медь,медные горы.Анды –самая длинная в мире горная цепь,9000км.Аконкагуа самый высокий потухший вулкан –Высшая точка Южной Америки,западного и южного полушарий.

Происхождения название горы точно не известно, существующие выводят его из арауканского (с другой стороны реки Аконкагуа) или от Акон Гахук что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.Мощная горная система Анд,образует часть тихоокеанского «Огненного кольца»:здесь много вулканов,часты землетрясения.(Слайд 11)

Полезные ископаемые.(Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка.К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте,от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке(от геологического строения).

Задание: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые,характерные для разных частей Южной Америки.(Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему.Слад 14)

6. Закрепление

Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию(Слайд 15)

    Южная Америка имеет разнообразный рельеф потому, что …(имеет сложное тектоническое строение на западе –кайнозойская складчатость –горы, а востоке Южно –Американская платформа)

    Анды –молодые горы потому, что …..(кайнозойская складчатость самая молодая)

    На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому. что ….(разное тектоническое строение. платформам соответствуют полезные ископаемые –осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест (Слайд 16)

1.Высшая точка Анд:

А) г. Чимборасо;

Б)г.Аконкагуа;

В)г.Ильямпу

2. Восток материка расположен на:

А)древней платформе

Б)молодой платформе

В)границе литосферных плит

3.Горы Анды протянулись на:

4.О продолжения газообразования Анд свидетельствуют:

А) их протяженности

Б)частые землетрясения

В)оледенения

5.Анды образовались на:

А)платформе

Б)границе литосферных плит

В)материковой области.

6.В Южной Америке находятся величайшая равнина мира:

А)Оринокская

Б)Бразильская

В)Амазонская

Учащиеся проверяют тест (Слайд 17)

Теперь давайте вернемся к нашей таблице и заполним средний столбец.(Слайд 18)

Хочу узнать

Релаксация:

Учитель: Давайте минуту посидим молча. и мысленно вспомним весь наш урок.Закройте глаза пройдем самую большую равнину мира и медленно поднимемся вверх на самую большую равнину мира и медленно поднимаемся вверх на самую высокую вершину Южной Америки –гору Аконкагуа.

Найти свое место на лесенке успеха по итогам урока.Прикрепить смайлики.

8. Домашнее задание (Слайд 19)

Параграф 41 . к/к –все учащиеся класса.

1Простые вопросы.

2) Более сложные вопросы.

Составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.»

Изучают рельеф Южной Америки в 7 классе, поэтому многие, скорее всего, слышали об Андах, Патагонии, Амазонской низменности и т. д. Возможно, наша статья будет интересна не только учащимся школы, но и тем, кто хочет освежить свои знания о далеком континенте. В ней мы расскажем о главных формах рельефа Южной Америки.

География материка

На карте континент находится ниже Северной Америки, соединяясь с ней узким Панамским перешейком. Большая его часть находится в Южном и Западном полушариях. Его берега омывают воды Атлантического и Тихого океанов.

Площадь Южной Америки четвертая в мире и занимает 17 840 000 км 2 . На ее территории проживает 390 млн человек, находится 12 самостоятельных и 3 зависимых государства. Крупнейшие из них: Бразилия, Аргентина, Боливия, Колумбия и Перу. Все они, кроме Французской Гвианы, относятся к странам Латинской Америки. Огромную, правда не всегда положительную, роль в их развитии сыграли колонисты из Испании, Франции и Португалии.

Формы рельефа на материке Южной Америке очень разнообразны и представляют как высокие горы, так средневысотные плоскогорья и низменности. С севера на юг континент протянулся на 7350 километров, охватив шесть климатических поясов - от северного субэкваториального до южного умеренного. На большей части условия жаркие и очень влажные, а температура не опускается ниже +5 °С.

Своеобразный климат и рельеф Южной Америки сделали ее рекордсменом в некоторых областях. Так, на континенте находится самый высокий вулкан, крупнейшая в мире река и высочайший водопад. А благодаря большому количеству осадков, материк является самым влажным на планете.

Рельеф Южной Америки

Когда-то Южная Америка была частью континента Гондваны вместе с Антарктидой, Австралией и Африкой. После их отделения друг от друга она ненадолго превратилась в огромный остров, до тех пор, пока не возник Панамский перешеек.

Формы рельефа, расположенные на материке Южная Америка, разделяют ее на две большие области: равнинно-плоскогорную на востоке и горную на западе. Средняя высота всей территории континента составляет примерно 600 метров.

В основе восточной части Южной Америки лежит древняя платформа, поэтому местные ландшафты преимущественно равнинные. Они представлены Амазонской, Оринокской и Ла-Платской низменностями, Патагонским плато, Бразильским и Гвианским плоскогорьями. На крайнем юго-востоке расположена впадина Салинас-Чикас - самая низкая точка на континенте с высотой -42 метра.

На западе тянутся горы Анды. Это молодые геологические образования, сформировавшиеся в ходе относительно недавней (примерно 50 млн лет назад) вулканической активности. Впрочем, процесс их образования не закончен, поэтому извержения вулканов и землетрясения можно наблюдать и сейчас.

Возвышенности

В рельефе Южной Америки присутствует несколько возвышенных областей, именуемых нагорьями и плоскогорьями. Одна из таких областей (Центрально-Андское нагорье) расположилась прямо посреди Анд. Здесь вулканические плато перемежевываются плоскими равнинными участками, а средние высоты достигают 4000 метров.

Формы рельефа на востоке гораздо ниже. Там расположилось обширное Бразильское нагорье, охватывающее около 5 млн км 2 . Его наивысшей точкой является гора Бандейра (2890 м), хотя на большей части территории оно поднимается на высоту от 200 до 900 метров. Нагорье представляет собой плоские участки с отдельными выступами горных хребтов и плато с очень крутыми, практически вертикальными склонами. Похожим является небольшое Гвианское плоскогорье на севере, которое по происхождению является частью Бразильского.

Низменности

Низменные равнины охватывают значительную часть материка, и занимают территорию между горами и плоскогорьями Южной Америки. Они расположены в местах прогибов платформы-фундамента, что создает отличные условия для образования болот и рек с глубокими долинами (Амазонки, Ла-Плата, Ориноко, Парана).

Амазонская низменность является самой большой на континенте и на всей планете. Она растянулась на севере континента от подножия Анд до побережья Атлантического океана. На юго-востоке ее обрамляет Бразильское плоскогорье.

Площадь Амазонской низменности - 5 млн км 2 . Здесь протекает крупнейшая на Земле река, Амазонка, вместе с многочисленными притоками. На западе рельеф низменности плоский и ровный, на востоке он изрезан кристаллическими породами, выходящими на поверхность. Реки в восточной части Амазонии не такие мутные, как в западной, усеяны многочисленными порогами.

Огромные участки низменности заболочены и покрыты непроходимыми джунглями влажных экваториальных лесов. Это один из наименее изученных регионов мира, населенный анакондами, кайманами, пумами, тапирами, броненосцами, капибарами, оленями-мазами и другими уникальными обитателями.

Андские Кордильеры

По происхождению Анды представляют собой часть североамериканских Кордильер. Они проходят вдоль всего западного побережья континента, по территории семи государств, и являются самой длинной горной системой в мире (9 000 км). Это главный водораздел материка, в котором берет начало река Амазонка, а также притоки Ориноко, Парагвая, Параны и т. д.

Анды - вторая по высоте горная система. Ее наивысшей точкой является гора Аконкагуа в Аргентине (6960,8 м). По рельефу и другим природным особенностям различают Северные, Центральные и Южные Анды. В целом горы состоят из многочисленных меридиональных хребтов, расположенных параллельно друг к другу, между которыми находятся впадины, плоскогорья или плато. На некоторых массивах лежат постоянные снега и ледники.

Острова и побережья

На севере очертания материка преимущественно простые, береговая линия изрезана не сильно. Она не образует глубоко вдающихся в сушу заливов и сильно вытянутых в море полуостровов. Берега в основном плавные и только в районе Венесуэлы наблюдается скопление небольших островков.

К югу ситуация меняется. Материк постепенно сужается, а его берега испещрены бухтами, заливами и лагунами. Вдоль побережья Чили и Аргентины к Южной Америке примыкает множество островов. Только в составе архипелага Огненная Земля их насчитывается больше 40 тысяч.

Далеко не все из них обитаемые, например, Фолклендские острова. Зато на многих есть фьорды, покрытые ледниками горы, ущелья и огромное разнообразие животных. Именно поэтому большинство южных прибрежных территорий включено в национальные парки и даже охраняется ЮНЕСКО.

Полезные ископаемые

Геологическое строение и разнообразие рельефа Южной Америки отразились и на ее природных ресурсах. Континент особенно богат полезными ископаемыми, в его недрах можно обнаружить как минимум половину таблицы Менделеева.

Горные хребты Анд содержат железные, серебряные, медные, оловянные, полиметаллические руды, а также сурьму, свинец золото, селитру, йод, платину и драгоценные камни. Колумбия считается лидером по добыче изумрудов, Чили занимает первые мировые позиции по добыче меди и молибдена, Боливия славится запасами олова.

Прогибы, обрамляющие Анды, содержат месторождения нефти, каменного угля и природного газа. Нефтью также богато океаническое дно вблизи материка и обширные равнины на востоке. В одной только Амазонской низменности доказанные запасы нефти составляют около 9000 млн тонн.

Мощным источником полезных ископаемых выступает Бразильское нагорье, полностью расположенное на территории Бразилии. На территории страны находятся крупные месторождения алмазов, циркония, тантала, слюды, вольфрама, является мировым лидером по добыче ниобия.

На территории Аргентины - второй по размерам страны континента, располагаются месторождения мрамора, гранита, серы, бурого угля, бериллия, урана, вольфрама, меди, природного газа и нефти.

Заключение

Рельеф Южной Америки совмещает в себе древние геологические образования и совсем молодые и активные формы. Благодаря этому ландшафты континента представлены горами и вулканами, плато и плоскогорьями, низменностями и впадинами. Здесь есть ледники, фьорды, глубокие долины рек, высокие водопады, каньоны и ущелье. Такое многообразие рельефа отразилось и на природе континента, сделав многие его объекты настоящим достоянием планеты.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...