Остракизм применялся при определении. Аристотель

Остракизм (гр. ostrakismos, ostrakon - черепок) - первоначально: в Древней Греции народное голосование об изнаниии гражданина, признанного опасным для существования государства; процедура изнания, представляла собой тайное голосование черепками, на которых писались имена осужденных.
Постепенно термин приобрел значение цели мероприятия - изгнание, осуждение, бойкот, изоляция.

История закона о остракизме

Закон был принят в Афинах в 506-505 годах до нашей эры при правлении Клисфена в числе проводимых им демократических реформ. Институт остракизма был нужен Клисфену в качестве предотвращения угрозы демократии со стороны приверженцев тирании (тиран - в Древней Греции в VII-VI веков до н. э. лицо, насильственно захватившее власть). 20 лет с момента учреждения остракизм не применялся. Первой его жертвой стал в 487-486 году Гиппарх, сын Харма из дема Коллит.

Процедура остракизма

…и современные

Ежегодно в Народном собрании председатели предлагали народу вопрос, считал ли он необходимым применение остракизма. В случае утвердительного ответа происходило окончательное собрание, на котором подавались голоса.

В назначенный день народ собирался на агоре (площади) в огороженном досками широком пространстве с отдельными входами для каждой из десяти фил (территориально-родовых округов). Подача голосов производилась тайно. За порядком подачи голосов наблюдали председательствующие в собрании архонты (главы исполнительной власти)и члены Совета (депутаты от каждой филы). После того, как каждый из членов собрания подавал свой черепок, архонты приступали к их подсчету.

Если насчитывалось не менее 6000 черепков с одним и тем же именем, глашатай объявлял это имя. Осужденный, получив известие о решении Народного собрания, должен был в течение десяти дней привести в порядок свои частные дела и до истечения этого срока оставить Афины на десять лет.

Имущество изгнанного остракизмом не конфисковывалось. После окончания срока он мог вернуться на родину без какого-либо ущерба в гражданских правах. По решении народа изгнанный мог быть возвращен до истечения десятилетнего срока ссылки.

В Народном собрании, на котором происходила процедура остракизма, самое активное участие принимало аттическое крестьянство. Народные собрания происходили в период, когда сельскохозяйственные работы были в основном завершены. Крестьяне шли в Афины для продажи своих продуктов и участия в праздниках. В то же время они участвовали и в Народном собрании.

Многие термины, используемые в современном мире, раньше имели другое значение, но спустя время они стали охватывать больше сфер. К ним можно отнести такое понятие, как «остракизм», который впервые начали использовать в Древней Греции.

Что это остракизм?

Изначально слово «остракизм» обозначало скорлупу или черепок, который использовали для голосования в древних Афинах. Чтобы лучше понять, что это остракизм, стоит заглянуть немного в историю. В те времена греки проводили голосования по любому поводу и если какой-то политик, по мнению общества, был опасен для демократии, то народ решал его судьбу. Люди писали на черепках (остракизмах) имя общественного деятеля, поведение которого не устраивало. Если набиралось минимум 6 тыс. голосов, то человека подвергали остракизму и выгоняли из государства на 10 лет.

Остракизм – психология

Специалисты в области психологии тщательно изучают тему остракизма, поскольку он имеет серьезные последствия. Под этим термином понимают неприятие или полное игнорирование человека окружающими людьми. В результате «жертва» не может реализовать свою потребность в принадлежности к определенной группе. Остракизм в психологии является средством регулирования социального поведения.

При проявлении игнорирования у человека наблюдается плохое настроение и раздражительность. Он либо предпринимает попытки восстановить контакт с людьми, или же прекращает общение полностью. Выясняя, что означает остракизм, стоит отметить, что самым распространенным способом его проявления является молчание. Еще в пример можно привести неприятие человека, попавшего в новую компанию, или оставшееся без ответа письмо.


Социальный остракизм

Если рассматривать это понятие со стороны социальных норм, то можно сказать, что остракизм может проявиться во всех областях, где люди взаимодействуют друг с другом. Предать остракизму могут школьника, который чем-то отличается от большинства учеников или сделал что-то постыдное. Игнорирование проявляется на работе, когда сотрудники не принимают нового работника или же перестают общаться с человеком, который лучше себя проявил или рассказал начальнику о промахе коллег. Остракизм отчетливо виден в тюрьме между заключенными или в армии.

Остракизм в современном обществе

К сожалению, современное общество часто выказывает свою жестокость по отношению к людям, которые проявляют «слабину». Остракизм в наше время кроет в себе серьезную опасность, поскольку для некоторых людей со слабым характером игнорирование является страшным наказанием, которое может толкнуть их на необдуманные поступки и даже привести к . В некоторых случаях остракизм сочетается с жесткостью.

Остракизм – истоки моббинга

Неприятие и игнорирование человека обществом стало основой появления , под которым понимают враждебное отношение человека или группы людей к другому индивиду в трудовом коллективе. Цель «травли» заключается в том, чтобы довести человека до добровольного увольнения. Распространенные методы моббинга: насмешки, придирки, оскорбления, дезинформация, бойкот, порча вещей и так далее. Стоит заметить, что моббинг опасен не только для психологического, но и для физического здоровья.

Подвергнуть остракизму могут по разным причинам, но в большинстве случаев всему виной жесткая конкуренция. Исследователи провели эксперимент и установили, что чаще игнорированию подвергаются люди со слабым характером или одиночки. Моббинг имеет серьезные последствия, поэтому, например, в Швеции он официально запрещен. Ученые доказали, что в 76% случаев люди, которых унижали на работе, страдали от сильного стресса и его последствий. Печальная статистика показывает, что 10% самоубийств происходит из-за моббинга.

В целях профилактики

Несмотря на то, что в современном мире термин «остракизм» часто используют, когда речь идет о гонении, травле, общественном неприятии, неправильно считать остракизм наказанием, расплатой за какие бы то ни было грехи и преступления. Эта мера являлась профилактической, причем в каком-то смысле остракизм можно было расценивать как высшую степень общественного признания и народной любви. Изгоняли ведь зачастую чрезмерно успешных, популярных и красноречивых.

Клисфен. Современный бюст

Аристотель писал, что появлением остракизма афиняне были обязаны реформатору Клисфену. Соответственно, возникновение этого обычая принято датировать ориентировочно 508 годом до нашей эры — незадолго до этого была свергнута тирания Писистратидов, и полис нуждался в некоем механизме, который не допустит появления новых тиранов. Однако первый изгнанник появился только спустя два десятилетия. Им в 487 году стал Гиппарх.

Суд черепков

Привычных нам бюллетеней у древних афинян, конечно же, не было. Изъявлять волю в устной форме не имело смысла — в условиях большого города-государства можно было и запутаться. Поэтому жители полиса решили проблему гениально: они писали имена граждан, достойных изгнания, на глиняных черепках. Называли их «остраконами» или «остраками» — так, собственно, и появился сам термин «остракизм».

В день X граждане приходили с заранее подготовленными черепками и складывали их в огороженном пространстве — прототип современной кабины для голосования — надписью вниз. Именно так максимально соблюдался принцип анонимности. Затем велся подсчет черепков. Голосование считалось недействительным, если в нем приняли участие менее шести тысяч человек.


Остраконы, обнаруженные при раскопках

Интересно, что иногда на остраконах встречались не только имена, но и небольшие комментарии к ним. Стандартным считалось указание имени отца — «Перикл, сын Ксантиппа». Однако иногда могло быть упомянуто и имя брата. Например, исследователи считают, что надпись «Аристид, брат Датиса» имела политическую подоплеку. Дело в том, что Датис был персидским полководцем, принимавшем участие в Марафанской битве. Таким способом афинянин намекал, на чьей стороне находится Аристид.

Прочь из полиса!

Изгнание обычно не было пожизненным: по прошествии десяти лет — чаще всего срок был именно таким — подвергнутый остракизму гражданин имел полное право вернуться обратно. Иногда изгнанников даже «миловали» досрочно — часто это было связано с тем, что полису угрожала опасность, с которой сложно было разобраться без опытного полководца и политического лидера. Также примечательно, что изгнанные по-прежнему оставались гражданами полиса, а их имущество не только не конфисковалось, но и считалось неприкосновенным.


Фемистокл

Одним из самых известных афинских политических лидеров, подвергнутых остракизму, был Фемистокл. По словам Плутарха, одной из причин его изгнания стало то, что Фемистокл слишком часто обращал внимания сограждан на свои заслуги, без устали напоминал афинянам, что ему они обязаны спасением от персов. Жителям полиса это надоело, и они решили отправить Фемистокла куда-нибудь подальше. Лет на десять. Конечно же, это могло стать лишь одним из мотивов. Все было не так просто: к изгнанию Фемистокла приложили руку и его политические оппоненты, которые могли умело управлять механизмом остракизма в своих целях.

На протяжении столетия (конец VI-V вв. до п. э.) в Афинах существовал еще один, своеобразный тип тайного голосования, получивший название «остракизм» («остракофория») или «суд черепков» (от греческого «остракон» - черепок, обломок глиняного сосуда). По инициативе Клисфена (предположительно, в 506/505 г. до п. э.) община получила право официально изгонять из пределов полиса па десять лет любого общественного деятеля, чья популярность могла привести к узурпации власти и угрожала основам народовластия. Узаконенное изгнание па основании «суда черепков» не являлось наказанием за какое-либо конкретное преступление или проступок, его целыо было устранение отдельного гражданина, чье присутствие в пределах полиса считалось опасным, нежелательным1".

Данный способ изгнания, скорее всего, не был изобретением Клисфена. Учеными высказывались предположения, что к остракизму прибегали еще во времена наследников тирана Писистрата, но тогда прерогатива в этом вопросе принадлежала Совету четырехсот1.

Этой мере воздействия подвергались знатные граждане; таким образом, остракизм можно рассматривать и как признание полисом значительности авторитета того лица, против которого он применялся.

Характер остракизма подчеркивает верховенство власти полиса над его гражданами. Подвергнутые «суду черепков» не могли оспорить приговор народа, предоставить доказательства своей лояльности.

Один раз в году народное собрание рассматривало вопрос о том, имеется ли необходимость применения остракизма. В случае положительного ответа на этот вопрос, созывалось специальное собрание. О том, как оно проходило, рассказывают сочинения античных авторов Филохора и Плутарха: «Площадь огораживалась досками, причем оставлялось десять входов; через них входили по филам и подавали черепки, поворачивая книзу написанное. Председательствовали при этом девять архонтов и Совет»41; «Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем пес к определенному месту і га площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества»42.

Видимо, следует понимать сообщение античных авторов таким образом, что 6 ООО черепков составляли миннмалыюе количество острака, обрекающее на изгнание того кандидата, чье имя в них содержалось. Общее число голосующих, безусловно, было значительно большим.

В разные годы путем остракизма из Афин были изгнаны такие известные политики как Кимон, Аристид, Фемистокл, Дамой (учитель Перикла).

Наиболее часто этот электорально-политический инструмент применялся в 480-х гг. до н. э. Последний известный случаи относится к 416 или 415 гг. до н. э.

В нашем распоряжении имеется слишком мало данных для того, чтобы точно указать обстоятельства, при которых остракизм был исключен из числа действующих политических институтов афинского государства. По сообщению Плутарха, народное собрание приняло постановление, навсегда упраздняющее остракофорию: «Возмущенный тем, что остракизм сделался предметом издевательства и поношения, парод упразднил его навсегда»43.

Острака. V в. до н. э. (Афины, музей Агоры), (фото)

Рассматривая формальную сторону процедуры остракизма, мы обнаруживаем в ней ряд черт, родственных современным выборам. Разумеется, не следует забывать о том, что целыо остракизма было понижение в правах, а не предоставление полномочий. Существовал узаконенный кворум «избирателей», имели место своеобразные «бюллетени» с именами - обломки глиняных сосудов. Порой граждане не ограничивались простой фиксацией имени потенциального изгнанника, они добавляли к нему карикатурные изображения, стихотворные строки, нелестные эпитеты, показывая тем самым свое негативное отношение к данному политику («бесчестный», «развратник», «мидянин»). Подобные проявления экспрессии электората свойственны и для практики новейшего времени.

В Афинах существовала еще одна политическая процедура, схожая с остракизмом. Совет пятисот мог исключить из своих рядов лицо, не соответствующее высокому статусу булевта. В таком случае применялась «экфил- лофория» - голосование листьями, па которых члены Совета писали имя своего коллеги, подлежащего исключению: «Совет приступил к голосованию. И сначала, при подаче голосов масличными листьями, он исключил Тимарха из своих списков, однако затем, при голосовании камешками, вновь принял его в свои ряды»44.

Завершая рассмотрение избирательных процедур, применявшихся в древних Афинах, необходимо отметить их важное значение для дальнейшего развития традиций демократии и народовластия. Политическое устройство афинского полиса, особенности функционирования этого типа государства начали пристально изучать еще в эпоху античности. Фукидид, Ксенофонт, Платон, Аристотель, Цицерон и многие другие мыслители древности внимательно рассматривали достоинства и недостатки прямого народовластия.

Античные идеалы гражданской свободы, равенства и сопутствующие им избирательные процедуры стали частью теоретического фундамента политических доктрин и концепций нового времени.

Остракизм (от греч. ostracon - черепок буквально «голосование че­репками», изгнание отдельных граждан по решению Народного собрания (обычно на 10 лет. Введенная Клисфеном мера, направленная против возмож­ности тирании в Афинах. Каждый обладавший правом голоса гражданин пи­сал на черепке имя того, кто опасен для народа. Остракизм имел место в VI V вв. до н. э. в Афинах, в Артосе. По Плутарху (Аристид, 1), «остракизм никогда не применялся к бедным, но лишь к людям знатным и могущественным, чья сила была ненавистна согражданам».

Аристотель. «Афинская полития»

Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) древнегреческий философ и уче­ный -энциклопедист.

22. В результате этих изменений государственный строй стал го­раздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Со­лона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, изда­вая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.

Аристотель. Афинская полития.

М.- Л., 1936. - С. 51.

Плутарх. «Аристид»

Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; бла­гопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но, по сути дела, оказывался средством утишить ненависть, и средством довольно милосердным: чувство недоброжелательст­ва находило себе выход не в чем-либо непоправимом, но лишь в десятилет­нем изгнании того, кто это чувство вызвал...

Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали несостоявшимся. Затем все имена раскладывались порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущест­ва.

Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмот­ный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду 1 - первому, кто попался ему навстречу, - черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, - отве­тил крестьянин, - я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу «Справедливый» да «Справедливый»... Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок.

Плутарх. Указ. соч. - Т. 1.

Филохор2. Фрагмент № 30

Народ производил предварительное голосование перед восьмой пританией по вопросу, находит ли он нужным «подавать черепок». Если это признавалось нужным, рыночная площадь (агора) огораживалась досками, причем оставляли десять входов; через них входила каждая фила отдельно, а черепки подавали, поворачивая их надписью вниз. Наблюдали за этим де­вять архонтов и Совет. Затем черепки подсчитывали, и тот, против кого было подано больше всего голосов, и притом не менее шести тысяч, должен был удалиться из города на десять лет (впоследствии на пять). Перед этим он должен был в течение десяти дней дать другим и сам получить удовле­творение по своим личным делам; он сохранял право пользоваться дохо­дами, но не имел права приближаться к черте Гереста, мыса на Эвбее...

Из людей малоизвестных один только Гипербол был изгнан посред­ством остракизма за свою нечестность, а не потому, что его подозревали в стремлении к тирании. После него прекратился этот обычай, который вел свое начало от законодательства Клисфена, когда этот последний из­гнал тиранов и хотел также изгнать их друзей.

Хрестоматия по истории древнего мира/

под ред. В. Г. Боруховича. -

Саратов, 1973. - С. 127.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...