Остров Стрежневой Виктор Точинов. Тексты диктантов и для списывания

183. Прочитайте.

      На полянке у тропинки
      Пробиваются травинки.
      С бугорка ручей бежит,
      А под ёлкой снег лежит.
      (Б. Заходер)

  • Что значит на полянке, у тропинки, с бугорка, под ёлкой ?
  • Слова на, у, с, под - это предлоги . С какими именами существительными они употреблены? Как написаны предлоги со словами - слитно или раздельно?
  • Спишите. Подчеркните предлоги.

184. Прочитайте.

      Без вербы весны не бывает.
      По капле дождь, по росинке роса.
      Журавли кричат - к дождю.
      Лето у ворот - поглядывай в огород.

  • Слова к, в, у, по, без - это предлоги. С какими именами существительными они употреблены?
  • Выпишите из стихотворения предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся.
  • Какую роль выполняют предлоги в предложении?

185. Рассмотрите рисунок. Прочитайте предлоги.

  • Прочитайте предлоги так, как они написаны. А теперь прочитайте так, как мы их произносим.

Запомните написание предлогов: без, над, под, перед, между, около, через, из, для и др.

186. Прочитайте.

1. Дети гуляли... лесу. 2. Весной птицы летят... юга... север, а осенью - ... севера... юг. 3. Лебеди летели... морем. 4. Хлеб пекут... муки. 5. Мы читали книгу... животных. 6. Апрель... водой, май... травой.

  • Какой предлог (или предлоги) пропущен в каждом предложении? Объясните свой выбор.
  • Спишите, вставляя нужные предлоги. Предлоги пишите с именами существительными раздельно.

а пре́ль

187. Прочитайте. Озаглавьте текст.

На сосне мы увидели бельчонка. Зверёк спускался с ветки на ветку. Исчез на минутку из глаз и вдруг, смотрим, скачет по земле к берёзе. Около берёзы рос гриб. Откуда ни возьмись из травы лисица. Бельчонок мигом скрылся в ветвях. Лисица осталась с носом.

(В. Бианки)

  • О ком говорится в тексте? Объясните, как вы понимаете значения выделенных выражений.
  • Найдите в предложениях предлоги. Выпишите предлоги вместе с именами существительными.

188. Прочитайте. Какие имена существительные с предлогами перепутали свои места?

      С горки Саня тянет сани.
      В горку сани едут сами.

  • Исправьте ошибки! Запишите скороговорку правильно.

189. Прочитайте.

1. Береги нос в... мороз. 2. На... цветок летит мотылёк. 3. В... водице и лягушка певица. 4. У... собаки своя кличка. 5. Без... углов избу не рубят. 6. Пир на... мир. 7. От... искры да большой пожар.

  • Спишите, вставляя между предлогом и именем существительным подходящее по смыслу слово из слов для справок.

    Слова для справок: весь, алый, всякой, большой, своей, четырёх, малой.

Обратите внимание! ! Между предлогом и именем существительным можно вставить другое слово.

190. Прочитайте.

  • Запомните употребление предлогов в этих сочетаниях слов.
  • Запишите сочетания слов. Устно составьте предложение с одним из них.

191. Прочитайте.

Шёл по узкой тропинке, работаю в книжном магазине, пришёл из музыкальной школы, вырос под высокой осиной, летели над ночным городом, у синего моря.

  • Запишите сочетания слов без имён прилагательных. Подчеркните предлоги.

шё л

192. Прочитайте. Составьте из слов каждой строки предложение.

    Утром, ставила, корм, утятам, хозяйка.
    К, боялись, тарелке, утята, подходить.
    Пугала, стрекоза, их, злая.
    Во, однажды, утёнок, Алёша, пришёл, двор.
    Зажужжала, стрекоза, вдруг.
    Летела, на, прямо, она, тарелку.
    Хотели, убежать, утята.
    Не, смелый, но, испугался, Алёша.
    Он, стрекозу, за, схватил, крыло, клювом.
    Насилу, она, вырвалась.
    С тех пор, в, злодейка, прилетала, сад, не.

  • Составляют ли предложения текст? Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и текст.
  • Какой рассказ Бориса Житкова вы вспомнили?

Проверь себя

1. Составьте сообщение на тему «Что я узнал(а) о предлоге как части речи» по данному плану:

  1. Что такое предлог? Для чего служат предлоги?
  2. С какой частью речи употребляется предлог?
  3. Как пишутся предлоги со словами?
  4. Перед какой частью речи предлог не ставится?

2. Расшифруйте запись. Запишите предложение. Подчеркните в нём предлоги.

ПРИГОТОВИЛАЛАРИСАДЛЯБОРИСАСУПИЗРИСА

3. Прочитайте. Вставьте пропущенный предлог в каждое сочетание слов. Запишите.

Прийти ____ школы. Выйти ____ автобуса. Приехать ____ Сибири. Идти ____ концерт.

4. Прочитайте скороговорку. Чем она интересна?

      Горюет норка у горы -
      Не добраться до норы.
      На горе у норки норка -
      Не доступна норке горка.
      (Е. Весельева)

  • Спишите. Найдите слово со значением «хищный пушной зверёк с коричневой блестящей шерстью». Подчеркните это слово. А какое значение имеет другое слово, которое так же пишется и произносится?
  • Обведите в кружок предлоги.

Как дети гуляли с учителем Тинте в лесу и что при этом случилось

Ну что же, господин учитель! Нравится вам в нашем лесу? - спросил Феликс.

Тинте, продираясь сквозь густой кустарник, скорчил в ответ кислую физиономию и проворчал:

Гадость! Скверность! Ни цветников, ни дорожек! Изорвешь только чулки и платье и ничего не услышишь, кроме глупого птичьего щебетанья!

Ну так я и ожидал! - возразил Феликс. - Я заметил давно, что вы ничего не смыслите в пении и никогда не прислушиваетесь к шелесту листьев и голосу ветерка, которые нам рассказывают чудные, веселые сказочки.

А цветы вы любите, господин Тинте? - перебила брата Христлиба.

Тут учитель совершенно рассердился и, побагровев, как переспелая вишня, воскликнул, всплеснув ручками:

И кто только набил их головы подобным вздором! Стану я слушать глупую болтовню листьев и ручьев или птичий писк! Цветы я люблю, когда они стоят на окнах, в горшках, и наполняют запахом комнату, тогда, по крайней мере, не надо ее обкуривать духами. А какие такие цветы есть в лесу?

Как какие! - ахнула Христлиба. - Разве вы не видите васильков, колокольчиков, маргариток? Посмотрите, они, точно улыбаясь, кивают нам своими головками.

Что? что? - захохотал учитель. - Цветы улыбаются! Кивают! И хоть бы один из них приятно пахнул!

С этими словами господин Тинте нагнулся и, вырвав с корнем пучок гвоздик, презрительно отбросил их далеко в кусты. Дети вздрогнули, сами не зная почему, причем обоим показалось, что по лесу точно пронесся какой-то жалобный стон. Христлиба не могла удержаться и заплакала, а Феликс с досадой закусил губу. В эту минуту маленький чиж пролетел мимо самого носа господина Тинте и, усевшись на ветке, затянул веселую песенку.

Ах ты глупая пичуга! - воскликнул учитель. - Ты, кажется, вздумала надо мной смеяться! - и подняв с земли камень, он запустил им в бедную птичку с такой силой, что та в один миг, вся в крови, мертвая упала на землю.

Тут уже Феликс не выдержал и закричал, рассердившись не на шутку:

Послушайте, скверный, злой Тинте! Что вам сделала бедная птичка? Где ты, где ты наш маленький принц? Прилетай поскорее и забери нас с собой в твое царство! Я не хочу больше видеть этого гнусного урода!

Христлиба, громко рыдая, тоже кричала:

Милая маленькая принцесса! Лети к нам скорее! Спаси нас, спаси! А то злой Тинте убьет нас так же, как убил птичку!

Это еще что за принц? - спросил Тинте.

В эту минуту порыв ветра сильно зашумел листьями, и в звуке этого шелеста послышался как будто бы ясный, сдержанный плач, похожий на отдаленные звуки колокола. Светлое облако спустилось почти до земли, и посредине него обрисовалось милое личико их маленького друга. Маленькие ручки были сложены на груди; светлые слезы, как жемчуг, катились по розовым щечкам.

Ах, мои милые товарищи! - послышался знакомый детям голос. - Я не могу более прилетать и играть с вами! Вы меня никогда больше не увидите! Прощайте! Прощайте! Гном Пепсер с вами! Прощайте, бедные дети! - сказав это, неизвестное дитя умчалось вдаль на своем облаке.

Но тут вдруг что-то зашумело и зарычало ему вслед. Учитель Тинте превратился в страшную, огромную муху, казавшуюся тем более отвратительной, что она сохранила на себе некоторые остатки от своей одежды. Медленно и тяжело поднялся он на воздух с очевидным намерением преследовать маленького товарища Феликса и Христлибы. Дети в ужасе опрометью бросились бежать из леса и только уже будучи на лугу, осмелились оглянуться. Вдали в облаках чуть виднелась светлая точка, сиявшая, как ясная звездочка.

Это наш друг! - воскликнула Христлиба.

Звездочка все приближалась, и вместе с ней до детей стали долетать звуки, точно от гремевших труб. Скоро они увидели, что это была не звезда, а прекрасная, с золотыми перьями птица, спускавшаяся с пением и смелыми взмахами крыльев прямо на лес.

Это полководец фазанов, - радостно закричал Феликс, - он заклюет учителя Тинте до смерти. Неизвестное дитя спасено, и мы тоже! Побежим, Христлиба, скорее домой и расскажем папе, что случилось!

**Сейчас я читаю много всего про городскую среду и детей, и об этом мы еще напишем. Но мимо этого исследования я не могла пройти, не отписавшись здесь, потому что это больная мозоль и моя, и многих знакомых мне родителей. Разделите мою печаль, пожалуйста.

Это исследование в 1996 году проводили в Цюрихе на цюрихских пятилетних детях. Всего их было несколько сотен. Части из этих детей родители разрешали гулять самостоятельно (группа А), а часть отпускали гулять только в сопровождении взрослого (группа Б).

Исследователям удалось найти 483 пятилетних ребенка, родители которых регулярно и последовательно разрешали им гулять без сопровождения,и 93 - тех, кого регулярно и последовательно отпускали гулять только в сопровождении взрослого. Еще 10 детей из группы А и 10 - из группы Б были участниками углубленного качественного исследования.

Опускаю подробности методологии исследования, там все было довольно прилично, верьте мне. И перейду сразу же к результатам.

Сколько дети играют на улице?

Как и ожидалось, дети, которым разрешали гулять самостоятельно, играли на улице гораздо больше времени, чем те, кто гулял только под наблюдением взрослых. Но все равно интересно посмотреть на цифры.

Дети, которые гуляют сами по себе:

  • Не играют на улице - 0%
  • Играют меньше часа в день - 12%
  • Играют от часа до двух в день - 34%
  • Играют больше 2 часов в день - 54%

Дети, которые гуляют со взрослыми:

  • Не играют на улице - 49%
  • Играют меньше часа в день - 13%
  • Играют от часа до двух в день - 27%
  • Играют больше 2 часов в день - 11%

Дело, естественно, не столько в гипотетических желаниях самих взрослых. Те родители, которые предпочитали не отпускать детей гулять одних, в подавляющем большинстве случаев жили в условиях, недружелюбных к гуляющему ребенку: интенсивное дорожное движение, отсутствие вокруг дома дорог, на которых машины должны ехать со скоростью шага, и т.п. То, отпускали ли родители своих пятилетних детей гулять, напрямую зависило от ситуации на дорогах, близких к дому.

Общение

Выяснилось, что дети, имеющие возможность регулярно гулять без сопровождения взрослого, имели в 2 раза больше друзей , с которыми можно поиграть, чем дети, не гуляющие сами по себе.

Удивительно, но эта закономерность касается не только детей, но и взрослых : взрослые, проживающие в районах, в которых они не хотят выпускать детей гулять без сопровождения, оказались в среднем знакомы с 37 людьми, проживающими неподалеку, а те, кто имел возможность разрешать детям гулять в одиночку - с 81.

Помимо размера группы друзей по играм, условия проживания, влияющие на возможность самостоятельных прогулок, влияли и на такие показатели, как: ходил ли ребенок в гости, и как часто, сколько у него было взрослых знакомых, как часто он вступал в диалоги со взрослыми, как часто дети вместе путешествали или устраивали праздники.


Взаимопомощь

Родители, проживающие в условиях, которые позволяют им отпускать пятилетних детей гулять самостоятельно, могли назвать в три раза больше соседей, с которыми ребенка можно оставить на час или два. Сами они, в свою очередь, тоже больше были готовы сидеть с соседскими детьми.

Развитие детей

Чтобы оценка была справедливой, всех детей сравнили по показателям: темперамента, здорового зрения и показателям раннего развития. В этих, связанных с наследственностью и ранним опытом, показателях, дети из двух групп не отличались.

А вот по показателям моторного развития, социальных навыков и независимости, дети, которые не гуляли до пяти лет самостоятельно, заметно отставали от своих гуляющих сверстников.

Когда с детьми проводили тест, в котором исследуют дружеские отношения , «гуляющие» дети более позитивно рассказывали о том, что они делают с друзьями, а также демонстрировали более зрелые навыки в разрешении конфликтов.

Можно ли компенсировать недостаток самостоятельных прогулок?

**Это самый, конечно же, трагичный, для нас, москвичей, раздел отчета.

Исследуемые семьи принадлежали в основном к среднему классу и к классу выше среднего. Мамы в них или не работали, или работали неполный рабочий день. Некоторые делили обязанности по уходу за детьми с партнерами. Родители из группы Б предпринимали много усилий для того, чтобы компенсировать своим детям недостаток самостоятельных прогулок.

Более 80% родителей из группы Б считали важным обеспечить детям возможность играть с другими детьми (так считали только 40% из группы А). 60% родителей из группы Б 2-5 раз в неделю ходили с детьми на детские площадки, в то время как только 25% родителей из группы А делали то же самое.

Тем не менее, эти усилия родителей из группы Б не принесли желаемого эффекта, иначе различия между детьми из двух групп были бы не так очевидны.

Почему прогулки с родителями не работают так хорошо, как без?

Во-первых, прогулки с родителями сильно ограничены по времени. Час-два. Родители, как правило, не могут позволить себе гулять с детьми 4-5-6 часов в день. Сами же дети вполне могут гулять так много.

И во-вторых, важна спонтанно возникающая игра, игра без присмотра взрослых, и, что интересно, не на детских площадках, куда родители чаще всего водят детей гулять. Почему? А вот, почему.

Чем дети на самом деле занимаются на детских площадках?

Когда исследователи сравнили особенности игры детей на детских площадках и в непосредственном окружении ребенка (рядом с домом, во дворах), оказалось, что способы игры в этих местах отличаются.

На площадках дети больше качались на качелях, лазили по физкультурным снарядам и… все. Совершенно одинаково улицы, двор и площадки способствовали лазанию по деревьям, игре с песком и шумному поведению.

Вне площадок дети больше: бегали, катались на велосипедах и роликах, строили хижины и домики, играли в мяч, рисовали мелом, играли в игрушки, принесенные из дома, а также приспосабливали предметы, найденные на улице, для развернутых ролевых игр.

И это еще не все! Вне площадок дети в принципе больше играли в ролевые и коллективные игры.

То есть понятно, что именно тех игр, которые важны для психологического развития этой возрастной группы (мы сейчас о пятилетках), катастрофически не хватало тем детям, которые не гуляли без родителей.

Грустно, что усилия родителей, которые делали именно то, что рекомендовали им специалисты (ходят гулять с детьми, следят за ними, возят их на «свидания» к детям друзей) не привели к хорошим результатам. Авторы исследования утверждают, что нормальные условия для жизни, позволяющие родителям не волноваться за самостоятельно гуляющих детей, могли бы быть в разы полезнее, чем множество детских площадок.

Интересное про тесные взаимоотношения мам и детей

В самом начале исследования, когда исследователи столкнулись с группой мам, которые считали, что место пятилетних детей - с родителями, а не на улице, и были в то же время очень, больше тех, кто не боялся самостоятельных прогулок, к своим детям привязаны, ученые расстроились. Их гипотеза состояла в том, что именно дорожная обстановка должна влиять на то, отпускают ли детей на улицу самостоятельно, а не степень привязанности к ним родителей.

Но в процессе исследования посмотрели на то, а как же распределены эти родители по городу. Оказалось, что такие сильно привязанные к детям мамы проживали почти что исключительно в местах, которые плохо предназначены для самостоятельных прогулок дошкольников. В тех же местах, где, например, перед домом была пешеходная зона, только 1% родителей не отпускали пятилетних детей гулять самостоятельно, а в зонах, в которых движение машин разреженное, а водители аккуратны - только 6%.

Так исследователи заключили, что скорее всего мамы, вынужденные постоянно находиться рядом с ребенком из-за того, что окружающая обстановка не располагает к обратному, закономерно формируют с ним более тесную привязанность.

**это может означать, что « Hold on to Your Kids » продукт не только (не столько?) просветленного родительского сознания, но и условий жизни в больших городах, дружественных к машинам, а не к детям.

Вот, в общем-то, и все.

Еще рекомендую вам прочитать вступление к книге « Outliers » , которое можно добыть на сайте книги в Амазоне. Там о том, как обстановка, в которой дети могут гулять самостоятельно, взрослые - доверять соседям, и все вместе быть друг с другом знакомыми, влияет на показатели физического и психического здоровья.

Литературно-историческим подвигом назвал эту книгу президент Российской Телевизионной Академии Владимир Познер. Действительно, автор «Ковчега детей» Владимир Липовецкий потратил двадцать пять лет жизни на то, чтобы по крупицам собрать свидетельства об одной из самых удивительных историй XX века. Истории о том, как восемьсот петроградских детей в 1918-1920 годах по воле обстоятельств совершили полное кругосветное путешествие. Вывезенные на лето из голодного Петрограда на Урал, дети оказались отрезаны начавшейся Гражданской войной, и только…

Музыкальные игры для детей Татьяна Образцова

В книге приводятся описания музыкальных игр, в которые с огромным удовольствием будут играть дети в детском саду, в школе или дома. В издании приведены примеры разнообразных музыкальных игр, рассчитанных на детей самых разных возрастов – от 3 лет до старшего школьного возраста. Это игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слух и память, музыкально-юмористические и обрядовые, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества. Материал книги будет весьма интересен методистам, воспитателям и преподавателям музыкальных…

Железная клетка Андрэ Нортон

Жестокие инопланетяне хотят выкинуть в утилизатор отработанный материал опытов – беременную женщину в железной клетке. Однако благодаря своему сыну Джонни она остается жива. Клетку выбрасывают на планету и корабль инопланетян улетает. Женщина рожает двух детей: мальчика и девочку. Через несколько лет она умирает, но на планете остаются ее дети. Они прекрасно живут в миролюбивом племени почти разумных животных, которые спасли и приютили их той страшной ночью, пока любопытство не толкает их на поиск разгадок необычной, ранее обитаемой планеты.…

Остров Стрежневой Виктор Точинов

Бессонов с друзьями приехал на остров Стрежневой, расположенный в дельте Оби, чтобы поохотиться. Благо – птицы в этом году над островом пролетало громадное количество. Только, что это за птицы летят на материк со стороны вечной мерзлоты Арктики, бывалые охотники так и не смогли понять...

Крот в городе Й. Новотны

Прекрасно иллюстрированная художником Зденеком Милером книга о приключениях Крота. Мультфильмы с этим героем, созданным чехословацкими мультипликаторами знают и любят дети разных стран мира уже много лет. А в этой книжке дети узнают о приключениях Крота и его друзей в городе.

Аня из Авонлеи Люси Монтгомери

Жизнь не стоит на месте. Весну сменяет лето, а вслед за детством приходит юность. Вместе с читателями взрослеют и герои книги «Аня из Зеленых Мезонинов»- фантазерка Аня Ширли и ее верные друзья. Второй роман известной канадской писательницы Л. М. Монтгомери - продолжение повествования о судьбе повзрослевшей и уже полюбившейся читателям очаровательной героини.

Драконы летнего полдня Маргарет Уэйс

Месяц за месяцем, год за годом проходят над Кринном. Дуют промозглые осенние ветры, сыплют колкие ледяные кристаллы зимние облака, распускаются на лугах дивные цветы. Вслед за весной спешит лето... Однако Тьме ненавистен яркий солнечный свет. Глазам, привыкшим к вековой мгле, больше по нраву глухой сумрак и серые тени. Темная Воительница жаждет мщенья и собирает рассеянные в битвах полчища драконидов. Рыцари Тьмы подбираются к Башне Верховного Жреца. В синем безоблачном небе древнего Кринна зловещими силуэтами появляются Драконы Летнего Полдня.

Магический шар Вольфганг Хольбайн

Сказочная Луна в опасности! С тех пор, как разбился Магический Шар старого чародея Фемистокла, в Университете Драгенталь в Долине драконов происходят непостижимые вещи: стены и двери превращаются в сыр, ученики застывают, словно каменные статуи, а книги, будто птицы, летают по воздуху. В интернате Драгенталь, который находится в нашем мире, тоже все идет наперекосяк: школьные компьютеры заражены таинственным вирусом! Ребекке становится ясно, что за этими событиями стоят коварная Саманта и дракон по имени Огонь. Древние мрачные силы зла грозят…

Сказки о цветах ANNA SAKSE

Перед вами удивительная книга - это не просто сказки, а сказки из волшебного сада, в котором цветы и деревья говорят человеческими голосами. Они рассказывают о своих судьбах, о разных временах и странах. Многие из них - некогда заколдованные люди. Каждая история в центре повествования имеет цветок. Лесной, дикий, но красивый. Да и идея книги появилась, когда автор гуляла по лесу. Вот такие вот сказки! А услышала и записала эти истории известная латышская писательница Анна Саксе более чем полвека назад.

Приключения Мурзилки Борис Карлов

ГАЗЕТА «КНИЖНАЯ ПРАВДА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ: УЧЁНЫЙ-ЖИВОДЁР СТАВИТ БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ ОПЫТЫ НАД ДОМАШНИМИ ЖИВОТНЫМИ. ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ ВАКЦИНА НЕ ДОЛЖНА ПОПАСТЬ В РУКИ ТЕРРОРИСТОВ, КОТ-УБИЙЦА НАВОДИТ ПОРЯДОК, МИЛИЦИЯ ПОДОСПЕЛА ВОВРЕМЯ. ДЕТИ ЗАБЛУДИЛИСЬ В ЛЕСУ, МЕХАНИЧЕСКАЯ СОБАКА ИДЁТ ПО СЛЕДУ. СТАЯ ВОЛКОВ И ЛЕСНАЯ НЕЧИСТЬ ПРОТИВ ОДНОГО РАЗБУЖЕННОГО МЕДВЕДЯ. КВАРТИРНЫЙ ВОР УГРОЖАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЮ РЕДАКЦИИ, СПАСТИ ПОЛОЖЕНИЕ МОГУТ ВОЛШЕБНЫЕ ПРИЧИНДАЛЫ. ЖИЗНЬ И СВОБОДА В ОБМЕН НА МАНДАРИНЫ. ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ УДАВА. ЗВЕРИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ЗООПАРКА В СМЕРТЕЛЬНОЙ…

Весна незнаемая. Книга 2: Перекресток зимы… Елизавета Дворецкая

Громобой, сын Перуна, странствует по земному и Надвечному мирам в поисках похищенной весны. С ее пропажей разорвался годовой круг, и бесконечная зима угрожает гибелью всему человечеству. Тем временем где-то далеко уже спит новая, незнаемая весна, но пробудиться она сможет только после битвы сыновей Перуна и Велеса. А те уже давно ищут друг друга, разными путями приближаясь к перекрестку зимы и лета. Именно там должна произойти схватка, которая наконец восстановит разрушенный мировой порядок.

Дети индиго. 10 лет спустя Ли Кэрролл

Дети индиго - яркие, живые, сильные и жизнерадостные - стали символом нового времени, эпохи роста осознанности и раскрытия внутренних сил человека. За прошедшие десять лет Дети индиго превратились в подростков. Они заканчивают учебу, и перед ними встает новая проблема: как найти себя во взрослой жизни. Решают они ее по-разному: порою с легкостью, а порою нестандартно. Дети индиго внутренне свободны, они не знают страха, но далеко не все они нашли свое место в этом мире. Эта книга расскажет о том, что происходит с Индиго, почему они поступают так,…

Папа, мама, бабушка и восемь детей в лесу. Анне Вестли

Помните замечательную книжку про «Папу, маму, бабушку, восемь детей и грузовик»? Ну так вот: теперь у вас в руках новый сборник увлекательных повестей о дружном и веселом семействе, в котором ни минуты не бывает тихо. С писательницей Анне-Катерина Вестли норвежские дети познакомились в начале 50-х годов. Она читала по радио сочинённые ею маленькие забавные истории, из которых и сложились потом её книги. Человек, прочитавший эти книги никогда не сможет их забыть. И всегда с улыбкой будет вспоминать «Мáрен, Мáртин, Мáрта, Мадс, Мóна, Мúлли, Мúна и Малышка…

Для учеников начальной школы нет четкого правила, где писать, а где не писать удвоенную согласную в слове, но зато изучаются словарные слова с удвоенной согласной, которые нужно запомнить. На них и будут основаны диктанты, представленные ниже

Слова с удвоенными согласными нужно запомнить. При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять или переносить в начало следующей строки две одинаковые согласные, которые стоят между гласными. Например: кас-са, Ан-на.

Тексты диктантов и для списывания

Ранним осенним утром мы вышли на прогулку. Вот по шоссе идут пассажиры с утренней электрички. Мы побрели по длинной аллее. Жужжат оставшиеся насекомые. Дорогу нам перебежал ёжик. Я нашёл красивый жёлудь для коллекции. Солнышко скрылось за облаками. Пошёл дождь. Пора домой, чтобы не подхватить грипп. (43)

Ранним весенним утром Кирилл, Анна, Геннадий и Инна вышли в лес. Это группа юннатов из нашего класса. Наши юннаты хотят поив смотреть, как изменилась весной жизнь в лесу. Потом они расскажут нам о весенних изменениях. (34)

Ранним утром начался снегопад с метелью. Казалось, что ветры дуют со всех сторон. Вьюга мешала машинам ехать по шоссе. Группа машин стояла перед мостом через речку Вачу. Мост занёс снег. Расчищать его приехал бульдозер. (34)

Школьник Кирилл болеет гриппом. Он не ходит в класс. Он не может играть в хоккей и в теннис. Мальчик не посещает бассейн. Сейчас Кирилла навещают Игорь и Алла. Вечером придут Костя и Анна. (33)

Ранним осенним утром Кирилл и Геннадий вышли на теннисную площадку. По длинной аллее гуляла Римма с собачкой Эльзой. По шоссе проехал троллейбус с пассажирами. На улице было тепло и солнечно. (30)

Ученик нашего класса Кирилл часто ссорится со своей соседкой по парте. Её зовут Анна. А Геннадий с Аней дружит. В субботу в утренние часы дети гуляют по осеннему лесу. (29)

Группа юннатов из нашего класса отправилась в лес. Стоял погожий весенний денёк. Вокруг жужжали мошки. Пролетали осы. Над ранними цветками кружились бабочки. Завтра ребята расскажут о весеннем лесе в классе. (30)

Субботний вечер. Инна просит свою сестру Анну почитать ей. Аннушка читает Инне рассказы Носова. Но вот книжка с рассказами закончилась. Что почитать? Анна берёт с полки русские народные сказки. Как хороши наши сказки! (33)

Учительница Анна Ивановна листает классный журнал. Кого сегодня спросить? Инна Субботина и Олег Кириллов подготовили рассказ про осенний лес. Алла нарисовала к уроку осеннюю аллею. На рисунке ранняя осень. Что это за жужжание в классе? Это осенняя муха! (38)

Урок русского языка. Учительница Инна Ивановна диктует классу группу словарных слов. Ребята пишут: осенний, юннаты, жужжит, аллея, касса, ранний, длинный. Ребята хорошо знают русский язык. Ошибок нет. Теперь Алла Геннадьева составит с этими словами рассказ. (35)

Ранней осенью хорошо бродить по аллеям парка. Сладкий осенний воздух очень полезен. В прошлый раз я видел в парке группу юннатов. В субботу я рассказал об этом в классе. (29)

Школьник Кирилл очень аккуратно пишет в тетрадке. Обычно мальчик отлично отвечает в классе у доски. Он хорошо знает грамматику. Кирилл любит по вечерам читать рассказы русских писателей. (27)

Группа наших ребят из класса выпускает школьную газету. Алла, Ваня, Кирилл и Элла собираются в субботу. Тема газеты - наша весенняя экскурсия. Алла и Ваня пишут рассказ. Кирилл и Элла рисуют весенний лес. (32)

Ранним утром по шоссе едет группа машин. Моросит осенний дождь. Одна машина свернула в длинную аллею. Из неё вышли Геннадий Петрович Чашин и его сын Кирилл. Они хотят подышать свежим утренним воздухом. (32)

В субботний вечер Инна и Алла вышли на прогулку. Девочки идут к аллее. Летом здесь жужжали шмели, пели птицы. Сейчас на снегу лежат длинные тени. Группа ёлочек зябко ёжится. Зима в этом году ранняя. (34)

В субботу Кирилл, Алла, Анна и Геннадий пошли в кино на утренний сеанс. У кассы стояла группа людей. Ребята стали в длинную очередь. Они с аппетитом ели орешки. Дети купили билеты и решили чуть-чуть погулять по аллее. (38)

Раннее утро. Юннаты Кирилл и Анна пошли в весенний лес. Как хорош свежий утренний воздух! Под ногами зеленеет мягкая травка. Видны первые цветочки. Вот ребята вышли на цветочную полянку. Вокруг поют весёлые птички. Завтра дети расскажут о весеннем лесе в классе. (41)

Ранним субботним утром Филипп Аппаратов долго гулял по аллее. Мальчик заболел гриппом. Что делать осенним вечером? Филипп любит читать русских классиков. Мальчик аккуратно берёт томик Пушкина. Филипп читает сказку про русалку. Какая длинная сказка! В книжке красивые иллюстрации. Завтра надо прочитать рассказы Бианки и повторить грамматику. Скоро Филипп будет здоров. Он пойдёт играть в теннис. А через неделю осенние каникулы. (60)

Дни ранней осени в России очень красивы. Утренней порой туман стелется над долиной. Масса ярких листьев устилает траву, тропки, дорожки, аллеи, шоссе. Миллионы листьев ещё остались на ветках. В лучах солнца осенняя листва, как чудесная иллюминация. Юннаты на территории школы аккуратно убирают листву. На площадке дети играют в теннис. Зимой они будут играть в хоккей. (56)

Наступил рассвет. Юннаты Филипп, Инна и Элла выходят на утреннюю прогулку. Они хотят собрать коллекцию красивых осенних листьев. Юннаты идут по длинной аллее. Школьники бегут здесь утренний кросс. Миллионы листочков укрыли тропки. Ранний ветерок шуршит листьями. Юннаты аккуратно собирают красивые листья. Дети дошли до шоссе. Пора возвращаться. (47)

В субботу Элле исполнилось одиннадцать лет. Девочка встала на рассвете. В классе Эллы дружный коллектив. Вскоре пришли её друзья. Кирилл Субботин подарил ей коллекцию марок. Инна Кириллова вручила Элле аккуратную аппликацию. На аппликации - прекрасный вид осеннего леса. Римма Нарциссова принесла книгу русского классика с чудесными иллюстрациями. Элла угощает друзей чаем с аппетитными пирожками. (53)

Троллейбус подъехал по шоссе к большому парку. Юннаты Анна и Геннадий вышли из него и пошли по длинной аллее. Ранняя осень давно вступила в свои права. Осенняя желтизна украсила кусты и деревья. Только можжевельник зелёный. Землю покрывали тонны опавших листьев и миллионы увядающих травинок. Не жужжат больше насекомые. Рассветы морозны. Часты утренние заморозки. Территория парка стала царством осени. (58)

В субботу наша группа юннатов вышла в лес на экскурсию. Сначала мы шагали по шоссе. Потом пошли по большой аллее. Был тёплый осенний день. Стояла ещё ранняя осень. Кирилл и Анна нашли ежа. Эмма и Геннадий собрали почти килограмм шишек. Римма и Инна сделали букет из жёлтых листьев для украшения класса. Мы видели массу интересного. (54)

У нас в классе дружный коллектив. Почти не бывает ссор. Мы всегда навещаем заболевших товарищей. Сюзанна заболела гриппом. Группа ребят пошла её навещать. Кирилл и Геннадий несут килограмм апельсинов. Анна и Эмма взяли с. собой массу интересных журналов. Они расскажут Сюзанне про жизнь класса. (44)

Вчера в классе мы читали рассказ великого русского писателя Чехова. Потом учитель задал нам массу вопросов. Алла и Геннадий ответили верно. Кирилл и Эмма ошиблись. Сюзанна и Анна поспорили и чуть не поссорились. В субботу мы будем читать Пушкина. (39)

К нам в класс принесли весы. Они могут измерять массу. Сколько в линейке граммов? А сколько мы весим килограммов? Но можно ли на этих весах взвесить слона? Нет. Слон весит несколько тонн. Нужны специальные весы. В Москве слоны живут только в цирке и на территории зоопарка. Там и стоят такие весы. А сколько весит наша планета? Много миллионов тонн! (59)

В субботу на школьном дворе появился молодой журавль. Принесли его юннаты. Какая у него длинная шея! Журка с большим аппетитом ел лягушек, кусочки мяса. Учеников нашего класса Журка встречал радушно, а чужих сторонился. (33)

Пыль - сплошная загадка. Только в субботу аккуратно протёр всю квартиру, а в воскресенье опять появилась пыль. А ведь в простой домашней пыли есть песок пустынь, пепел вулканов, частицы земли соседних и далёких городов. На территорию России каждый год оседают десятки миллионов тонн пыли. Большая часть рождена природой, а остальная - человеком. (50)

На холме стоит старинная усадьба. Это Михайловское - родовое имение русского классика Александра Сергеевича Пушкина. Лестница ведёт к старинному дому. На территории усадьбы густой парк. Писатель любил гулять по аллеям этого парка. Вековые деревья аллей могли бы много рассказать о жизни поэта в Михайловском. Вот аккуратный маленький домик под тесовой крышей. В нём жила няня поэта Арина Родионовна. Она рассказывала маленькому Саше волшебные русские сказки. (64)

Для изготовления колоколов использовали различные сплавы металлов. Какими только ни делали колокола старые мастера! Колокола были гранёными и круглыми, длинными и коротышками. Но голоса их напрямую связаны с весом. Русские мастера всегда писали на колоколе его вес. Он мог быть от нескольких килограммов до нескольких тонн. Литьё колоколов всегда считалось большим искусством. (52)

Веточка коралла очень красива. Коралл - это скелет морского животного. Эти животные называются полипами. Они живут колониями в тропических морях. Кораллы развиваются на скелетах мёртвых кораллов. Этот процесс всё время повторяется. Так образуются рифы. Их больше всего в Тихом океане. Миллионы полипов оставляют после себя многотонные коралловые рифы и целые группы островов. (52)



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...