От чего зависит врождённая и приобретённая грамотность? Словесные игры на бумаге. Книги о чувстве языка

Вы уже битый час стоите над своим ребенком, пытаясь втолковать ему, что "жи-ши" пишется через "и", а Ваше чадо все равно с завидным упорством лепит ошибки в упражнениях, направленных на закрепление этого простого правила. Опустим момент, каким недобрым словом Вы вспоминаете про себя учительницу своего ребенка, которая не смогла объяснить ему на уроке русского языка все нюансы правописания этих сочетаний или смогла, да ребенок ничего не понял. Мы лишь посочувствуем Вам. Ведь впереди Вас ждет еще, как минимум, отработка правил про "ча-ща" и "чу-щу" (которые всегда через "а" и через "у"), а сил и терпения на нелегкую борьбу с полным отсутствием у Вашего школьника грамотности уже совсем нет. Знакомая картина?

Каждый из Вас, конечно, знает выражение "врождённая грамотность". Скорее всего, многие знают его еще со школьной скамьи. Вы с завистью поглядывали на соседа по парте, обладающим этим навыком, и если (увы и ах!) не могли похвастаться им сами, с обидой и упорством зубрили из учебника русского языка все правила без исключения. А ошибки в диктантах, тестах и упражнениях все равно были. Что греха таить - по этому предмету Вы, что называется, перебивались с "троечки" на "двоечку". И ребенка Вы своего понимаете, как никто другой. Но поделать с этим ничего не можете. Не дано ему, как и Вам, освоить все нюансы правильной грамматики, с ужасом признаетесь Вы себе.

Осознав это, Вы готовы опустить руки и не мучить больше своего ребенка двадцать пятым написанием одного и того же слова подряд. Живете же Вы уже столько лет, в конце концов, с пробелами в знаниях и полным отсутствием навыков грамотного письма, и не хуже других (успокаиваете Вы себя) ведь живете. Так, может быть, стоит оставить в покое своего бездаря? И не мучить ни себя, ни его? Сразу оговоримся, что от безграмотности, действительно, еще никто никогда не умирал. Как показывает практика, для жизни все равно необходимы несколько другие навыки. Если, конечно, Ваша профессия не связана непосредственно с написанием текстов и оформлением документов. Так что помнить все эти нудные правила русского языка, вроде бы, как и ни к чему. А значит, мучить своего ребенка никому не нужной зубрежкой - это почти варварство.

А, между тем, обладание навыками грамотной письменной и устной речи - это очень важная черта современного образованного человека. И в Ваших силах не оставить ребенка безграмотным на всю жизнь и даже (внимание!) параллельно с ним наверстать то, что прошло мимо Вас в школе. Итак, в этой статье мы расскажем Вам, зачем и почему надо обязательно отправлять школьников на курсы повышения грамотности, а самим родителям галопом бежать записываться на курсы интенсивного освоения русского языка для взрослых, если они сами, порой, забывают про всякие "жи" и "ча".

Врожденная грамотность

К сожалению, врождённая грамотность дана не всем. Способностью писать интуитивно без ошибок, даже не зная правила правописания, обладают лишь единицы. А что делать остальным, чтобы овладеть навыками грамотного письма? Как правило, степень усвоения всех правил русского языка зависит от школы, в которой учится ребенок, и от учителя, который преподает ему этот предмет. Большую роль играют также индивидуальные задатки, настойчивость и способности самого ученика, а также особенности его нервной системы и памяти.

Вы можете выдохнуть, если уже после первого года учебы в школе, учитель радостно сообщит Вам, что у Вашего ребенка хорошая память и внимание. Именно они помогут школьнику в процессе чтения запоминать и впоследствии безошибочно воспроизводить все слова. А вот тот ребенок, которому для овладения прочными навыками грамотного письма нужен индивидуальный подход и применение специальных обучающих методик, столкнется в школе с большими трудностями. Не думаем, что мы кого-то удивим, если скажем, что никакого особенного подхода к каждому конкретному школьнику в обычной школе ждать не приходится. Удел таких детей - ходить в вечных "двоечниках" по русскому языку.

Как обычно проходит урок русского языка? Объяснил учитель правило, заставил сделать детей упражнения на закрепление. И отправил домой делать домашнее задание. Это хорошо, если у ребенка успело в голове что-то действительно закрепиться. А если нет? Тогда груз ответственности ложится на плечи родителей. Маме (а обычно это всегда мамы) предстоит нелегкая задача донести ребенку то, что не смог сделать учитель и что никак не хочет укладываться в детской голове. Зубрежкой, "набиванием" руки в ходе выполнения десятка упражнений, руганью, подзатыльниками…методы у всех свои. Итог может быть один - ребенок приходит на урок, где коварный учитель приготовил очередной диктант, призванный выявить, насколько дети усвоили правила. И тут ребенка ждет очередная, хорошо, если это "тройка", а то ведь и "двойка". Еще одна "пара" в копилку, а знания так и не закрепились. Час истины наступает на экзамене.

В последнее время родители все чаще стараются переложить свои обязанности и обязанности школьных педагогов на плечи репетиторов. Однако такой способ вложить знания в голову своего чада финансово могут позволить себе далеко не все. И потом, походы к репетиторам откладываются, как правило, на период учебы уже в старших классах. Вроде как скоро и поступать надо, и выпускные уже на носу. Самое время привлечь тяжелую артиллерию в лице частных преподавателей. А пока - все сами, сами. "Двойки" от учителей на диктантах в качестве метода обучения, и подзатыльники вечером от родителей в качестве наказания.

А между тем, для тех, кто не знает, давно существуют специальные курсы повышения грамотности. Причем для школьников различного возраста и даже для взрослых.

Грамотность детям

На сегодняшний день существуют даже специальные курсы русского языка и развития речи для школьников младших классов. Здесь ученикам самых первых двух классов объяснят, что называется, на пальцах азы будущей грамотности, которые пригодятся им в дальнейшем. Здесь к каждому ученику опытный лингвист-психолог найдет свой индивидуальный подход.

Для школьников постарше существуют курсы повышения грамотности, на которых отрабатывается весь курс русского языка средней школы, а также разбираются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Каждый центр обучения предлагают свою уникальную систему обучения. Все методики нацелены на формирование прочных навыков правописания.

Опытные преподаватели помогают школьникам не только овладеть практикой русского языка, но и преодолеть неуверенность, страх перед письменными работами, экзаменами по русскому языку или Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), результаты которого идут не только в школьный аттестат, но и учитываются при поступлении в ВУЗы.

Как не прискорбно это признавать, зачастую школьной подготовки явно недостаточно, чтобы успешно выполнить все задания ЕГЭ. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на самом высоком уровне, то есть знать все теоретические основы русского языка, владеть практикой грамотного письма, а также обладать навыком выполнения заданий в тестовой форме. Мы уж не говорим обо всех остальных нюансах.

К сожалению, в обычных школах на занятия по русскому языку в старших классах отводится очень мало часов, которых явно недостаточно для того, чтобы охватить все аспекты подготовки к ЕГЭ.

Между тем, многие курсы русского языка, направленные на повышение грамотности школьников, по содержанию программ и последовательности материала соответствуют программе по русскому языку общеобразовательной школы. Вместе с тем, как уверяют специалисты, методики курсов русского языка по повышению грамотности представляют собой сочетание лучших традиционных методов обучения правописанию и новейших достижений в области дидактики и психологии восприятия. Учащийся усваивает все правила и осваивает алгоритм их применения посредством специальных упражнений. Обучение проходит в интересной для школьников форме, не похожей на ту, что применяется учителями на занятиях в школе.

Преподаватели уверяют, что первые же успехи, которые Ваш ребенок сделает, посещая специальные курсы по русскому языку, незамедлительно скажутся на школьной учебе. В конце обучения курсов проводится тестирование, призванное продемонстрировать достигнутый прогресс.

Как правило, все курсы предлагают каждому учащемуся индивидуальную программу, соответствующую лично его возможностям и целям. Для того чтобы правильно выбрать учебную программу, преподавателям необходимо оценить уровень подготовленности и интеллектуальный потенциал учащегося. С этой целью при записи на курсы в большинстве случаев проводится бесплатное тестирование.

Русский язык для взрослых

Многие из нас уже давно закончили школы и ВУЗ, вроде бы прошли неплохую учебную подготовку, а все равно делают при написании текстов ошибки. К сожалению, не все из нас могут похвастаться тем, что помнят все правила правописания и обладают в полной мере всеми навыками грамотного письма. Отсюда досадные курьезы в виде орфографических ошибок в серьезных документах. Подобное абсолютно недопустимо в деловой среде и может напрочь подорвать уважение партнеров и клиентов.

Тем родителям, которые и сами не сильны в русском языке и кому пробелы в знаниях мешают в жизни, можно посоветовать курс интенсивного освоения русского языка для взрослых. Специалисты помогут Вам не только восполнить пробелы, но и повысить грамотность, наработать навыки грамотного письма. Сделать это никогда не поздно и не стыдно.

Стоимость таких курсов вполне доступна. Так, цена одного занятия в небольших группах в течение одного академического часа (40 мин.) начинается от 200 рублей.

Сами курсы (30 -36 ак. часов) для детей и взрослых стоят от 7 000 руб. до 13 900 руб. в зависимости от количества человек в группе и уровня обучения.

Индивидуальные занятия в группе, состоящей из 2-3 человек, обойдутся в более чем 30 000 руб. (за те же 30 - 36 ак. часов).

И хотя, как все мы знаем, врожденная грамотность является навыком врожденным, оказывается, давно существуют курсы, обещающие привить этот навык в любом сознательном возрасте.

Уникальная методика, которую мы разыскали на просторах интернета, обещает всего за чуть более десятка занятий снизить количество ошибок в письменных работах до 70 раз от исходного уровня. Особо подчеркивается, что уникальная технология обучения запатентована как изобретение в России и за рубежом и не имеет аналогов.

Есть, правда, ограничение в виде возраста. Здесь ждут школьников, начиная с седьмого класса и за исключением тех, кто страдает от дислексии и от "врожденной безграмотности". Да, оказывается, есть и такое. Поэтому прежде чем, говорить ребенку, который какой день подряд не может понять, что "жи-ши" пишется через "и", что он бездарь и все в таком духе, и отвешивать очередной подзатыльник, задумайтесь, а, может быть, у безграмотности Вашего ребенка есть вполне логичное объяснение в виде вот такого вот необычного расстройства.

Врожденная безграмотность

Итак, вернемся к термину, который мы озвучили выше, но так и не объяснили, что он означает. Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Этот вид специфического нарушения обучения имеет неврологическую природу и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания.

При этом нарушения письма имеют в российской логопедии самостоятельное наименование - дисграфия. Это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Есть также понятие "дисорфография". Это, когда ребенок не может применять правила правописания при написании слов.

Как говорят специалисты, дислексия довольно сложно диагностируется. Основные ее симптомы: замедленное чтение, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв. При этом само понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик. Самые распространённые из них:

Дезориентация в пространстве, дезорганизация;

Трудности с восприятием информации;

Трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;

Неуклюжесть или нарушение координации;

Синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

При этом признаки отставания в умственном развитии у таких детей исключаются. Надо сказать, что человек с симптомами дислексии или дисграфии абсолютно адекватен, просто он особенный и воспринимает окружающую действительность иначе, чем другие люди. Удивительно, что во многих других областях деятельности ребёнок с дислексией и дисграфией может проявлять удивительные способности. Он может отличиться в спорте, живописи, музыке, математике или физике.

Врачи отмечают, что дисграфия и дислексия бывает нескольких форм и разной степени выраженности. Родителям стоит обратить особое внимание, если ребенок делает при написании текста следующие характерные ошибки: пропускает буквы и слоги, меняет их местами, читает текст справа налево или даже "вверх ногами". В этом случае вероятность того, что у ребенка дислексия или дисграфия, достаточно велика. Неплохо для начала отвести ребенка к логопеду. Постоянные занятия с этим врачом помогут ребенку справиться с этими нарушениям.

Важно помнить, что дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексиками рождаются. Это нарушение либо есть у человека, либо его нет. Однако ни в коем случае нельзя опускать руки и пускать все на самотек.

Важным моментом является поведение родителей и педагогов во время занятий с такими детьми. Названные диагнозы не являются поводом для обучения ребенка дома. Он может запросто учиться в обычной школе. Однако главной задачей учителя и членов семьи является психологическая поддержка детей - дисграфиков. Ребенок должен знать, что его не накажут и не отругают за сделанные при письме или чтении ошибки. Как показывает практика, снятие напряжения во время обучения, когда ребенок уверен, что ему не грозит наказание, приводит к уменьшению количества самих ошибок.

В случае если Вашему ребенку поставили диагноз "дисграфия", не впадайте в панику. Стоит помнить, что Вы и Ваш ребенок не одиноки. Людей, столкнувшихся с такой проблемой, тысячи. Почитайте соответствующие форумы и сайты, посвященные этой проблеме.

Самое главное - надо помнить, что это не болезнь, а индивидуальная особенность Вашего ребенка и в Ваших силах как-то ему помочь. Выявив причины ошибок у школьника, с ними можно и нужно бороться. Делать это надо совместными усилиями с логопедом. В этом случае помогут специальные упражнения.

Специалисты говорят, что при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок у детей-дисграфиков и детей-дислектиков исчезает совсем.

Отвечала на вопросы по лингвистике, некоторые только просматривала и улыбалась от вопросов типа "Почему НЕ СОМНЕВАЛИСЬ пишется раздельно? " и пр. Как можно не знать то, что кажется очевидным? Я придерживаюсь того мнения, что дурак - не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не учится и всем доволен. Понятно, что человечеству свойственно ошибаться, все мы не безошибочны и не идеальны, но при виде вопросов "Почему в слове НОЧЬ ставится мягкий знак? " от 20-летних, просто поражаешься, Это же программа начальной школы! Плохие учителя, родители не помогают детям, дети не хотят учиться или в чём причина? А может, если человек в детстве не получил достаточных знаний, можно их восполнить потом? Есть же много книг, в интернете, наверняка, достаточно необходимой информации. А, может, некоторым людям не важно, как они говорят? Делитесь Вашими мыслями, интересно Ваше мнение. Заране спасибо. 7 годов назад от Olga

6 Ответы

Кстати, в начальной школе не объясняют, ПОЧЕМУ в слове "ночь" ставится мягкий знак. В русском языке нет твердого звука "ч", в отличие, скажем, от сербского, поэтому вопрос вполне закономерен.

7 годов назад от Андрей Шевченко

Грамотность человека прямо пропорциональна степени его интеллекта. Есть так называемая врожденная грамотность, когда человеку не надо учить правила, он чувствует язык сам, потому что много читает классики, конечно, не олбанские шедевры! Как правило, грамотны полиглоты, потому что знание нескольких языков или даже одного иностранного, способствует стойкому рефлексу грамотности. И, конечно, грамотны (должны быть) учителя. студенты, научные работники, люди творческих профессий и др. Грамоту надо защищать в обществе, а грамотных людей- уважать и ценить, а не позорить, как это часто делается.

7 годов назад
от NoName

Сразу к теме (. алиментарных вещей.) пишется -элементарных! А я считаю что кто много читает тот и пишет без ошибок!
А вот ещё , мне в армии один солдатик писал объяснительную с матерными словами! Он просто не знает что такие слова нельзя писать на бумаге! Наверное все виноваты и школа и родители.

7 годов назад от Отар Коркия

Надо тренировать зрительную память. Если человек много читает (естественно, хорошую литературу) , он автоматически запоминает правильное написание слов, грамотное их употребление, красивые языковые обороты, богатство выражений. Ну и вобще - обретает чувство языка, привыкает к культурной речи.

7 годов назад от Тори

Я думаю, здесь все вместе, у всех по-своему, но в целом действует ряд факторов: и учителя-школа, которым не особо надо (к примеру, в моем классе от учеников добивались, чтобы дети учились, т. к. это лицей, и школе необходимы были хорошие результаты; в результате даже те, кто в классе был самым плохим учеником и ЕГЭ еле вытянул на четверки, уж по крайней мере "НЕ" с глаголами напишет отдельно) ; и родители, которым дела нет до учеников, и они думают, что школа научит, сюда же относится и наоборот чрезмерная "любовь" родителей, когда учителя ругают, ставят двойки, а родители только возмущаются "да как вы посмели моему сыночку поставить два! да он и так перетруждается каждый день с домашними заданиями", ну и дети, конечно, не хотят учиться. Хотя вот детей я б винила в последнюю очередь, ведь когда это дети хотели учиться? Никто не хочет. И мы не хотели, только нам не оставляли выбора, надо учиться, и все.

7 годов назад от Михаил Леонтьев

Class="clearfix">

Сначала – история «из жизни». Наше издательство долго и безуспешно искало хорошего литературного редактора. Разговаривая с соискателями, я задавала привычные вопросы: где учились, что закончили, есть ли опыт работы, с какими текстами предпочитаете иметь дело, что умеете и пр. Один из многочисленных претендентов (в итоге взяли именно его) на все мои вопросы отвечал одинаково: «Я умею читать и писать!» С некоторым раздражением я заметила, что мы все это умеем, но в ответ прозвучало: «Я умею читать и писать, если вы понимаете, что это значит».

Если вы понимаете…

Владение навыками и умениями чтения и письма называется грамотностью . Современный словарь синонимов включает это слово в такой синонимический ряд: грамотность, осведомлённость, компетентность, знание (чего), знакомство (с чем). И, соответственно, синонимами слова грамотный являются слова осведомлённый, сведущий , компетентный, знающий, наслышанный (о чём), сильный (разг.). Возникает закономерный вопрос: если грамотность – это уже умение читать и писать, компетентность, осведомлённость, то что именно добавляет к этому понятию слово «функциональная»? Что понимается под функциональной грамотностью и почему о ней так много пишут и говорят?

Сошлёмся на определение доктора психологических и педагогических наук академика Алексея Алексеевича Леонтьева (в статье «Педагогика здравого смысла», 1999 г.) Функциональная грамотность, по А. А. Леонтьеву, это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста , то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). С этой точки зрения, человек, который, например, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.

Вряд ли нужно кого-то убеждать в том, насколько важны сегодня умения чтения и работы с информацией: без них нельзя не только успешно осваивать школьные и вузовские программы, получить приличную работу и продвигаться по карьерной лестнице, но и быть просто грамотным пользователем сети Интернет, адекватно общаться с окружающими.

Каков же минимальный набор умений чтения и работы с информацией, обеспечивающий функциональную грамотность? Их не так много, но каждое из этих умений чрезвычайно важно, причём все умения между собой тесно взаимосвязаны. Ответив на каждый вопрос из предложенных ниже, вы сможете углубиться в содержание понятия, а подсчитав количество ответов «да» и «нет», приблизительно определить уровень своей функциональной грамотности.

  1. Обращаете ли вы внимание на то, как вы читаете?
  2. Знаете ли вы о том, что любой текст содержит, как правило, три уровня информации: фактуальную (то, о чём в тексте сказано в явном виде, напрямую), подтекстовую (то, о чём напрямую не сказано, но можно прочесть «между строк») и концептуальную (это основная идея текста, его главные смыслы, которые читатель формулирует самостоятельно)? О полном понимании текста можно говорить только в том случае, если читатель осваивает (вычитывает) все три уровня текстовой информации.
  3. Умеете ли вы вычитывать все три уровня текстовой информации?
  4. Знаете ли вы, что все тексты нельзя читать абсолютно одинаково, что существуют различные приёмы чтения в зависимости от того, какой текст вы читаете и с какой целью?
  5. Знаете ли вы о том, что существую разные виды чтения, например, просмотровое, ознакомительное, изучающее, рефлексивное - и у каждого вида чтения есть свои приёмы?
  6. Владеете ли вы приёмами разных видов чтения?
  7. Умеете ли вы менять стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения и вида текста?
  8. Умеете ли вы до начала чтения и по ходу чтения прогнозировать дальнейшее содержание текста и проверять себя?
  9. Видите ли вы в тексте скрытые авторские вопросы? Если да, то пытаетесь ли прогнозировать ответы на них и затем проверять себя по ходу чтения – то есть вести так называемый «диалог с автором»?
  10. Умеете ли вы устно и письменно передавать содержание текста сжато? А выборочно?
  11. Умеете ли вы находить в тексте ключевые слова и, наоборот, на основе группы ключевых слов определять тему и основное содержание текста?
  12. Умеете ли вы представлять текстовую информацию в ином виде (например, составить на основе прочитанного текста план, таблицу, схему, тезисы, конспект, простейший график или диаграмму)? А наоборот: составить связный текст на основе таблицы, схемы, плана, тезисов?

Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

В прежние времена, чтобы человека сочли грамотным, ему достаточно было только уметь читать. Тех, кто помимо чтения обладал навыками письма и счёта, ценили гораздо выше. В современном мире акценты несколько сместились.

Действительно образованными людьми можно признать лишь тех, кто не только обладает запасом знаний и навыков, правильно применяет правила грамматики при письме и в речи, но также имеет способность критически мыслить и трезво анализировать действительность.

Существует некий стереотип в понимании того, что бывает врожденная грамотность. Ведь встречаются даже дети, которые практически не допускают ошибок в написании слов, словно они от рождения знают, как их правильно писать. Время сегодня очень быстротечно, информации вокруг много. Во всем этом порой трудно быстро сориентироваться.

В реальности иметь грамотность с пеленок невозможно. Человек постепенно приобретает умения писать, читать, развивая свои врожденные способности. Его врожденные качества проявляются также и в навыках логически правильно построенных фраз, предложений.

Обучаясь, человек внутренне проводит работу по закреплению нужного, важного и отбрасыванию лишнего. Со временем подсознательно закладывается определенная модель, по которой происходит постоянный выбор что нужно, а что нет.

Но интуитивно принимать правильные решения умеют немногие.

Жизнь грамотных и малограмотных людей похожа только на первый взгляд. Тем, чья грамотность находится на невысоком уровне, гораздо труднее дается учеба. Помарки в тетрадях, плохие оценки в дневнике вызывают недовольство родителей, которые пытаются предпринять радикальные меры.

Обладание грамотностью необходимо для гармоничного развития всей человеческой личности. Поэтому тревога и забота родителей понятна. Важно понять главное - причину, по которой учеба дается ребенку с трудом. Часто такой причиной является дислексия или, так называемая, «словесная слепота». Она сопровождается трудностью в обучении, как письму, так и чтению, а также некоторыми особенностями нарушенной письменной речи.

Человек, имеющий подобное заболевание, стремится меньше говорить. Ему проще молча размышлять и затем совершать действия. Параллельно у таких людей отлично развит дар пространственной ориентации. Сегодня это довольно распространенный недуг. Ему подвержен на планете каждый двенадцатый человек.

Дислексия бывает разной степени и лечению поддается с трудом. Однако в природе все превосходно сбалансировано. Люди, имеющие дислексию, часто становятся выдающимися деятелями искусств.

Еще одной из причин затруднений в учебе может быть дисграфия. В этом случае у человека интеллект совершенно в норме. Тем не менее, ему трудно дается письмо, то есть графическое изображение. Конечно, множество словарей и компьютерных программ с автоматическим поиском ошибок окажут свою посильную помощь. Но образованности они точно не прибавят. И самобытный письменный язык развить не помогут.

Ведь когда вам дают прекрасное образование, надо еще и получить его. Поэтому следует самостоятельно тренировать свою память и внимательность. Для изучения такой важной сферы, как языкознание родного языка, можно поступить на языковые курсы. Это отлично помогает повысить собственную низкую самооценку, победить внутренние страхи, овладеть превосходной лингвистической практикой.

Весьма простым и доступным для каждого лекарством от неграмотности является чтение книг, газет, статей, журналов. Будь то художественная литература или публицистика, главное, чтобы она была грамотно написана. Ведь, получая из печатных источников нужные сведения, человек еще и впитывает в себя язык, научается чувствовать его стиль, красоту, многообразие. Все это откладывается в его сознании и подсознании, а в нужный момент проявляется оттуда.

Сегодня, к сожалению, стала встречаться такая причина отставаний в учебе, как рингофобия. Это заболевание носит невротический характер и выражается стойким нежеланием что-либо читать. Причина кроется чаще всего в психологической травме, полученной в раннем возрасте. Возможно, ребенка жестоко наказывали, унижали запретами. Здесь потребуется помощь психологов, которые умеют помогать таким детям.

В любом случае, причину нужно выявить как можно раньше. Ведь головной мозг, не получающий нужной тренировки, понемногу ослабевает. Время тут упускать нельзя.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...