От феодализма к социальному капитализму. Феодализм, капитализм и информационное общество

Современная численность населения Земли превышает 7 млрд человек, кто знает – какая максимальная «вместимость» планеты? Почему рядом с нами живет миллиард голодающих, несмотря на достаточность продовольствия?Юрий Тюленев о социально-значимых прогнозах.

Человек в силу своей природы верит в будущее, и по этой причине не прерывает свой род, но производит потомство, которое должно в этом самом будущем комфортно проживать. Однако часто вера эта представляется, скорее, какой-то медиативной, поскольку подавляющее большинство людей, при всей своей вере в счастливое будущее для себя и своих детей, одновременно с этим делают все, что от них зависит для того, чтобы это самое «прекрасное далеко» никогда не наступило.

Не будем, однако, чересчур строги, а, с учетом того, что формирование и дальнейшее развитие общественно-экономических процессов определяется объективными экономическими факторами, обратим внимание на происходящие с их участием динамические процессы. Прежде всего, на такой стратегический, определяющий степень развития общества фактор, как динамика населения планеты. Ниже представленыданные по динамике численности населения планеты в периоде до 2050 года.

В начале 2014 года на 47-й сессии Комиссии ООН по народонаселению и развитию в докладе генсека ООН Пан Ги Муна было заявлено, что численность населения Земли достигла 7,2 млрд человек. Много это или мало и что дальше? Прирост населения планеты, который достиг своего пика в 1968 году, продолжался по гиперболическому закону вплоть до 1970-х годов. Начиная с 1960-х годов относительные темпы роста населения стали все больше снижаться, и на смену мировому гиперболическому демографическому росту пришел логистический.

С 1989 года стали снижаться и абсолютные темпы прироста численности населения мира. К 2100 году прирост может снизиться до величины менее 5 млн человек за десятилетие. По модели французского медика Жана-Ноэля Бирабена предел роста человечества составит 10-12 млрд человек.

В настоящее время человече­ство переживаетдемографический переход , что означает резкое возрас­тание скорости роста популяции, сме­няющееся затем столь же стремитель­ным его уменьшением, после чего население стабилизируется в своей численности. Этот переход уже прой­ден так называемыми развитыми странами и теперь происходит в раз­вивающихся.

Таким образом, прогноз на 2050 год – около 9 млрд человек, на 2100 – 10 млрд. По прогнозу ООН (2014), к 2025 году население Земли достигнет 8,1 млрд, а к 2050 году – 9,6 млрд человек (есть и другие цифры), после чего стабилизируется и в дальнейшем будет иметь тенденцию к снижению.

Однако еще совсем недавно (буквально несколько десятилетий тому назад) безудержный рост населения, экстраполированный в будущее, приводил к тревожным прогнозам и даже апокалиптическим сценариям глобального будущего человечества. По имевшимся тогда расчетам некоторых западных ученых, по мере приближения к 2025 году население мира должно было стремить­ся к бесконечности. Этот вывод даже заставил считать 2025 год временем наступления Судного Дня.

Выдохнем, самым худшим сценариям не суждено было сбыться. Вместимость вагона «земля» составит в уже обозримом будущем от 9 до 12 млрд человек (по разным источникам). При этом проблем с обеспечением продовольствием также быть не должно, поскольку ожидается увеличение в два раза производства продовольствия к 2050 году с одновременным снижением ущерба наносимого окружающей среде.Сергей Капица считал, например, что планетав состоянии обеспечить продовольствием от 15 до 20 млрд человек, что, собственно, позволяет даже сделать некий задел на несколько «лишних» миллиардов.

Без преувеличения можно сказать, что грядущая стабилизация роста населения планеты является эпохальным событием, которое, по моему мнению, будет определять развитие человечества на весь последующий период. При этом для всесторонней оценки значимости этого события рассмотрим структуру населения и долгосрочную динамику мирового ВВП.

Наиболее резонансными группами в составе населения планеты является сегодня «золотой миллиард », то есть группа людей свысоким уровнем потребления и безопасности, проживающая в основном на американском и европейском континентах, и группа голодающего населения (около миллиарда человек), которое сосредоточено в основном в Африке и Азии.

При этом мировое сельское хозяйство производит достаточное количество продовольствия, чтобы накормить всех голодных. Все упирается в его нерациональное распределение. Причиной того, что около миллиарда людей сегодня голодает, является не нехватка продовольствия на планете, а то, что голодающие не могут позволить себе купить дорогое продовольствие. Есть о чем задуматься, особенно в ситуации, когда миллиард компактно проживающих голодных людей находится буквально через море от вполне обеспеченного и посему доброго «золотого миллиарда».

Динамика мирового ВВП представлена в следующей таблице

Ранг ведущих 20 экономик мира в зависимости от объема ВВП по паритету покупательной способности на период до 2050 года

ВВП по ППС $млрд.

ВВП по ППС $млрд.

ВВП по ППС $млрд.

Бразилия

Германия

Бразилия

Бразилия

Германия

Индонезия

Великобритания

Великобритания

Германия

Индонезия

Великобритания

Нигерия

Индонезия

Австралия

Сауд. Аравия

Австралия

Сауд. Аравия

Аргентина

Вьетнам

Сауд. Аравия

Аргентина

Аргентина

214,34

: для 2011 года – данные Всемирного Банка; для 2030 и 2050 годов – прогноз PWC.

Целям настоящего исследования вполне будет удовлетворять информация о представленной в таблице динамике ВВП двадцати ведущих экономик мира. Сравнение роста населения планеты и роста ВВП показывает, что последний увеличивается значительно большими темпами, нежели население планеты. Так на рубеже 2025-2030 годов численность увеличится примерно на 10-20 %, а ВВП почти в два раза. К 2050 году при увеличении численности на 30-40 % увеличение ВВП составит почти четыре раза. Развитие ситуации приведет к тому, что где-то к 2030 году будетрешена проблема голода , однако понятно, что золотой миллиард не обеднеет от этого, а, наоборот, увеличится почти вдвое и при этом еще более увеличит отрыв (уровня благосостояния) от теперь уже не голодающего миллиарда.

Количество «не голодающих миллиардов» также будет увеличиваться, поскольку (кроме естественных причин) с ростом производительности труда будет увеличиваться количество «лишних» людей, то есть людей, без участия которых остальное работающее население будет способно обеспечить всем необходимым все население планеты. Однако «лишних» людей нельзя просто не кормить, в связи с чем в будущем потребуется нерыночный механизм распределения благ, какой-то эквивалент «труду», являющийся основанием для его оплаты.

Поэтому не за горизонтом появление новых «профессий», например, мойщики дельфинов, специалисты по перемещению песка в Сахаре, ну, или гораздо более полезные, такие как обучающиеся пению, древней культуре, поэзии и так далее. Замечу, что увеличение доли «непродуктивного» человечества является таким же ограничительным фактором для человечества, как и грядущее ограничение его количественного роста. Дело здесь в том, что население представляет собой некую целостность, и, соответственно, невозможно взять и просто механически заместить одну часть человечества другой, той, которая может быть более необходима для его развития.

Основой роста благосостояния миллиардов как «золотых», так и уже не голодающих станет чрезмерное и не отвечающее реальным потребностям человечества увеличение мирового ВВП. Увеличение, которое будет необоснованно излишне расходовать драгоценные, не восполняемые ресурсы планеты, сокращать ореол обитания дикой природы. Увеличение, которое по существу будетперерабатывать дары природы в игрушки человечества , а в конечном итоге в отходы, которые в виде гор мусора, отравленных вод будут возвращены природе.

Когда же, наконец, наступит время, которое в полной степени запустит маховик неизбежных уже эпохальных изменений? Думаю, что это время, которое можно обозначить как начало перехода к новой фазе развития общества, наступит после 2050 годов. Именно к этому времени только проявляющиеся в настоящее время тенденции охватят подавляющую часть мира и станут относительно однородными на всей его территории.

Как отмечалось, именно после 2050 года четко в планетарном масштабе проявится ограниченность (признаки дефицита) двух глобальных ресурсов, в неограниченном объеме имеющихся сегодня в распоряжении человечества. Первое – достигший своего предела рост населения планеты, который становится таким образом ограниченным (конечным) ресурсом. Второе – это все более и более обозначающийся предел природного пространства, который можно рассматривать двояко, как в виде уменьшающегося количества полезных ископаемых, воды, воздуха (представляете, сколько ресурсов будет потреблять каждый год 12 млрд жителей земли), так и в виде сжатия необходимого человеку на эмоциональном уровне природного пространства – живого леса, луговой травы, диких животных, звука полета шмеля и так далее.

Эти вновь возникшие обстоятельства позволяют предположить, что после 2050-2070 годов наступит момент начала смены существующей общественно-экономической формации (для простоты буду использовать знакомые всем марксовские определения). Эра свободного капиталистического развития общества на фоне неограниченных людских и природных ресурсов (которые мы имеем сегодня) закончится. Косвенные признаки этого, выраженные в виденадвигающегося глобального кризиса , невозможности решения финансовых, политических проблем в рамках современного мирового порядка налицо. Человечество выросло (буквально) из своих старых штанишек. А что же будет там, за развитым капитализмом (ну или империализмом, если кому-то это больше нравится)? Ответ очевиден. Должен будет наступить этапразвития общества , который будет способен обеспечивать существование человечества в условиях ограниченности глобальных ресурсов.

Обратите внимание. Та либо иная общественно-экономическая формация являлась таковой, прежде всего, из-за наличия имеющихся в распоряжении человечества ресурсов и доступных способов их наиболее эффективного использования. Никто не говорил людям, как им жить, или, как называется протекающий исторический период. Они просто жили так, как им было удобно, как позволяло им доступное на тот момент времени соотношение ресурсов, главные из которых это человек со всем его знанием и дары природы.

Посмотрите на модель общественно-экономического мироустройства – песочные часы.

При первобытнообщинном строе человечество имело совсем мало возможностей (отмечено на «песочных весах»), под которыми здесь подразумевается способность человечества обеспечить свое комфортное, безопасное существование, в том числе и потому, что оно было слишком слабо перед неограниченными и могущественными на тот момент времени силами природы (природные ресурсы). Существовал механизм распределения скудных ресурсов, первобытный коммунизм. Затем возможности человечества все расширялись, напротив уменьшающихся природных ресурсов, что, соответственно, изменяло и общество. В настоящее время достигнут пик (самая узкая часть песочных часов), при котором человечествоимеет максимальные возможности и уже весьма ограниченные природные ресурсы . Да, ограниченные, но пока еще вполне достаточные для обеспечения возможностей человечества. Время максимума, золотого века человечества – это то, что есть сегодня, это место на вершине красной пирамиды, являющейся нижней частью песочных часов.

Как отмечалось, переломный момент – это 2050-2070 годы, после которых общественное развитие повернется вспять. По мере нарастания проблем с ресурсами общество будет в обратной последовательности проходить уже пройденный когда-то путь. Вот уже на самом деле –вперед в прошлое . В песочных часах этот период отображен в виде перевернутой (зеленой) пирамиды, в которой природные ресурсы, в отличие от красной пирамиды, показаны по модулю, то есть как ограниченность (недостаточность) природных ресурсов. Поясню. Если в красной пирамиде возможности человечества подпитываются природными ресурсами, растут, постепенно уменьшая их, то в перевернутой зеленой пирамиде возможности человека тем меньше (то есть люди живут менее обеспеченно, комфортно и безопасно), чем больше становится недостаток (ограниченность) природных ресурсов.

Очевидно, что нежелание человечества уменьшать свои возможности на фоне все расширяющейся к верху (то есть к будущему) воронки ограниченности (нехватки) ресурсов повлечет за собой существование в течение какого-то времени общественного строя с феодально-рабовладельческими элементами, свойственными их древним прототипам из красной пирамиды. Однако в конечном итоге стремление выжить при ограниченных природных ресурсах, высоком технологическом и образовательном уровнях неизбежно переместит человечество в стадию формирования нового, неизвестного сейчас общества. Общества, которое может быть устроено на основе принципов, аналогами, которых могут послужить ныне известные доктрины от социализма до безгосударственного анархо-коммунизма.

Необходимо отметить, что указанные процессы будут проходить (ну, по крайней мере, до начала становления безгосударственного общества) в рамках национальных границ государств. Соответственно, ближайшие столетия сделают мировыми лидерами страны с обилием природных ресурсов, хорошей армией и сплоченным вокруг национальной (но не потребительской) идеи народом. При этом понятно, что развитие ситуации может быть скорректировано за счет каких-либо революционных политических событий, величайших технологических изобретений, которые смогут расширить рамки человеческих возможностей и за счет этого изменить конфигурацию зеленой пирамиды песочных часов.

Но, в любом случае, даже это не может ничего изменить, так же как невозможно предугадать сегодня, в какие конкретно формы, общественные доктрины могут вылиться грядущие изменения. Однако в случае, если изложенная в настоящей статьегипотеза мироустройства окажется обоснованной, то общественное развитие точно должно будет пройти отмеченные на песочных часах этапы. Пройдут тысячелетия, возможно, что высокоразвитое бесклассовое общество постепенно превратится в общество первобытного коммунизма (или в инопланетян), природа заново наполнит свои кладовые, и тогда на верхнюю крышку песочных часов, под светом вечно живого солнца, встанут новые часы, и там, в будущем, кто-то другой снова напишет об этом.

Что отличает буржуазное общество от более ранних классовых обществ - от античного и средневекового? Как раз то обстоятельство, что теперь классовое господство основано не на «законно завоеванных правах», а на фактических хозяйственных соотношениях, что система найма не есть правовое отношение, а чисто экономическое. Во всей нашей правовой системе мы не найдем законодательной формулировки современного классового господства. Если и есть некоторые намеки в этом направлении, то это, как, например, положение о батраках, пережитки феодальных отношений.


Как можно постепенно уничтожить «в законодательном порядке» наемное рабство, если оно вовсе не зафиксировано в законах? Бернштейн, приступающий к законодательным реформам, чтобы этим путем изничтожить капитализм, попадает в положение того русского будочника, героя рассказа Успенского, который собирался сцапать старого нищего за шиворот, но не мог этого сделать, потому что у него и шиворота-то настоящего не оказалось... В этом вся беда.

Всякое существовавшее до сих пор общество покоилось на противоположности угнетающего и угнетаемого класса («Коммунистический Манифест»), но в предшествующих фазисах современного общества эта противоположность выражалась в определенных правовых отношениях. и поэтому могла до известной степени дать нарождающимся отношениям место в рамках старых. «Крепостной, не выходя из крепостного состояния, возвысился до степени члена коммуны» («Коммунистический Манифест»). Каким образом? Путем постепенного упразднения в пригородах всех тех различных повинностей (барщины, подушной подати, принудительного брака, раздела наследства и т. д. . и т. д.), которые, в совокупности, составляли крепостное право.

Точно так же «под игом феодального абсолютизма мелкий бюргер вырос до буржуа» («Коммунистический Манифест»), Каким образом? Путем частичного формального упразднения или фактического ослабления цеховых уз, путем постепенного преобразования, в самых необходимых пределах, управления, системы финансов и обороны.

Если исследовать вопрос абстрактно, а не исторически, то при прежних классовых отношениях можно, по крайней мере, мыслить переход силою законодательной реформы от феодального общества к буржуазному. Но что же мы видим на деле? Что и там законодательные реформы служили не для того, чтобы сделать излишним захват политической власти буржуазией, а для того, чтобы, наоборот, его подготовить и осуществить. Как для упразднения крепостного права, так и для уничтожения феодализма был необходим настоящий социально-политический переворот.

Но еще совсем по-иному обстоит дело теперь. Не закон принуждает пролетария впрягаться в ярмо капитала, а нужда, недостаток средств производства. Однако, в рамках буржуазного общества никакой закон в мире не в силах предоставить ему эти средства, потому что отнял их у него не закон, а экономическое развитие.

Далее, эксплуатация в пределах системы найма точно так же основана не на законах, поскольку высота заработной платы определяются не в законодательном порядке, а силою экономических факторов. И самый факт эксплуатации основан не на предписании закона, а на том чисто хозяйственном факте, что рабочая сила является товаром, который, между прочим, обладает приятным свойством производить стоимость, и большую стоимость, чем какую он сам поглощает в виде средств существования рабочего. Одним словом, все основные отношения капиталистического классового господства не могут быть преобразованы законодательными реформами на буржуазном базисе, потому что они вовсе не созданы буржуазными законами и не облечены в форму таких законов.

Мы живем в настоящее время при капитализме, который возвращается в феодализм. Это военно-феодальный, полицейский капитализм. Весьма цивилизованный, потому что существуют законы, формально равные для всех, официального кастового права нет. Что будет через 30 лет… Есть глобальная тенденция возвращения в ранний феодализм, когда господствовали бароны-разбойники, к которым жались запуганные, находящиеся в растительном состоянии смерды. И не факт, что этот феодализм будет компьютерным - достаточно посмотреть, что происходит в образовании. Я не очень понимаю, кто через 30 лет будет работать на атомных станциях. Если мы в предстоящий нам системный кризис пройдем «точку перелома» без разрушения российской цивилизации, то у нас будет что-то вроде социализма, тоже не очень привлекательного.

Что касается протестов, то какие могут быть протесты в такую хорошую погоду? Страна уходит на летние каникулы. То, что мы видели 6 мая, было провокацией, которую устроили некоторые - вероятно, либеральные - представители нашего государства, чтобы испортить Владимиру путину инаугурацию. Надо было умудриться искусственно сократить площадь для митинга в пять раз и устроить давку...

Но уже в ходе летних каникул начнется реализация объявленной заранее государственной политики. Россия присоединится к ВТО, осенью это ощутит на себе вся промышленная - и, в частности, агропромышленная часть страны. Кстати, как только правительство объявило о присоединении к ВТО, АвтоВАЗ объявил о переходе на импортное железо для машин, а государственные банки - о прекращении кредитования российского животноводства. И то верно: зачем кредиты покойнику, пусть даже и будущему?

С 1 июля начнет реализовываться реформа бюджетных организаций, которая официально призвана повысить платность бюджетных услуг. Это означает снижение доступности здравоохранения, образования, культуры. Господин Авдеев, как мне помнится, против этого не возражал. Этот же закон создает предпосылки для ползучей приватизации объектов бюджетной сферы. Если в «дикие 90-е» директора могли приватизировать свои предприятия единолично, то теперь в бюджетной сфере это может делаться на паях с чиновниками. Разница непринципиальна для нас, но принципиальна для чиновника.

Опасаюсь, что к 1 сентября будет введен стандарт среднего образования, что вызовет негодование у значительной части родителей, даже недостаточно образованной. Уже сейчас у нас во многих местах осуществлена реформа оплаты труда сотрудников бюджетных организаций, по которой директор зачастую практически единолично определяет, кто сколько будет получать. Поэтому уже сейчас увеличение ассигнований на оплату труда порой поразительным образом сочетается со снижением зарплаты работников. Потому что, получив бюджет на оплату труда, директор первым делом себе выделяет самую большую зарплату, затем платит тем, кого он видит каждый день, а потом уже всем остальным, которые, собственно, и делают непосредственно основную работу.

Все это вызовет возмущение в отдельных местах в промышленной части России уже этой осенью, которое весной распространится по всей стране. Россией одно удовольствие управлять, когда власти не подчиняются только мегаполисы (в стиле «сейчас на танках приедут рабочие с «Уралвагонзавода» и с вами разберутся»), но когда с площади какого-нибудь Междуреченска хотя бы одну неделю не уходят шахтеры, управлять страной становится невозможно.

В публицистике и научных статьях социально-экономической направленности термины «капитализм» и «феодализм» часто встречаются в одном контексте. С чем это может быть связано?

Что такое капитализм?

Капитализм - это социально-экономический строй, при котором основой национального хозяйства становятся рыночные отношения. Человек реализует себя исходя из того, какой объем и качество товаров, услуг либо работы, выполняемой лично, он сумеет предложить другим людям. Один из главных признаков капитализма - частная собственность, которая может находиться во владении любого гражданина, имеющего денежные средства, достаточные для ее приобретения.

В основе развития хозяйства при капитализме - законы спроса и предложения. Участие государства в развитии экономики и общества сводится к регулированию ключевых отраслей, законотворчеству в области гражданского права, которое призвано защищать интересы собственников, правоохранительной деятельности.

Общество при капитализме в достаточной мере свободно с точки зрения выбора человеком места проживания, профессии, вида занятий. Государство, как правило, не насаждает социуму никакой идеологии, каждый гражданин имеет право на свои взгляды и убеждения. Вместе с тем социальная ответственность властей обычно весьма ограничена. Человек должен сам заботиться о своем образовании и экономическом достатке - государство будет готово разве что содействовать в решении поставленных гражданином задач, но не выполнять их за него.

Что такое феодализм?

Феодализм - это социально-экономический строй, исторически предшествовавший капитализму, при котором основой национального хозяйства являлось производство товаров, услуг и выполнение работы на нижестоящих уровнях социальной лестницы - в личных хозяйствах вассалов, имеющих в подчинении крепостных. В свою очередь, вышестоящие субъекты социальной лестницы - сеньоры - активного участия в экономической деятельности, как правило, не принимали, пользуясь доступными в силу властных полномочий ресурсами.

Вассалы получали в распоряжение свое хозяйство - феод, представляющее собой чаще всего земельный надел, а также крепостных в обмен на службу у сеньора. Можно отметить, что термин «крепостные» в данном контексте вовсе не равен «рабству». Крестьяне, работавшие на вассала, как правило, имели в распоряжении частные средства производства, могли вести самостоятельное хозяйство. Но вассал при необходимости был способен воспользоваться ими по своему усмотрению, равно как и принудить подчиненного крепостного выполнять определенную работу.

По мере совершенствования средств производства, формирования специализированных фабрик и фирм вместо частных крестьянских хозяйств субъектами активной экономической деятельности становились и вассалы, превращавшиеся в крупных предпринимателей. Бизнесом начинали заниматься и крестьяне. Так появился капитализм.

Сравнение

Главное отличие капитализма от феодализма в том, что при социально-экономическом строе первого типа активное участие в хозяйственных процессах, производственных и торговых отношениях принимает основная часть населения государства. При феодализме производство товаров и услуг сконцентрировано на уровне низших социальных слоев - в крепостнических хозяйствах, принадлежащих вассалам. Предпринимательством и торговлей крестьяне занимались весьма ограниченно. Владельцы феодов, как правило, также не занимались предпринимательством - их профилем была служба у сеньоров. Свой доход они получали за счет реализации результатов труда подчиненных крепостных.

Определив то, в чем разница между капитализмом и феодализмом, зафиксируем ключевые выводы в таблице.

Капитализм Феодализм
Что между ними общего?
Феодализм исторически предшествовал капитализму - по мере более активного включения различных социальных слоев в производственные и торговые коммуникации феодальные отношения превращались в капиталистические
В чем разница между ними?
Участники производственных и торговых отношений - все члены общества Производство сконцентрировано на уровне крепостных хозяйств, принадлежащих вассалам. Основной предмет торговли - плоды труда крестьян
Общество представлено людьми, свободными в выборе места проживания, профессии Общество поделено на классы: крепостные находятся в подчиненном положении относительно вассалов, те - зависят от сеньоров


Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...