Отечественный ученый эриксон. Теория развития личности Эриксона: Милтон или Эрик

Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года. Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins). Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал. Позже Эриксон признавался, что именно это - несколько запутанное происхождение - способствовало его острому интересу к идентичности.

В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда». Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она — художницей). На протяжении Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» — поскольку у него не было медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.

Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер взял себе фамилию Эриксон.

Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде. Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938). На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире. Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов. В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования. В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом. Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.

Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни. И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе. 12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.

Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори» (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом. Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср. Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо большую популярность.

Развитие и кризисы. Эрик Эриксон.

“Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет.

Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая потрясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в становлении.

Мы незавершенны; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания.

Т аковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!” К. Г. Юнг.

Но когда же человек меняется, когда он осознает потребность в том, что измениться необходимо? Тогда, когда возникают вопросы и наступают моменты принятия решений.

Эрик Эриксон - наиболее читаемый в США психоаналитик ХХ века, ученик Фрейда и его дочери Анны Фрейд, изучаемый и в Европе, еще мало известен у нас. Он создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо-сексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная . Теория Эриксона - это теория психо-социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде.

По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов . Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда, в конце ХIХ века.

Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в следующем.

  • Во-первых, 8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости, утверждая, что и для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.
  • Во-вторых, Эриксон рассматривает личность не изолированно, а во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает трансформацию личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности, но и с точки зрения развития человека как общественного существа , учитывая и психологические и социальные моменты.

Это, естественно, более полное описание процесса развития, и поэтому оно представляет несомненный интерес. Эриксон рассматривает возрастные конфликты или кризисы, не сводя при этом все развитие только к цепи кризисов. Он лишь утверждает, что психосоциальное развитие происходит посредством критических шагов, поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой.

  • Каждая задача развития приходит к своему доминирующему моменту, испытывает свой кризис и находит свое устойчивое разрешение на протяжении обозначенной стадии. Но все эти задачи существуют в некоторой форме и до того, как обычно наступает их критическое время, каждое действие требует интеграции всех остальных.

    Эриксон очень гибко подходит к рассмотрению возрастных кризисов. Он постоянно подчеркивает, что жизнь представляет собой смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем. Эриксон отмечал, что последовательность стадий развития личности “оставляет пространство для вариаций в темпе и интенсивности”.

    Научившись выбирать, человек учится устанавливать равновесие между крайностями , которые предлагает каждый возрастной кризис. Например, на первой стадии человеку не только нужно научиться доверять миру (внешнему и внутреннему), но и научиться отделять ситуации, где необходимо проявить недоверчивость, осторожность, от тех, где можно довериться людям, ходу событий, себе самому .

    Другими словами, Эриксон выделяет 8 основных задач , которые человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни . Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа: “вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею”.

    Ситуация эта не является необратимой: учиться никогда не поздно, но она осложняется тем, что время, отведенное на решение данной проблемы, упущено. Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап “подбрасывает” свои задачи. А на старые, привычные часто не хватает ни сил, ни времени, ни желания уже. Так и тянутся они в виде отрицательного опыта, опыта поражений. В таких случаях говорят, что за человеком тянется “хвост проблем”. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь.

  • Однако характер психосоциальной адаптации к конфликтам играет важную роль в развитии конкретного человека. Разрешение этих конфликтов носит кумулятивный характер, и то, каким образом человек приспосабливается к жизни на каждой стадии развития, влияет на то, как он справляется со следующим конфликтом.

    Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими. Однако несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди должны постоянно проверять степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми.

    Приведенные ниже стадии развития представлены своими полюсами. На самом деле никто не становится абсолютно доверчивым или недоверчивым: фактически, люди варьируют степень доверия или недоверия на протяжении всей жизни.

    Психо-социальная стадия Предмет конфликта развития Социальные условия Психо-социальный исход
    Стадия 1 (от рождения до 1 года) Орально-сенсорная Могу ли я доверять миру?
    • Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.
    • Отсутствие
    • поддержки, депривация, непоследо-вательность
    Доверие

    Недоверие

    Стадия 2 (от 2 до 3 лет) Мышечно-анальная Могу ли я управлять собственным поведением?
    • Разумная дозволенность, поддержка.
    • Гиперопека, отсутствие поддержки и
    • доверия
    Автономия

    Сомнение

    Стадия 3 (от 4 до 5 лет) Локомоторно-генитальная Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
    • Поощрение активности,
    • наличие возможностей.
    • Отсутствие возможностей, неодобрение активности
    Инициатива

    Вина

    Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет) Латентная Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
    • Систематическое обучение и воспитание,
    • наличие
    • хороших примеров для подражания и поддержки.
    • Плохое обучение, отсутствие руководства
    Трудолюбие

    Чувство неполно-ценности

    Стадия 5 (от 12 до 18 лет) Отрочество и юность Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?
    • Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых
    • моделей для подражания и положительная обратная связь.
    • Неясность цели, нечеткая
    • обратная связь, неопределенные ожидания
    Идентичность

    Смешение ролей

    Стадия 6 (ранняя взрослость) Молодость Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
    • Душевная
    • теплота,
    • понимание,
    • доверие.
    • Одиночество, остракизм
    Близость

    Изоляция

    Стадия 7 (взрослость) Взрослость Что я могу предложить будущим поколениям?
    • Целеустрем-ленность, продуктивность.
    • Обеднение
    • личной жизни, регрессия
    Генератив-ность

    Стагнация

    Стадия 8 (зрелость) Зрелость Доволен ли я прожитой жизнью?
    • Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.
    • Отсутствие завершенности, неудовлетворен-ность прожитой жизнью
    Целостность эго

    Отчаяние

    1. Доверие или недоверие.
    По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой и обращаются с ними довольно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

    2.Автономия или стыд и сомнение.
    Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

    3.Инициатива или чувство вины.
    Дети в возрасте 4-5 лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

    4. Трудолюбие или чувство неполноценности.
    В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

    5.Идентичность или смешение ролей.
    До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

    6.Близость или изоляция.
    В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

    7. Генеративность или стагнация.
    Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на решение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощённости собой: своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворять свои психологические потребности, уберечь свои покой и т. п.

    8. Целостность эго или отчаяние.
    На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния. Очевидно, что то или иное разрешение этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупного опыта, накопленного в ходе разрешения всех предыдущих конфликтов.

    Выделенные Эриксоном стадии развития распространяются на внутренние влечения индивидуума и на отношения родителей и других членов общества к этим силам. Кроме того, Эриксон рассматривает эти стадии как периоды жизни, в течение которых приобретаемый индивидуумом жизненный опыт диктует ему необходимость наиболее важных приспособлений к социальному окружению и изменений собственной личности. Хотя на способ разрешения этих конфликтов индивидуумом влияют установки его родителей, социальная среда также оказывает исключительно большое влияние.

    Более или менее в такой ситуации оказываются, к сожалению, практически все люди. “Отличников” здесь, как и в школе, маловато, если они вообще есть. Так хотелось бы быть хоть “хорошистами”. Что же делать для этого? Упорно работать над собой, догонять упущенное. А когда уж трудно самому, нанимать “репетитора”.

    Теория развития личности Эриксона охватывает человеческую жизнь полностью – от рождения до старости. Эриксон считал: проходя жизненный путь, человеку последовательно переживает восемь стадий развития. В течение этих стадий он должен решить определенные задачи, которые выдвигаются обществом. От того, насколько успешно он их решает, зависит его дальнейшая судьба. Успех зависит не только от человека, но и от окружающих условий. В этой статье мы рассмотрим главные понятия, автором которых является Эриксон. Мы проанализируем основные стадии, через которые, как считал ученый, проходит каждый. И, наконец, подробно остановимся на тех концепциях, которые волновали Эриксона больше всего.

    Эрик Хомбургер Эриксон – биографическая справка

    Судьба исследователя складывалась необычным образом. Эриксон родился в г. Франкфурт-на-Майне в 1902 г. В 1928 году начал обучаться психоанализу. Он был сыном от внебрачной связи Карлы Абрахамсен – еврейки из богатой семьи – с мужчиной-датчанином. Мать Карлы умерла, когда той было пятнадцать. Большей информацией о его отце биографы не располагают. Поскольку Карла была замужем за евреем Вальдемаром Саломонсеном, ребенок получил фамилию Саломонсен. Потом мать Эриксона получила профессию медсестры, переехала в город Карлсруэ и вышла замуж повторно. Эрик Саломонсен стал Эриком Хомбургером, которого усыновил ее второй супруг, педиатр Теодор Хомбургер. В 1930 году Эриксон женится на Джоэн Серсон – танцовщице и художнице из Канады, и затем переезжает из Европы в Америку. Наконец, Эрик Хомбургер меняет фамилию на «Эриксон» — «усыновив самого себя», как он объяснял это шутя. А прежнюю фамилию Эриксон оставил как второе имя.

    Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

    Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
    Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

    Возможно, именно из-за своей нелегкой судьбы Эриксона так волновал вопрос идентичности. В детстве ему не рассказывали об отце. В еврейских школах сверстники дразнили Эриксона за светлые волосы и голубые глаза («нордическую внешность»), а в светской школе – за иудаизм. Все больше он догадывался, что его отец имел нееврейские корни.

    После переезда в Америку ученый продолжил свои исследования в Гарвардском университете, а затем – в Йельском. С 1960 по 1968 годы Эриксон работает профессором Гарварда. Эриксон был учеником Анны Фрейд. Но фрейдовской теории Эриксон решил противопоставить собственную. Человеческую жизнь ученый разделил не на 5, а на 8 ступеней. «Генитальную стадию» он переименовал в «Юность». Также Эриксон добавил еще три стадии, относящиеся к периоду взрослости. Он считал, что влияние развития личности на ее становление в обществе – это заслуга не подсознательных влечений, а работы Эго. Эрик Эриксон также является автором концепции «Эго-психологии». В ней Эго – это не служанка бессознательных побуждений. Эриксон был убежден, что именно человеческое Эго отвечает за организацию жизни, общение с людьми, личностный рост.

    Стадии развития личности по Эриксону

    Развитие личности Эриксон разделил на восемь стадий, во время которых разворачивается процесс формирования Эго-идентичности.

    1. Первая стадия – младенчество – длится от рождения до 1 года. Базисный кризис заключается в формировании доверия или недоверия к внешнему миру. Источником энергии здесь является надежда. Отчуждение провоцирует временную спутанность.

    2. Стадия раннего детства – от 1 года до 3 лет. Базисный кризис – противопоставление автономии личности сомнению и стыду. Источник энергии – воля, а отчуждение происходит из-за искаженного самоосознания.

    3. Стадия от 3 до 6 лет, или игровой возраст. Кризис заключается в противоборстве инициативы и ощущения виновности. Источник энергии на этом этапе – это умение формировать цели и задачи. Отчуждение происходит вследствие жесткой предопределенности социальной роли.

    4. От 6 до 12 лет ребенок находится на стадии школьного возраста, когда неуспешность противопоставляется компетентности. Потенциальным источником энергии для психики здесь является уверенность, а отчуждение провоцируется застоем деятельности.

    5. Далее следует стадия юности, которую Эриксон ранжировал от 12 лет до 21 года. Именно на ней происходит противоборство идентичности и смешения ролей. Кризис выражается вопросом: кто я есть? Подросток стремится и к независимости, и желает быть свободным от ответственности за свою жизнь. Юность – это возраст, во время которого определяется будущее личности, впервые делаются попытки построить романтические взаимоотношения.

    6. От 21 года до 25 лет длится стадия ранней зрелости. Здесь интимным отношениям противопоставляется изоляция. Вопрос этого возраста – способен ли я строить доверительные отношения с другими?

    7. От 25 до 60 лет длится этап средней зрелости. На ней застой в действиях противопоставляется продуктивной жизни. Вопрос, которым выражается базисный конфликт этого возраста – что значит моя жизнь? Что я собираюсь с ней делать?

    8. Восьмая стадия называется стадией поздней зрелости. На ней происходит процесс, который теория развития личности Эриксона называет Эго-интеграцией. Вопрос этого периода – имела ли моя жизнь смысл?

    Теория развития личности Эриксона и Эго-идентичность

    Что обозначает термин, интересовавший Эриксона настолько, что он посвятил ему большую часть своих исследований? Строго говоря, идентичность – это тождественность личности самой себе. Эриксон стремился расширить это понятие. Идентичность, считал он – это и образ себя по отношению к окружающему миру, и способность человека качественно решать возникающие перед ним трудности, и показатель зрелости личности.

    Переходы между стадиями развития личности являются кризисами. Но они не носят невротический характер, а лишь являются поворотными пунктами развития. Особое отношение Эриксона к подростковому возрасту прослеживается во многих его работах. На этом этапе, считал ученый, происходит наиболее глубокий психологический кризис. К нему приводят три мощные силы – физиологическое созревание, проблемы в общении со сверстниками, профессиональный выбор.

    Периоду между подростковым возрастом и зрелостью Эриксон давал особое название – психический мораторий. Протекание этого кризиса во многом зависит от предыдущих стадий. Итогом юности становится либо зрелая личность, либо личность с «диффузной идентичностью». Если кризис юношеского возраста не был преодолен, то итогом становится патологическое развитие личности. Оно выражается в следующих признаках:

    Усиленное, не покидающее чувство тревоги;
    Ощущение одиночества и опустошенности;
    Нежелание брать на себя ответственность; стремление как можно на более длительный срок отсрочить обретение статуса взрослой личности;
    Социальные страхи, а также неспособность эмоционального взаимодействия с лицами противоположного пола;
    Отрицание ценности всех социальных ролей, вплоть до мужских и женских.

    Особое значение для эго-идентичности имеет и период взрослости. Если человек занимается любимым делом, сумел построить семью, это является хорошим симптомом. Если же он одинок, у него нет хорошей работы или приносящего удовольствия хобби – начинается застой. Личность испытывает эмоциональный и физиологический стресс.

    Что такое интеграция Эго?

    Чувство эго-интеграции – это ощущение целостности своего «Я». Изначально дети не обладают ощущением «Я». Для них окружающий мир и они сами – одно и то же. Известный психолог Жан Пиаже подчеркивал, что младенцы не имеют границ личности. Они начинают формироваться лишь к 2-3 годам.

    Самый высокий уровень развития личности – это такое состояние, когда мир для человека становится идеальным местом для удовлетворения его потребностей (как духовных, так и низшего порядка). Именно это состояние называется в психологии интеграцией. С эволюционной точки зрения оно означает самую высокую степень приспособленности.

    Интегрированная личность – это буфер обмена между обществом и внутренним миром. Она способна избегать вредных факторов, усиливать полезные, и даже превращать зло во благо. Для высокой степени интеграции характерно профессиональное развитие личности на серьезном уровне.

    По Эриксону, Эго-интеграция возникает как свойство позднего возраста. Но только при условии, если человек смог пережить в течение жизни многочисленные победы и поражения, был вдохновителем для других. Эго-интеграция пожилого человека – это взгляд на прошедшие годы и их положительная оценка: «Я доволен прожитой жизнью». Таких людей не страшит смерть. Ведь в своих потомках или творческих достижениях они сумели в определенном смысле обрести бессмертие.

    По другую сторону баррикад находятся те, кто «растратил жизнь впустую». На прожитое время они смотрят с сожалением: оно представляется теперь чередой упущенных возможностей. На закате своего бытия они чувствуют, что начинать что-то уже слишком поздно. Теория развития личности Эриксона выделяет два вида умонастроения у таких людей. Во-первых, они сожалеют о том, что жизнь нельзя прожить еще раз. Во-вторых – отрицают собственные недостатки, проецируя их на окружающий мир. «Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пытаются приукрасить свои воспоминания», пишет в своих работах Эриксон. Чувство тревоги и самосожаления в своих крайних случаях приводит в пожилом возрасте к психическим отклонениям. Это ипохондрия, паранойя, депрессия и слабоумие.

    Фрейд и Эриксон: теоретические различия

    Сам Эриксон настаивал на том, что его концепции являются не более, чем продолжением психоаналитической теории Фрейда. Но фактически он так далеко от нее отошел, что в современной науке теорию Эриксона рассматривают отдельно. В чем же разница между взглядами Фрейда и Эриксона на развитие личности, характер человека и его становление в процессе жизни?

    Главную роль в развитии личности Фрейд уделял бессознательным влечениям, или Ид. Он был убежден, что именно конфликт бессознательного и социальных ограничений является причиной всех болезней и неврозов. Эриксон же настаивал на доминирующей роли Эго, за счет чего теория Эриксона и была названа «Эго-психологией». Фрейд полагал, что Эго – это компонент, который, как между молотом и наковальней, пытается свести ограничения социума и влечения Ид. Эриксон же был уверен, что Эго является отдельно функционирующей системой, которая работает с внешним миром посредством восприятия, мышления, памяти и внимания.

    Отличаются взгляды Фрейда и Эриксона на родительскую роль в формировании характера. На развитие личности оказывают влияние в большей степени те условия, в которых родился и живет человек, историческая эпоха. К такому выводу Эриксон пришел, наблюдая за развитием детей в различных культурах. Ученый был уверен, что Эго неизбежно развивается и меняется под действием внешних условий.

    Теория развития личности Эриксона отличается от концепции Фрейда в понимании психосексуальных конфликтов. Фрейд акцентировал внимание на том, какое влияние оказывает бессознательное на человеческую жизнь. Он также был уверен, что причиной конфликтов взрослого человека являются неразрешенные травмы детства. Эриксон, напротив, делал главный упор на понимание взрослого человека как личность, умеющую справляться с трудностями. Его теория центрирована на понятии Эго со всеми его достоинствами, раскрывающимися в процессе жизни.

    Вывод

    Насколько бы ни противопоставлялась теория развития личности Эриксона психоанализу Фрейда, они имеют и общее. В обеих теориях этапы развития человека предопределены. Также неизменным является порядок их прохождения. Эриксон был убежден, что конфликты предыдущих стадий могут иметь место и на последующих этапах. Восемь задач, которые выделил в своей теории Эриксон, решаются на протяжении всей жизни. Если же с каким-либо кризисом человек не сумел справиться своевременно, у него есть шанс сделать это позднее – но уже с большими усилиями. Ведь каждый период жизни «подбрасывает» все новые сложности. Кризис по Эриксону – это не катастрофа, а всего лишь поворотный пункт. Он может как дезадаптировать личность, так и быть источником силы.

    Последнее обновление: 13/05/2015

    «Надежда - самая первая и наиболее базисная добродетель, присущая всему живому. Если жизнь продолжается, надежда должна оставаться - даже тогда, когда пошатнулась уверенность в себе, когда разрушено доверие».

    Эрик Эриксон

    Наиболее известен Эрик Эриксон за разработанные им этапы психосоциального развития и идею кризиса идентичности. Его теории знаменуют собой важный сдвиг в научной мысли - внимание с тех пор было обращено на личность человека. Вместо того чтобы сосредоточиваться только на событиях раннего детства, его психосоциальная теория изучает влияние социума на личность на протяжении всей жизни человека.

    Теория стадий психосоциального развития помогла привлечь интерес ученых и положила начало новым исследованиям в области человеческого развития. Эриксон расширил всем известную психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни - в том числе событий детства, зрелого возраста и старости.

    Биография Э. Эриксона

    Ранние годы

    Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте (Германия). «Широко известна версия, согласно которой его мать и отец разошлись ещё до его рождения. Однако бытует мнение, что он появился в результате связи его матери с другим мужчиной. Он никогда не видел ни своего настоящего отца, ни первого мужа матери», - сообщается в некрологе Эриксона, который появился в The New York Times после его смерти в 1994 году. Молодая мать, Карла Абрахамсен, какое-то время растила Эрика сама; позже она вышла замуж за врача - доктора Теодора Хомбергер. То, что Хомбергер не был на самом деле его биологическим отцом, от Эрик скрывали ещё в течение многих лет. Когда он, наконец, узнал правду, он пришёл в замешательство.

    Этот ранний опыт поспособствовал развитию у Эрика интереса к процессу формирования личности. Позже он писал, что ещё ребенком он чувствовал смятение насчёт того, кто он такой и как он вписывается в общество.

    Его интерес к личности подпитывал и собственный опыт в школе. В еврейской школе, которую он посещал. его дразнили за высокий рост, голубые глаза и светлые волосы - нордическая внешность мальчика выделяла его среди остальных детей. В гимназии же его не принимали из-за еврейского происхождения. Эти ранние переживания оказали сильное влияние на его работу на протяжении всей его жизни.

    Карьера и дальнейшая жизнь

    Закончив среднюю школу, Эриксон пробовал себя в искусстве и провел некоторое время в путешествиях по всей Европе. По совету своего друга Эриксон начал изучать психоанализ и даже получил свидетельство Венского общества психоаналитиков.

    Также он стал преподавать в школе, созданной Дороти Берлингем, подругой . Он работал с Берлингем и Фрейд в течение нескольких лет, познакомился с Зигмундом Фрейдом и даже какое-то время был пациентом Анны. «Тогда еще психоанализ не был столь формален», - вспоминает он. - «Я платил мисс Фрейд $7 в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ дал мне возможность осознать себя, не бояться быть самим собой. Тогда мы не использовали все эти псевдонаучные термины - защитный механизм и т.д. - так что процесс самоосознания, иногда даже весьма болезненный, проходил свободной обстановке».

    Он встретил с учительницу танцев по имени Джоан Серсон, которая преподавала в той же школе. Они поженились в 1930 году и воспитали троих детей. Его сын, Кай Т. Эриксон - известный американский социолог.

    В 1933 году Эриксон переехал в Соединённые Штаты, где ему была предложена должность преподавателя в медицинской школе при Гарварде. Он изменил своё имя - из Эрика Хомбергера превратился в Эрика Эриксона, - возможно, для того, чтобы создать свою собственную идентичность. В дополнение к должности в Гарварде он открыл частную практику и занялся детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, психоаналитическом институте Сан-Франциско, центре Остин Риггс и центре углубленного изучения поведенческих наук.
    Он опубликовал целый ряд книг на основе своих теорий и исследований, в том числе «Детство и общество» (Childhood and Society) и «Жизненный цикл завершён» (The Life Cycle Completed). Его книга «Истина Ганди» (Gandhi’s Truth) была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии.

    Восемь этапов психосоциального развития

    Эриксон был нео-фрейдистом: он принял многие из основных концепций теории Фрейда, но при этом разработал и собственые. Его теория психосоциального развития основана на эпигенетическом принципе, предлагающем, что все люди в своём развитии проходят серию из восьми этапов. На каждом из этих этапов люди сталкиваются с кризисом, который должен быть успешно преодолён - только тогда возможны условия для формирования психических качеств, занимающих центральное место в тот или иной период развития.

    Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. Основное отличие его теории заключается в том, что она описывает влияние социального опыта на всю жизнь, а не только на детство: психосексуальное развитие, по сути, заканчивается с наступлением взрослой жизни, психосоциальное же длится всю жизнь - от рождения и до самой смерти.

    Эрик Эриксон и кризис идентичности

    Вы когда-нибудь чувствовали, что занимаете не своё место в жизни? Сомневались ли в том, что знаете реального себя? Если ваш ответ - «да», то вы испытывали (а может быть, и сейчас испытываете) кризис идентичности. Термин «кризис идентичности» принадлежит именно Эриксону; он считал, что это один из самых важных конфликтов, с которыми сталкиваются люди в процессе развития. По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения.

    Вклад в развитие психологии

    Эрик Эриксон в течение длительного времени изучал культуру и быт народов сиу (Южная Дакота) и юрок (Северная Калифорния). Он использовал полученные знания о культурных, экологических и социальных факторах для дальнейшего развития психоаналитической теории.

    Фрейд был сосредоточен на психосексуальных аспектах развития, идеи Эриксона поспособствовали расширению его психоаналитической теории. Эриксон также внес вклад в наше понимание личности и того, что она формируется и «шлифуется» в течение всей жизни.

    Его наблюдения за детьми тоже сыграли определённую роль в его работе. «Вы смотрите, как играет ребёнок», - процитировали его в некрологе. - «И это то же, самое, что вы наблюдали бы за тем, как рисует художник, потому что в игре ребёнок говорит, не произнося ни слова. Вы можете видеть, как он решает свои проблемы. Вы можете видеть также, что происходит не так, как нужно. Маленькие дети обладают особенно огромным творческим потенциалом, и все, что творится у них на душе, поднимается на поверхность в свободной игре».


    Есть что сказать? Оставть комментарий!.

    Эриксон Эрик Хомбергер (1902–1994) — выдающийся ученый-психолог из США, основатель и главный представитель эго-психологии.

    Место рождения психолога — Германия, город Франкфурт-на-Майне, детство он провел в Карлсруэ, там же учился.

    Позже окончил Венский психоаналитический университет, а после перебрался в Америку. Там ученый работал в Бостоне и преподавал в Гарварде.

    Некоторое время Эриксон проживал в Йеле, потом долго жил и работал в Беркли. В 1960 его назначили профессором Гарвардского института, в 1968 он вышел на пенсию. Ушел из жизни в Америке 12 мая 1994.

    Направление в психологии

    Фундаментальный труд Эрика Эриксона – «Детство и общество» (1950). Эта книга во многом опирается на практику психоанализа. Так как психоанализ всегда был направлен на исследование психических расстройств, в качестве примеров в книге описываются различные конфликтные ситуации. Этот труд о детстве и об исторических процессах.

    Теория Эриксона по большей части рассматривает развитие Эго (я). Однако ученый заявил, что его теории являются продолжением психосексуальных идей З. Фрейда, и они помогут в дальнейшем психосоциальном развитии и в проведении исследований в сфере биологии и социологии.

    Психолог ввел понятие «эго-психология», которое раскрывало роль Эго в жизни человека. Ученый полагал, что только Эго ответственно за качество жизни, за физическую и духовную гармонию, за здоровую социализацию человека.

    Как заявлял Эриксон, Эго определяет человека и его самооценку. Внутреннее человеческое «Я» — источник всех побед и поражений, радости и горя.

    Для психолога было крайне важно изучить Эго и его адаптивные способности при возникновении разных эмоций: апатии, страха, .

    Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, .

    Эриксон описал основные 8 возрастных этапов формирования личности, и это стало значительным вкладом в исследование психики человека. Это учение знакомо любому психологу-профессионалу.

    Ученый пытался продемонстрировать то влияние культуры, которое она оказывает на этапы формирования индивида, и это послужило точкой опоры для многих исследователей, изучающих модели поведения личности, создающих оригинальные методы исследования вопросов психологии, которыми задаются люди сегодня.

    Ученый изобрел собственную концепцию психологического развития личности и поделил его на восемь этапов, чем-то похожих на схему развития индивидуума у Фрейда. Эриксон только добавил три новых этапа формирования.

    Эриксон писал, что все проявления нужно распознавать в рамках взаимосвязи биологии, поведения, восприятия и социума.

    Теоретическая направленность учения Эриксона включает:

    • Анализ перемен, сопровождающих человека в течение всей жизни, начиная с самого детства.
    • Акцент на здоровом психическом состоянии людей, а не на патологическом.
    • Изучение Эго, определяющего самоидентичность и индивидуальность человека.
    • Связь клинических выводов с культурными и историческими явлениями.
    • Толкование стадий развития и формирования психики человека.
    • Создание методов помощи другим ученым и психологам.

    Вклад в науку

    Основная теория личности Эриксона объясняет существующие нормальные, адекватные состояния, а также поясняет патологические, нездоровые вариации возможных ситуаций. Доктрина этого исследователя — это учебное пособие для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся вопросами психологии.

    Идентичность — это центральное определение, по Эриксону. Идентичность личности — это совокупность черт или особенностей характера, помогающих человеку стать отличным от других членов общества, эти качества — «изюминка» личности.

    Эго-идентичность - это присутствующее, но обманчивое ощущение целостности и независимости индивида, чувство постоянства и неизменчивости внутреннего Я.

    Идентичность группы - ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются и развиваются в течение всей жизни человека.

    Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:

    1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.

    2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.

    3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.

    4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.

    5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.

    6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.

    7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.

    8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.

    Практически на каждом жизненном этапе индивид сталкивается с различными кризисами, которые, по мнению Эриксона, необходимо успешно преодолеть.

    Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.

    Ученый всегда смотрел на происходящее с оптимизмом. Он верил в способность людей справиться со своими психологическими травмами или самостоятельно, или с помощью самогипноза, или вместе со специалистом. Концепции Эриксона являются противовесом пессимистичных взглядов многих классических психологов, в том числе фрейдистов. Автор: Дарья Сергеева



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...