Отличительные особенности человека. Специфические особенности людей пожилого возраста

Того, кто оценивает себя сам, обесценить очень трудно.

Помимо уже упомянутых ранее секретов счастливой жизни , определенного отношения к настоящему, прошедшему и будущему , четырех компонентов счастья, существуют характерные особенности поведения, реагирования, мышления, свойства личности , которые способствуют росту уровня счастья. Причем эти черты характера каждый , как только пожелает быть счастливым.

Какие это черты характера и свойства личности? Их всего 12 и они закономерно вытекают один из другого. Другими словами, совершенствуя себя в одном направлении, мы автоматически будем улучшать и другие показатели. Сегодня речь пойдет о положительной самооценке, уверенности в себе , самоуважении, ответственности за свою жизнь, осознанности (сознательном выборе), саморефлексии.

1. Самая весомая особенность счастливого человека – это адекватная, положительная самооценка, она стоит во главе угла и влияет на все его поведение, взаимоотношения, деятельность, активность, умение ставить цели и добиваться их. Чтобы показать насколько важна здоровая самооценка, приведу примеры того, как влияет заниженная самооценка на жизнь человека:

Что бы мы ни делали, мы непроизвольно оцениваем себя, свое поведение, результаты своей деятельности и отношений с другими. Отрицательная самооценка приводит к зависимости от мнения других, неумению отстаивать свои интересы, или нецелесообразной форме их защиты (агрессия, обвинения других, жесткая самокритика). Люди с низкой самооценкой не дооценивают свои способности и не решаются изменять обстоятельства жизни в свою пользу. Они часто игнорируют благоприятные возможности достичь желаемого, осознанно или бессознательно считая себя недостойными этого блага. В случае успеха в любом предприятии они видят его причину во внешних обстоятельствах, а в случае неудачи – винят себя . Неадекватно относятся к другим, либо очень принижая их, либо воздвигая на пьедестал. Болезненно воспринимают даже конструктивную критику и при виде успеха других. И самое неприятное, человек неразлучно 24 часа в сутки живет со своим внутренним “обвинителем”, и, мягко говоря, – это утомительно, от себя то не убежишь. Заниженная самооценка становится причиной различных зависимостей (алкогольной , никотиновой , игровой, , трудоголизма – в таком случае успешная карьера служит компенсацией “своей ущербности, неполноценности” и т.д.). Зависимости всегда направлены на решение как минимум одной задачи: они лишают силы или снижают активность внутреннего “обвинителя”.

Есть простой тест (не претендующий на стопроцентную достоверность результатов, но чаще всего диагностирующий верно), позволяющий определить, что важнее для человека – само-оценка или мнение других людей. “Нарисуйте” пальцем у себя на лбу букву Е, все равно какую, заглавную или строчную. Запомните, как вы это сделали. Зачем это нужно – чуть погодя.

Итак, что способствует здоровой, адекватной, положительной самооценке?

2. Вторая особенность счастливого человека – это уверенность в себе. Уверенность в себе подразумевает, что нет необходимости ожидать перманентного идеального поведения или результатов, как от самого себя, так и от кого-то еще, без ущерба для своей положительной адекватной самооценки. Уверенность в себе дает – себе и другим. Уверенность в себе позволяет сохранять положительное отношение к себе практически при любых обстоятельствах жизни. Как вариант: самооценка меняется незначительно или сильно, но на кратковременный срок.

Завышенная, неадекватная самооценка как раз говорит о неуверенности человека в себе, неумении признавать за собой право на ошибки и быть неидеальным.


3. Следующая особенность счастливого человека – это доверие к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства. Подробно, что такое доверие к себе, говорилось в статье “Как научиться доверять себе и другим ”.

Самоуважение включает в себя уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к моему праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении моих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - мое неотъемлемое право.

Самоуважение не означает чрезмерную демонстрацию своей значимости. Внутренняя уверенность в себе не нуждается в "громких" внешних проявлениях, она проявляется в поступках, отношении к себе и, конечно, в уважительном отношении к окружающим.

4. Следующее свойство личности, вытекающее из предыдущих трех – это . Имея представление о своих способностях, уважая свои потребности, природные особенности темперамента и телосложения, не страшась ошибок, негативного отношения к себе или недопонимания со стороны других, счастливые люди не лишают себя права , не перекладывают ответственность на других.

5. В то же время они делают свой выбор осознанно, не под гнетом обстоятельств, а сознательно, основательно или мимоходом взвесив все “за” и “против” и на благо себе, защищая свои интересы и принципы. При этом, даже обделяя себя в чем-то, они понимают ради чего (каких более значимых ценностей) был сделан данный выбор.

Как проявляется осознанность в конкретной жизненной ситуации, хорошо демонстрирует дзенская притча “С любовью и без” .

6. Следующая особенность счастливых – это саморефлексия. Данный психологический термин подразумевает, что мы отдаем себе отчет в своих чувствах , мыслях, умеем объективно посмотреть на себя со стороны, наблюдать и целенаправленно описывать свои переживания и поведение в третьем лице. Т.е. не “мне хорошо или плохо”, а он(а) почувствовал(а) радость, грусть, потому-то и потому-то. Такое сознательное “раздвоение личности”. Почему так важна саморефлексия? Она дает нам возможность понизить накал страстей и увидеть истинное положение вещей. А значит перейти от бесплодных переживаний – А в случае радостного события – лучше понять себя, свои потребности, цели, систему ценностей.

Саморефлексия наиболее развита и доступна для человека, обладающего чувством самоуважения, доверия к себе и адекватной положительной самооценкой. Саморефлексия как делает наши положительные эмоции насыщенными и яркими, так и высвечивает те, которые не “приветствуются” стереотипами общества . Но на то они и стереотипы – потому что весь спектр человеческих чувств и эмоций доступен для практически любой личности, другое дело, что не все осознают или понимают свое “законное” естественное право на любые эмоции, как и право на их выражение. Вот только когда, как и почему? Немного этот вопрос освещался в статье “Как вернуть радость жизни . ” Более подробно об этом и других шести чертах характера, помогающих нам стать счастливыми - во второй части статьи, которая будет добавлена позднее.

А теперь вернемся к тесту с буквой Е. Если буква Е пишется так, чтобы ее было удобно читать написавшему, а, к примеру, для собеседника, находящегося напротив, она видна зеркально отображенной, в таком случае главенствующей является само-оценка; если наоборот, буква написана правильно с точки зрения смотрящего на вас извне - более значимо .

4.5 Rating 4.50 (2 Votes)

У человека имеется ряд очень важных с его (человека) точки зрения отличий от животных, на часть из которых указывал еще Аристотель.

В связи с прямохождением - выпрямленное положение тела, вертикальность туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей в коленном сочленении, S-образно изогнутый позвоночник и хорошо уравновешенная на нем голова, сводчатое строение стопы.

Кроме того, человек обладает отличительными особенностями, не связанными непосредственно с прямохождением: редуцированный волосяной покров, почти неподвижные, но хорошо развитые ушные раковины, прямой высокий чистый лоб, хорошо очерченные брови, сильно развитый наружный нос, четкий желобок на верхней губе, сильно развитая слизистая или каемочная часть губ, выдающийся подбородок.

Волосяной покров у человека своеобразен: наряду с общей редукцией его на теле имеет место характерное развитие волос в подмышечных впадинах и на лобке. На голове волосы густые, обладают постоянным ростом; борода, усы и брови лишены осязательных волос.

У человека сильнее, чем у человекообразных, выражены различия между полами (половой диморфизм), который проявляется в весе, длине и пропорциях тела, в волосяном и кожном покровах. Женщина в среднем на 8 кг легче и на 9 см ниже мужчины; волосяной покров у нее развит на теле слабее, а подкожный жировой слой - сильнее; волосы на голове гуще и растут интенсивнее; плечи у женщины уже, талия более выражена, таз шире; ягодицы развиты сильнее; физическая сила приблизительно на 1/3 меньше мужской; голос в среднем на октаву выше.

Особого развития у женщины достигают млечные железы, в то время как у самок человекообразных выдаются лишь соски, а железистая часть набухает незадолго до родов, лишь во время лактации, да и то не очень заметно.

И, наконец, наибольшее различие человека от антропоидов заключается в величине головного мозга.

Известные своими достижениями люди и масса их мозга в г:

Тургенев И.С. писатель 2012

Кромвель О. политик, диктатор 2000

Бисмарк О. политик, рейхсканцлер 1807

Маяковский В.В. поэт, художник 1700

Кант И. Философ 1650

Ландау Л.Д. ученый, физик 1580

Шиллер И.Ф. поэт 1580

Гаусс К.Ф. ученый, математик 1492

Павлов И.П. ученый, физиолог 1457

Данте Алигьери поэт 1420

Ульянов В.И. политик, диктатор 1340

Кони А.Ф. юрист, писатель 1130

Франс А. Писатель 1017

(Из: С.В.Савельев. Природа индивидуальности мозга человека. Природа, 1995, 9: 16-31).

Масса мозга зависит в значительной степени от величины тела животного; более крупные животные обладают в общем абсолютно большим мозгом. Так, слон и кит превосходят человека по абсолютной величине мозга.

Относительная масса мозга - отношение массы мозга к массе тела выше у мелких животных; по этому показателю человек уступает маленьким обезьянам и некоторым другим мелким млекопитающим. При сравнении разных животных ни абсолютная, ни относительная масса мозга не могут служить достаточным показателем его развития.

Был предложен квадратный указатель массы мозга (E*E/S), представляющий собой произведение абсолютной массы мозга на его относительную массу. По этому показателю человек резко отличается от всех животных:

человек - 32,0

слон - 9,82 человекообразные - 2,03-7,35

низшие узконосые - 0,56-2,22

полуобезьяны - 0,13-1,37

Этот указатель отражает уровень “кефализации” или цефализации.

Пожилые люди - это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.

Известный ученый И. И. Мечников говорил, что «… старость - печальное состояние и для того чтобы проникнуть в его сущность, необходимо глубокое изучение. Пока не имели никакого представления о настоящей причине болезней, большею частью не могли ничего предпринять для пересечения их. То же относится и к старости».*

Старение - закономерный биологический процесс, неизбежно развивающейся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смертности. Старость - заключительный этап жизнедеятельности организма, следствие процесса старения. Время наступления старения чрезвычайно условно, с увеличением продолжительности жизни представления о нем меняются. Старческим принято считать возраст после 75 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения, возраст от 60 до 74 лет - признан пожилым, от 75 до 89 лет - старческим, от 90 лет и старше - возрастом долгожителей.**

Обычно выраженные признаки физиологического старения - изменение внешнего вида, психики, снижение работоспособности, физической активности - появляется у человека с 60 лет. Однако фактически процесс старения начинается тогда, когда заканчиваются рост организма. Так уже в 30 - 35 лет происходит снижение уровня активности биологических процессов. Темп и характер старения в значительной мере определяют приспособительные возможности стареющего организма. Существенную роль в этом играет конституция человека, определяемая главным образом наследственностью.

Процесс физиологического старения начинается в разных тканях и органах неодновременно и протекает с различной интенсивностью. Старость заключается в постепенном снижении жизнеспособности клеток организма - изменяется биосинтез белка, снижается активность окислительных ферментов, уменьшается количество митохондрий, нарушается функция клеточных мембран. В конечном итоге старение клеток приводит к их разрушению и гибели.

Другими словами, старость характеризуется борьбой между благородными элементами организма и простыми, первичными, - борьбою, кончающую в пользу последних. Победа их выражается ослаблением умственных способностей, расстройствами питания, затруднением обмена веществ и т.д.

Возрастные сдвиги, происходящие в организме в результате старения клеток и тканей, обуславливают значительные изменения в регуляции функций органов и систем. Постепенно изменяются и сами функции, что, в свою очередь приводит к структурным изменениям. Например, в процессе старения уменьшается масса головного мозга происходят адаптационные изменения, по - разному выраженные в различных отделах мозга.

Основные проявления старости человека связаны с возрастными изменениями функций центральной нервной системы. Раньше всего ослабляется подвижность процессов возбуждения и торможения. Труднее вырабатываются условные рефлексы, изменения характер безусловных рефлексов. Нарушается деятельность анализаторов, ослабляются чувствительность, обоняние, уменьшается острота зрения и сила аккомодации глаза (дальнозоркость), постепенно понижается верхняя граница слуха (тугоухость). Появляются сдвиги в регуляции внутренней среды организма, чаще происходят ее срывы.

Отмечается снижение психической активности, при которой затрудняется восприятие, сужается его объем, ухудшается способность сосредоточения внимания и его переключения, развивается эмоциональная неустойчивость. Нередко пожилой и тем более старый человек становится обидчивым, капризным, скупым, черствым, эгоистичным. Ему страшны любые жизненные перемены, он консервативным в суждениях и поступках, склонен к нравоучениям и одновременно подвержен сильному внушению.

Снижение критичности самоанализа способствует переоценки собственных достоинств и прежних заслуг, вызывает стремление постоянно их подчеркивать.

Отсутствие самообладания делает человека раздражительным, вспыльчивым, агрессивным или напротив, неуверенным в себе, подавленным и плаксивым.

Неприятие окружающей действительности, власть воспоминаний, страх перед будущим усиливают убеждение в том, что все лучшее - в прошлом, а настоящее малоценно.

Тяготение к прошлому проявляется не только в его восхвалению и постоянных воспоминаниях, но и в выраженной привязанности к старым вещам. Некоторые люди, напротив, утверждаются во мнении, что прожитая жизнь была бесценной и не имела смысла.

В старости легко возникает тревога, под час по самому ничтожному поводу. Нередко тревогу вызывает состояние собственного здоровья. Тогда людям кажется, что близкие о них не заботятся. Тревога перерастает в страх, который сменяется унынием и безысходностью. Подобные отрицательные эмоции резко снижают жизненный тонус, что, в свою очередь, усугубляет проявление старости.

Постоянное внимание, терпение и снисходительность окружающих в отношении к пожилым и старым людям помогают им справиться или вовсе избежать присущих старости переживаний.

Знание особенностей психики пожилого и старческого возраста, понимание механизма психических изменений, вызываемых старением, должны быть положены в основу подхода медицинского персонала и людей, связанных своей деятельностью с пожилыми. Порой не столько соматическая патология, сколько неблагоприятные социальные факты (смена стереотипов в трудовой деятельности и в быту, семейные конфликты и прочее) являются причиной того, что пожилой человек или старый человек чувствует себя больным и обиженным. Поэтому особенно важно обращать внимание на психический статус людей старших возрастных групп. Любая стрессовая ситуация может вызывать у них ряд сдвигов, обуславливающих обострение латентно протекающих патологических процессов и развитие тяжелых состояний.

Многие пожилые и старые люди нуждаются, в первую очередь, в устранении одиночества, самоизоляции. Хороший совет, помощь в изменении образа жизни, нормализация отношений с близкими людьми - часто основные факторы, способствующие улучшению состояния здоровья.

Ограничение адаптационных возможностей стареющего организма во многом определяется возрастными изменениями сердечно-сосудистой системы. В возрасте старше 60 лет уменьшается масса сердца. У пожилых и тем более старых людей снижается частота сердечных сокращений в состоянии покоя. При умеренных физических нагрузках обычно не происходит свойственного молодым людям учащенного сердечного ритма, что, с одной стороны, ограждает сердце от чрезмерного напряжения, с другой - ограничивает кровоснабжение органов и систем организма. При резком учащении сердечных сокращений, связанном с большими физическими нагрузками, быстро наступает несоответствие между притоком крови к сердцу через коронарные сосуды и резким усилием обменных процессов в сердце, которые приводит к недостаточности кровоснабжения сердечной мышцы.

В процессе старения развиваются атрофические и склеротические изменения в эндокринной системе. Аналогичные изменения происходят в дыхательной системе - несколько увеличивается частота дыхания, чаще возникают дыхательные аритмии, уменьшается жизненная емкость легких и их максимальная вентиляция.

Страдают функции пищеварительной и выделительной систем, костно-суставного аппарата, атрофируются скелетные мышцы.

Актуальность проблемы профилактики преждевременного старения, которой занимаются геронтология и гериатрия связана, прежде всего, с наблюдением в современных условиях ростом доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Причем происходит не только количественное, но и качественные изменения возрастного состояния населения. В частности, улучшается здоровье людей старших возрастных групп. Участие в общественной и культурной жизни, профессиональная деятельность стали необходимыми для большого количества людей, переступивших пенсионный рубеж, пожилые люди вносят значительный вклад в развития общества.

Потребность в максимально возможном для конкретного времени продление жизни, так же как и в сохранении здоровья, -- одна из не проходящих человеческих потребностей, появившихся вместе с обществом. Если в прошлые века доживали до старости не многие люди, то преодоление в ходе прогресса общества установившегося уровня смертности в ряде индустриально развитых стран привело к тому, что впервые в истории человечества большинство людей могут дожить до старости.*

Процесс постарения населения объясняется как снижением рождаемости, так и увеличением продолжительности жизни, также увеличение продолжительности жизни вызвано уменьшением смертности.**

Старость как явление человеческой жизни по необходимости представлена двумя качественно различными аспектами.

Во - первых, биологическим. Он выражается в прогрессирующем с возрастом снижении функциональных отправлений различных систем органов человеческого организма. В основе этого процесса, по широко распространенной точке зрения в геронтологии - спонтанные накопления с течением времени разнообразных нарушений и ошибок в функционировании органов, в свою очередь провоцирующих нарастание новых ошибок и нарушений. Психологическая старость выступает закономерной заключительной фазой онтогенеза индивида биологического вида Homo Sapiens и как токовая изучается целым комплексом наук.

Во - вторых, старость представлена еще и социальным аспектом своего существования, «социальная старость». Под последней понимаются закономерные изменения в социальном статусе личности, вызываемые явлениями биологического старения и необходимая адаптация личности к этим явлениям.

Таким образом, оба аспекта человеческой старости органически взаимосвязаны: второй, социальный, существует на основе и как следствие первого, биологического. И если биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития человека, то социальная старость выступает столь же закономерной заключительной фазой возрастной структуры общества.

В понимании сущностной природы и, соответственно, поколенческих критериев и границ социальной старости сложилось два существенно отличительных подхода - функциональный и хронологический. Первый, функциональный, отразил многовековую специфику социальной старости, как процессы нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности, а значит - и способности к материальному самообеспечению. Социальная старость есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым и, соответственно, его переход на чье-то иждивение -- такого широко распространенное как в отечественной, так и в зарубежной науке понимание и определение социальной старости.

Второй, хронологический подход к пониманию природы социальной старости, складывается в условиях индустриально - развитого общества ХХ века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института - пенсионного обеспечения по старости, сразу же потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. В хронологическом подходе оказался начисто утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, следствием чего и явилась высокая степень социальной неоднородности выделяемой на основе такого подхода группы стариков.

Чем отличается человек от животного? В первую очередь возможностью мыслить, рассуждать и выводить свои мысли при помощи членораздельной речи.

Понятие мышления

Мышление - это наивысший этап человеческого познания, осознание тех сторон мира, которые не могут непосредственно восприниматься человеком. Благодаря мышлению, человек не только приспосабливается к условиям окружающей среды, подобно животному, но и активно преображает ее.

Мышление человека состоит из трех взаимосвязанных факторов: понятие, суждение и умозаключение. На этапе понятия человек отслеживает закономерный процессы, которые происходят в жизни общества или окружающей среде. Благодаря таким наблюдениям, человек начинает осознавать их истинность или ложность, вырабатывать собственное мнение на их счет - в этом заключается этап суждения.

Умозаключение соединяет несколько суждений, благодаря которым происходит выработка человеком модели дальнейшего поведения или создание новых вариантов суждений об окружающих вещах и происходящих событиях.

Понятие речи

Речь - это форма общения людей, которая происходит посредством применения языка. Речь позволяет человеку не только познавать окружающий мир, но и передавать информацию другим людям. Речь неотрывно связанная с процессом мышления. Ее существование невозможно без мыслительного процесса.

Ведь речь - это в первую очередь материально ощутимая форма мысли. Речь представляет собой не только строение человеком лингвистических конструкций, но и способность их логического восприятия. Главная функция речи - это коммуникативная функция, благодаря чему происходит общение индивидов между собой, в том числе информационный обмен.

Исходя от формы общения, речь классифицируется на устную и письменную речь. Устная речь подразумевает способность человека говорить и слушать, письменная - читать и писать.

Способность человека к творчеству

Творчество - это процесс деятельности человека, в ходе которого им создаются новые духовные, либо же материальные ценности. Способность человека к творчеству исходит из его способности мыслить.

Способность к творчеству и его взаимосвязь с мышлением можно рассмотреть в следующей схеме:
Я смотрю, как танцуют другие люди (первая фаза мышления - понятие). Я думаю, что это красиво (вторая фаза мышления - суждение). Я знаю, как этот танец улучшить (третья фаза мышления - умозаключение). Я сам танцую танец, который улучшил (творчество).

Мы видим, что способность человека к творчеству представляет собой совокупность анализа и синтеза. Английским психологом Г. Уоллесом были выведены основные фазы творческого мышления:

1. Подготовка - человек формулирует задачу и рассматривает основные пути ее решения.

2. Инкубация - человек забывает о ранее поставленных задачах творческой реализации и полностью переключается на другие вещи. Очень часто на этом этапе попытки творческой реализации прекращаются полностью.

3. Озарение - на интуитивном уровне человек возвращается к идее творческой реализации.

Характер личности – это качественная индивидуальная характеристика, объединяющая в себе устойчивые и постоянные свойства психики, которые определяют поведение и особенности отношения человека. Дословно, в переводе с греческого языка, характер означает примета, черта. Характер в структуре личности объединяет в себе совокупность различных ее качеств и свойств, накладывающих отпечаток на поведение, деятельность и индивидуальное проявление. Совокупность существенных, а главное, устойчивых свойств и качеств определяют весь образ жизни человека и его способы реагирования в той или иной ситуации.

Характер индивида формируется, определяется и образуется на протяжении всего его жизненного пути. Взаимосвязь характера и личности проявляется в деятельности, общении, обуславливая при этом типичные способы поведения.

Черты характера личности

Любая черта – это некоторый стабильный и неизменный стереотип поведения.

Характерные черты личности в общем смысле можно подразделить на те, которые задают общее направление развитию проявлений характера в комплексе (ведущие), и на те, которые определяются основными направленностями (второстепенные). Ведущие черты позволяют отразить саму суть характера и показать основные важные его проявления. Надо понимать, что любая черта характера человека будет отображать проявление его отношения к реальности, но это не значит, что любое его отношение и будет непосредственно чертой характера. В зависимости от среды жизнедеятельности индивида и определенных условий только некоторые проявления отношений станут определяющими чертами характера. Т.е. человек может на тот или иной раздражитель внутренней или внешней среды отреагировать агрессивно, но это не будет означать, что человек злобный по натуре.

В структуре характера каждого человека выделяют 4 группы. К первой группе относятся черты, определяющую основу личности, ее стержень. К ним относятся: честность и неискренность, принципиальность и малодушие, храбрость и трусость, и многие другие. Ко второй – черты, проявляющие отношение индивида непосредственно к другим людям. Например, уважение и презрение, доброта и злоба, и другие. Третью группу характеризует отношение личности к самой себе. К ней относятся: гордость, скромность, заносчивость, тщеславие, самокритичность и другие. Четвертая группа – это отношение к труду, выполняемой деятельности или работе. И характеризуется таким чертами, как трудолюбие и леность, ответственность и безответственность, активность и пассивность, и другие.

Некоторые ученые дополнительно выделяют еще одну группу, которая характеризует отношение человека к вещам, например, аккуратность и неряшливость.

Также выделяют такие типологические свойства черт характера, как аномальные и нормальные. Нормальные черты присущи людям, которые имеют здоровую психику, а к аномальным относятся люди, имеющие разнообразные психические заболевания. Следует заметить, что аналогичные личностные черты характера могут относиться одновременно к аномальным и к нормальным. Все зависит от степени выраженности или является ли она акцентуацией характера. Примером этому может быть здоровая подозрительность, но когда она зашкаливает – это приводит к .

Определяющую роль в формировании черт характера личности играет социум и отношение человека к нему. Нельзя судить о человеке, не видя, как он взаимодействует с коллективом, не учитывая его привязанностей, антипатий, товарищеских или дружественных отношений в обществе.

Отношение индивида к любому виду деятельности определяется его взаимоотношениями с другими лицами. Взаимодействие с другими людьми может побуждать человека к активности и рационализаторству или держать в напряжении, порождать его безынициативность. Представление индивида о самом себе обуславливается его взаимоотношениям с людьми и отношением к деятельности. Основой в формировании сознания личности выступает непосредственно отношение к другим индивидам. Верная оценка черт характера личности другого человека является основополагающим обстоятельством при формировании самооценки. Также, следует заметить, что при смене деятельности человека меняются не только способы, методы и предмет этой деятельности, но и меняется отношение человека к себе в новой роли деятеля.

Особенности характера личности

Главнейшей особенностью характера в структуре личности является – его определенность. Но это не означает доминирование одной черты. Господствовать в характере могут несколько черт, противоречащих или не противоречащих друг другу. Характер может потерять свою определенность при отсутствии четко выраженных его черт. Система моральных ценностей и убеждений личности является также ведущим и определяющим фактором в формировании особенностей характера. Они устанавливают долговременную направленность поведения личности.

Особенности характера индивида неразрывно связаны с его устойчивыми и глубокими интересами. Недостаток цельности, самодостаточности и самостоятельности личности тесно взаимосвязан с неустойчивостью и поверхностностью интересов индивида. И, наоборот, цельность и целенаправленность, настойчивость человека напрямую зависит от содержательности и глубины его интересов. Однако сходство интересов еще не предполагает и схожесть характерных особенностей личности. Например, среди ученых можно встретить как веселых людей, так и грустных, как добрых, так и злых.

Чтобы понять особенности характера личности следует также обратить внимание и на его привязанности, досуг. Это может раскрыть новые грани и особенности нрава. Также важно обращать внимание на соответствие поступков человека его установленным целям, потому что индивид характеризуется не только действием, но и тем, как именно он их производит. Направленность деятельности и сами действия формируют у личности доминирующие духовные или материальные потребности, интересы. Поэтому, характер, следует понимать только как единство образа деяний и их направленность. Именно от сочетания особенностей характера личности и его свойств зависят настоящие достижения человека, а не от наличия умственных возможностей.

Темперамент и характер личности

Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.

Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.

Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.

Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.

Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.

Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.

Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.

Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.

Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.

Типы характера личности

Сегодня в специфической литературе существует множество критериев, по которым определяют типы характера личности.

Типология, предложенная Э. Кречмером, сейчас является наиболее популярной. Заключается она в разделении людей на три группы в зависимости от их телосложения.

Люди-пикники – это люди, которые склонны к образованию излишнего веса или слегка полноватые, небольшого роста, но с крупной головой, широким лицом и укороченной шеей. Тип характера у них соответствует циклотимикам. Они эмоциональные, коммуникабельные, легко адаптирующиеся к разнообразным условиям.

Люди-атлетики – это высокие и широкоплечие люди, с хорошо развитыми мускулами, выносливым скелетом и могучей грудной клеткой. Им соответствуют иксотимический тип характера. Это люди властные и достаточно практичные, спокойные и невпечатлительные. Иксотимики сдержаны в жестах и мимике, плохо адаптируются к переменам.

Люди-астеники – это люди, склонные к худобе, мускулатура слабо развита, грудная клетка плоская, руки и ноги длинноватые, обладают удлиненным лицом. Соответствует типу характера шизотимикам. Такие люди очень серьезные и склонны к упрямству, трудно адаптируются к переменам. Характеризуются замкнутостью.

К.Г. Юнг разработал другую типологию. В основе ее лежат преобладающие функции психики (мышление, интуиция). Его классификация разделяет субъектов на интровертов и экстравертов в зависимости от доминирования внешнего или внутреннего мира.

Экстраверт характеризуется прямотой, открытостью. Такой человек чрезвычайно коммуникабельный, активный и имеет множество друзей, товарищей и просто знакомых. Экстраверты любят путешествовать и брать от жизни все. Экстраверт часто становится инициатором вечеринок, в компаниях он становится их душой. В обычной жизни он ориентируется только на обстоятельства, а не на субъективное мнение окружающих.

Интроверт, наоборот, характеризуется замкнутостью, обращенностью в себя. Такой человек отгораживается от окружающей среды, тщательно поддает анализу все события. Интроверту тяжело даются контакты с людьми, поэтому у него мало друзей и знакомых. Интроверты предпочитаю одиночество шумным компаниям. У этих людей завышенная степень тревожности.

Также существует типология, основанная на взаимосвязи характера и темперамента, которая подразделяет людей на 4 психотипа.

Холерик – это довольно порывистый, быстрый, страстный и наряду с этим неуравновешенный человек. Такие люди подвержены резким сменам настроений и эмоциональным вспышкам. Холерики не обладают равновесием нервных процессов, поэтому быстро истощаются, бездумно расходуя силы.

Флегматики отличаются невозмутимостью, неспешностью, устойчивостью настроений и стремлений. Внешне они практически не проявляют эмоции и чувства. Такие люди довольно настойчивы и упорны в работе, при этом всегда остаются уравновешенными и спокойными. Свою неспешность в работе флегматик компенсирует прилежанием.

Меланхолик представляет собой очень ранимого человека, склонного к стабильному переживанию различных событий. На любые внешние факторы или проявления меланхолик реагирует остро. Такие люди очень впечатлительны.

Сангвиник – это подвижный, активный человек, обладающий живостью характера. Он подвержен частым сменам впечатлений и характеризуется быстротой реакций на любые события. Легко примерим с неудачами или неприятностями, постигшими его. Когда сангвинику интересна его работа – он будет достаточно продуктивен.

Также К. Леонгардом выделено 12 типов, часто встречающихся у людей с неврозами, акцентуированных харак­теров. А Э. Фромм описал три социальные типы характеров.

Психологический характер личности

Всем уже давно известно, что в психологическом характере личности в процессе ее развития и жизнедеятельности происходят существенные изменения. Такие изменения подвержены типичным (закономерным) и нетипичным (индивидуальным) тенденциям.

К типичным тенденциям относят изменения, происходящие с психологическим характером в процессе взросления человека. Происходит это потому, что чем старше становится индивид, тем быстрее он избавляется от детских проявлений в характере, которые и отличают детское поведение от взрослого. К детским чертам характера личности можно отнести капризность, плаксивость, страхи, безответственность. К взрослым чертам, которые приходят с возрастом, можно отнести терпимость, жизненный опыт, разумность, мудрость, расчетливость и др.

По мере продвижения по жизненному пути и приобретению жизненного опыта у индивида происходят изменения во взглядах на события, и меняются их отношения к ним. Что в совокупности тоже влияет на окончательное формирование характера. Поэтому существуют определенные различия между людьми разных возрастных групп.

Так, например, люди в возрасте приблизительно от 30 до 40 лет обитают в основном в будущем, они живут идеями и планами. Все их мысли, их активность направлены на реализацию будущего. А люди, достигшие 50 лет, подошли к рубежу, где встречается их сегодняшняя жизнь одновременно с прошлой жизнью и будущей. И поэтому, их характер видоизменяется таким образом, чтобы соответствовать настоящему. Это тот возраст, когда люди полностью прощаются с мечтами, но еще не готовы ностальгировать по прожитым годам. Люди, которые преодолели 60-летний рубеж, о будущем уже практически не задумываются, их намного больше волнует настоящее, у них появляются воспоминания о прошлом. Также в связи с физическими недомоганиями им уже недоступен ранее взятый темп и ритм жизни. Это приводит к появлению таких черт характера, как неторопливость, размеренность, умиротворенность.

Нетипичные, специфические тенденция связаны непосредственно с событиями, пережитыми человеком, т.е. обуславливаются прошлой жизнью.

Как правило, гораздо быстрее закрепляются и быстрее появляются такие черты характера, которые похожи на уже имеющиеся.

Следует всегда помнить, что характер это не неизменная величина, он формируется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Социальный характер личности

Индивиды любого социума, несмотря на их индивидуальные личностные особенности и различия, обладают общим в своих психологических проявлениях и свойствах, поэтому действуют как обычные представители данного социума.

Социальный характер личности – это общий способ приспосабливаемости личности к влиянию социума. Он создается религией, культурой, системой образования и воспитанием в семье. Также следует учитывать, что даже в семье ребенок получает то воспитание, которое одобрено в данном социуме и соответствует культуре, считается нормальным, обычным и естественным.

По Э. Фромму социальный характер означает результат приспособления человека к тому или иному образу организации социума, к культуре, в которой он воспитывается. Он считает, что ни одно из известных развитых обществ в мире не дадут личности самореализоваться в полной мере. Из этого выходит, что личность с рождения находится в конфликте с обществом. Поэтому, можно сделать вывод, что социальный характер личности – это своеобразный механизм, позволяющий личности свободно и безнаказанно существовать в любом социуме.

Процесс адаптации индивида в обществе происходит с искажением характера самого индивида и его личности, в ущерб ей. Социальный характер по Фромму это своеобразная защита, ответ индивида на ситуацию, которая вызывает фрустрацию на социальную среду, не дающую свободно самовыражаться личности и полноценно развиваться, ставящей ее заведомо в рамки и ограничения. В обществе человек не сможет полностью развить, заложенные в него природой, задатки и возможности. Как считал Фромм, социальный характер прививается индивиду и носит стабилизирующий характер. С того момента как индивид начал обладать социальным характером, он становится полностью безопасным для общества, в котором он живет. Фромм выделил несколько вариантов такого характера.

Акцентуация характера личности

Акцентуация характера личности – это ярко выраженная особенность черт характера, находящаяся в пределах признанной нормы. В зависимости от величины выраженности черты характера акцентуацию подразделяют на скрытую и явную.

Под влиянием специфических факторов среды или обстоятельств, некоторые слабовыраженные или совсем не проявляющиеся черты могут ярко выразиться – это называется скрытой акцентуацией.

Под явной акцентуацией понимают крайнее проявление нормы. Такой тип характеризуется постоянством черт для определенного характера. Акцентуации опасны тем, что могут способствовать развитию расстройств психики, ситуативно-определенным патологическим нарушениям поведения, неврозов и др. Однако не стоит путать и отождествлять акцентуацию характера личности с понятием патология психики.

К. Леонград выделил основные типы и сочетания акцентуаций.

Особенностью истероидного типа является эгоцентризм, чрезмерная жажда внимания, признания индивидуальных способностей, потребность в одобрении и почитании.

Высокой степенью общительности, подвижностью, склонностью к озорству, чрезмерной самостоятельности склонны люди с гипертимным типом.

Астеноневротический – характеризуется высокой утомляемостью, раздражительностью, тревожностью.

Психостенический – проявляется нерешительностью, любовью к демагогии, самокопанию и анализу, мнительностью.

Отличительной чертой шизоидного типа является замкнутость, отстраненность, необщительность.

Сенситивный тип проявляется повышенной обидчивостью, чувствительностью, стеснительностью.

Возбудимый – характеризуется склонностью к регулярно повторяющимся периодам тоскливого настроения, накапливанию раздражения.

Эмоционально-лабильный – характеризуется очень изменчивым настроением.

Инфантильно-зависимый – наблюдается у людей, заигравшихся в детей, которые избегают брать ответственность на себя за свои действия.

Неустойчивый тип – проявляется в постоянной тяге к различного рода развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...