Отсутствует результат вытеснения и действует. Закон вытеснения человека из технической системы по Б.Л

Когда у нас имеется ощущение сильных, но прямо противоположных стремлений (мотиваций), мы испытываем внутренний конфликт. Психологическая защита - это те механизмы, которые стабилизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А.Фрейд*. Опираясь на учение своего отца, А. Фрейд, в отличие от традиционного психоанализа, создала проникнутое верой в силу человеческой личности новое теоретическое направление в психологии - "Эго-психологию". А. Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: отрицание, вытеснение, проекцию, интроекцию, регрессию, формирование реакции, изоляцию, уничтожение, борьбу "я" с самим собой, обращение и сублимацию.

* См.: Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1993.

Остановимся на некоторых наиболее "работающих" психологических механизмах защиты.

Вытеснение - это такой механизм, в результате действия которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.

Замещение связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект. Так, например, агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника. Имеется и другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на прямо противоположные (например, безответная любовь может превратиться в ненависть, сексуальная потребность может вылиться в агрессию, насилие). В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворога, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом происходит разрядка накопившейся энергии.

Идентификация - защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Каждому из нас как читателю и зрителю знакомо сопереживание герою. Но идентификация осуществляется и по отношению к реальному партнеру по общению, по совместным делам, переживаниям. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь - с матерью. В трудовых отношениях молодой специалист находит для себя пример, образец для подражания, т.е. определенного человека, на которого он может ориентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством.

Отрицание определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. В житейском смысле данный механизм известен нам как "позиция страуса", который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опасной для себя ситуации. Первой реакцией пациента, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: "Не верю, не может быть!" Это и есть основная формула механизма отрицания. Ее варианты: "Опасности нет, не вижу!"; "Ничего не слышу, ничего не вижу...".

Проекция - это чаще всего неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо. Нам известно, что скупой, как правило, видит в других людях прежде всего жадность, скаредность, а агрессивная личность всех вокруг считает жестокими. На основе действия данного механизма психологами-практиками разработаны и применяются проективные тесты.

Рационализация - защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осознания тех мотивов, которые выступают как социально неприемлемые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается понять их и рационально объяснить, приписывая им более приемлемые, более благородные мотивы. Подобные попытки могут восприниматься как оправдание перед другими или перед самим собой своей несостоятельности. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает или обесценивает значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Вспомним хорошо известную басню Эзопа в переложении И.А. Крылова "Лиса и виноград". Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.

Реактивные образования. Это очень интересный и знакомый многим из житейской практики механизм. Суть его состоит в трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот симпатия, может быть, даже любовное увлечение демонстрируются как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Так, психологически грамотные педагоги и родители в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы "прочитывают" чувство влюбленности, расценивают (и это справедливо в большинстве случаев, каждый может вспомнить нечто подобное) его как характерный для подростков ритуал ухаживания.

Регрессия - психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регрессия - это возврат личности от высших форм поведения к низшим. Таким образом взрослый человек в сложных условиях стремится избежать внутренней тревоги, потерять чувство самоуважения. Часто регрессию оценивают как негативный для личности механизм (например, инфантильность). Инфантильность (лат. infantilis - младенческий, детский) в психологии понимается как особенность психического склада личности, при которой обнаруживаются черты, свойственные более раннему возрасту, такие, как эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиняемость, несамостоятельность.

Имеются и другие механизмы психологической защиты человека. Они применяются для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности. Однако не следует думать, что они нужны только специалистам-психотерапевтам, их активно используют и педагоги, они неосознанно применяются почти каждым человеком. Знание механизмов психологической защиты поможет нам работать со своим сознанием, понимать их проявления в поведении и сознании других людей.

Механизмы защиты Эго.
Психологические защиты являются функциональными элементами нормальной пси¬хики. Для нормальной успешной адаптации они должны быть гибкими, разнообразными и эффективными. Преобладание тех или иных видов защит обусловливает характероло¬гические особенности личности.

Гипертрофия с резким преобладанием одних защит над другими, их ригидность – способствует социальной дезадаптации и психическим нарушениям разного уровня – от неврозов до психозов.

Личность, чье поведение...

С позиций психоанализа, вытесненное из сознания переживается забывается человеком, но сохраняет в бессознательном присущую ему психическую энергию влечения (катаксис). Стремясь вернуться в сознание, вытесненное может ассоциироваться с другим вытесненным материалом, формируя психические комплексы. Со стороны Я (Эго) требуются постоянные затраты энергии на поддержание процесса вытеснения. Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов – антикатексисов – может привести к...

В этом случае вытесняется или искажается информация извне, которую индивид не хочет воспринимать, поскольку она неприятна для него, болезненна, разрушает его представления о себе. Здесь ситуацией управляет Сверх-Я. Сверх-Я делает индивида «слепым», «глухим», «нечувствительным» к аверсивной, т.е. тревожной, угрожающей информации. Эта информация, если я ее восприму, грозит нарушить сложившееся равновесие, внутреннюю согласованность психической жизни. Эта согласованность структурирована инстанцией...

На сколько сильны импульсы влечения, настолько сильной должна быть сила вытеснения. Сила действия влечения должна быть равна силе противодействия вытеснения.

Но это загнанное внутрь влечение не перестает стремиться к своему удовлетворению. Вытесненное влечение не перестает быть фактом всей психической активности личности. Мало того, вытесненное влечение может существенным или даже роковым образом влиять на поведение личности.

Цензору Сверх-Я, изгнавшему, как ему казалось, социально...

Реальность осознается им лишь в той мере, в какой это является необходимостью для его жизнедеятельности как члена социума. Вообще, реальность осознается человеком в той степени, в какой это является необходимым для обеспечения его выживания.

И напротив, человек перестает осознавать внешнюю реальность во время сна, хотя при необходимости это осознание легко восстанавливается. Если же человек безумен, то даже в случае крайней необходимости он не способен осознать внешнюю реальность в полной...

Первый психический механизм, участвующий в образовании депрессии, принцип, по которому работает наш мозг и в норме, называется «принципом доминанты». Суть принципа доминанты состоит буквально в следующем: когда возбуждается какой-то центр мозга, он постепенно оказывается доминирующим и подавляет (тормозит) работу других центров мозга.

Более того, возбуждение, возникающее в этих недоминантных центрах, перенаправляется на поддержание и усиление господствующего центра.

Иными словами, при...

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, - механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз - порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

В первый период происходит...

В трудах Н.А. Бернштейна нашла блестящую разработку проблема механизмов организации движений и действий человека. Занимаясь этой проблемой, Н.А. Бернштейн обнаружил себя как очень психологично мыслящий физиолог (что бывает крайне редко).

В результате его теория и выявленные им механизмы оказались органически сочетающимися с теорией деятельности; они позволят углубить наши представления об операционально-технических аспектах деятельности.

Н.А. Бернштейн выступил в научной литературе как...

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю тему психологических защит. В этой заметке я детально расскажу про «Вытеснение» – психологическую защиту , которая встречается наиболее часто.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

С моей точки зрения, именно с Вытеснения у личности начинает формироваться клубок психологических защит. С целью лучшего понимания того, что представляет собой Вытеснение, каковы его механизмы и методы борьбы с ним, приведу небольшие выдержки из книги Михаила Литвака «Психологический Вампиризм» (раздел 5 «Психологическая защита») и материал некоторых других авторов:
«Вытеснение — форма психологической защиты, при которой психотравмирующий фактор исчезает из сознания, вытесняясь в бессознательное.
Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, образов, воспоминаний, побуждений или чувств. Открыт он был Зигмундом Фрейдом, который подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, к нему подключаются другие формы психологических защит.
По Фрейду вытеснение - это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит личность. Взрослые имеют тенденцию говорить, что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они не происходили.
Хотя действует вытеснение лишь Единожды, для своего поддержания оно Требует от нашего сознания Постоянных Затрат Энергии, (вот почему невротические личности так часто жалуются на слабость, вялость, упадок сил; вот почему так сильно и подолгу болеют; вот почему вся их деятельность напоминает автомобиль, буксующий в яме – чем больше вытеснено, тем больше энергии организм тратит впустую, следовательно, тем больше ее не хватает для жизни, а это уже неизбежно ведет к быстрому износу внутренних органов и систем; Ю.Л.).
А вот как вытеснение описывает немецкий философ 19 века Артур Шопенгауэр: «Неприятное мы не любим вспоминать, в особенности если было задето наше тщеславие, что случается как раз чаще всего; очень мало таких несчастий, в которых мы сами совершенно не виноваты; поэтому-то и забывается так много неприятного». Вот почему несчастная жизнь кажется такой короткой. Чтобы жизнь казалась длинной, ее следует разбавить радостными событиями и достижениями.

Нарушение динамического равновесия при ослаблении защитных механизмов может привести к возвращению в сознание ранее вытесненной информации. Такие случаи наблюдались при заболеваниях, интоксикациях (например, алкогольной), а также во время сна. Прямое вытеснение, связанное с психическим шоком, может привести к тяжелым травматическим неврозам; неполное или неудачное вытеснение – к образованию невротических симптомов.
С точки зрения эффективности, по сравнению со всеми остальными, Вытеснение занимает уникальную позицию, т.е. оно способно справиться с мощными инстинктивными импульсами, перед которыми остальные защитные механизмы оказываются неэффективными. Но вытеснение занимает особое место среди остальных защитных механизмов в связи с тем, что это не только самый эффективный, но и самый Опасный механизм. Отъединение от нашей реальной личности, наступающее вследствие Изоляции Сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни (подробнее про аффекты, чувства и эмоции я напишу в другой статье; Ю.Л.), может полностью разрушить целостность личности (речь идет о психозе; подробнее о нем читайте в статье « »; Ю.Л.). Согласно З.Фрейду, вытеснение реализуется в виде двух фаз:
1. Предотвращает первоначальное появление негативного импульса посредством удаления из сознания в бессознательное неприятных воспоминаний, переживаний, неприемлемых желаний;
2. Обеспечивает удержание в бессознательном различных вытесненных влечений, желаний, стремлений.
Все вытесненное из сознания в бессознательное, не исчезает и оказывает существенное воздействие на состояние психики и поведение человека. Время от времени происходит спонтанное «возвращение вытесненного» на уровень сознания, которое осуществляется в форме отдельных симптомов, сновидений, ошибочных действий и др.
С механизмами вытеснения З.Фрейд связывал некоторые симптомы истерии, импотенцию, фригидность, психосоматические заболевания (язва желудка, бронхиальная астма) и мн. др. Человек легко может забывать некоторые вещи, особенно те, которые снижают Его чувство Собственной Ценности как Личности. Чаще этот механизм проявляется у психологически незрелых личностей с истерическими чертами характера, а также у детей (подробнее о том, почему так происходит, читайте ниже; Ю.Л.)».

Здесь я привел выдержки из книги Деминой Л.Д. и Ральниковой И.А «Психическое здоровье и защитные механизмы личности». Далее вновь передаю слово Михаилу Литваку:

«Примером такой формы психологической защиты может служить вытеснение из сознания гибели близкого человека. Действительно, если он не погиб, то и переживать незачем. Такой вид защиты культивировался у нас во время войны. В средствах массовой информации, кинолентах упор делался на такие случаи, когда женщина не верила, что ее муж погиб и продолжала его ждать, а потом оказывалось, что он жив и здоров. Вред такой защиты заключался в том, что многие женщины отказывались вновь устраивать свою личную жизнь, делая несчастными себя, своих детей и претендентов на их руку и сердце. Правда же такова, что, во-первых, таких случаев было мало, во-вторых, о чем говорят клинические факты, когда пропавший без вести вдруг возвращался, это был уже совсем другой человек, который оказывался ненужным жене, да и она уже изменилась и привыкла к роли страдалицы. Внезапное возвращение супруга лишало ее этого ореола, а при анализе часто выявлялось, что жизнь с мужем у нее была тяжелой, вытеснение же позволяло ей не делать пугающую ее вторую попытку.
Что еще вытесняется? Вытесняются некоторые факты личной жизни, когда индивид проявил себя не с лучшей стороны, некоторые желания, стремления, отрицательные черты характера, враждебность к близким, Эдипов комплекс, комплекс Электры и т.д. (к сожалению, невротические личности всего этого не осознают, не замечают в своем характере таких отрицательных черт, как обидчивость, терпеливость, гнев, ирония, критицизм и мн. др. или не считают их плохими, и относятся к ним как к само собой разумеющимся — изменить их не стремятся; более того, иногда даже ими гордятся; (так, ироничный насмешник полагает, что обладает высоким интеллектом и остроумием, тогда как на самом деле — это садист, только в мягкой форме; так, терпеливый хвастает умением выносить муки и страдания, которых при небольших усилиях легко можно было избежать; так, храбрец засовывает голову в пасть тигру, чтобы не выглядеть трусом в глазах других людей); лишь спустя 2 года упорных занятий психотерапией и самоанализом, я наконец-то научился замечать в Себе негативные стороны Своего характера, и корректировать их; до этого весь накопленный материал из книг и аудиосеминаров Литвака я ассоциировал с другими людьми, но Никак Не с Самим Собой, наивно полагая, что все это ко мне не относится, что все это не обо мне, а о других — о невротиках, и что я — психологически здоровая личность; однако когда я понял свое заблуждение, то быстро исправился, начав методично прорабатывать дефекты Своего Характера, и отбросив стремление исправить других; вскоре дела мои пошли в гору; Ю.Л.).

Вытесняются такие свойства, как любовь к власти. Об этом я писал в разделе о приемах . Вытесняются такие качества, как глупость, недальновидность. Вытесняются в бессознательное сексуальные влечения и некоторые другие потребности. На некоторое время это спасает от переживания, но неудовлетворенная потребность или неисправленный личностный недостаток рано или поздно приведет к другим формам психологической защиты или к болезни.
Я заработался, вовремя не поел, и у меня закружилась голова. Я не осознаю, что это от голода, и принимаю лекарство. Мне становится легче, но через некоторое время я чувствую слабость в коленях, опять что-то принял. Потом мне становится все хуже и хуже. Единственное, что здесь сможет помочь, это введение в сознание факта, что я голоден и должен принять пищу.

Все вытесненное необходимо вернуть теми или иными путями в сознание и осмыслить (именно для этого мне иногда приходится буквально «заставлять» своих клиентов или пациентов писать Автобиографию; ведь методичное поэпизодное описание своей предыдущей жизни – лучший способ вернуть все вытесненное, пережить его, переосмыслить и сделать так, чтобы кошмарное прошлое не тянуло назад – не мешало наслаждаться прекрасным настоящим и не омрачало планов светлого будущего; Ю.Л.). Следует пережить гибель близкого, поумнеть, реализовать свое властолюбие реальным ростом, избавиться от неосознаваемой враждебности к близким, наладив с ними отношения. Чем больше вытесняется в бессознательное, чем хуже человек себя знает, тем менее он ориентирован, тем чаще жизнь его будет заходить в тупик. Поэтому, прежде всего, познай самого себя. И можно согласиться с К.Хорни, которая полагала, что одна из важнейших задач врача-психотерапевта – познакомить пациента с одним странным незнакомцем — с самим собой. Кстати, одна из задач психологического тренинга — стать самим собой.
Основная борьба с вытеснением — осознание его с помощью психоаналитических процедур, а профилактика его — бдительность. Желательно ведение дневника, четкая письменная формулировка своего мнения во время дискуссий. Когда у меня с коллегами возникали диагностические разногласия, я приучил себя записывать свое мнение на бумагу, даже если и не высказывался. Я заметил, что расхождений у меня стало больше, чем тогда, когда я этих записей не вел. Причина этого в вытеснении. Когда диагноз верифицируется, всегда начинает казаться, что именно этого мнения ты и придерживался. Через некоторое время я заметил, что точность моей диагностики повысилась».

Михаил Литвак точно описал механизмы борьбы с .
От себя мне хочется добавить: вытесняется только то, с чем наша психика (наше сознание) Справиться Не Может (не способна это перенести).
Я заметил, что, чем сильнее Взрослая позиция (по трансактному анализу), тем меньше попадает в наше Бессознательное, и тем больше остается в сознательном (вот почему так многое вытесняется именно в детстве – ведь там Взрослой позиции, по сути, нет – мало того, что вся информация напрямую попадает в шаблон Родителя, так она еще и способна нанести сильную психическую травму нашему Дитяте; естественно, через какое-то время последняя будет вытеснена (возможно, даже сразу)). Чем сильнее Взрослый, тем больше человек способен переварить, хотя полученная информация нередко носит для него весьма болезненный характер. Но не стоит вытеснять. Раньше я часто обижался, однако всеми силами стремился придать лицу невозмутимый равнодушный вид, хотя в душе хотелось рыдать (или кричать от гнева). Я не рыдал, а занимался самоуспокоением: «Я не обиделся. Обижаться – удел невротиков». Так-то оно так, но ведь и невротизм Весь и Сразу не уходит. А если вытеснять обиду, это будет лишь замедлять наш личностный рост. Возможно, даже заблокирует его вовсе. Ведь даже если обиделся, но обида находится в твоем сознании, то простишь ее своим Естественным Ребенком и быстрее, и легче.
Как определить, что обиделся, но вытеснил? Очень просто – если, вспоминая человека, понимаешь, что общаться с ним не хочешь по каким-либо Несущественным Причинам, или чувствуешь на него какой-либо негатив (хотя явная причина для недовольства отсутствует), значит, обиду вытеснил. Вот тогда-то и надо написать в дневнике все, что происходило в Вашей жизни с участием этого человека. Вы обязательно найдете потерянного скелета в шкафу, путем анализа ситуации отыщите причину вытесненной обиды (работа Взрослого), поплачете (покричите), простите и успокоитесь (нелегкая, но необходимая работа Дитяти). Если, вспомнив о человеке, у Вас возникли положительные эмоции или же эмоций не возникло вовсе, следовательно, Вы его простили. И, следовательно, больше эпизодов, связанных с этим человеком, у Вас не вытеснено.

Вытеснение существенно и не в лучшую сторону влияет на работу нашей памяти. Люди, у которых многое вытеснено, чрезвычайно забывчивы и имеют ярко выраженные проблемы с памятью. Для наглядности приведу сообщения мужчины с форума Михаила Литвака:
«Постоянно забываю какие-нибудь мелочи (закинуть денег на телефон например).
Вот с этим пунктом как раз проблемы. При уходе на работу я уже привык проверять выключил ли я все конфорки и закрыл ли всё что нужно, это ладно. Но в целом забывчивость конечно зашкаливает. Свет забыть выключить (на ночь или при уходе на работу) — вообще в порядке вещей.
Поехал например на выходные в родной город, с родителями увидеться, с друзьями и т.д. Задержался у друга, пришлось у него заночевать, на следующий день уехал — и забыл у него пропуск на работу и карточки по мелочи. Вроде и не критично, и пропуск взял временный, но всё равно неприятно. Ещё и другу забот добавил, выслать мне всё это курьером (потому что в следующий раз неизвестно когда я приеду).
Надо что то делать с этой забывчивостью, пока не спалил себя нафиг 🙂
P.S. ну вот, котлеты сжёг.

Так что механизм борьбы с психологической защитой «Вытеснение» одновременно и прост, и сложен. Сложен он тем, что человеку придется (возможно, неоднократно) переживать самые неприятные и болезненные моменты своей жизни. Но поверьте, Уважаемые Читатели, оно того стоит!

В следующей статье я расскажу о психологической защите «Проекция ».

Душевная жизнь человека постоянно подвергается конфликтам, но человеческая психика выработала целый ряд механизмов, которые не только позволяют успешно справляться с конфликтами, но и не допускать их в сознание.

Вытеснение

В теории психоанализа вытеснение это важнейший защитный механизм психики человека. От его работы зависит насколько успешно индивид сможет преодолеть внутренний конфликт. Способ действия вытеснения прост: из сознания удаляются непереносимые, иногда опасные для человека мысли и запретные желания, а затем удерживаются в бессознательном определенными психическими силами, называемыми сопротивлением.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд наглядно иллюстрировал механизм вытеснения следующим примером. В аудитории находится человек, который своим поведением мешает и лектору, и слушателям. Несколько сильных мужчин берут на себя функцию обеспечения порядка и выдворяют возмутителя спокойствия за дверь. Чтобы воспрепятствовать возвращению нарушителя в аудиторию возле двери выставляется охрана.

Аудиторию Фрейд сравнивал с сознанием, помещение за дверью – с бессознательным, нарушитель порядка иллюстрировал патогенные переживания, а охрана это ничто иное как сопротивление.

Невротики, по мнению Фрейда, это пример сбоя в работе механизма вытеснения, когда не до конца выведенный из сознания конфликт превращается в невротический симптом. А вот отсутствие вытеснения, согласно теории психоанализа, может привести к более серьезным патологиям, вплоть до разного рода извращений.

Расщепление

Механизм расщепления психики многим известен как раздвоение сознания. Окружающий мир для людей, использующих расщепление существует словно в черно-белом цвете – он оказывается расколот на противоположные составляющие, выражающиеся в позитивных и негативных оценках.

Взрослый человек, который не может обобщить свой внутренний опыт начинает использовать однозначные характеристики людей или явлений, зачастую меняя свои оценки. Так, сегодня он восхваляет начальника за прибавку жалования, а завтра, получив от руководителя выговор, заклеймит его последними словами.

Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что расщепление появляется в первые месяцы жизни ребенка, когда он воспринимает материнскую грудь то как «хорошую» – удовлетворяющую, то как «плохую» – фрустрирующую. По мнению аналитика, расщепление выполняет важнейшую функцию – оно способствует формированию в ребенке способности к различению объектов и их свойств.

Шотландский психотерапевт Рональд Лэйнг обращал внимание на расщепление собственного «Я». По его мнению, есть «воплощенное» и «невоплощенное» «Я»: одно жизнеспособное и реальное, второе – отстраненное, превращающееся в стороннего наблюдателя. Именно дистанцирование от переживаний реального «Я» помогает человеку справиться с тревогой. Однако в конечном итоге инфантильный механизм расщепления должен быть преодолен путем интеграции разъединенных частей личности, а также дифференциации явлений.

Проекция

Иногда у человека нет другой возможности избавиться от неприемлемых желаний, черт характера или наклонностей, как эвакуировать их – то есть, спроецировать на другого человека. Проективный механизм хорошо заметен со стороны, но редко признается самим человеком. Его лучше всего отражает библейское высказывание «в чужом глазу соринку видим в своем бревна не замечаем».

По мнению американского психоаналитика Карен Хорни присваивание собственных плохих черт другим людям это не только способ обеспечить себе душевный комфорт, но также средство переложить ответственность на окружающих. В ряде случаев, по мнению Хорни, проекция позволяет человеку отреагировать на свои агрессивные наклонности, не сталкиваясь с ними лицом к лицу.

До поры до времени такой способ защиты помогает человеку сохранить удовлетворяющее представление о самом себе, однако он может перерасти и в серьезное психическое расстройство, например, в «бред ревности» или «бред преследования».

Отрицание

Когда человек не хочет слышать о себе негативных оценок или не замечать травмирующих событий его психика включает еще более мощный механизм – отрицание. Исключая реальность, человек тем самым избавляется от исходящих из нее беспокоящих факторов.

Очень часто при помощи отрицания субъект пытается игнорировать новую информацию, которая несовместима с положительным представлением о себе. В большей степени отрицание присуще детям – так, закрыв голову одеялом они изолируют себя от несущего угрозу окружающего мира.

В некоторых случаях отрицание является незаменимым механизмом и для взрослых, особенно после трагических событий в жизни человека, не допуская дальнейшей травматизации психики. Однако длительная психическая фиксация на механизме отрицания реальности может привести к стойкому погружению человека в фантазийный, иллюзорный мир, что ставит под угрозу его психическое здоровье.

Реактивное образование

Мы точно знаем: если мальчик дергает девочку за косички – он неравнодушен к ней. Но почему дети избегают более естественного выражения симпатии? По мнению психологов, симпатия это чувство, которое ребенку еще мало знакомо и он боится его открытого проявления, заменяя на противоположное. Так действует механизм реактивного образования.

Фрейд обращал внимание на то, что реактивное образование приходит на смену неприемлемого влечения или агрессивного чувства, которые были вытеснены. Так брат ревностно относящийся к чрезмерному, по его мнению, вниманию со стороны родителей к младшей сестре может напротив проявлять к ней мужской интерес.

Иногда, по мнению Фрейда, реактивное образование демонстрирует преувеличение нормальных черт характера. Реактивное образование очень избирательный механизм и проявляется лишь в отношении того человека, к которому возникают неприемлемые на взгляд субъекта мысли и чувства, способные разрушить любимый объект.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...