Пабло пикассо девочка на шаре персиковый период. «Девочка на шаре», картина Пикассо: история создания и сюжет


Руки эквилибристки

Тонкий стан эквилибристки — очевидный контраст с массивной фигурой силача на переднем плане — венчают руки, устремленные к небу. Так героиня пытается обрести равновесие на неустойчивом шаре. Сам образ не уникален: розовый период Пикассо (около 1904-1906 годов) часто еще называют цирковым; цирковые артисты, в том числе акробаты и эквилибристы, населяют множество его работ того времени. Тем не менее в «Девочке на шаре» художнику удалось нащупать интересное композиционное решение: жест главной героини как бы связывает ее фигуру с небосклоном — нетрудно заметить, что и цвет ее трико ближе всего к голубоватому оттенку неба.

Пабло Пикассо. Семейство комедиантов. 1905 год
National Gallery of Art, Washington

Пабло Пикассо. Актер. 1904-1905 годы
Wikimedia Commons

Пабло Пикассо. Акробат и молодой арлекин. 1905 год
Wikimedia Commons

Спина атлета

В отличие от тонкой, бестелесной фигуры девочки, монументальная спина атлета, занимающая добрую половину переднего плана картины, решена в охристо-розовых, «чахоточных», по выражению Аполлинера, тонах, которые эхом отзываются в землистых холмах фонового пейзажа. Таким образом, центральное для «Девочки на шаре» противопоставление акцентируется сразу на множестве уровней: не только «женское — мужское», не только «молодость — зрелость», не только «хрупкость — устойчивость», но и «небо — земля», «дух — материя».

Шар и куб

По мнению некоторых исследователей, образ девочки на шаре восходит к ренессансной иконографии богини судьбы, Фортуны, — тогда как устойчивый куб, на котором сидит атлет, ассоциируется с понятием Доблести. Латинская поговорка гласит: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» (дословно «Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»). Неизвестно, подразумевал ли Пикассо подобное толкование образов на картине, но это кажется вполне возможным, учитывая его любовь к художественным аллегориям, а также то обстоятельство, что к 1905 году он уже несколько лет вращался в парижских интеллектуальных кругах и ходил на лекции поэта Мореаса, провозглашавшего возвращение к идеалам греко-латинской литературы.

Следы второй ступни и правого колена

Несмотря на то что атлет показан художником со спины и мы видим лишь одну его ногу, если присмотреться, можно различить на картине вторую ступню и правое колено: сначала поза силача была несколько иной, но затем Пикассо изменил композицию. По одной из гипотез, это было связано с тем, что живописца волновала тема поддержки — как в моральном смысле (циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты, считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга), так и в материально-физическом. В финальном варианте «Девочки на шаре» получается, что эквилибристка отчасти опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено и девочка упадет. По-видимому, вторая нога ослабляла этот эффект, и потому от нее было решено отказаться. Мотив поддержки ярко воплощен и в других произведениях Пикассо, например в «Старом еврее с мальчиком». С другой стороны, с человеческими конечностями в своих работах он порой обращался достаточно вольно: на более позднем «Портрете Поля в костюме Арлекина» у сына художника, похоже, вырастает лишняя нога.

Фигуры на заднем плане

Цирковые артисты у Пикассо никогда не показаны на рабочем месте — сцены с их участием переносятся в пространство некоего условного пустынного ландшафта. Именно это происходит и с «Девочкой на шаре»: пейзаж за спинами главных героев решен в виде последовательности горизонтальных планов разного цвета — на этом фоне вертикальная динамика атлета и эквилибристки воспринимается особенно ярко. Человеческие фигуры на заднем плане — типичный стаффаж : живописцы XVI-XVII веков взяли за правило изображать их на своих полотнах для оживления пейзажа. Характерно, что эти фигуры развернуты спиной к основной сцене картины и явно удаляются прочь, равнодушные к трюкам, которые репетируют силач и эквилибристка. По одной из версий, это высказывание художника на тему невостребованности их искусства, которое он в значительной степени уподоблял своему.

Лошадь

«Девочка на шаре» — редкий у Пикассо пример композиции с последовательно открывающимися перед зрителем пространственными планами: на первом — атлет; на втором — эквилибристка; на третьем — фигура матери с детьми и собачкой; наконец, на последнем, четвертом, — пасущаяся в пейзаже белая лошадь. Лошадь — сквозной образ на картинах художника этого периода: она появляется также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на большом количестве эскизов — например, это «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».

09.11.2017 Оксана Копенкина

«Девочка на шаре» Пикассо. О чем рассказывает картина?

Пабло Пикассо. Девочка на шаре. 1905 г.

На картине Пикассо мы видим циркачей. Девочку-акробатку и силача-атлета. В начале 20 века многие цирки были бродячими. Можно сказать, что они были в вечных гастролях.

В том числе поэтому профессия циркача считалась маргинальной. Это были люди бедные, без определенного места жительства. И занесло их в эту профессию не от лучшей жизни. Сиротство или крайняя нужда семьи, которая не смогла прокормить всех детей.

Как правило, циркачи не имели друзей и родных вне своей цирковой «семьи». А любая травма могла лишить их не только скудного заработка, но и кинуть в пучину одиночества.

Когда смотришь на героев, сразу становится очевидно: атлет это понимает. Он поглощён своими мыслями. Его взгляд устремлён куда-то внутрь себя.

А девочка-акробатка ещё в том беспечном возрасте, когда о таких вещах не задумываются. Она радуется своей ловкости и окружающей ее компании.

Пабло Пикассо. Девочка на шаре (фрагмент). 1905 г. Пушкинский музей, Москва

Многие детали подчеркивают жалкость положения этих людей. Небо грязного серо-желтого цвета. Спина атлета вторит пустынным грядам, которые служат фоном. Куб и шар тоже землянистого цвета.

Лишь контуры тел отделяют персонажей от окружающего пространства. А ещё синий цвет одежды как-то выделяет их на фоне унылого пейзажа. Не позволяя в нем раствориться, пропасть. Их жизни хрупкие, несмотря на ловкость одной и силу другого.

Да, синий цвет играет очень важную роль в картине.

Насыщенный синий цвет шорт силача на переднем плане. Светло-голубой цвет костюма девочки в центре. И серо-голубой цвет юбки женщины на дальнем плане.

Цвет как бы теряет свою насыщенность от переднего плана к дальнему. Это даёт возможность блуждать взгляду по диагонали картины.

От сильного человека к человеку хрупкому. От мужского к женскому. От тяжелого к легкому. Возникает ощущение маятника: туда-сюда, туда-сюда.

Это как нельзя кстати подчеркивает то, что девочка балансирует на шаре. Начинаешь ощущать покачивание, желание удержать равновесие.

Изображение балансировки также подходит к описанию жизни бродячих циркачей. От одного заработка к другому. Из одного города в другой. Бесконечная вереница зрителей. Никакой стабильности. Никаких гарантий.

И это касается не только героев картины «Девочка на шаре». А всех циркачей Пикассо.


Пабло Пикассо. Два акробата с собакой. 1905 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Но жизнь продолжается. И Пикассо вносит нотки радости. Бледно-алый цветок в волосах девочки. Безмятежно пасущаяся белая лошадь. Ребёнок на руках у женщины. Яркий наряд на девочке рядом с женщиной. Так что не все потеряно. И не так уныло.

Цирк изображали и до Пикассо. Например, . Но если у Пикассо персонажи скорее выдуманные. То Дега писал реальных звёзд цирка. В самых экстравагантных нарядах. На пике славы.

Совсем другие ощущения возникают, когда смотришь на его Мисс Ла-Ла.


Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.

Да, среди циркачей тоже была элита. Которая могла позволить себе работать в стационарном цирке Парижа. Но это не про героев Пикассо.

«девочка на шаре» (художник Пабло...)

Альтернативные описания

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, «Девочка на шаре», «Герника», «Голубь мира»

Его подозревали в краже «Джоконды» из Лувра

Фильм Анри-Жоржа Клузо «Тайна...»

Фамилия отца этого художника была Руис, а прославился он под фамилией матери

Этот французский живописец испанского происхождения был членом коммунистической партии

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два «периода», вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: «В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они»

Французский художник, основоположник кубизма

Назовите фамилию миллионера - мужа русской балерины, умершей в Каннах в 1995 году, которую он изображал в образах лошади и старой мегеры

После голубого и розового периодов своего творчества он стал основателем кубизма

Пабло, нарисовавший голубя

Знаменитый тезка Неруды

Кто написал картину «Девочка на шаре»?

Пабло, но не Неруда

Пабло... (французский художник)

Французский живописец Пабло...

Великий художник

Основоположник кубизма

Великий Пабло

Французский живописец, по происхождению испанец (1881-1973, ""Герника"", ""Девочка на шаре"", ""Голубь мира"")

. "Девочка на шаре" (художник Пабло...)

. "Поместил" девочку на шар

. (собств. Руис) Пабло (1881-1973) французский живописец, график, скульптор, керамист, испанец, "Девочка на шаре", "Герника", "Голубь мира"

Его подозревали в краже "Джоконды" из Лувра

Кто написал картину "Девочка на шаре"

Назовите европейского коммуниста, прожившего 84 года, которого, несмотря на два "периода", вряд ли кто-либо обвинял в нетрадиционной сексуальной ориентации

О детях он говорил: "В их возрасте я умел рисовать, как Рафаэль, но всю жизнь учился рисовать, как они"

Фильм Анри-Жоржа Клузо "Тайна..."

Французский живописец Пабло.

Изобразил девочку на шаре

Сюжет

Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе. Обычная сцена из цирковой жизни.

Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.

Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение. В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).

На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.

Контекст

«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.


Семья акробатов, 1905

То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.

Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.


«Мальчик, балансирующий на шаре» Йоханнеса Гётца

Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои. Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.

Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм. Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно. Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.


« »

Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ. Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.

И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.

Одна из самых известных картин Пикассо.


В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж.

Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.

Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко

подействовало на молодого Пикассо.


При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом» .

Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903-1904 годах.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре» 1905 г. .
В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» ,

пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. .

Картина "Девочка на шаре" не относится к кубизму (как известно,Пикассо основоположник кубизма).

Действительно картина переходного периода. Классификация сложная, можно отнести к стилю модерн.

На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов.

В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач.

Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер.

Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие.

Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия.

Двое артистов резко контрастируют друг с другом.

С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на

Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия.

Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью

нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого

картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.

В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка.

Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей.

В ней есть также нужда, горе, болезни.

Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником.

Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки.

А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.

Картина жива и очень динамична, как художник добился такой динамики?

Рассмотрим картину в деталях, и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья, изучим визуальные решения.
Первое, на что можно обратить внимание - противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета. Шар, на котором девочка удерживает хрупкое равновесие противопоставлен кубическому цирковому реквизиту, на котором сидит атлет.

Таким образом есть контраст и конфликт - не только между двумя персонажами, но и двумя состояниями человека, происходящими с ним в течение его жизни, конфликт поколений.
Обратим внимание, что конфликт не заявлен художником в действиях персонажей, на картине взаимоотношения скорее родственные, возможно - это брат и сестра, девочка открыта, взгляд атлета спокоен.
Все это достаточно очевидно и общеизвестно.

Посмотрим еще внимательнее.
Девочка нарисована в холодных тонах, атлет - в теплых.
Обычно холодные тона визуально характеризуют персонажа отрицательным и, возможно, это выглядит странно для миловидной девочки, которую нарисовал великий художник. Но, если вспомнить свой подростковый период - разве не лезли мы на конфронтацию со взрослыми по всякому любому поводу? Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила - формальные и неформальные? Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия.

В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность. Это и ее страх потерять равновесие, и тревога атлета за девочку, и тревога старшего за будущее юных.

Пластичность девочки контрастно подчеркнута статичной, спокойной осанкой атлета. В изгибах девочки - не только желание удержать равновесие, но и импульсивность характера, готовность к играм и провокациям, во взгляде атлета - солидность и готовность подхватить, поддержать, в мышцах и самой позе атлета - сила и готовность к быстрым, ловким движениям.

Направление девочки - вперед, на зрителя, в будущее. Атлет сидит спиной к зрителю, взгляд зрелого человека обращен в прошлое.
Возникающее движение времени подчеркнуто маленькой девочкой в красном платье, она логически завершает время внутри картины - детство, юношество, зрелость.

Теперь проведем несколько экспериментов.

Использовав графический редактор, поменяем тон девочки в теплый…

а еще - уберем людей…


…и лошадь с заднего плана.

С каждым внедрением в исходный замысел художника внутренняя напряженность и движение картины заметно снижается. «Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь - это равномерное, мирное, живое и теплое движение. Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру - еще одно важное движение, легкое и воздушное. Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях. Картина перестает быть глубокой философской притчей.

Попробуйте в своем воображении убрать еще и красный бантик на голове девочки - картина «высохнет» окончательно.

После этого стоит еще раз оценить решения художника - внешне несложные - которые «зарядили» картину внутренней энергией, движением и пластикой.

источник

А вот ещё одно мнение...

Каждый в этой картине может увидеть что-то свое.

Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее.

Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины.

Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно.

Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах.

Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.

По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений.

Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре.

В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне
удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия.

Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему.

Место расположения акробатов - на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь.

Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого.

В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо."

СЕВЕРОВ А,С,



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...