Педагога дополнительного образования моу дод вгсют. Описание опыта работы педагога дополнительного образования «Педагог дополнительного образования – создатель оптимальной воспитывающей среды Исследовательская деятельность в условиях дополнительного образ

Методическая копилка

педагога дополнительного образования

МОУ ДОД ВГСЮТ

Белгородской области

Коваленко Ирины Генриховны

Творчество педагога - творчество ребенка

Современные постоянные формы организации образования приспособлены к достижению достаточно узких и конкретных образовательных целей. При этом целевые и организационные условия и возможности дополнительного образования практически не ограничены. Однако, их реализация во многом зависит от особенностей развития данной сферы. Сегодня эта особенность заключается в том, что в дополнительном образовании начинает складываться новый подход к содержанию программ, которые называют образовательными. Этот процесс связан с переходом от традиционного подхода к программам, к их образовательному содержанию, что предполагает изменение целей и методов их реализации в процессе дополнительного образования детей.

Центральной фигурой в осуществлении образовательных программ был и остается педагог.

Социальный заказ общества, обращенный к педагогу дополнительного образования, прежде всего заключается в формировании эрудированных, овладевающих современными знаниями людей, способных творчески применять их на практике.

Рассматривая учебно-исследовательскую деятельность как специфическое образовательное средство, можно утверждать, что её влияние на обновление образовательных программ и формирование уровня образованности учащихся зависит от педагога.

Вместе с тем, анализ передового опыта и исследований выявляет противоречия между:


  • возрастающими требованиями к роли педагога и его способностями решать исследовательские задачи;

  • разработанностью проблем Учебно-исследовательской деятельности и использовании их в образовательной практике .
Проблема состоит в том, что для формирования у обучающихся исследовательской деятельности у самого педагога должна быть сформирована исследовательская культура и новое педагогическое мышление, педагог сам должен быть воспитан как личность. То есть одной из задач повышения профессионального мастерства педагога становится вооружение его знаниями, которые позволяют ему овладеть критериями оценки и способами добывания и интерпретации научной информации, её обработки и хранения.

Исследовательская позиция - это такое видение педагогической практики, когда педагог, прежде всего, прогнозирует свою деятельность, мысленно проигрывает различные варианты учебно-воспитательного процесса, оценивает его результативность. С исследовательских позиций педагог может действовать в различных сферах деятельности: планируя тему, анализируя возможности учебного материала прогнозируя результаты обучающих воздействий, оценивая работу.

Началом исследовательской деятельности педагога становится интерес и желание изучения опыта коллег, извлечение из его системы идей, составляющих определенную концепцию. Затем следует выбор способов и средств педагогической деятельности для решения оригинальных задач, решаемых педагогом, анализ характера движения в развитии обучающихся, что далее послужит пониманию педагогических закономерностей, механизмов, на которых основывается данный опыт.

Взаимодействуя с учеником в процессе исследовательской деятельности, педагог транслирует ему свою индивидуальность и способности, что в свою очередь, ведет к формированию необходимых потребностей и способностей у обучающихся. Совершенно очевидно, что такое воздействие личности педагога на обучающегося возможно лишь при условии, что педагог способен (готов) стать субъектом творчества, а также субъектом творческого общения (взаимодействия). Потому важна содержательная характеристика личности педагога как субъекта творческого процесса.

Исследовательская деятельность обучающихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Умения исследовательской деятельности, или исследовательские умения - система интеллектуальных, практических знаний, умений и навыков, необходимая для самостоятельного проведения исследования или его частей.

Исследовательские задания - это предъявляемые обучающимся задания , содержащие проблему; решение её требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Известно, что исследовательский процесс - это не только логико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. Такие понятия, как разум и чувство, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Слово педагога должно нести в себе эмоциональный заряд, который способен возбудить внимание, интерес.

Педагогическому процессу присуща динамичность, что не позволяет педагогу придерживаться однажды усвоенных средств, способов, рекомендаций. Реальная педагогическая действительность требует постоянного переосмысливания имеющихся в науке и практике знаний и умений. Педагог постоянно сталкивается с разнообразными педагогическими задачами, решить, которые не всегда удается с помощью известных средств. Творчество педагога не только в том, что он должен сам разработать приемы, а в том, чтобы, имея дело каждый раз с новыми обстоятельствами, оригинально мыслить, действовать, избегая шаблона, прямого копирования.

Творчески работающий педагог не просто опирается на достижения педагогической науки, но и обогащает её, занимаясь самообразованием. В современных условиях человек сам должен устанавливать ритм своего обучения, выделяя цель, объем, методы образования, определяя режим работы, т.е. самостоятельно регулировать свою деятельность. Организованное самообразование имеет существенную роль в подготовке педагога к исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации, так как этим вопросам не уделяется внимание в вузах и системе повышения квалификации педагогов. Оно предполагает, во-первых, взаимосвязь индивидуальных и групповых форм повышения квалификации, во-вторых, связь самообразования педагога с обучением на курсах повышения квалификации, в-третьих, оказание разнообразных индивидуальных консультаций.

Организованное самообразование представляет собой целенаправленную, непрерывную самостоятельную работу по повышению профессионального мастерства на всем протяжении педагогической деятельности, выступая стимулятором творческой активности педагога движущей силой непрерывного развития профессионального роста. Однако в массовой практике такой подход к организованному самообразованию не нашел пока широкого распространения, так как в большинстве педагогических коллективов отсутствует целенаправленная система внедрения достижений педагогической науки и передового опыта в практику.

Непрерывное образование, постепенно преобразующееся в непрерывное самообразование, - главное условие, максимально сближающее процесс повышения квалификации педагогов с процессом развития их творческого потенциала. В основе этого сближения лежит оценка педагогической деятельности педагогов, умения проанализировать и обобщить опыт.

Обобщение передового педагогического опыта является важнейшим элементом в теории и практике дополнительного образования в развитии исследовательской деятельности детей. Во-первых, опыт мастеров педагогического труда ставит новые задачи совершенствования процесса исследовательской деятельности; во-вторых, выявляет своеобразную функцию экспертной оценки в определении близкой, средней, и дальней перспективы развития опыта; в третьих, осуществляется в условиях естественного педагогического эксперимента, предупреждая этим самым явление гиперболизации различных практических разработок. На основе совокупного передового опыта формируются структурные составляющие модели педагогической работы педагога в процессе исследовательской деятельности детей. В результате анализа передового опыта педагог может подготовить программу самообразования, разработать содержание творческой работы по реализации новых идей, использовать результаты опыта в новых условиях. Передовой опыт корректирует и уточняет как процесс повышения квалификации педагога, так и дальнейшее развитие содержания дополнительного образования детей.

Разрабатывая систему средств формирования у детей исследовательской деятельности, педагог исходит из того, что исследовательская деятельность складывается из совокупности действий, обеспечивающих её поисковый характер.

Следующее общее положение, которое является исходным при отборе средств формирования исследовательских умений учащихся, состоит в том, чтобы эти средства обеспечивали творчество педагога и ребенка. Этапы работы педагога имеют при этом следующую последовательность:

1. анализ опыта работы использования конкретных методических приемов и элементов структуры занятия, включающего исследования учащихся. Оценка имеющихся знаний и умений обучающихся;

3. принятие решения о целесообразности использования выбранной структуры занятия;

4. планирование этапов работы, уточнение способов управления исследовательской деятельностью обучающихся;

5. практическое осуществление решения в системе педагог - обучающийся.

Бесспорно, что идея совместного исследовательского подхода позитивна, так как при её реализации сближаются образование и наука, активно внедряются в обучение практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают педагогу подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процесса. То есть, исследовательская работа более других связана с методами научного познания, требует самостоятельных действий на всех этапах познавательной деятельности. Исследовательская работа учащихся не носит универсального характера и применяется в сочетании с другими видами деятельности, в том числе творческими процессами. В каком-то смысле можно утверждать , что творческий процесс является процессом перехода от незнания к знанию. При этом естественно, что творчество должно опираться на ранее накопленные знания. В то же время исследование - это главным образом, целенаправленная и во многом планируемая деятельность, направленная на получение новой информации. Эта информация может послужить основной при получении новых результатов. Таким образом, исследование является основой, то есть, в той или иной форме необходимым элементом, компонентом, творчества. Однако, если творчество без исследований практически невозможно, то рутинная исследовательская работа, не сопровождаемая творческими результатами, является примером, который позволяет говорить о том, что далеко не всякая работа является творчеством.

Исходя из сущности исследовательской деятельности, педагог строит образовательный процесс не как передачу накопленных знаний в готовом виде, а как организацию деятельности обучающегося на усвоение этих знаний и умений. На этапе усвоения умений исследовательской деятельности в качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий. На этапе совершенствования умений исследовательской деятельности используют вариативные исследовательские задания и практические работы. На этапе анализа сформированности исследовательских умений проводится диагностика с помощью заданий, бесед, обсуждений. Успешность формирования исследовательских умений зависит от подготовленности учащихся к проведению исследовательской работы (наличие познавательных интересов, запас знаний и интеллектуальных умений) и, конечно, от подготовленности педагога к руководству исследовательской работой обучающегося (высокий уровень знаний, психолого-педагогическая подготовка).

Выполнение исследовательских заданий в одних случаях может занимать лишь часть занятия, в других может проводиться последовательно в течение нескольких занятий. При проведении исследования учитель направляет обучающихся на обнаружение проблемы и цели предстоящего исследования, а затем непосредственно участвует в обнаружении полученных результатов и формулировании выводов.

Таким образом, при организации исследования педагог так руководит деятельностью обучающихся, что при этом сочетаются непосредственное и опосредованное управление их исследовательской деятельностью. По мере приобретения обучающимися умений проводить исследования, педагог увеличивает долю опосредованного руководства, благодаря чему растет доля самостоятельности, инициативы обучающихся, что в конечном счете способствует развитию у них исследовательских умений.

Эффективность формирования исследовательских умений связана с организацией Учебно-исследовательской деятельности (сбор информации. тренинг, проектные работы), отбором методов и приемов работы, выявлением содержательных характеристик исследований в образовательных программах. Результат исследовательской деятельности обучающихся определяется комплексом исследовательских умений, развитием способностей к творческой деятельности, формированием активного отношения к образовательному процессу, воспитанием самостоятельности и социально ценных качеств личности.

Значительное место исследовательская деятельность занимает в работе с одаренными детьми , однако эта проблема требует отдельного рассмотрения.

Дополнительное образование в настоящее время по-новому определяет свое место в образовательно-воспитательном пространстве. Оно – органичная составляющая российской системы образования, так как находится в тесной взаимосвязи со школьным образованием.

Дополнительное образование детей, как подчеркивает А.К. Бруднов, представляет собой органическое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни .

Развитие личностных качеств воспитанника с целью его успешной жизнедеятельности сегодня становится определяющим направлением в современном образовании.

«Именно этим стремлением цивилизованного мира, – по мнению Н.Л. Головизниной, – во многом обусловлен в нашей стране процесс эволюционного видоизменения всей системы внешкольной работы, переход ее в новое качественное состояние – дополнительное образование . По-новому, как того требует реальная действительность, определяется место и значимость учреждений дополнительного образования. Историки и исследователи вопроса А.К. Бруднов, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко говорят об отказе от стереотипа «второстепенности» дополнительного образования по отношению к базовому, указывают на многие преимущества перед последним в создании условий для формирования ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире .

Дополнительное образование в современных условиях – это значимая составляющая образовательной системы.

Ребенок, приходя в учреждения дополнительного образования, выбирает для себя то дело, к которому больше всего лежит его душа, в котором он сможет стать успешным. Воспитанник стремится реализовать здесь свои задатки и раскрыть свои способности в том или ином виде деятельности. И одним из таких важных и интересных дел для него становится исследовательская работа.

Исследовательская деятельность детей в системе дополнительного образования – одно из средств воздействия на духовное развитие подрастающего поколения. Этот творческий процесс находит свое отражение в следующих формах: в учебно-исследовательской деятельности и собственно исследовательской.

«Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы», - говорится в Концепции дополнительного образования .

Собственно исследовательская же деятельность предполагает большую самостоятельность учащихся и при выборе тематики, и при обработке собранного материала, и при выборе методик.

Воспитанники краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» Центра внешкольной работы, приняв решение об исследовании культурных традиций своих хуторян-потаповцев, определили для себя творческие составляющие успешного детского индивидуального и коллективного исследования. Это и самостоятельные творческие работы, и встречи со старожилами хутора и мастерами декоративно-прикладного творчества, и мероприятия разных уровней, и экскурсии, и выставки, и экспозиции, и детские рисунки, и музейные уроки, и мини-музеи, и исторический уголок краеведения, и комната казачьего быта (Приложение 1). И во все это вложена частичка сердца каждого из воспитанников. Кроме этой работы ребята четко определили и этапы исследования, так как исследовательская деятельность воспитанников творческих объединений «Росинка» и «Лучики» – стройный научный процесс, имеющий свои этапы.

Таблица 1. Основные этапы научного исследования воспитанников.

В свою очередь мыслительные умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе исследовательской деятельности, представляют собой немаловажный процесс.

Обучающиеся, осуществляя исследовательскую деятельность, приобретают необходимые умения и навыки, формируют свою исследовательскую культуру.

Таблица 2. Компоненты исследовательской культуры воспитанников.

Мыслительные умения и навыки помогают обучающимся выстраивать логическую цепочку своих суждений.

Таблица 3. Мыслительные умения и навыки воспитанников.

Итак, целенаправленно приобретая умения и навыки исследования, одни воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» выбирают для себя учебно-исследовательскую работу, другие же – собственно исследовательскую работу.

Таблица 4. Типы исследовательских работ воспитанников.

Учебно-исследовательские работы выполняются воспитанниками под постоянным контролем со стороны педагога и с использованием такой методики сбора и обработки данных, которые наиболее приемлемы для детей. Вот так, готовя свое исследование о культурных традициях родных дончан, воспитанники творческих объединений «Росинка» и «Лучик» одной из главных методик для себя определяют музейную педагогику. Ребятами вместе с руководителем «Росинки » и «Лучика» собран интересный краеведческий материал о быте и культурных традициях дончан (Приложение ).

Учебно-исследовательская работа для воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» является своеобразным упражнением на заданную тему, когда ребенок оттачивает свои умения и знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования.

А собственно же исследовательские работы, подразумевающие большую самостоятельность учащихся как в выборе темы, так и при выборе методик и при обработке собранного материала, выполняются воспитанниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности. А педагог здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает детям на различных этапах выполнения исследовательской работы.

Работая над исследованием, воспитанники ставят для себя цель и задачи, которые смогут реализовать, доступно их раскрыть. Ребята четко формулируют для себя мысль о том, для чего выполняется исследование, подразделяют для себя данные задачи на типы.

Исследовательская деятельность нацелена на раскрытие творческого потенциала каждого воспитанника, потому что создает единое интеллектуальное развивающее, личностно формирующее пространство с возможностями для самообразования, самовоспитания ребенка в условиях модернизации дополнительного образования.

Проявить свое «Я», показать свое творчество – очень важно для ребенка. «И неважно, каким творчеством занимается ребенок, – подчеркивает А.В. Ворстер, – лишь бы он творил, лишь бы включалась в это действие вся его личность: способности, чувства, разум. Все пригодится, все в занятиях получит дальнейшее развитие, и все это поможет потом в любой другой взрослой профессиональной деятельности» .

Исследовательская деятельность воспитанников дополнительного образования, как их авторское достижение, дает ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал.

В результате творчества рождается замечательное исследование о дончанах – о декоративно-прикладном творчестве родных потаповцев.

Сердце маленького исследователя не останется равнодушным к тому материалу, который собран им самим о простых и удивительных людях, живущих рядом с ним. Познавая прекрасное через приобщение к традициям народной культуры, ребенок открывает прекрасное в себе самом. Он становится добрее и мудрее, ему хочется творить, реализовать свои задатки. И здесь, по мнению А.В.Ворстер, присутствие авторитетного педагога, создающего условия для творческого самовыражения ребенка, может оказаться как никогда кстати и научит преодолевать трудности, встающие на пути взрослеющего ребенка .

Вот так и родилась исследовательская работа воспитанников краеведческого кружка «Росинка» и литературной студии «Лучик» на тему: «Традиции художественного льноткачества – бесценный опыт декоративно-прикладного творчества». Творческий коллективный труд обучающихся был отмечен грамотами районного, областного, регионального уровней: грамотой Центра внешкольной работы (2007 г.), дипломом областного фестиваля искусств «Донская палитра» (2007 г.), свидетельством ДАНЮИ (2008 г.), дипломом регионального фестиваля «Струны души» (2009 г.) (Приложение ).

В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых детей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают творческие объединения учреждений дополнительного образования, непременно пригодятся воспитанникам в жизни. Пригодится ребенку и сам навык творчества, и владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.

Список литературы

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., 1985.
  2. Бруднов А.К. Концепция дополнительного образования детей.// Внешкольник. – 1996. № 1.
  3. Ворстер А.В. Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка.// Доп. обр. – 2006. № 2.
  4. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности.// Доп.обр. –2002. № 8.
  5. Музейные уроки в образовательных учреждениях/ Сост. Л.А.Першина и др. – Волгодонск, 2005.
  6. Першина Л.А. и др. Современные педагогические технологии в практике работы педагогов дополнительного образования. – Волгодонск, 2004.
  7. Солевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М., 2005.
  8. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. – М., 2004.

За последние годы в России открылся не один центр дополнительного образования. В настоящее время в отечественной педагогике повышается интерес к внеклассному обучению. Подобная ситуация вполне объяснима. Педагоги дополнительного образования - это штатные сотрудники. Работают они на постоянной основе. Именно эти люди отвечают за организацию досуга школьников, а также за содержательную часть свободного времени обучающихся.

Должностные обязанности

Деятельность педагога дополнительного образования подразумевает:

  • создание благоприятных условий для формирования творческих способностей детей;
  • организацию реальных дел, имеющих конкретный результат;
  • вовлечение учеников в активную внеурочную деятельность;
  • помощь школьникам в проявлении собственных организаторских способностей.

Такие специалисты не должны иметь судимости. В качестве подтверждения предоставляется справка о её отсутствии.

Как стать педагогом дополнительного образования?

Так как деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности ребёнка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном общении, он должен быть настоящим профессионалом. В учебных заведениях нет специализации «педагог внеурочного обучения». Высшее образование можно получить на любом из факультетов классического университета. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, имеющие диплом, в котором указана специализация «учитель начальных классов», «преподаватель физической культуры» и т. д. Несмотря на специфику работы, есть и довольно много сходных моментов с классическим учебным процессом. Например, внедрение инновационных методик в воспитательную работу.

Что должен уметь такой педагог?

Дополнительного образования аналогична обязанностям обычного учителя. Она подразумевает права и обязанности, указывает варианты повышения квалификации, способы поощрения за качественно выполненный труд. Их деятельность предполагает владение содержанием, методиками, современными педагогическими приёмами. Достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки конкретных целей, поиска содержательного компонента, а также без тесного сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям педагог дополнительного образования обучается на курсах повышения квалификации. Их он обязан проходить не реже, чем раз в 4 года (как и учителя обычных школ).

Особенности профессии

Перспективный план педагога дополнительного образования предполагает прогнозирование конечного результата своей работы, поиск оптимальных форм и методов развития ребёнка. Именно от степени профессионализма, заинтересованности, нравственных ценностей напрямую зависит желание детей в получении новых знаний и навыков. В основном педагоги дополнительного образования - это люди, которые не жалеют своего личного времени на воспитанников. Они всегда готовы дать совет детям, помочь ребятам в трудных ситуациях.

Система внешкольного образования

Центр дополнительного образования есть не только в крупных городах, но и в небольших провинциальных городках РФ. Всего в стране насчитывается более 20 тысяч таких заведений. В них занимаются тысячи девчонок и мальчишек. дополнительного образования подразумевает именно внеурочную деятельность с детьми. Такие люди занимаются комплектацией состава разнообразных творческих студий, стараются сохранять контингент, использовать специальные программы. Подобная структура подразумевает наличие множества секций и кружков разнообразной направленности: художественных, спортивных, вокальных, интеллектуальных.

Периодическая аттестация педагога дополнительного образования проводится по тем же правилам, что и в обычных учебных учреждениях. Профильное министерство РФ, осознавая значимость внеучебной работы, сделало её обязательной теперь и в самих школах, гимназиях, лицеях. Если в отдельных центрах дополнительного образования ребятам предлагают разнообразные виды деятельности, то в учебных учреждениях часто выбирают 2-3 приоритетных вида внеурочной работы. Например, в школе функционируют спортивные секции, есть танцевальная студия. Безусловно, такая ограниченность в выборе досуга не способствует формированию гармонически развитой личности, не удовлетворяет в полной мере запросы обучающихся и их родителей. Именно поэтому и функционируют в стране многочисленные отдельные учреждения, предназначенные именно для внеурочной работы со школьниками и подростками.

Должностные дополнительного образования

  • Позитивным настроем и чуткостью.
  • Осознанием потребностей детей.
  • Существенным интеллектуальным уровнем.
  • Определёнными умениями и навыками.
  • Активной гражданской позицией.
  • Чувством юмора.
  • Высоким творческим потенциалом.
  • Толерантностью взглядов и убеждений.

Самообразование педагога дополнительного образования - обязательное условие его успешной аттестации. Существует классификация специалистов. Они могут принадлежать к высшей, первой категории или иметь статус таких, что «соответствуют занимаемой должности».

Показатели высшей квалификации педагога дополнительного образования

Сам термин «профессиональная компетентность» был введён в обиход конце 90-х годов XX века. Согласно терминологии, педагоги дополнительного образования - это учителя. Они имеют средний специальный либо высший педагогический диплом. Такие люди обладают личностными и профессиональными качествами, позволяющими им вести успешную деятельность. Педагог получает высшую категорию, если им осуществляется на высоком уровне образовательная деятельность. При этом он обязан демонстрировать стабильные результаты своей работы.

Как повысить квалификацию?

Для того чтобы совершенствовать свои приходится постоянно развивать творческую индивидуальность, формировать восприимчивость ко всем научным инновациям. Педагог должен легко адаптироваться в реалиях образовательной среды. Ему необходимо откликаться на все изменения, происходящие в современной школьной программе. На профессионализм педагога напрямую влияет его духовное и интеллектуальное развитие. Все те изменения, которые происходят в современной образовательной системе, заставляют учителей улучшать свой профессионализм, квалификацию. Они постоянно совершенствуют собственную компетентность. Основной целью российского дополнительного образования является формирование разносторонне развитой личности ребёнка, настоящего патриота, способного встать на защиту Родины. Выпускник центра внеурочного обучения должен быть подготовлен к социальной адаптации, самосовершенствованию, самообразованию.

Педагогический стандарт высшей квалификации

Именно учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с этим резко возросли требования к профессионализму педагога. В настоящее время идёт открытая дискуссия о тех качествах, которыми должен обладать учитель XXI века. По результатам общественного опроса будет создан стандарт, который станет эталоном для аттестационных комиссий. Учитывая современные требования, можно выделить основные способы формирования профессиональной компетентности педагога:

  1. Активное участие в работе творческих групп, методических объединений.
  2. Осуществление собственной исследовательской деятельности. Проведение исследований с воспитанниками.
  3. Изучение инновационных Внедрение их в свою профессиональную деятельность.
  4. Разнообразные варианты педагогической поддержки.
  5. Систематизация и предоставление коллегам собственного педагогического опыта.
  6. Применение в работе информационных образовательных технологий.
  7. Участие в разнообразных педагогических конкурсах, фестивалях, форумах, демонстрация мастер-классов коллегам.

Последовательность повышения уровня профессионализма

Для улучшения своих способностей педагог дополнительного образования должен пройти следующие этапы:

  1. Проведение самоанализа.
  2. Выявление цели развития.
  3. Поиск задач.
  4. Разработка механизма достижения поставленной цели.
  5. Проведение анализа по итогам деятельности.

Дети, которые приходят в центры дополнительного образования, самостоятельно подбирают себе секцию или кружок. Та атмосфера, которая царит на занятиях, увлекает школьников, придаёт им уверенность в себе, позволяет развивать лидерские качества, чувство здорового соперничества. Разные формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают возможность ребятам обучаться в той области, которая им понятна и интересна. Для того чтобы работа кружка была результативной, руководитель составляет программу обучения, тематическое планирование. Он должен владеть всей законодательной базой, защищать и соблюдать права своих воспитанников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время занятий.

Заключение

Педагог периодически подтверждает соответствие занимаемой должности путём прохождения аттестации. Проводят такие проверки специальные комиссии, группы, создаваемые из учителей, имеющих статус экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства педагога. Её результат напрямую отразится на уровне его заработной платы. В заявлении, которое подаётся в аттестационную комиссию, перечисляются все достижения самого учителя, а также его воспитанников за последние пять лет. В качестве доказательства предоставляются копии дипломов, грамот, благодарностей. Настоящий профессионал охотно делится своими знаниями с коллегами, проводит для них открытые занятия, организует мастер-классы. Интерес к дополнительному образованию свидетельствует о желании детей жить активной и яркой внеурочной жизнью.

Опыт и метод кружковой работы с детьми и подростками»

Содержание
1. Введение
2. Творчество – это завораживающий процесс создания нового, индивидуального «произведения»
3. Характерные возрастные особенности детей разных возрастов.
4. Народные традиции в моделирование одежды и отделке изделий
5. Заключение
Человек по натуре свой – художник.
Он всюду, так или иначе,
стремиться вносить в свою
жизнь красоту…
Красивые вещи воспитывают
творческое воображение
людей и уважение к их труду.
М. Горький.

Внешкольное воспитание учащихся важное звено системы образования и непременное условие успешного осуществления комплексного подхода к нему.
Одна из главных задач дополнительного образования – помочь школе дать детям прочные знания, развивать художественное творчество детей, отвлечь их от улицы. Очень важно, что кроме образовательного, занятия в студиях и кружках имеют немалое воспитательное и профориентационное значение. Наряду с расширением кругозора и пополнения запаса знаний, приобретением новых умений и навыков, школьники получают представление о той или иной профессии.
Педагогам дополнительного образования, в том числе и мне, в работе приходится иметь дело с разными возрастными группами детей. Понятно, что формы и методы работы, и образовательной, и воспитательной различны на том или ином возрастном этапе. Поэтому главное в возрастном подходе в работе с детьми состоит в том, чтобы учитывать особенности личности ребёнка в целом, с не отдельные её стороны и качества.
Найти эффективные формы работы дополнительного образования по собиранию, обобщению и распространению лучшего опыта нелегко. В этом вопросе нет никаких методик, так как детские внешкольные учреждения работают по-разному, в зависимости от условий, материальной базы, возможностей и др.
Многообразные формы и средства дополнительного образования воспитывают детей и подростков в духе коллективизма и товарищества, растят из них людей честных, трудолюбивых, жизнерадостных, уверенных в своих силах, видящих перед собой цели и умеющих их ставить, готовых преодолевать трудности, профориентированных на определенные профессии. В этой связи большое значение имеет развитие творческих способностей детей. И именно народные традиции, народное искусство, творчество, культура оказывают огромное влияние и помощь.

Творчество – это завораживающий процесс создания нового, индивидуального «произведения»
Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление. Мудрую простату взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремится в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно – прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.
Моделирование одежды – это одна из областей прикладного искусства, создающая для человека своеобразную эстетическую среду, позволяющую органично и естественно чувствовать себя в той или иной обстановке. Т.е. костюм не только служит для защиты человека от неблагоприятных климатических условий, но и удовлетворяя практические нужды человека, украшает его жизнь, эмоционально настраивает душу человека. В этом и раскрывается природа искусства одежды.
Моделирование одежды – это творческий этап создания разнообразных моделей, создания художественной материальной оболочки, формирующий внешний облик человека. Большое значение для творчества имеет источник художественной идеи, та почва, которая питает фантазию художника. Ею является окружающая действительность – природа, производство, события общественной и культурной жизни сегодняшнего дня и прошлых времен. Заслуживает глубочайшего внимания один из таких источников - наследие материальной культуры прошлого: предметы быта, одежды, народно – прикладного искусства.
Особое место здесь принадлежит народному костюму. Именно народный костюм вобрал в себя весь кладезь народного творчества: здесь и цветовая гамма, сочетание разных цветов, принадлежащих к конкретному народу; здесь и орнаментальная вышивка в различной технике. И наконец – аппликация, которой я на занятиях уделяю особое внимание. Она дает возможность раскрыться творческой мысли ребенка и воплотить его фантазии в изделиях из лоскутов. А об этом я могу говорить уверенно, так как опыт работы педагогом дополнительного образования у меня большой.
С 1986 год я работаю руководителем кружка в Доме пионеров, а затем педагогом дополнительного образования в Центре детского творчества. Я руковожу студией «Кройка и шитьё» на базе, которой был создан Театр моды «Самоцветы». Опыта уже достаточно, чтобы можно было делать какой - то анализ работы с детьми.
Занимаясь в моей студии, воспитанницы расширяют свои знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования одежды, полученные на уроках технологии в школе. Но моя основная задача не только организовать досуг детей, отвлечь их от улицы, но и научить их умению мыслить, вырабатывать творческий подход, пользоваться справочной и периодической литературой.
Например: ставя перед девочками задачу по выбору модели, я преследую цель научить их критически мыслить, развивать эстетический вкус, практичную направленность. Таким образом, творческий характер заданий для ребят вырабатывает у них интерес к изучаемому делу.
Следующий очень важный момент, который я стараюсь учитывать, это связь дисциплин, перспективность обучения. Ещё Я.А. Каменский писал:
«Всё, что находиться во взаимной связи, должно преподаваться во взаимной такой же связи».
При изучении темы «Источник творчества», я даю девочкам задание самим создать модели по заданным темам или девизам («Мы молодость», «Времена года», «Весна», «Детство» и др.) Дети рисуют, причем рисуют творчески, а это очень важно, на мой взгляд, увидеть окружающий мир своими глазами. Затем по этим эскизам создают уже самостоятельные модели, т.е. моделируют, шьют, оформляют готовое изделие. Создавая индивидуальные модели на занятиях, я стараюсь создать атмосферу творчества и даю понять и ощутить детям, какой большой труд стоит за каждой вещью, сколько вложено труда и души, и сколько разных профессий принимает участие в изготовлении одежды.
Таким образом, прежде чем получить готовый костюм, в процессе работы мы используем рисование, моделирование, основы черчения при конструировании, математику (при расчете формул необходимых для построения выкроек), знания элементарной биологии при измерении фигуры, химию (состав современных волокон из которых состоит ткань, её свойства усадка или растяжение), крой и сборку изделия.
И все же основная форма моей работы – это практика и индивидуальный подход к каждому ребенку. Конечно, я использую и распространённые формы подачи материала- лекции, беседы, конспектирование. При этом мне непременно приходиться сталкиваться с целым рядом объективных и субъективных факторов, с которыми мне приходиться считаться. Таким образом, весь процесс обучения в кружке «Кройки и шитье» и «Моделирование и конструирование одежды» я строю на творческом потенциале учащихся. А творчество всегда связано с созданием, какого – то продукта – изделия. И только в процессе изготовления, какого – либо изделия происходит развитие художественных способностей ребенка.
На занятиях кружка «Кройки и шитья» открывается широкий простор для развития и выражения художественного вкуса ребенка. Приобщая детей к творческой работе в каком–либо виде искусства, мы развиваем его творческие способности и эстетический вкус, расширяем кругозор, воспитываем культуру художественного восприятия.

Характерные возрастные особенности детей разных возрастов.
Выбирая форму ведения занятия, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, их потенциальные возможности.
В моей студии занимаются девочки в возрасте от 9 лет и до 18лет
Это помогает мне проводить изучение материала в определенной последовательности и достигать намеченной цели работы.
Так дети в возрасте до 11 лет обладают ярко выраженным стремлением к самостоятельности, увлечением при выполнение задания. В то же время – некритичным отношением к результатом своего труда. Поэтому в первый год обучения учащейся этой возрастной группы изготавливают предметы, необходимые в быту: салфетки, грелки на чайник, комплекты для кухни, сувениры из лоскутков, шьют одежду для кукол и несложные вещи? Юбки, сарафаны, блузки. С ними я обрабатываю приемы технической последовательности, а также знакомлю с несложными видами отделки, такими как: аппликация (в различной технике), вышивка (простейшими швами: петельным, стебельчатым и тамбурным). Очень важно в работе с детьми этой возрастной группы, чтобы результат работы был не только сразу виден, но чтобы дети привыкали к творческому художественному труду, к аккуратности и стремились к итоговому результату. Именно с этой возрастной группы я провожу беседы по народным орнаментам в аппликациях из разных материалов. Даю представления о цвете. Обучаю детей простейшим навыкам шитья. Для детей младшего школьного возраста, характерны подвижность, любознательность, эмоциональность, неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном. Исходя из этой психологической характеристики, главной формой проведения занятия является игра. Вот один из примеров: Мы шьем на куклу. Для того, чтобы у ребёнка появился интерес к работе начинаем игру в ателье. Пришла кукла, выбрала ткань, заказала изделие, получила готовое платье. В игре, как правило, заняты парами. С детьми такого возраста я не использую чисто «теоретических» методов обучения, т.к. лекции по вопросам теории ими воспринимается трудно. Эти вопросы мы рассматриваем индивидуально в процессе практической работы. Так как возможности детей различны, то оцениваем каждую работу по конечному результату, и каждый ребенок получает свою порцию похвалы.
На каждом занятии в игровой форме повторяем технику безопасности, чтобы знать ее наизусть. Это нам необходимо, т.к. наш труд совмещен с иголкой, с швейными машинами (ручными, ножницами и электрическими), а также с электроутюгом. Навыки при работе с этими приборами будут необходимы учащимся и в дальнейшей жизни. Вряд ли взрослая женщина забудет эти простейшие правила, полученные на занятиях нашего кружка, и оставит включенный утюг, или не воткнет иголку в школьницу.
Дети в возрасте 12-14 лет более самокритичны, пытаются анализировать свою работу, но часто бывают нерешительными и проявляют склонность к подражательству.
Методика проведения занятия с детьми старшего возраста другая. Подростков характеризуют многочисленные сдвиги в физическом, интеллектуальном, эмоциональном облике, желание поскорее почувствовать себя взрослыми, у них повышенный интерес к общению. И если младшие школьники задаются вопросом: «Как быстро я сделаю ту или иную вещь?», не задумываясь над качеством изделия. Старшие девочки уже стремятся выполнять изделие качественно, порой на хорошем уровне, вкладывая в изделие усердие и аккуратность. Основная форма занятий с подростками это сочетание индивидуальной и групповой форм. Здесь я чаще использую беседы, лекции, рассуждения. Практикую встречи с мед. работниками, косметологом, с педагогом Изостудии. С этими девочками я уделяю большее внимание народному декоративно-прикладному искусству, которое вводит ребят в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм. Это вызывает живой интерес, эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь содействует формированию личности, воспитывает у детей интерес и любовь к искусству своего народа.
Занятие в студии помогают учащимся проявить себя и в школе уже с первого года обучения. Они стараются везде находить применения своим навыкам в общественно-полезном труде. Увлеченность делом постепенно увеличивает индивидуальные способности каждого ребенка, растет его творческий потенциал, возрастает интерес к истории возникновения одежды, к моделированию, совершенствуя свои умения и навыки, появляется необходимость трудиться.
Вот уже не один год я работаю по программе «Радуга». Где отражено в цветовом спектре обучение детей «от простого - к сложному». На протяжении всего обучения совместно с технологическим обучением, идет знакомство с художественными, литературными и музыкальными произведениями. Таким образом, в студии дети получают не только трудовые и профессиональные качества, но и приобщаются к искусству, знакомятся с работой других кружков ЦДТ. На протяжении многих лет работы, опыт показывает, что для закреплений этих знаний и лучшего восприятия, ребенку необходимо самовыражаться. А лучшее самовыражение для детей – это рисунок. Поэтому после совместных занятий с литературным кружком, с изостудией – учащиеся рисуют свои модели – осень, зима, весна; настроение и т.д. В этих рисунках ребенок раскрывается как художник - модельер для которого источником творчества является природа, литература, народный костюм, фольклор.

Народные традиции в моделирование одежды и отделке изделий
Моделирование одежды, разработка моделей, эскизов – сложный творческий процесс. Он требует знания основных законов и правил моделирования. На всех этапах моделирования одежды не только учитываются стиль и направления моды, но и решается вопросы, связанные с процессом ее изготовления, определяется методы обработки в соответствии с имеющимся оборудованием и технологическими свойствами материалов. Отличительными способностями современной моды являются универсальность, функциональность и демократичность. Она помогает найти пути и средства совершенствования индивидуальных качеств человека, воспитывая его на лучших образцах русской и национальной культуры с учетом современного дизайна.
В процессе обучения конструированию или моделированию одежды я стремлюсь побеседовать с учащимися. Так, например, изучая построение цельнокроеного рукава на основе народной рубахи, старалась дать сведения по истории и теории костюма, о национальном башкирском и русском искусстве, искусстве других народов населяющих нашу страну. Так как народная рубаха кроилась по прямоугольникам, а ее конструкция полностью зависела от ширины холста, то конструктивные линии данного изделия были прямыми, цельнокроеными. Одежда, проектируемая на такой основе легко «вживается» в сегодняшний день, полностью соответствует вкусам молодежи, роду их деятельности, отдыха, спортивных занятий и т.д. Характерная для народного искусства декоративность цветовых сочетаний находит постоянное отражение в моделировании детской и молодежной одежды. Этот процесс протекает в основном по двум направлениям:
1. подражание народным образцам
2. творческое развитие
О существовании первого направления свидетельствуют такие работы, в основе своей повторяющие форму и декоративный строй народной одежды, бытовых предметов или отдельных частей.
Изготавливая кисет с аппликацией в башкирском орнаменте, учащиеся повторяли форму народного кисета, используя орнамент и цвет, используемый народным творчеством. Народное декоративно – прикладное искусство обладает большими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, сувениров, украшений праздничных и других костюмов), но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.
При изучении аппликации можно рассказать девочкам немного истории, что аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемых и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стяжка, шва на одеждах из шкур животных. Эволюция аппликации прослеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки. Высоким художественным мастерством отмечены уже самые ранние из сохранившихся аппликаций Пазарыкских курганов (V – III вв. до н.э.).
Рассказывая кружковцам о возникновении аппликации, об исторических памятниках культуры, у учащихся расширяется кругозор, интерес к творческому труду, приобщению к истинно народному творчеству, но и появляется интерес к таким предметам как история и география. Ведь многие виды современной одежды заимствовали свои названия от местности, где когда – то начали изготавливаться. При изучении построения чертежа «Юбка - брюки» девочки живо интересовались, где же находится Австрийский город Брюгге, где очень давно, стала изготавливаться грубая шерстяная ткань «брюгге», из которой шилась грубая мужская одежда, впоследствии получившая название брюки.
Изучение памятников народного зодчества, деревянной домовой резьбы, народных промыслов, макраме позволяет художникам создавать, своеобразные рисунки тканей, находится новые линии в костюме, в декоративно – художественном оформлении одежды.
Простая фактура льна издавна уживалась с такими же простыми отделками из тесьмы, кружева плетеного или вязаного, вышивками. Народный костюм, соединивший в себе благородство и простоту, богатство отделок и яркость красок, подсказал мотивы новых решений в тканях и дал толчок к созданию оригинальных отделок. Отделка является элементом композиции и средством выразительности одежды. Для современной молодежной одежды характерны самые разнообразные виды отделки. Отделка может быть, как постоянной (вышивка, кружево, рюши, канты, рулики, бейки и т.д.), так и съемной (воротники, галстуки, банты, жабо и т.д.).
Занимаясь декоративно – художественными оформлением изделий, девочки получают глубокие представления о культуре и искусстве предков и сами становятся продолжателями традиций мастеров прошлого.
Учащихся, которые посещают занятия в ЦДТ, уже сегодня отличают художественный вкус, фантазия, наблюдательность. Они впитывают новые для себя понятия, по-своему видят людей, их походку, манеру одеваться, характеры. Они могут реализовать себя не только как создатели моделей, но и как манекенщицы. Такую возможность дает девочкам организованный на базе нашего кружка «Театр моды».
С помощью администрации ЦДТ мы приобретаем ткани, необходимую фурнитуру и создаем творческие коллекции одежды. Собственноручно выполненное девочкой изделие, являющееся завершенным не только с художественной точки зрения, но и несомненно яркий, эмоциональный стимул для дальнейшего совершенствования ребенка. Приобретенные навыки позволяют изготавливать более сложные вещи для себя и для своих близких. А на занятиях работать по принципу: «Научился сам – обучи другого».
Так как урокам обслуживающего труда в школе отведено крайне мало времени, то занятия в студиях ЦДТ помогают учащимся больше находить и углубить знания, приобщиться к творческому наследию народа, а также определиться в своей трудовой ориентации.
Я считаю, что именно изготовление и пошив одежды в национальной традиции, художественное творчество и трудовая деятельность находятся в теснейшем взаимодействии. В процессе создания изделия наиболее полно и гармонично переплетаются художественные навыки с трудовыми навыками, полет фантазии, богатство воображения с вдумчивым кропотливым трудом, который позволяет воочию увидеть его результаты. А это развивает такие качества у детей как: усидчивость, аккуратность, трудолюбие, творческую активность, терпение. «Какими бы современными, быстрыми и всемогущими ни были швейные машины, основа настоящего мастерства – в ручной работе». Образцы народного искусства, дошедшие до нас – это результат ручного способа выделки. Как только мы пытаемся воспроизвести подлинник, мы невольно возвращаемся к ручному труду. Использование мотивов народного искусства в современном моделировании одежды должно базироваться на ряд требований, которые я ставлю перед собой, перед тем как приступать к той или иной теме. Это:
1. Изучение источника, его специфики и принципов.
2. Знание основы творчества, его художественно – образной природы.
3. Способность художественно видеть, обогащать свой опыт.
4. знание технических возможностей производства предметов одежды
5. Следить за изменениями направления моды, стилей с учетом требований современности.

Активная работа студии «Конструирование и моделирование одежды» способствует и воспитывает трудолюбие учащихся, расширяет их политехнический кругозор, способствует воспитанию эстетической культуры, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, девочки смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Мы не ставим своей целью сделать из каждого ребенка профессионала в той или иной области художественного творчества. Мы только даем возможность раскрыться его индивидуальным творческим способностям, научиться видеть прекрасное вокруг себя, не забывать свои корни, а продолжать традиции народного творчества, пробудить любовь к труду, т.е. заложить в ребенке основы творца и созидателя, трудолюбивого и целеустремленного члена нашего общества – качества эти необходимы в любой профессии.
На каждом занятии я стремлюсь пробудить интерес и радость от работы с тканью, стараюсь, чтобы ребенок самостоятельно выполнял определённые сложные операции и был горд от выполненной этой работы. Стремлюсь привить интерес к портновскому делу. Конечно, я понимаю, что не многие станут портными, закройщиками, технологами или конструкторами швейного дела, но мой большой опыт работы говорит о том, что многим моим воспитанницам знания, преподаваемые в нашей студии, очень пригодились во взрослой жизни, которые они применяют до сих пор.

Артемьевских Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Красноуфимск, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования"
Дата публикации: 08.05.2017
Раздел: дополнительное образование

«Организация проектно-исследовательской деятельности с

детьми младшего школьного возраста в учреждении

дополнительного образования»

Ольга Александровна Артемьевских , методист

Муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»,

ГО Красноуфимск

Ключевые

слова :

проектно

исследовательская

деятельность,

педагогическая

технология, младший школьный возраст, палеонтология.

Учреждения дополнительного образования, как и школы озабочены

сегодня поиском нового содержания образования. Одной из форм является

проектно

исследовательская

деятельность. В условиях

дополнительного

образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, поэтому выбор

тематики

и проблематики

проектов

и исследований

обучающимися происходит в момент выбора направления дополнительной

образовательной деятельности при учёте возрастных особенностей детей.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на

интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых,

поэтому проект - это всегда творческая деятельность. Активное включение

ребёнка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать

человеческой

деятельности

социокультурной

среде. Основной

задачей метода

проектов

является

исследование

вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны

спланировать,

выполнить,

проанализировать,

естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных

моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться

строить свою деятельность совместно с другими, найти, добыть знания,

необходимые

выполнения

разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая

получают

необходимые

самостоятельно,

совместно

концентрируясь

живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях

Опыт работы в проектной деятельности.

Проектная

деятельность

учреждении

системный

характер. От индивидуального исследования проекта по теме, предмету, к

групповому

исследованию

широкого

областей

знаний. В прошлом году, с обучающимися 4 года по программе «Мир вокруг

руководителем

которого

подготовлен

палеонтологии «Загадки Пермского моря». В рамках работы над проектом

ставилась

о сновная

вовлечение

про ектную

исследовательскую деятельность. Наука палеонтология, с помощью своих

форм и методов изучения объектов дает большой простор для проведения

различных исследований.

известно – все новое вызывает у детей

познавательный

мотивирует

стремление

подвигает

самообразованию, активизирует творческую деятельность. В этом творческом

процессе

значение

придавалось

педагогике

сотрудничества,

родители

педагоги

становились

активными

участниками

помощниками в работе над проектом.

Первая встреча ребят с доисторическим миром случилась на первом

обучения.

побывали

экскурсии

«Окаменелые

сокровища

Пермского моря»

в Красноуфимском краеведческом музее и задумались, что

не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась

жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком

климате жили? Почему именно Пермский период имеет отношение к нашему

городу? У нас оказалось очень много вопросов, на которые хотелось бы

получить ответ. Поэтому у нас возникла идея создания проекта «Загадки

Пермского моря», чтобы обучающиеся могли многое узнать о Пермском

периоде и науке палеонтологии.

Мы побеседовали с родителями и решили данный проект представить в

виде коллективного информационно - исследовательского проекта с выходом

на создание мультипликационного фильма, который мог бы стать подспорьем

дополнением

изучению

Составленный совместно план работы помог нам организовать совместную

деятельность

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап

2. Моделирующий

3. Деятельностный

4. Оформление результатов проекта

5.Общественная презентация результата.

На подготовительном этапе мы поставили перед собой проблемные

сформулировали

инициативно-творческую

родителей,

разработали

программу действий на период проекта. Отправной точкой создания нашего

проекта стало посещение ещё в сентябре, Ключиковского карьера, где мы

экспонаты.

появилась

с о зд а н и я

палеонтологической экспозиции.

На втором этапе мы разрабатывали проект, определяли цели и задачи

проанализировали

проделанную

разработали программу наших дальнейших действий и распределили объём

предстоящих

попросили

обучающегося

поработать

родителями

постараться

ответить на вопрос: «Что мы знаем о палеонтологическом прошлом нашего

края? И знаем ли что – нибудь, не привлекая дополнительные источники?».

После сбора информации у нас прошло занятие «Пермское море – что

мы о нем знаем?», где каждый ребенок рассказал о том, что ему известно о

Пермском периоде. Мы посетили несколько познавательных занятий и мастер

– классов в нашем краеведческом музее,

пообщались с палеонтологами –

любителями

познакомились

профессией

палеонтолога

рамках интеллектуально

творческой

игры. Провели

анкетирование.

Третий этап – деятельностный . На этом этапе мы занимались сбором

серьёзной информации

подготовки

мультфильма

методических

анализировали

документальные

архивные

источники,

Интернет-ресурсы,

периодические

палеонтологии и истории Пермского периода.

Вместе с этим мы готовили

будущего

мультфильма

пластилина

Пермского моря, готовили декорации будущего моря, учились работать в

программах «Киностудия Windows

«Звукозапись»,

позволяющих

создавать мультипликационные шедевры.

Четвертый этап – оформление результатов . Следующим шагом для

оформление

результатов

проектной

деятельности: методических

пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря – паззлов «Трилобит»,

раскраски для детей «Обитатели Пермского моря», развивающей игры для

учащихся младших классов«Узнай кто я?», создание мультфильма «Загадки

Пермского

составление

фотоотчета,

обсуждение

представления полученных результатов.

Заключительным

этапом

общественная

презентация результата работы над проектом, которая была представлена на

муниципальном конкурсе проектов и Всероссийском конкурсе «Первые шаги

в науку», где наши обучающиеся со своим проектом «Загадки Пермского

моря» заняли первое место.

палеонтология

огромный

материал

понимания

современного

растительного

животного

предоставляет

уникальную

возможность

освоения

неисчерпаемых

информационных

ресурсов,

приобретения

развивает

интеллект,

пытливость,

любознательно сть,

целеустремленность, желание и умение познавать каменную летопись Земли.

Внедрение проектно-исследовательских технологий помогает нашему

учреждению дополнительного образования повышать качество образования в

учреждении, добиваться творческих успехов, а самое главное привлекать

детей к новой форме деятельности, и учить их видеть то, что они ранее не

замечали или просто не понимали.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...