"педагогические мастерские" - технология на уроках физики. Из опыта работы учителя физики

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не волшебник. Я учитель самого интересного школьного предмета. Физики. Почему? Да потому, что именно физика раскрывает душу природы, именно он помогает находить обычное в необычном и необычное в обычном.

Нас физика, повсюду окружает.

Из дома в школу утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,

В кабине лифта ощутить падение,

На тратуаре – сильное скольжение.

А вот и школа – вечное движение!

Тема нашего сегодняшнего мастер-класса: «Физика вокруг нас».

Из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников интерес к своему предмету, раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка через призму физики. Поэтому своей задачей, своей педагогической миссией я считаю необходимость научить жить ребёнка в мире творчества, в мире красоты и гармонии с природой,

ведь физика – это наука о природе, не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.(Ф.И.Тютчев)

С первых минут урока важно создать положительно эмоциональный настрой .

    А сейчас давайте "Улыбнемся друг другу и скажем: «Как я люблю физику!", т.о. данным приемом мы способствуем эмоциональному настрою учеников на урок.

Иначе настроить ребят можно с помощью интересной задачи.

Например:

Дано : солнечный луч (ребенок)

Получить : радугу.

Что для этого необходимо?

Давайте послушаем, что у вас получилось…..

- Дождь! Капельки которого служат призмами, преломляющими солнечный свет.

Молодцы, спасибо!

А дождевые капельки моей работы - методы и приемы, направленные на развитие образно - эмоционального мышления, которое способствует творческой самореализации учащихся, формированию креативного мышления и развитию творческих способностей в процессе обучения физики.

(КАМЕШКИ)

    Говорят, чтобы привлечь внимание детей, их нужно постоянно удивлять и озадачивать. И хотя мы с вами не дети, однако, удивляться и решать задачи нужно в любом возрасте.

Я попрошу моих помощников выполнить своеобразную работу.

Запустите руки в эти мешочки, но не смотрите, что в них.

Что вы ощутили?(Ответы учителей).

Давайте извлечём содержимое и посмотрим, что у вас.

А что бы дети сказали, какие они, какой формы? Что их объединяет? Чем они отличаются?

Подведем итог - в этом задании предложенная проблемная ситуацию, позволяет детям самостоятельно определить тему и цели урока

    Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Я хочу показать применение технологии на уроке физики в 8 классе по теме, которую вы сейчас угадаете сами.

Сейчас я вам раздам карточки (или лежат на столах)

Вам необходимо показать с помощью пантомима то, что изображено на картинке. Задача всех остальных угадать.

(Звучит музыка, группы работают)

Кто готов, пожалуйста команда №1

(показывает, все угадывают, на слайде высвечивается картинка)

Правильно, это вода…, облако, сосулька

И, так:

Вода.

В каком состоянии она находится?

Облако.

Сосулька.

В каком состоянии находится вода?

Спасибо, по вашему мнению на каких этапах урока это можно применить?

    Одна из главных задач обучения - развитие творческого мышления учащихся. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из различных источников. Это приводит к тому, что учащихся бывает трудно удивить, сообщая им какие-то сведения, не являющиеся для них новыми. Поэтому, что бы уроки были интересными, непохожими друг на друга в своей работе я использую игровые ситуации.

Игровой момент на уроке может быть связан не только с проблемой обучения школьников, но и их воспитания. Познавательные игры в старших классах быстро превращаются в серьезный учебный труд, в процессе которого развиваются такие черты, как выдержка, самостоятельность, воля к преодолению трудностей, настойчивость.

Я предлагаю каждому команде разгадать по одному ребусу.


ответы: колебание, резонанс, маятник

Какую большую тему связывают эти слова? Ответ: «Колебания и волны»

    Большой интерес у детей вызывают наблюдения и опыты. Я предлагаю вам провести в группах экспериментальное задание.

Первая группа.

(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Вопрос.

Ответ.

    Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

    Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?

    Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние (твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?

Вторая группа.

План исследования сердечного ритма.

    Посчитайте пульс.

    Заполните таблицу, вычислите период, частоту, используя соответствующие формулы и постройте график колебаний.

    Проанализируйте полученные результаты.

Пульс

Время,с

Период, с

Частота, Гц

Циклическая частота, Гц

Колебания


Третья группа.

Задание: Определить плотность продуктов питания, упакованных в пачки правильной формы: масло сливочное, сыр плавленый, халва

А теперь кратко опишите опыт и полученный результат.

    На своих уроках я применяю интерактивную доску, сейчас предлагаю вам ответить на вопросы-1,2,3.

    А теперь решим задачу (1мин), проверим.

ВЫВОД

7. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. Сейчас мы все вместе составим (сотворим) синквейн.

Слово «синквейн»

    1 строка

    2 строка

    3 строка

    4 строка

    5 строка

Например

Молекула.
Маленькая, подвижная.


Частица.

Физика.
Нужная, интересная.

Физика-наука о природе.
Наука.

Я считаю, что одним ближе физика, дугим ботаника, кому-то нравится математика, а кому-то история. Каждый человек особенный, поэтому и его взгляд на мир неповторим. И если вас увлек волшебный мир физики – смелее идите на встречу этой древней науке, она того стоит.

    Рефлексия

У вас на столах лежат своеобразные «Термометры », предлагаю отметить свое эмоциональное состояние по проведению мастер-класса на шкале термометра.

Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничны. Но все мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей неповторимости в этом мире.

Учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное.

Кто сказал, что физик не поэт?

Может он стихи писать, как бог.

Кто сказал, что скучен белый свет?

Он расцвечен спектрами дорог.

Физики счастливей всех людей,

С ними даже Время откровенно.

Им видны и смысл, и красота

В дебрях самых сложных уравнений,

А ещё им снится иногда

Звезд далеких - бурное рождение!

Благодарю за сотрудничество! Желаю творческих побед!

    Применение устного народного творчества

    • загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. Например, при прохождении темы «Испарение конденсация» можно применить следующие загадки:

    Вечером на землю слетает, ночью на землю пребывает, утром опять улетает (Роса)

    Подходила – грохотала, стрелы на землю метала (Туча)

    И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней)

    Над рекой и над долиной висит белая холстина (Туман)

    Не вода, а из чайника горячим идет (Пар)

А вот пословица «Коси коса, пока роса, долой и мы домой».

    Уравнение гармонических колебаний тела x = 0,2·cos(π t) в (СИ). Найдите амплитуду, период, частоту. Определите смещение тела через 2 с.

    Напишите уравнение гармонических колебаний, если за 1 мин совершается 60 колебаний; амплитуда равна 8 см.

    Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебания 5 Гц. Какова длина волны?

    По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду и период колебаний маятника.

Задачи для зайца

    Определите по графику, приведенному на рисунке длину волны.

    Найдите амплитуду, период и напишите уравнение колебаний x(t).

    Напишите уравнение гармонических колебаний, если частота равна 0,5 Гц, амплитуда 80 см.

    Определите длину звуковой волны с частотой колебаний

16 Гц.

    Рыболов заметил, что за 10с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн равно 1,2 м? Какова скорость распространения волн?

Подведение итогов работы в парах

СИНКВЕЙН

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существует определенный строгий алгоритм, где:

    1 строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    2 строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    3 строка -образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

    4 строка -фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    5 строка -одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.


С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания.

А сейчас немного поработаем (1 ком – прилагательные, 2-глаголы,3-фраза из четырех слов)

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика-наука о природе.
Законы.

Конечно же, коллеги, каждый из нас, мастер, творец детских душ, созидатель прекрасного, может быть даже волшебник. А потому давайте вдохнём немного новизны, фантазии в наше творение. Смотрите, получилась замечательная картина. Креативно? Так и учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное. Каждый по-своему, каждый по-разному вдохновляет и окрыляет своих учеников

Рефлексия

Еще использую прием рефлексии «Термометр ». Учащимся предлагаю нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока.

Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничны. Но все мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей красоты и неповторимости в этом мире.

Слайд (картина)

Ничто прекрасное бесследно не теряется. Не надо бояться бросать семена красоты по дорогам. Они останутся там лежать неделями, может быть годами, но они не истлеют, подобно алмазам, и, в конце концов, кто-нибудь заметит их блеск, подберёт их и уйдёт счастливый.

Благодарю за сотрудничество!

Желаю творческих побед!

Методы интерактивного обучения

    Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

    Упражнения - энергизаторы

    Работа в группах, парах

    Кооперативное обучение

    Ролевая (деловая) игра

    Аквариум

    Карусель

    Дерево решений

    Броуновское движение

    Синквейн

Учитель на современном уроке должен выступать как организатор деятельности учащихся. Поэтому на первый план выходит задача - научить учащихся учиться, т.е. реализовать мысль К.Д. Ушинского: «Наставник должен только помогать воспитаннику с трудностями постижения того или иного материала: не учить, а только помогать учиться».

Организовать учебный процесс таким образом, чтобы, используя различные источники, ученики, могли бы сами добывать знания, поможет нетрадиционная форма преподавания «Педагогические мастерские». Эта методика хорошо изложена Н.В. Шкляевой в газете «Физика» № 21/2004 г.

Педагогические мастерские – необычайная система обучения и нестандартная форма учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость творчества. Это здоровьесберегающая технология. Выразить сущность этой методики не просто, ее надо видеть и пережить.

Принцип мастерской: «Все равны в способности стать выше того уровня человечности и образованности, на котором находится каждый». «Каждый способен к творчеству» - Л.С. Выгодский.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. А мастерская – это метод, который позволяет и детям, и взрослым воспринимать новое без нажима со стороны учителя. В мастерской работают все, хотя на тебя, на твою манеру поведения никто не обращает внимания. Традиционная методика преподавания не раскрывает до конца творческий потенциал человека, закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими, она предлагает истину: «Делай как я». Закон же мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам». В работе мастерской имеет значение не только результат творческого поиска, не менее важен, а иногда и больше, сам процесс. Каждый должен попробовать изобрести свой «велосипед», свое «колесо». Здесь ученик может использовать всю информацию, полученную из самых разных источников.

Мастерская является технологией проблемно-поискового обучения. Часто на уроке по традиционной методике учитель навязывает проблему ученикам. Он приходит в класс и объявляет: «Тема нашего урока….. Сегодня на уроке нам предстоит решить проблему… Цель нашего урока..». Или учитель предлагает учащимся решить проблемную задачу, для решения которой у учеников недостаточно знаний. Важное отличие новой технологии: Мастер не ставит сам проблему. Его труднейшая задача подобрать на начальном этапе урока такое задание, который «наведет» в умах учеников мотивационный вопрос. Этот проблемный вопрос должен быть связан с потребностями и интересами школьника. Важно, чтобы встреча с проблемой происходила в ходе какой-то деятельности, уже осуществляемой учеником, и опиралась на имеющийся у учащихся жизненный опыт.

Мастерская является средством для реализации образовательной и воспитательной функции обучения. Ученики на этом уроке испытывают эмоциональный подъем в творческих ситуациях, чувство новизны и необычного, раскованность мыслей. У них развиваются такие важные качества: когнитивные: умение видеть, любознательность, умение задавать вопросы; оргдеятельные: получать и осознавать свои результаты, сравнивать их с аналогичными результатами одноклассников, коммуникативность.

При всем разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.

  1. «Индуктор » - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, начало мотивирующее творческую деятельность каждого.
  2. Работа с материалом – текстом, красками, звуками, с природным материалом, с моделями и схемами. Это «деконструкция» - превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, тот первоначальный «хаос», из которого когда-то родились свет и тьма… А затем последует «реконструкция» - создание своего мира: текста, рисунка, закона. Изобретение велосипеда.
  3. «Социализация» - пронизывает всю работу. Это соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Ставится задача не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
  4. «Разрыв» - кульминация всего творческого процесса. Разрыв – как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. И проявляется информационный запрос. У каждого – свой запрос.
  5. Последний, обязательный этап: рефлексия . То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные осуждения: «Это хорошо, это дурно», - а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

А результат? Видимо, он зависит то типа мастерской. Создавая мастерскую, учитель предварительно работает с большим объемом информации, чтобы в мастерской остаться в тени. Мастерами не рождаются, ими становятся.

Считаю, что мне повезло, т.к. я прошла, хорошие курсы повышения квалификации в Санкт-Петербурге в Университете Повышения Мастерства и познакомилась с методикой проведения «Французские мастерские». Я благодарна всем педагогам, которые познакомили меня с этой методикой.

Я рада сотрудничать со своими коллегами, и предлагаю уроки, которые я постоянно провожу.

Мастерская «Смачивание, капиллярность, силы поверхностного натяжения», 2 ч. 7-й класс.

Урок изучения нового материала (по программе Гуревича А.Е. «Физика 7 класса»)

Я провожу этот урок как один, состоящий из трех частей, а можно каждый урок проводить как самостоятельный. Тогда рефлексия проводится после каждого урока.

Цель мастерской:

Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.

Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приемы, способы:

Анализ собственного опыта;
-обмен мнениями, групповое обсуждении, дискуссия;
-эксперимент.

«Смачивание и несмачивание»

Цель: изучить явление смачивания на основе внутреннего строения жидкости.

Оборудование:

1). На столе учителя – паяльник, припой, полотенце, вата, бинты, проявитель и закрепитель для печати фотографий.

2). На каждую парту – пипетка, стакан с водой, вощеная бумага, простая бумага, скотч, краски, фломастеры, цветные карандаши, рисунки, учебник.

(Тему урока называю не вначале урока, а в ходе урока)

Этап мастерской Учитель Ученики
Индуктор -Сегодня мы будем изучать свойства жидкостей. Я прошу нарисовать воду.

Рисунки прошу вывесить на доске.

Похвалы достойны все. Но тот, кто придал воде форму капли особенно.

2-3 минуты дети рисуют.

Все рисунки оказываются разными.

Социализация. -Изучите форму капель воды, используя слегка подкрашенную воду, вощеную и простую бумагу, пипетку. Для этого капните воду из пипетки на оба листочка бумаги. Размеры капель могут быть разными. Обратите внимание на форму капель.

Нарисуйте форму капель в первом и во втором случае. Сравните рисунки в группе.

Опустите в стакан с водой вощеную бумагу, затем простую. Обсудите в группе результаты опыта.

Проделывают опыты, наблюдают, рисуют, обсуждают.

При обсуждении результатов оказывается, что дети делают много открытий. Например, вощеная бумага не впитывает воду. Маленькие капельки расположенные близко при движении сливаются в одну большую. Формы капель отличаются. Вощеная бумага не намокает и капля круглая. Бумага простая намокает, капли растекаются.

Афиширование -Прошу рисунки капель вывесить на доске.

Что вы наблюдаете? Задайте вопросы.

Воск

Смачивание

Несмачивание

«Явление капиллярности»

Цель: качественное рассмотрение зависимости капиллярного подъема жидкости от плотности, степени смачивания, радиуса капилляра.

Оборудование:

1). На столе учителя – сообщающиеся сосуды, видеозапись опыта с капиллярными трубками и движения крови по капиллярам, видеомагнитофон, спиртовка, вата, бинты, полотенце.

2). На каждую парту – стаканы с водой или другой жидкостью, промокательная бумага и полоски разных тканей.

Этап мастерской
Индуктор - У вас на столе: стаканчики с водой, промокательная бумага и полоски ткани. На промокательной бумаге и полосках ткани снизу отметьте 1см и проведите черту. Проделайте опыт – опустите промокательную бумагу и ткань до метки в воду, пронаблюдайте. Что вы заметили? Проделывают опыт.

Чаще встречается вопрос – почему вода поднимается?

Социализация. Демонстрирует сообщающиеся сосуды, обращает внимание на уровень свободной поверхности в сосудах. Демонстрирует запись капиллярные сообщающиеся сосуды, обращает внимание на уровни свободных поверхностей жидкости и опыт – опускаем узкие трубки в сосуд с водой и смотрим подъем воды в зависимости от радиуса капилляра.

Не забывайте, вода имеет тяжесть.

Обсуждают в группах. Громко называют вопросы и свои догадки. Почему разные уровни? Наверно причина в размере трубок. Возможно, внутри промокательной бумаги и ткани тоже трубки разного диаметра? Почему жидкость поднимается?
Социализация.

Самокоррекция

Узкие трубочки называются капиллярами. Тема урока «Капиллярные явления». (Словарная работа) Члены группы читают разные абзацы параграфа. Затем пересказывают их друг другу и готовятся рассказывать классу.
Афиширование Что удерживает жидкость в трубке или что заставляет ее подниматься?

От каких величин зависит высота капиллярного подъема (опускания) жидкости?

Каждая группа рассказывает.

И говорит, что высота подъема жидкости зависит от диаметра трубки, от плотности жидкости, от рода жидкости.

Разрыв Записывает формулу на доске, без вывода.

Демонстрирует видеозапись движения крови по капиллярам.

Где проявляются капиллярные явления? Прошу составить групповой рассказ о применении этого явления, используя учебник и дополнительный материал

Словарная работа.

Капилляр –

1) очень узенькая трубочка;
2) самый маленький кровеносный сосуд.

Капиллярность – свойство жидкости, всасываясь, подниматься или опускаться по волосным каналам.

Для закрепления полученных знаний можно предложить задачи:

1. Дж.К.Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»

Однажды мы захватили в дорогу керосинку, но это было в первый и последний раз. Целую дорогу мы провели словно в керосиновой лавке.

Керосин просачивался. Я не знаю, что еще обладает такой способностью просачиваться, как керосин. Мы держали его на носу лодки, и оттуда он просочился до самого руля, пропитав по пути всю лодку и ее содержимое, и расплылся по реке, и въелся в пейзаж, и отравил воздух.

Как можно объяснить это явление?

Ответ: Керосин хорошо смачивает поверхность многих тел, поэтому тела, пронизанные большим числом капилляров, его активно впитывают.

2. Прошел человек по сырому песку,
Водой напитался оставленный след.
За ним и другой..
Объясни, почему?
Кто даст Василисе Премудрой ответ?

3. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

Гулливер готовил лодку к отплытию. Лилипуты оказывали ему всяческое содействие.

«Пятьсот человек под моим руководством сделали два паруса…Мне дали жир трехсот коров для смазки лодки..»

С какой целью лодку смазали жиром?

«Образование жидкостных пленок».

Цель: рассмотреть проявление сил поверхностного натяжения в различных опытах и явлениях, форму свободных поверхностей пленок.

Оборудование:

1). На столе учителя - каркасы из проволоки разной формы для демонстрации мыльных пленок, стакан с мыльным раствором.

2). На каждую парту – 2-е монеты 20 руб., пипетки, стакан с водой, стакан с мыльным раствором, кисточки.

Этап мастерской
Индуктор -У вас на столе стаканчики с водой, пипетка, 20-тирублевая монета. Аккуратно подложив под монету салфетку, как можно больше капель воды уместите на монете.

Я предлагаю опыт повторить на другой монете, используя мыльную воду. Результаты, конечно, сравнить.

Опустите кисточку в воду, затем поднимите ее из воды.

Начинается соревнование. Кто побьет рекорд? (Результаты записываются на доску, при этом делается открытие). «Капля как живая, она колеблется, но не разливается. Она как будто обтянута пленкой» - говорят дети.

На монете удерживается другое число капель.

В воде волоски кисточки распушились, на воздухе – слиплись.

Социализация. Какие вопросы у вас возникают? Что это за пленка, как она возникает? Почему разные жидкости, удерживают разное количество капель?
Социализация.

Самокоррекция

Тема урока «Образование жидкостных пленок». Ребята, где мы можем найти объяснение этого явления? Конечно, в учебнике. Члены группы читают разные абзацы параграфа. Затем пересказывают друг другу и готовятся рассказывать классу.
Афиширование В чем секрет? Каждая группа рассказывает.

И говорят, что высота подъема жидкости зависит от диаметра трубки, от плотности жидкости, от рода жидкости.

Разрыв - Где проявляются эти явления? Прошу составить рассказ о применении этого явления. Раздаю дополнительный материал. Ученики индивидуально используют дополнительную литературу, затем работают в группах.

Домашнее задание.

Рефлексия.

Мастерская «Плавает или тонет?», 1 ч. 7-й класс.

Цель мастерской:

Образовательная: изучение условия плавания тел и возможности использовать его в повседневной жизни.

Развивающая: развивать умения видеть в явлениях окружающего мира действие законов физики; развивать способности анализировать, делать выводы, логическое мышление и экспериментальные навыки.

Воспитывающая: убеждение в существовании закономерностей в природных явлениях; в познаваемости окружающего мира; создание позитивного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Оборудование:

1). На столе учителя - аквариум с водой, лист жести, жестяная коробочка, шарик, наполненный гелием и пустой шарик, большая льдина, дробина, две чашечки. Плакат «Условие плавания тел».

2). Для работы учеников по группам: 1) медный цилиндр, стаканы с водой, груз, динамометр, три груза на ниточке (одно тонет, одно плавает, одна всплывает, таблица плотности вещества, комплекты тел одинакового объема.

Ход урока

  1. Сформулируйте закон Архимеда.
  2. Как рассчитать силу Архимеда?
  3. От каких величин зависит выталкивающая сила?
  4. Какие тела действуют на тело, погруженное в жидкость?
  5. Как называют силы, действующие со стороны этих тел?
  6. Против какой силы действует сила Архимеда?

Изучение нового материала.

Индуктор Учитель: Давайте поиграем в угадайку «плавает или тонет?».

Большая льдина и малая дробина?

Лист жести и коробочка, выполненная из такого же листа?

Чашечка?

(После ответов учеников, указанные тела, опускаются в аквариум и демонстрируют, что одно тело тонет, другое плавает)

Надуйте шарик. Сравните с шариком, наполненным гелием?

Социализация. Разрыв. Учитель: - Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос –при каком условии тело будет плавать, а когда утонет. Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

Ученики: 1) сравнить силы; 2) сравнить плотности.

Учитель: предлагаю практическую работу по группам.

Класс делится на 5-ть групп.

1-я группа – измерить объем тела с помощью измерительного цилиндра и вычислить силу Архимеда, результаты записать на доске. Оборудование: 3-и тела на нити одинакового объема, измерительный цилиндр.

2–я группа – с помощью динамометра измерить силу тяжести 3-х тел одинакового объема, и записать результаты на доске.

3-я группа – сравнить плотности 3-х тел с плотностью воды, пользуясь таблицей плотности тел. И результаты записать на доске.

4-я группа – используя весы и разновески, определить силу тяжести тел и результаты записать на доске.

5-я группа – используя 3-и тела, сливной стакан, весы и разновески, определить силу тяжести вытесненной воды.

Социализация. Самокоррекция. Учитель: посмотрите на результаты опытов и выведите условия плавания тел. Обсудите свои мысли в группах. Представьте, что вы группы ученых, издайте закон плавания тел и подпишитесь своими именами.

Ученики: обсуждают результаты и вывешивают на доске.

Учитель: вывешивает плакат «Условие плавания тел». Сравните свои результаты с плакатом и запишите в тетрадь.

Разрыв. Учитель: приготовить сообщение - плавание судов и подводных лодок, рыб и объясните результаты опытов, поставленных вначале урока.

Рефлексия. Учитель: на листочках с изображением кораблей напишите и сдайте мне – «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство у вас после урока»

Учитель: Ну а теперь выясним, кто из вас достоин звания лучшего знатока закона Архимеда.

  1. Отец и маленький сынишка ныряют в воду. Кого вода выталкивает и почему?
  2. Где легче удерживать кирпич в бензине или в керосине?
  3. Можно ли потушить водой горящий керосин?
  4. В сосуде плавает деревянный брусок с крючком. Определите выталкивающую силу, располагая только динамометром. Как это сделать?
  5. Деревянный брусок плавает вначале в керосине, а затем его переложили в воду. Где выталкивающая сила больше?
  6. Будет ли на Луне выталкивающая сила такой же, как на Земле?
  7. Почему воздушные шары поднимаются лишь до некоторой высоты, а дальше не могут?

Домашнее задание.

Из опыта работы учителя физики МБОУ « Петропавловская средняя школа» Селетковой Таскиры Мухаметгалиевны.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту физического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

Дать учащимся качественное образование по физике;

Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

Привить навыки самостоятельной работы. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

Совершенствование форм организации учебной деятельности;

Использование новых педагогических технологий, эффективных методов обучения;

Развивать и укреплять интерес к физике.

Все это позволяет мне развивать личность ребенка в соответствии с его способностями, интересами, возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых - действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.

В своей работе стараюсь подбирать дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся. Уделяю внимание здоровьесберегающим технологиям обучения. По возможности стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, паузы. Стараюсь исключить из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей.

Моя методическая тема «Исследовательская работа на уроках физики». Выбор этой темы обусловлен тем, что общество выдвигает новые требования к воспитанию и обучению детей. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Стараюсь развивать и поддерживать интерес к предмету. На средней ступени обучения включаю в урок игровой момент, качественные задачи, исторический и занимательный материал; на старшей ступени - проблемная ситуация, исследовательская работа, самостоятельное творчество. Задаю домашнее задание, содержащее творческую, самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

В своей педагогической деятельности использую технологии:

развития творческих способностей в процессе обучения физики

личностно-ориентированную

разноуровневого обучения

проблемного обучения

тестовые технологии

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: интеллектуальные игры, викторины, провожу вместе с учителями математики физико - математическую неделю, олимпиады, веду элективные курсы в 10 и 11 классах по теме

«Решение разноуровневых задач», каждый год участвуем в районном «Дне физики». В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и продолжению дальнейшего образования. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую деятельность.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольная работа, самостоятельная работа дифференцированного характера, зачеты, тестирования. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце - итоговые. Анализирую результаты контрольных работ. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через участие в семинарах, изучение опыта коллег (печатные издания, образовательные порталы, личные сайты педагогов), посещение уроков, в 2013 году проучилась на курсах повышения квалификации по теме « Метапредметная деятельность,как условие реализации ФГОС».

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем. Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Считаю, что мне ещё многому предстоит научиться. Педагог должен постоянно совершенствоваться, своевременно откликаться на запросы современного общества.

Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок.

Эрнест Резерфорд

О себе

В 1995 г. окончил Томский государственный педагогический институт по специальности "физика" с дополнительной специальностью "математика", квалификация "учитель средней школы". Стаж педагогической деятельности 20 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги Майкла Крайтона, А́ллена Карра.

Мой взгляд на мир

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Все принимая, что есть на свете...

С. Есенин

Мои достижения

Финалист конкурса учителей физики и математики «Лучший по профессии» с международным участием в номинации «Лучший учитель физики» 2012г.

Лауреат I степени Конкурса учителей физики и математики "Лучший по профессии 2015" в номинации " Лучший учитель физики".

Моё портфолио

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

Современная физика оказала влияние почти на все стороны нашей жизни. Физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит его ориентироваться в шкале культурных ценностей. Естествознание открыло ряд важных истин, которые стали общечеловеческим достоянием. Физикой была выявлена особая роль законов сохранения. Закон сохранения энергии – основа функционирования всего мира. Но человек сегодня очень грубо нарушает эти законы. Физика обращает нас к глобальным экологическим проблемам, указывая на то, где человек делает ошибку. Как бы пафосно это ни звучало, именно эти истины я хочу донести до детей.

На мой взгляд, углубляться в сложные математические вычисления или сложные эксперименты не главное в обучении физике. Я стараюсь максимально упростить понимание того или иного закона, понятия, а главное – поставить вопрос «Почему…?». К сожалению, ответ на этот вопрос далеко не всегда можно найти в учебнике, и это большой минус. Я учу ребят видеть смысл в каждом понятии, букве, цифре. По-другому просто нельзя, но дается это очень непросто. И пусть ученик, уходя с занятия, не запомнил формулировку закона, главное то, что он понял его смысл и практическую значимость. Например, закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. Звучит пугающе, но, если представить смысл этого закона через пословицу, то звучит она очень просто: «как аукнется, так и откликнется». Или рассмотрим понятие «инертность». Инертность в физике – способность тела сохранять свое состояние движения (покоя). Чем больше инертность тела, тем меньшее ускорение оно приобретет при взаимодействии. Это понятие интересно для нас тем, что в физике, как и в жизни, обозначает сходное явление, только в повседневности мы чаще называем инертность обычной ленью. Или практическая значимость давления в жидкости p=ρgh (правая часть формулы читается как «ро же аш»), которая изучается в 7 классе. Ученики основательно усвоили смысл этой формулы: если ныряешь глубоко, то «рожа аж» красная. И таких примеров множество.

Передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения интереса к урокам физики повысить качество знаний у учащихся. Отсюда вытекают перспективные задачи: 1.Заинтересовать детей физикой при помощи демонстрации виртуальных физических экспериментов (с использованием ИКТ). 2.Развивать творческие способности учащихся. 3.Совершенствовать умения и навыки детей. 4.Научить быть более самостоятельными при изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике и подготовке к ЕГЭ.

Для повышения своего профессионального мастерства я использую постоянно обновляющиеся интернет-ресурсы, продолжаю работать над темой самообразования «Применение ИКТ на уроках физики». Современный ученик должен иметь достаточно широкий кругозор, соответствующий уровню знаний современного общества, поэтому информационно-коммуникативные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса. Я провожу уроки и внеурочные мероприятия с использованием компьютерных технологий, которые отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока. Особенно продуктивным считаю демонстрацию на уроке интерактивных опытов и мультимедийных фрагментов. Удивительно, но ученики лучше всего запоминают материал из программы «Галилео», в которой ведущий в увлекательной форме показывает физические эксперименты.

Использование ИКТ на уроках физики позволяет рационально распределить время, создать деловую рабочую атмосферу, активизировать деятельность школьников, эффективно организовать работу по закреплению навыков самопроверки и взаимоконтроля учащихся. Я выступаю в роли организатора и координатора действий учащихся, а процесс обучения перерастает в процесс самообучения, самопознания и самоуправления, становится более интересным, качественным и эффективным.

На уроках я применяю различные формы контроля: вводный, поэтапный, итоговый. Профессионально владею нормами оценки умений и знаний учащихся. Для проверки знаний использую различные методы, начиная с фронтальной беседы, индивидуального опроса и заканчивая тестовой проверкой. При фронтальном опросе создаю нестандартные ситуации, привлекаю всех учащихся к активному участию в поиске более точных ответов на поставленные вопросы. Также владею современными образовательными технологиями и методиками (личностно-ориентированными, информационно-коммуникативными, здоровьесберегающими) и систематически использую их в практической профессиональной деятельности.

В работе я опираюсь на педагогику сотрудничества, предполагающую перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание групповой и коллективной деятельности учеников. Считаю, что возникающий в такой учебной деятельности мотив социального сотрудничества является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Стремлюсь всячески пропагандировать и настойчиво внедрять инновационные технологии, способствующие более эффективному усвоению каждым учащимся знаний в области физики. Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, дает возможность учащимся выбрать уровень, в наибольшей степени соответствующий их природным задаткам и способностям. В частности, это учтено в «домашних контрольных» – тестовых работах, которые я задаю на дом перед классными контрольными. Ученики сами выбирают уровень задач, а также по таблице баллов могут просчитать свою оценку.

Принцип индивидуализации обучения считаю важнейшим в своей работе. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача – обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и вопросов для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам.

В коллективе учеников всегда стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат, поэтому строю уроки на взаимном доверии, уважении, открытости. И в результате: полная успеваемость обучающихся, желание изучать физику и углублять знания по предмету, успешное продолжение физического образования выпускников в вузах.

Стремясь развить познавательный интерес учеников, привлекаю их к участию в предметных олимпиадах. Мои ученики являются победителями и призерами различных школьных, районных, региональных олимпиад и конкурсов. Самой значимой для меня победой является первое место в областном командном соревновании школьников на лучшее решение физических задач, которое заняли ученики десятого и одиннадцатого классов нашей школы. Это произошло впервые в истории Молчановского района, конкурс проходил весной этого года в городе Томске.

За многие годы педагогического труда в ставшей родной школе с детьми сложились отношения, основанные на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия. Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для самореализации и самосовершенствования обучающихся через личностно-ориентированный подход к обучению, повышение мотивации к предмету, сохранение и укрепление здоровья детей. Также считаю своим долгом не только дать детям определенный объем знаний, но и сформировать потребности и умения организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики. Цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится развить у обучающихся интерес к учебе, воспитывая всесторонне развитую творческую личность. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими постулатами: уважай в ученике Личность; относись к другим так, как ты хотел, чтобы относились к тебе; постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования; передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем дальнейшем образовании.

Каждый учитель хочет заинтересовать учащихся своим предметом. Моё кредо учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным. Кредо педагога – вырастить ученика нового поколения: творческую, критически мыслящую личность, способную найти своё место в жизни, адаптироваться в современном обществе. Это станет возможным лишь тогда, когда каждый учитель будет помнить о том, что ребенок – уникальная личность, когда педагог проникнется чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, будет восхищаться его инициативой и самостоятельностью, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, будет учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Как учитель физики я обязан передавать детям предметные знания, учить их грамотно мыслить, обобщать, сопоставлять, анализировать. Но я также вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Я стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать. Каждый мой ученик знает, что, если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. Не стыдно не знать, стыдно – не учиться.


2018- 2019 год

Опыт работы учителя физики

МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3 им. генерала А.И. Елагина» Белоусовой Галины Викторовны.

Проблема. Использование метода исследовательских проектов учащихся как способ повышения мотивации при изучении физики.

Условие возникновения проблемы. Поиск новых форм и методов, с помощью которых ученики сами в процессе той или иной деятельности добывают необходимые им знания.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Учитель призван сделать процесс учения поисковым и творческим, предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Использование исследовательских проектов при изучении физики во внеурочной и в урочной деятельности - организованная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не только достижение результата и его оформления, но организацию процесса достижения этого результата. Такая работа позволяет ученикам развить познавательные навыки, попробовать себя в различных ролях общественного взаимодействия, что важно для социальной адаптации в обществе.

Теоретическая база опыта: Метод исследовательских проектов впервые возник в 20-е годы ХХ века в США, использовался и в российском образовании. Но, к сожалению, с годами метод исследовательских проектов, был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат деятельности. Метод исследовательских проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования.

Новизна опыта: Неразработанность проблемы в нашем регионе.

Ведущая педагогическая идея опыта: Суть метода исследовательских проектов состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология опыта: Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, формирование соответствующих личностных качеств, это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на поиск решения проблемы, разрешение проблемной ситуации. Метод исследовательских проектов – это практико-направленная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Метод проектов можно применять в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени. Проекты по физике можно разделить на следующие виды:

– прикладные, когда в результате получается четко обозначенный с самого начала результат деятельности;

– исследовательские, под которыми подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением;

Информационные проекты, направленые на работу с информацией о каком-либо физическом объекте, явлении;

– творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Повышение качества знаний по физике, выразившееся в положительной динамике качества знаний и в получении призовых и первых мест в конкурсах различного уровня: Всероссийская Олимпиада по физике: (муниципальный этап 2017-2018г – 2 победителя 4 призёра, областной -1 участник), Олимпиада Максвелла (областной этап 2 участника), районная НПК (2017-2018 г – 4 победителя, 2 призёра). Результаты ОГЭ по физике 2018 год – успеваемость- 100%, качество – 86%. Результаты ЕГЭпо физике – средний бал по школе – 60,8, высший бал – 96 баллов.

Адресная направленность опыта: школьные учителя.


При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты: при желании учителя работать творчески.

2014 год


Описание педагогического опыта учителя физики МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» Белоусовой Галины Викторовны

1. Тема педагогического опыта . Применение технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования учащихся при конструировании и проведении уроков физики

2. Актуальность, практическая значимость.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Эта задача интересная и важная, мне в идится её решение через деятельное обучение на уроках физики в рамках интерактивного образования. Я считаю, что именно технологии деятельного обучения выведут образование на тот необходимый уровень, при котором будут достигнуты поставленные обществом задачи перед школой.

3. Источник возникновения опыта

Применение технологий деятельностного обучения широко изучаются методистами, но результативность их применения не достаточно изучены, интересны так же конкретные методы данного образования на уроках физики.

4. Идея и концепция изменений

В своей работе учителем, я стараюсь найти и выработать такую собственную технологию преподавания, которая бы сделала мои уроки интересными, а главное, значимыми для ученика. Я стремлюсь к тому, чтоб ученик понимал, где ему в жизни пригодятся знания полученные на уроке, учился приобретать необходимые ему знания сам, умел выбирать из множества информации верную, ту которая основана на законах физики, учился ставить для себя задачи и выбирать пути её решения. Я стремлюсь, чтоб ученик воспринимал полученные на уроках физики знания, как знания, которые просто необходимы для человека, считающего себя культурным. Применяемые мной методы технологий деятельностного обучения делают физику интересной, «живой», понятной, важной наукой.

5. Сущность методической системы, отражающая ведущие идеи опыта

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. С ущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно–учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешает определённые ситуации, проблемы в процессе взаимодействия «ученик – информация», «ученик – ситуация», «ученик – знания», «ученик – проблемы», «ученик – ученик», «ученик – группа» и т.д

В основе моей технологии обучения на уроках физики лежат технологии деятельностного обучения: технология критического мышления, технология деятельностного метода обучения, кейсовая технология и проектная технология. Однако, и я это подчёркиваю, основа всего – технология гуманного обучения Ш.А. Амонашвили, которая основывается на опоре на личностные качества ученика, уважении к нему и его труду, к его мыслям и результатам деятельности.

Выбранные мной технологии являются технологиями интерактивного обучения. Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; поощрение творчества участников. Учитель при этом выступает в роли информатора-эксперта, организатора-фасилитатора или консультанта.

Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение.

Трудоёмкость опыта заключается в том, что каждый урок должен быть тщательно разработан, так чтобы у учителя «душа лежала» к данной разработке урока. Нельзя пользоваться просто методами и технологиями, необходимо нащупать свои «жемчужины» в необыкновенной, открытой, а иногда и закрытой, раковине урока.

6. Условия реализации изменений

§ Стремление к использованию инновационных форм работы;

§ Обучение через открытие;

§ Педагогика сотрудничества;

§ Гуманная педагогика.

Реализация данной методики возможна учителем, владеющим технологиями деятельностного обучения и стремящимся научить ребёнка учиться.

7. Технология опыта

Технология данной системы работы состоит из 4 основных этапов:

1. Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.

2. Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.

4. Планирование возможности применения полученных знаний вне урока. Рефлексия.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

1 этап. Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.

На данном этапе, я выбираю тип урока. Я предпочитаю урок формирования знаний; урок формирования навыков и умений; урок применения знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации (в конце темы, перед контрольной работой), урок контроля знаний, а так же часто использую комбинированные уроки.

На этом же этапе я прогнозирую результаты. Для этого я задаю себе три основных вопроса: 1. Что я хочу, чтобы учащиеся знали и умели в результате этого занятия? 2. На какие ценности учащиеся должны обратить внимание в результате этого занятия? 3. Где ученики смогут в последствии применить полученные на уроке знания?

2 этап. Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.

При организации работы на уроках физики я использую элементы технологий: технологии критического мышления, технологии деятельностного обучения, кейсовой технологии, ТРИЗ технологии, проектной технологии.

Структура урока соответствует в основном технологии деятельностного метода обучения или технологии критического обучения. Нужно сказать, что ни одну технологию в точном виде, я не использую. Я позволяю себе пофантазировать. Дети, приученные добывать информацию сами, но так, чтобы при этом им было интересно, с удовольствием отзываются на любой предложенный интересный приём, введённый в структуру данного конкретного урока.

3 этап . Наполнение урока содержанием с опорой на методы интерактивного образования

Используя разные приёмы и методы, я стараюсь внести в них своё: составляю сама кейсы (их практически нет, адаптированных для школы, а тем более для уроков физики), стараюсь подобрать интересные задачи, многие из них сочиняю сама, сочиняю вопросы в стихах, разрабатываем проекты, которые нужны учителям других предметов (например, учителю немецкого языка для изучения темы «Рождество», была необходим традиционный рождественский светильник, восьмиклассники, изучив тему «Последовательное параллельное соединение проводников» разработали такую игрушку и сделали её для кабинета немецкого языка). Придумываем с ребятами из актива кабинета, интересные демонстрации на урок. Так были выполнены: фонтан, водяной насос, поилка для птиц, жидкостный пресс, светильник и др.

Иногда разрабатываю сама, а иногда беру готовые интерактивные модели из сети Интернет для проведения минитестирования, для проведения обучающих практикумов решения задач. Так мной разработан интерактивный курс решения задач по динамики для 9 и 10 класса, разработаны интерактивные тесты для 7 класса.

Очень интересна экспериментальная работа на уроках физики. В моей методической копилке есть разработанные для многих уроков экспериментальные исследовательские задания для работы в группах, подобрано и иногда сконструировано оборудование для этих работ. К каждому уроку стараюсь найти какую-нибудь «изюминку», которая делает урок запоминающимся.

4 этап. Планирование возможности применения полученных знаний вне урока.

Уже на этапе целеполагания учащиеся должны понимать, что знания, полученные на уроке им будут необходимы в жизни. Через весь урок, на каждом этапе, ребята должны проговаривать зачем они изучают этот материал и где он им может пригодится. При подведении итогов урока желательно предложить ученикам возможные творческие работы по данной теме, которые они могут по своему желанию выполнить. Творческие работы могут быть расширяющими кругозор ученика, а могут быть направлены на возможно будущую профессию ребёнка.

8. Результат изменений

Проанализировав результаты диагностики направленности учебной мотивации, можно сделать вывод о том, что у учащихся наблюдается устойчивый интерес к физике как науке и школьному предмету, на старшей ступени уровень внутренней мотивации обучения сохраняется.

Доказательством повышенного интереса к предмету является то, что многие девятиклассники в рамках предпрофильной подготовки посещают элективные курсы по физике, выбирают предмет в рамках итоговой аттестации, отмечается рост количества обучающихся в классах физико-математического профиля.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и зависит от его личности, увлеченности, педагогического опыта. Школьники отмечают, что стиль отношений между учителем и учащимися на современных уроках физики, на которых используются технологии деятельностного подхода в рамках интерактивного образования, доброжелательный, учитель всегда поощряет успехи ученика, дает возможность исправить ошибки, поддерживает у каждого веру в свои силы.

2. По итогам 2013 года на ЕГЭ по физике уровень обученности составил 100%, средний балл – 61,2 лучший результат – 68 баллов; на ЕГЭ по математике уровень обученности – 100%, средний балл – 55,8; лучший – 72 балла

По итогам 2014 года на ЕГЭ по физике уровень обученности -100%, средний балл – 62,3% (лучше муниципального, регионального и федерального уровня); лучший результат – 86 баллов

3. По итогам ГИА по физике в 2012 году 100% учащихся 9-х классов справились с заданием при качестве 70% , в 2013 году 100% учащихся 9-х классов справились с заданием при качестве 100%, при этом один учащийся получили максимальный балл.

4. Выпускники поступают в ведущие технические ВУЗы страны: в МГУ на физический факультет, МГТУ имени Баумана, в НИУ МГСУ имени Куйбышева, в МЭИ (ТУ), Серпуховской военный институт РВСН, ОГУ и другие ВУЗы страны

Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года

по физике

Учебный год

Успеваемость %

«Качество» %

2011-2012

100%

67 %

2012-2013

100 %

70 %

2013-2014

100 %

Новый подход к проведению уроков физики, несомненно себя оправдывает. Дети с большим удовольствием идут на уроки, выполняют творческие и исследовательские задания, больше учеников выбирают предмет физики для изучения его на профильном уровне в старшей школе.

9. Адресная направленность опыта

Данный опыт может быть интересен учителям физики и учителям других предметов, стремящимся найти свой интересный путь работы в школе, применяя технологии деятельностного обучения в рамках интерактивного образования.

10. Работа по распространению опыта, тиражируемость опыта.

На протяжении всей работы в школе я твёрдо верю, что хороший учитель, это тот, который никогда не останавливается на достигнутом, постоянно учится и ищет новые интересные формы работы, которые принесут как можно лучший результат. Научившись чему-нибудь сама, открыв для себя новые тайны педагогического мастерства, я с большим удовольствием делюсь своим опытом с коллегами. Я всегда рада, когда мои разработки уроков нравятся другим учителям, и они используют их на своих уроках. Особо же приятно, когда коллеги проникаются твоими идеями, стараются научится у тебя методам работы, используют в своей работе педагогические приёмы, отработанные мной во время педагогической деятельности. Для распространения своего педагогического опыта я использую разные формы.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Я с удовольствием провожу мастер-классы для своих коллег учителей физики в нашем районе и для учителей1 других предметов. Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Так для учителей района мною были проведены мастер-классы «Инновационная деятельность учителя физики как условие формирования социальной мобильности ученика» в 2008 году, мастер-класс - «Эффективные формы и методы работы учителя при подготовке к ЕГЭ в 2011году, мастер-класс «Вопросы задаём сами. Использование кейс-метода внутри технологии «Критического мышления» в 2012 году. Я точно знаю, что учителя физики района используют отдельные элементы моей методической системы работы.

Я регулярно участвую в различных методических конкурсах и фестиваль по распространению опыта через ресурсы ИНТЕРНЕТА. Например мои материалы выставляются на сайте нашей школы, на сайте Новосергиевского РМК, на сайте учителей физики и математики Новосергиевского района, а также на сайтах «ИНФОУРОК», «Копилка уроков – сайт для учителей», «ЭДУКОН», на сайте методического объединения учителей «Эврика». Делясь своей системой работы по кейсовой технологии, я опубликовала свою статью в сборнике трудов (с присвоением международного номера ISBN ) «Современное общество, образование и наука» (Россия, г. Тамбов, 2014г), я выступала по данной теме на курсах повышения квалификации учителей в г. Москве в феврале 2015года. Общаясь на курсах повышения квалификации учителей физики в г. Оренбурге и даже на финале конкурса «Мой лучший урок», я встречала людей, которые знают мои разработки уроков, используют мои кейсы.

Распространяя свои разработки уроков с применением технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования в сети ИНТЕРНЕТ, я конечно же понимаю, что их будут использовать другие учителя и даже рада этому. Однако, к сожалению, я вижу в сети ИНТЕРНЕТА свои разработки и презентации подписанные другими фамилиями. Это расстраивает. Однако, то что мои кейсы, презентации, контрольные, тесты помогут детям понять мою любимую науку - физику, успокаивает, значит мои материалы интересны и пользуются спросом.

Ещё одной формой распространения своего опыта являются методические дни в нашей школе МОБУ «НСОШ №3»

Вот уже много лет, а именно с 2001 по 2004гг и с 2006 по 2015гг, я являюсь руководителем РМО учителей физики. Все эти годы я старалась помочь своим коллегам в работе, при подготовке учеников к ЕГЭ, помогаю молодым учителям физики нашего района.

11. Наличие последователей – коллег, работающих по методической системе учителя или активно использующих отдельные ее элементы

Результаты работы и представление опыта работы на различных уровнях даёт возможность появлению последователей моей системы работы.

Я знаю, что моя методическая система интересна многим учителям. Так в моей школе 2 педагога в начальной школе и учитель математики регулярно в своей работе используют мою методику работы с кейсами, а также приёмы работы по технологии деятельностного обучения.

Есть учителя физики в нашем районе, которые используют различные приёмы работы, представленные мной.

В этом году я представляла свой опыт работы на финале Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», поделилась своими идеями, разработками уроков с учителями из многих уголков нашей страны. Моими идеями заинтересовались учителя из Тывы, Крыма, Краснодарского края, Челябинской области, республики Чечня, Мордовии и других областей и республик страны.




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...