"педагогические мастерские" - технология на уроках физики. Поздравления с днем учителя учителю физики

Из опыта работы учителя физики МБОУ « Петропавловская средняя школа» Селетковой Таскиры Мухаметгалиевны.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту физического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

Дать учащимся качественное образование по физике;

Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

Привить навыки самостоятельной работы. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

Совершенствование форм организации учебной деятельности;

Использование новых педагогических технологий, эффективных методов обучения;

Развивать и укреплять интерес к физике.

Все это позволяет мне развивать личность ребенка в соответствии с его способностями, интересами, возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых - действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.

В своей работе стараюсь подбирать дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся. Уделяю внимание здоровьесберегающим технологиям обучения. По возможности стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, паузы. Стараюсь исключить из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей.

Моя методическая тема «Исследовательская работа на уроках физики». Выбор этой темы обусловлен тем, что общество выдвигает новые требования к воспитанию и обучению детей. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Стараюсь развивать и поддерживать интерес к предмету. На средней ступени обучения включаю в урок игровой момент, качественные задачи, исторический и занимательный материал; на старшей ступени - проблемная ситуация, исследовательская работа, самостоятельное творчество. Задаю домашнее задание, содержащее творческую, самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

В своей педагогической деятельности использую технологии:

развития творческих способностей в процессе обучения физики

личностно-ориентированную

разноуровневого обучения

проблемного обучения

тестовые технологии

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: интеллектуальные игры, викторины, провожу вместе с учителями математики физико - математическую неделю, олимпиады, веду элективные курсы в 10 и 11 классах по теме

«Решение разноуровневых задач», каждый год участвуем в районном «Дне физики». В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и продолжению дальнейшего образования. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую деятельность.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольная работа, самостоятельная работа дифференцированного характера, зачеты, тестирования. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце - итоговые. Анализирую результаты контрольных работ. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через участие в семинарах, изучение опыта коллег (печатные издания, образовательные порталы, личные сайты педагогов), посещение уроков, в 2013 году проучилась на курсах повышения квалификации по теме « Метапредметная деятельность,как условие реализации ФГОС».

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем. Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Считаю, что мне ещё многому предстоит научиться. Педагог должен постоянно совершенствоваться, своевременно откликаться на запросы современного общества.

У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ, СО ВРЕМЕНЕМ ЦЕЛЬ СТАНОВИТСЯ СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
Для меня смысл жизни - нести радость тем, кто рядом со мной, учить и учиться вместе с ними, потому что, пока мы чувствуем, развиваемся и движемся, мы живем!
Жизнь-это движение!
А движение подчиняется законам ФИЗИКИ!

Описание методической системы

учителя физики

высшей категории

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 129 г.о. Самары

Абрамовой Маргарита Валентиновны

Я, Абрамова Маргарита Валентиновна, работаю учителем физики в МБОУ СОШ № 129 с 1999 года в классах с углубленным изучением физики и в общеобразовательных классах. Необходимость разработки своей системы работы связана с произошедшими изменениями за последнее время, как в обществе, так и в образовании. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Сегодня система образования столк-нулась с проблемой- начиная с конца 60-х годов количе-ство трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований затруднения в обуче-нии по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы.

Что же мы понимаем под школьными трудностями? Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе . Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости обучения. Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой снижения учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.

Из выше сказанного следует ведущая педагогическая идея - создать комфортную образовательную среду для повышения мотивации учащихся, испытывающих трудности, при изучении физики.

Для эффективной реализации ведущей педагогической идеи вся моя деятельность ведется с целью создания педагогически обусловленной адаптационной среды через:

  • неразрывное единство обучения и воспитания, в результате которого выпускник способен к принятию ответственных компетентных решений, творчески и системно осуществлять свою деятельность;
  • взаимосвязь основного и дополнительного предметного (физического) образования, в результате которой выпускник получает прочные знания по предмету и становится ориентированным на дальнейшее образование и самообразование;
  • интеграцию содержания физического образования с другими областями знаний, в результате которой учащийся способен применять взаимосвязанные комплексы знаний;
  • обеспечение каждого учащегося доступным, отвечающим его запросам, качественным образованием на основе эффективных личностно-ориентированных педагогических технологий;
  • перевод учащегося в режим саморазвития;
  • развитие у учащихся необходимых ключевых компетенций для успешной деятельности.

Центральное место в моей системе занимает УЧЕНИК , его способности, индивидуальность, духовный мир. Каждому от природы даны способности и склонности, и моя основная задача - развивать их, формировать личность со всеми присущими ей качествами и особенностями.

Учебный материал по физике - это не только источник знаний, он в равной мере является базой для развития личности. Усвоение этого материала не самоцель обучения, знание должно, прежде всего, эффективно работать на задачу формирования личности учащегося. Поэтому в ходе работы над решением поставленных задач у меня сформировалась определенная система работы, которая предусматривает тесное сотрудничество учителя-предметника и ученика, классного руководителя и родителя. Моя система базируется на двух основных направлениях - учебная работа и внеурочная деятельность по предмету, которые взаимосвязаны между собой. Так как интерес к внеурочной деятельности возникает только тогда, когда интересно на уроке, только в этом случае, возникает желание продолжить работу дальше.

В своей практике я использую современные инновационные методы, технологии, приемы, направленные на формирование интереса учащихся к изучаемому предмету.

На уроках организую процесс обучения через постановку и решение учебной проблемы и на основе принципа научного познания (принцип цикличности), который можно представить в виде последовательности циклов, каждый из которых включает следующие звенья:

факты - проблема - гипотеза - модель - следствия - эксперимент.

На первом этапе происходит накопление фактов , выявленных при опытном исследовании какой-то группы явлений, для этого лучшими методами являются рассказ учителя и демонстрационные опыты. Учащиеся понимают, что абстрактная модель-гипотеза строится на основе обобщения множества фактов. Вместе с тем необходимо, чтобы ряд явлений они наблюдали непосредственно. Выдвижение гипотезы занимает центральное место в понимании явлений, в их познании, в открытии (изобретении) нового. Далее происходит процесс моделирования объекта или явления для наиболее наглядного представления о структуре объекта или явления и выяснении взаимосвязей между его структурными элементами. Следующим этапом является теоретическое развитие модели - выдвижение следствий . На этом этапе реализуется получение и обсуждение всевозможных, конкретных выводов и следствий из модели - абстрактной формулы, закона, принципа. Завершающая фаза - эксперимент - служит, прежде всего, для объективной проверки теоретических выводов, сделанных на основе модели.

Обучение школьников с опорой на методологию познания, выраженную в построении и решении познавательных проблем согласно принципу цикличности, применяю на уроках: изучения нового материала, уроках решения открытых и закрытых задач, на лабораторных, проектных работах, а также в подборе заданий с методологическим содержанием.

Для формирования научного типа мышления учащихся также использую технологию «Создание образа явления» (задания на установление связей). Учащимся предлагается тип заданий, для выполнения которых нужно выстроить цепочку из фактов и размышлений. Для этого использую «карты ума» и кластеры . Процесс создания «образа» - дело творческое, развивающее логическое мышление. Задачей ученика является выявление и обоснование связей, выстраивание цепочки рассуждений, каждое звено которой связано с предыдущим. Предлагаю учащимся алгоритм действий :

  1. Назвать факт или явление, о котором говорится в задании.
  2. Определить, что в окружающей природе и жизни человека зависит от этого факта.
  3. Выяснить взаимосвязи:

а) что будет, если данный факт, величина станет больше, меньше;

б) указать, в какую сторону произойдет изменение;

4. Сформулировать общий вывод, обобщив полученные сведения.

Очевидно, что подобных заданий в процессе обучения физике можно придумать много. Они развивают умение логически мыслить, приучают действовать по шагам так, чтобы каждое продвижение опиралось на предыдущее, нацеливают на поиск и установление связей между физическими фактами, величинами, процессами в окружающем мире, учат вскрывать причинно-следственные отношения.

В учебной работе учитываю изобретательность ученика , предоставляю ему возможность самостоятельного выбора формы работы на уроке (индивидуальная, групповая, фронтальная), тип ответа (у доски, с места, письменно, устно, в виде развернутого рассказа или краткого резюме). Регулярно использую коллективную (групповую) учебную работу, т.к. в такой деятельности одни учащиеся берут на себя роль «генератора идей», другие охотно эту идею обосновывают, исполняя роль референта, третьи с удовольствием участвуют в практической реализации замысла: выполняют сборку установки, делают расчеты, рисуют схемы, опыты, чертежи.

В процессе учебной и внеурочной работы стремлюсь создавать ситуации, вызывающие появление у учеников положительных познавательных мотивов . Развиваю интерес учащихся через увлекающее содержание материала, путем последовательного раскрытия разных практических применений какого-то явления или закономерности в технике, медицине, быту, использую занимательные факты из наблюдений, производственной практики, парадоксального эксперимента, дающего неожиданный эффект. Для формирования мотивов саморазвития , показываю значимость материала, который предстоит изучать, создаю условия для получения практических умений, необходимых для выбора профессии. Для стимулирования мотивов достижения успеха , указываю на высоты, которых необходимо добиться, ориентирую на победы в учебных соревнованиях, конференциях, на завоевание призовых мест в олимпиадах и конкурсах. Формируя коммуникативные мотивы, связанные с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием, организую групповое исследование с обсуждением в группе полученных результатов, групповую разработку проектов.

Творческая, экспериментальная работа на уроке побуждает учащихся к исследованиям, к проектной деятельности. Учебные проекты позволяют проследить связи между различными учебными дисциплинами в контексте проблем реального мира, вовлекать учащихся в активный процесс обучения. Метод проектов — это метод личностно-ориентированного обучения. Он позволяет учащемуся участвовать в разработке содержания обучения, развивая умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала.

Предоставляю возможность учащимся работать над проектами как индивидуально, так и в группе. Работа над проектом не является обязательной для каждого учащегося, она организована, когда возникает интерес к глубокому изучению вопроса, к экспериментальной деятельности. Работа над проектом в физике интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Учащиеся учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку. Привлекаю учащихся к работе в научных лабораториях СамГТУ и СамГУ , что позволяет более глубоко раскрыть тему проекта и как результат, успешно защитить проект на конференциях районного, городского и областного уровней.

Для решения творческих и изобретательных открытых задач , активно использую технологию ТРИЗ , таксономию БЛУМА, которые развивают и формируют креативное мышление, позволяют физические процессы переносить на изменения, происходящие в обществе и среде обитания, адаптироваться ко всему новому, неизведанному. Использование открытых задач позволяет погрузить ученика в сферу самообразования и саморазвития. Чтобы решить такую задачу, необходимо получить дополнительные знания, а, следовательно, самостоятельно изучить научную литературу. Открытая задача имеет «открытое» условие, то есть в нем есть неопределенности — как в любой реальной жизненной ситуации. Открытая задача имеет несколько путей решения и, обычно, не единственно возможный контрольный ответ. Обсудить такого рода задачи я предлагаю учащимся на Internet -площадке Linoit.com . Она создана для организации совместной урочной и внеурочной работы (создана группа fizika 01 ). Здесь можно получить необходимую консультацию не только от учителя, но и от ученика, произвести разбор и совместную проверку, как домашнего задания, так и проекта, контрольной работы.

С целью повышения мотивации при обучении физики и создания условий для творческой деятельности учащихся, использую такую форму взаимодействия учителя и ученика, как занятия экспериментальной физикой в домашних условиях. Школьники сами, используя простое оборудование, конструируют самодельные приборы для проведения экспериментов из подручных материалов. Для каждого эксперимента указывается цель, список необходимых материалов, ожидаемые результаты и научное объяснение употребляемых терминов. Формулировка цели каждого эксперимента дает учащимся ключ к применению физического понятия, о котором пойдет речь в эксперименте. Необходимые материалы во всех экспериментах легко доступны. Большинство из них можно найти дома. Конечно, творческая деятельность учащихся невозможна без одобрения учителя, поддержки учащегося. На всех этапах своей педагогической деятельности я применяю систему педагогических стимулов :

  • одобрение,
  • перспектива,
  • педагогическая поддержка,
  • авансированное доверие,
  • игровые ситуации,
  • ситуации примера,
  • ситуации успеха,
  • ситуации проб,
  • ситуации свободного выбора,
  • соревнования,
  • ситуации творчества,
  • ситуации поиска, которые способствуют повышению познавательных интересов учащихся.

Так же в своей работе, на разных этапах обучения, использую кластеры и ментальные карты, например- mindomo . Это удобная и эффективная техника визуального мышления, позволяющая фиксировать и анализировать информацию, полученную от ученика, формировать обратную связь между учителем и учеником, а так же вырабатывать пути решения возникших противоречий и трудностей в процессе обучения.

На уроках и во внеурочной деятельности я широко использую учебные ЭОР:

  • электронные учебники
  • электронные библиотеки
  • виртуальные лаборатории
  • онлайн-тестирование
  • программы для изучения различных видов движения (Вычислитель)
  • презентации
  • интерактивную доску
  • видео материала
  • Интерактивные модели процессов и явлений («Живая физика»)
  • Интернет урок. ру

Основная задача новой школы - перевести учащегося в режим саморазвития. С этой целью, я в этом году попыталась внедрить в процесс обучения формирующее оценивание. Каким оно должно быть? Хочется более подробно остановиться на этом вопросе. Бесспорно, оно должно ориентироваться на саморазвитие учащегося.

Формирующее оценивание - это все действия учителей или учеников, которые обеспечивают информацию , которая используется для обратной связи и изменения процесса преподавания и обучения .

Для себя я выделила следующие ключевые позиции:

  1. информация (данные) того, что происходит в классе.
  2. обратная связь.
  3. для изменения процесса .

А изменение - это всегда действие! Это очень важно. Ведь если есть обратная связь между учителем и ученикам, а учитель ничего не меняет в своем преподавании, методике, организации процесса обучения, анализируя эту связь. Или ученик получил обратную связь от учителя, но с его стороны не произошли никакие изменения, не совершены действия, то никакого формирующего оценивания произойти не может.

Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв, часто буквально пропасть, между тем, что преподавалось и тем, чему обучились школьники.

Когда педагоги, в конце концов, это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и - если данные окажутся неудовлетворительными - на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения .

Понимая, что (по ФГОС) формирующее оценивание становится важным ресурсом развития, изменения, я не безрезультатно внедряю его в учебный процесс.

Что конкретно она мне дает?

  • Это оценивание фокусирует моё внимание, как учителя, и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт мне и моим ученикам информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
  • Это оценивание дает учителю академическую свободу, позволяет проявить высокий профессионализм, поскольку именно учитель решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
  • Это оценивание требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателя, стремящегося помочь им стать успешными в учёбе.
  • Моя работа стала более сконцентрирована, ведь я постоянно спрашиваю себя:

- «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»;

- «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»;

- «Как я могу помочь им учиться лучше?»;

- «Что мне изменить в процессе обучения, в построении урока, в выборе применяемых методов и средств, чтобы обратная связь позволила повысить эффективность обучения?»;

- «Какие технологии следуют включить в образовательный процесс, а что исключить?».

Цель данного оценивания - улучшение качества обучения, а не обеспечение основания для выставления отметок. Это оценивание - продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, я получаю от учеников обратную связь относительно того, как они учатся и что мне необходимо изменить для повышения мотивации и качества обучения (техники, технологии, приемы, средства и методы обучения)

С целью включения каждого ученика в учебный процесс, я использую так же технику - ответ без поднятой руки . Ученик поднимает руку только тогда, когда у него есть вопрос к учителю. Исследования показывают, что само вовлечение в учебный процесс - очень важный фактор для формирования учебных результатов. Ведь все согласятся со мной, что мы чаще спрашиваем тех, кто тянет руку по тем или иным причинам. А те, кто руку не тянут руку, отвечают реже в классе и работают меньше. В результате чего постепенно накапливается разрыв между детьми, которые вовлечены в процесс и теми которые стараются «отсидеть» урок, не отвечая. Эти дети отвлекаются, не внимательны, думают о чем-то своем. Чтобы опрос происходил методом случайного выбора , я использую палочки, на которых написаны имена и фамилии учеников. На любом этапе урока, при возникновении спорной ситуации, вытаскивается палочка из стаканчика и, чьё имя на ней написано, отвечает на поставленный вопрос.

В современных школах существуют электронные устройства голосования, которые помогают включиться в учебный процесс. Но можно это сделать и с помощью цветных кружков. Проводя, таким образом, голосование на различных этапах урока, ученики становятся активными участниками учебной деятельности. Это позволяет уже на первом этапе урока включить каждого в процесс обучение. И хотя, на начальной стадии, это может быть спонтанно и бездумно, но, вторичный и последующий опрос концентрирует внимание, вовлекает в учебный процесс практические всех участников.

Для более эффективного использования формирующего оценивания, я применяю такую технику, как Недельные отчёты.

Недельные отчеты - это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  • − Чему я научился за эту неделю?
  • − Какие вопросы остались для меня неясными?
  • − Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

При работе с Недельными Отчётами , я разработала критерии их оценки. Чтобы оценить понимание, интересы и ожидания учеников, я анализирую уровни сложности их вопросов. Можно выделить, 4 таких уровня для вопросов второй и третей части:

− Вопросы, запрашивающие фактическую информацию, могут быть отнесены к «минимальному уровню » ("Что такое физический маятник?").

− Вопросы, запрашивающие сравнительную информацию, могут быть отнесены к «низкому уровню» ("Какая разница между простым маятником и физическим маятником?").

− Концептуальные вопросы и вопросы, касающиеся экспериментов, проделанных на предыдущих уроках, можно отнести к «моделирующему уровню» (« К ак можно доказать, что период для простого маятника не зависит от амплитуды его отклонения?»).

− К «наивысшему уровню» можно отнести вопросы, требующие объяснений, которых не было раньше на уроках, и начинающиеся со слова «Почему?» ("Почему только сила, которая прямо пропорциональна отклонению, может обеспечить систему с простым гармоническим движением?»).

Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно.

Читая отчёты, я

  • узнаю о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.
  • получаю полезную обратную связь и реорганизовываю содержание курса.
  • проникаю в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность.

В своей работе я использую следующие оценочные техники для формирующего оценивания:

  • Мини (минутный) обзор . Его суть - в течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответить на половинке листа бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что сегодня изучал?» и « Какой момент остался наименее ясным?». Цель этой оценочной техники - получить данные о том, как ученики поняли то, что происходило в классе. Просмотрев эти ответы, я отмечаю наиболее полезные комментарии. На следующем уроке я комментирую те пункты, которые высветились в комментариях учеников.
  • Направленная расшифровка . Ее суть - ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего либо, что они только изучили, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий. Цель этой оценочной техники - категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализирую ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляю, таким образом, возникшие у них проблемы.
  • Матрица запоминания . Ее суть - ученики заполняют клетки диаграммы, кластер или «карту ума», демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия. Цель этой оценочной техники - определить количество правильных и неправильных ответов. Путем анализа ошибочных ответов, я пытаюсь выяснить причину допущенных неточностей.
  • Карты приложения. Их суть - после преподавания важной теории прошу учеников написать хотя бы один вариант реального приложения того, что они только что изучили. Это делаю для того, чтобы выяснить насколько они способны к переносу знаний. Цель этой оценочной техники - конкретизировать изученный материал.

Для решения учебных и воспитательных задач мною был создан САЙТ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ abramova 129. ucoz . com . Основная цель появления сайта - создание обратной связи между учителем и учеником. Разделы сайта позволяют ученикам подготовиться к уроку, выполнить тестовые задания, принять участие в обсуждении и решении проблемы, задать вопрос учителю, получить консультацию специалиста, а так же на форуме сайта пообщаться с одноклассниками, почитать рассказы из раздела «Физики шутят». На сайте находятся документы и материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ, домашние контрольные работы, перечень домашних экспериментальных заданий, материалы для подготовки к олимпиаде, конференции и результаты учебной деятельности учителя и учащихся.

Конечно же, на своих уроках я уделять внимание и здоровьесберегающим технологиям. Стараюсь чередовать различные виды учебной деятельности. Это способствует развитию мыслительных операций памяти, но и одновременно, отдыху ребят. Кроме этого, это снижает напряженность, утомляемость, потерю внимания. После письменной работы предлагаю минутку отдыха - зарядку для глаз и пальчиков рук. Регулирую и контролирую объем учебной нагрузки, рациональное распределение ее во времени, для этого применяю гибкие вариативные формы построения системы учебного процесса. Также одной из задач здоровьесберегающей деятельности я считаю создание благоприятного эмоционально-психологического климата на уроке, создание ситуации успеха и взаимного уважения, доверия.

Результативность методической системы:

  • рост познавательного интереса учащихся к физике;
  • положительная динамика роста уровня обученности по физике;
  • рост мотивации учащихся учебной деятельности;
  • рост числа учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
  • рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования обучающихся;
  • ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах, олимпиадах, проектах по физике с высокими результатами;
  • педагоги школы и других школ успешно осуществляют сотрудничество по реализации данного опыта на педагогических советах и семинарах, а также при посещении открытых уроков.

Распространение опыта, представление методической системы проводилось через:

  • выступление на педагогических советах школы;
  • открытые уроки для педагогов района, города;
  • методические семинары в рамках РМО;
  • областные и городские семинары учителей физики;
  • выступление на заседании круглого стола Методического совета.
  • выступление в МГУ (Москва) на семинаре учителей физики, организованном компанией «Роснефть»;
  • публикации:

* Методические пособия: «Свойства твердых тел и жидкостей», Самара, СамГТУ, 2005г

* Методическое пособие: « Механика», тесты, СамГТУ, 2006г

* Сборник программ элективных курсов: Программа. Физика и экология. Самара, 2005.

* Публикация тезисов и методических материалов на сайтах: « 1 сентября.ру», RusEdu.ru (архив учебных программ и презентаций), Педагогическая планета, на личном сайте учителя физики Абрамовой М.В.

*Материалы областной научно-практической конференции «Педагог-исследователь». Тезисы. 2009г и 2013г.

О перспективности распространения опыта свидетельствует интерес, который проявляют к нему коллеги. Моя методическая система привлекла внимание и опытных и молодых учителей, которые начинают активно использовать элементы представленной технологии на своих уроках физики.

И в заключение, хочется вспомнить слова известного писателя А.Экзюпери: «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться». Поэтому считаю, что вся моя педагогическая деятельность как учителя должна быть направлена на то, чтобы пробудить в своих учениках желание учиться, познавать новое, саморазвиваться, самосовершенствоваться.

И конечно, прав Анатолий Грин (основатель и научный руководитель ЛОТ «Образование для Новой Эры») сказав, что «только наивные люди могут думать, что компьютеры и интерактивные доски сделают нашу систему образования передовой. Не доски делают образование Образованием, а реальные и актуальные знания и умения. Образование с большой буквы - стратегический ресурс страны, несоизмеримый с нефтью и газом. Дайте нашим детям хорошее образование - и через 20 лет, когда нефть и газ никому не будут нужны, они правильно ответят на вопрос «как быть»!

Методическая система учителя по формированию

комфортной образовательной среды с целью повышения мотивации учащихся,

испытывающих трудности, при изучении физики.

Физика никогда не была б интересной
Не будь рядом с нами такого, как Вы.
Вы чуткий и смелый, надежный, умелый.
Не педагог, а Учитель Мечты!

Спасибо за Ваше терпенье, и ловкость,
За классные опыты, с вами легко,
Желаем всего только самого доброго
И огромной любви учеников!

Физики законы
Мы с вами постигаем
И вас с Днем учителя
Сегодня поздравляем.

Желаем воспитать вам
Будущих Ньютонов,
Чтоб смогли мы новые
Открывать законы.

Желаем, чтобы физику
Все на «отлично» знали,
Уроки ваши в жизни,
Чтоб не забывали.

Учитель физики, в Ваш праздник поздравляю!
Побольше б в школе нам таких учителей.
Как человека очень мудрого, Вас знаю,
Да и к тому же, нет внимательней, добрей.

Желаю счастья Вам, пусть будет его много,
Желаю радости, чтоб украшала жизнь.
Преподаете Вы и мудро, и не строго,
В Вас все достоинства поистине слились.

Для жизни физика важна,
И каждый это знает,
Учитель физики нам все
Понятно объясняет,
И с днем учителя сейчас
Его мы поздравляем,
Не будет в жизни грусти пусть,
Успехов лишь желаем!

Инерция, сила, динамика, мощность,
Про это каждому нужно все знать,
Чтоб подключить к питанию технику,
Коэффициенты нужно нам рассчитать.

В этом нам Физика точно поможет,
Столько нового можно узнать и понять,
С Днем учителя Вас мы поздравляем,
Долголетия, счастья, хотим пожелать.

На уроках физики
Места нет для скуки,
По Ньютону падает
Яблоко нам в руки.

Живет с нами физика
Неразрывно рядом,
И теперь законы
Выучить нам надо.

С днем учителя мы вас
Дружно поздравляем,
Все законы на «отлично»
Знать, мы обещаем.

Прекрасного учителя Физики поздравляю с Днём учителя и пожелать хочу силы притяжения к счастью и добру, потенциальной энергии успеха и удачи, высокого сопротивления всем невзгодам, положительного заряда эмоций, прочного здоровья и хорошего достатка.

Вы отличный педагог
Умный, чуткий, добрый
И всегда на ваш урок
Мы спешим с охотой.

Вы же с физикой на ты,
Как в воде рыбешка,
Гор желаю золотых
И добра лукошко!

Вы учитель физики
Просто первоклассный,
С вами каждый нам процесс
И простой, и ясный.

В день учителя желаем
Счастья, радости, добра,
Интересных лишь уроков
И сердечного тепла.

С учителем по физике
Грызем гранит науки,
На уроках ваших
Мы не знаем скуки.

Хотим вам в День учителя
Удачи пожелать,
Чтобы успехи наши
Могли вас поражать.

Механика и оптика,
Чтоб нам легко давались,
В голове амперы
И вольты не мешались.

Знания отличные
Пусть вам подарком будут,
Пусть физику, как вы,
Ученики полюбят.


2018- 2019 год

Опыт работы учителя физики

МОБУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа №3 им. генерала А.И. Елагина» Белоусовой Галины Викторовны.

Проблема. Использование метода исследовательских проектов учащихся как способ повышения мотивации при изучении физики.

Условие возникновения проблемы. Поиск новых форм и методов, с помощью которых ученики сами в процессе той или иной деятельности добывают необходимые им знания.

Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса: Учитель призван сделать процесс учения поисковым и творческим, предоставить учащимся выбор, альтернативу, возможность путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Использование исследовательских проектов при изучении физики во внеурочной и в урочной деятельности - организованная деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не только достижение результата и его оформления, но организацию процесса достижения этого результата. Такая работа позволяет ученикам развить познавательные навыки, попробовать себя в различных ролях общественного взаимодействия, что важно для социальной адаптации в обществе.

Теоретическая база опыта: Метод исследовательских проектов впервые возник в 20-е годы ХХ века в США, использовался и в российском образовании. Но, к сожалению, с годами метод исследовательских проектов, был подменен просто проектами, под которыми стали понимать определенный практический результат деятельности. Метод исследовательских проектов предусматривает обязательно наличие проблемы, требующей исследования.

Новизна опыта: Неразработанность проблемы в нашем регионе.

Ведущая педагогическая идея опыта: Суть метода исследовательских проектов состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология опыта: Современный проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, формирование соответствующих личностных качеств, это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на поиск решения проблемы, разрешение проблемной ситуации. Метод исследовательских проектов – это практико-направленная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Метод проектов можно применять в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной, групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени. Проекты по физике можно разделить на следующие виды:

– прикладные, когда в результате получается четко обозначенный с самого начала результат деятельности;

– исследовательские, под которыми подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением;

Информационные проекты, направленые на работу с информацией о каком-либо физическом объекте, явлении;

– творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату.

Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности): Повышение качества знаний по физике, выразившееся в положительной динамике качества знаний и в получении призовых и первых мест в конкурсах различного уровня: Всероссийская Олимпиада по физике: (муниципальный этап 2017-2018г – 2 победителя 4 призёра, областной -1 участник), Олимпиада Максвелла (областной этап 2 участника), районная НПК (2017-2018 г – 4 победителя, 2 призёра). Результаты ОГЭ по физике 2018 год – успеваемость- 100%, качество – 86%. Результаты ЕГЭпо физике – средний бал по школе – 60,8, высший бал – 96 баллов.

Адресная направленность опыта: школьные учителя.


При каких условиях, используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты: при желании учителя работать творчески.

2014 год


Описание педагогического опыта учителя физики МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» Белоусовой Галины Викторовны

1. Тема педагогического опыта . Применение технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования учащихся при конструировании и проведении уроков физики

2. Актуальность, практическая значимость.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Эта задача интересная и важная, мне в идится её решение через деятельное обучение на уроках физики в рамках интерактивного образования. Я считаю, что именно технологии деятельного обучения выведут образование на тот необходимый уровень, при котором будут достигнуты поставленные обществом задачи перед школой.

3. Источник возникновения опыта

Применение технологий деятельностного обучения широко изучаются методистами, но результативность их применения не достаточно изучены, интересны так же конкретные методы данного образования на уроках физики.

4. Идея и концепция изменений

В своей работе учителем, я стараюсь найти и выработать такую собственную технологию преподавания, которая бы сделала мои уроки интересными, а главное, значимыми для ученика. Я стремлюсь к тому, чтоб ученик понимал, где ему в жизни пригодятся знания полученные на уроке, учился приобретать необходимые ему знания сам, умел выбирать из множества информации верную, ту которая основана на законах физики, учился ставить для себя задачи и выбирать пути её решения. Я стремлюсь, чтоб ученик воспринимал полученные на уроках физики знания, как знания, которые просто необходимы для человека, считающего себя культурным. Применяемые мной методы технологий деятельностного обучения делают физику интересной, «живой», понятной, важной наукой.

5. Сущность методической системы, отражающая ведущие идеи опыта

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. С ущность интерактивного обучения заключается в том, что учитель организует познавательно–учебную деятельность обучающегося таким образом, что ученик опираясь на свои потенциальные возможности и уже полученные знания, самостоятельно разрешает определённые ситуации, проблемы в процессе взаимодействия «ученик – информация», «ученик – ситуация», «ученик – знания», «ученик – проблемы», «ученик – ученик», «ученик – группа» и т.д

В основе моей технологии обучения на уроках физики лежат технологии деятельностного обучения: технология критического мышления, технология деятельностного метода обучения, кейсовая технология и проектная технология. Однако, и я это подчёркиваю, основа всего – технология гуманного обучения Ш.А. Амонашвили, которая основывается на опоре на личностные качества ученика, уважении к нему и его труду, к его мыслям и результатам деятельности.

Выбранные мной технологии являются технологиями интерактивного обучения. Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; поощрение творчества участников. Учитель при этом выступает в роли информатора-эксперта, организатора-фасилитатора или консультанта.

Интерактивные методы преподавания помогают развивать интеллектуальные способности учащихся, аналитическое мышление, формировать ответственность за собственное обучение.

Трудоёмкость опыта заключается в том, что каждый урок должен быть тщательно разработан, так чтобы у учителя «душа лежала» к данной разработке урока. Нельзя пользоваться просто методами и технологиями, необходимо нащупать свои «жемчужины» в необыкновенной, открытой, а иногда и закрытой, раковине урока.

6. Условия реализации изменений

§ Стремление к использованию инновационных форм работы;

§ Обучение через открытие;

§ Педагогика сотрудничества;

§ Гуманная педагогика.

Реализация данной методики возможна учителем, владеющим технологиями деятельностного обучения и стремящимся научить ребёнка учиться.

7. Технология опыта

Технология данной системы работы состоит из 4 основных этапов:

1. Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.

2. Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.

4. Планирование возможности применения полученных знаний вне урока. Рефлексия.

Рассмотрим данные этапы подробнее.

1 этап. Этап определения типа урока (по дидактической цели) и определение прогнозируемых результатов.

На данном этапе, я выбираю тип урока. Я предпочитаю урок формирования знаний; урок формирования навыков и умений; урок применения знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации (в конце темы, перед контрольной работой), урок контроля знаний, а так же часто использую комбинированные уроки.

На этом же этапе я прогнозирую результаты. Для этого я задаю себе три основных вопроса: 1. Что я хочу, чтобы учащиеся знали и умели в результате этого занятия? 2. На какие ценности учащиеся должны обратить внимание в результате этого занятия? 3. Где ученики смогут в последствии применить полученные на уроке знания?

2 этап. Определение структуры урока и выбор необходимых элементов технологий деятельностного обучения.

При организации работы на уроках физики я использую элементы технологий: технологии критического мышления, технологии деятельностного обучения, кейсовой технологии, ТРИЗ технологии, проектной технологии.

Структура урока соответствует в основном технологии деятельностного метода обучения или технологии критического обучения. Нужно сказать, что ни одну технологию в точном виде, я не использую. Я позволяю себе пофантазировать. Дети, приученные добывать информацию сами, но так, чтобы при этом им было интересно, с удовольствием отзываются на любой предложенный интересный приём, введённый в структуру данного конкретного урока.

3 этап . Наполнение урока содержанием с опорой на методы интерактивного образования

Используя разные приёмы и методы, я стараюсь внести в них своё: составляю сама кейсы (их практически нет, адаптированных для школы, а тем более для уроков физики), стараюсь подобрать интересные задачи, многие из них сочиняю сама, сочиняю вопросы в стихах, разрабатываем проекты, которые нужны учителям других предметов (например, учителю немецкого языка для изучения темы «Рождество», была необходим традиционный рождественский светильник, восьмиклассники, изучив тему «Последовательное параллельное соединение проводников» разработали такую игрушку и сделали её для кабинета немецкого языка). Придумываем с ребятами из актива кабинета, интересные демонстрации на урок. Так были выполнены: фонтан, водяной насос, поилка для птиц, жидкостный пресс, светильник и др.

Иногда разрабатываю сама, а иногда беру готовые интерактивные модели из сети Интернет для проведения минитестирования, для проведения обучающих практикумов решения задач. Так мной разработан интерактивный курс решения задач по динамики для 9 и 10 класса, разработаны интерактивные тесты для 7 класса.

Очень интересна экспериментальная работа на уроках физики. В моей методической копилке есть разработанные для многих уроков экспериментальные исследовательские задания для работы в группах, подобрано и иногда сконструировано оборудование для этих работ. К каждому уроку стараюсь найти какую-нибудь «изюминку», которая делает урок запоминающимся.

4 этап. Планирование возможности применения полученных знаний вне урока.

Уже на этапе целеполагания учащиеся должны понимать, что знания, полученные на уроке им будут необходимы в жизни. Через весь урок, на каждом этапе, ребята должны проговаривать зачем они изучают этот материал и где он им может пригодится. При подведении итогов урока желательно предложить ученикам возможные творческие работы по данной теме, которые они могут по своему желанию выполнить. Творческие работы могут быть расширяющими кругозор ученика, а могут быть направлены на возможно будущую профессию ребёнка.

8. Результат изменений

Проанализировав результаты диагностики направленности учебной мотивации, можно сделать вывод о том, что у учащихся наблюдается устойчивый интерес к физике как науке и школьному предмету, на старшей ступени уровень внутренней мотивации обучения сохраняется.

Доказательством повышенного интереса к предмету является то, что многие девятиклассники в рамках предпрофильной подготовки посещают элективные курсы по физике, выбирают предмет в рамках итоговой аттестации, отмечается рост количества обучающихся в классах физико-математического профиля.

Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и зависит от его личности, увлеченности, педагогического опыта. Школьники отмечают, что стиль отношений между учителем и учащимися на современных уроках физики, на которых используются технологии деятельностного подхода в рамках интерактивного образования, доброжелательный, учитель всегда поощряет успехи ученика, дает возможность исправить ошибки, поддерживает у каждого веру в свои силы.

2. По итогам 2013 года на ЕГЭ по физике уровень обученности составил 100%, средний балл – 61,2 лучший результат – 68 баллов; на ЕГЭ по математике уровень обученности – 100%, средний балл – 55,8; лучший – 72 балла

По итогам 2014 года на ЕГЭ по физике уровень обученности -100%, средний балл – 62,3% (лучше муниципального, регионального и федерального уровня); лучший результат – 86 баллов

3. По итогам ГИА по физике в 2012 году 100% учащихся 9-х классов справились с заданием при качестве 70% , в 2013 году 100% учащихся 9-х классов справились с заданием при качестве 100%, при этом один учащийся получили максимальный балл.

4. Выпускники поступают в ведущие технические ВУЗы страны: в МГУ на физический факультет, МГТУ имени Баумана, в НИУ МГСУ имени Куйбышева, в МЭИ (ТУ), Серпуховской военный институт РВСН, ОГУ и другие ВУЗы страны

Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года

по физике

Учебный год

Успеваемость %

«Качество» %

2011-2012

100%

67 %

2012-2013

100 %

70 %

2013-2014

100 %

Новый подход к проведению уроков физики, несомненно себя оправдывает. Дети с большим удовольствием идут на уроки, выполняют творческие и исследовательские задания, больше учеников выбирают предмет физики для изучения его на профильном уровне в старшей школе.

9. Адресная направленность опыта

Данный опыт может быть интересен учителям физики и учителям других предметов, стремящимся найти свой интересный путь работы в школе, применяя технологии деятельностного обучения в рамках интерактивного образования.

10. Работа по распространению опыта, тиражируемость опыта.

На протяжении всей работы в школе я твёрдо верю, что хороший учитель, это тот, который никогда не останавливается на достигнутом, постоянно учится и ищет новые интересные формы работы, которые принесут как можно лучший результат. Научившись чему-нибудь сама, открыв для себя новые тайны педагогического мастерства, я с большим удовольствием делюсь своим опытом с коллегами. Я всегда рада, когда мои разработки уроков нравятся другим учителям, и они используют их на своих уроках. Особо же приятно, когда коллеги проникаются твоими идеями, стараются научится у тебя методам работы, используют в своей работе педагогические приёмы, отработанные мной во время педагогической деятельности. Для распространения своего педагогического опыта я использую разные формы.

Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является мастер-класс. Я с удовольствием провожу мастер-классы для своих коллег учителей физики в нашем районе и для учителей1 других предметов. Мастер–класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины. Так для учителей района мною были проведены мастер-классы «Инновационная деятельность учителя физики как условие формирования социальной мобильности ученика» в 2008 году, мастер-класс - «Эффективные формы и методы работы учителя при подготовке к ЕГЭ в 2011году, мастер-класс «Вопросы задаём сами. Использование кейс-метода внутри технологии «Критического мышления» в 2012 году. Я точно знаю, что учителя физики района используют отдельные элементы моей методической системы работы.

Я регулярно участвую в различных методических конкурсах и фестиваль по распространению опыта через ресурсы ИНТЕРНЕТА. Например мои материалы выставляются на сайте нашей школы, на сайте Новосергиевского РМК, на сайте учителей физики и математики Новосергиевского района, а также на сайтах «ИНФОУРОК», «Копилка уроков – сайт для учителей», «ЭДУКОН», на сайте методического объединения учителей «Эврика». Делясь своей системой работы по кейсовой технологии, я опубликовала свою статью в сборнике трудов (с присвоением международного номера ISBN ) «Современное общество, образование и наука» (Россия, г. Тамбов, 2014г), я выступала по данной теме на курсах повышения квалификации учителей в г. Москве в феврале 2015года. Общаясь на курсах повышения квалификации учителей физики в г. Оренбурге и даже на финале конкурса «Мой лучший урок», я встречала людей, которые знают мои разработки уроков, используют мои кейсы.

Распространяя свои разработки уроков с применением технологий деятельностного обучения в рамках интерактивного образования в сети ИНТЕРНЕТ, я конечно же понимаю, что их будут использовать другие учителя и даже рада этому. Однако, к сожалению, я вижу в сети ИНТЕРНЕТА свои разработки и презентации подписанные другими фамилиями. Это расстраивает. Однако, то что мои кейсы, презентации, контрольные, тесты помогут детям понять мою любимую науку - физику, успокаивает, значит мои материалы интересны и пользуются спросом.

Ещё одной формой распространения своего опыта являются методические дни в нашей школе МОБУ «НСОШ №3»

Вот уже много лет, а именно с 2001 по 2004гг и с 2006 по 2015гг, я являюсь руководителем РМО учителей физики. Все эти годы я старалась помочь своим коллегам в работе, при подготовке учеников к ЕГЭ, помогаю молодым учителям физики нашего района.

11. Наличие последователей – коллег, работающих по методической системе учителя или активно использующих отдельные ее элементы

Результаты работы и представление опыта работы на различных уровнях даёт возможность появлению последователей моей системы работы.

Я знаю, что моя методическая система интересна многим учителям. Так в моей школе 2 педагога в начальной школе и учитель математики регулярно в своей работе используют мою методику работы с кейсами, а также приёмы работы по технологии деятельностного обучения.

Есть учителя физики в нашем районе, которые используют различные приёмы работы, представленные мной.

В этом году я представляла свой опыт работы на финале Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», поделилась своими идеями, разработками уроков с учителями из многих уголков нашей страны. Моими идеями заинтересовались учителя из Тывы, Крыма, Краснодарского края, Челябинской области, республики Чечня, Мордовии и других областей и республик страны.


Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок.

Эрнест Резерфорд

О себе

В 1995 г. окончил Томский государственный педагогический институт по специальности "физика" с дополнительной специальностью "математика", квалификация "учитель средней школы". Стаж педагогической деятельности 20 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги Майкла Крайтона, А́ллена Карра.

Мой взгляд на мир

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Все принимая, что есть на свете...

С. Есенин

Мои достижения

Финалист конкурса учителей физики и математики «Лучший по профессии» с международным участием в номинации «Лучший учитель физики» 2012г.

Лауреат I степени Конкурса учителей физики и математики "Лучший по профессии 2015" в номинации " Лучший учитель физики".

Моё портфолио

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

Современная физика оказала влияние почти на все стороны нашей жизни. Физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит его ориентироваться в шкале культурных ценностей. Естествознание открыло ряд важных истин, которые стали общечеловеческим достоянием. Физикой была выявлена особая роль законов сохранения. Закон сохранения энергии – основа функционирования всего мира. Но человек сегодня очень грубо нарушает эти законы. Физика обращает нас к глобальным экологическим проблемам, указывая на то, где человек делает ошибку. Как бы пафосно это ни звучало, именно эти истины я хочу донести до детей.

На мой взгляд, углубляться в сложные математические вычисления или сложные эксперименты не главное в обучении физике. Я стараюсь максимально упростить понимание того или иного закона, понятия, а главное – поставить вопрос «Почему…?». К сожалению, ответ на этот вопрос далеко не всегда можно найти в учебнике, и это большой минус. Я учу ребят видеть смысл в каждом понятии, букве, цифре. По-другому просто нельзя, но дается это очень непросто. И пусть ученик, уходя с занятия, не запомнил формулировку закона, главное то, что он понял его смысл и практическую значимость. Например, закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. Звучит пугающе, но, если представить смысл этого закона через пословицу, то звучит она очень просто: «как аукнется, так и откликнется». Или рассмотрим понятие «инертность». Инертность в физике – способность тела сохранять свое состояние движения (покоя). Чем больше инертность тела, тем меньшее ускорение оно приобретет при взаимодействии. Это понятие интересно для нас тем, что в физике, как и в жизни, обозначает сходное явление, только в повседневности мы чаще называем инертность обычной ленью. Или практическая значимость давления в жидкости p=ρgh (правая часть формулы читается как «ро же аш»), которая изучается в 7 классе. Ученики основательно усвоили смысл этой формулы: если ныряешь глубоко, то «рожа аж» красная. И таких примеров множество.

Передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения интереса к урокам физики повысить качество знаний у учащихся. Отсюда вытекают перспективные задачи: 1.Заинтересовать детей физикой при помощи демонстрации виртуальных физических экспериментов (с использованием ИКТ). 2.Развивать творческие способности учащихся. 3.Совершенствовать умения и навыки детей. 4.Научить быть более самостоятельными при изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике и подготовке к ЕГЭ.

Для повышения своего профессионального мастерства я использую постоянно обновляющиеся интернет-ресурсы, продолжаю работать над темой самообразования «Применение ИКТ на уроках физики». Современный ученик должен иметь достаточно широкий кругозор, соответствующий уровню знаний современного общества, поэтому информационно-коммуникативные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса. Я провожу уроки и внеурочные мероприятия с использованием компьютерных технологий, которые отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока. Особенно продуктивным считаю демонстрацию на уроке интерактивных опытов и мультимедийных фрагментов. Удивительно, но ученики лучше всего запоминают материал из программы «Галилео», в которой ведущий в увлекательной форме показывает физические эксперименты.

Использование ИКТ на уроках физики позволяет рационально распределить время, создать деловую рабочую атмосферу, активизировать деятельность школьников, эффективно организовать работу по закреплению навыков самопроверки и взаимоконтроля учащихся. Я выступаю в роли организатора и координатора действий учащихся, а процесс обучения перерастает в процесс самообучения, самопознания и самоуправления, становится более интересным, качественным и эффективным.

На уроках я применяю различные формы контроля: вводный, поэтапный, итоговый. Профессионально владею нормами оценки умений и знаний учащихся. Для проверки знаний использую различные методы, начиная с фронтальной беседы, индивидуального опроса и заканчивая тестовой проверкой. При фронтальном опросе создаю нестандартные ситуации, привлекаю всех учащихся к активному участию в поиске более точных ответов на поставленные вопросы. Также владею современными образовательными технологиями и методиками (личностно-ориентированными, информационно-коммуникативными, здоровьесберегающими) и систематически использую их в практической профессиональной деятельности.

В работе я опираюсь на педагогику сотрудничества, предполагающую перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание групповой и коллективной деятельности учеников. Считаю, что возникающий в такой учебной деятельности мотив социального сотрудничества является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Стремлюсь всячески пропагандировать и настойчиво внедрять инновационные технологии, способствующие более эффективному усвоению каждым учащимся знаний в области физики. Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, дает возможность учащимся выбрать уровень, в наибольшей степени соответствующий их природным задаткам и способностям. В частности, это учтено в «домашних контрольных» – тестовых работах, которые я задаю на дом перед классными контрольными. Ученики сами выбирают уровень задач, а также по таблице баллов могут просчитать свою оценку.

Принцип индивидуализации обучения считаю важнейшим в своей работе. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача – обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и вопросов для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам.

В коллективе учеников всегда стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат, поэтому строю уроки на взаимном доверии, уважении, открытости. И в результате: полная успеваемость обучающихся, желание изучать физику и углублять знания по предмету, успешное продолжение физического образования выпускников в вузах.

Стремясь развить познавательный интерес учеников, привлекаю их к участию в предметных олимпиадах. Мои ученики являются победителями и призерами различных школьных, районных, региональных олимпиад и конкурсов. Самой значимой для меня победой является первое место в областном командном соревновании школьников на лучшее решение физических задач, которое заняли ученики десятого и одиннадцатого классов нашей школы. Это произошло впервые в истории Молчановского района, конкурс проходил весной этого года в городе Томске.

За многие годы педагогического труда в ставшей родной школе с детьми сложились отношения, основанные на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия. Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для самореализации и самосовершенствования обучающихся через личностно-ориентированный подход к обучению, повышение мотивации к предмету, сохранение и укрепление здоровья детей. Также считаю своим долгом не только дать детям определенный объем знаний, но и сформировать потребности и умения организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики. Цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится развить у обучающихся интерес к учебе, воспитывая всесторонне развитую творческую личность. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими постулатами: уважай в ученике Личность; относись к другим так, как ты хотел, чтобы относились к тебе; постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования; передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем дальнейшем образовании.

Каждый учитель хочет заинтересовать учащихся своим предметом. Моё кредо учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным. Кредо педагога – вырастить ученика нового поколения: творческую, критически мыслящую личность, способную найти своё место в жизни, адаптироваться в современном обществе. Это станет возможным лишь тогда, когда каждый учитель будет помнить о том, что ребенок – уникальная личность, когда педагог проникнется чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, будет восхищаться его инициативой и самостоятельностью, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, будет учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Как учитель физики я обязан передавать детям предметные знания, учить их грамотно мыслить, обобщать, сопоставлять, анализировать. Но я также вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Я стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать. Каждый мой ученик знает, что, если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. Не стыдно не знать, стыдно – не учиться.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...