Педагогические технологии в воспитательной деятельности. Современные воспитательные технологии

  1. 1. Презентация на тему:Международный женский день 8 Марта Подготовила ученица 3-Б класса КМТИ №61 Гец Ева
  2. 2. 8 МАРТАМеждународный женский день Возник этот праздник, как день борьбы за права женщин.
  3. 3. В 19 веке основную массу женщинсоставляли простые крестьянки,которые занималисьнадомной работой –вышивали, стирали, готовили и воспитывали дома детей.
  4. 4. Работницы шоколадно-кондитерской фабрики. Работницы галошной фабрики.Работницы спичечной фабрики. В городах работницы промышленности и фабрик работали по 16 часов в сутки, а труд их был очень низкооплачиваемым.
  5. 5. Женщины очень устали от непосильной работы и стали устраивать митинги на улицах стребованиями улучшить условия их жизни и труда
  6. 6. История возникновения 8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-ти часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату.
  7. 7. В 1910 году на Международной конференции женщин в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. И женщины многих стран стали бороться против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.Клара Цеткин и Роза Люксембург, 1910 год
  8. 8. В России празднование Международного женского дня стало традицией со 2 марта 1913 года. С 1918 г. Международный женский день 8 МАРТА стал государственным праздником.
  9. 9. НынеМеждународный женский день утратил свою политическуюокраску. Сейчас 8 Марта -праздник Весны, Любви и Красоты. Этот день в России является нерабочим.
  10. 10. Как отмечают 8 Марта? Италия. Итальянки совместно с мужчинами 8 Марта не отмечают. Они собираются женскими компаниями и идут в ресторан или кафе. Швеция. В этой стране 8 Марта женщинам принято дарить книги. Китай. Мужчины в доказательство своей любви должны проявить себя как изысканные кулинары. 8 марта у всех китайских дам законный выходной. Когда их мужья утром уходят на работу, они отправляются в 三八国 городские парки и развлекаются там без мужчин. 际妇女 Россия. Традиционно женщин и девушек 节快乐! поздравляют 8 Марта. Дарят цветы, сувениры, духи и т.д.
  11. 11. Что можно подарить?Букет цветов - это первый попопулярности и очень желанныйподарок на 8 Марта.Украшения - это второй попопулярности подарок. Украшениямогут быть как ювелирными сбриллиантами и вставками белогозолота, так и в виде красивойкачественной бижутерии.Духи - это третий по популярностиподарок на 8 Марта.Украшения для дома. Женщины любятукрашать не только себя, но и свойдом. Поэтому очень кстати подаритьна 8 Марта: мягкую игрушку,напольную или настольную вазу сцветами, маленькие фигурки-статуэтки, настенные часы, сувенирыи т.д.Аксессуары: перчатки, шарфик,сумочку и др.
  12. 12. Давайте, поздравим 8 Марта наших бабушек, мам, сестёр, одноклассниц,подружек с этимзамечательным весенним праздником!
  13. 13. Дорогая наша Светлана Владимировна! Мы всем классом хотим вас поздравить с женским днѐм! Вы дарите нам столько любви, вкладываете в нас всѐ новые и новые знания, каждый день мы с нетерпением идем на ваши уроки, чтобы вновь и вновь видеть ваши лучистые, бесконечно добрые глаза, слышать ласковый голос, узнавать мир на ваших уроках! Примите от нас в день 8 Марта самые наилучшие пожелания любви, здоровья, счастья!
  14. 14. Девчонки одноклассницы!Поздравляем вас с 8 Марта! От всей души, без многословья, Желаем счастья и здоровья! Будьте нежными, красивыми И, конечно же, счастливыми!

Содержание История праздника 8 мата. История праздника 8 мата. Международный женский день 8 марта. Международный женский день 8 марта. Что подарить на 8 марта. Что подарить на 8 марта. Мимозы, розы и тюльпаны. Мимозы, розы и тюльпаны. 8 марта в разных странах мира. 8 марта в разных странах мира. Сборник картинок. Сборник картинок. Мое пожелание всем женщинам на 8 марта. Мое пожелание всем женщинам на 8 марта.


История праздника 8 марта История готова предоставить множество примером не очень-то и большой человечности. В 19 веке уже можно было говорить о некоторых сдвигах в области расового угнетения, сословного строения общества и других неприятных вещах. Но женщин, как никто не слушал в средневековье, так и не слушали в середине 19 века. Низкая заработная плата, ограничения по профессиональной деятельности и карьерному росту. Они не могли занимать руководящие посты, а также участвовать в политической жизни страны. Не женская это работа и все тут. Зато шить в слабоосвещенном помещении было им вполне по силам. История готова предоставить множество примером не очень-то и большой человечности. В 19 веке уже можно было говорить о некоторых сдвигах в области расового угнетения, сословного строения общества и других неприятных вещах. Но женщин, как никто не слушал в средневековье, так и не слушали в середине 19 века. Низкая заработная плата, ограничения по профессиональной деятельности и карьерному росту. Они не могли занимать руководящие посты, а также участвовать в политической жизни страны. Не женская это работа и все тут. Зато шить в слабоосвещенном помещении было им вполне по силам.


Международный женский день 8 марта Женский день впервые появился в древнем Риме. Посвящен он был матронам, т.е. свободно рожденным женщинам, состоящим в браке. В этот день любящие мужья с особым трепетом преподносили подарки, окружали их лаской и любовью. Впрочем, отмечать позволялось даже рабам, которых хозяйка освобождала от работы. Римлянки выходили на улицы в лучших своих нарядах и направлялись в храм хранительницы домашнего очага - богини Весты. Женский день впервые появился в древнем Риме. Посвящен он был матронам, т.е. свободно рожденным женщинам, состоящим в браке. В этот день любящие мужья с особым трепетом преподносили подарки, окружали их лаской и любовью. Впрочем, отмечать позволялось даже рабам, которых хозяйка освобождала от работы. Римлянки выходили на улицы в лучших своих нарядах и направлялись в храм хранительницы домашнего очага - богини Весты.


Что подарить на 8 марта Вот уж скоро 8 марта на дворе, а подарки еще не куплены. А ведь необходимо подобрать презенты для мамы, любящей жены, прародителей, сестрички, коллег по работе и так далее. Здесь к каждому подход нужен особый. Вот уж скоро 8 марта на дворе, а подарки еще не куплены. А ведь необходимо подобрать презенты для мамы, любящей жены, прародителей, сестрички, коллег по работе и так далее. Здесь к каждому подход нужен особый.


Мимозы розы и тюльпаны Именно эти цветы наши любимые женщины получают чаще всего наступившей весной. До праздничного дня осталось совсем немного, но уже можно с достаточной уверенностью говорить о тенденциях этого года. Московский регион отдает предпочтение простоте и ненавязчивости. На 8 марта следует купить охапку полевых цветов. Флористы не рекомендуют смешивать разные виды, лучше набрать несколько десятков ромашек или маргариток. Стоит отметить, что тюльпаны снова оказались выше моды. Высота полета не та, чтобы качаться под дуновениями флористов. Именно эти цветы наши любимые женщины получают чаще всего наступившей весной. До праздничного дня осталось совсем немного, но уже можно с достаточной уверенностью говорить о тенденциях этого года. Московский регион отдает предпочтение простоте и ненавязчивости. На 8 марта следует купить охапку полевых цветов. Флористы не рекомендуют смешивать разные виды, лучше набрать несколько десятков ромашек или маргариток. Стоит отметить, что тюльпаны снова оказались выше моды. Высота полета не та, чтобы качаться под дуновениями флористов.


8 марта в разных странах мира В Германии Международный женский день является обычным трудовым, несмотря на свои социалистические корни. Германия никогда не славилась особым рвением отмечать мартовское празднество. Когда граждане Восточной части выходили на улицы с транспарантами и серьезными лозунгами, Западные немцы ходили на работу. Пиком славы 8 марта стали годы воссоединения двух государств, однако отсутствие энтузиазма у западных жителей постепенно отбило охоту и у восточных. В Германии Международный женский день является обычным трудовым, несмотря на свои социалистические корни. Германия никогда не славилась особым рвением отмечать мартовское празднество. Когда граждане Восточной части выходили на улицы с транспарантами и серьезными лозунгами, Западные немцы ходили на работу. Пиком славы 8 марта стали годы воссоединения двух государств, однако отсутствие энтузиазма у западных жителей постепенно отбило охоту и у восточных.









Консультационный текст

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

1. Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, применяемых в соответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя;

2. Проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся;

3. Система форм, способов, приемов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий, обеспечивающая гарантированный результат.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Представленное понимание сущности педагогической технологии позволяет рассматривать воспитательную технологию как совокупность и последовательность реализации форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно. Этим сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств личности на конкретном этапе его личностного развития (совершенствования).

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование становится педагогическим, если соблюдаются специфические правила учета психофизиологических особенностей учащихся и педагога. При проектировании содержания воспитательной деятельности следует, прежде всего, ориентироваться на потребностно-мотивационную сферу подростков. В итоге проект педагогической деятельности оформляется в виде плана, конспекта или сценария.

План это документ, в котором в определенной последовательности в изложении воспитательной работы со школьниками на конкретный период раскрываются ее цель, содержание, объем, методы, этапы, место и сроки выполнения. В плане указываются не только общий замысел воспитательной работы, но и предусматривается ее ход и развитие.

КОНСПЕКТ предполагает подробное проектирование конкретного воспитательного дела. В нем не только фиксируется все, что есть в плане, но и подробно излагаются содержание, методы и приемы каждого этапа воспитательного дела, а также характер деятельности педагога и учащегося;

СЦЕНАРИЙ как форма педагогического проектирования включает детальное описание хода воспитательного мероприятия с текстом речей и действий его участников. Как правило, сценарий пишется для проведения воспитательных дел, связанных с театрализацией, драматизацией или экранизацией определенного содержания.

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ

И. П. ИВАНОВА

Воспитательный эффект может быть получен только тогда, когда организаторами и исполнителями дела являются сами учащиеся. В методике коллективного творческого воспитания выделяют четыре основных компонента:

· Коллективная деятельность по улучшению окружающей жизни;

· Обязательное проявление творчества;

· Сменяемость всего актива;

· Особая позиция педагога.

Технология организации КТД состоит из шести последовательных этапов:

1. предварительная работа воспитателя;

2. коллективное планирование КТД;

3. подготовка КТД;

4. проведение КТД;

5. коллективное подведение итогов;

6. последействие.

Технологический результат КТД – опыт позитивной совместной активности: участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе, школьник предлагает, делает, оценивает.

Коллективные творческие дела, в которых аккумулированы коллективные требования к личности, нельзя абсолютировать, и нельзя избирать как универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Существуют и другие положительно зарекомендовавшие себя формы организации педагогического процесса.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕФЛЕКСИВНОГО

ВОСПИТАНИЯ Н. П. КАПУСТИНА

Для технологии и методики индивидуального воспитания используется такая форма как ситуационный классный час . Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.

Технология ситуационного классного часа включает в себя такие компоненты:

· Информация;

· «Я-позиция»;

· Причина «Я-позиции»;

· «Я-позиция» и общественно значимая норма;

· Рефлексия;

· Свободный выбор.

Эти технологические компоненты непосредственно ситуационного классного часа, а затем два компонента, лежащие за его пределами: мотивация и конечный результат.

Система воспитательной работы выстраивается с использованием основных форм: классное собрание и классный час.

Классное собрание – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения. Выделяют два вида собраний:

По планированию и организации жизнедеятельности;

По подведению итогов жизнедеятельности и ее анализу.

Классный час – это форма развития (расширения) сознания или коррекции поведения ребенка через влияние на его сознание. Выделяют виды классных часов:

Тематические;

Ситуационные.

Деловая информация в начале каждого классного часа может быть снята, если этого требует содержание. В случае необходимости в конце или в начале классного часа можно проводить игры-тренинги для формирования умений или навыков поведения (например, тренинги, игры). Кроме основных воспитательных форм можно использовать марафоны, дискуссии, походы, экспедиции, экскурсии.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Н. Е. ЩУРКОВОЙ

Технология воспитания, разработанная, ориентирована на реализацию идеи гуманизации образования. Возможность реализации гуманистического подхода в условиях современной общеобразовательной школы рассматривает в трех аспектах: теоретическом, методическом и технологическом.

В теоретическом плане гуманизация предполагает переход от ориентации наосвоение школьниками знаний к развитию сознания личности.

В методическом плане – создание благоприятных условий для максимального развития каждого ученика, т. е. предоставление ребенку возможности осуществлять собственную деятельность.

В технологическом аспекте идея гуманизации рассматривается как возвышение ребенка до уровня человеческого достоинства. Иными словами процесс воспитания призван пробуждать в ребенке социально значимые качества личности. каждый момент педагогического взаимодействия должен способствовать осознанию ребенком себя как носителя человеческих достоинств – добра, разума, честности, прямодушия и т. д.

ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (Л. И. НОВИКОВА,

В, А, КАРАКОВСКИЙ, Н. Л. СЕЛИВАНОВА)

Целевые ориентации (подсистема целей)

Формирование личности – главная цель школы.

Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

Развитие социальной активности.

Формирование ответственности, гражданского самосознания.

Развитие творческих способностей детей.

Превращение школы в большую воспитательную систему.

Формирование целостной научно обоснованной картины.

Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей, «коммунарской методики» и педагогики сотрудничества.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

(Л. И. НОВИКОВА)

По определению, современная школьная воспитательная система (технология) – это единство взаимосвязанных элементов: а) целей , то есть совокупности тех идей, ради которых она создаётся; б) субъекта , организующего деятельность по реализации намеченных целей; в) деятельности и в недеятельностном общении, в отношениях, интегрирующих субъект в некую целостность (коллектив); г) среды системы, освоенной названным субъектом и д) управления, обеспечивающего интеграцию перечисленных компонентов в целостную систему.

Любая воспитательная технология конкретного учреждения представляет комплекс моделей, интегрированных на основе локальных условий.

Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей современной школы: 1) цели государственной образовательной политики; 2) региональные социально – воспитательные цели; 3)цели развития данной школы; 4) цели как планируемые результаты развития личности школьника.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения.

Каждый тип образовательного учреждения имеют свою концепцию и программу воспитания с учётом многих объективных и субъективных факторов.

Указанными технологиями список современных педагогических технологий не ограничивается. В рамках заданной нами консультации мы указали лишь основные, дающие вектор современному этапу воспитания.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»»

Г.Балаково Саратовской области

Конспект доклада по теме

«Современные технологии воспитательной работы»

подготовила Алексеева Галина Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе высшей категории МОУ «Средняя школа № 16» г. Балаково Саратовской области, руководитель Совета Ресурсного центра по проблемам воспитательной работы

г. Балаково

2010


Педагогическая технология как новое направление в педагогике зародилась более сорока лет назад в США. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях социально-педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

Многие ученые, педагоги занимались толкованием этого понятия: «технология», «педагогическая технология». Это и В.М.Шепель, Б.Т.Лихачев, В.П.Беспалько, И.П.Волков, Ю.К.Бабанский, Н.Р.Талызина, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова. И все они брали за основу происхождение слова «технология» от греческого techne –искусство, мастерство, умения и
«логия» - наука. В толковом словаре технология- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Трактовок понятия «технология множество, на основании которых можно сделать вывод. Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач, поставленных перед системой образования, описывается много различных педагогических технологий.

Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе и в классе. Среди педагогических технологий можно выделить отдельные воспитательные технологии

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  1. Диагностирование
  2. Целеполагание
  3. Проектирование
  4. Конструирование
  5. Организационно – деятельностный компонент
  6. Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

  1. Научно обоснованные социализированные требования
  2. Передача социального опыта
  3. Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  4. Социализированная оценка ученика
  5. Организация творческого дела
  6. Создание ситуации успеха

Технологии воспитания классифицируют:

  1. По философской основе:
  1. материалистические;
  2. прагматические;
  3. гуманистические,
  4. антропософские.
  1. По научной концепции:
  1. поведенческие;
  2. деятельностные;
  3. интериоризаторские,
  4. нейролингвистического программирования.
  1. По категории объекта:
  1. индивидуальные;
  2. групповые;
  3. коллективные;
  4. массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Рассмотрим пример самой распространенной по применению воспитательной технологии – технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

  1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)
  2. Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)
  3. Содержательная (предметная) деятельность
  4. Завершение
  5. Проекция на будущее.

Рассмотрим отдельные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ.

Технология здоровьесберегающая.

Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий . Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.
  1. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
  1. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ)

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

  1. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.

Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного обучения , которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности . В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

  1. Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  2. Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
  3. Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Здесь следует несколько слов сказать о гуманно-личностной технологии Шалвы Александровича Амонашвили, академика РАО, известного советского и грузинского педагога -ученого и практика, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход.

Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:

  1. способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке

Благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  1. развитие и становление познавательных сил ребенка;
  2. идеал воспитания – самовоспитание.

В работе кружков, секций, клубов применяется технология обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой и т.д.
Технология педагогики сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  2. Гуманно – личностный подход к ребёнку
  3. Единство обучения и воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  1. превращение школы Знания в школу Воспитания;
  2. постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
  3. гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
  4. развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  5. возрождение национальных культурных традиций;
  6. сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  7. постановка трудной цели.

Технология педагогического общения – технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким, каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.

Технология педагогического разрешения конфликта – технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта.Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.

Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.

Технология педагогической оценки поведения и поступков детей – технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.

Особого внимания заслуживает информационно-коммуникационная технология (ИКТ ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.

Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания

(Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин). Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.

Технологии воспитания на основе системного подхода

(Караковский Владимир Абрамович, доктор педагогических наук, профессор, директор школы-лаборатории №825, г.Москвы. Новикова Людмила Ивановна)

Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Целевые ориентации:

Формирование личности – главная цель школы.

Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

Развитие социальной активности.

Формирование ответственности, гражданского самосознания.

Развитие творческих способностей детей.

Превращение школы в большую воспитательную систему.

Формирование целостной научно обоснованной картины.

Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

Технология самосовершенствования личности школьника

(Герман Константинович Селевко, руководитель Центра развития и саморазвития личности Международной Академии наук педагогического образования, академик) основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет:

  1. осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию;
  2. формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию;
  3. формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.

Среди прочих известных и отлично зарекомендовавших себя в практике воспитательной работы: технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского. Несмотря на то, что эти технологии были разработаны и внедрены более полувека назад, их содержание также актуально и в наши дни.

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.

Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым, доктором педагогических наук Российской Академии образования, профессором и его сподвижниками. Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского.

Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.

Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек.

Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.

Идеи и принципы:

  1. в воспитании нет главного и второстепенного;
  2. воспитание – это прежде всего человековедение;
  3. эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления;
  4. принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов;
  5. культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы;
  6. приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;

В настоящее время широко применяются педагогические технологии авторских школ.

Технология «Экология и диалектика» Льва Васильевича Тарасова, кандидата педагогических наук, профессора. Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции. Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.

Модель трудового воспитания Александра Александровича Католикова, педагога – новатора , по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина ) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России.

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

3. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере грузки учащихся / Е.А. Менчинская. - М. : Вентана-Граф, 2008. - 112 с. - (Педагогическая мастерская).

4. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

5. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

7. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

8. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

9. Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова. Концептуальные основы теории воспитательных систем.




Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...