Перцептивная фонетика.

Перцептивная фонетика (лат. perceptio - восприятие) изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

Речевое высказывание, построенное говорящим и преобразованное им в звуковые колебания, доступно восприятию органами слуха. Деятельность слушающего в процессе звуковой коммуникации направлена на языковую реконструкцию воспринимаемого сообщения и понимание его смыслового содержания. В решении этой задачи слушающий использует не только акустическую информацию, извлекаемую из речевого сигнала слуховой системой, но и другие, прежде всего языковые знания, в том числе знание словаря языковых знаков и системы звуковых средств. В этом легко убедиться, если проанализировать восприятие речи на незнакомом языке. Мы, конечно, слышим то, что произносится, но не способны дать правильную лингвистическую интерпретацию тех данных, которые предоставляет нам слуховой анализ. В лучшем случае можно очень приблизительно оценить звуковой состав произносимых слов или фраз, основываясь на знании и опыте использования звуковой системы собственного языка. В то же время очевидно, что без опоры на акустическую информацию опознание звуковой структуры исходного сообщения, а значит и определение его словесного наполнения, невозможны. В сложном акте языкового декодирования всегда присутствует акустико-фонетический этап, который начинается с "приема" речевого сигнала наружными структурами уха, а заканчивается построением внутреннего представления речевого сообщения в виде цепочки фонем и различных показателей (тональных, акцентных, интонационных).

Основные этапы звукового восприятия речи можно представить следующей схемой:

    Прием акустического сигнала;

    Первичный слуховой анализ;

    Выделение акустических событий и признаков;

    Лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

Для перцептивной фонетики (от лат. "восприятие") представляют интерес прежде всего второй и третий из указанных выше этапов. Конечная цель этого раздела фонетической науки состоит в том, чтобы понять, какие перцептивно-фонетические механизмы обеспечивают восприятие речи в естественных условиях звуковой коммуникации. Это чрезвычайно сложная задача, полное решение которой является делом будущего.

Более непосредственные цели перцептивной фонетики связаны с исследованием лингвистических реакций носителей языка на речевые сигналы: их способности опознавать и различать звуковые единицы языка, слоги, слова в разных экспериментальных условиях, оценивать и фонологически интерпретировать изменение акустических характеристик речевого сигнала и др.

В обычных условиях звуковое восприятие речи подчинено более важной цели: опознанию слов, из которых состоит речевое сообщение, а также установлению смысловых и синтаксических связей между ними. Более того, "устную речь мы сразу же

воспринимаем как осмысленную последовательность слов, а не как нагромождение звуков, которые необходимо как-то перевести, чтобы они приобрели смысл". Таким образом, звуковое восприятие "вплетено" в общий процесс опознания слушающим языковой структуры сообщения и должно рассматриваться как важная, но в то же время промежуточная задача выделения языковых ключей звуковой природы, необходимых для опознания слов и их последовательностей.

Для опознания слов слушающий располагает гораздо более мощными источниками информации, чем извлеченные из речевого сигнала акустические признаки. Наиболее надежный источник - это знание языка, на котором построено речевое сообщение. Языковые знания человека весьма разнообразны: они включают знание инвентаря фонем и законов их сочетаемости (например, в русском языке нет гласных фонем, противопоставленных по назализации; в начале русского слова невозможна последовательность /нрк/), языковых знаков, а значит, и тех фонемных цепочек и просодий (просодия - система произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи),которые не просто возможны в данном языке, а соответствуют реальным словам (в русском языке нет слов /басака/ или /са бака/, а слово /сабака/ есть), законов оформления синтаксических связей (в русском языке невозможно словосочетание большого дому), законов сочетаемости слов по смыслу (ср. известный пример Бесцветные зеленые идеи яростно спят, где эти законы нарушаются) и т. д.

Использование языковых знаний, а также результатов текущего восприятия (совокупности слов, уже опознанных к данному моменту распознавания) позволяет людям воспринимать и понимать речь в условиях сильных акустических помех и искажений речевого сигнала, о чем свидетельствует наша повседневная речевая практика. Вот что пишут по этому поводу известные психологи П. Линдсей и Д. Норман: "Будь наша речь поэкономнее или будь люди не так способны к использованию контекстной информации для регуляции собственного восприятия, общение представляло бы мучительный и ненадежный процесс. К каждому слову приходилось бы внимательно прислушиваться; одно пропущенное слово, один искаженный слог - и целое предложение могло бы утратить смысл и оказаться неверно понятым. Мы не могли бы ни на минуту ослабить внимание. Самый ничтожный шум мог бы привести к катастрофе. Таким образом, избыточность языка позволяет нам избирательно концентрировать внимание на отдельных фрагментах сообщения, предвосхищать следующие его части, сосредоточиваться на ключевых словах и фразах, несущих основной смысл сообщения. В результате мы можем позволить себе принимать сообщение, не напрягаясь, будучи уверенными, что, даже пропустив множество деталей, мы все же уловим основной смысл сказанного или прочитанного". К этому можно добавить, что и говорящему пришлось бы затрачивать гораздо больше внимания и усилий при артикуляции, если бы ему нужно было тщательно произносить каждое слово своего сообщения, чтобы быть уверенным в том, что его правильно поймет слушающий.

Для фонетистов важно, что интерпретация речевого сигнала в терминах звуковых единиц языка возможна и без обращения к словарю: при звуковом восприятии слогов и бессмысленных звукосочетаний (псевдослов и псевдофраз), неизвестных слушающему слов или собственных имен. Зиндер справедливо отмечает, что "усвоение всякого нового слова и начинается с того, что оно воспринимается как бессмысленное звукосочетание". Если бы человек не умел интерпретировать звучание новых слов через звуковые единицы языка, система которых ему известна, он был бы лишен способности строить и пополнять свой словарь. Таким образом, необходимо различать общую способность человека узнавать в речевом сигнале звуковые единицы родного языка и разное использование этой способности в конкретных речевых ситуациях (с обычной возможностью опираться на источники информации, лежащие за пределами звуковой системы языка, или без этой возможности).

Задача фонемной интерпретации состоит в том, чтобы преобразовать или перевести слуховое изображение речевого сигнала в последовательность полностью или частично опознанных фонемных единиц. Возможность частичного опознавания должна учитываться сразу, так как артикуляционная редукция, неопределенность, смазанность и утрата важных акустических ключей являются бесспорными, экспериментально доказанными фактами человеческой речи, которые легко прогнозируются артикуляционным поведением говорящего, его склонностью к экономии произносительных усилий.

Большинство специалистов не признают и существование особых слуховых механизмов, анализирующих речевые сигналы. Напротив, предполагается, что слуховая система человека, как и некоторых видов животных, от рождения содержит нервные элементы (детекторы), приспособленные к анализу любых сигналов с быстро меняющимися акустическими свойствами, в том числе сложных сигналов, которые способен производить речевой тракт человека. Физиология слуховой системы человека является результатом длительного процесса эволюции, в котором огромную роль сыграло значение звуковой речи для жизни человека. Благодаря этому существует хорошее биологическое согласование между звуками, которые человек потенциально может произнести, и звуковыми различиями, которые человеческий слух способен обнаружить в речевых сигналах. Поэтому ребенку не нужно специально учиться выделять акустические признаки, которые соотносятся с артикуляцией, и вычислять целевые артикуляционные жесты для восприятия речевых сообщений, как это предполагается моторной теорией восприятия речи. Ему нужно приобрести умение соотносить выделяемые слухом акустические признаки

знаки со смысловыми различиями в речевых сообщениях взрослых и развить артикуляционные навыки, которые позволили бы создавать нужные акустические различия в собственной речи (известно, что артикуляция у ребенка развивается значительно медленнее способности воспринимать и понимать речевые сообщения). Умение соотносить акустические особенности речевого сигнала, обнаруживаемые слухом, со смыслом речевых сообщений - это и есть фонологическое воспитание слуха. Оно формируется вместе с приобретением всех языковых знаний, включая звуковую систему языка.

В каком же фонемном виде запоминаются новые слова и неизвестные фамилии? Производит ли слушающий "доопределение" фонемного состава такого не полностью опознанного слова при помещении его в свой словарь (в ситуациях, когда нет возможности уточнить это с помощью говорящего)? Например, в русских словах в естественной речи слабый редуцированный [ъ] часто произносится на месте фонем /а/ и /ы/, и, услышав фамилию Т[ъ]локонников слушающий либо должен выбрать какую-то из этих фонем вместо [ъ], либо запомнить фамилию с фонемно неопознанным гласным. Возможно, в данном случае слушающий выберет фонему /а/, так как это самая частотная фонема в русском языке, но вопрос о возможности существования словарных единиц с не полностью определенными звуковыми сегментами остается в силе.

В обычных условиях слушающий, воспринимая речь, стремится прежде всего распознать слова, образующие речевое сообщение. При этом используются все доступные источники информации, в том числе и уже распознанные слова и их последовательности. Слушающий начинает узнавать слова сразу же, как только его слуховая система фиксирует появление речевого сигнала. Иными словами, восприятие речи имеет текущий, привязанный к моменту поступления акустической информации характер, и главной процедурой обработки речевого сигнала становится "анализ через синтез". Эта процедура дает возможность слушающему использовать внутренние знания, контекстные догадки и уже распознанную языковую информацию.

если в начале речевого сообщения слушающий с достаточной степенью вероятности установил фонемный состав первого слога, то эта информация, наряду с другими языковыми ограничениями, может использоваться для выделения в общем словаре слушающего активного класса слов, которые начинаются с этого слога.

Кодзасов, Кривнова «Общая фонетика»

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Перцептивные характеристики звуков речи - такие особенности восприятия этих звуков, которые связаны с их языковой функцией (в отличие от психоакустических характеристик, свойственных любым звукам, воспринимаемым слуховой системой).

Можно говорить о двух видах п.х.звуков; о тех особенностях восприятия, которые являются общими для носителей всех языков, и о тех, которые зависят от конкретной системы фонем определённого языка.

Пример первого вида – универсальная способность людей различать согласные [p], [t], [k] перед гласными не за счёт собственных акустических характеристик этих согласных, а по акустическим свойствам этого гласного. Пример второго вида – способность носителей русского языка узнавать мягкость согласного; носители языков, где мягкие согласные не выступают как самостоятельные фонемы, такой способностью не обладают.

Изучение особенностей восприятия звуков речи – одна из важнейших задач современной науки, и этот вопрос ещё не исследован окончательно. Приведём лишь самые основные п.х. звуков речи.

Качество гласных, как уже было сказано, связано с частотами формант.

(Форма́нта - термин фонетики, обозначающий акустическую характеристику звуков речи (прежде всего гласных), связанную с уровнем частоты голосового тона и образующую тембр звука).

При исследовании восприятия обнаруживается, что для разных гласных существенны разные характеристики формант. Для различия изолированно произнесённых гласных [i] и [e], например, наиболее важна частота F1 – при низкой частоте гласный воспринимается как [i], при сравнительно высокой – как [e]. Для различения гласных.

Фонетически нетренированные носители определённого языка способны различать большее число звуков, чем количество фонем в системе этого языка. Так, носители русского языка различают не 6 гласных (по числе гласных фонем), а 18 разных типов гласных (эталонов): оказывается, что комбинаторные аллофоны одной и той же формы в соседстве с твёрдыми или мягкими согласными опознаются как разные по качеству гласные. Если из магнитных записей произнесений слов так , тяга , стать и сядь выделить при помощи специального прибора гласные и дать прослушать эти гласные носителям русского языка, то они обозначат их следующим образом: [a], [ i a], и [ i a i ]. Сравнение таких обозначений с акустическими характеристиками гласных показывает, что наиболее сильные различия между гласными - в частоте FII, которая в соседстве с мягким согласным имеет высокую частоту (почти как у гласного [i]) и лишь постепенно понижается до частоты, свойственной алфавитному аллофону. Данные такого рода говорят о том, что для восприятия существенны не только сами частоты формант, но и изменение этих частот во времени.

Для опознания сонантов часто оказывается существенным такой их признак, как меньшая по сравнению с гласными громкость. Сонант, искусственно отделённый от гласного, рядом с которым он был произнесён, воспринимается обычно как какой-нибудь гласный, но стоит прибавить к нему отрезок звучания гласного, как восприятие становится правильным.

Среди шумных согласных различия по активному действующему органу зависят от характеристик начала следующего за согласным гласного. Различия между звонкими взрывными непридыхательными и взрывными придыхательными согласными связаны с такой характеристикой согласного, как «время начала голоса»: если низкочастотные колебания, производимые голосовыми связками, начинаются ещё во время смычки, то такой согласный воспринимается как звонкий; если эти колебания начинаются после размыкания смычки, то согласный воспринимается как глухой; при этом как непридыхательный вопринимается согласный, у которого интервал между раскрытием смычки и началом голоса невелик (15-20 мс), а как придыхательный – такой согласный, у которого от момента раскрытия смычки до начала голоса проходит около 100-150 мс.

Для восприятия щелевых, аффрикат и взрывных наиболее существенным признаком оказывается резкость нарастания шума и его длительность. Так, один и тот же слог , записанный на магнитную ленту, может быть превращён и в слов , и в слог , если постепенно отрезать (с помощью техники) начало согласного.

При исследовании восприятия звуков обнаруживается стремление испытуемых (если в таких опытах испытуемыми являются фонетически нетренированные люди) опознать любой услышанный звук как фонему родного языка, а любую последовательность звуков (например, бессмысленный слог) – как слово родного языка. Когда испытуемый по каким-либо причинам не может нормально проанализировать услышанное, то он «узнаёт» наиболее часто встречающийся в его языке звук или слово. Например, если он слышит какой-то гласный, похожий и на [a], и на [ε], но заглушаемый шумом, он скорее ответит, что слышал [a], т.к. [a] – более частый звук, чем [ε].

Для исследования восприятия звуков речи используют целый ряд экспериментальных методик. Если нас интересует, как воспринимаются различные комбинаторно-позицонные аллофоны, необходимо иметь возможность выделить конкретный аллофон из того фонетического окружения, в котором он возникает. Для этого созданы специальные приборы, позволяющие с магнитной записи слова или фразы перенести отдельный участок, соответствующий тому или иному аллофону, на чистую магнитную ленту. Так, мы можем выделить, например, из слов /s’at’/, /sat/ гласные, переписать их на чистую ленту и дать прослушать испытуемым, попросив их обозначить услышанные звуки.

Приборы такого рода называются сепараторами (иначе – сегментаторами, дизизорами). Возможны два принципа действия этих приборов: речевой отрезок записывается на магнитную ленту и из этого отрезка ленты склеивается кольцо, сигнал с которого поступает многократно на сепаратор: экспериментатор выделяет интересующий его звук. Второй принцип – магнитная лента с записью фиксируется в одном положении, а мимо неё движется магнитная головка, воспроизводящая звук, записанный на ленте; регулируя время работы вопроизводящей головки и начало её работы относительно записи, мы можем выделить любой звук или звукосочетание. Для выяснения того, какие именно акустические свойства звуков важны для восприятия, используют специальный метод – синтез речеподобных звуков.

При помощи синтезатора можно искусственно, без участия человека, создавать «звуки речи» и по собственному желанию менять характеристики этих звуков. Например, мы можем создать синтезированные гласные с самыми разными частотами fI и fII и проследить, как изменяется восприятие таких синтезированных гласных по мере удаления их характеристик от характеристик естественных гласных данного языка.

Сейчас созданы синтезаторы, позволяющие управлять почти всеми акустическими характеристиками речевого сигнала – частотами формант, высотой шума, интенсивностью, длительностью и т.д.

(Бондарко, Вербицкая – «Фонетика»)

Основные методы анализа перцептивных характеристик

Результаты исследования перцептивной деятельности носителей языка в значительной степени зависят от того, каким образом проводятся эти исследования, т. е. какие задачи ставит перед собой экспериментатор, на каком материале он строит эксперимент, какую инструкцию получают испытуемые, участвующие в этом эксперименте. Ведь прямые вопросы в таких опытах, как правило, недопустимы: нельзя спросить, например, носителей русского языка: «Одинаковы ли ударные гласные в словах сад , садик , сяду и сядь ?» Ответ на такой вопрос будет зависеть не только от способности наших испытуемых замечать акустические различия между соответствующими аллофонами, но и от многих других причин: один испытуемый может вообще не знать, чем различаются звук и буква, другой заметит различия по длительности, третий сможет заметить и реальные акустические различия между этими аллофонами. Но как же экспериментатор узнает, на чем именно основан тот или другой ответ?

Существуют некоторые общие установки проведения экспериментов, в которых исследуются перцептивные характеристики.

К а ч е с т в о предъявляемых испытуемым сигналов (стимулов). Стимулами могут быть как естественные звуки или звуковые последовательности, так и синтезированные. При использовании естественных звуков необходимо помнить, что далеко не всегда можно предъявлять в качестве стимулов осмысленные слова: мы знаем, что слово может очень хорошо опознаваться даже в случае очень сильных искажений его звукового облика. Это объясняется стремлением человека любую звуковую цепочку опознать как смысловую единицу, а также и тем, что почти каждое слово обладает большим «запасом прочности», связанным с тем, что его звуковой облик как бы и рассчитан на сопротивление возможным искажениям.

Исходным материалом для получения естественных речевых сигналов разной длительности (от части звука до целых фраз) является запись на магнитофоне речевого материала, содержащего интересующие нас стимулы. Речевые характеристики дикторов, произносящих этот материал, должны соответствовать задачам эксперимента. Например, при изучении восприятия аллофонов гласных фонем русского литературного языка дикторы должны обладать произносительной нормой, а если нас интересует, какие особенности иноязычного акцента способны замечать носители русского литературного языка, дикторами должны быть люди, обладающие таким акцентом. В качестве стимулов выступают гласные или отдельные их сегменты, согласные, слоги и другие интересующие экспериментатора звуковые последовательности. Эти стимулы сегментируются из исходной записи и переписываются в необходимом порядке на магнитную ленту или дискету для последующего предъявления испытуемым. Еще сравнительно недавно сегментация производилась на специальной аппаратуре - сегментаторах, магнитофонах с вращающимися головками и т. д.; в настоящее время все предварительные модификации сигналов при подготовке опытов производятся программным способом на компьютере. Рассмотрим два конкретных примера сегментации при создании набора стимулов для эксперимента. Предположим, нас интересует, замечают ли носители русского языка различия между ударным и безударными аллофонами фонемы /A/. Для получения ответа на этот вопрос мы должны предъявить испытуемым такие стимулы, характеристики которых зависят только от их ударности - безударности, т. е. записать такие слова, где гласный находится в идентичном фонетическом окружении, например, сад , сады , садовод , высажу и т. д. После записи этих слов производится выделение интересующих нас гласных из того контекста, в котором они были произнесены, и перезапись их на магнитную ленту или в память компьютера для их дальнейшего предъявления испытуемым.

Другим примером сегментации является преобразование звуковой формы слов для выяснения того, насколько надежно реализуется словесное ударение. Если мы предъявим нашим испытуемым такие слова, как сумка , запас , давно , город , судьба , красота и т. д., записанные на магнитную ленту, и попросим определить место ударения, они это сделают безошибочно даже в том случае, если разница между ударным и безударным гласным будет не очень велика: сначала узнаётся все слово, а затем определяется его ритмическая структура. Чтобы получить ответ на тот вопрос, который нас интересует, нужно помешать узнаванию слова, «испортить» это слово, тогда место ударения будет определяться испытуемыми действительно в зависимости от того, насколько ярки акустические характеристики ударения в каждом слове. Отрезав из записи каждого слова первый согласный, мы получим бессмысленные звукосочетания, и определение места ударения производится уже не автоматически, а в результате реального перцептивного анализа всей звуковой цепочки - , , , , , . Как показывают опыты с такими «преобразованными» словами, испытуемые часто неправильно отмечают место ударного гласного, что свидетельствует о недостаточной акустической информации при реализации слов. Это обстоятельство выявляется только при анализе данных восприятия, а его интерпретация требует детального исследования всех факторов, которые могли бы приводить к недостаточной выраженности словесного ударения с точки зрения его восприятия.

При исследовании восприятия широко используются синтезированные речеподобные стимулы. Они создаются при помощи специальных приборов - синтезаторов речи, которые позволяют искусственным образом получать звуки, слова, фразы, практически не отличающиеся от натуральных. Их особенность заключается в том, что создающий такие стимулы экспериментатор не только сам определяет, каковы должны быть акустические характеристики синтезируемых звуков, но и может в процессе эксперимента изменять эти характеристики под собственным контролем. Например, в первых опытах по изучению восприятия русского словесного ударения синтезировалось слово, состоящее из слогов и . Экспериментатор хотел выяснить, с каким признаком гласного сильнее связано ударение - с интенсивностью (громкостью) или с длительностью. Для проверки синтезированная последовательность предъявлялась испытуемым в следующих вариантах: первый слог громче, чем второй; второй слог громче, чем первый; первый слог длительнее, чем второй; второй слог длительнее, чем первый. Ожидалось, что испытуемые, прослушав эти синтезированные стимулы, смогут поставить ударение и различить слова му ку и муку , если признаки ударности будут выражены достаточно отчетливо. Действительно, оказалось, что испытуемые регулярно отмечали как ударный тот гласный в слове, который имел большую длительность. К вопросу о фонетических свойствах словесного ударения в русском языке мы еще вернемся, здесь же заметим, что только на материале синтезированных стимулов экспериментатор мог изменять громкость и длительность гласного независимо друг от друга и в определенных пределах.

Преимущество синтезированных стимулов заключается также и в том, что экспериментатор может создавать такие звуки и сочетания звуков, которые вообще не встречаются в данном языке. При изучении перцептивных особенностей русской звуковой системы, например, очень интересно проследить, как воспринимают носители русского языка гласные, различающиеся по ряду (напомним, что существует мнение о нерелевантности признака ряда для русского вокализма). Поскольку акустически признак ряда связан с частотой FII, то можно создавать такие гласные, которые отличаются друг от друга только этим параметром, и следить, каким образом это изменение отражается на восприятии этих гласных испытуемыми - носителями русского языка (об этом также см. ниже).

Рассмотрим теперь, какие задачи решают испытуемые в опытах, направленных на изучение восприятия. Естественно, что задачи эти ставит перед испытуемыми экспериментатор. Инструкция, которую он дает перед опытом, с одной стороны, должна обеспечить такие ответы, которые необходимы для решения поставленной задачи; с другой стороны, она ни в коей мере не должна навязывать испытуемым именно те ответы, которые нужны экспериментатору. Можно сказать, что правильно составленная инструкция - результат большой предварительной теоретической работы и что от нее зависит достоверность результатов, полученных в опытах.

Наиболее распространенные виды задач, которые ставятся перед испытуемыми, - это задачи на опознание стимула, на различение двух стимулов, на сравнение стимулов и на имитацию стимулов. Все эти задачи в той или иной мере как бы отражают те процессы, которые характерны для нормальной речевой деятельности при восприятии сообщений.

Опознание стимула - казалось бы, самая простая задача: испытуемый, услышав стимул (т. е. один звук или его часть или последовательность звуков), должен определить, что именно он слышит, и записать свой ответ в специальной анкете. Самый простой случай - когда носителям русского языка предъявляются некоторые гласные стимулы и они должны каждый стимул обозначить как какой-либо гласный русского языка. Задача существенно усложняется, если экспериментатор просит как можно точнее обозначить свойства каждого стимула: во-первых, возможны значительные различия между испытуемыми, поскольку не все способны одинаково точно замечать те или иные свойства звуков, поэтому для получения надежных данных требуется большое количество ответов большого числа испытуемых; во-вторых, сами обозначения в разной степени «доступны» для испытуемых: например, [i]-образное начало гласных, следующих за мягкими согласными, носители русского языка не только способны заметить, но и обозначают регулярно, хотя и различными знаками. А вот огубленность согласного, находящегося перед гласным [u], испытуемые не умеют обозначать, хотя и способны ее заметить (об этом - тоже ниже).

Предмет перцептивной фонетики. В процессе речевой деятельности, говорящий (по-другому - адресант, отправитель информации) оперирует или отдельными словами, которые представляют собой некие «звукокомплексы», или сочетаниями слов, т.е. «создаёт» последовательности взаимодействующих звуков речи. Слушающий (адресат, получатель информации), чтобы понять сообщаемое и/или стать полноценным участником коммуникативного действия (коммуникативной ситуации), должен не только достаточно быстро распознавать комплексы передаваемых звуковых единиц, но и соотносить их с закреплённым за ними содержанием (смыслом). Очевидно, что для этого слушающему необходимо представлять «акустико-артикуляционный облик» речевых звуков данного языка и их связь со смыслом.

Воспроизведение и анализ информации, поступающей от органов речи, обеспечивают расположенные в коре головного мозга речедвигательные и речеслуховые анализаторы. С психофизиологической точки зрения восприятие речи на слух состоит в преобразовании звуков, воспринимаемых речеслуховым анализатором, в артикуляционные образы при помощи речедвигательного моторного анализатора.

Возьмите на заметку

Зрительный анализатор, кстати сказать, хотя и нс является непременным элементом функциональной цепи при речевосприятии, может также участвовать в этом процессе. Дело в том, что оптические сигналы, такие, как жесты, мимика, наблюдаемые артикуляционные движения, полагают исследователи, подкрепляют слуховые ощущения и облегчают распознавание смысла - в особенности при восприятии речи на чужом языке.

Изучением восприятия звучащей речи, т.е. звуковых единиц, используемых человеком при речевом общении, занимается перцептивная (аудитивная) фонетика. Эта область науки о языке:

  • - интересуется тем, какие свойства звуков существенны для восприятия речи слушающим, в частности для опознания определённых фонем в условиях их разного положения и взаимодействия в речевом потоке;
  • - включает в зону внимания вопросы, связанные со способами извлечения информации не только из собственно акустических свойств речевых произведений, но и из языкового контекста и самой ситуации общения в целом;
  • - стремится выявить такие свойства речевых звуков, которые, во-первых, являются характерными для всех человеческих языков, т.е. универсальными, и, во-вторых, такие, которые являются национально-специфическими.

Проблемами восприятия речи занимается также психоакустика , исследующая способы обработки и «оценки» слуховой системой человека различных, в том числе и речевых, звуков. Одно из важнейших понятий перцептивной фонетики - фонематический слух => [Хр.: с. 156, Богданова]. (См. также Л. В. Бон- дарко .)

Фонематический слух. Он проявляется в том, что при расшифровке речевых структур слуховая система человека выделяет в речевом сигнале только те признаки, которые являются важными для звукового распознавания речи и представляют собой основу для понимания передаваемого содержания.

Размышляем вместе

Замечали ли вы, что носитель русского языка, например, совершенно уверен, что в словах сел - сель все должны слышать разницу между конечными (твердой и мягкой) согласными, осознавать звуковые различия слов лот , лёт и льёт, а также начальных согласных в словах рук - лук.

В действительности, одни и тс же звуковые комплексы с точки зрения их состава оцениваются носителями разных языков по-разному: корейцы и японцы не сразу разберутся в характере отличия Р от Л, для арабов не вполне отчётливо дифференцируемыми будут О и У; французы разными звуками в словах сел - сель будут считать гласные (разной степени закрытости), а вовсе не конечные согласные; носители очень многих языков нс смогут услышать разницы между русскими словами мал и мял, сел и съел.

Восприятие отдельных звуков и оценка их как одинаковых или разных зависит, таким образом, не только от акустико-артикуляционных свойств звука у но и от особенностей системы фонем и артикуляционной базы того языка, носителем которого является слушающий.

Опираясь на собственный опыт изучения иностранного языка, найдите примеры аналогичных случаев.

Многочисленные экспериментальные исследования, отмечает Л. В. Бондарко , показали, что слуховая система человека выделяет в речевом сигнале только те признаки, которые являются важными для звукового распознавания речи и представляют собой основу для понимания передаваемого содержания. Умение слушающего выделять эти существенные признаки свидетельствует о наличии у него фонематического слуха.

  • Бопдарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описаниеречи. Л., 1981. С. 23 и след.
  • Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описаниеречи. Л., 1981. С. 23 и след.

Как и языкознание, разделяемое на общее и частное, такому же разделению подлежат и дисциплины, изучающие различные языковые аспекты - лексику, грамматику, звуковой строй и т.п.

Из вышесказанного понятно, что основные задачи фонетики включают в себя всестороннее изучение звуковой составляющей языка, а также поиск и выявление закономерностей в её внутренней организации. Звуковую сторону любого языка можно охарактеризовать как сложное, комплексное явление, которое включает в себя не только речевые звуки и их последовательности, но и словесное ударение и фразовую интонацию. Однако, звучащая речь является не только акустическим явлением, но и комплексом акустических сигналов, целенаправленно производимых артикуляционными органами человека и предназначенные в первую очередь для слухового восприятия.

На данный момент можно назвать четыре аспекта звуковой речи:

  • * физический,
  • * артикуляционный,
  • * перцептивный;
  • * функциональный.

Фонетика является комплексным предметом, поэтому в ней можно выделить несколько частных дисциплин, например:

  • - артикуляционную фонетику,
  • - акустическую фонетику,
  • - перцептивную фонетику,
  • - функциональную фонетику (фонологию).

Предметом изучения артикуляционной фонетики является деятельность речевого аппарата человека, результатом которой является воспроизведение звуков, исполняющие роль элементарных звуковых единиц какого-либо языка. Эта наука занимается описанием и систематизацией движений и положений речевых органов, необходимых для воспроизведениея звуков данного языка.

Акустическая фонетика занимается исследованием исключительно физических параметров и характеристик звуков речи, принадлежащих разным языкам.

Перцептивная фонетика изучает особенности слухового восприятия человеком речевых звуков.

Предметом изучения функциональной фонетики является функция звуковых элементов. Это работа со значениями звуков и звуковых цепей, поиск различий в этих значениях в зависимости от звучания, исследование звуковых цепей как посредника при передаче языковой информации, изучение явлений кодирования и раскодирования речевых сообщений.

Акустико-физиологическая фонетика (антропофоника) занимается изучением человеческого организма и тех его общих постоянных черт, которые отвечают за явление звуковой речи. Также эта наука рассматривает органические привычки, которые дают возможность нашему произношению оставаться приблизительно одинаковым на протяжении определённого промежутка лет. По данным исследований языковой истории можно сделать вывод о том, что эти самые привычки не являют собой чего-то неизменного, а наоборот претерпевают определённые выраженные изменения в течение некоего временного промежутка, как правило, довольно значительного. Являющиеся по своей сути результатами привычек произношения, звуки изменяются в зависимости от перемен в данных привычках. Причинами этих перемен являются либо общие условия физической организации человека и его речевого аппарата (спонтанеические речевые изменения), либо комбинирование одних физиологических привычек с другими в течение одного промежутка времени (такие изменения называются комбинаторными). В одних случаях появляются звуковые изменения, в других - нет, это зависит от наличия или отсутствия определённых благоприятных условий, но именно этот механизм влечёт за собой появление звуковых чередований в родственных этимологических формах (например: нога // ноженька, ножища: чередование г//ж и т.п.). Такие чередования могут различаться в зависимости от давности своего происхождения и принадлежать к разным эпохам истории развития языка, а так же и в отношении актуальности причинной связи между вызвавшими данное звуковое изменение условиями и его результатами (отношения корреляции и дивергенции).

Акустическая фонетика является самостоятельной научной дисциплиной, появившейся при взаимодействии таких наук как лингвистика, физика и биоакустика. Она занимается изучением физических свойств речевых сигналов.

В русле этой дисциплины происходит изучение акустических характеристик звуковых средств языка и связи артикуляции и её аэродинамических и акустических свойств. Акустический раздел фонетики имеет особенное значение для разработки приложений, расшифровывающих и анализирующих речевой сигнал с помощью технических средств, а также для речевых технологий. Опирается акустическая фонетика на ряд базовых понятий физики, относящихся к учению о колебаниях.

Опираясь на общие законы, управляющие колебаниями, акустическая фонетика смогла оформиться в самостоятельную научную дисциплину (в середине 1940-х гг.), которая представляется из себя один из наиболее разработанных разделов фонетической науки. Основным полем для исследования акустической фонетики является акустическая теория речеобразования, которая изучается связи между органическим аспектом артикуляции и акустическим результатом артикуляционного процесса.

В частной фонетики все изучаемые вопросы рассматриваются в применении к какому-либо конкретному языку. Таким образом, можно различить, например, фонетику современного русского языка, историческую фонетику итальянского (казахского, немецкого) языка и т.д.

Довольно часто особо выделяют экспериментальную фонетику, которая строится на широком применении специальной звукозаписывающей техники. Но в данном случае вернее было бы говорить не о фонетике в целом, а только об экспериментальном методе применительно к этой науке (метод палатограмм, кимографической, магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.д.). В последние годы учёные сумели разработать специальную методику для синтеза речи, при помощи которой появилась возможность создания речеподобных звуков искусственным путём, без участия человека.

Перцептивная фонетика занимается изучением восприятия речи слушающим и установлением соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

Перцептивная фонетика (лат. perceptio -- «восприятие») -- раздел фонетики, исследующий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. Основным вопросом, на который он даёт ответ, является то, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (к примеру, для опознания той или иной фонемы) с учётом изменяющихся артикуляционных и акустических характеристик речевых сигналов. То есть, говоря проще, каковы перцептивные корреляты релевантных (то есть существенных) признаков фонем и просодем.

Помимо этого, перцептивная фонетика учитывает, что в процессе восприятия звучащей речи люди получают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, делая прогноз общего смысла воспринимаемого сообщения.

Также перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, свойственные звукам человеческого языка в общем и звуковым единицам определённых конкретных языков. Это позволяет сделать вывод о том, что восприятие базируется не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

Фонологию можно разделить на фонемику и просодику. Фонимика - это учение о теории и описании фонем, которое выявляет структурное и функциональное своеобразие фонологических единиц сегментного (линейного) уровня языка. Просодика - это раздел фонологии, занимающийся изучением структуры и функции интонации и ударения как суперсегментных (нелинейных) средств организации фонетических единиц, которые превышают фонемы по протяжённости (фразы, речевые такты, слоги).

Фонология не просто так получила ещё одно название: функциональная фонетика. Она даёт оценку всей информации о звуковом материале с позиции оценки функций, которые выполняются звуковым строем языка в процессе его действия. Основными функциями можно назвать дистинктивную (различительную) и идентифицирующую (отождествляющую). Опираясь на данные функции, фонология строит определение фонемы как минимальной единицы звукового строя языка, которая служит для отождествления и разграничения знаковых (двусторонних) языковых единиц - морфем и слов в их формах.

Фонология (от греч. цщнЮ -- «звук» и льгпт -- «учение») - это раздел языковедения, который занимается изучением структуры и состава звукового строя языка, а также функционирование звуков в языковой системе. Фонема является сновной единицей фонологии, основной же объект исследования - это противопоставления (оппозиции) фонем, в совокупности образующие фонологическую систему языка.

Большая часть специалистов рассматривает фонологию (как учение о функциональной стороне звуков речи) только лишь как часть фонетики (а именно, учения о звуках речи); но некоторые специалисты, а среди них, что примечательно, такие видные фонологи как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян, рассматривают данные дисциплины как в принципе непересекающиеся разделы лингвистики.

В чем же видят различие между фонетикой и фонологией? Это отличие можно проследить в определениях этих разделов, и состоит оно в том, что предмет фонетики не сводится лишь только к функциональному аспекту звуков речи, но он охватывает также её субстанциальный аспект, что можно разделить на физический и биологический (или физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (предмет перцептивной фонетики).

В арсенале современной фонологии присутствует хорошая методика изучения звукового строя языка как в аналитическом, так и в динамическом его аспектах. Для этого были разработаны правила выделения фонем и определения диапазона их вариаций в зависимости от специфики позиционной структуры звукового уровня в определённых конкретных языках. Фонемы подвергаются различным модификациям, попадая в разные позиционные условия в процессе функционирования языка. К этому относятся и случаи нейтрализации - позиционного снятия противопоставления элементов языковой структуры. В зависимости от возможности или невозможности подведения звуков в слабой позиции под сильные можно различить два вида нейтрализации: разрешимую и неразрешимую. В первом случае звуки слабых позиций выступают в виде вариантов соответствующих фонем ([^] - вариант фонемы <О> при наличии живого позиционного чередования в алломорфах корня <вод>а: [вЛдб] // [вуды]); во втором же случае ([сЛббка]) при невозможности проверки сильной позицией звук [Л] должен быть квалифицирован как представитель гиперфонемы <оа>.

Те фонологические явления, которые распространены на отрезки речи, превышающие по протяжённости фонемы и слоги, как минимальные незнаковые единицы, доводятся предметом изучения просодики. Являясь разделом фонологии, просодика охватывает область суперсегментных накладок двух разновидностей: интонационных и акцентологических в их взаимосвязи. Это означает изучение закономерностей функционирования звуковых объектов на уровне фонетических фраз и речевых тактов.

Перцептивная фонетика. Этапы восприятия звучащей речи

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика — раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. Отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания определённой фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Кроме того, в перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков, что позволяет сделать вывод о том, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные свойства.

Этапы восприятия речи:

  • прием акустического сигнал
  • первичный слуховой анализ;
  • выделение акустических событий и признаков;
  • лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

При изучении восприятия звучащей речи необходимо различать психоакустический аспект и собственно перцептивную фонетику.

Уровни восприятия звуков.

Восприятие звуков обеспечивается работой слуховой системы. Она состоит из трех основных отделов: периферического, центрального слухового пути и слуховой зоны коры головного мозга. Периферический отдел: наружное, среднее и внутреннее ухо. Он преобразует воздушные колебания, передающие звук, в нервные импульсы. Центральный слуховой путь передает эти импульсы в слуховую зону коры головного мозга, при этом происходят определенные преобразования импульсов. Слуховая зона коры головного мозга производит окончательную обработку поступивших нервных импульсов и на основании их свойств «принимает решения» о фонетических свойствах воспринимаемого звука или звуковой цепочки. Предполагается, что фонетическая классификация звуков происходит в левом полушарии головного мозга, а оценка временных и мелодических характеристик - в правом.

Перцептивная фонетика как раздел науки о звуках человеческого языка призвана изучать особенности восприятия тех звуковых единиц, которые используются человеком в его языковом общении.

Одной из наиболее общих задач перцептивной фонетики является определение того, какие звуковые характеристики существенны для воспринимающего речь человека.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация - это выделение из звучания речевого отрезка тех звуков, восприятие которых нас интересует. Пересадка - манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов - создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов - синтезаторов речи.

фонетика русского языка, фонетика на казахском
Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

  • 1 Предмет фонетики
  • 2 Четыре аспекта фонетических исследований
  • 3 История фонетики как науки
  • 4 Методы фонетических исследований
  • 5 Основные фонетические единицы и средства
  • 6 Разделы фонетики
  • 7 Артикуляционная фонетика
  • 8 Перцептивная фонетика
  • 9 Классификация звуков речи
    • 9.1 Акустические признаки
    • 9.2 Артикуляционные признаки
    • 9.3 Согласные
      • 9.3.1 Шумные
      • 9.3.2 Сонорные
      • 9.3.3 Место образования
    • 9.4 Гласные
  • 10 Фонетика русского языка
    • 10.1 Чередования
  • 11 См. также
  • 12 Примечания

Предмет фонетики

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Четыре аспекта фонетических исследований

1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д

2) акустический (физический) - рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический) - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

4) перцептивный - изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

История фонетики как науки

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Эрнста фон Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872).

Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

Методы фонетических исследований

  • Артикуляционный аспект:
    • самонаблюдение (интроспекция)
    • палатографирование
    • лингвографирование
    • одонтографирование
    • фотографирование
    • киносъёмка
    • рентгеносъёмка.
  • Акустический аспект:
    • осциллографирование
    • спектрографирование
    • интонографирование.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

  • Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
  • Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
  • Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
  • Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
  • Звук - минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

  • Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
  • Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
  • Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
  • Длительность - время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Артикуляционная фонетика

Место артикуляции звуков

Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные

Классификация звуков речи

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возвращаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой - мгновенные звуки (например, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?), их протягивать или вовсе нельзя (таковы?, ?, ?, ?, ?, ?), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: ? → ?, ? → ?. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?; в русском всегда длительно?). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как обб ить, отт ого, подд ал, палацц о, так к ак и т. п.).

Все звуки речи делятся на гласные и согласные - это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.

Акустические признаки

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в? разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый звучащий звук: ?, самый шумный: ?.

В пределах шумных выделяют:

  • Звонкие шумные длительные (пр.: ?, ?, ?)
  • Звонкие шумные мгновенные (пр.: ?, ?, ?)
  • Глухие шумные длительные (пр.: ?, ?, ?, ?)
  • Глухие шумные мгновенные (пр.: ?, ?, ?)

Артикуляционные признаки

По артикуляционным признакам звуки делятся на ртосмыкатели (согласные) и ртораскрыватели (гласные). Так называемые полугласные звуки (? и?), находящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда оказываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных?, ? и соответствующих согласных? и?.

Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она сильнее всего у глухих согласных (почему они и называются fortes - сильные), слабее у звонких согласных (lenes - слабые), ещё слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. «слабости» гласных и большинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

  1. свободным , когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные;
  2. суженным , когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся, ?, ?, ?, а также и гортанные придыхательные;
  3. сомкнутым , когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

  • взрывные, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это?, ?, ?, ?, ?, ?, а также и гортанный взрыв;
  • аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это, ?, ?, ;
  • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это?, ? и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
  • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа?;
  • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское?), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру!).

Шумные

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ? и б) звонкие шумные согласные?, ?, ?, ?, ?, ?, ?. Однако согласные? и? занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

В русском языке к сонорным согласным относятся?, ?, ?, ?, ? (?, ?, ?, ?). Например, в словосочетании «лимонный рай» все согласные сонорные.

Место образования

Основная статья: Место образования

Гласные

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема?, ?, ?; гласные среднего подъема э?, ?; гласный нижнего подъема?.

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда?, э?; гласные среднего ряда?, ? и гласные заднего ряда?, ?.

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) ?, ? и нелабиализованные (неогубленные) ?, э?, ?, ?.

Фонетика русского языка

Основная статья: Русская фонетика

В звуковом строю русского языка насчитывают 43 фонемы: 6 гласных фонем - ? ? ? ? ? ?; 37 согласных - ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?1, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?, ?².

1 фонемы??? - всегда твёрдые; фонема?- всегда мягкая
² некоторые авторы не признают самостоятельности фонем? и парного ей? (встречается в словах «вожжи», «езжу»), считая их вариантами? и? (мнение московской фонологической школы)

Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема - это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант - звук, находящийся в сильной позиции: для гласных - это позиция под ударением, для согласных - позиция перед гласным или сонорным.

Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить - ?. потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-? сделать - ?: глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими - оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад - ?, но клады - ?.

Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).

Редукция - видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная. Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил - ?, где ə-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.

Чередования

Как было упомянуто выше, в процессе речи звуки чередуются, сменяют друг друга. Порой эти чередования принимают вид довольно причудливых сочетаний, ср. жёлтый - желтеть - ? - ?. О чередуется с Ы. Чередование О//Ы называется минимальным фонемным рядом. Существует несколько различных фонемных рядов, вот наиболее распространённые из них:

  • О//А: говор - говорить
  • Е//И: держит - держать
  • А//И: час - часы
  • А//Ы: жаль - жалеть и т. д.

Различают два вида чередований: фонетические и исторические. Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные. Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные - позицией звука в слове, морфеме.

Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегу - бежать, где бег чередуется с беж (раньше было два различных глагола); рука - ручной и т. д.

См. также

В Викисловаре есть статья «фонетика»
  • Фонология
  • Звуковедение
  • Фонетический разбор слова

Примечания

  1. ISBN 5-7567-0046-3

фонетика, фонетика английский, фонетика деген не, фонетика и фонологија, фонетика казакша, фонетика казахский язык, фонетика на казахском, фонетика русского языка, фонетика українська, фонетикалык талдау



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...