Переход одной части в другую примеры. Переход одной части речи в другую правило

ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)

Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ

Переход слов одной части речи в другую

Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.

Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.

Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.

Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.

Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.

Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .

Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.

Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.

Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.

Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.

Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.

Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:

Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:

Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).

В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:

рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).

Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:

золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).

Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе

Главные методы словообразования

Новыепроизводные слова в российском языке образуются 4-мя основными методами :

1) морфологический метод (при помощи слово-образовательных морфем - приставок, суффиксов и др.);
2) лексико-синтаксический метод (сращение (слияние) словосочетания в одно слово);
3) морфолого-синтаксический метод (переход из одной части речи в другую);

4) лексико-семантический метод (распад неоднозначного слова на омонимы).

1. Морфологический метод (образование новых слов при помощи словообразовательных морфем) - самый распространённый в современном российском языке. При морфологическом методе образования в производной базе есть возможность выделить производящую базу (базу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс, соединительную морфему).

Главные разновидности морфологического метода словообразования

Метод словообразования

1. Приставочный

Влить ← лить; неглубокий ← глубочайший; кавардак ← порядок; назавтра ← завтра

2. Суффиксальный

Прыгнуть ← прыгать; киевлянин ← Киев; жарко ← жаркий

3. Нулевая суффиксация

РассказØ ← поведать; зеленьØ ← зелёный*

4. Приставочно-суффиксальный

Безвери ← вера; пришкольный ← школа

5. Постфиксальный

Купаться ← купать; развлекаться ← мвеселить; что-то ← что; где-либо ← где

6. Сложение

Лесостепь ← лес, степь; овощехранилище ← овощ, хранилище

* Нулевой суффикс принято обозначать знаком Ø, т.е. важное отсутствие суффикса при словообразовании методом нулевой суффиксации.

См. дополнительно:

  • Что такое приставочный метод образования слов?
  • Какой метод образования слов именуется нулевая суффиксация?
  • Что такое суффиксальный метод образования слов?
  • Что такое постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое суффиксально-постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксально-постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое сложение как метод образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Что такое сложно-приставочный метод образования слов?
  • Что такое сложно-суффиксальный метод образования слов?
  • Как найти метод образования сложного слова?
  • Что такое аббревиация как метод образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • 2. Сращение словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический метод) - это метод словообразования, при котором происходит соединение, слияние 2-ух либо более слов в одно в отсутствие каких-то конфигураций в их морфемном составе и в отсутствие роли соединительных гласных: быстрорастворимый, вечнозелёный.

    Образованные этим методом слова во всех собственных формах целиком тождественны синонимичному словосочетанию: быстрорастворимый кофе - кофе, стремительно растворимый в воде .

    См. дополнительно:

  • Что такое сращение как метод образования слов?
  • Как отличить сращение от сложения?
  • 3. Переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический метод) - это образование новых слов в итоге перехода из одной части речи в другую.

    Разновидности морфолого-синтаксического метода метода словообразования

    Вид перехода

    Переход слов других частей речи в существи-тельные

    Заводская столовая , вкусное мороженое

    Переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагатель-ные

    Блестящие возможности, изыс-канный вкус

    Переход слов других частей речи в местоиме-ния

    Достигнуты определённые успехи, о данном событии

    Переход слов других частей речи в наречия

    Возлагать на фортуну (существительное с предлогом) - идти наудачу (наречие), по вашему совету (местоимение) - сделаю по-вашему (наречие)

    Переход слов других частей речи в служебные слова

    Благодаря подругу (деепричастие) - бла-годаря подруге (предлог), поглядеть вокруг (наречие) - вокруг пруда (предлог)

    Переход слов других частей речи в междометия

    Батюшки! караул! (имена существительные перебегают в междометия ), пли! (форма пове-лительного наклонения глагола перебегает в междометие )

    Принадлежность подобного слова той либо другой части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении).

    В современном российском языке в большинстве случаев прилагательные и причастия перебегают в существительные (субстантивация): учащийся, командующий, мороженое, гостиная .

    См. дополнительно:

  • Что такое переход из одной части речи в другую как метод образования слов?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от суффиксации?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от нулевой суффиксации?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного метода словообразования?
  • Где отыскать упражнения к теме «Образование новых слов путём перехода из одной части речи в другую»?
  • 4. Распад неоднозначного слова на омонимы (лексико-семантический метод) - это таковой метод словообразования, при котором новые слова появляются в итоге конфигураций значений уже имеющихся слов. Со временем различные значения неоднозначного слова могут потерять смысловую связь вместе и превра-титься в самостоятельные слова-омонимы. К примеру:

  • титан -
  • 1 гигант, вступивший в борьбу с неприятелями;

    2 большой водонагреватель;

    3 серебристо-белый твёрдый металл;

  • губка -
  • 1 пористый остов неких видов беспозвоночных животных, отлично поглощающий воду и употребляющийся для мытья;

    2 пористое, упругое изделие из резины, поролона, служащее для мытья;

  • удел -
  • 1 область, управляемая князем-феодалом в древней Руси;

    2 судьба, участь.

    5. Анализ примеров.

  • Существительное силач сила при помощи суффикса -ач . Это суффиксальный метод словообразования. На письме образование слова силач
  • силач ← сила (суффиксальный метод).

  • Глагол шагнуть образован от глагола шагать при помощи суффикса -ну -. Это суффиксальный метод словообразования. При образовании глагола шагнуть производящая база шага - усекается - шаг -а -. На письме образование слова шагнуть есть возможность оформить последующим образом:
  • шагнуть ← шагать (суффиксальный метод).

  • Наречие невдали образовано от наречия вдали при помощи приставки не -. Это приставочный метод словообразования. На письме образование слова невдали есть возможность оформить последующим образом:
  • невдали ← вдали (приставочный метод).

  • Наречие по-флотски флотский при помощи приставки по - и суффикса -и . Это приставочно-суффиксальный метод образования. На письме образование слова по-флотски есть возможность оформить последующим образом:
  • по-флотски ← флотский (приставочно-суффиксальный метод).

  • Существительное мореход образовано от существительного мор е и глагола плава ть путём сложения основ при помощи соединительной гласной е и присоединения суффикса -тель . Это сложение с суффиксацией. На письме образование слова мореход есть возможность оформить последующим образом:
  • мореход ← море, плавать (сложение с суффиксацией).

  • Прилагательное д олгоиграющий образовано в итоге сращения (слияния) причастия играющий и зависимого от него наречия длительно : пластинка , играющая (сколько? как длительно?) длительно , длительно играющая пластинка . На письме образование слова д олгоиграющий есть возможность оформить последующим образом:
  • долгоиграющий ← длительно играющий (сращение).

  • Существительное гостиная образовано от прилагательного гостиная путём перехода из одной части речи в другую. На письме образование слова гостиная есть возможность оформить последующим образом:
  • гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) - переход из одной части речи в другую.

    Источники:

  • Глава «Основные методы словообразования» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Основные методы словообразования» в электрическом пособии «Русский язык» на веб-сайте traktat.com
  • Дополнительно на сайт:

  • Как отыскать производящее слово?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие обычные ошибки допускают при словообразовательном анализе слов?
  • Как найти, заходит ли конечный гласный базы глагола в состав корня?
  • Что такое наложение морфем?
  • Тема: Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (слайд 1).

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель урока : познакомить с одним из способов образования новых частей речи на основе углубления понятия о самостоятельных частях речи;

    Задачи урока :

      образовательные: научиться правильно определять, к какой части речи относится слово, уметь доказать;

      развивающие : развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу;

      воспитательные: воспитывать чувство языка, воспитывать сознательность, внимание к происходящим в языке процессам, интерес к русскому языку в целом.

    Оборудование: презентация.

    Ход урока

      Организационный момент.

      Проверка домашнего задания.

      Беседа о деепричастии как части речи.

    Что такое деепричастие?

    Какие признаки имеет деепричастие?

    Какие признаки глагола? А какие признаки наречия?

    С помощью каких суффиксов образованы деепричастия несовершенного вида?

    С помощью каких суффиксов образованы деепричастия совершенного вида?

    - Образуйте от следующих слов деепричастия:

    Что образует деепричастие с зависимыми словами?

    Что называется деепричастным оборотом?

    Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?

    Как на письме выделяются деепричастные обороты? Одиночные деепричастия.

    С какими видами орфограмм вы познакомились при изучении темы «Деепричастие»?

    Расскажите о правописании не с деепричастиями.

    Сопоставьте написание не с глаголами и с деепричастиями. Аргументируйте свои ответы примерами.

    Расскажите о правописании не с глаголами, деепричастиями, с краткими и полными причастиями.

      Изучение нового материала.

      Синтаксический разбор предложения у доски выполнит________

    Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, ещё вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место.

    Выпишите деепричастия и выделите в них суффиксы.

    Какие суффиксы у деепричастий? Какого вида эти деепричастия?

    Найдите деепричастные обороты.

      Подобрать слова к схемам (слайды 3,4).

    Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

      Сделайте морфемный разбор этих слов. Определите часть речи (слайд 5).

    Белила, жгут, надел, пила, попугай, рой, знать, запевала, стекло, гнёт, стих, три, печь.

    белила существительное (белая краска различного состава) - б елила – глагол (прош. вр., ж.р.);

    жгут - существительное (средство временной остановки кровотечения из крупных сосудов) - жгут – глагол (наст. вр.,3 лицо);

    надел – глагол ( прош. вр., м.р.) - н адел - существительное (земельный участок, предоставляемый феодальным в пользование крестьянам за различные повинности);

    пила - существительное (инструмент) - пила – глагол (прош. вр., ж.р.);

    попугай существительное (птица) - попугай – повелительное наклонение глагола;

    рой существительное (пчелиный) - рой - повелительное наклонение глагола;

    знать – н.ф. глагола - знать - существительное (аристократия - наследственный привилегированный слой общества);

    стекло существительное - стекло – глагол (прош. вр., ср.р.);

    гнёт – существительное (тяжесть, притеснение) - гнёт - глагол(наст. вр., 3 лицо);

    печь (имя существительное) - печь (глагол (н.ф.);

    стих (стихотворение) - стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть);

    три (имя числительное) - три (повелительное наклонение от глагола тереть).

    Как называются эти слова?

    п/о омонимы. Омонимы – это

    Омоформы , омонимичные формы слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).

    Но есть и другие явления.

    мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

    больной ребёнок – больной уже в кровати

    военный врач – военный в отставке

    русский народ - русский вошел в кабинет

    зайдите в учительскую (прил.) комнату - з айдите в учительскую (сущ.).

    трудящися (прич.) массы - все трудящиеся (сущ.);

    столовая (прил.) комната - светлая столовая (сущ.).

    провожающие стояли на перроне – провожающие люди

    Как называются эти слова?

    п/о омонимы. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

    Просклоняем 1 словосочетание.

    мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

    И.п. мороженое мясо – мороженое,

    Р.п. нет мороженого мяса – нет мороженого,

    Д.п. мороженому мясу - мороженому

    В.п. мороженое мясо – мороженое

    Т.п. с мороженым мясом – с мороженым

    П.п. о мороженом мясе – о мороженом

    Упражнение №267

    Упражнение №270

      Итог урока

    С каким способом образования слов вы познакомились на этом уроке? Приведите примеры перехода слов из одной части речи в другую.

      Домашнее задание (слайд 6)

    §145 («Теория»)

    Упражнение №269 («Практика»).

    РЕЗЕРВ

    Определите, к какой части речи относится выделенное слово (слайд 7)

    Русский язык - явление развивающееся, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы можем наблюдать переходы слов из одной части речи в другую. Рассмотрим особенности данного лингвистического процесса и приведем примеры.

    Определение

    Субстантивацией в науке является переход из одной части речи в другую. Чаще всего причастия и прилагательные становятся существительными, при этом образуются новые лексемы.

    Слово, часть речи которого меняется, не подвергается более никаким изменениям, сохраняя все свои морфемы.

    Причины

    К числу основных причин перехода прилагательных в существительные следует отнести то, что само имя прилагательное часто употреблялось в речи без определяемого слова, поэтому и было переосмыслено. Это явление некоторые видные лингвисты называют законом экономии сил. Иногда упустить существительное и изменить часть речи становится возможным, если собеседники понимают, о чем они ведут диалог. Так, говоря школа для слепых, мы понимаем, что речь идет об учебном заведении для людей, поэтому и не нуждаемся в этом уточнении.

    Или еще один пример: «Аня, сходи в столовую комнату за тарелками» (столовая - прилагательное). «Аня, сходи в столовую за тарелками» (столовая - существительное). Носители языка не будут испытывать трудностей в понимании значения предложения.

    Виды

    Лингвисты выделяют два вида субстантивации:

    • Полную. Исходное слово окончательно переходит в новую часть речи (дневальный, портной, зодчий, лесничий).
    • Неполную. И исходное, и вновь образованное слова существуют параллельно (учительская, больной, столовая). В речи носителей языка присутствуют два омонима.

    И те, и другие в русском языке весьма распространены.

    Примеры

    Приведем примеры перехода из одной части речи в другую:

    Прилагательное - в существительное:

    • Военный совет проходил в тайне. - Статный военный гордо шел по улице.
    • Часовой механизм работал слаженно. - Часовой стоял на посту и зорко следил.
    • Пленный летчик оказался очень стойким. - Пленный дал важные показания.
    • Русский язык богат и интересен. - Русский за границей чувствовал себя уверенно.
    • Знакомый город, прекрасные места! - Знакомый сказал мне, что все раскупили.

    Причастие - в существительное:

    • Отдыхающие на поляне подростки играли на гитаре. - Отдыхающие наслаждались солнечным теплом.
    • Минувшее столетие принесло немало разочарований. - Горько вспоминать минувшее.

    Эти примеры перехода из одной части речи в другую показывают, что явление субстантивации встречается весьма часто. И нередко не осознается носителями языка как таковое.

    Особенности

    Явление субстантивации используется двумя дисциплинами лингвистического цикла - словообразованием и морфологией. В качестве способа образования новых слов переход из одной части речи в другую относится к безаффиксным и характеризуется изменением грамматических признаков.

    Причастия или прилагательные, ставшие существительными, могут распространяться согласованным определением (фисташковое мороженое, богатая столовая, современная учительская).

    Изменение таких существительных по числам и падежам происходит по модели прилагательного. Например:

    • И.п. Вишневое мороженое.
    • Р.п. Вишневого мороженого.
    • Д.п. Вишневому мороженому.
    • В.п. Вишневое мороженое.
    • Тв.п. Вишневым мороженым.
    • П.п. (О) вишневом мороженом.

    Как видим, существительное мороженое изменяется по падежам также, как и прилагательное вишневое.

    Однако русский язык богат исключениями. Так, при смене части речи отдельные слова лишаются способности к определенным формам изменения:

    • Только женский род есть у слов гостиная, учительская, столовая, горничная, если это существительные. Прилагательные же имеют все три рода (столовая комната - столовый прибор - столовое серебро).
    • Сумчатые (сущ.) используется только во множественном числе.
    • Больной (сущ.) не имеет среднего рода. При этом можно сказать больное животное, но часть речи в этом случае - прилагательное.

    Как видим, отдельные грамматические признаки слово при субстантивации утрачивает, другие же сохраняет.

    Существительные

    Рассмотрим переход существительных в другие части речи и приведем примеры этого явления. Информация представлена в форме таблицы.

    Образование новых слов

    Часть речи, в которую перешло имя сущ.

    Наречие (образуются из одной падежной формы)

    Рысью, кубарем, ощупью, кругом, даром

    Наречия (слияние существительного с предлогом)

    Впору, накрест, вовеки, издали, впоследствии, напоказ, кверху

    Союзы (чаще всего, составные, в сочетании с другими словами)

    В то время как, в связи с тем что, в силу того что

    Вводные слова

    К счастью, благо, одним словом, к удивлению

    Предлоги

    В течение, в целях, в продолжение, в зависимости, вроде

    Междометия

    Марш! Караул! Батюшки! Ужас!

    Подобные процессы характерны для славянских языков в целом и приводят к тому, что появляются новые слова. Язык становится богаче.

    Переход из одной части речи в другую - интересное явление русской грамматики, являющееся одним из способов словообразования.

    Материалы по теме:

    • Сравнение русского и английского языков: сравнительный анализ и основные отличия

    Цели урока : показать учащимся на конкретных примерах процессы взаимодействия частей речи, познакомить с переходными явлениями в области частей речи, воспитывать чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам.

    ХОД УРОКА

    Вступительное слово учителя

    Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

    Переход числительного один в другие части речи

    Субстантивация (переход прилагательных в существительные)

    Субстантивация – древний и вместе с тем развивающийся процесс. Есть прилагательные, которые очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами -ов- и -ин- , обозначающие фамилии и названия населенных пунктов (Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др.). По своему происхождению они являются притяжательными прилагательными. Использование же в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная – явление более позднего времени. Наблюдается так называемая полная субстантивация и частичная. О полной субстантивации мы говорим тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое) . При частичной субстантивации слово употребляется то как прилагательное, то как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные) .

    Задания

    1. По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Заполните таблицу, разместив по группам приведенные ниже слова.

    Рабочий, прачечная, портной, жаркое, военный, приемная, будущее, холодное, былое, мороженое, дарственная, парикмахерская, детская, лесничий, постовой, операционная, пивная, прошлое, заливное, купчая, столовая, дневальный, рядовой, кладовая, булочная, частное, шампанское, накладная, учительская, больной, дежурный, прекрасное, пирожное, профессорская, приезжий, прохожий, сладкое, душевая, достойный, белый, горновой, звеньевой.

    2. Понаблюдайте и сделайте вывод, какие прилагательные – относительные или качественные – субстантивируются преимущественно. (В существительные переходят, как правило, относительные прилагательные, с качественными такое происходит редко. Если относительные прилагательные субстантивируются и при обозначении лиц, и при обозначении неодушевленных предметов, то качественные – почти всегда только при обозначении лица.)

    3. Есть ли в русском языке субстантивированные прилагательные в форме множественного числа? Приведите примеры. (Есть, например: молодые, близкие, легкие .)

    4. Постройте связный ответ о следствиях субстантивации. Помощь при составлении ответа вам окажут следующие вопросы:

      приобретают ли прилагательные, субстантивируясь, грамматические категории существительных: самостоятельные род, число, падеж;

      могут ли субстантивированные прилагательные иметь при себе определения;

      сохраняют ли они склонение прилагательных или начинают склоняться как существительные;

      могут ли сочетаться с целыми и собирательными числительными;

      какие синтаксические функции имеют субстантивированные прилагательные? Ответ подтвердите примерами.

    (Субстантивируясь, прилагательные приобретают грамматические категории существительных: самостоятельные род, число и падеж. Например: часовой – м.р., горничная – ж.р., заливное – ср. р., часовые, больные – мн. ч. Субстантивированные прилагательные могут иметь при себе определения: просторная столовая, замечательный портной . Субстантивированные прилагательные могут сочетаться с целыми и собирательными числительными: три накладные, четверо дневальных . В предложении они выступают в свойственных существительному функциях:

    5. Верно ли утверждение: «Субстантивированные прилагательные обогащают словарный состав языка, расширяют его стилистические возможности»? Ответить на поставленный вопрос вам помогут следующие задания:

    – С какими научными терминами, представляющими собой субстантивированные прилагательные, вы встречались на школьных уроках? (Согласная, гласная, касательная, бобовые, позвоночные, беспозвоночные и т.д.) – Вспомните субстантивированные прилагательные, являющиеся народно-разговорными синонимами к названиям зверей. (Косой – заяц, серый – волк, косолапый – медведь, сохатый – лось.) – Как вы думаете, принадлежностью какого стиля являются слова: докладная, накладная, объяснительная ? (Данные субстантивированные прилагательные – канцеляризмы, и используются они в официально-деловом стиле.) – Какой характер имеют субстантивированные прилагательные любимый, милый, родной, дорогой ? (Это слова субъективно-оценочного характера.)

    Обратите внимание на то, что в русском языке есть слова, внешне сходные с субстантивированными прилагательными, но таковыми не являющиеся. Это – Вселенная, насекомое, подлежащее, сказуемое и др. Эти существительные появились в русском языке в результате калькирования.



    Последние материалы раздела:

    Пробный ЕГЭ по русскому языку
    Пробный ЕГЭ по русскому языку

    Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
    Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

    В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

    SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
    SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

    Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...