Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Кто приучил людей к земледелию

На протяжении многих лет было принято воспринимать переход первобытного человека от охоты и собирательства к земледелию просто как очевидный исторический факт. Впоследствии были сформулированы теории, так или иначе объясняющие механизмы этого явления, которое называют «неолитической революцией».

Это выражение ввел небезызвестный историк-марксист Вир Гордон Чайлд , чьими наработками совсем недавно воспользовались американские исследователи, доказавшие .

Современная же наука обладает впечатляющим арсеналом наработок и технологий, позволяющих хотя бы частично перевести исследования из разряда сугубо теоретических в практическое русло, пусть и посредством моделирования. К новейшим разработкам прибег и американско-корейский тандем ученых, показавший, как

переход к сельскому хозяйству был сопряжен с изменением уже зародившегося института собственности.

Известный еще в СССР марксист и исследователь Самуэль Боулс и его коллега Чжон-Кё Чхве из американского использовали имевшиеся в их распоряжении климатические, археологические и геологические данные

для воссоздания той обстановки, что сопутствовала неолитической революции, которая произошла на стыке двух геологических эпох — заканчивавшегося на тот момент плейстоцена и продолжающегося до сих пор голоцена — то есть примерно 12 тысяч лет тому назад.

Не так давно , как на стыке двух этих эпох тихоокеанские аборигены уничтожали уникальные виды птиц. Сейчас же целью исследователей было выяснить, как имевшиеся условия способствовали тому, что переход к оседлому земледельческому хозяйству и появление новой системы собственности стали возможными.

Выяснилось, что первоначально, в конце плейстоцена, переход к сельскому хозяйству был явлением массовым. Этому способствовали не только определенные эволюционные подвижки, произошедшие с человеком, но и сложившиеся климатические условия. Позднее, однако,

природа сыграла злую шутку: климат вновь изменился, и оказалось, что человеку гораздо эффективнее вновь вернуться к охоте и собирательству, нежели прилагать огромные усилия для того, чтобы в новых условиях выживали высаженные им растения. Так, например, были вынуждены сделать жители австралийского побережья, Калифорнийского полуострова и современной Западно-Капской провинции ЮАР. Аграрная революция в этих местах произошла гораздо позднее, а именно с прибытием европейских колонизаторов,

хотя условия для ведения сельского хозяйства там уже успели стать более чем благоприятными.

На других же землях человек обосновался гораздо более основательно: например, в Индии, Скандинавии и Леванте. Изначально переход к земледелию представлялся не совсем выгодным: в силу низкого развития технологий люди были не в состоянии собирать необходимый для выживания урожай. Тем не менее,

фермеры и охотники с собирателями продолжали сосуществовать в своеобразном симбиозе до тех пор, пока земледелие и скотоводство не стали полностью обеспечивать потребности людей.

Однако оседлый образ жизни сам по себе способствовал улучшению демографических условий, в частности, теперь шанс выжить и вырасти был у гораздо большего количества детей.

Тем временем развивались и иные механизмы, которые были связаны с сельским хозяйством лишь косвенно. Речь идет о системе собственности:

если бытовавшие до начала неолитической революции механизмы основывались на экономике дара, то теперь их место стала занимать частная собственность. Получается, что определенные блага и ресурсы — земля, урожай и скот — были попросту приватизированы новыми «владельцами».

Таким образом, переход к сельскому хозяйству произошел как раз благодаря тому, что множество людей иначе подошло к проблеме владения чем-либо и решилось использовать новые, но на тот момент не очень проверенные технологии.

Стоит отметить, что произошло все это далеко не сразу: пресловутый переход занял от 2 до 4,5 тысяч лет. За такой солидный промежуток времени собиратели и охотники окончательно утратили лидирующие позиции — появившиеся механизмы семейного хозяйства поспособствовали развитию и утверждению института частной собственности.

Однако необходимо уточнить, что переход к сельскому хозяйству шел не только долго, но порой и кровопролитно. Так, например, это происходило на Ближнем Востоке.

Вот как объяснил этот процесс «Газете.Ru» профессор Самуэль Боулс: «Люди перешли к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни не потому, что того требовали обстоятельства».

Это произошло благодаря банальной человеческой жадности: люди увидели, что теперь, выращивая растения и приручая животных, они вполне могут не зависеть ни от кого, кроме своих близких, объясняет профессор.

По прошествии времени человек уже владел достаточным количеством семян, не понаслышке знал, как, что и в каком количестве необходимо выращивать. Неолитическая революция свершилась, а вместе с ней появился институт частной собственности и новый уклад жизни.

Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству был вызван необходимостью древних людей обеспечить себя и свой род стабильными источниками пищи.

Переход от присваивающего хозяйства к производству

Первое хозяйственное производство развивалось благодаря двум факторам: труду и усовершенствованию орудий труда. Люди понимали, что производящее хозяйство более надежное, чем присваивающее.

Жизнь человека стала зависеть не от непредсказуемых погодных условий, а от собственного умения и труда. Развитие производственного хозяйства стало решающим фактором в росте духовной и культурной сознательности людей, а также спровоцировало кардинальные перемены в социальной жизни первобытного общества.

Вторая ступень развития общества: огородничество

Огородничество стало первым видом производственного хозяйства в первобытно обществе. Оно возникло на основе собирательства. Древние люди собирали семена диких овощей и сажали их на земле, которая примыкала к их жилищам. Это дало возможность людям самостоятельно выращивать те продукты, которые раньше приходилось собирать на отдаленных территориях.

Благодаря началу ведения огородничества люди стали понимать важность собственного труда и его продуктивность. Именно огородничество стало посылом к выделению более развитых форм производительного хозяйства - скотоводству и земледелию.

Третья ступень: скотоводство и земледелие

Первой скотоводство возникло на основе занятий охотой. Первобытные люди часто приносили с охоты маленьких зверей, родителей которых они убивали. Звери росли возле жилища человека, постепенно привыкая к нему, и не убегали обратно в лес. Со временем, маленькие звери вырастали, и их начали употреблять в пищу.

Это стало поводом для того, чтобы приносить с охоты как можно больше маленьких зверей и искусственно вскармливать их, чтобы те росли быстрее. Взрослые особи приносили потомство, что избавило человека от необходимости искать звериных малышей в лесу. Таким образом, и появилось скотоводство, которое со временем начало вытеснять охоту.

Основой становления земледелия стало огородничество. Люди уже хорошо знали технологию ухода за растениями, которые росли на их земельных участках. Среди овощей, которые люди находили во время собирательства, встречались непонятные им зерновые растения. Со временем перетертые зерна этих растений начались употребляться в пищу.

С развитием огородничества, на земельных участках первобытных людей появилась первая пшеница, которую также как и овощи, сеяли в землю. Лепешки, которые изготавливали из пшеницы, были очень сытными.

Возникла необходимость выращивания большого количества этих зерновых растений. Для того чтобы максимально облегчить труд, первобытные люди начали совершенствовать орудия труда - появились первые мотыги.

Скотоводство и земледелие, которые вошли в жизнь первобытных людей стали причиной возникновения первого в истории человечества классового неравенства. Земледельцы предпочитали не отдавать продукты производства другим членам общины, а обменивать их на орудия труда, которые повышали урожайность, а значит и благосостояние отдельных земледельцев. На основе такого производства стали возникать соседние общины, которые положили конец родовому союзу и первобытному коммунизму.

Данные об авторе

Гусева Татьяна Васильевна

Место работы, должность:

МАОУ СОШ №112, учитель истории и обществознания

Челябинская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

История

Цель урока:

Цели:

Образовательная: 1.Подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей.

Развивающая: Продолжить формирование умений выделять главное, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).Развивать устную монологическую речь, умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты

Воспитательная: Способствовать повышению интереса, уважения к истории у учащихся.

Задачи:

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

- метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Тип урока:

Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

1. «История древнего мира» Учебник для пятого класса общеобразовательной школы под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.

Используемое оборудование:

1. Компьютер (работа в среде POWERPOINT), мультимедийный проектор.

2. Карточки с индивидуальными заданиями.

Краткое описание:

Урок в 5 классе по истории Древнего мира. Планируемые результаты учебного занятия: 1. умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, раскрыть содержание иллю-страции, давать развернутые ответы на вопросы; 2. умение и навыки работы с текстом, 3. умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Хри-стова; 4. умение оперировать историческими терминами и понятиями; 5. умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Ход урока:

I. Организационный этап. (Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.)

II. Этап проверки знаний, умений, навыков.

Мы продолжаем изучать первый раздел истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей". Хронологические дистанции, отделяющие нас от этого времени - огромны, однако, сейчас мы внимательнее, чем когда-либо пытаемся осознать путь, пройденный человечеством.

Интерес к нему тем сильнее, чем больше желание понять настоящее, заглянуть и спрогнозировать будущее. В той далекой эпохе еще много для нас неясного и таинственного. И все-таки попробуем прикоснуться к цивилизации древности для того, чтобы в полной мере осознать никогда не прекращающуюся связь времен.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним то, что вы уже знаете.

1. Беседа с классом:

Слайд 1-2: Какие материки вы видите на карте?

Слайд 3: На каком материке жили древнейшие люди?

Слайд 4: В какой части этого материка?

Слайд 5-6: Кого называют первобытными людьми?

Слайд 7-8: Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

Слайд 9-10: Чем древние люди отличались от обезьян?

Слайд 11-12: Какие древнейшие орудия труда вам известны?

Слайд 13-14: Какие способы добывания пищи вам известны?

Слайд 15: Почему древнейший человек не мог выжить в одиночку?

Слайд 16-17: Какие природные изменения произошли на Земле примерно 100 000 лет назад?

Слайд 18-21: Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?

Слайд 22: Вы помните, что в схватке с крупными животными копье было могучим оружием. Однако в конце ледникового времени мамонты вымерли, меньше стало и других крупных стадных зверей. Люди чаще вынуждены были охотиться на мелких и быстробегающих животных. Подумай: Почему при охоте на этих животных копье перестало быть надежным оружием?

Слайд 23-24: Поэтому в это время появился_____, ________ из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье.

Слайд 25: Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община. Дайте определение понятию «родовая община».

2. Решение творческих задач (индивидуальная работа - 2 учащихся).

Задача № 1

В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 ка-менных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества кос-тей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади - 2, медведя -2, горного козла - 767, леопарда - 1.

Определите главное занятие обитателей фота Тешик-Таш? (Ответ: Охота.)

Задача № 2

Какие археологические находки указывают на места обитания обезьянолюдей, а какие - на стоянки людей каменного века? (Ответ: Первый признак стоянки древнего человека - следы костра, обломки хорошо обработанных каменных орудий (у обезьяно-людей - расколотая галька)).

3. Тест (2-3 учащихся).

1. Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад б) около 10 млн. лет назад

в) около 100 тыс. млн. лет назад

2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?

а) гарпун б) лук в) рубило

З. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше- ния?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине

в) в государстве

4. Основные занятия человека в период оледенения.

а) охота б) земледелие в) ремесло

5. Кто управлял родовой общиной?

а) цари б) жрецы в) старейшины

6. В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одно-го»?

а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве

Ключ к тесту: 1- а; 2 - а; 3 - б; 4 - а; 5 - в; 6 - б.

III. Этап мотивации к учебной деятельности.

Микроцель: выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить? (О скотоводстве и земледелии.)

Задание: Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве. (Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства .)

IV. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Вопрос: А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство? (Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота» .)

Вопрос: А почему на смену этим занятиям пришли другие?Почему возникли «земледелие» и «скотоводство»?

Задача: Выяснить, как появилось земледелие и скотоводство? Что это дало людям?

V. Этап выявления места и причинызатруднения.

Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Объявление темы урока. Слайд 26.

VI. Этап освоения новых знаний.

Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Представьте себе поселок где-нибудь в жаркой южной стране приблизительно 10 тыс. лет назад. ( Слайд 27)


Поселок состоит из нескольких хижин, сделанных из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Он окружен насыпью из камней и земли, служащей защитой от дикий зверей. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы.

В поселке живет родовая община. ( Слайд 28)


Мужчины, вооруженные копьями, луками и стре-лами, охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Такое хозяйство называется присваивающим.

Присваивающее хозяйство - хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, занимаясь собирательством и охотой.( Слайд 29)


Вопрос: Как вы думаете, легко ли было перейти первобытным людям к новым занятиям? (Учащиеся выдвигают версии:

- Легко - они быстро всему учились.

- Трудно, потому что у них были примитивные орудия труда.)

Слайд 30-31.



Учащиеся рассматривают картины, называют новшества: используют лук, стрелы, приручили собаку

VII. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Создание плана проекта:

1. А для чего же люди изобрели лук, приручили собаку?

2. А как можно было этот процесс усовершенствовать?

3. А какие орудия труда они использовали?

Задание: Давайте обратимся к учебнику стр.20.

Индивидуальная, самостоятельная работа.

Задание:

1. Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

2. Девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

Учащиеся 3-4 минуты читают текст, выполняют задание самостоятельно.

Давайте проверим, что у нас получилось.

Слушаем мальчиков.

Причина: Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие: Так зародилось скотоводство.

Фиксирую на слайде: От охоты к скотоводству. (Слайд 32)


Вопрос: Какое занятие надежнее: охота или скотоводство? Чем надежнее (т.е. лучше обеспечивает пи-щей)? Обоснуйте вашу мысль. (Охота не всегда была удачной: бывало и так, что много дней людям не удавалось убить зверя - им угрожал голод. А занятие скотоводством позволяло всегда иметь в по-селке готовые запасы пищи .)

Теперь послушаем девочек.

Причина: Догадались, вместо того чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, выращивать их рядом с домом.

Последствие: Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие.

Фиксирую на слайде: От собирательства - к земледелию. (Слайд 33)


Вопрос: Какое значение имело земледелие для людей? (Оно давало пищу, теперь люди пони-мали, что ее можно получить, приложив свои усилия.)

Вопросы: (Слайды 34-36)




  1. Какими орудиями труда возделывали землю первые земледельцы? (деревянной
    мотыгой - палкой с сучком, она делалась целиком из дерева или была состав-ной - из дерева с наконечником из камня или рога .).
  2. Чем убирали урожай? (серпом)
  3. Предположите, из чего древнейшие люди делали серпы? (Серп делался не из металла, которого люди еще не знали, а из кости: ее расщепляли и вставляли в расщеп маленькие кусочки острых камешков .)
  4. На чем растирали зерна? (на зернотерках)
  5. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

Около 10 тыс. лет назад - возникли земледелие и скотоводство. ( Слайд 37)


С появлением земледелия и скотоводства жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.

На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам произво-дил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотовод-ством. ( Слайд 38)


Задание : Предположите, какие преимущества могли дать людям земледелие и скотоводство сравнительно с охотой и собирательством.

Обучение приему сравнения.

Для выполнения задания необходимо сравнить земледелие и скотоводство с более древними занятиями людей: собирательством и охотой.

Вопрос: Что означает сравнить между coбой два предмета?

Сравнить - это значит найти сходство и различие .

Вопрос: В чем сходство между собирательством и земледелием? С какой целью люди занимались собирательством и с какой земледелием? (с помощью обоих занятий люди добывали себе растительную пищу.)

Вопрос: В чем различие между собирательством и земледелием? Какое занятие надежнее: в большей степени обеспечивает людей пищей? Сделайте вывод из сравнения.

Задание: Самостоятельно сравнить охоту и скотоводство и сделать вывод.

VIII. Этап реализации построенного проекта.

Микроцель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, вызвавшей затруднение.

Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

Задание: Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Учащиеся работают над заданием, используя Слайды 39-41.




Приходят к выводу.

Вывод: Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Занятие земледелием требовало постоян- ного проживания на одном месте. Возникали поселения, в которых возводили строения, способные противостоять изменениям пого- ды в течение года. Дома имели четырех- угольную или круглую форму, В зависимости от места проживания выбирался строитель- ный материал - дерево, глина или камень. Внутри дома сооружался очаг, делались ле-жанки, сиденья.

В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

Задание: Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.

Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз - племя.

Фиксирую на доске:

Родовые общины → племя

IX. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.

Слайд №42.


Задание: Рассмотрите схему на слайде. Объясните, кто стоял во главе племени? (Вождь. )

Вопрос: Кто его избирал и с кем он должен был советоваться? (Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием. )

Задание: Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён. (Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель. Люди уходили в другие места в поисках новых земель .)

Вопрос: Какой вывод по проблеме мы можем сделать? (Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Люди стали уходить на другие земли, образуя союзы племён. Общаясь с местными жителями, они заимствовали друг у друга не только способы ведения хозяйства, но и различные слова. Так на разных территориях стали образовываться общности )

X. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха.

Земледелие не возникло одновременно во всех странах. Слайд 43.


Задание: По легенде карты (с.7) определите, каким цветом обозначены районы древнейшего земледелия (зеленым).

Вопрос: Как называется этот район? (Западная Азия).

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

XI. Этап включения в систему знаний и повторения.

Микроцель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Задание: Определите род занятий. Слайд 44.


(Эти люди выделывали шкуры, охотились, ловили рыбу, занимались земледелием, скотоводством. )

Задание: «Терминологическая угадайка». Слайд 45-46.



Задание: Впишите недостающие слова. Слайд 47-48.



Задание: Внимательно рассмотрите исторические «примеры». Что нужно поменять местами чтобы получилось правильное «равенство»? Слайд 49-50.



XII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Подведем итоги:

  • Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно (5).
  • Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4).
  • Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

(Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.)

XIII. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания. Слайд 51.

Запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить синквейн по этому вопросу.

Я благодарю вас за то, что вы отправились со мной в этот урок и не напрасно провели своё рабочее время.

Слайд 52-53.



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...