Пересказ 1 и 2 действия гроза. А.Н

Драма «Гроза» была начата летом 1859 года. В октябре она была дописана. Это произведение входит в школьную программу, и многим будет интересно прочитать краткий пересказ пьесы «Гроза» Н. Островского. Здесь описана ситуация в обществе, которая действительно существовала в то время. В непримиримый конфликт между собой вступили представители старого, устоявшегося уклада жизни, и те, кто стремился жить по-новому. Ну и, конечно, основной сюжетной линией произведения является несчастная любовь.

В «Грозе» рассказывает о жизни отдельной семьи - Кабановых. Катерина замужем за Тихоном, но неожиданно она знакомиться с молодым мужчиной, недавно прибывшим в город, - Борисом. Эта ситуация для девушки становится роковой. Подробнее узнать о судьбе Кати Кабановой и остальных героев, вы сможете, прочитав краткое содержание пьесы «Гроза» по действиям.

Главные действующие лица:

  • Катерина - молодая женщина. Она замужем и, кажется, является воплощением добродетели. Катерина очень скромная, кроткая. Девушка все, что случается вокруг нее, принимает близко к сердцу и ненавидит несправедливость.
  • Тихон - супруг главной героини. Он слабовольный и безынициативный человек. Живет согласно наставлениям матери.
  • Борис - мужчина, в которого влюбляется главная героиня. Это образованный и интересный юноша, который приезжает в город Калинов к своему дяде.
  • Марфа Кабанова - вдова зажиточного купца и свекровь Катерины. По характеру очень властная и эгоистичная. Она давит на невестку, пытается заставить ее подчиняться.

В пьесе есть и другие герои - сестра Тихона Варвара и ее любимый человек, дядя Бориса - Савел Прокофьевич, мещанин Кулигин, который увлекается наукой, и девушка Феклуша, которая проводит жизнь в странствиях.

Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)

Драма «Гроза» кратко

Рассмотрим пьесу кратко по действиям.

Действие 1

В начале произведения мы становимся свидетелями спора двух персонажей - Кулигина и Кудряша. Первый восторгается природой. А Кудряш говорит, что ему безразлична красота вокруг. Неожиданно мужчины замечают Бориса и Савла Дикого. Последний явно чем-то разгневан - он активно машет руками.

Выясняется, что Дикой вовсе не рад приезду племянника. Он не желает общаться с ним. Борис тоже, кажется, не слишком доволен встречей с родственником. Но это единственный близкий человек, который еще жив.

Кроме того, у молодого человека есть материальный интерес. Некоторое время назад у Бориса умерла бабушка. Она завещала ему солидную сумму денег. Но Савел Прокофьевич не хочет отдавать эти деньги.

Кудряш, Кулигин и Борис разговаривают о плохом характере Дикого. Кроме того, приезжий признается: ему нелегко дался переезд. В новом городе он никого не знает, и ему не знакомы здешние обычаи. Кулигин говорит, что Калинов — не лучший город для жизни. Дело в том, что «сколотить» состояние честным путем здесь нельзя. Но если бы у него появились деньги, то он потратил бы средства на создание «вечного двигателя». Вдруг рядом с героями появляется странница, которая очень лестно отзывается о жизни в городке и купцах. Она называет это место «землей обетованной».

Борису говорит о том, что ему жалко Кулигина. Мужчина считает, что цели нового товарища несбыточны. Он хочет создать что-то невероятно полезное для общества, но вряд ли это получится сделать. Борис жалеет и себя — оказался в захолустье, да еще и влюбился. Объект симпатии молодого человека — Катерина. Борис встретился с ней в Калинове, но ему даже не удалось поговорить с девушкой.

Тихон по привычке поддакивает во всем матери, несмотря на то, что ему надоело находиться у нее под каблуком. Кабаниха недовольна. Она считает, что супруга стала для Тихона важнее, чем она сама. Мать требует от сына это признать. Также она утверждает, что вскоре Тихон совсем потеряет к ней уважение.

Молодая супруга сына возражает ей. Говорит, что это вовсе не так - мать для Тихона по-прежнему самый важный человек. Это не успокаивает Кабаниху. Она начинает возмущаться еще сильнее. Называет себя «помехой» в их семье. Но она говорит не искренне. Скорее, Марфе нравится, когда ее убеждают в обратном. Кабаниха говорит, что характер у сына слишком мягкий, и это плохо - жена не будет его бояться.

Когда Кабаниха уходит, Тихон начинает жаловаться на свою маму. Варвара, говорит, что он заслужил такое отношение к себе. Тихон, в результате, уходит к Савелу Прокофьевичу, чтобы заглушить чувства алкоголем.

Варвара и Катерина остаются одни. Они беседуют. Катя признается - иногда она сравнивает себя с птичкой. Раньше она жила на воле. Была свободной и счастливой. Сейчас она чувствует себя «завявшей». Признается, что не испытывает любви к Тихону. Она страдает и чувствует, что скоро ее жизнь закончится. Золовка переживает из-за невестки. Она решает как-то скрасить ее жизнь и познакомить с другим мужчиной.

Далее на сцене появляется Барыня. Она показывает рукой на Волгу и говорит о том, что красота Кати может привести ее в омут. В «предсказания» Барыни девушки не верят. Правда, главная героиня чувствует тревогу.

Возвращается Тихон, и забирает жену в дом.

Действие 2

Варвара переживает из-за невестки. Она думает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому она страдает.

А Катя жалеет своего мужа, но не испытывает к нему больше ничего. Варвара говорит о том, что нужно скрывать правду. Для их семейства ложь - это нормально. Такой жизненный уклад главную героиню убивает. Она говорит, что лучше уйдет от мужа.

Тихону надо уехать из города на пару недель. Он прощается с близкими и просит жену не огорчать маму. Говорит он, разумеется, словами Марфы Игнатьевны.

Кабаниха предупреждает, чтобы невестка не засматривалась на других мужчин. Это оскорбляет девушку. Она просит супруга забрать ее с собой или вовсе не уезжать. Главная героиня чувствует, что случится беда.

Тихон кланяется своей матери в ноги, как она приказывает. Та говорит, что Катерина не должна обнимать мужа и становиться с ним вровень. В результате девушка кланяется мужу в ноги. Свекровь ворчит и говорит, что молодое поколение не знает правил приличия.

Оставшись в одиночестве, Катя думает о том, что хотела бы иметь детей. Девушка также мечтает найти работу или заниматься шитьем.

Варвара отправляется гулять и говорит, что она сменила на калитке в саду замок. Она надеется, что невестка решится встретиться с Борисом. Но Катерина не хочет. Молодой человек ей нравится, но идти против уз брака нельзя.

Борис тоже не хочет идти против семейных ценностей. Также он не уверен, что новая знакомая влюблена в него, но молодой человек очень хочет снова увидеть ее.

Действие 3

В дом Кабановых заходит нетрезвый Дикой. Он говорит, что хочет поговорить с Марфой Игнатьевной. Рассказывает, что всем от него нужны деньги. Жалуется на Бориса, который раздражает Дикого.

Борис разыскивает дядю. Он переживает из-за того, что не может пообщаться с Катериной. На прогулке он встречает Варвару. Девушка говорит ему, где Боря может встретиться с Катей.

Катерина встречает Бориса на берегу. Она очень взволнована и просит молодого человека уйти. Тот пытается ее успокоить. Девушка поддается чувствам и бросается в объятия Бори. Она говорит, что не побоится осуждения людей. Влюбленные рассказывают друг другу о своих чувствах. Неожиданно приезжает муж Кати.

Действие 4

Прошло десять дней. Жители городка Калинов прогуливаются по галерее, недалеко от Волги. Собирается гроза. Дикой и Кулигин спорят. Савел Прокофьевич не хочет помогать Кулигину в поддержке его проектов. Кулигин предлагает построить громоотвод, чтобы получать электричество. Дикой называет ученого червяком.

Сцена пустеет. Слышен лишь раскат грома.

Главная героиня чувствует, что скоро уйдет из жизни. Тихон видит, что с женой что-то не так, и велит ей раскаяться в своих поступках. Варвара обрывает этот разговор.

Появляется Боря, и приветствует Кабанова. Катерина от неожиданности бледнеет. Варвара жестом просит молодого человека уйти, чтобы Марфа Игнатьевна ничего не заподозрила.

Жители городка обсуждают надвигающуюся грозу. Кулигин успокаивает их, и говорит, что не стоит бояться стихии. Катерина чувствует, что станет жертвой грозы и говорит об этом мужу. Варвара просит девушку успокоиться, а муж говорит, что нужно просто уйти домой.

На сцену выходит Барыня, она говорит Катерине, что от Бога не спрячешься. С ее красотой лучше поскорее в омут. Катя в отчаянии раскрывает перед свекровью и мужем сердце. Она признается, что десять дней встречалась с другим мужчиной.

Действие 5

Тихон обсуждает проступок Катерины с Кулигиным. Он простил бы жену, но боится гнева матери. Та хочет живьем закопать невестку. Выясняется, что Варвара убежала из дома с Кудряшом.

Главная героиня пропала. Об этом всем рассказывает служанка Глаша. Девушку ищут.

Катерина попросила Бориса о встрече. Она переживает из-за случившегося, мужчина разговаривает с Катей ласково. Но он говорит о том, что ему нужно покинуть город. Катерина отвечает, чтобы он давал нищим подаяние в память о ней. Несмотря на странные слова возлюбленной, избранник Кати уходит.

Важно! Оставшись одна, девушка бросается в Волгу с берега.

На крики прохожих прибегает Кабанов. Он хочет прыгнуть вслед за супругой, но мать останавливает Кабанова. Кулигин достает из воды тело Кати. Он говорит Кабановым, что теперь с ним можно делать все, что им вздумается. А вот душа девушки уже далеко от них. На свободе. И она перед тем судьей, который милосерднее, чем семья несчастной. В финале Тихон говорит о том, что Кате теперь хорошо. А он будет жить дальше и мучиться.

Вывод

Драма Николая Островского «Гроза» была встречена обществом, театральными и литературными критиками довольно бурно. Интересно, что у главной героини есть прототип. Это известная театральная актриса Любовь Косицкая. Именно она сыграла эту роль на сцене в будущем. Островский признавал, что именно для нее он написал эту пьесу. Талант девушки оказал на него неизгладимое впечатление. Если читать краткое содержание пьесы поможет быстро узнать, в чем ее смысл. Но, чтобы оценить произведение, лучше изучить и оригинал.

Островский А Н - Гроза краткое содержание

Вконтакте

Меню статьи:

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, – очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. Отличительная особенность произведения заключается в том, что герои четко делятся на угнетателей и угнетенных. Развращенные сердцами эксплуататоры не только не видят ничего зазорного в грубом отношении к зависящим от них, но считают такое поведение нормальным, даже правильным. Впрочем, чтобы вникнуть в суть пьесы, нужно ознакомиться с её кратким содержанием.

Главные герои пьесы:

Савел Прокофьевич Дикой – злобный, жадный и очень скандальный человек, купец, готовый обругать любого, кто позарится на его добро.

Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, властная и деспотичная женщина, которая держит в ежовых рукавицах не только своего сына Тихона, но и всю семью.

Тихон Кабанов – безвольный молодой человек, живущий по указке матери и не имеющий своего мнения. Он никак не может определиться, кто дороже – маменька, которую нужно слушаться беспрекословно, или жена.

Катерина – главная героиня пьесы, жена Тихона, страдающая от произвола свекрови, от поступков мужа, покорно подчиняющегося маменьке. Она тайно влюблена в племянника Дикого – Бориса, но до поры до времени боится признаться в своих чувствах.

Борис – племянник Дикого, испытывающий давление от своего дяди-тирана, который не желает оставлять ему положенное наследство и поэтому придирается к каждой мелочи.

Варвара – сестра Тихона, добрая девушка, еще незамужняя, сочувствующая Катерине и пытающаяся защитить её. Хотя обстоятельства и вынуждают её иногда прибегать к хитрости, Варя не становится плохой. Она, в отличие от брата, не боится гнева матери.

Кулигин – мещанин, человек, хорошо знающий семью Кабановых, механик-самоучка. Он отыскивает перпетуум-мобиле, старается быть полезным людям, воплощая в жизнь новые идеи. К большому сожалению, его мечтам не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – конторщик Дикого, в которого влюблена Варвара. Он не боится купца, и, в отличие от других, может сказать правду ему в глаза. Однако, видно, что молодой человек, так же, как и его хозяин, во всем привык искать выгоду.

Действие первое: знакомство с героями

Явление первое.

Мещанин Кулигин, сидя на скамейке в общественном саду, смотрит на Волгу и поет. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» – обращается он к молодому человеку Ване Кудряшу. Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи. В разговор включается мещанин Шапкин, и теперь беседа проходит уже между ним и Кудряшом, который хвастается, что смог бы при удобном случае усмирить Дикого. Вдруг сердитый купец и Борис проходят мимо них. Кулигин снимает шапку, а Кудряш с Шапкиным предусмотрительно отходят в сторону.
Явление второе.
Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди. Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника.
Явление третье
Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде.

Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.

«Трудно мне здесь» – жалуется Кулигину Борис. Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню.

Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей.

Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.

Явление четвертое
После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.

Явление пятое
Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.

Явление шестое.

Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности.

Явление седьмое

Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.

Явление восьмое
Входит еще одна героиня пьесы – барыня с двумя лакеями – и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.

Явление девятое
Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне.

Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется.

Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.

Явление первое.
Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны – и все неправедно. Это очень странные речи.

Явление второе.
Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним.

Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой.

Явление третье.
Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки.


Явление четвертое.
Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы – и от мамы, и от жены – и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.

Явление пятое
Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами.

Явление шестое
Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.

Явление седьмое
Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.

Явление восьмое
Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками.
Явление девятое
Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?» Варя уходит.

Явление десятое
Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса.

Действие третье: Катерина встречается с Борисом

Сцена первая


На скамейке сидят Кабанова и Феклуша. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать.

Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.

Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых.

Сцена вторая
Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину.

Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день.

Действие четвертое: признание в грехе

Явление первое.
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.

Явление второе.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.

Явление третье.
Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.

Явление четвертое


Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.

Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.

Явление пятое
Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.

Явление шестое
Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон – в растерянности.

Действие пятое: Катерина бросается в реку

Явление первое.

Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой – ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.

Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу.

Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.

Явление второе
Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину – теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» – зовет она.

Явление третье.
Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.


Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона.

Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.

Явление четвертое
Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все – и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку.

Явление пятое
Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась!» Кулигин с еще несколькими людьми убегает.

Явление шестое.
Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.

Явление седьмое
Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!» Кабанова грозится дома строго поговорить с сыном. Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Увы.

Незавидная судьба молодых девушек, выходивших замуж не по любви, а по долгу, отражены в образе Катерины из пьесы Островского. В то время в России разводы общество не принимало, и несчастные женщины, вынужденные подчиняться устою, тихо страдали от горькой участи.

Автор не зря подробно описывает через воспоминания Катерины её детство – счастливое и беззаботное. В супружеской жизни её ждала полая противоположность тому счастью, о котором она мечтала. Автор сравнивает её с лучом непорочного, чистого света в тёмном царстве деспотизма, безволия и пороков. Зная, что для христианки самоубийство – самый тяжкий смертный грех, она всё равно сдалась, сбросившись с волжского утеса.

Действие 1

Действие разворачивается в общественном саду у самого берега Волги. Сидя на скамейке, Кулигин наслаждается красотой реки. Кудряш и Шапкин медленно прогуливаются. Издалека доносится брань Дикого, он ругает своего племянника. Присутствующие начинают обсуждать семейство. Кудряш выступает защитником обездоленного Бориса, считая, что он страдает, как и другие люди, покорившиеся судьбе, от деспота-дядьки. Шапкин на это отвечает, что не зря Дикой хотел Кудряша служить отправить. На что Кудряш говорит, что Дикой его боится и знает – задешево его голову не взять. Кудряш сетует, что у Дикого нет дочерей на выданье.

Затем к присутствующим подходят Борис и его дядя. Дикой продолжает ругать племянника. Затем Дикой уходит, а Борис разъясняет семейную ситуацию. Они с сестрой остались сиротами, ещё когда проходили обучение. Родители умерли от холеры. Жили сироты в Москве, пока в городе Калинове (где и разворачивается действие) не померла их бабушка. Она завещала внукам наследство, но смогут получить они его после совершеннолетия от дядьки (Дикого), с тем условием, что они будут почитать его.

Кулигин рассуждает, что Борис с сестрой вряд ли получат наследство, ведь Дикой может любое слово посчитать за непочтительность. Борис полностью подчиняется дяде, работает на него без жалованья, а толку мало. Племянник, как и все семейство, боится Дикого. Тот кричит на всех, а ответить ему не может никто. Случилось раз так, что Дикого обругал гусар, когда они столкнулись на переезде. Тот не мог ответить служивому, отчего сильно разозлился и потом долго срывал гнев на домашних.

Борис продолжает жаловаться на трудную жизнь. Подходит Феклуша с дамой, которая расхваливает дом Кабановых. Мол, якобы там живут славные и благочестивые люди. Они уходят, и теперь Кулигин выражает своё мнение о Кабанихе. Он говорит, что она домашних своих совсем заела. Затем Кулигин говорит о том, что хорошо бы изобрести вечный двигатель. Он – молодой разработчик, у которого нет денег, чтобы делать модели. Все уходят, и Борис остается один. Он размышляет о Кулигине и называет его хорошим человеком. Затем, вспоминая свою участь, огорченно говорит, что придётся всю молодость провести в этой глуши.

Появляется Кабаниха с семейством: Катерина, Варвара и Тихон. Кабаниха пилит сына, что жена ему стала милее, чем мать. Тихон с ней спорит, в разговор встревает Катерина, но Кабаниха не даёт ей и слова сказать. Затем опять набрасывается на сына, что тот не может держать жену в строгости, намекает, что так недалеко и до любовника.

Кабаниха уходит, а Тихон обвиняет Катерину в материнских упрёках. Расстроенный он идёт к Дикому пропустить рюмочку. Катерина остается с Варварой и вспоминает, как привольно ей жилось у родителей. Её не особенно заставляли заниматься делами, только воду носила, цветы поливала, да молилась в церкви. Она видела красивые яркие сны. А что теперь? Её охватывает ощущение, что она стоит на краю пропасти. Она предчувствует беду, и мысли у неё греховные.

Варвара обещает, что как Тихон уедет, она что-нибудь придумает. Вдруг появляется полоумная барыня в сопровождении двух лакеев, она громко кричит, что красота может завести в бездну, и страшит девушек геенной огненной. Катерина напугана, и Варвара пытается её успокоить. Начинается гроза, женщины убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. В комнате Феклуша и Глаша ведут беседу о грехах человеческих. Феклуша рассуждает, что без греха нельзя. В это время Катерина рассказывает Варваре историю своей детской обиды. Кто-то её обидел и она убежала к реке, села в лодку, а потом её нашли за десять верст. Потом она признается, что влюблена в Бориса. Варвара убеждает её, что она тоже ему симпатична, но им негде встречаться. Но тут Катерина пугается сама себя и уверяет, что своего Тихона не променяет, и говорит, что когда ей жизнь в этом доме совсем опостылеет, она или в окно выброситься или утопиться в реке. Варвара опять успокаивает её, и говорит, что как только уедет Тихон, она что-нибудь придумает.

Заходят Кабаниха с сыном. Тихон собирается в путь, а мать продолжает свои наставления, чтобы тот дал указания жене, как ей требуется жить, пока муж в отъезде. Тихон повторяет её слова. Кабаниха и Варвара уходят, и, оставшись наедине с мужем, Катерина просит его не оставлять её или взять с собой. Тихон противиться и говорит, что хочет побыть один. Тогда она бросается перед ним на колени и просит взять с неё клятву, но он не слушает её и поднимает с пола.

Женщины провожают Тихона. Кабаниха заставляет Катерину прощаться с мужем как положено, поклонившись в ноги. Катерина игнорирует её. Оставшись одна, Кабаниха возмущается, что стариков перестали почитать. Входит Катерина, и свекровь начинает опять упрекать невестку за то, что она не простилась с мужем как полагается. На что Катерина говорит, что смешить людей не хочет, да и не умеет.

В одиночестве Катерина сожалеет, что у неё нет детей. Потом она сожалеет, что не умерла ещё в детстве. Тогда бы она непременно стала бы бабочкой. Потом настраивает себя, что будет ждать возвращения мужа. Входит Варвара и подговаривает Катерину, чтобы та отпросилась подремать в саду. Там калитка на замке, ключ у Кабанихи, но Варвара его подменила и отдает Катерине. Она не хочет брать ключ, но потом берет. Катерина в смятении – она боится, но и Бориса увидеть ей очень хочется. Кладёт ключ в карман.

Действие 3

Сцена 1

На улице возле дома Кабановых стоит Кабаниха и Феклуша, которая размышляет, что жизнь стала суетливой. Городской шум, все бегут куда-то, а в Москве вообще все торопятся. Кабаниха согласна, что жить нужно размеренно, и говорит, что в Москву бы не поехала никогда.

Появляется Дикой, изрядно принявший на грудь, и завязывает с Кабановой перепалку. Затем Дикой поостыл и стал извиняться, спихивая причину своего состояния на рабочих, которые с самого утра стали требовать с него зарплаты. Дикий уходит.

Борис сидит расстроенный, из-за того, что давно не виделся с Катериной. Приходит Кулигин и, восхищаясь красотой природы, размышляет, что бедным гулять и наслаждаться этой красотой некогда, а богатые сидят за заборами, их дом охраняют собаки, чтобы никто не видел, как они обворовывают сирот и родственников. Появляется Варвара в обществе Кудряша. Они целуются. Кудряш и Кулигин уходят. Варвара хлопочет о встрече Бориса с Катериной, назначая место в овраге.

Сцена 2

Ночь. За садом Кабановых в овраге Кудряш поет песню, играя на гитаре. Приходит Борис и они начинают спорить за место для свидания. Кудряш не уступает, и Борис признается, что влюблен в замужнюю. Кудряш, конечно, догадался, кто она.

Появляется Варвара и уходит с Кудряшом гулять. Борис остается с Катериной наедине. Катерина обвиняет Бориса в загубленной чести. Она боится жить дальше. Борис успокаивает её, предлагая не думать о будущем, а насладиться единением. Катерина признается в любви к Борису.

Приходит Кудряш с Варварой и спрашивает, как у влюбленных дела. Они рассказывают о своих признаниях. Кудряш предлагает и дальше пользоваться этой калиткой для встреч. Борис и Катерина договариваются о следующем свидании.

Действие 4

Полуразрушенная галерея, на стенах которой изображены картины Страшного суда. Льёт дождь, люди прячутся в галерее.

Кулигин разговаривает с Диким, упрашивая его пожертвовать денег на установку солнечных часов в центре бульвара, попутно уговаривает его и на устройство громоотводов. Дикой даёт отказ, кричит на Кулигина, суеверно веря, что гроза – это наказание Господне за грехи, он обзывает разработчика безбожником. Кулигин покидает его и говорит, что они вернуться к разговору, когда у него в кармане будет миллион. Гроза кончается.

Тихон возвращается домой. Катерина становиться сама не своя. Варвара докладывает Борису о её состоянии. Снова надвигается гроза.

Выходят Кулигин, Кабаниха, Тихон и напуганная Катерина. Она боится и это заметно. Грозу она воспринимает, как божье наказание. Она замечает Бориса и ещё сильнее пугается. До неё доходят слова людей, что гроза бывает неспроста. Катерина уже уверена, что молния должна убить её и просить молиться за её душу.

Кулигин говорит людям, что гроза не кара, а благодать для каждой живой травинки. Опять появляется полоумная барыня и её два лакея. Обращаясь к Катерине, она кричит, чтобы та не пряталась. Не нужно бояться Божьей кары, а нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерине уже видится геенна огненная, и она рассказывает всем о своей связи на стороне.

Действие 5

В общественном саду на берегу Волги наступили сумерки. В одиночестве на скамейке сидит Кулигин. К нему подходит Тихон и рассказывает о своей поездке в Москву, где он пил всё время, а о доме и не вспоминал, жалуется, что жена ему изменила. Говорит, что её надо живой в землю закопать, так советует маменька. Но ему жаль её. Кулигин уговаривает его простить жену. Тихон доволен, что Дикой выслал Бориса в Сибирь на целых три года. Его сестра Варвара убежала из дома с Кудряшом. Глаша сказала, что Катерины нигде нет.

Катерина одна и очень хочет увидеть Бориса, чтобы попрощаться. Она жалуется на свою несчастную судьбу и на суд людской, который хуже казни. Приходит Борис и говорит, что дядя его отослал в Сибирь. Катерина готова идти за ним и просит взять её с собою. Она говорит, что муж-пьяница ей противен. Борис всё время оглядывается, боясь, что их увидят. На прощанье Катерина просит подавать милостыню нищим, чтобы они молились за неё. Борис уходит.

Катерина идёт к берегу. В это время Кулигин разговаривает с Кабанихой, обвиняя её в наставлении сына против невестки. Тут слышаться крики о том, что женщина бросилась в воду. Кулигин и Тихон устремляются на помощь, но Кабаниха останавливает сына, угрожая проклясть его. Он остается. Катерина разбилась насмерть, люди приносят её тело.

Свою героиню пьесы «Гроза» Островский сделал женщиной высоких нравов, духовной, но настолько воздушной и мечтательной, что она была просто не способна выжить в среде, уготованной ей судьбой. «Гроза!» Это фатальное название таит в себе несколько смыслов. Кажется, во всём вина той грозы, которая устрашила и без того виноватую Катерину. Она была очень набожной, но жизнь с равнодушным мужем и тиранкой свекровью принудили её восстать против правил. За это она поплатилась. Но можно задуматься, а не так ли закончилась бы её судьба, если бы не было этой грозы. Учитывая природное неумение Катерины лгать, измена всё равно раскрылась бы. А если бы она не предалась любви, то просто сошла бы с ума.

Муж, задавленный авторитетом матери, относился к Катерине равнодушно. Она трепетно искала любви. Она изначально чувствовала, что это приведет её к гибели, но не могла противиться чувствам – слишком долго она жила в заточении. Она была готова бежать за Борисом в Сибирь. Не от большой любви, а от этих опостылевших стен, где она не могла свободно дышать. Но любовник оказывается также слаб духом, как и её нелюбимый муж.

Итог трагичен. Разочарованную в жизни и в мужчинах, бездетную и несчастную Катерину не держит на земле уже ничто. Её последние мысли – о спасении души.

Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию трудно переоценить. Свидетельством признания его заслуг перед национальным театром стало научное звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Его дом гостеприимно открывал двери перед Львом Николаевичем Сергеевичем Тургеневым, Федором Михайловичем Достоевским, Петром Ивановичем Чайковским. Народную славу принесла ему драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее краткое содержание. «Гроза» по действиям (а их в драме 5) происходит в придуманном приволжском городе Калинове.

Действие 1. Характеристика города Калинова

Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого - Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого - Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису.
В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко - постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.

Действие 2. В доме Кабанихи

Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.

Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой - «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.

Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.

Действие 3. Свидание

Свидание Катерины и Бориса - главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка - Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.

Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище - душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.

Действие 4. Кульминация

Проступок и расплата - таково у многих драм краткое содержание. «Гроза» по действиям подводит нас к своей кульминации. Льет дождь, а Калинов находится во власти грозы. В начале действия мещанин Кулигин доказывает купцу Дикому необходимость обустройства в городе громоотводов. Но хитрый скупец по-хамски оскорбляет инженера-самоучку и переводит разговор на то, что гроза - кара господня. Так, впрочем, думают многие. Трепещет от молний совершившая прелюбодейство Катерина. Ее не успокаивают увещевания Кулигина о природе электричества. Случается то, чего опасалась Варвара: напуганная увещеваниями появившейся, как чертик из табакерки, полоумной барыни, сопровождаемой лакеями, Катерина признается в своей измене мужу Тихону. Стоит ли ожидать от него великодушия? Вряд ли.

Действие 5. Трагедия

«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» - незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.

В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.

Выводы

Потрясенный силой таланта драматурга, критик Добролюбов написал о «Грозе» блестящую статью «Луч света в темном царстве». В ней он показал, что несбывшиеся мечты о счастье в браке, а также тлетворная обстановка в доме Кабановых привели Катерину к самоубийству. Причем этот поступок в понимании Добролюбова приобрел черты протеста личности. С ним не согласился критик Писарев, указавший на неразвитость разума, интуитивность и обостренную эмоциональность Катерины, приведшие ее к Впрочем, спор этих двух видных критиков можно рассудить словами классика Гончарова о том, что «доброе сердце» ценнее изощренного разума.

«Гроза», действие 2 – краткое содержание

Варвара, заметив тайную страсть Катерины , обещает устроить ей свидание с Борисом, когда Тихон уедет на несколько дней в поездку по купеческим делам. Катерина вначале с ужасом отвергает этот план. Перед отъездом Тихона она со слезами бросается к нему на шею и просит, чтобы он взял её с собой. Тихон отказывается: он едет не столько по делам, сколько попьянствовать без материного надзора, и жена будет только мешать ему в этом. Тогда Катерина даёт удивлённому мужу «страшную клятву»: «ни под каким видом не говорить и не видеться ни с кем чужим» в его отсутствие.

Кабаниха заставляет Тихона перед отъездом прочитать Катерине строгую и унизительную нотацию: «Не пяль без меня глаза в окна, не заглядывайся на парней!» Она попрекает Катерину за то, что та сразу не бросилась «выть» по уехавшему мужу.

Катерина стоит в отчаянии от незаслуженных придирок свекрови. Приходит Варвара и суёт ей украденный у матери ключ от дальней калитки сада, где они будут вместе ночевать в эти дни, подальше от Кабанихи. Через эту калитку Варвара собирается устраивать Катерине свидания с Борисом. Катерина вначале хочет бросить ключ, говоря, что он «жжёт ей руки, как уголь» (см. её монолог). Но с болью вспомнив жестокость свекрови и холодность не захотевшего взять её с собой мужа, она всё же кладёт ключ в карман…

«Гроза», действие 3 – краткое содержание

Варвара, улучив минутку во время гульбы по бульвару, тайком подзывает Бориса Григорьевича и приглашает приходить сегодня ночью в овраг за садом Кабановых. В назначенное время Борис является туда.

Из дальней калитки сада выходит Варвара, отправляясь гулять на Волгу со своим любовником – парнем Кудряшом. Затем появляется дрожащая от волнения Катерина. Борис бросается к ней и говорит, что любит её больше жизни. Не в силах сдержать страсть, Катерина кидается ему на шею…

Свидания обеих пар повторяются и в следующие ночи.

«Гроза», действие 4 – краткое содержание

Вскоре наступает праздничный день. Жители Калинова выходят гулять на бульвар. Внезапно начинает собираться сильная гроза. В крытой галерее на берегу Волги встречаются, как бы укрываясь от дождя, Варвара и Борис. Варвара рассказывает о беде у них дома: Тихон вернулся из поездки на несколько дней раньше срока, и Катерина, увидев мужа, впала в страшное волнение. Все последние дни она ходит по дому сама не своя, то и дело принимаясь плакать. Тихон дивится странному поведению жены, а Кабаниха присматривается к ней с подозрением. Варвара боится, как бы Катерина не упала мужу в ноги и не рассказала о своей измене.

К галерее как раз подходят Кабаниха, Тихон, Катерина и ещё народ, прятаться от дождя. Люди судачат, что гроза – это Божье наказание и молнии часто убивают грешников. Механик Кулигин тщетно пытается втолковать суеверным землякам, что грозы имеют естественные природные причины и об этом писал ещё Ломоносов .

Обессиленная душевной мукой Катерина, увидев среди людей Бориса, вдруг говорит мужу: «Тиша, я знаю, кого гроза убьет. Меня. Молитесь тогда за меня». Как на беду появляется местная сумасшедшая барыня. Имея за плечами бурную молодость, она теперь бродит по городу с двумя лакеями и пророчит суровые кары Всевышнего всем красавицам, которые «вводят мужчин в грех». «В омут лучше с твоей красотой! – неожиданно кричит барыня Катерине. – Будешь в огне гореть неугасимом!»

Не выдержав страшного потрясения, Катерина опускается перед мужем и свекровью на колени и кается, что «десять ночей гуляла с Борисом Григорьевичем…»

«Гроза», действие 5 – краткое содержание

Случай с Катериной делает много шуму в Калинове. Кабаниха дома «поедом ест» невестку, советует даже «закопать её живою в землю». Катерина слушает эти упрёки в молчаливой тоске, ходя как безответная тень. Тихон предаётся пьянству. Бориса его дядя Савёл Дикой собирается услать в Тяхту, на китайскую границу. Сердобольный Кулигин советует Тихону простить Катерину. Тихон сам и не против этого, но прощению противится его злобная, суровая мать.

Вдруг разносится весть, что Катерина пропала из дому. Родные идут искать её. Островский рисует щемящую картину, как бредущая по улице в полузабытьи Катерина произносит монолог о том, что ей не хочется жить. Её гложет страстное желание хоть в последний раз увидеть Бориса – и она вдруг видит его.

Катерина бросается к Борису. Тот рассказывает, что его усылают в Сибирь. «Возьми и меня с собой!» – молит Катерина, однако слабохарактерный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди. «Ну, поезжай с богом! – говорит Катерина. – Не тужи обо мне. Хорошо, хоть попрощалась с тобой. Дай погляжу на тебя в последний раз!»



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...