Перл харбор известен как. Главком японского флота предвидел исход войны

Ряд линкоров («Ряд линкоров» - бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).
Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошла воскресным утром 7 декабря 1941 года.

В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».

Предыстория

После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств - США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором - задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс - одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением

Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) - 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев
К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.

История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор
Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя - 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков - бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа «99», имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор
Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле - ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе
Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа «97», 78 пикирующих бомбардировщиков «99» и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:



Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах



Самолёты второй волны


Номера групп условные, для обозначения на схемах.



Итоги

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель - воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге - была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев - 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...

Перл‑Харбор (Pearl Harbor) - крупнейшая военно‑морская база США в Тихом океане, расположенная на острове Оаху Гавайских островов.

Во время Второй мировой войны 7 декабря 1941 г. Перл‑Харбор подвергся внезапному нападению японской армии, в течение двух часов уничтожившей большую часть американского Тихоокеанского флота. Это тщательно разработанное нападение японских военно‑морских сил получило название Гавайская операция 1941 года.

Осуществляло Гавайскую операцию авианосное ударное объединение под командованием вице‑адмирала Тюити Нагумо в составе 33 кораблей, в том числе шести тяжелых авианосцев (с 420 самолетами на борту), двух линкоров, трех крейсеров, 11 эсминцев, трех подводных лодок и восьми танкеров и соединение из 27 подводных лодок с пятью сверхмалыми подводными лодками на борту. Общее руководство силами осуществлял командующий Объединенным флотом Японии адмирал Исороку Ямамото.

Американский Тихоокеанский флот под командованием адмирала Хасбэнда Киммеля, находившийся на военно‑морской базе Перл‑Харбор, насчитывал 93 корабля, в том числе девять линкоров (один учебный), восемь крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, девять миноносцев и минных заградителей, 10 тральщиков. На аэродромах острова Оаху располагалось 390 самолетов, в том числе 167 самолетов морской авиации.

Противовоздушная оборона базы состояла из 188 зенитных орудий, более 100 пулеметных установок и пяти радиолокационных станций. Гарнизон под начальством генерала Уильяма Шорта насчитывал 42 959 человек.

Подготовку к операции Япония начала в январе 1941 года с соблюдением строжайшей секретности. О ее целях и дате проведения не было известно даже союзникам Японии - Германии и Италии. Маршрут перехода кораблей практически исключал встречу с торговыми и промысловыми судами и находился за пределами радиуса действий американской патрульной авиации. Во время перехода строго соблюдалось радиомолчание, одновременно во Внутреннем Японском море велся радиообмен с использованием позывных тех кораблей, которые следовали к Гавайским островам, чтобы дезориентировать противника.

Вечером 6 декабря японские подводные лодки заняли исходные позиции на ближайших подступах к острову Оаху и в 23 часа начали спуск на воду сверхмалых подводных лодок. 7 декабря в район, расположенный на расстоянии 275 миль (около 450 км) к северу от острова, вышло японское авианосное объединение.

Это был воскресный день. Часть личного состава американских кораблей находилась на берегу. Вход в гавань Перл‑Харбор не был закрыт боновыми (плавучими) заграждениями, отсутствовало также и противоторпедное сетевое заграждение линкоров. Диспозиция кораблей длительное время не изменялась. Самолеты на аэродромах располагались скученно, на подходах к Гавайским островам воздушная разведка велась лишь эпизодически.

Японский генштаб, напротив, располагал исчерпывающими данными о диспозиции американских кораблей и состоянии обороны базы.

7 декабря в 6 часов 15 минут по гавайскому времени с японских авианосцев поднялись 40 торпедоносцев, 49 бомбардировщиков, 51 пикирующий бомбардировщик и 43 истребителя. Налет на базу начался в 7 часов 55 минут. В 9 часов 15 минут нанесла удар вторая группа самолетов (54 бомбардировщика, 78 пикирующих бомбардировщиков, 35 истребителей). Весь налет на базу длился 2 часа 5 минут.

Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. Потери американцев в живой силе составили 3 581 человек.

Японцы потеряли 29 самолетов и шесть подводных лодок (из них пять сверхмалых), свыше 70 самолетов получили повреждения.

В результате Гавайской операции и последующих Филиппинской и Малайской операций 1941-1942 гг. Япония завоевала господство на море и получила свободу действий в акватории Тихого океана.

Внезапным нападением на американскую военную базу Япония развязала войну против США. 8 декабря войну Японии объявили США, Великобритания, Канада и ряд других стран.

Успех Гавайской операции был обусловлен тщательной подготовкой японского командования к операции, четкой организацией скрытного перехода кораблей и внезапностью удара. Американское командование допустило просчеты в организации обороны главной базы флота и оценке обстановки в целом.

Операция показала высокие боевые возможности авианосцев, сверхмалые подводные лодки себя не оправдали.

Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года "днем несмываемого позора". Лозунг "Помни Перл‑Харбор" стал ведущим в войне американцев против Японии.

После 1945 года военно‑морская база Перл‑Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США.

В открыт мемориал, посвященный линкору "Аризона", потопленному японской авиацией.
(Дополнительный

7 декабря 1941 года японские самолёты атаковали американскую военную базу в гавани Пёрл-Харбор и США оказались действующим участником Второй Мировой войны, а в конечном итоге её выгодоприобретателем.

Доклад о потерях после атаки на Пёрл-Харбор министра Нокса констатировал то, что видимо и было задумано с самого начала: «Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником», то есть никакого ощутимого урона японская атака не нанесла. Судьба американского флота, базировавшегося в заливе уже была решена, однако в ноябре 1941 года Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?», о чем сделал в своем дневнике запись министр Стимпсон.

Уже в наше время японский политолог и внук Сигэнори Того, министра иностранных дел в начале 40-х Кадзухико Того, с недоумением отмечает: «… есть непонятные вещи. Например, незадолго до нападения Японии из Перл-Харбора были выведены все три американских авианосца». Действительно по приказу командования флота США Киммель отправил 2 авианосца, 6 крейсеров и 14 эсминцев к островам Мидуэй и Уэйк, то есть из-под удара была выведена наиболее дорогостоящая техника, что окончательно и станет понятно из доклада комиссии.

Чтобы понять, как это случилось необходимо восстановить ход предшествующих событий. Первая попытка 1939 года изменить закон о нейтралитете США, что позволило бы штатам вступить в войну, натолкнулась на противодействие сенатора Ванденберга и так называемого «Национального комитета», в состав которого входили Генри Гувер, Генри Форд и губернатор Лафолетт. «Послевоенные документы и рассекреченные документы Конгресса, а также смерть самого Рузвельта» — по мнению У. Энгдаля: «показывают без всяких сомнений, что президент и его министр обороны Генри Стимсон намеренно подстрекали Японию к войне». В книге Роберта Стиннета «День лжи: правда о федеральном резервном фонде и Перл Харбор» говориться, что администрация Рузвельта спровоцировала атаку японцев, потому что дальнейшие её действия иначе как провокацией и назвать нельзя.

23 июня 1941 года на стол Рузвельта легла записка помощника президента Гарольда Икеса, указывающая, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Уже на следующий месяц заместитель госсекретаря Дин Ачесон запретил японцам импортировать нефть и нефтепродукты из США. Японский флот по утверждению адмирала Нагано «сжигал в час 400 тонн нефти», получить которую японцы могли, лишь захватив нефтяные ресурсы Индонезии (Голландской Ост-Индии), Филиппин и Малайзии. 20 ноября 1941 года японский посол Номура обратился с предложением мирного урегулирования конфликта, включавшим пункт: «Правительство Соединенных Штатов будет снабжать Японию необходимым количеством нефти».

Кроме того, что США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов, 26 июля Рузвельт подписал указ об аресте японских банковских активов на существенную по тем временам сумму 130 миллионов долларов и переходе всех финансовых и торговых операций с Японией под контроль правительства. США игнорировали все последовавшие просьбы политиков страны восходящего солнца о встрече глав обоих стран для урегулирования отношений.

26 ноября 1941 года японскому после в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести японские вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией, такой ультимативный ответ на предложения Номуры однозначно трактовалось Японией как нежелание США урегулировать разногласия мирным путём.

7 мая 1940 года Тихоокеанский флот получил официальное предписание оставаться в Пёрл-Харборе неопределенное время, возглавлявший его адмирал Дж. Ричардсон в октябре попытался убедить Рузвельта отозвать флот с Гавайских островов, так как там он не оказывает сдерживающего влияния на Японию. «…Я должен заявить вам, что высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны» — подытожил беседу адмирал, на что в свою очередь Рузвельт заметил: «Джо, ты так ничего не понял». В январе 1941 года Дж. Ричардсона был уволен, а его пост занял Хасбенд Киммель (Husband Kimmel), от которого не только последовательно скрывали документы, способные навести на мысль, что целью атаки будет Пёрл-Харбор, но и наоборот демонстрировали те, что создавали ложное впечатление готовящейся атаки на Филиппины.

В книге Уильяма Эндгаля говориться о документах, которые «доказывают, что Рузвельт был полностью осведомлен о планах бомбардировки Перл-Харбора за несколько дней до её начала, вплоть до деталей перемещения японского флота в Тихом океане и точном времени начала операции». Тоже признавал и Черчилль: Рузвельт «полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности Рузвельт проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харбор, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от неё».

Как минимум точно известно, что 26 ноября, на следующий день после записи военного министра о неизбежной атаке на Перл-Харбор английский премьер-министр сообщил Рузвельту, указав точную дату. Киммелю. Раньше, когда он попытался подготовиться к столкновению с японскими войсками, Белый дом направил уведомление, что тот «усложняет ситуацию», а в конце ноября ему и вовсе указали прекратить проведение разведки против возможного авиаудара. За неделю до трагических событий было решено оставить сектор в направлении 12 часов вне патрулирования, зенитная артиллерия не была приведена в готовность, в соответствии с антисаботажным предупреждением №1 техника, а корабли согнаны в плотные группы, что делало их легкой добычей для атаки с воздуха. Последовавшая событию комиссия армии США резюмировала ситуацию так: «всё было сделано для того, чтобы максимально благоприятствовать атаке с воздуха, и японцы не преминули этим воспользоваться».

Предотвратить нападение на американский флот пытался также полковник О. Садтлер, в силу своей должности знакомый с содержанием японской переписки и нашедший в ней кодированные слова, предупреждающие о готовящемся нападении. Он написал предупреждение всем гарнизонам, включая Пёрл-Харбор от имени начальника штаба генерала Дж. Маршалла, однако его практически высмеяли, несмотря на то, командование из секретной переписки знало о наступательной операции, разработанной в Токио под кодовым названием «Магия» и вполне могло знать, что 7 января 1941 года военно-морской министр Косиро Оикава изучал девятистраничное обоснование налёта на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года из поступающих шифровок стало известно, что военно-морская разведка Японии запрашивает квадраты точного расположения кораблей США именно в Пёрл-Харборе.

Относительно расшифрованных японских кодов примечательно, что глава официальной на тот момент разведывательной структуры Управления Специальных Операций Уильям Донован, разместивший свой кабинет в комнате №3603 Рокфеллер-центра был исключён из числа получателей расшифрованных материалов начальником штаба армии генералом Джоржем Маршаллом. Также примечательно, что машину для расшифровки кода получили отдельные штабы подразделений, но группе Перл-Харбор машина для дешифровки не досталась, то есть: в Рокфеллер центре и на самой базе знать о готовящейся провокации не полагалось. Возможно, что Рузвельт «не выглядел удивлённым» в день известия об атаке на Перл-Харбор, как позднее об этом вспоминал Уильям Донован, потому что сам всеми силами её приближал, ибо его беспокоило, по словам главы Управления Специальных Операций только, что публика не поддерживала декларацию о войне.

Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, тайно перефотографировав шифровальные книги с так называемым «красным кодом». В 1924 году к команде дешифровщиков присоединился будущий глава отдела занимавшегося в штабе радиоперехватом и дешифровкой, капитан Лоуренс Саффорд (Laurance F. Safford), чья позиция во время слушаний по событиям, связанным с Перл-Харбором заставит многих усомниться в официальной версии. С 1932 года Саффорд, используя оборудование IBM, разрабатывал те самые машины для дешифровки, в 1937 году для радиоперехвата по гигантской дуге от Филиппин до Аляски были развёрнуты специальные радиостанции. Усилия более 700 сотрудников под руководством Л. Саффорда и У. Фридмана в августе 1940 года увенчались расшифровкой сложнейшего «розового» или «пурпурного кода», которым шифровалась правительственная дипломатическая переписка Японии.

В курсе успеха дешифровщиков в руководстве США кроме высшего командования были президент Ф. Рузвельт, госсекретарь К. Хэлл, военный министр Г. Стимсон и секретарь военно-морского флота США Ф. Нокс, которые не были ознакомлены только с четырьмя из 227 документов составлявших секретную переписку между Токио и японским посольством в США. Соответственно, вполне вероятно, что им было известно содержание заседания имперского правительства, состоявшееся 6 сентября 1941 года в присутствии императора, на котором говорилось, что если «не будет существенной надежды на достижение соглашения с нашими требованиями посредством вышеупомянутых дипломатических переговоров, мы немедленно примем решение о введении готовности для войны против Соединенных Штатов».

В период между 28 ноября и 6 декабря было перехвачено семь шифровок, подтверждающих, что Япония намерена атаковать Перл-Харбр. Окончательно о неизбежности войны с Японией стало известно за день до атаки на Перл-Харбор, за шесть часов до атаки стало известно её точное время — 7.30, о чем командование армией США решило сообщить на Гавайи не телефонным звонком, а обычной телеграммой, дошедшей до адресата, когда флот уже был потоплен. И уже непосредственно перед атакой два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, но на звонок в штаб никто не ответил, а через полчаса жена Киммеля стоя в ночной рубашке во дворе своей виллы уже докладывала мужу: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!».

Всего во время атаки погибло 2403 (по данным Н. Яковлева 2897) служащих базы, было уничтожено 188 самолётов, старое судно-мишень «Юта», минный заградитель «Оглала», эсминцы «Кэссин», «Дауне» и «Шоу» и линкор «Аризона», горящий образ которого стал символом разгрома Перл-Харбора. Гибель «Аризоны» принесла наибольшее количество жертв — 47 офицеров и 1056 нижних чинов, однако добавила ряд вопросов. Согласно исследования Нимица «Аризона» была уничтожена пикирующим бомбардировщиком «Val»-234, но он бы не смог поднять 800-кг бомбу, которой якобы был разрушен линкор, торпедных попаданий «Аризона» также не получила. Более того обследование водолазами судна показало, что линкор, считавшийся непреступной крепостью пошел ко дну в результате серии взрывов, произошедших внутри судна. Морской министр Фрэнк Нокс тогда заключил, что бомба угодила в дымовую трубу линкора.

Рузвельт сам назначил состав первой комиссии верховного судьи О. Робертса, которая должна была выяснить обстоятельства трагедии. Её отчёт публиковался множество раз, но ни разу до 1946 года широкой общественности не были представлены 1887 страниц протоколов опросов и более 3000 страниц документов, так как их содержание очевидно противоречило выводам, тем не менее президент поблагодарил О. Робертса «за тщательное и всестороннее расследование», свалившее всю вину на начальника гарнизона Уолтера Шорта и Хасбенда Киммеля, 1 марта отправленного в отставку с обещанием позже предать суду военного трибунала. После судьбоносной трагедии оба работали в сфере военного производства. В 1943 году Киммель запросил материалы военно-морского министерства, но ему под предлогом обеспечения безопасности отказали.

В 1944 году кандидат в президенты Томас Дьюи (Thomas Dewey) был намерен обнародовать историю с японскими шифрами из которой явно следовало, что Рузвельт знал о готовящейся операции, однако председатель Объединенного комитета начальников штабов (Chairman of the Joint Chiefs of Staff) генерал Дж. Маршалл убедил его не раскрывать карты перед японцами во время военных действий. На следующий год сенат рассмотрел законопроект Э. Томаса, предусматривавший 10 лет тюрьмы за разглашение шифрованных материалов, но республиканцы его отклонили, и новой комиссии было представлено более 700 дешифрованных японских документов. Хотя члены комиссии со стороны республиканцев проявляли особое рвение в расследовании, но им было запрещено самостоятельно изучать архивы правительственных ведомств, а документы из личного архива покойного к тому времени президента секретарь Грэс Талли выдавала по собственному усмотрению. Были и другие странности

«Протоколы показаний полны противоречий. Сказанное осенью 1945 года неизменно противоречило показаниям, данным перед предшествовавшими следственными комиссиями. В 1945 году документы либо скрывались, либо исчезли, а память участников событий была «освежена», или они начисто забыли происходившее. Поэтому в ряде случаев на настойчивые вопросы следовал стереотипный ответ: «Не помню». Даже сенаторы, стремившиеся нажить политический капитал на расследовании, устали и перестали углубляться в дело». Н. Яковлев «Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года — Быль и небыль»

Японская телеграмма от 4 декабря 1941 года, предупреждавшая о начале войны была расшифрована и разослана руководящим деятелям США, но уже в 1944 году комиссия военного министерства констатировала: «Оригинал телеграммы исчез из архива военно-морских сил… Копии находились и в других местах, но теперь они все исчезли... В течение минувшего года были уничтожены журналы радиостанции, в которых было зарегистрировано получение телеграммы. Свидетель армии показал, что эту телеграмму командование армии никогда не получало». Свидетели один за другим стали путаться в своих воспоминаниях. Заведовавший переводом и рассылкой дешифрованных материалов А. Краммер, который слыл абсолютным педантом, везде вставлял любимое словечко «точно!». После обеда у адмирала Старка, он стал неожиданно давать сбивчивые показания. Добились этого не только обедом у вышестоящего командования, но и помещением его в психиатрическое отделение флотского госпиталя Бетесда, откуда, уже согласно относительно современным исследованиям, выпустили в обмен на изменение показаний и под угрозой пожизненного содержания. Глава военно-морской разведки вице-адмирал Теодор Уилкинсон предъявил комиссии 11 радиоперехватов, которых, как показывали Маршалл и другие, не существовало, однако в феврале 1946 года, во время работы последней комиссии, управляемый им автомобиль скатился с парома, что привело к гибели свидетеля.

Также «крепким орешком» оказался создатель дешифровальных машин Лоуренс Саффорд, не зря заслуживший у подчинённых прозвище «безумный гений». В феврале 1944 года он явился к Киммелю, заявив, что обладает доказательствами того, что адмирал «жертва самого грязного заговора в истории флота», что видимо вдохновило адмирала заявить главкому ВМС Э. Кингу 15 ноября 1945 года: «Непосредственно после Пёрл-Харбора я считал, что … должен взять на себя вину за Пёрл-Харбор... Теперь я отказываюсь принять хоть какую-нибудь ответственность за катастрофу в Пёрл-Харборе». К этому моменту прошло уже как минимум девятое расследование, так и не внёсшее ясности в причины, ввязавшие США в мировую войну. Последнее в 1946 году возглавил юрист с показательной фамилией Морган.

Саффорд упорно настаивал, что 4 декабря получив телефонограмму с кодовым словом, означавшим войну, немедленно доложил об этом контр-адмиралу Ноксу. Саффорд был единственным, кто обратился к следственной комиссии флота с указанием на оказываемое давление. Главный советник Ричардсон часами донимал Саффорда, прибегая к юридическим уловкам и доводя его показания до абсурда: «Итак, вы утверждаете, что существовал обширный заговор от Белого дома, через военное и военно-морское министерства, через подразделение Крамера уничтожить эти копии?». На что Саффорд лишь парировал, что главный советник не первый, кто пытается заставить его изменить показания. Ведя переписку с исследователями, он ещё три десятилетия интриговал общественность и больше всех свою жену, от греха подальше спускавшую с лестницы журналистов и сжигавшей все, обнаруженные в доме бумаги, с упоминанием Перл-Харбора, в результате чего Саффорд стал шифровать от неё свои записи.

Даже современные исследователи отмечают, что расследовать природу инцидента, втянувшего Соединённые Штаты в войну крайне затруднительно, так как секретные депеши были изъяты из материалов слушаний Конгресса США, а позже стали доступны лишь в специальных архивах. Один из исследователей, Роберт Стиннетт (Robert Stinnett) считает, что за умышленной провокацией атаки на Пёрл-Харбор стояли президент Рузвельт, государственный секретарь Хэлл, военный министр Стимсон и еще девять человек из военного руководства, которых сам Стимсон перечисляет в своём дневнике. Пользуясь Законом о свободе информации (Freedom of Information Act) Стиннет длительное время собирал уцелевшие от цензуры документы и пришёл к выводу, что основным организатором провокации являлся всё-таки Рузвельт, получивший в октябре 1940 года служебную записку от офицера военно-морской разведки А. Макколама (А. McCollum), содержащую инструкцию из восьми действий, включавших эмбарго, которые гарантированно приводили к войне. Однако по известным причинам официальная версия остаётся другой.

75 лет назад Япония атаковала Перл-Харбор

7 декабря 1941 года японская авиация и подводный флот атаковали американскую военную базу Перл-Харбор на гавайском острове Оаху. ТАСС вспоминает, как поражение стало фундаментом для победы.

Вероломно и без объявления войны

Атака на Перл-Харбор началась в 7 часов 55 минут утра по гавайскому времени. После получения приказа из Токио с авианосцев "Акаги", "Кага", "Хирю", "Сорю", "Дзуйкаку" и "Секаку" вылетело более 300 самолетов. Кроме того, в нападении участвовали мини-субмарины. Американских военных японцы застали врасплох: треть личного состава отдыхала на берегу. В течение двух часов императорская морская авиация методично уничтожала находившиеся в гавани корабли и самолеты, которые даже не успели взлететь с аэродромов.

О степени растерянности американцев свидетельствует паническая радиограмма командующего Тихоокеанским флотом адмирала Хазбенда Киммеля, которая была передана "всем силам в открытом море". Сообщение гласило: "Воздушный налет на Перл-Харбор, это не учения. Повторяю, это не учения".

Символом жуткой бойни и хаоса стала гибель линкора "Аризона". Сброшенная бомба пробила палубу и попала в носовой пороховой погреб. Здесь хранился боезапас корабля, который мгновенно сдетанировал. Из примерно 1400 человек экипажа 1177 моряков погибло. Всего же американцы потеряли погибшими 2395 человек. Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Еще 10 кораблей и свыше 150 самолетов получили повреждения. Потери японцев были несопоставимо меньше: погибло 64 человека, было сбито 29 самолетов.

Уже на следующий день после атаки президент США Франклин Рузвельт выступил в конгрессе с "военным посланием к нации". Японии была объявлена война.

Вчера, в день, навсегда отмеченный позором, Соединенные Штаты Америки подверглись неожиданному и предумышленному нападению со стороны Военно-морских сил Японии, - говорил Рузвельт. - Спустя час после того, как японские авиационные эскадрильи начали бомбардировать Оаху, японский посол в Соединенных Штатах и его коллеги передали Государственному секретарю официальный ответ на недавнее американское послание. И хотя в этом ответе содержалось заявление о том, что продолжение ведущихся дипломатических переговоров представляется бесполезным, в нем не было ни угрозы, ни намека на войну или вооруженное нападение!

"Очень американская история"

Слово "Перл-Харбор" с тех пор для американцев стало нарицательным, оно означает тяжелое, жестокое и при этом совершенно неожиданное поражение, за которым следует чувство глубочайшей растерянности и беспомощности. Поражение любимой бейсбольной команды - это "спортивный Перл-Харбор", банкротство фирмы - "финансовый Перл-Харбор". Теракты 11 сентября 2001 года сначала французский философ Поль Вирильо назвал "новым Перл-Харбором", а потом это стало общим местом в американской прессе и публицистике.

Но у философии и мифологии Перл-Харбора обязательно есть вторая часть: после поражения герой собирается с силами и начинает восстанавливать справедливость - мстит своим обидчикам.

Это очень американская история, мы действительно в это верим, я в это тоже верю, - рассказывал во время одной из своих публичных лекций режиссер-документалист, обладатель премии "Оскар" Майкл Мур. - Что "плохой человек" победил, но это временно, пока нам плохо, но потом мы обязательно дадим ему пинка… Это было раньше, и Перл-Харбор - это как раз об этом.

[Наведите на точки, чтобы увидеть цели, пораженные японскими пилотами в день атаки на Перл-Харбор]

После атаки на Гавайи американцы действовали предельно жестко. И, может быть, наиболее жестко они действовали внутри страны. В 1941–1942 годах в специальные лагеря было помещено 120 тысяч японцев, проживавших на западном побережье США. Власти сомневались в их лояльности. В официальных документах лагеря называли "центрами перемещения", но часто их также называли "концентрационными". Руководивший "перемещениями" генерал Джон Лесесни Де-Витт в выражениях особенно не стеснялся. На слушаниях в конгрессе он говорил, что "япошка - всегда япошка" и что "американское гражданство не говорит о лояльности, мы всегда должны проявлять беспокойство по поводу японцев, пока они не стерты с лица земли".

Операция "Месть"

В апреле 1942 года американские ВВС в отместку за Перл-Харбор организуют специальный рейд: 16 тактических бомбардировщиков, взлетев с американского авианосца «Хорнет», под руководством подполковника Джеймса Дулиттла бомбят Токио. "Рейд Дулиттла" стал первым в истории военной авиации прецедентом, когда бомбардировщики наземного базирования взлетали с короткой палубы авианосца. С чисто военной точки зрения рейд сомнителен и малоэффективен, но он имеет грандиозный политический и пропагандистский эффект. Впервые бомбы упали на столицу Японской империи, до этого считавшейся абсолютно недосягаемой для вражеской авиации. Спустя всего два года кинокомпания MGM снимает о рейде художественный фильм "Тридцать секунд над Токио", который имеет грандиозный успех.

В начале 1943 года американская военно-морская разведка осуществляет операцию под кодовым названием "Месть". Цель - ликвидация главнокомандующего японским флотом адмирала Исороку Ямамото, запланировавшего и осуществившего нападение на Перл-Харбор. Сюжет - как в приключенческом фильме. За Ямамото пробуют следить, пытаются перехватить его переговоры по радио. В распоряжение американцев попадает расписание полетов адмирала. За ним начинают настоящую охоту. В конце концов пилот ВВС США лейтенант Рекс Барбер сбивает самолет адмирала.

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки иногда также называют неоправданно жестокой местью за Перл-Харбор. Когда в мае этого года Барак Обама поучаствовал в возложении цветов к мемориалу памяти жертв бомбардировок в Хиросиме, тогда еще претендент на президентское кресло Дональд Трамп этого не одобрил и написал в своем микроблоге Twitter: "Президент Обама когда-нибудь обсуждал внезапную атаку на Перл-Харбор во время визита в Японию? Тысячи американцев тогда погибли".

Слезы линкора "Аризона"

Сегодня 7 декабря уже никакой не "день позора", как говорил Рузвельт, а Национальный день памяти. Он отмечался и раньше, но особый официальный статус за ним своим указом закрепил раскритикованный Трампом за недостаточный патриотизм Барак Обама. Бывшая военная база превращена в мемориал: каждый год сюда приезжают ветераны и действующие военные. Приезжают и туристы из Японии. Затопленный во время атаки 1941 года линкор "Аризона" поднимать не стали. Над корпусом корабля возведена бетонная конструкция, палуба лежит буквально в нескольких метрах под ней и хорошо просматривается. До сих пор из машинного отделения "Аризоны" капля за каплей просачивается масло, расплываясь по воде сиренево-алым пятном. Американцы говорят, что это "линкор плачет по своему экипажу".

По заведенной традиции каждый президент США должен хотя бы раз почтить память моряков на месте, где погибла "Аризона". Мемориал также посещали как действующий император Японии Акихито, так и предыдущий император Хирохито, тот самый, при котором империя атаковала Перл-Харбор. По соседству с затопленной "Аризоной" стоит линкор "Миссури", на борту которого 2 сентября 1945 года была подписана безоговорочная капитуляция Японии. Так свое, возможно, самое грандиозное поражение Вашингтон превратил в победу.

Над материалом работали

{{role.role}}: {{role.fio}}

Фото: Fox Photos/Getty Images, AP Photo, U.S. Navy Art Center/Official U.S. Navy Photograph, U.S. Naval History and Heritage Command Photograph, Kevin Winter/Touchstone Pictures/Getty Images, Kent Nishimura/Getty Images, Keystone/Getty Images

Если посмотреть, где находится Перл-Харбор на карте мира, сложно поверить, что этот райский уголок гавайских островов стал настоящим адом в одно воскресное утро. Седьмого декабря 1941 года Япония напала на Перл-Харбор, используя для этого войска вице-адмирала Тюити Нагумо, которому помогали сверхмалые подводные лодки, доставленные к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота. Эта дата осталась в памяти американского народа как напоминание об ужасах войны, которая не должна повториться.

Военные учения флота США

Тихоокеанский флот США, который располагался на военной базе Перл-Харбора, считался одним из сильнейших флотов мира. Военная база была прекрасно защищена от атак с моря и воздуха. Для проверки боеготовности, американцы проводили широкомасштабные военные учения.

В 1932 году, в ходе учений, американский адмирал Ярмут (командующий силами «наступления») повёл себя не типично, и вместо того, чтобы обрушить всю мощь вверенной ему морской эскадры на военную базу Перл-Харбор, решил атаковать только с помощью двух быстрых авианосцев (которые не так давно появились в составе флота). Приблизившись к цели на расстояние 40 миль, адмирал отправил в бой 152 самолёта. Воздушные силы нападающих блестяще справились с боевой задачей, условно уничтожив всю авиацию на вражеской базе.

Несмотря на полный разгром обороняющихся, военное командование США посчитало, что в реальном бою авианосцы будут уничтожены, а большинство самолётов сбито, так как реальные результаты боя будут значительно отличаться от условных атак. Учения 1937 и 1938 годов, в результате которых палубная авиация опять полностью разгромила условного противника, ничего не доказали американским военным.

Всё дело в том, что главной силой в 30 годы считались линкоры, атаковать эти мощные военные корабли считалось заведомо провальной идеей, если противник не располагал таким же классом военных кораблей. Все крупные мировые державы считали, что успех войны на море зависит от одной единственной встречи военных флотов двух держав. Победу гарантировано должна была одержать та сторона, количество линкоров у которой превосходило соперника. Хотя авианосцы играли важную роль во флотах, их задачей была лишь вспомогательная поддержка линкоров. К результатам учений американское военное командование относилось скептически.

11 ноября 1940 года произошёл бой между английским авианосцем HMS Illustrious и линейным флотом Италии. Вопреки ожиданиям, атака самолётов с одного единственного авианосца смогла уничтожить один итальянский линкор и вывести из строя два других. Бой в гавани Таранто был признан американскими военными везением и результатом безответственного отношения к бою итальянских военных.

Предпосылки к подготовке атаки на Перл-Харбор

До сих пор остаётся точно неизвестно, почему Япония решила напасть на Перл-Харбор. Предпосылки к этому наметились уже в 1927 году. В этом году будущий начальник штаба 1-ого авианосного флота Кусака Рьюносуке, который только окончил специализированный колледж морского штаба и бывший в то время капитаном второго ранга, начал разрабатывать планы по атаке военно-морской базы США на Перл-Харборе.

Вскоре после окончания колледжа, его назначили преподавателем курса авиации для 10 важных лиц государства, среди которых был и Нагано Осами (адмирал и будущий маршал японского Императорского флота). Именно во время этого курса Кусака Рьюносуке написал документ, в котором говорилось, что если генеральное сражение с американским флотом не состоится, так как тот откажется выйти в открытое море, нужно будет срочно перехватить инициативу и нанести удар по Перл-Харбору. Осуществить данную операцию возможно только силами авиации.

Данный документ был издан всего в 30 экземплярах и тайно разослан командному составу. Скорее всего, он попал на глаза адмиралу Ямамото, после чего у него в голове сложился план по нападению Японии на Перл-Харбор. Результаты морских учений заставили японцев по-другому взглянуть на использование авианосцев, а бой в гавани Таранто убедил их в своей идее.

Хотя адмирал Ямамото не одобрял вступления Японии во Вторую Мировую войну (особенно ему не нравилось заключение Тройственного пакта), как профессиональный военный, он сделал всё необходимое, чтобы подготовить японский флот к будущим боевым действиям. В частности он увеличил количество авианосцев и осуществил план атаки на Перл-Харбор.

Следует понимать, что адмирал Ямамото не смог бы претворить план атаки на Перл-Харбор своими силами. Когда обстановка между Японией и США накалилась до такой степени, что война стала почти неизбежной, Ямамото обратился за помощью к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, который командовал 11 воздушным флотом. В распоряжении Каидзиро были только истребители «Зеро» и бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, которые в связи с недостаточной дальностью не могли участвовать в данной операции. Ониси посоветовал огорчённому Ямамото обратиться к своему заместителю Минору Гэнде.

Почему был выбран именно Гэнда? Данный человек, кроме того, что был лётчиком-асом (его подразделение боевых истребителей носило прозвище «фокусники Гэнды»), обладал великолепным чутьём тактика. Кроме того, он считался лучшим специалистом в Японии по боевому использованию авианосцев. Гэнда тщательно изучил все возможности нападения на Тихоокеанский флот США на базе Перл-Харбор и высчитал, сколько понадобится материальных и человеческих ресурсов. Для успешного проведения операции, по мнению Гэнды, нужно было 6 тяжёлых авианосцев. На все самолёты требовалось посадить только лучших лётчиков, а сама операция должна проводиться в условиях строжайшей секретности для обеспечения полной внезапности.

Детальная проработка боевой операции

Проработка плана нападения на Перл-Харбор была поручена одному из главных офицеров Объединённого флота — Куросиме Камето. Данный офицер отличался эксцентричностью и незаурядностью. Когда он «творил», то запирался в своей каюте на несколько дней, раздевался догола и в таком виде сидел на столе, окуривая всё помещение ладаном. Именно этот странный человек разработал весь тактический план нападения на военную базу США, учитывая при этом все возможные нюансы.

Готовый детальный план был предоставлен на суд в морской генеральный штаб, где неожиданно встретил сильнейшее недоверие и оппозицию. Многие офицеры, не веря эффективности авианосцев, считали, что в результате этой операции они могут все погибнуть. Кроме того, некоторые с недоверием отнеслись к такой масштабной операции, в которой слишком многое зависело от различных факторов:

  • Фактор внезапности мог подвести, и авианосцы расстреляли бы на подходе к базе;
  • Количество кораблей на базе было неизвестным, так же как и их готовность к внезапному бою;
  • Состояние ПВО военной базы также было неизвестным;
  • Погодные условия тоже могли помешать осуществлению боевой операции.

Адмирал Ямамото яростно отстаивал свой план, так как являлся очень азартным игроком, готовым поставить на кон всё, что имел. Когда генеральный штаб готов был отказаться от рискованной операции, адмирал Ямамото пригрозил уйти в отставку. В связи с тем, что адмирал Ямамото был весьма уважаемой личностью, его уход был бы катастрофой, поэтому начальнику генерального морского штаба Нагано ничего не оставалось, как принять план Ямамото. Адмирал Нагумо так же сомневался в успехе. Чтобы убедить его, Ямамото заявил, что готов лично вести войска в бой, если адмирал Нагумо боится. Чтобы не «потерять лицо», Нагумо вынужден был согласиться.

Почему Япония вступила в войну с США

Многие до сих пор не понимают, как Япония вступила в войну с такой мощной державой, как Соединённые Штаты Америки. Этому способствовало несколько причин:

  1. В 1937 году началась война Японии с Китаем, который был экономически отсталой страной. На протяжении 3 лет японские войска продвигались к границе Индокитая, что привело к обострению конфликта с Англией и США;
  2. В 1940 году Япония заключила Тройственный пакт, который являлся военным союзом между тремя странами (Германией, Италией и Японией), что очень сильно повлияло на ухудшение отношений с США;
  3. В июле 1941 года, когда японские войска вторглись на территорию Индокитая, США, Голландия и Великобритания наложили эмбарго на эскорт нефти в Японию.

Именно последний пункт являлся последней каплей в обострении отношений между Японией и США. Топливных запасов нефти Японии хватило бы на 3 года, после чего державы, обладающие нефтяными месторождениями, могли требовать любую цену за нефть, поэтому японское командование приняло решение о захвате нефтяных месторождений Юго-Восточной Азии. Естественно, что США данное решение не понравилось, поэтому перед японским командованием стало два варианта возможных событий:

  1. Захватить нефтяные месторождения и дать бой американскому флоту в открытом море (что было достаточно проблематично, так как силы американского флота значительно превосходили японский флот);
  2. Сначала разгромить военный флот соперника (путём внезапного нападения), а потом сосредоточить силы на оккупации.

Как нетрудно догадаться, второй вариант оказался предпочтительней.

Нападение на Перл-Харбор

Японское военное соединение вышло из базы Курэ в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября боевое соединение находилось в бухте Хитокаппу, в районе Курильских островов. На военные корабли было погружено всё необходимое оборудование, включая брезентовые чехлы для орудий, бочки с горючим для самолётов. Не забыты были и люди, которым выдали полный комплект зимнего обмундирования.

26 ноября корабли отправились к точке сбора. Все они шли разными маршрутами, чтобы не привлекать подозрений. Именно в точке сбора должно было решиться, начнётся война с США или нет.

1 декабря Япония приняла решение начать войну с США, о чём уже на следующий день известили адмирала Нагумо, который командовал всей операцией. Атака на Перл-Харбор была назначена на 7 декабря, что было передано шифрованным приказом, который звучал как «Взойдите на гору Нийтака».

Кроме авианосцев в боевой операции участвовало около 30 различных подводных лодок, 16 из которых являлись мощными субмаринами, обладающими большим радиусом действий. На 11 подводных лодках выло по 1 гидросамолёту, а 5 несли маленькие подводные лодки.

В 6 часов утра с авианосцев, которые находились на расстоянии 230 миль от Гавайских островов, начали подниматься боевые самолёты. Каждый самолёт взлетал с точной синхронизацией относительно качки авианосцев.

Первая волна атаки на Перл-Харбор

Первая боевая волна, которая отправилась бомбить военно-морскую базу США, включала в себя:

  1. 40 бомбардировщиков-торпедоносцев «Nakajima B5N2», торпеды которых (специально для атак на мелководье) были снабжены стабилизаторами из дерева;
  2. 49 самолётов такого же типа, которые несли огромные 800 килограммовые бомбы — глубоко модернизированные и переделанные снаряды линкоров;
  3. 51 самолёт типа «Aichi D3A1» (пикирующий бомбардировщик), каждый из которых нёс на борту бомбу весом в 250 кг;
  4. 43 истребителя «Mitsubishi A6M2», задачей которых было прикрытие бомбардировщиков.

Возможно, силы американского флота могли бы подготовиться к атаке заранее, если бы оперативно отреагировали на обнаружение одной из японских мини-субмарин. Ещё в 3 часа 42 минуты один из минных тральщиков США заметил перископ подводной лодки, которая находилась недалеко от входа в гавань. Информация была передана на эсминец «USS Aaron Ward», который безуспешно разыскивал её в течение 3 часов. В 6 часов эта или другая субмарина была обнаружена летающей лодкой «Каталина», а уже в 6-45 эсминец её потопил. Через 10 минут после уничтожения подводной лодки, эсминец передал сообщение дежурному офицеру, которое попало к нему только в 7-12.

Приближение японских самолётов было замечено в 7-02 радарной станцией. Рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт, которые были операторами радарной станции, сообщили об этом дежурному Джозефу МакДоналду, который в свою очередь сообщил данную информацию лейтенанту К. Тайлеру. Зная, что на военную базу Перл-Харбор должны прибыть бомбардировщики B-17, лейтенант успокоил дежурных, сообщив, что повода для беспокойства нет. Об этом же говорила и радиостанция, которую пилоты часто использовали как пеленг. Именно поэтому многочисленные сигналы об опасности были проигнорированы.

Командир авиагруппы «Акаги» Футида в мемуарах, которые он написал после войны, достаточно неточно описывает сигнал к атаке. Хотя он и подал его в 7-49, но это был повторный сигнал. Первым сигналом, поданным в 7-40, послужила чёрная сигнальная ракета, которую не заметил капитан-лейтенант Итая, ведущий группу истребителей. Второй сигнал был замечен командиром пикировщиков, который сразу же начал атаку.

Несмотря на внезапность нападения, военные музыканты на линкоре «USS Nevada» ровно в 8-00 исполнили государственный гимн США, под сыпавшиеся со всех сторон бомбы. Музыканты лишь один раз немного сбились с ритма, когда одна из бомб чуть не задела линкор.

Так как японцы понимали, какую опасность представляют собой вражеские авианосцы, главной целью их атак являлись именно они. Но раз во время нападения американские авианосцы отсутствовали на базе, японские самолёты сосредоточили внимание на линейных кораблях, так как они являлись достаточной важной целью.

Самыми главными японскими самолётами, которые участвовали в данной операции, несомненно, являлись торпедоносцы. 16 самолётов, ввиду отсутствия на базе авианосцев, остались без определённой цели и вынуждены были атаковать цели по своему усмотрению, что внесло определённый беспорядок в чётко спланированную атаку.

Первыми целями, которые подверглись атаке, были:

  1. Лёгкий крейсер «USS Raleigh»;
  2. Старый линкор «USS Utah», который был принят за авианосец;
  3. Лёгкий крейсер «Детройт».

В то время, когда шла атака, капитан-командор Винсент Мёрфи обсуждал подробности рапорта эсминца «USS Aaron Ward» (который потопил японскую подводную лодку) с адмиралом Киммелем. Прибывший связной сообщил командору о том, что атака на Перл-Харбор не является учениями, о чём Винсент незамедлительно сообщил адмиралу. Киммель в свою очередь передал это известие всем частям морского флота, которые находились на военных базах и в открытом море.

Контр-адмирал У. Ферлонг, который во время японской атаки находился на борту минного заградителя «USS Oglala», увидев вражеские самолёты в небе, сразу понял, что это вражеский налёт и подал сигнал всем кораблям покинуть залив. В этот момент японская торпеда прошла прямо под килем «USS Oglala», который чудом избежал повреждений. Казалось бы, заградителю повезло, но торпеда, попав в борт крейсера «USS Helena», взрывом повредила правый борт «USS Oglala», отчего корабль пошёл на дно.

Огромный линкор «Аризона» был потоплен за 10 минут, не успев произвести ни одного выстрела. Вместе с ним на дно ушли 1177 моряков. Всего было выведено из строя 18 кораблей американского военного флота:

  1. Три линкора были потоплены;
  2. Один сел на мель;
  3. Один перевернулся;
  4. Остальные получили значительные повреждения.

Кроме боевых кораблей, целями для японской авиации были:

  1. Аэродром, который располагался на острове Форд;
  2. База военно-воздушных сил США Хикем;
  3. База ВВС Уиллер;
  4. База гидросамолётов.

Японские истребители занялись уничтожением американских самолётов «В-17», которые были прозваны «Летающая крепость».

Тяжёлые самолёты на земле были прекрасной целью, которая не в силах была дать отпор. После уничтожения «В-17», целью японских истребителей стали американские палубные бомбардировщики «Донтлессы».

Вторая волна атаки на Перл-Харбор

Вторая волна атаки японской авиации состояла из 167 самолётов. Во второй волне уже не было торпедоносцев, так как вторая атака являлась лишь завершающим этапом.

Именно во время второй японской атаки американские лётчики смогли оказать хоть какое-то сопротивление японской авиации. Аэродром Халейв смог организовать два боевых вылета, состоящие из 5 самолётов. Данные вылеты произошли с 8-15 до 10-00. В результате боевых вылетов американские лётчики смогли сбить 7 японских самолётов, потеряв лишь один свой. Это является показателем того, что боевая авиация США значительно превосходила японскую.

Итоги нападения на Перл-Харбор

Нападение Японии на Перл-Харбор являлось не столько дерзким налётом, сколько вынужденной мерой, так как топливные ресурсы Японии находились под угрозой. Несмотря на все старания политиков и дипломатов, вопрос с эмбарго нефти не удалось решить мирным путём, поэтому командование японской армии вынуждено было нанести внезапный удар по базе американского военного флота.

Данная операция была спланирована прекрасными японскими специалистами морского флота, которые с японской щепетильностью предусмотрели каждую мелочь. Для участия в нападении были отобраны лучшие авиаторы Японии.

Главными задачами, которые ставила перед собой Япония, при планировании атаки на Перл-Харбор были:

  1. Полностью уничтожить американский военный флот, чтобы он не мешал захвату нефтяных месторождений;
  2. Деморализовать дух американского народа.

Если первая задача частично была выполнена, то вторая сбылась с точностью наоборот. Вся война с Японией прошла под лозунгом «Помни Перл-Харбор».

Так как американские авианосцы уцелели, они смогли переломить ход битвы за Мидуэй, после которой флот Японии потерял 4 авианосца и около 250 самолётов, навсегда лишившись возможности действий без прикрытия береговой артиллерии.

Из-за чрезмерной осторожности адмирала Нагумо, который не стал наносить удары по инфраструктуре базы, целыми остались доки и нефтехранилища. Продолжая наступление в этом направлении, можно было закрепить успех, но японское командование решило перебросить авиацию на юго-восток Азии, спеша захватить богатые нефтяные месторождения.

Мемориал Перл-Харбор

Мемориалы Перл-Харбора состоят из двух больших комплексов:

  1. Мемориал линкора «Аризона»;
  2. Мемориал линкора «Миссури».

Мемориал «Аризона» расположен над местом гибели одноимённого боевого линкора. С момента его постройки в 1962 данный мемориал смогли посетить более миллиона человек. В США существует традиция, согласно которой каждый президент этой страны должен хотя бы раз посетить этот мемориал.

Второй мемориал «Миссури» расположен на борту списанного линкора «Миссури», который является кораблём-музеем. Именно на этом боевом корабле была подписана капитуляция Японии в 1945 году.

Нападение на военную базу Перл-Харбор унесло жизни около 2 500 человек. Данная операция не принесла Японии полной победы над американским военным флотом, но показала превосходство авианосцев над линейными кораблями.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...