Первые старинные азбуки и буквари. Первый букварь

Слайд 2

"Букварь" и "Азбука" - первые книги школьника.

Послушайте маленький отрывок из древнерусской книги "Повести временных лет": "Велика бобываетьползаотъ ученья книжного... Ащебопоищешивъкнигахъ мудрости прилъжно, то обрящешивелику ползу души своей..." - Поняли ли вы, о чем я прочитала? На современном языке это изречение звучало бы так: Велика ведь бывает польза от учения книжного... Если поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. О чем говорится в этом отрывке?

Слайд 3

Букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С нее начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Сегодня я расскажу вам о том, как создавались буквари, по которым учатся все дети нашей страны.

Слайд 4

В давние-давние времена дети тоже учились в школе, но читали они не по букварю и писали они не в тетрадях. В старину буквы вырезали на деревянных дощечках, а писали в тетрадях, сделанных из бересты. Потом на земле появились книги. Сначала книжные листы делали из кожи животных, а позже их стали делать из бумаги.

Слайд 5

Уже в древности люди понимали, как важно уметь читать книги, потому что, читая книги, узнаешь много важного и интересного. Сначала книги были рукописные. Их переписывали от руки. Переписывание книг занимало много времени, из-за этого книги были очень дорогие, и их было мало. Со временем люди изобрели машины, которые могли напечатать любое количество книг. И вот на земле появилась первая печатная азбука - азбука Ивана Федорова. Буквы этой азбуки были немного похожи на наши. Но сможете ли вы прочитать, что тут написано?

Слайд 6

Слайд 7

Назовите первые буквы современного алфавита (А, Б, В, Г, Д...). А раньше эти буквы и писались и назывались совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, с - слово и т.д. Какое слово произошло от названия первых русских букв? (Азбука).

Слайд 8

Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова. Например, буки+люди+аз = бла, глаголъ+он = го, = бла-го, слово+люди+он = сло, = бла-го-сло, веди+иже = ви, = бла-го-сло-ви. Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать?

Слайд 9

Постепенно из букварей стали исчезать тексты непонятных детям молитв и вместо них появились тексты различных наставлений и поучений. Например на страницах "Великолепной русской азбуки. Подарка для добрых детей" можно было прочитать такие тексты: Не много говори, и привыкай более слушать; будь кроток, тих, скромен. Не все, что придет на ум, рассказывай; но всегда думай, о чем ты говорить намерен. Чего действительно не знаешь, не утверждай и не оспаривай. Что взаймы взял, отдай; что обещал, выполни, что получил даром, за то благодари. Почитай своих родителей. учителей и старших себя, исполняй приказания первых и слушай советы последних. когда говорят старшие, со вниманием слушай и не перебивай речь их. Не откладывай до завтра то, что можешь сделать сегодня.

Слайд 10

В те далекие от нас времена печатали разные буквари: одни для детей из богатых семей - цветные, с красивыми нарядными картинками, другие для бедных крестьянских и рабочих детей. Для простого народа, делали маленькие, плохо отпечатанные, книжки без иллюстраций. Но жили в нашей стране и хорошие добрые люди, которые заботились о детях. Например, Лев Николаевич Толстой в своей усадьбе Ясная Поляна, на свои деньги, организовал школу для бедных крестьянских детей. Специально для этой школы он создал «Азбуку». В нее он включил маленькие рассказы на темы жизни крестьян. Многие рассказы из Азбуки Льва Николаевича Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ""Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков. Затем дает прописи, письменную и печатную азбуки. Сначала дети должны были выделять звуки в простейших словах (ау, уа, оса), учились писать буквы, обозначающие их, затем читать написанное.

Слайд 16

Буквари постоянно совершенствовались. Ваши прабабушки и прадедушки учились по букварю Дмитрия и Елены Тихомировых. Этот букварь очень похож на современные буквари. Его издавали более 160 раз. И сейчас в некоторых школах учатся по букварю Тихомировых.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Когда пошли в школу ваши мамы и папы был создан новый красочный букварь. Этот букварь оставался практически неизменным на протяжении 40 лет. По содержанию материал букваря делится на три части: подготовительный, букварный и после букварный периоды. В подготовительный период дети учились различать предложения, слова и слоги. Для этого использовались различные картины, серии рисунков, предметные картинки. В букварный период основная задача была научиться различать звуки и буквы, читать слова и небольшие тексты. В после букварный период - ученики читали интересные занимательные рассказы и стихи.

  • Подготовила
  • учитель русского языка и литературы
  • МБОУ «Гимназия №9»
  • г.о.Коломна Московской области
  • Халяпина Лариса Николаевна
По гипотезе Я. Кеслера, древнеславянская азбука (в которой 29 буквиц), содержит 7, которые являются глаголами. Также в азбуке встречаются наречия, местоимения и имена существительные во множественном числе.
  • По гипотезе Я. Кеслера, древнеславянская азбука (в которой 29 буквиц), содержит 7, которые являются глаголами. Также в азбуке встречаются наречия, местоимения и имена существительные во множественном числе.
В целом азбука представляет собой Послание. Совокупность кодирующих фраз позволяет каждому звуку придать букву. А теперь попытаемся прочитать послание, содержащееся в древнеславянской азбуке:
  • В целом азбука представляет собой Послание. Совокупность кодирующих фраз позволяет каждому звуку придать букву. А теперь попытаемся прочитать послание, содержащееся в древнеславянской азбуке:
Глагол – „слово”, причём не только изречённое, но и написанное.
  • Глагол – „слово”, причём не только изречённое, но и написанное.
  • Добро -”достояние, нажитое богатство”.
  • Есть (есте) – 3-е л. ед. ч. от глагола “быть”.
  • Глагол добро есте: слово – это достояние.
Живите (вместо второго „и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от „жить” – “жить в труде, а не прозябать”
  • Живите (вместо второго „и” раньше писалась буква “ять”, произносилось живёте) – повелительное наклонение, множественное число от „жить” – “жить в труде, а не прозябать”
  • Зело (передавало сочетание дз = звонкое ц) – „усердно, со рвением”.
  • Земля – “планета Земля и её обитатели, земляне”.
  • И - союз „и”.
  • Иже – “те, которые, они же”.
  • Kaко – „как”, “подобно”. Люди – „существа разумные”.
Живите зело, земля, и иже како люди:
  • Живите зело, земля, и иже како люди:
  • живите, трудясь усердно, земляне, и, как подобает людям.
Мыслите (писалось с буквой “ять”, произносилось „мыслете”, так же, как и “живете”) – повелительное наклонение, мн. ч. от „мыслить, постигать разумом”.
  • Мыслите (писалось с буквой “ять”, произносилось „мыслете”, так же, как и “живете”) – повелительное наклонение, мн. ч. от „мыслить, постигать разумом”.
  • Нашъ – “наш” в обычном значении.
  • Онь – „оный” в значении “единственный, единый”.
  • Покои (покой) – „основа (мироздания)”. Ср. “покоиться” – „основываться на…”.
  • Мыслите наш онъ покой:
  • постигайте наше мироздание.
  • Рцы (рци) – повелительное наклонение: “говори, изрекай, читай вслух”. Ср. „речь”.
  • Слово – “передающее знание”.
  • Твердо – „уверенно, убеждённо”.
  • Рцы слово твердо –
  • неси знания убежденно.
  • Укъ – основа знания, доктрина. Ср. наука, учить, навык, обычай.
  • Фертъ, ф(ъ)рътъ – “оплодотворяет”. Азбука зафиксировала различие звуков „п” и “ф”, так же, как их звонких аналогов „б” и “в”.
  • В средние века южноевропейцев, произносивших „ф” вместо “п”, на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т.д.
Херъ – „божественный, данный свыше”. Ср. нем. Негг (господин, Бог), греч. “иеро-” (божественный), англ, hero (герой), а также русское имя Бога – Хорс.
  • Херъ – „божественный, данный свыше”. Ср. нем. Негг (господин, Бог), греч. “иеро-” (божественный), англ, hero (герой), а также русское имя Бога – Хорс.
  • Укъ фърътъ Херъ: знание оплодотворяет Всевышний, знание – дар Божий.
  • Цы (ци, цти) – „точи, проникай, вникай, дерзай”.
  • Червь (черве) – “тот, кто точит, проникает”.
  • Ш(т)а (Ш, Щ) – „что” в значении “чтобы”.
  • Ъ, Ь (еръ/ерь, ъръ) – представляет собой варианты одной буквы, означавшей неопределённый краткий гласный, близкий к э.
  • Раскатистый звук „р” произносится с обязательным первоначальным придыханием (начальный “ъ”) и отзвуком (конечный „ъ”). Слово “ъръ”, по-видимому, означало сущее, вечное, сокровенное, пространство-время, недоступное человеческому разуму, светоч, Солнце.
  • По всей вероятности, „Ъръ” – одно из наиболее древних слов современной цивилизации, ср. египетское Ра – Солнце, Бог.
Само слово “время” содержит тот же корень, поскольку начальное „в” развилось именно из “ъ”. Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – „от Солнца” (корень ут–оттуда, там); вечер (векъ-рь) – “век Ра, истекающее время Солнца”. В смысле „пространство, Вселенная” от того же корня происходит русское “рама”. Слово „рай” означает: “множество Солнц” = „обиталище богов (Бога Ра)”.
  • Само слово “время” содержит тот же корень, поскольку начальное „в” развилось именно из “ъ”. Многие исконно русские слова содержат этот корень, например: утро – „от Солнца” (корень ут–оттуда, там); вечер (векъ-рь) – “век Ра, истекающее время Солнца”. В смысле „пространство, Вселенная” от того же корня происходит русское “рама”. Слово „рай” означает: “множество Солнц” = „обиталище богов (Бога Ра)”.
  • Само название цыган “ром, рома” – „свободный (-ая)”, “Бог во мне”, „я – Вселенная”, отсюда же индийская Рама. В смысле “свет, светило, источник света”: клич „ура!” означает – “к Солнцу!”, яркий – „подобный солнечному свету”, “радуга” и т. д.
  • В Азбуке, по всей вероятности, слово „Ър(а)” стоит в родительном падеже со значением “Сущего”.
Юсь (юс малый) – „свет, старорусское яс”.
  • Юсь (юс малый) – „свет, старорусское яс”.
  • В современном русском языке корень “яс” сохранился, например, в слове „ясный”.
  • Ять (яти) – “постичь, иметь”. Ср. изъять, взять и т. д.
  • Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Расшифровывается как:
  • ” Дерзай, точи, червь, чтобы сущего свет постичь!”
  • Совокупность приведённых выше фраз и составляет азбучное Послание: Азъ Буки Веде Глаголь Добро Есте Живите Зело Земля И Иже Како Люди Мыслите Нашь Онъ Покои Рцы Слово Твердо Укъ Фърътъ Херъ Цы Черве Шта Ъра Юсь Яти.
Вариант первый
  • Вариант первый
  • Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям, – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы Сущего свет постичь!
Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз –основа, начало, Я. Я – с меня начинается мой мир. А сейчас Я – последняя буква алфавита. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.
  • Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз –основа, начало, Я. Я – с меня начинается мой мир. А сейчас Я – последняя буква алфавита. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.
  • Глаголь Добро – говори, делай добро. Помните у Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей».
Глагол – это и слово, и дело одновременно. Говорю – значит делаю. И делаю добро.
  • Глагол – это и слово, и дело одновременно. Говорю – значит делаю. И делаю добро.
  • Добро есть Жизнь – только добро создает жизнь.
  • Живете зело земля. – Живите землею, она кормилица наша.
  • И како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди, думаете, таков и ваш мир.
Я Бога Ведаю.
  • Я Бога Ведаю.
  • Говорю и делаю Добро.
  • Добро Есть Жизнь.
  • Живите Землею, она кормилица наша.
  • И Как мы Люди Мыслим –
  • таков и Наш мир.
  • http://img13.nnm.ru/5/9/5/9/d/5959d12e7df1705615376aec7f12ddea_full.jpg
  • http://s56.radikal.ru/i151/0910/8c/3614ed3fb430.png
  • http://whynotra.moy.su/_nw/34/77282799.jpg
  • http://s010.radikal.ru/i312/1103/4a/22dcac1762c0.jpg
  • https://yandex.ru/images/search?img_url
  • http://www.baby.ru/blogs/post/164325851-32216313/
  • Ермолаева И.А. с.Павловск Алтайский край

«Письменность на Руси» - Изменения при Петре I. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка. История письменности на Руси. Алфавит гораздо старше азбуки. Стили письма менялись. Чем отличается азбука от алфавита? План. Древнерусский текст. Кириллица и глаголица.

«Казачество» - Условия жизни, обычаи, как было поставлено военно-физическое воспитание казаков. Казачество. К 1916 г. казачество насчитывало 4,5 млн человек, среди которых были русские, украинцы, монголо-буряты, татары. Посреди ровной долины от двух недель до месяца в присутствии войскового атамана проводился смотр молодых казаков.

«История России» - Русь речная: 2). Тема урока: Давал пита ние. Защи щал от врагов. Русь степная(кочевники), Равнинная (равнина объединяла, сплачивала людей). Учитель истории МОУ СОШ №2 Радачинская Таисия Михайловна. -Русь деревянная часто горела, быстро отстраивалась. Вывод: Милитаризованность российского общества:

«Печатные книги» - 1. 7. Т. б) Иван III. б) Дон. 2. Около какой реки происходила Куликовская битва? С. Урок окружающего мира 4 класс УМК «Школа России». в) Успенский собор. а) Иван Калита. Е.

«Праздник русского языка» - Основополагающий вопрос. Русский язык. Образовательные цели. Что является основой русской культуры? Аннотация проекта. Воспитательные цели. Дорога к письменности. Творческое название проекта. Предметная область. Праздник славянской письменности и культуры. Развивающие цели. Проект выполнен учителем русского языка и литературы Березниковской СОШ Васильевой Л.В.

«Урок по истории России» - Российская империя. Россия. II раунд. Древняя Русь. Урок по истории России. Урок - игра. «Знать историю, значит быть добрым хозяином и защитником своего государства» А.Н.Толстой. I раунд. III раунд.

Всего в теме 26 презентаций

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №66

Тула, 2015г.



Тема: Старинные азбуки и буквари

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре , учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Задачи:

Познавательные:

    закрепить знания детей об изученных буквах;

    познакомить детей со старинными азбуками и букварями;

    формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:

    развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

    развивать навыки работы с текстом;

    развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

    воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

    прививать усидчивость, умение преодолевать трудности ;

    воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:

    осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

    воспроизводить прочитанный текст;

    применять полученные знания и умения на практике;

    работать в парах.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.

для обучающихся : учебники, система голосования MimioVote .

Ход урока

    Мотивация к деятельности. (1мин)

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:

1)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2)устанавливаются тематические рамки («могу»);

3)создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.

Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.

    Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Цель:

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании .

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.

    Дыхательная гимнастика. Упражнение «Петушок»

Плавный вдох на счет от 1 до 4. На выдохе произнести фразу «Утром только зорька над землей встает, звонко на дворе наш петушок поет».

    Работа над дикцией.

Что такое скороговорка?

В пруду у Поликарпа -

Три карася, три карпа.

Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

    Кроссворд ( алфавит)

1.Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(Карандаш)

2.На беленькой страничке книжки необычной

Могут появиться море, лес и дом.

Если не лениться, если потрудиться,

И карандашами раскрасить весь … (альбом)

3.Новый дом несу в руке

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель)

4.Будем весь урок писать

Пригодится нам…

(Тетрадь)

5.Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд – Сейчас заговорят.

(Буквы)

6.Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

(Книга)

7. Он учится лишь на «четыре» и «пять»,

Всем детям пример лишь с него нужно брать

«Пятерки» его украшают дневник.

Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)

А что такое алфавит?

Как появилось слово «алфавит»?

А кто мне может перечислить буквы алфавита?

    Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Цель:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Работа в парах.

Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?

Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.

Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?

На буквы какого алфавита похожи эти буквы?

А знаете ли вы когда, где и как появились первые знаки письменности на Руси?

Кто придумал первую азбуку?

Видел ли кто из вас старинные книги?

    Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель: построить проект выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д.

Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)

Какие цели и задачи ставим на урок? Составим план действий.

Что нового хотим узнать на уроке по данной теме? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)

Чему будем учиться? (Различать старинные буквы, читать тексты из старинных азбук и пр.)

Что будем развивать на уроке? (Технику чтения, устную речь, память, мышление).

    Реализация построенного проекта. (8 мин.)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2)организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

3)уточнить общий характер нового знания.

Итак, что значит, «старинные» книги? (То есть очень-очень давно написанные)

А как же называется наша учебная книга? (азбука)

Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит. Посмотрите на розовые листочки на ваших партах.


Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки.

- Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.

Сейчас мы прочитаем небольшую научную статью . Какой текст мы называем научным?

«Научный», значит основанный на научных фактах. Читать такой текст надо медленно, вдумчиво, осмысливая каждое слово.

Какие азбуки самые древние?

Что узнали про буквы старославянского алфавита?

Каждый знак древнерусского алфавита обозначался словом, которое несло в себе огромное значение. Слова были подобраны таким образом, что образовывали смысловую фразу, например: «Аз буки веди» - Я буду знать.

"Веди Глаголь" – ведай учение;

"Твердо Оукъ" – укрепляй закон;

"Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.

Конечно, эти буквы старославянской письменности помогут нам прочесть запись первого задания. Только сами слова и их смысл со временем поменяли свое значение. Вот послушайте отрывок из древнерусской книги «Повесть временных лет»:

« Велика бо бываеть полза отъ ученья книжного… Аще бо поищеши въ книгахъ мудрости прилъжно, то обрящеши велику ползу душе своей».

Поняли ли вы, о чем я прочитала. На современном русском языке это изречение звучало бы так: « Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если поищешь в них мудрости, то найдешь в ней великую пользу душе своей».

Какое послание мы получили от древних мудрецов?

Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.

«Сначала «Аз» и «Буки» - потом все науки». Как вы это понимаете?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин)

    Первичное закрепление. (7 мин)

Цель : организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

Работа с печатным текстом (Г.Сапгир «Как учили читать»)

    Работа с иллюстрацией

Посмотрите на иллюстрацию на с.80. Предположите, о чем будет этот текст.

Кто на картинке?

Что он показывает?

Какие это буквы?

    Чтение рассказа вслух по частям.

Какого цвета была дощечка?

Какого цвета был уголь?

Почему писали углем?

Что написал учитель?

По какой книге учились дети грамоте с давних пор?

Почему каждая буква обозначалась словом?

Какими словами обозначались буквы?

Как они переводятся?

Кто составил Букварь для детей?

    Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.

    Работа в группах по вопросам в рамке.

    Самостоятельная работа (4 мин)

Цель:

1)проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2)организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

Посмотрите на задания на листочках .
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)

Проверка по эталону.

веди

мыслете

живете

аз

буки

глаголь

люди

есть

добро

земля

8. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)

Цель:

1)выявить границы применимости нового знания;

2)повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

А) Старые буквари.

Первоначально книги на Руси были рукописные.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове более 400 лет назад.

Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова.

Выпущен Московским печатным двором около 300 лет назад.

Василий Федорович Бурцов-Протопопов – известный русский издатель работал на Московском печатном дворе на особых условиях. В последствии возглавлял свою «печатную избу».

Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким еще через 50 лет. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Букварь Кариона Истомина . Издан в Москве в 1694 г. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

Б) Чтение рассказа из Азбуки Л.Н.Толстого «Таня»

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.

В) Викторина.

    Что означает название «Азбука»

    Из чего сделана самая древняя азбука

    Что означает каждая буква в старославянской азбуке?

    Какую букву обозначает слово «Веди»?

    Кто является создателем старославянского алфавита?

Г) Выставка современных букварей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)

Цель:

1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3)оценить собственную деятельность на уроке;

4)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?

Сумели ли мы ответить на вопросы урока?

Что узнали о старинной азбуке?

Что обозначали буквы?

Кто был основателем русской азбуки?

Что заинтересовало на уроке?

сегодня я узнал…

я понял, что…

у меня получилось …

меня удивило…

мне захотелось…

было трудно…

Зеленый – высокая активность на уроке, все получилось.

Желтый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки, недочеты.

Синий – многое на уроке осталось непонятным.

Поднимите огоньки, посмотрим, какой свет у нас загорится.

Замечательно! Я рада, что вам всё понравилось. Спасибо всем за урок. До новых встреч!



Дощечка с азбукой.



Модель печатного

станка XVI в.



Страница из «Азбуки»

Ивана Федорова.

Львов. 1574 г.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.





Второе издание букваря Ивана Федорова. Страницы из Острожской азбуки Ивана Федорова 1578 года


К XVI в. на Руси появились рукописные учебные пособия (грамматики), в которых азбука уже была выделена в отдельный раздел. Эти азбуки предлагали несколько начертаний каждой буквы, давали их славянское название, толкование слов, начинающихся на данную букву. Постепенно содержание рукописных азбук стало расширяться. Тому, кто уже умел читать, срочно требовался материал для чтения.


Другой великий русский учитель Константин Дмитриевич Ушинский создал для детей учебник ""Родное слово". Этот учебник выдержал 147 изданий. Он состоял из двух книг: "Азбуки" и "Первой после Азбуки книги". В "Азбуке" Ушинский помещает рисунки для изображения их по клеткам, чтобы подготовить ребенка к письму с помощью интересных рисунков.

К. Д. Ушинский



Не ладно скроен, да крепко сшит

  • Беленький, гладенький зайчик сказал ежу: - Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье! - Правда, - отвечал еж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка? Зайчик вместо ответа только вздохнул.

Два козлика

Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

Уступи мне дорогу, – сказал один.

Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошел на мост.

Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.


13 ноября 1872 года вышло в свет первое издание "Азбуки " Л.Н. Толстого. Осенью 1859 года Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.




В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей "Азбуку ". Вышла она в 1872 году. В "Азбуке " Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием "Новая азбука ". Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения ". Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 различных произведений.




Ресурсы интернета:

http://www.russia.edu.ru/edu/description/history_edu/911/



Последние материалы раздела:

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...

Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи
Программа и учебные пособия для воскресных школ А тех, кто вокруг, не судить за грехи

Учебно-методический комплект "Вертоград" включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:1. ХРАМОВЕДЕНИЕ...

Перемещение Определить величину перемещения тела
Перемещение Определить величину перемещения тела

Когда мы говорим о перемещении, важно помнить, что перемещение зависит от системы отсчета, в которой рассматривается движение. Обратите внимание...