Первым этапом любого статистического исследования является. Стадии статистического исследования

1. ЭТАПЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Процесс изучения социально-экономических явлений посредством системы статистических методов и количественных характеристик – системы показателей, называется статистическим исследованием.

Основными этапами проведения статистического исследования являются:

1) статистическое наблюдение;

2) сводка полученных данных;

3) статистический анализ.

В случае необходимости статистическое исследование может содержать дополнительный этап – статистический прогноз.

Статистическое наблюдение – научно организованный сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни посредством регистрации по заранее разработанной программе наблюдения их существенных признаков. Данные наблюдения представляют собой первичную статистическую информацию о наблюдаемых объектах, которая является основой для получения их обобщающих характеристик. Наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования.

Проведение статистического исследования невозможно без качественной информационной базы, получаемой в ходе статистического наблюдения. Поэтому, с момента изменения представлений о статистике как о науке описательной, разрабатываются особые правила проведения наблюдения и специальные требования к его результатам – статистическим данным. То есть, наблюдение является одним из основных методов статистики.

Наблюдение является первым этапом статистического исследования, от качества которого зависит достижение конечных задач исследования.

1.1. Наблюдение осуществляется по специально подготовленной программе.

Программа включает в себя перечень характеристик объекта исследования, данные о которых необходимо получить в результате наблюдения.

При подготовке наблюдения необходимо заранее определить:

1. Программу наблюдения, в которой:

а) определен объект наблюдения, т.е. то множество единиц явления, которое необходимо исследовать. Причем, необходимо отличать единицу наблюдения от отчетной единицы. Отчетная единица – единица предоставляющая статистические данные, может состоять из нескольких единиц совокупности, а может совпадать с единицей совокупности. Например, при обследовании населения единицей может быть член домохозяйства, а отчетной единицей – домохозяйство.

б) определены границы объекта наблюдения.

в) определены признаки объекта наблюдения, сведения о которых необходимо получить в результате наблюдения.

2. Время наблюдения объекта – время по состоянию на которое или за которое регистрируются сведения об изучаемом объекте.

3. Сроки проведения наблюдения. То есть, определяются период времени сбора данных и дата завершения наблюдения. Сроки наблюдения влияют на время окончания в целом статистического исследования и на своевременность его выводов.

4. Средства и ресурсы, необходимые для проведения наблюдения: количество квалифицированных специалистов; материальные ресурсы; средства обработки результатов наблюдения.

5. Требования к статистическим данным. Основными требованиями являются: а) достоверность, т.е. сведения об объекте исследования должны отражать реальное его состояние в момент наблюдения; б) сопоставимость данных, т.е. сведения, полученные в результате наблюдения, должны быть сравнимыми, что обеспечивается единой методикой сбора и анализа данных, по единицам измерения и т.д.

1.2. Выделяют несколько видов статистического наблюдения.

1. По охвату единиц совокупности:

а) сплошное;

б) несплошное (выборочное, монографическое, по методу основного массива)

2. По времени регистрации фактов: а) текущее (непрерывное); б) прерывное (периодическое, единовременное)

3. По способу сбора информации: а) непосредственное наблюдение; б) документальное наблюдение; в) опрос (анкетный, корреспондентский и др.)

Сводка – процесс приведения в систему полученных данных, их обработка и подсчет промежуточных и общих итогов, расчет взаимосвязанных величин аналитического характера.

Следующим этапом статистического исследования является подготовка полученных в ходе наблюдения сведений к анализу. Этот этап называется сводка.

Сводка включает в себя:

— систематизацию полученных в ходе наблюдений сведений;

— их группировку;

— разработку системы показателей, характеризующих образованные группы;

— создание разработочных таблиц для сгруппированных данных;

— расчет производных величин по разработочным таблицам.

В литературе по теории статистики часто встречается рассмотрение сводки и группировки как самостоятельных этапов исследования. Однако, следует заметить, что понятие сводки включает в себя действия по группировке статистических данных, поэтому здесь в качестве названия этапа исследования принято понятие «сводка».

Статистический анализ – исследование характерных особенностей структуры, связи явлений, тенденций, закономерностей развития социально-экономических явлений, для чего используются специфические экономико-статистические и математико-статистические методы. Статистический анализ завершается интерпретаций полученных результатов.

Статистический прогноз – научное выявление состояния и вероятных путей развития явлений и процессов, основанное на системе установленных причинно-следственных связей и закономерностей.

ЗАДАНИЕ 1

В результате выборочного обследования заработной платы 60-ти работников предприятия промышленности были получены следующие данные (табл. 1).

Постройте интервальный ряд распределения по результативному признаку, образовав пять групп с равными интервалами.

Определите основные показатели вариации (дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации), среднюю степенную величину (среднее значение признака) и структурные средние. Изобразите графически в виде: а) гистограммы; б) кумуляты; в) огивы. Сделайте вывод.

РЕШЕНИЕ

1. Определим размах вариации по результативному признаку – по производственному стажу по формуле:

R = Хmax – Хmin = 36 – 5 = 31

где Хmax – максимальный размер активов

Хmin – минимальный размер активов

2. Определим величину интервала

i = R/n = 31/5= 6,2

с учетом полученной величины интервалов производим группировку банков и получаем

3. Построим вспомогательную таблицу

Группа призна-ка

Значение значений в группе

х i

Количество частота признака (частота)

f i

в % к итогу

ω

Накопленная частота

S i

Середина интервала

* f i

ω

I

5 – 11,2

6,8,7,5,8,6,10,9,9,7, 6,6,9,10,7,9,10,10, 11,8,9,8, 7, 6, 9, 10

43,3

43,3

210,6

350,73

46,24

1202,24

II

11,2 – 17,4

16,15,13,12,14,14, 12,14,17,13,15,17, 14

21,7

14,3

185,9

310,31

0,36

4,68

III

17,4 – 23,6

18,21,20,20,21,18, 19,22,21,21,21,18, 19

21,7

86,7

20,5

266,5

444,85

31,36

407,68

IV

23,6 –29,8

28,29,25,28, 24

26,7

133,5

221,61

11,8

139,24

696,2

V

29,8 – 36

36,35,33,

32,9

98,7

164,5

ИТОГО

895,2

1492

541,2

3282,8

4. Среднее значение признака в изучаемой совокупности определяется по формуле арифметической взвешенной:

года

5. Дисперсия и среднее квадратическое отклонение признака определяется по формуле



Определение колеблемости


Таким образом, V>33,3%, следовательно, совокупность неоднородна.

6. Определение моды

Мода – значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемой совокупности. В исследуемом интервальном вариационном ряду мода рассчитывается по формуле:


где

x M0
– нижняя граница модального интервала:

i M0 – величина модального интервала;

f M0-1 f M0 f M0+1 – частоты (частости) соответственно модального, домо-дального и послемодального интервалов.

Модальный интервал – это интервал, имеющий наибольшую частоту (частость). В нашей задаче – это первый интервал.


7. Рассчитаем медиану.

Медиана – вариант, расположенный в середине упорядоченного вариационного ряда, делящий его на две равные части, таким образом, что половина единиц совокупности имеют значения признака меньше, чем медиана, а половина– больше, чем медиана.

В интервальном ряду медиана определяется по формуле:


где – начало медианного интервала;

– величина медианного интервала

– частота медианного интервала;

– сумма накопленных частот в домедианном интервале.

Медианный интервал – это интервал, в котором находится порядковый номер медианы. Для его определения необходимо подсчитать сумму накопленных частот до числа, превышающего половину совокупности.

По данным гр. 5 вспомогательной таблицы находим интервал, сумму накопленных часто в котором превышает 50%. Это второй интервал – от 11,6 до 18,4, он и является медианным.

Тогда


Следовательно, половина работников имеющих стаж работы меньше 13,25 лет, а половина – больше этой величины.

6. Изобразим ряд в виде полигона, гистограммы, кумулятивной прямой, огивы.

Графическое представление играет важную роль в изучении вариационных рядов, так как позволяет в простой и наглядной форме проводить анализ статистических данных.

Существует несколько способов графического изображения рядов (гистограмма, полигон, кумулята, огива), выбор которых зависит от цели исследования и от вида вариационного ряда.

Полигон распределения в основном используется для изображения дискретного ряда, но можно построить полигон и для интервального ряда, если предварительно привести его к декретному. Полигон распределения представляет собой замкнутую ломаную линию в прямоугольной системе координат с координатами (x i , q i), где x i — значение i-го признака, q i — частота или частость i-ro признака.

Гистограмма распределения применяется для изображения интервального ряда. Для построения гистограммы на горизонтальной оси откладывают последовательно отрезки, равные интервалам признака, и на этих отрезках, как на основаниях, строят прямоугольники, высоты которых равны частотам или частностям для ряда с равными интервалами, плотностям; для ряда с неравными интервалами.


Кумулята есть графическое изображение вариационного ряда, когда на вертикальной оси откладываются накопленные частоты или частности, а на горизонтальной – значения признака. Кумулята служит для графического представления как дискретных, так и интервальных вариационных рядов.


Вывод: Таким образом, были рассчитаны основные показатели вариации исследуемого ряда: среднее значение признака – производственного стажа составляет 14,9 лет, рассчитана дисперсия равная 54,713, в свою очередь среднее квадратическое отклонение признака – 7,397. Мода имеет значение 9,13, в модальным интервалом является первый интервал изучаемого ряда. Медиана ряда равная 13,108, делит ряд на две равные части говорит о том что в исследуемой организации половина работников имеет стаж работы меньше 13,108 лет, а половина – больше.

ЗАДАНИЕ 2

Имеются следующие исходные данные, характеризующие динамику за 1997 – 2001 г.г. (таблица 2).

Таблица 2 Исходные данные

Год

1997

1998

1999

2000

2001

Выпуск сахарного песка, тыс.т.

1620

1660

1700

1680

1700

Определите основные показатели ряда динамики. Расчет представьте в виде таблицы. Рассчитайте среднегодовые значения показателей. В виде графического изображения – полигона, обозначьте динамику анализируемого показателя. Сделайте вывод.

РЕШЕНИЕ

Дано

Год

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

1620

1660

1700

1680

1700

1) Средний уровень динамики рассчитывается по формуле


2) Цепные и базисные темпы роста рассчитываем следующим образом:

1. Абсолютный прирост определяется по формуле:

Аiб = yi – y0

Аiц = yi – yi-1

2. Темп роста определяется по формуле: (%)

Трб = (yi / y0) *100

Трц = (yi / yi-1)*100

3. Темп прироста определяется по формуле: (%)

Тnрб = Трб –100%:

Тnрц = Трц – 100%

4. Средний абсолютный прирост:


y n
– конечный уровень динамического ряда;

y 0
– начальный уровень динамического ряда;

n ц
– число цепных абсолютных приростов.

5. Среднегодовой темп роста:


6. Среднегодовой темп прироста:


3) Абсолютное содержание 1% прироста:

А = Хi-1 / 100

Все рассчитанные показатели сводим в таблицу.

Показатели

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

Количество хирургических операций за период

1620

1660

1700

1680

1700

2. Абсолютный прирост

Aiц

3. Темп роста

Трib

102,5

104,9

103,7

104,9

Трiц

102,5

102,4

98,8

101,2

4. Темп прироста

Тпib

Тпiц

5. Значение 1% прироста

16,2

16,6

17,0

16,8

5) Среднегодовое значение


7. Изобразим графически в виде полигона.


Таким образом, получено следующее. Наибольший абсолютный и относительный прирост хирургических операций за период было в 1999 году и составило 1700, абсолютный прирост по сравнению с базисным годом составил 80 операций, темп роста по отношению к базовому 1997 годом равен 104,9%, а базовый темп прирост был 4,9%. Наибольшие цепные абсолютные приросты были в 1998 и 1999 году – по 40 операций. Наибольший цепной темп роста наблюдался в 1998 году – 102,5%, а наименьший цепной темп прироста количества операций составляет в 2000 году – 98,8%.

ЗАДАНИЕ 3

Имеются данные о реализации товаров (см. таблицу 3)

Таблица 3 Исходные данные о реализации товаров

Товар

Базовый год

Отчетный год

кол-во

цена

кол-во

цена

1100

1000

1350

1300

1650

1700

Определить: а) индивидуальные индексы (i p , i q ); б) общие индексы (I p , I q , I pq); в) абсолютное изменение товарооборота за счет: 1) количества товаров; 2) цены.

На основании исчисленных показателей сделайте вывод.

РЕШЕНИЕ

Составим вспомогательную таблицу

Вид

Базисное

Отчетное

Произведение

Индексы

Кол-во, q 0

Цена, p 0

Кол-во, q 1

Цена, p 1

q 0 * p 0

q 1 * p 1

i q =q 1 /q 0

i p =p 1 /p 0

q 1 * p 0

44000

35000

0,875

0,909

38500

1100

1000

41800

40000

0,909

1,053

38000

7500

8400

1,200

0,933

9000

1350

1300

40500

26000

0,667

0,963

27000

45000

44000

1,100

0,889

49500

1650

1700

26400

25500

1,030

0,938

27200

ИТОГО

205200

178900

189200


Вывод: Как видим общий прирост товарооборота за год составил (-26300) усл.ед., включая влияние изменения количества проданного товара на — 16000 и из-за изменения цены на товар – 10300 усл.ед. Общий прирост товарооборота составил 87,2%. Следует отметить, что согласно рассчитанным индексам количества товара по ассортименту наблюдается незначительный прирост товарооборота по товару «П» на 120% и товару «С» 110%, незначительный рост реализации товара «Т» – всего 103%. Довольно значительно снизилась реализации товара «Р» – всего 66,7% от реализации в базисном году, чуть выше реализация товара «Н» – 87,5% и товара «О» – 90,9% от соответствующего показателя базисного года. Индивидуальный индекс цены показывает, что цена выросла лишь на товар «О» – на 105,3%, в то же время по всем остальным наименованиям товара – «Н», «П», «Р», «С», «Т» индивидуальный индекс цен свидетельствует об отрицательной динамике (снижении) соответственно – 90,9%; 93,3%;, 96,3%, 88,9; 93,8.

Общий индекс физического объема реализации свидетельствует о незначительном снижении общего объема реализации на 94,6%; общий индекс цены свидетельствует об общем снижении цены на реализуемые товары на 92,2%, а общий индекс товарооборота говорит об общем снижении товарооборота на 87,2%.

ЗАДАНИЕ 4

Из исходных данных таблицы № 1 (выбрать строки с 14 до 23) по двум признакам – производственному стажу и размеру заработной платы провести корреляционно-регрессионный анализ, определить параметры корреляции и детерминации. Построить график корреляционной зависимости между двумя признаками (результативным и факторным). Сделать вывод.

РЕШЕНИЕ

Исходные данные

Производственный стаж

Размер заработной платы

1800

2500

1750

1580

1750

1560

1210

1860

1355

1480

Прямолинейная зависимость

Параметры уравнения определяются по методу наименьших квадратов, по системе нормальных уравнения


Для решения системы используем метод определителей.

Параметры рассчитывает по формулам

Статистическое наблюдение заключается в сборе первич­ного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассмат­риваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет харак­теризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются законо­мерности их развития, даются прогнозные оценки.

На первом этапе статистического исследования форми­руются первичные статистические данные, или исходная статистическая информация, которая является фундаментом будущего статистического здания. Чтобы здание было прочным, добротной и качественной должна быть его основа. Если при сборе первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому, статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии - получения итоговых материалов - должно быть тщательно продуманным и четко ооганизованным. Статистическое наблюдение дает исходный материал для обобщения, началом которого служит сводка. Если при статистическом наблюдении о каждой его единице получают сведения, характеризующие ее с многих сторон, то данные сводки характеризуют всю статистическую совокупность и отдельные ее части. На этой стадии совокупность делится по признакам различия и объединяется по признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в целом. С помощью метода группировок изучаемые явления делятся на важнейшие типы, характерные группы и подгруппы по существенным признакам. С помощью группировок ограничивают качественно однородные в существенном отношении совокупности, что является предпосылкой для определения и применения обобщающих показателей.

На заключительном этапе анализа с помощью обобщающих показателей рассчитываются относительные и средние величины, дается сводная оценка вариации признаков, характеризуется динамика явлений, применяются индексы, балансовые построения, рассчитываются показатели, характеризующие тесноту связей в изменении признаков. С целью наиболее рационального и наглядного изложения цифрового материала он представляется в виде таблиц и графиков.

Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования

Статистическое наблюдение - это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характе­ризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по разработанному плану, который включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля за качеством собранного материала, его достоверности, оформления итоговых результатов. Массовый характер статистического наблюдения предполагает, что оно охватывает большое число случаев проявления данного процесса, достаточное для того, чтобы получить правдивые статистическиеданные, характеризующие не только отдельные единицы, но и всю совокупность в целом.

Наконец, систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться либо система­тически, либо непрерывно, либо регулярно. Изучение тенденций и закономерностей социально-экономических процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями, возможно лишь на этой основе. Из сказанного следует, что к статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

  • 1) полноты статистических данных (полноты охвата единиц изучаемой совокупности, сторон того или иного явления, а также полноты охвата во времени);
  • 2) достоверности и точности данных;
  • 3) их единообразия и сопоставимости.

Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Статистическая работа, как правило, строится в виде ряда последовательных стадий, или этапов (рис. 2.6.). Однако эта схема не является раз и навсегда установленным шаблоном и в повседневной практике учреждений здравоохранения, где осуществляются все перечисленные этапы может видоизменяться в зависимости от задач и целей исследования. Так, заполнение учетных документов соответствует этапу статистического наблюдения. Составление периодических отчетов - этапу статистической сводки и группировки материалов. Анализ деятельности медицинского учреждения заключается в составлении текстовых отчетов, объяснительных записок и конъюнктурных обзоров, дающих научно-медицинское толкование и объяснение цифровых данных.

Этапы статистического исследования

Всякая правильно организованная статистическая работа строится по однотипной схеме, равнозначной в своих основных этапах и стадиях. Санитарно-статистическое исследование складывается, как уже отмечалось, из четырех последовательных этапов, распадающихся, в свою очередь, на ряд отдельных статистических операций.

Первый этап представляет собой подготовительную работу, которая включает составление заранее продуманного, четкого плана и программы исследования. От тщательности и скрупулезности подготовительной работы во многом зависит результат всего исследования в целом.

Второй этап - это статистическое наблюдение или собирание материалов, заключающееся в регистрации отдельных явлений, единичных фактов, их признаков и элементов. В медицинских учреждениях этот этап осуществляется в виде заполнения определенных учетных документов.

Третьим этапом является статистическая (табличная) сводка и группировка полученных материалов, т.е. первая счетная операция по обработке «статистического сырья». Таким образом, сводка заключается в систематизации и обобщении отдельных записей и подведении итогов в виде статистических таблиц. Практическим примером сводки могут служить отчеты медицинских учреждений.

Четвертый этап - счетная обработка и анализ материалов. Он заключается в получении абсолютных чисел производных величин, их качественном анализе и научно-медицинском толковании (сравнение с другими материалами, итоги и выводы, литературное и графическое оформление, публикация). Практическим выражением анализа является составление объяснительной записки, т.е. текстовой части отчета, сводно-аналитического или конъюнктурного обзора.

Выделение некоторыми авторами трех этапов (объединение двух первых) или расширение до пяти этапов (разделение счетной обработки и анализа) не является существенным. Можно принять схему с любым количеством этапов, т.к. важно не их число, а преемственность, неразрывная связь, строгая последовательность, взаимозависимость и обусловленность, происходящие на основе правильной группировки. Ошибки, допущенные в одном звене, могут свести на нет всю последующую работу.

Подготовительная работа и ее содержание . Задача подготовительной работы заключается в составлении программы и плана исследования. Организационный план намечается в целом и по отдельным этапам. Важнейшим направлением при этом является определение цели исследования, плана и программы наблюдения и сводки.

Отдельные элементы первого этапа могут быть представлены в определенной последовательности:

Установление цели и задач исследования, т.е. формулировка теоретических положений и определение реальных потребностей, вызвавших необходимость данного исследования, его пределы и содержание.

Так формулировка «изучение заболеваемости населения» является неясной и весьма расплывчатой, поэтому следует уточнить виды подлежащих изучению заболеваний (общие, профессиональные, с временной утратой трудоспособности и т.п.), целенаправленность работы (выяснение влияния на стоматологическое здоровье населения условий труда, условий быта, качества лечебно-профилактических или санитарно-противоэпидемических мероприятий и т.п.).

Исследователь должен предварительно детально ознакомиться с существом вопроса и с опубликованными литературными или документальными источниками.

Определение объекта наблюдения, т.е. основной совокупности исследуемых лиц или явлений, ее численности и характера. Объект наблюдения - кто или что подлежит исследованию - это, как правило, определенные контингенты лиц (рабочие, служащие, школьники, призывники и т.п.). Объектом могут служить и источники водоснабжения, общежития, торговые предприятия и другие учреждения, подлежащие санитарному надзору, в специальных экспериментальных работах - животные и растения. Таким образом, объектом наблюдения могут быть люди, предметы, явления, события и т.п.

Определение объема наблюдения. Вопрос о количестве материала (больных, опытов, экспериментальных животных) связан со степенью однородности изучаемой совокупности. Чем совокупность однороднее, тем меньше потребуется наблюдений. Кроме предполагаемой численности наблюдений, в понятие объема работы входит и степень детализации изучения, т.е. количество регистрируемых признаков.

Одним из наиболее важных разделов подготовительной работы является установление единицы наблюдения, или первичного случая счета, т.е. тех лиц, предметов или явлений, которые стали бы элементом подсчета, своего рода «атомом» изучаемой совокупности, который несёт на себе его признаки.

Установление унифицированной единицы наблюдения обеспечивает сопоставимость материалов, возможность «сравнивать сравнимое», ведь сравнение является душой статистики, ее основой. Четкое определение единицы наблюдения необходимо для точности и однородности собираемых материалов, для правильности последующих обобщений. Содержание единицы наблюдения обусловлено целями и задачами исследования. Например, при изучении различных видов заболеваемости каждому из них присуща своя единица наблюдения.

Требуют уточнения даже такие, казалось бы, простые вопросы, входящие в переписной бланк, как грамотность (как учесть человека, умеющего читать, но не умеющего писать), семейное положение (зарегистрированный или фактический брак), национальность (ребенка родителей разных национальностей) и т.п.

Необходимы уточнения и при учете врачей (включать ли работающих не по специальности или пенсионеров), при переписи жилого фонда (что считать квартирой); при определении оперативного вмешательства (считать ли операцией аборт, биопсию, пересадку кожи и т.п.). Например, если задать вопрос «Каково здоровье Ваших зубов?» нескольким людям, один оценит его как плохое, другой - как хорошее, третий - как удовлетворительное и т.п. Но все это субъективные оценки, и объективное изучение здоровья зубов тех же лиц может привести к одинаковым оценкам стоматологического здоровья у всех исследуемых или к другим, отличающимся от субъективных, оценкам.

Серьезного внимания требует субъект наблюдения, т.е. это организаторы и участники работы. Следует заранее предусмотреть силы и квалификацию кадров, заполняющих и разрабатывающих документацию, контролирующих и отвечающих за сбор материала. Причем количество участников на разных этапах работы может изменяться. От подготовленности и квалификации участников работы нередко зависят объем и программа исследования.

Организационный или организационно-технический план наблюдения включает также вопросы о месте и времени наблюдения. Место наблюдения - это административно-территориальные границы: село или несколько сел (пунктовые поселения с наличием врачей), район административный, город или его район, край, область, республика. В медико-географических исследованиях, посвященных в частности вопросам краевой патологии, избираются определенные местности (например, изучение физического развития детей в Заполярье, распространение зубочелюстных аномалий у жителей Сахалина, распространение патологии щитовидной железы у подростков Магаданской обл.). Время исследования, т.е. конкретные сроки, определяется и для периода наблюдения, и для проведения всего исследования в целом (и разработки, и анализа). В зависимости от задач исследования намечается его период. Например, исследование за истекшие 5 лет или с первого января будущего года, за определенный сезон (при изучении эффективности летней оздоровительной кампании или курортного лечения). Иногда вопрос о сроке теснейшим образом связан с методом исследования (анамнестический, катамнестический и др.). Наряду с обычными единовременными «поперечными» исследованиями за короткий период времени, применяют так называемые «продольные» или когортные, исследования, т.е. длительные наблюдения за одной и той же группой населения («когортой»).

Следует также указать источники получения материалов. Чаще всего ими являются первичные учетные медицинские документы: «Статистический талон» (учетная форма №25-2/у), «Карта выбывшего из стационара» (учетная форма №066/у), «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении» (учетная форма №058/у) и другие. Нередко это бывают специально разработанные документы. Иногда в основу исследования кладутся отчетные документы. Но т.к. они содержат готовые и к тому же ограниченные группировки, то для углубленного анализа они мало пригодны. Для некоторых работ используются такие литературные источники, как бюллетени Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и других органов ООН, официальные справочные издания и т.п.

В плане наблюдения необходимо предусмотреть различные формы практической реализации результатов исследования (составление отчета и объяснительной записки к нему, сводно-аналитического обзора, доклада, публикации, статьи, брошюры, монографии, справочника). Подводя итог, можно сказать, что план наблюдения должен отвечать на вопросы: что, где, когда, кем, и как будет изучаться. Говоря о плане и программе наблюдения, необходимо подчеркнуть, что перечень данных, подлежащих сбору, определяется программой наблюдения, а порядок выполнения программы устанавливается планом наблюдения.

Программа исследования включает в себя несколько частей посвященных выбору цели, задачам для её достижения, методам исследования, способам наблюдения, определению единицы наблюдения и сбора соответствующей информации.

Практически перечень вопросов программы и их отдельных признаков выражается в виде учетно-статистического документа, преимущественно карточного типа (бланк, формуляр, анкета) и реже - списочного типа (журнал, ведомость, учетная книга). Общепринятые официально действующие однотипные медицинские документы утверждаются соответствующими инстанциями (учетные - Министерством здравоохранения, отчетные - Государственным Комитетом Статистики и др.).

Чрезвычайно ответственный этап работы, имеющий исключительно важное значение, - это создание специальных программ для углубленных исследований.

Одновременно с программой исследования составляется план и программа предстоящей сводки (проекты и макеты рабочих таблиц). Составлению программы предшествует теоретическая разработка проблемы и практических задач, создание рабочих гипотез, патогенетических группировок, а также разработка системы показателей будущего анализа. Английский статистик А. Бредфорд Хилл (1958) указывает: «Основным и решающим шагом в проведении специальных обследований является составление бланка учета. Как бы много внимания вы ни уделили этой задаче, оно никогда не может оказаться слишком большим».

При переходе к механизированному учету и разработке, следует оставить место для шифров разметки, и предусмотреть четкую формулировку вопросов и их количество. Ответы должны носить конкретный характер и относиться к определенным условиям (в частности с учетом места и времени).

Пример программы статистического исследования в педиатрии

Существуют определенные правила для составления статистической карты.

Во-первых, ее не следует перегружать. Надо включать только нужные и необходимые вопросы, которые понадобятся в последующей разработке.

Во-вторых, вопросы должны быть ясно и точно сформулированы и не вызывать различного толкования (а подчас - недоверия или опасения). Примерами неясных формулировок могут служить такие как «предполагаемое место инфицирования» (то ли входные ворота инфекции, то ли местность), «питание язвенного больного» (неясно - имеется в виду режим питания или упитанность, «пониженное питание»).

В-третьих, ответы должны носить четкий и категоричный характер (да, нет, число, диагноз). Еще лучше, если их можно обозначить подсказом для подчеркивания.

В-четвертых, построение программы предусматривает координацию и взаимный контроль вопросов (диагноз, пол, возраст, профессия и стаж работы, год окончания учебного заведения и т.п.).

Необходимым дополнением к статистической карте является инструкция (иногда отпечатанная на карте), разъясняющая значение терминов, порядок заполнения и ведения документов на конкретных примерах.

В статистике нет мелочей, и сжатый характер вопросов особенно это подчеркивает. Н.И. Пирогов указывал на значение лаконичности статистической программы: «Нет надобности вдаваться в подробности о каждом предмете: одно слово, внесенное в графу, иногда скажет все, что нужно знать». Н.И. Пирогов писал также, что статистики должны действовать по единому определенному плану.

Иногда для проверки программы и методики сбора материалов предварительно проводится пробная разработка в ограниченном масштабе.

Очень важной предпосылкой успешности исследования является коллективное обсуждение плана и программы (а впоследствии также и результатов) с заинтересованными и компетентными лицами, а также с участниками работы.

Современные статистические исследования могут носить обширный, крупномасштабный характер. В любом случае целесообразно заранее оценить объем предстоящих работ и необходимые для этого затраты. Часть последних может покрываться в определенных случаях за счет традиционных источников (например, зарплаты медицинских работников), но часть может потребовать специальных ассигнований, выделения дополнительных людских и материальных ресурсов.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

По дисциплине «Статистика»

Раздел 1. Общая статистика

Предмет статистической науки и задачи статистики на современном этапе.

Полная и достоверная статистическая информация является тем необходимым основанием, на котором базируется процесс управления экономикой. Принятие управленческих решений на всех уровнях - от общегосударственного или регионального и до уровня отдельной корпорации или частной фирмы - невозможно без должного статистического обеспечения. Именно статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы.

Статистика - это наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественной стороной, количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Используемые на всех стадиях исследования приемы и методы сбора, обработки и анализа данных являются предметом изучения общей теории статистики, которая является базовой отраслью статистической науки. Разработанная ею методология применяется в макроэкономической статистике, отраслевых статистиках (промышленности, сельского хозяйства, торговли и прочих), статистике населения, социальной статистике и в других статистических отраслях.

Статистическая совокупность, ее виды. Единицы совокупности и классификация их признаков.

Статистическая совокупность – это природные ресурсы народов, населения и природные явления, взятые вместе в определенных границах места и времени влияют на экономическую жизнь общества. Она представляет собой единое целое состоит из отдельных ее единиц. Каждая из которых может быть описана рядом свойств и особенностей которыми они обладают. Каждая из особенностей свойств единиц статистической совокупности отражает конкретный признак характеризующий данную единицу совокупности.

Признак – особенность ед. совокупности. Выбор ед. совокупности, перечень признаков которые характеризуют зависят от цели и задачи данного статистического исследования.

Ед. стат. совокупности образуют вместе единое целое по ряду свойств и особенностей отличающихся друг от друга. Эти отличия называют вариацией признаков. Вариация возможна под воздействием внешних причин.

Классификация признаков:

Качественные (атрибутные) определяются наличием или отсутствием какого-либо качества

Количественные выражаются числами

Дискретные принимают целочисленное значение - непрерывные принимают любое вещественное значение.

Метод статистики и основные этапы статистического исследования.

Статистика имеет собственную систему приемов способов и методов исследования направленные на методы коммерческих закономерностей, проявление в структуре, динамике (развитие) и взаимосвязи социальных явлений.

Основной прием статистических исследований. 3 стадии:

1) стат. наблюдение

2) сводка и группировка результатов

3) анализ полученных данных

Метод массового наблюдения (закон больших чисел) осуществляется научно-организационным сбором сведений, изучением социально-экономическим процессами или явлениями (перепись населения).

Метод группировки распределяет всю массу на одноразовые группы и подгруппы. Осуществляется подсчет итогов по каждой группе и подгруппе с оформлением результатов в виде таблиц. Осуществляется обработка статистических показателей и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучения явлений и закономерности экономического развития. Выводы оформляются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами.

Министерство статистики включает: областное, городское управление статистики, районный отдел статистики. В состав Мин. стат. входят: аналитические, информационно-ресурсные и регистрационные стандарты и классификации организации стат. наблюдений и балансов, стат. финансов платежного баланса, стат. цен, товаров, рынков, услуг.

Для получения статистической информации органы государственной и ведомственной статистики, а также коммерческие структуры проводят различного рода статистические исследования. Процесс статистического исследования включает три основные стадии: сбор данных, их сводка и группировка, анализ и расчет обобщающих показателей.

От того, как собран первичный статистический материал, как он обработан и сгруппирован в значительной степени зависят результаты и качество всей последующей работы. Недостаточная проработка программно-методологических и организационных аспектов статистического наблюдения, отсутствие логического и арифметического контроля собранных данных, несоблюдение принципов формирования групп в конечном итоге могут привести к абсолютно ошибочным выводам.

Не менее сложной, трудоемкой и ответственной является и заключительная, аналитическая стадия исследования. На этой стадии рассчитываются средние показатели и показатели распределения, анализируется структура совокупности, исследуется динамика и взаимосвязи между изучаемыми явлениями и процессами.

Статистические исследования требуют специальной подготовки для проведения его на высоком научном уровне.

Статистическое исследование - это научно-организационный процесс, в котором за единою программой проводится наблюдение за определенными явлениями и процессами, сбор, регистрация первичных данных, их обработка и анализ.

Любое исследование начинается с учета фактов и сбора первичного материала, который в зависимости от цели и задания работы может быть разносторонним по смыслу и способам получения. Например, для изучения количества и состава населения необходимы переписи населения. Для изучения распространения болезней необходим учет и регистрация отдельных заболеваний в лечебно-профилактических учреждениях. Получать систематическую информацию о деятельности лечебно-профилактических учреждений можно лишь при организации в них должного вида соответствующих данных. Следовательно, заданием статистического исследования является сбор объективной, достоверной и полной по объему базисной информации.

Процесс статистического исследования можно разделить на этапы:

    Составление плана статистического исследования, разработка его программы;

    Регистрация и сбор статистического материала;

    Разработка и сводка данных;

    Статистический анализ;

    Внедрение результатов исследования в практику.

План и программа статистического исследования

Статистическое исследование всегда проводится по определенному плану, который включает как программы, так и организационные вопросы, и определяется задачей статистического наблюдения, которое должно обеспечить полную и разностороннюю характеристику исследуемого явления. Таким образом, составление плана исследования предвидит решение ряда организационных вопросов, которые лежат в формировании цели, задач исследования, выбора объекта и единицы наблюдения, места и времени проведения исследования, источника получения информации, формы практической реализации, а также методов статистического исследования.

Цель статистического исследования отвечает на вопрос "для чего изучать?".

Она предвидит определение присущих явлению закономерностей и связей этого явления с другими, разработку мероприятий для снижения влияния негативных факторов на здоровье, внедрение результатов работы в практику охраны здоровья и мероприятий, направленных на повышение качества медицинской помощи.

Задача отвечает на вопрос "что делать?".

Так, например, задачей статистического исследования может быть изучение уровня и структуры явления (заболеваемости, смертности) в определенных группах населения, частоты явления в группах, на которые влияют различные факторы (окружающая среда, биологические и социальные), объем и качество медицинской помощи отдельным группам населения.

При подготовке наблюдения, кроме цели, необходимо определить, что именно подлежит обследованию - установить его объект , а именно статистическую совокупность лиц или явлений, которое складывается из единиц, фактов, которые подлежат изучению. Так, например, это может быть совокупность физических лиц (больные, умершие), функциональных единиц (лежачих-мест в больнице, стационаре), контингентов, которым присущи определенные явления (неработоспособные трудящиеся) и др.

Объект статистического наблюдения должен иметь границы обозначенной для изучения совокупности, Так, например, до проведения статистического исследования деятельность лечебно-профилактических учреждений необходимо определять, деятельность каких заведений будет изучаться. Они регламентируются задачами исследования.

При изучении распространения заболеваний и смертности населения также необходимо очертить границы данной совокупности, среди каких групп населения это явление должно изучаться. Если не определить точно объект и границы исследования, то полученные данные не дадут полного понимания об уровне и составе явления.

При проведении переписи населения объектом наблюдения будет совокупность лиц, которые проживают постоянно на определенной территории. При этом важно знать, кого переписывать: население, что фактически проживает на данной территории на момент переписи, или которое проживает постоянно. Так, данные о численности фактического населения важно знать для организации различного вида обслуживания, в том числе медицинского, а численность населения, которое проживает постоянно - для определения состава разных контингентов (например, детей дошкольного или школьного возраста для определения обеспеченностью их школами и детскими учреждениями). Таким образом, выбор и назначение объекта зависит от цели и задач статистического исследования.

Одновременно с определением объекта необходимо назначить единицу наблюдения. Единица наблюдения (единица учета) - это составная часть статистической совокупности (отдельное лицо, отдельное явление), составной элемент объекта, которому присущи признаки, подлежащие регистрации и изучению (пол, возраст, масса тела при рождении, стаж, результат лечения, время нахождения в стационаре и др.). Она обязана быть четко определена: так при изучении заболеваний единицей наблюдения может быть как больной человек. Так и определенная болезнь в зависимости от поставленных задач и цели исследования.

При изучении заболеваний по данным обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения единицу наблюдения берут только первичное посещение. При определении числа новорожденных учитывают только живых.

Однако иногда бывают специальные указания для выбора единиц наблюдения. Так, например, понятие о мертво рождаемости определяется особенными правилами, которые определяют термины " рожденный живым и мертвым", или "рожденный мертвым". От правильного выбора единицы исследования зависит качество полученных материалов и возможность их использования для анализа.

При создании планов статистических исследований отрабатываются не только формы учетных документов и правила их заполнения, по и решаются вопросы о том, кто будет их заполнять, контролировать правильность и полноту собранных данных, а также другие организационно-методические вопросы, которые относятся к сбору статистических материалов. Таким образом, на первом этапе назначаются исполнители, и утверждается бюджет.

Методы (виды) исследования.

В зависимости от характера проведения наблюдения во времени различают наблюдения текущие, периодические и единовременные.

Если сбор материала проводить систематически, с постоянной регистрацией фактов при их появлении, то это будет текущее наблюдение .

Если оно проводится регулярно, но не постоянно, тогда это будет периодическое наблюдение .

Текущее статистическое исследование - это выявления явлений, которые быстро изменяются в течение времени и являются непрерывным процессом, который требует текущей регистрации. Таким методом определяется заболеваемость отдельных групп, рождаемость, смертность населения и др.

Единовременные наблюдения отражают состояние явления в определенный момент времени, который называется критическим моментом наблюдения. Примером может быть перепись населения или перепись лиц, которые обратились в поликлинику в определенный момент времени, перепись мест, учреждений охраны здоровья, хронометраж работы врачей или средних медицинских работников и др. Такие наблюдения показывают статику явлений, смена которых в течение времени идет относительно свободно, При необходимости используется объединение обоих форм статистического исследования. Так, данные о количестве и структуре заведений охраны здоровья собираются единовременным методом, а об их деятельности - путем текущего учета.

С точки зрения достаточности (полноты) учета фактов наблюдения статистические исследования разделяются на: непрерывные (сплошные ) и прерывные (не сплошные ) (частичные).

Непрерывные (сплошные) исследования охватывают все единицы наблюдения, которые входят в состав изучаемой совокупности (главная совокупность). Это надо в случае необходимости установления абсолютных размеров явлений (численность населения количество мест, больных СПИДом и др.). Проведение такого исследования - это очень громоздкий, экономически невыгодный метод, который требует значительных затрат. Разработка материала, конечно, потребует много времени, хотя, на первый взгляд, метод наиболее вероятный,

Если непрерывные наблюдение невозможно или неполно, тогда необходимо проводить прерывное . Оно не потребует полного учета всех единиц совокупности, а будет довольствоваться определенной частью. При изучении этой части материалу тоже возможно получить обобщающие выводы, которые с достаточной вероятностью могут быть расширены на всю совокупность.

Прерывные исследования могут быть монографическим, основного массива, выборочным.

Монографическое описание используется для детальной, углубленной характеристики типичных единиц совокупности, для изучения развития того или иного учреждения, причин, которые способствуют его успехам или обуславливают недостатки. Детальное описание работ некоторых типичных или передовых лечебно-профилактических заведений имеет значение для обобществления и формирования элементов передового опыта и его распространения.

Использование метода основного массива позволяет изучать объекты, что сосредотачивают больше единиц наблюдения, Например, если известно, что основная часть больных туберкулезом (80-90%) лечится у двух специализированных клиниках города, то исследования организации медицинской помощи данным контингентам проводится в указанных больницах. Недочеты метода в том, что остается неизученной некоторая часть больных, и результаты могут отличаться от тех, что получены по основному массиву.

Выборочным называется исследование, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой его части, которая отобрана случайным образом или определенными критериями.

Выборочный метод, как один из видов прерывного исследования, возможен при условии, что выборочная совокупность будет репрезентативна относительно главной в количественном и качественном плане, т.е., что определена достаточность числа случаев подлежащих учету, и создана в выборочной совокупности вся разносторонность изучаемого явления. В таком случае результаты могут быть распространены на главную совокупность.

Репрезентативность выборочной группы достигается правильным отбором единиц наблюдения. Важно, что каждая единица всей совокупности имела одинаковую возможность попасть в выборочную совокупность. Кроме того, важной является ее качественная характеристика, что может быть обеспечено методом типологического выбора. Его суть состоит в том, что вся совокупность делится на несколько однотипных групп, из которых выбираются единицы наблюдения. Так, например, при изучении заболеваний городского населения необходимо выделить территориальные единицы (районы). В типологически отображенных группах можно проводить выбор единиц наблюдения пропорционально или непропорционально соответственно с размером каждой группы.

Выбор единиц наблюдения может быть проведен методами:

    Случайный выбор - жеребьевка, лотерея, механический отбор в случайном порядке и др.;

    Механический выбор - согласно с определенной численностью совокупности достоверным принципом (каждый пятый, десятый или др.);

    Гнездовой - из всех совокупностей формируют гнезда (группы), наиболее типичные объекты, которые изучают сплошным или выборочным методом;

    Направленный выбор , который состоит в том, что отбираются лица с одинаковым стажем, возрастом или полом и др.

Часто в выборочных статистических исследованиях используются комплексно различные способы выбора, которые обеспечивают высокую вероятность результатов.

Выборочные исследования требуют меньше времени, кадров, средств, могут иметь углубленную программу, которая является преимуществом перед непрерывным исследованием. Выборочная совокупность всегда будет отличаться от главной (общей, исчерпывающей). Однако есть методы позволяющие установить степень расхождений их количественных характеристик и границы возможных колебаний показателей при данном числе наблюдений.

Объем выборки, т.е. вероятность численности единиц наблюдения при различных методах выбора, рассчитывается по-разному. Основные формулы приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Необходимый объем выборки для некоторых методов формирования массива

Условные обозначения:

n - необходимая численность выборки;

σ - средне квадратичное отклонение (вариабельность признака);

N - численность генеральной совокупности;

T - критерий достоверности;

W - оценка части;

∆ - предельная ошибка.

Число наблюдений при этом играет важную роль, чем больше число наблюдений, тем точнее отображается главная совокупность и меньше размер вероятностной ошибки, Приведенные методы позволяют с достаточной степенью вероятности отобрать для изучения необходимый объем наблюдений.

Повторяемый или не повторяемый выбор определяется возможностью многократного или однократного участия в формировании выборочных групп каждой из единиц наблюдения.

Таким образом, выборочный метод при правильной его организации и проведении - это наиболее совершенный вид прерывныго наблюдения.

Методы учета и сбора медико-статистической информации

В статистическом исследовании могут быть использованы различные методы:

    Непосредственная регистрация;

    документальный учет;

    копирование;

  • анкетирование;

При непосредственном учете фактов необходимые статистические данные получают путем особенного учета - осмотру, обмеру взвешивания и записывания на индивидуальной карте наблюдения.

Документальный учет , как первичный основывается на систематической регистрации фактов, например, в лечебно-профилактических заведениях. Такие данные из разных официальных документов копируются в карту для изучения.

Копирование данных в разработанный статистический документ может быть применено, например, для получения информации о составе лиц, обращающихся за медицинской помощью, о самих медицинских учреждениях, их деятельности, кадрах и других вопросах соответственно программ разработки.

Использование технических способов учета медицинской информации, ее централизация оптимизируют механизм ее дальнейшей обработки и анализа.

Сбор медико-статистической информации путем опроса проводят экспедиционным или корреспондентским методами, саморегистрацией.

При экспедиционном методе исследователь опрашивает больного и с его слов самостоятельно заполняет карту исследования, обеспечивающую контроль правильности ответов.

При саморегистрации обследуемый больной самостоятельно заполняет карту.

При корреспондентском методе исследователь рассылает карты для обследования соответствующими указаниями по их заполнению. Имея заполненные карты (с ответами на вопросы) респондент отсылает их на адрес исследователя.

Анкетный метод используется при невозможности непосредственного наблюдения за исследуемым явлением. Анкеты рассылаются конкретным лицам, однако их ответы бывают неполными, неточными. Недостатком этого метода то, что правильность заполнения анкет зависит от понимания сформулированных вопросов.

Поэтому анкетный метод используется как вспомогательный или при отсутствии белее надежных способов получения данных. Часто он бывает целесообразным в социологических исследованиях.

Выбор методов опроса определяется задачами и программой наблюдения. Наиболее надежным является экспедиционный, но он требует наибольших затрат, Способ саморегистрации менее затратный, поэтому его используют при возможности заполнения карт обследуемыми лицами. Этот метод часто используется при переписях. Корреспондентский способ требует наименьших затрат, однако не всегда полученные с его помощью данные достоверны. Он может быть использован как вспомогательный с учетом его субъективности, неточности.

Одновременно с разработкой методов сбора материала проводится подготовка группирования и объединения данных,

Группированием в статистике называется разделение единиц совокупности на однородные части с присущими им признаками. Его задачи состоят в том, чтоб разъединить изучаемые факты на отдельные качественные однородные части, что является необходимым условием для определения обобщающих показателей.

Планом статистического исследования должно быть предусмотрено, на какие группы необходимо разделить явление. Значение такого разделения совокупности на качественно однородные группы находятся в необходимости показать их особенность, связь с другими, взаимную зависимость. Так, при изучении заболеваемости нозологическими формами, больные в этих группах качественно неоднородны: дети, молодежь, лица преклонного возраста, поэтому каждую группу заболеваний необходимо разделить на еще более однородные - по полу, возрасту и др.

Принцип группировки статистического материала должен определять врач, который хорошо знает его методологическую основу. Признаки единиц совокупности, которые лежат в основе группировки, называются сгруппированными. Они бывают вариативными (количественными) и имеют количественное определение. Вариативное группирование проводится по числовым значениям признаков (группирование больных по возрасту, времени заболевания, нахождения в постели, детей по массе тела, ростом и тому подобное).

Качественно определенные признаки называются атрибутивными: разделение больных по группам заболевания, населения по полу, профессиям и т.п.

При группировке по атрибутивным признакам, не имеющих количественного выражения, число групп обусловлено самим признаком (пол, профессия, заболевание).

При проведении статистического группирования можно качественно однородную группу (мужчины) разделить на возрастные группы (по вариативным признакам) - это будет комбинированное группирование.

Выбор групповых признаков базируется на трех основных правилах:

в основу группирования необходимо положить наиболее существенные признаки, которые отвечают задачам исследования;

при выборе групповых признаков необходимо выходить из конкретных условий, в которых реализуется данное явление;

при изучении явления, на которое влияет несколько разных факторов, группирование необходимо проводить не по одному, а нескольким признакам (комбинированно).

Группирование представляет собой основу объединения статистического материала и в условиях понимания всех правил позволяет сделать правильные выводы и определить достоверные закономерности, которые присущи для исследуемой совокупности.

Группирование необходимо отличать от классификации, в основу которой положено раздел явлений и объектов на определенные группы, классы на основе их типичности и разницы. Качественный признак основа классификации. Классификации стандартны и неизменны на протяжении длительного периоду времени, определяются и корректируются органами государственной и международной статистики, Классификации едины для любого исследования и часто являются основою группирований.

На первом этапе разрабатываются программы статистического наблюдения, разработки и объединения статистического материала, анализ данных.

Программа наблюдения - это перечень зафиксированных в учетном документе признаков, которые характеризуют каждую единицу наблюдения. Она должна соответствовать таким требованиям: иметь в составе перечень только существенных признаков, отображающий исследуемое явление, его тип, черты и собственность; точность формулирования и логический порядок.

Вопросы об изучаемых признаках решаются после назначения единицы с учетом задач исследования. Так, при изучении болезней, программными признаками могут быть пол, возраст, вредные привычки, дата обращения за медицинской помощью, стаж работы, место работы и др.

Большое значение имеет формулирование программных вопросов, их четкость и однозначность толкования. Они могут быть представлены в виде закрытых вопросов - альтернативных (да, нет), или с выбором вариантов трех и больше ответов. На открытый вопрос ("Скажите Ваши замечания о работе отделения?") респондент может дать любой ответ.

Для обеспечения однозначных данных, которые регистрируются для каждой единицы наблюдения, программа наблюдения оформляется в виде учетного документа. При проведении статистического исследования источниками информации могут быть официальные отчетно-учетные или специально разработанные учетные документы.

Если программа исследования не выходит за границы существующих официальных отчетно-учетных документов (статистический талон для регистрации заключительного диагноза, врачебное свидетельство о смерти, талон амбулаторного пациента и др.), то после разработки для написания отчета лечебно-профилактического заведения их можно использовать для прикладных статистических исследований.

Если программа исследования потребует получения материалов, которые отсутствуют в официальных учетных документах, разрабатывается специальный учетный документ. Он может иметь форму бланка, анкеты, карты или быть записанным в компьютерной базе данных. На карту или в компьютерную базу вносят признаки, которые регистрируются на каждую единицу наблюдения: данные одного новорожденного или умершего, одного больного и др. В списочных документах (журнал, ведомость, учетная книга) приводятся данные двух и более единиц наблюдения, которые расположены в отдельных его рядах. Индивидуальные счетные документы могут иметь больше вопросов, чем списочные. Поэтому при карточной или компьютерной формах накопления материала, объединение его облегчается, а разработка проводится более углубленной программой.

Программа разработки (объединения ) - сложение макетов таблиц.

Объединение может быть централизованным - все первичные материалы поступают на обработку в один аналитический центр, децентрализованным - обработка осуществляется на местах.

Объединение проводится в виде статистических таблиц, которые заполняются данными объединенных статистических материалов. Предварительно должен быть произведен контроль полученных статистических данных.

Статистические таблицы - это форма систематизированной, рациональной и наглядной подачи цифрового материала, который характеризует изучаемые явления и процессы.

Таблица имеет общее название, находящееся в верхней части. В ней коротко обозначается ее суть, время и место получения данных. Статистическая таблица должна также иметь данные о численном измерении изучаемого явления (%, абс. числа и т.д.) и подсчитанные итоги исследуемых признаков.

В статистической таблице есть подлежащее и сказуемое. Подлежащим называют объект изучения. Это м.б. единица статистической совокупности, или их группы (диагнозы, виды болезней населения по возрастным группам и др.). Сказуемым статистической таблицы м.б. перечень количественных показателей, которые характеризуют объект изучения, то есть подлежащее таблицы. Названия единиц или групп (подлежащее) делают слева таблицы, а название сказуемого в заголовках граф. В верхней части над заголовком таблицы дается их нумерация (таблица 1,2,3...).

Статистическое подлежащее разделяется горизонтальными линиями на рады, статистическое сказуемое - вертикальными линиями на графы. Пересечения горизонтальных и вертикальных линий формируют клетки, в которых записывается цифровые данные. Горизонтальные ряды и вертикальные столбцы чисел, и их результат должны иметь одно и тоже число в клетке в рядках сказуемых. В названия таблиц, рядов и граф указать единицу измерения.

Макеты таблиц могут быть разработаны, когда приведены данные отдельно по каждому признаку. Потом на их основе складываются аналитические таблицы, в которых в целом представлены данные по групповым признакам.

Выделяют следующие виды статистических таблиц: простые, групповые, комбинированные.

Простая таблица - числовое распределение данных по одному признаку,

В такой таблице нет группирований, она не характеризует связь между признаками. Простая таблица дает мало информации, хотя наглядна и поста для анализа, Примером простой таблицы может быть табл.2.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...