Пиратские корабли. Бригантина «Старина»

В Севастополе, на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: "Казарскому. Потомству в пример".

Уже многие годы сюда ежедневно приходят сотни людей - севастопольцы и гости города русской морской славы. Это памятник командиру русского брига "Меркурий" Александру Ивановичу Казарскому. Что же совершили Казарский и команда корабля, заслужив право стать примером потомству?

14 мая 1829 года 20-пушечный бриг "Меркурий" принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг - и два линейных корабля! Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. "Меркурий" ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом "Меркурий".

Турок писал:

"Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и - дело неслыханное и неимоверное - мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.

Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига - "МЕРКУРИЙ".

Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках "Меркурия":

"Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть.ищут в других нациях со свечой..."

Вскоре после боя офицеры "Меркурия" были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг - самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть "Память "Меркурия".

Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги - наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина - 30 м, ширина - 9 м и глубина трюма - не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6-24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.

В ооновном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 46 изображен бриг "Меркурий".

Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 47. Его обозначают термином бригантина.

Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от "бриг". Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том "Истории корабля", изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:

"Бригантины" в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами".

Более четкую формулировку термина "бригантина" дает советский адмирал К. Самойлов в своем "Морском словаре" (1939 г.):

"Бригантина" (brigandtine):

1. Бриг малого.или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.

2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand - разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова "brigand" - разбойник, вторая, более поздняя, - от слова "бриг" (brig).

Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: "истинные бригантины" и "шхуно-бриги" (рис. 48).

К разряду "истинных бригантин" они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус - грот - заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.

На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит.парусник, изображенный на рисунке 49. Но он относится к разряду шхун. Его паруса - косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Парусные корабли всегда привлекали романтиков. Что может быть прекраснее плавания по волнам на судне, подгоняемом попутным ветром? Названия кораблей - уже поэзия. Фрегат, линкор, шхуна - все они навевают мысли о дальних плаваниях по неизведанным морям. Но самое известное судно - это бригантина.

Значение слова

Исторические документы отсылают нас в средневековую Италию. Первые бригантины упоминаются в хрониках генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия вызывает споры. Дело в том, что в то время такое же название было у доспехов солдат. Возможно, бригантина унаследовала свое имя от них. Другая версия связывает название судна с бригом. Действительно, эти корабли имеют общие черты.

Первые бригантины были не только парусными, но и весельными. Этот факт говорит в пользу первой версии названия. Это были военные галеры с количеством весел, доходящим до пятнадцати с каждого борта. Более поздние описания определяют бригантину как двухмачтовое судно.

Особенности строения корабля

Паруса унаследовали признаки брига и шхуны. Они были прямыми на передней мачте и косыми на задней. Это позволяло бригантине с успехом выполнять как боевые, так и разведывательные операции. С опущенными передними парусами судно управлялось одним опытным матросом.

Всегда привлекали романтиков. Что может быть прекраснее плавания по волнам на судне, подгоняемом попутным ветром? Названия кораблей — уже поэзия. Фрегат, линкор, шхуна — все они навевают мысли о дальних плаваниях по неизведанным морям. Но самое известное судно — это бригантина.

Значение слова

Исторические документы отсылают нас в средневековую Италию. Первые бригантины упоминаются в хрониках генуэзских кораблестроителей. Происхождение названия вызывает споры. Дело в том, что в то время такое же название было у доспехов солдат. Возможно, бригантина унаследовала свое имя от них. Другая версия связывает название судна с бригом. Действительно, эти корабли имеют общие черты.

Первые бригантины были не только парусными, но и весельными. Этот факт говорит в пользу первой версии названия. Это были военные галеры с количеством весел, доходящим до пятнадцати с каждого борта. Более поздние описания определяют бригантину как двухмачтовое судно.

Особенности строения корабля

Паруса унаследовали признаки брига и шхуны. Они были прямыми на передней мачте и косыми на задней. Это позволяло бригантине с успехом выполнять как боевые, так и разведывательные операции. С опущенными передними парусами судно управлялось одним опытным матросом.

Бригантина была излюбленным кораблем пиратов. Боевой мощи было достаточно для захвата торговых судов, а высокая скорость и маневренность позволяла уйти от преследования. Если кто и преодолевал сложные участки между рифами, так это бригантина. Кстати, еще одну версию названия судна связывают именно с пиратами (brigands" vessel — «бандитский корабль»).

Бригантина в искусстве

Пожалуй, самым известным произведением, воспевающим этот флибустьерский парусник, стало стихотворение Павла Когана. Текст был положен на музыку в 1937 году. Так появилась песня «Бригантина поднимает паруса», ставшая символом свободы в эпоху террора и репрессий. В 60-х годах ее перепел Юрий Визбор. Песня стала настоящим неформальным гимном молодежи.

Еще одна бригантина получила известность благодаря рок-опере «Юнона и Авось». В либретто Андрея Вознесенского эти корабли называются шхунами, что немного неточно. К сожалению, чертежи не сохранились, но энтузиасты докопались до сути. Две шхуны были переоборудованы, в результате чего появилась бригантина и тендер. «Юнона» и «Авось» — одни из наиболее популярных макетов кораблей в судомоделировании.

В наши дни можно совершить круиз на самой большой бригантине в мире Swan Fan Makkum. Этот голландский корабль оснащен современным оборудованием, что делает плавание безопасным. Детские мечты о дальних путешествиях под парусами прекрасной бригантины стали реальностью.

БРИГИ И БРИГАНТИНЫ

В Севастополе, на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример»

Уже многие годы сюда ежедневно приходят сотни людей – севастопольцы и гости города русской морской славы. Это памятник командиру русского брига «Меркурий» Александру Ивановичу Казарскому. Что же совершили Казарский и команда корабля, заслужив право стать примером потомству?

14 мая 1829 года 20-пушечный бриг «Меркурий» принял неравный бой с двумя линейными турецкими кораблями, вооруженными в общей сложности 184 пушками, и вышел из него победителем. Дотоле ничего подобного не знала история военно-морского искусства. Маленький бриг – и два линейных корабля Мужество и блестящее искусство командира, помноженные на героизм матросов и офицеров, свели на нет многократное огневое превосходство врага. «Меркурий» ядрами своих карронад нанес тяжелые повреждения линейным кораблям и заставил их отказаться от боя. 19 июля 1829 года русский вице-канцлер Нессельроде переслал адмиралу А. Грейгу письмо турецкого штурмана, который участвовал в бою с бригом «Меркурий».

Турок писал:

«Во вторник, подходя к Босфору, завидели мы на рассвете три русских судна, фрегат и два брига, и погнались за ними; но не прежде как в три часа пополудни удалось нам настичь один из бригов. Корабль капитана-паши и наш вступили с ним в жаркое сражение, и – дело неслыханное и неимоверное – мы не могли принудить его сдаться. Он сражался, отступая и маневрируя со всем военным искусством так, что мы, стыдно признаться, прекратили сражение, между тем как он, торжествуя, продолжал свой путь. Без сомнения, он лишился почти половины своего экипажа, потому что некоторое время находился от нас на пистолетный выстрел и ежеминутно более и более повреждался.

Если древние и новые летописи являют нам опыты храбрости, то сей последний затмит все прочие, и свидетельство о нем заслуживает быть начертанным золотыми буквами в храме славы. Капитан сей был Казарский, а имя брига – «МЕРКУРИЙ».

Не случайно выдающийся русский флотоводец адмирал В. Истомин имел полное основание сказать о моряках «Меркурия»:

«Такого самоотвержения, такой геройской стоимости пусть ищут в других нациях со свечой…»

Вскоре после боя офицеры «Меркурия» были награждены орденами и повышены в чине, матросы получили Георгиевские кресты и пенсию. Особым указом бригу присвоили кормовой георгиевский флаг – самое почетное отличие для корабля. В память о легендарном бриге один из кораблей русского флота стали называть «Память «Меркурия».

Что представлял собой военный бриг начала XIX века? Прежде всего это двухмачтовое судно с прямым вооружением. Бриги – наименьшие мореходные суда, имевшие корабельную оснастку на двух мачтах. Их тоннаж не превышал 350 т, длина – 30 м, ширина – 9 м и глубина трюма – не более 6 м. Вооружение бригов состояло из 6 – 24 небольших пушек или карронад, размещенных на открытой палубе.

В основном бриги использовались для крейсерской и посыльной службы. На рисунке 46 изображен бриг «Меркурий».

Рис. 46 Легендарный бриг "Меркурий"

Очень похоже на бриг судно, показанное на рисунке 47. Его обозначают термином бригантина.

Рис. 47 "Истинная бригантина"

Может показаться вполне логичным, что это слово происходит от «бриг». Но это не совсем так. В истории судостроения существовали два рода бригантин, два совершенно различных парусника. Для ясности заглянем во второй том «Истории корабля», изданной в 1880 году русским морским историком Николаем Боголюбовым:

«Бригантины» в парусное время были те же бриги, только меньших размеров и с слабейшей артиллерией. Бригантины Средиземного моря имели две и три мачты-однодеревки с латинскими парусами и употреблялись преимущественно пиратами».

Более четкую формулировку термина «бригантина» дает советский адмирал К. Самойлов в своем «Морском словаре» (1939 г.):

«Бригантина» (brigandtine):

1. Бриг малого или среднего размера. Судно с двумя мачтами (фок и грот). Фок-мачта с вооружением, как у брига, а грот-мачта с вооружением, как у шхуны. Вообще говоря, такое вооружение бригантины нестандартно и может слегка изменяться.

2. В раннюю эпоху парусного флота, с XVI столетия, так назывались легкие быстроходные пиратские суда (от слова brigand – разбойник, пират) с латинским вооружением; позже эти суда вошли в состав флота в качестве посыльных и разведочных судов.

Можно заключить, что более ранняя бригантина получила свое название от слова «brigand» – разбойник, вторая, более поздняя,- от слова «бриг» (brig).

Однако вопреки установившейся традиции тонкие знатоки истории парусного флота разделяют бригантины второго типа на две категории: «истинные бригантины» и «шхуно-бриги» (рис. 48).

Рис. 48 Шхуно-бриг, или поздняя бригантина

К разряду «истинных бригантин» они относят бриги небольших размеров. У них на второй мачте большой нижний прямоугольный парус – грот – заменен гафельным парусом, над которым на стеньге три прямоугольных паруса меньшей площади. Со временем к этому же разряду моряки стали относить и двухмачтовые суда, несущие на грот-мачте исключительно косые паруса.

На первый взгляд сходным по оснастке с бригантиной выглядит парусник, изображенный на рисунке 49. Но он относится к разряду шхун. Его паруса – косые. Из-за двух прямых парусов, поднятых на стеньге фок-мачты (марсели), судно называется марсельной шхуной.

Рис. 49 Марсельная шхуна

Типы генуэзских кораблей и судов - 2: brigantino

В Генуе, в палаццо дожей
Есть старинные картины,
На которых странно схожи
С лебедями бригантины.
Н. С. Гумилев. Генуя (1916)


― Вы старый бриган, разбойник с галеры, ― сказал он ему.
Ю. Н. Тынянов. Пушкин


Напомню, что мы обсуждаем список кораблей, которые строились на верфях Лигурии, с указанием дат их первого и последнего появления в генуэзских документах. Сегодня очередь дошла до бригантины.

Brigantino (с 1387 до наших дней).
Мы коротко этого типа кораблей, когда говорили о галерах Англии.


Бригантин, или полугалера. Гравюра из альбома P. J. Gueroult du Pas (1710)

Быть может благоразумным было бы ограничиться здесь небольшой справкой, не пускаясь в длительные рассуждения. Ибо нет другого типа корабля, о котором было бы написано столько противоречивого в нашей литературе. Вмешаться в обсуждение этой темы – значит навлечь на себя упреки в некомпетентности (ибо кто же у нас не является специалистом в бригантинах?!) или, в лучшем случае, в поверхностном взгляде на предмет. Велик соблазн отложить эту тему на потом, т.е. в никогда. Но все же решил преодолеть себя (ведь надо же когда-нибудь).

Итак, бригантина. («Только чуточку прищурь глаза»!) Начнем с первого упоминания этого корабля в хрониках Средних веков. По времени оно совпадает с началом строительства бригантин на верфях Лигурии – вторая половина XIV века. Упоминаний этого корабля в более ранних документах пока никому еще найти не удалось. Первое достоверное упоминание (в форме brigandin : – «наши маленькие вооруженные корабли, которые называются бригантины») мы встречаем в «Хрониках» Фруассара:

« Nous avons avisé et regardé que, à l"entrer au Havre et prendre terre pour eux saluer, nous en volerons premiers et mettrons entre nos petits vaisseaux armés que on appelle Brigandins... »
Froissart, Chron., liv. iv, chap. 15 (Expédition contre la ville d"Afrique, 1390).


Многочисленные орфографические формы этого термина вряд ли способны нас затруднить. Все очень прозрачно. И если исходная форма, как представляется, появилась в Венеции в виде bergantin , то уже пришедший в Геную термин в результате метатезы и приобретения типично итальяского окончания превратился в brigantino . И уже пошло-поехало по всей Европе: португальское bargantim , испанское bergantin (каталонское berganti ), французское brigantin , и, естественно, в многочисленных итальянских городах и весях – brigantin o. В Северную Европу термин добрался позже, но сильно не изменился. В Турцию он пришел, испытав лишь приспособление к фонетическому строю языка, превратившись в pergende , . Вместе с введением латинской графики в турецкую письменность проник и латинизированный термин для бригантины (brigantin ), и хотя турки – не французы, и за чистоту родного языка горло не перегрызут, все же народные традиции сильны и pergende не сдает своих позиций.

Если по нашей версии термин появился на Средиземном море, то корни его искать следует там же? И да, и нет. Всеми признается, что в этимологии термина бригантина основную роль играет итальянское слово briga , но произошло ли название корабля непосредственно от самого этого слова или через посредство доспеха солдат, который также называли бригантин, сейчас сказать трудно. Брига означает спор, схватку, сражение и даже войну. Производное от него brigante – это fantaccino mercenario di piccole compagnie – наемный пехотинец в небольшом военном отряде, как правило у частных военачальников. Отсюда вольница этих бригантов, граничащая с разбоем и мародерством. Итальянские лексикографы считают, что появившиеся в середине XIV века быстрые и маневренные бригантины, как нельзя лучше подходящие для морских пиратов и разбойников, получили свое название по аналогии с бригантами на суше. Эти скоростные и маневренные качества бригантин вошли у итальянцев в поговорку: Dove va la nave, ben può andare il brigantino – там где пройдет корабль, точно проскочит бригантина.


Бригантины. Обратим внимание на латинское парусное вооружение этих кораблей. (Гравюра Nicolas-Marie Ozanne (1728-1811) из альбома «Marine militaire…»)

Есть и более глубокие рассуждения, связывающие термин бригантина с кельтским народом бриганты (Brigantes ), проживающим на территории Британии. Считается, что название этого народа происходит от возвышенного места, на котором они обитали. Действительно, изучение многочисленных топонимов Европы с корнем brig подтверждает эту гипотезу. (Кстати, мой младший брат родился в городе Бриг, теперь польский Бжег. Но тогда это было типично немецкое местечко и тусили мы на улицах городка с немецкими пацанами. Это потом уже они все выехали в Германию. Напрасно, видимо, мы поддались уговорам союзников и отдали эти территории полякам. Вместо благодарности за это мы получили снос памятников тем, кто полил эти высоты своей кровью.). Однако, по-моему, это слишком запутанная теория и предпочтение следует отдать предыдущей версии. Тем более, что те самые воины-бриганты носили доспех, который также назывался бригантина.

Но вернемся к бригантинам-кораблям. Практически одновременно с Фруассаром, термин появился и в итальянской литературе у Андреа де Барберино, и в трудах французского военного деятеля времен Столетней войны Жана ле Менгра по прозвищу Бусико. А в письме короля Арагона и Сицилии Альфонса V в 1432 году мы встречаем уже определение термина:

«Lintribus, exploratoriisque navigiis , quae Brigantinos vulgo appellamus.»
«Линтер, дозорное судно, которое в народе называют бригантиной»
Epistola Alphonsi regis Aragonum, ad concilium Basileense, Anno 1432, 7 Oct. в сборнике D. Martene, t. viii.

Одно из первых словарных определений термина brigantin появилось во французско-латинском словаре Нико-Дюпуи (издание 1573 года)

«Brigantin, c"est une espece de vaisseau de mer long, de grandeur entre fregate el galiote, propre à passager avec celerité d"une coste à aultre, et est de plus d"armaison et de resistance que la fregate, et moins que la galiote »
Бригантин, тип длинного мореходного судна, которое по своим размерам находится между фрегатом и галиотом; бригантин способен быстро перемещаться из одного места на побережье к другому; по вооружению и способности противостоять противнику бригантин превосходит фрегат и уступает галиоту.



Бригантин. Рисунок из Морского словаря О.Жаля.

В 1622 году Обье, советник короля и казначей флота Леванта, отмечает, что бригантин может иметь 10, 12 или 15 банок для гребцов, расположенных поверх палубы, причем на каждом весле сидит один гребец. Впрочем, другой француз - Гийе (Guillet ) - в своем «Словаре джентльмена» (Les arts de l"homme d"epée, ou le Dictionnaire du gentilhomme , 1678) утверждает, что бригантин не имел палубы. Это было быстроходное судно, хорошо подходящее для пиратских набегов. Особенностью бригантина было то, что «chaque matelot y est soldat et couche son mousquet sous la rame >» - каждый матрос его является в то же время солдатом, который держит свой мушкет под веслом. Гийе имеет в виду выемку в вальке весла с нижней его части, в которой имелось крепление для мушкета. Это устройство не только предохраняло оружие от воды, но позволяло лучше сбалансировать весло, что облегчало работу гребцов. Размеры бригантина дает Бена (Bénat, 1721): длина 51 фут, ширина по миделю 9 футов 6 дюймов, высота борта 3 фута 10 дюймов 6 линий. Было по 12 весел на каждом борту, длина весла составляла 17 футов.

Вы, наверное, заметили, что в своем рассказе я перескакиваю с термина бригантина на другой термин – бригантин . Это не случайно. Дело в том, что в конце XVII века бригантина из парусно-гребного корабля с латинским вооружением превратилась в чистый парусник с прямым парусным вооружением. Чтобы различать эти два разных корабля, я предлагаю для гребного использовать термин бригантин (как это делают французы – brigantin ), а женский род -бригантина - оставить паруснику.

Но о том, как произошел переход от бригантина к бригантине, мы расскажем в следующий раз.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...