План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы. Михаил Лермонтов — Три пальмы: Стих

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

Читать стих «Три пальмы» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит всем любителям притч. Это произведение, написанное в 1838 году, имеет собственный глубокий и философский смысл. Основными персонажами стихотворения становятся сами пальмы, которые находятся в пустыне. Стихотворение затрагивает религиозные темы и проблему взаимоотношений человека с природой. Такие вопросы появляются во многих произведениях Лермонтова. Он всегда пытался найти ответы на самые странные загадки окружающего мира. А творчество использовал, как способ общения с собой, попытку размышлять и предполагать, возможность выразить мысль, высказать мнение.

Текст стихотворения Лермонтова «Три пальмы» передает суть того, что этот оазис является местом, недоступным для живых существ. Казалось бы, оно создано для того, чтобы стать спасением для потерявшегося путника. И пальмы взывают к Богу с этими очевидными мыслями. Тот, словно услышав их, отправляет к оазису людей, не способных оценить невероятную красоту этого места. Пальмы теряют свою красоту, становясь простым топливом. Оазис разрушен, на его месте остается лишь пустыня, такая, какой она должна быть. Такое болезненное воздействие человека на природу вызывает грусть и тоску. Действительно, люди не всегда могут порадоваться тому прекрасному, что дает им окружающий мир. Они думают о чем-то другом, земном, не столь важном. Гордыня мешает им увидеть все так, как оно есть на самом деле. Она застилает взор невидимой пеленой, закрывая все поистине прекрасное и невероятное.

Одним из основных вопросов, поднятых в произведении, является религиозный момент. Автор словно намекает на то, что не всегда прошения, направленные к Богу, приведут к осуществлению мечты. Многие не понимают, что их грезы могут принести лишь боль и разочарования. Не всегда цель оправдывает средства. Гордыня, которая осуждается в произведении, зачастую приводит к полному саморазрушению. Лермонтов пытается уберечь читателя от попыток получить нечто недосягаемое. Всегда нужно помнить, что мечты могут осуществляться, поэтому мыслить нужно правильно, и не стоит забывать о последствиях. Такой философский посыл несомненно следует учить на уроках литературы в старших классах. Полностью произведение можно прочесть онлайн или скачать на нашем сайте.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!”

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Восточное сказание

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских . Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.

Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».
Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», - писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

Три пальмы
(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»........

1.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а) гражданская тематика; б) вольнолюбивые; в) пейзаж; г) тема одиночества

2.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а)потребительское отношение человека к природе;

б)трагическое столкновение красоты с законами бытия;

3.Определите жанр стихотворения «Три пальмы»

а)баллада; б) поэма; в)сонет; г)элегия.

4.Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы»

а) ямб; б)хорей; в) дактиль г)амфибрахий

5. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

… Но только что сумрак на землю упал,

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

а) для создания поэтического колорита;

б)для сохранения ритма, размера;

в)для соответствия грамматическим нормам XIX века

Проверочный тест по лирике М.Ю.Лермонтова

1.В чем видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) трагическое столкновение красоты с законами бытия;

б)потребительское отношения человека к природе;

в)роковой смысл ропота пальм на Бога.

2.Что общего в тематике стихотворений М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «На севере диком…», «Утес»?

а)вольнолюбивые; б)тема одиночества; г)гражданская тематика; в) пейзаж;

3.Какова основная тема стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком»?

а)неразделенная любовь; б)трагическая непреодолимость одиночества;

в)разлука двух влюбенных.

4.Определител размер, которым написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»?

а)дактиль; б) ямб; в)хорей) г)амфибрахий

5.Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада; б) поэма; в) сонет; г) элегия.

6. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М.Ю.Лермонтов переносит ударение в словах?

…Но только что сумрак на землю упал.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

а) для соответствия грамматическим нормам XIX века

б) для создания поэтического колорита;

в) для сохранения ритма, размера.

1.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

а) четверых; б) пятерых; в) шестерых; г) семерых

2.Самым старшим мальчиком был

а) Ильюша; б)Павлуша; в) Федя г)Костя

3.Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о Бабе-яге; б) о водяном; в) о лешем; г)о русалке

4.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б) «На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее»

в) «лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое». «желтые, почти белые волосы».

Тест по произведению И.С.Тургенева.

1.Найдите описание Павлуши:

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонки, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».

б)Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного».

в)На вид было не более двенадцати лет», лицо… довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».

г)На вид было не более двенадцати лет», волосы всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее».

2.Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых; б) шестерых; в) семерых; г)пятерых;

3)Самым старшим мальчиком был:

а) Павлуша; б) Федя) в)Илюша; г)Костя

4)Какой истории не было в рассказе мальчиков?

а) о лешем; б)о водяном; в)о Бабе-яге; г)о русалке

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 1.

1.Как называется эпический жанр, в котором художественная образность основывается на приеме аллегории, иносказания?

а)былина; б)баллада в) басня 4)песня

2.Мораль басни «Свинья под Дубом» - обличение невежд:

а) которые отрицают важную роль просвещения и злом отвечают на добро;

б) которые довольны своими знаниями и не хотят учиться дальше;

в) которые не хотят трудиться для других.

3. Кому посвящены печальные строки стихотворения А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...?

а)Дельвигу; б)Кюхельбекеру; в)Пущину;

4.В каком возрасте А.С.Пушкин начал писать стихи?

а) в семь лет; б)в одиннадцать лет; в) в тринадцать лет; г) в пятнадцать.

5.Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

а) страх перед Троекуровым; б)уважение к богатому соседу; в)любовь к Марье Кириловне.

6.Стихотворение «Три пальмы» заставляет читателя:

а)заинтересоваться путешествиями; б) задуматься о добре и зле;

в)сожалеть о поступках людей; г)любоваться природой.

В1.Выпишите эпитет:

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой. _________________________

С1. Какие проблемы поднимает И.А.Крылов в своих баснях?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольный тест по пройденному материалу в 6 классе. Вариант 2

1.Что такое басня?

а)меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь;

б)короткий иносказательный рассказ (может быть в стихотворной форме) с нравоучениями

в)устный рассказ о событии, которое происходило с рассказчиком и его близкими, что придает повествователю достоверность;

г)быстро, без подготовки созданное стихотворение, чаще всего шуточного характера.

2.В какой басне И.А.Крылова главная мысль выражена в следующих словах:

А если корень иссушится,

Не станет дерева, ни вас?

а) «Свинья под Дубом»; б)Листы и Корни»;

в) «Стрекоза и Муравей» г) «Волк и Ягненок».

3.Каким стихотворным размером написано стихотворение «Зимнее утро»?

а) ямб; б)хорей; в)амфибрахий.

4.Где находился Лицей, в котором учился А.С.Пушкин?

а)в Москве; б)в Петербурге; в)В Царском селе; г)в Михайловском

5.Почему отказалась от помощи Дубровского Марья Кириловна?

а)разлюбила его; б)обиделась на него за опоздание;

в) обвенчалась в церкви с Верейским и должна хранить ему верность.

6.Какая тема отражена в стихотворении «Утес»?

а)веселья и радости; б)тоски и одиночества; в)любви к жизни; г)поэта и поэзии

В1. Выпишите эпитеты:

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка _______________________________

С1. Что такое баллада? Что вы знаете об особенностях произведений этого жанра?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...