План сочинения по литературе допуск к егэ. Сочинение ЕГЭ по литературе

Осталось совсем немного времени до начала нового учебного года. Но, уже сегодня учителей, родителей и будущих выпускников волнует вопрос, какие нововведения готовит Министерство образования 2017-2018 и чего ожидать тем, кто планирует сдавать ЕГЭ и бороться за бюджетные места в ВУЗах России.

В данной статье мы затронем наиболее важные темы:

В 2017-2018 году сдавать ГИА в формате ЕГЭ имеют право:

  • Учащиеся образовательных учреждений РФ (школ, лицеев, колледжей, ПТУ и др.), успешно освоившие программу среднего общего образования, не имеющие академической задолженности и оценок ниже «удовлетворительно».
  • Граждане РФ, получившие полное среднее образование в зарубежных образовательных центрах.
  • Выпускники прошлых лет, не сдававшие ЕГЭ или желающие повысить результат предыдущего года.

Дети, обучавшиеся по индивидуальным программам или в формате «семейного образования» предварительно должны пройти ГИА и написать итоговое сочинение, обратившись в образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию. Для допуска к ЕГЭ таким выпускникам необходимо получить на экзаменах оценку «удовлетворительно» или выше.

Право сдачи экзамена в досрочный период (с 22.03.18 по 13.04.18) имеют выпускники прошлых лет, а также 11-тиклассники, имеющие весомую документально подтвержденную причину.

ЕГЭ для жителей Крыма

С каждым годом все большее число крымских выпускников выбирают для обучения ВУЗы РФ. На протяжении последних двух лет 11-классники имели выбор – сдавать ГИА в формате ЕГЭ или же вступительные экзамены непосредственно в выбранном для обучения университете. Так, в 2017 году 84% выпускников Севастополя сделали выбор в пользу сдачи ЕГЭ. Большинство успешно справились с испытаниями и вступили на бюджетные или контрактные формы обучения в российские ВУЗы.

Согласно указу президента, подписанному в июле 2016 года, для выпускников Крымского полуострова в 2018 году Единый Государственный экзамен должен стать обязательным.

Влияние ЕГЭ на аттестационный балл

В 2018 году выпускникам важно качественно подготовится к сдаче ЕГЭ, так как полученные на испытаниях оценки могут существенно повлиять на аттестационный балл. Это нововведение коснется и обязательных предметов, и экзаменов по выбору.

Предположительно, система перевода балла ЕГЭ в оценку будет следующей:

Предмет

5 баллов

4 балла

3 балла

не сдал

Русский язык
Математика
Физика
Информатика
Биология
Химия
Обществознание
История
Иностранный язык
География
Литература

Обязательные предметы ЕГЭ 2018

На данный момент нет официальной информации о каких-либо изменениях в количестве обязательных испытаний. В 2017-2018 учебном году все участники ЕГЭ будут сдавать русский язык и математику (базовый либо профильный уровень). На выбор предложены такие предметы, как:

  • физика;
  • информатика;
  • химия;
  • биология;
  • история;
  • география;
  • литература;
  • обществознание;
  • иностранный язык: английский, французский, испанский, немецкий или китайский.

Дискуссии по перечню обязательных предметов продолжаются. Возможно, что уже в 2018 году будут приняты анонсированные нововведения в ЕГЭ и всем выпускникам придется сдавать историю, географию или иностранный язык. Также возможно введение интегрированного испытания по естественнонаучным дисциплинам.

Изменения в КИМ по различным предметам

Стоит сразу предупредить будущих 11-тиклассников, что материалы для подготовки к ЕГЭ, которыми пользовались выпускники 2016 года, уже не актуальны. В 2017 году КИМы по многим предметам претерпели существенные изменения.

Русский язык

Экзаменационная работа состоит из 2 частей, на выполнение которых отводится 210 минут:

  1. предусматривает дачу краткого ответа на вопрос;
  2. сочинение на заданную тему.

Существует вероятность того, что в 2018 году добавится и третья часть – говорение. Устная речь будет записана и после ценена комиссией. Большинство учителей считают, что только так можно оценить реальный уровень владения устной речью и способность ученика выражать свое мнение и позицию.

Математика

Из заданий полностью убрали тесты с одним вариантом ответа. В ЕГЭ базового уровня, а также в 1 блоке ЕГЭ профильного уровня будут предложены задания с множественным выбором (2 правильных ответа). Во 2 блоке профильного уровня упор планируют сделать на интегрированные задачи, требующие познаний из области алгебры и геометрии.

Физика

Хотя структура заданий в 2018 году не будет существенно изменена, учащихся 11 классов ожидает другой не очень приятный сюрприз – сокращение часов на изучение физики. В 2017-2018 учебном году Минобразования приняли решение вернуть в школы , выделив на преподавание часы за счет физики.

В билетах по физике выпускники также не встретят тестовых заданий. Даже задачи начального уровня потребуют дать краткий ответ (число, слово, десятичная дробь или последовательность), а для решение заданий высокого уровня придется аккумулировать все свои знания из разных областей физики и математики.

Также читайте подробнее о сдаче .

Информатика

Главным новшеством 2018 года в информационных технологиях долен стать полный отказ от бумажных билетов. Демонстрировать уровень владения компьютером, а также наличие навыков логического мышления и работы с данными, моделирования и построения алгоритмов придется с использованием компьютера.

Идея отличная, но будут ли учтены при этом особенности преподавания предмета в школах и предоставлена ученикам возможность выбора знакомого им программного обеспечения для выполнения заданий. Время покажет.

Литература

Еще в 2017 году активно обсуждались такие изменения в КИМах по литературе, как:

  1. уход от системы тестов с одним правильным ответом;
  2. повышение требований к сочинению;
  3. введение заданий творческого характера.

Исходя из анонсированных новшеств, можно ожидать, что билет по литературе будет состоять из трех блоков. На прохождение испытания в 2017 году предоставлялось 235 минут. Будет ли предоставлено в 2018 больше времени ввиду усложнения заданий, будет известно ближе к концу календарного года.

Биология

Количество заданий в билете сократилось (в 2017 году их предлагалось ученикам всего 28), но сложность существенно возросла. На смену тестам пришли задачи на дополнение схем и таблиц, подбор соответствий, а тажке анализ и синтез информации.

Неприятной неожиданностью для многих в 2017 году стал тот факт, что 11 из 28 задач содержали иллюстрации (рисунки, графики, схемы), чтение которых вызвало определенные затруднения.

Химия

Структура билета существенно изменилась в сравнении с 2016 годом. За 180 минут экзаменуемым будет необходимо выполнить 34 задания (что на 6 меньше, чем ранее). Но, при этом, вместо тестов с одним ответом предстоит:

  • сделать множественный выбор;
  • установить взаимно-однозначное соответствие;
  • решить расчетные задачи различного уровня сложности.

Обществознание

За 235 минут будущим абитуриентам предстоит дать ответ на 29 заданий, разделенных на два блока:

  1. 20 заданий с коротким ответом, в которых понадобится: вставить слово, установить соответствие, выбрать правильные ответы.
  2. 9 заданий с развернутым ответом, в которые входит и небольшое эссе.

Иностранный язык

Экзамены по английскому, немецкому, французскому и испанскому языку практически не изменились. Они проходят в два этапа:

  1. Основной, на прохождение которого отводится 180 минут, включает выполнение заданий на грамматику, лексику, чтение и аудирование.
  2. Второй этап – устная речь.

Новым для учеников в 2017-2018 году будет возможность сдачи китайского языка, изучение которого сегодня стремительно набирает популярность. ЕГЭ по китайскому успешно прошли апробацию в 2017 году и в этом сезоне будут предложены выпускникам наряду английским или испанским.

Является главной формой итоговой аттестации для российских школьников, окончивших учебу в 11 классе. Данное испытание заставляет учащихся и их родителей не просто нервничать при подготовке к экзамену, но и с трепетом ожидать полученных результатов. Набранные балы покажут, сможет ли школьник , стать студентом бюджетной формы обучения, и сэкономить родителям оплату контракта, а впоследствии – стать востребованным специалистом с достойной оплатой труда.

Впрочем, несмотря на обязательность ЕГЭ, к экзамену сначала нужно получить допуск. Не стоит думать, что для этого достаточно написать заявление! Учащимся, которые не слишком жалуют школьные предметы и подготовку к ним, сначала придется позакрывать долги. Кроме того, все ученики в обязательном порядке пишут по русскому языку. Что ж, давайте разберемся, как гарантированно получить право на сдачу ЕГЭ в 2018 году!

Чтобы получить допуск к ЕГЭ-2018, вам придется выполнить ряд требований!

Как получить доступ к написанию ЕГЭ?

Допуск к сдаче общероссийских экзаменов могут получить:

  • лица, которые окончили старшую школу ранее 2017\2018 учебного года;
  • учащиеся 11-х классов, окончившие среднее образовательное учреждение в текущем учебном году;
  • ребята, которые обучались по программе средней школы в иностранных учреждениях;
  • учащиеся учреждений, которые не имеют подтвержденной госаккредитации на оказание образовательных услуг, а также дети, которые получали семейное образование или занимались самообразованием. Таким лицам нужно написать заявление на сдачу ЕГЭ за 3 месяца до наступления экзаменации.
  • лица, имеющие медицинское подтверждение проблем со здоровьем, а также те, кто помогает в обучении детей с инвалидностью;
  • те, кто обучается в учреждениях специального учебно-исправительного рода, или прошел обучение в местах лишения свободы;
  • лица, которые прошли программу профессионального обучения.

Впрочем, если у вышеперечисленных категорий лиц нет желания сдавать ЕГЭ, то для получения школьного аттестата им все равно придется сдавать другую форму экзаменации. В России это ГВЭ.

Требования, выдвигаемые к участникам ЕГЭ

В нормативных документах, изданных образовательными ведомствами РФ, прописано, что допуск к ЕГЭ можно получить лишь в том случае, если ученик соответствует таким критериям:

  • имеет как минимум удовлетворительный рейтинг выполнения индивидуального плана (школьник должен закрыть год хотя бы с тройками и не иметь ни одной двойки);
  • в установленное время написал и сдал итоговое сочинение или изложение по русскому языку, которое получило позитивную оценку у проверяющего учителя (допуск получают все, кто получил «зачет»);
  • может предъявить паспорт на процедуре регистрации.

Отдельное требование в виде дополнительного допуска к ЕГЭ выдвигается к тем ребятам, которые учились в семье или в школах без госаккредитации – сначала им предстоит промежуточная аттестация по дисциплинам из школьной программы, которую нужно сдать не менее чем на тройки. Если такие дети намереваются поступать в ВУЗ, им стоит пройти промежуточную аттестацию как можно лучше – ведь именно эти отметки пойдут в их школьный аттестат.


Если вы не учились в школе, допуском к ЕГЭ станет промежуточная аттестация

Сдача ЕГЭ в дополнительный или досрочный период

К экзаменации, проводимой в дополнительный период, могут получить доступ такие категории лиц:

  • школьники, которые получили двойку не более чем по одному из предметов, относящихся к перечню обязательных (по русскому языку или математике), и не более чем по одному предмету из вариативной части ЕГЭ;
  • ученики, которые писали ЕГЭ в основные даты, но были вынуждены покинуть экзаменационную аудиторию, не закончив работу с билетом. Причина, по которой ученик ушел с экзамена, должна быть уважительной и подкрепленной документами;
  • выпускники, которые подавали вследствие нарушения порядка проведения ЕГЭ в основном периоде (плохой звук на аудировании, нехватка раздаточного материала и тому подобное). Если оценка получилась существенно ниже ожидаемой, а факт нарушения был доказан, то ученик может писать ЕГЭ повторно.

Допуск к повторной сдаче ЕГЭ не могут получить школьники, которые были удалены из аудитории за неподобающее поведение или списывание, а также те, кто получил двойки сразу по двум обязательным предметам. Следующий шанс получить аттестат и сдать ЕГЭ им будет предоставлен лишь через год.

Допуск к досрочному ЕГЭ предоставляется:

  • одиннадцатиклассникам, которые желают отправиться на в весеннюю кампанию призыва;
  • спортсменам, которые собираются ехать на соревнования или сборы на уровне страны или мира;
  • школьникам, которые представляют РФ на конкурсе или олимпиаде российского или мирового значения, если даты этих мероприятий совпадают с основным ЕГЭ;
  • ученикам, которым нужно пройти лечение или профилактику по состоянию здоровья;
  • ребятам, которые переезжают в другую страну (по семейным обстоятельствам или на учебу).

Итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ-2018

Подробности о нюансах итогового сочинения можно прочитать в . Сейчас мы лишь немного остановимся на организационных моментах. Большая часть ребят пишет сочинение, так как оно может быть учтено при поступлении в ВУЗ – в отличие от изложения, которое ВУЗами не рассматривается. Подать заявление нужно не позже, чем за 2 недели до написания работы. Выпускникам, закончившим школу ранее 2017/2018 учебного года, к заявлению нужно приложить оригинал документов о полученном образовании.


Потренируйтесь писать сочинения, чтобы точно получить допуск к ЕГЭ-2018

В российской практике за данным мероприятием закреплен определенный день, которым является первая среда декабря. Писать сочинение можно на протяжении 235 минут. Проверяются работы только тех участников, которые написали более 350 слов, формулируя мысли самостоятельно, а не воспроизводя заученные наизусть тексты. В противном случае сразу ставится «незачет».

Кто может выбирать форму работы самостоятельно?

Между написанием сочинения и изложения могут выбирать такие группы лиц:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • инвалиды;
  • дети, проходящие обучение в учреждениях санаторно-курортного типа из-за продолжительного лечения или реабилитации;
  • лица, находящиеся на обучении в закрытых учреждениях учебно-воспитательного характера и местах лишения свободы.

Первые две категории лиц получат для написания работы 1,5 дополнительных часа. Важный момент: такие подростки будут писать работу в условиях, которые соответствуют их состоянию здоровья. Дети с особыми потребностями могут даже писать работу на дому, если такая необходимость подтверждается выводами комиссии, состоящей из психологов, медиков и педагогов.

Особые условия создаются для детей, которые имеют аутистическое расстройство, слабо слышат или имеют значительные нарушения речи. Они могут читать текст, который выносится на изложение, на протяжении 40 минут. Еще один пункт касается лиц с инвалидностью и тех, кто имеет ограниченные возможности, – такие подростки могут сдавать изложение устно, а не письменно. Кроме того, таким участникам должны быть предоставлены помощники, которые помогут им осуществить передвижение по аудитории, занять свое место и прочитать текст.

Отметим также, что если сочинение было выбрано по желанию, то ребенок-инвалид или ученик с ОВЗ могут выбрать удобную им дату из предлагаемого перечня. Участникам необходимо написать работу объемом от 250-300 слов, самостоятельно излагая информацию, опираясь на предложенный текст, но не записывая его дословно. Если эти критерии не соблюдены, то за работу сразу ставится «незачет».

Пересдача сочинения


Плохо написали сочинение? Не волнуйтесь – у вас еще будет шанс пересдать!

Дополнительными сроками для написания работы в виде сочинения или изложения в России являются первая февральская среда и первая рабочая среда в мае. Список причин, которые дают право пересдавать сочинение или изложение.


Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:

I. Вступление - формулировка темы.
Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.

II. Основная часть - раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис - литературный аргумент- мини-вывод.

III. Заключение - обобщение ваших мыслей.
Заключение - последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.
Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

Часть сочинения

Клише

Вступление

С давних времён люди задумывались над вопросом …

Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

Как следует относиться к …?

Я считаю, что…

На мой взгляд, ….

Переход от вступления к основной части

Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

Основная часть

Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

Аргумент

Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Писатель описывает…

Писатель рассказывает о …

В этом произведении в центре стоит…

Главный герой (героиня) …

Поэт думает, что…

Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

Переход ко второму литературному примеру

Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод: …

Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

В заключение хочется отметить…

Мне бы хотелось верить, что…

Хотелось бы, чтобы люди задумались…

Давайте будем….

Пример работы над темой сочинения


Для примера обратимся к теме, предложенной для написания учащимся в 2017 году.

Одна из тем звучала следующим образом: «Какой поступок можно назвать бесчестным?»

Для начала следует написать план сочинения.

I. Вступление.
Тема сочинения представлена в форме вопроса, поэтому начать свою работу в данном случае легче всего именно с постановки этого вопроса. Например:
Какой поступок можно назвать бесчестным? Я считаю, что каждый из нас хотя бы раз задумывался над этим вопросом. На мой взгляд, бесчестным поступком можно считать … (далее следует мысль, которую в дальнейшем вам необходимо будет доказать). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

II. Основная часть.
Сначала вам необходимо определить, какие художественные произведения подходят для доказательства темы. Можно обратиться к примерам из произведений школьной программы - «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Затем следует написать тезисный план основной части сочинения. Он должен выглядеть примерно так:
А) Честь и бесчестие в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Дуэль Петра Гринёва и Швабрина.
Б) Захват Белогорской крепости Пугачёвым. Измена Швабрина.
В) Честь и бесчестие в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Взаимоотношения Печорина и Грушницкого.
Г) Дуэль Печорина и Грушницкого.

III. Заключение.
В последнем пункте своего сочинения вы резюмируете свои мысли, можно воспользоваться одним из клише, процитировать чьи-то мудрые слова и построить на них заключительные размышления. Например, можно обратиться к следующим словам:
«Честь дороже жизни» (Ф. Шиллер)
«Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец». (У. Шекспир)
После написания плана сочинения приступайте непосредственно к написанию самой работы. Не забывайте о критериях проверки сочинения.

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 5 декабря 2018 года (основная дата)
  • 6 февраля 2019 года (дополнительные сроки)
  • 8 мая 2019 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

Новые направления 2018-2019 года

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали аргументы из литературы, рекомендованной ФИПИ. Кликнув на направление, вы перейдете к ним.

  1. Отцы и дети;
  2. Мечта и реальность;
  3. Месть и великодушие;
  4. Искусство и ремесло;
  5. Доброта и жестокость.

Темы

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Также наши авторы будут писать итоговые сочинения одновременно с вами, когда заветные вопросы появятся в открытом доступе, поэтому вы в любом случае сможете найти ответы в сети. Мы, конечно, понимаем, что, как и большинство шпаргалок, данная мера необходима не для списывания, а для того, чтобы вы были в полной уверенности, что «незачет» вам не светит в любом случае. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене. Вот наша . А здесь мы перечислим то, что уже написано и опубликовано на сайте.

Реальные

Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

Подготовка к итоговому сочинению

Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

Вот еще несколько советов:

Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

Алгоритм написания эссе:

  • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
  • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
  • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
  • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
  • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
  • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Вам в помощь мы составил универсальный план для итогового сочинения:

Список литературы

Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

Доброта и жестокость

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

Месть и великодушие

  • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
  • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • В.М. Гаршин, «Трус»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Мечта и реальность

  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

Отцы и дети

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского».

Искусство и ремесло

  • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
  • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
  • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
  • М. Горький: «На дне»;
  • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
  • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
  • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

Банк аргументов

Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Всем учащимся 11 классов по окончании учебного года предстоит сдавать самый важный экзамен, от результатов которого будет зависеть его дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. ЕГЭ заставляет 11-классников испытывать сильное волнение, да и родители этих детей также волнуются за их результаты. Чем больше баллов при ЕГЭ наберет школьник, тем проще ему будет поступить в престижный вуз на востребованную специальность. Не стоит забывать, что высокие показатели единого государственного экзамена могут стать билетом на возможность поступления на бюджетное место в Вузе. Следовательно, учащийся будет вправе в процессе своей учебы рассчитывать на получение стипендии.
Однако, к участию в ЕГЭ требуется получение соответствующего допуска. Помимо письменного заявления, лицам, имеющим неуды либо прогулы необходимо исправить ситуацию. Также перед ЕГЭ всеми 11-классниками пишется итоговое сочинение по русскому.

На допуск к единому государственному экзамену вправе рассчитывать:
1. Учащиеся, окончившие 11 классов раньше 17-18 годов.
2. Лица, окончившие школу в 2018.
3. Ученика, обучающиеся по программе средней школы за рубежом.
4. Лица, обучающиеся по программе семейного образования. Категория лиц, занимающаяся самообразованием, саморазвитием. Данной категории детей требуется подать письменное заявление на сдачу ЕГЭ за 90 дней до начала экзамена.

Существует определенная категория учащихся, которая вправе сдавать ЕГЭ в добровольной форме:
1. Лица, имеющие проблемы по здоровью (при этом данным факт должен быть документально подтвержден), помогающие в обучении деток инвалидов.
2. Категория лиц, прошедших обучение в исправительных учреждениях либо в местах лишения свободы.
3. Учащиеся, прошедшие программу профессионального обучения.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...